23, 18)? и немного ниже: и аще бы стали въ совете ( ν τ ποστσει) Моемъ, и слышали словеса Моя (Іер. 23, 22). постась есть сущность, и не иное что означаетъ, какъ самое существо. Это Іеремія называетъ бытіемъ ( παρξις), говоря: не слышаша гласа бытія (Іер. 9, 10). Ибо постась и сущность есть бытіе. Богъ есть и имеетъ бытіе. Сіе разумея и Павелъ написалъ къ Евреямъ: Иже сый сіяніе славы и образъ постаси Его (Евр. 1, 3). Эти же, думающіе о себе, что знаютъ Писанія, и именующіе себя мудрыми, поелику не хотятъ употребить о Боге слово: постась (а это написали они на Соборе Ариминскомъ и на другихъ своихъ Соборахъ), не справедливо ли низложены, когда и сами, подобно безумному, говорятъ въ сердце: несть Богъ (Псал. 13, 1)? Еще же Отцы въ Никеи учили, что Сынъ–Слово не тварь или произведеніе, потому что читали: вся Темъ быша (Іоан. 1, 3), и: Темъ создана быша всяческая, и въ Немъ состоятся (Колос. 1, 16–17). Но эти, более аріане, нежели христіане, на другихъ своихъ Соборахъ осмелились Сына назвать тварію, однимъ изъ техъ созданій, которыхъ Зиждителемъ и Творцемъ есть само Слово. Ибо, если вся Темъ быша, а самъ Сынъ есть тварь; то сотворилъ Онъ и самого Себя. Но какъ творимое можетъ творить? Или какъ Творящій творится? 5) Такъ не стыдятся они утверждать подобное сему, за что и ненавидимы всеми; выставляютъ просто на видъ Ариминскій Соборъ, когда доказано, что на этомъ Соборе они низложены. И если взять это выраженіе, написанное въ Никеи, что Сынъ единосущенъ Отцу, за которое они, какъ показываютъ, препираются съ Соборомъ, и о которомъ всюду жужжатъ, какъ комары; то — или по неведенію претыкаются о него, какъ претыкающіеся о положенный въ Сіоне камень преткновенія (Рим. 9, 33), или, хотя и знаютъ, но потому именно спорятъ и непрестанно вопіютъ, что оно служитъ подлинно самымъ строгимъ приговоромъ ихъ ереси. И оскорбляетъ ихъ не выраженіе, но заключающееся въ выраженіи ихъ осужденіе. И въ этомъ опять виновны сами они. Если же хотятъ они скрыть это, хотя и знаютъ; то намъ следуетъ сказать, чтобы и изъ сего явствовала совершенная точность великаго Собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

И между темъ какъ о всехъ другихъ говорится только то, что они произошли или рождены, объ Одномъ только рожденномъ отъ Маріи сказано: и Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14). Гл. 13. Изъ этого видно, что на всехъ другихъ Слово сходило для пророчествованія, но то же Слово, принявши для себя плоть отъ Маріи, явилось человекомъ, будучи по естеству и по существу Словомъ Божіимъ, по плоти же отъ семени Давидова и отъ плоти Маріи соделавшись человекомъ какъ сказалъ Павелъ (Рим. 1, 3; Гал. 4, 4 и др). Его и Отецъ указалъ на Іордане и на горе, говоря: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матф. 3, 17; 17, 5). Сего Аріане отвергли, а мы признаемъ, покланяемся Ему, не разделяя Сына и Слова, но зная, что Само Слово есть Сынъ, чрезъ Котораго все произошло, и мы стали свободны. Посему мы и удивились, какъ вообще между нами возникла такая распря о семъ. Но благодареніе Богу, насколько огорчены мы были, читая памятныя записи, настолько же обрадованы концемъ ихъ. Ибо возмущенные въ своей вере удалились съ согласіемъ и помирились съ исповеданіемъ благочестивой и православной веры. Это–то и меня, прежде того много обдумывавшаго дело, заставило написать сіе немногое, такъ какъ я разсудилъ, какъ бы отъ молчанія не произошла вместо радости скорбь для подавшихъ вамъ своимъ согласіемъ поводъ радоваться. Итакъ прошу прежде всего твою благосклонность, а потомъ и слушателей принять сіе посланіе съ благою совестію, и если въ немъ чего либо не достаетъ для благочестія, исправить и раскрыть мне; если же что, какъ отъ простеца въ слове, написано и несоответственно достоинству предмета и несовершенно, то признать это следствіемъ нашей немощи въ слове. Будьте здравы! Дозде посланіе Афанасія. Гл. 14. Итакъ, когда приведено было намъ и это посланіе, мы на основаніи слышаннаго нами отъ нихъ или отъ другихъ решились писать противъ нихъ; и такъ какъ для всехъ стало ясно, что мы никого не оклеветали, то я примусь за опроверженія ихъ, дабы ни съ какой стороны ни у кого не впасть намъ въ подозреніе, какъ оклеветывающимъ братій нашихъ, хотя я и до сихъ поръ умоляю ихъ исправить то, что кажется огорчающимъ насъ, чтобы ни они намъ не причинили вреда, ни мы имъ. Ибо мы часто и пословъ посылали къ нимъ и увещавали и еще продолжаемъ увещавать прекратить любопреніе и последовать Божественному постановленію апостоловъ и евангелистовъ, и отцевъ, и исповеданію веры простой, твердой, непоколебимой и правдивейшей во всемъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Небесныя божественныя обители достойно приняли тебя, какъ одушевленное небо, Пречистая, и ты въ светломъ украшеніи, какъ пренепорочная невеста, предстала Царю и Богу (Псал. 44, 9). Песнь 3–я. Ирмосъ. Богородица, живый и неоскудевающій источникъ! Укрепи певцовъ твоихъ, составившихъ духовное торжество въ (день) божественной памяти твоей, и удостой (ихъ) венцевъ славы. Происшедши отъ чреслъ смертныхъ, Чистая, ты имела и кончину, сообразную съ природою: но (какъ) родившая истинную Жизнь, ты переселилась къ Жизни Божественной и ипостасной (Іоан. 14, 6). Сонмъ богослововъ (Апостоловъ) отъ концевъ (земли), и множество Ангеловъ съ высоты стеклись къ Сіону по мановенію Всемогущаго, чтобы достодолжно послужить при твоемъ погребеніи, Владычица (Ис. 30, 19). Песнь 4–я. Ирмосъ. Созерцая неизследимый Божій советъ о твоемъ, Всевышній, воплощеніи отъ Девы, пророкъ Аввакумъ восклицалъ: слава силе Твоей, Господи. Дивно было видеть, что одушевленное небо Вседержителя нисходитъ въ недра земли; какъ чудны дела Твои! — слава силе Твоей, Господи! (Псал. 102, 19; 138, 14). Если непостижимый Плодъ ея, для коего она соделалась небомъ, добровольно подвергся погребенію, подобію смертному; то и безбрачно Родившая отвергнетъ ли погребеніе? (Лук. 1, 42). Въ преставленіи твоемъ, Матерь Божія, Ангельскія воинства со страхомъ и радостію покрывали священнейшими крылами пространнейшее, Бога вместившее тело твое (Псал. 90, 11). Песнь 5–я. Ирмосъ. Все изумилось при честномъ успеніи твоемъ: ибо Ты, непознавшая брака Дева, отъ земли преставилась въ вечныя обители и къ безконечной жизни, даруя спасеніе всемъ воспевающимъ тебя. Да звучатъ въ день сей трубы богослововъ, и многоречивый языкъ человековъ да возвещаетъ ныне; да огласится воздухъ, озаряясь безмернымъ светомь, и Ангелы да воспеваютъ успеніе Девы (Псал. 80, 4). Достоинъ былъ воспеть тебя, Дева, (св. Іерофей) сосудъ избранный; будучи весь въ изумленіи, въ восторге, и всецело освященъ Богомъ, онъ и видимъ былъ всеми и действительно былъ боговдохновенъ, преславная Богородица! (Чет. — Мин.) Песнь 6–я.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Ибо Дева не сожительствовала съ мужемъ; да не будетъ! Потому что, если бы она родила детей, всегда пребывая вместе съ Самимъ Спасителемъ, то было бы сказано, что и дети ея была съ нею вместе. Ихъ вводитъ въ заблужденіе сказанное: вотъ, мати твоя и братія твоя вне стоятъ, ища Тебя (Лук. 8, 20). Но они и не знаютъ того, что написано прежде сего: ни братія его вероваху въ Него (Іоан. 7, 5). Ибо и мы въ прежнее время удивлялись столь просто написанному въ Божественныхъ Писаніяхъ, но теперь, все понявши, благодаримъ Бога, утвердившаго истину всего Писанія повидимому краткими словами, поставленныма въ Божественномъ Писаніи. Постоянно слыша объ Іакове, что онъ назывался братомъ Господнимъ. мы съ удивленіемъ говорили: какая въ томъ нужда? а теперь мы узнали, по какой причине такъ напередъ сказало Божественное Писаніе. Это конечно для того сказано, чтобы когда слышимъ: вотъ мати твоя и братія твоя вне стоятъ, ища Тебя, мы поняли, что говорится объ Іакове и о другихъ сынахъ Іосифа, а не о сынахъ Маріи, не существовавшихъ. Ибо известно, что Іаковъ былъ старшій возрастомъ во время пришествія Господа во плоти. Но и о самихъ братьяхъ Его говоритъ Писаніе, изобличая еретиковъ и поименно называя Іакова, Іосію, Семеона, Іуду, Саломію и Марію (ср. Марк. 6, 3 и 15, 40) для того, чтобы они поняли, чей Онъ былъ сынъ и отъ какой матери былъ Іаковъ, а также, чтобы уразумели по возрасту, кто старше: потому что Іисусъ распятъ былъ на тридцать третьемъ году своего воплощенія; царствованія же Ирода, сына Архелая, въ то время былъ годъ двадцатый. Гл. 10. Въ тридцать третьемъ году царствованія перваго Ирода, сына Антипатрова, раждается Спаситель въ Вифлееме Іудейскомъ, каковой годъ былъ сорокъ вторымъ царствованія Августа. По прошествіи двухъ летъ после того, Онъ переносится Іосифомъ въ Египетъ, такъ какъ по причине сказаннаго волхвами Ироду, Иродъ искалъ Отроча (чтобы убить Его). Сходитъ въ Египетъ и тамъ проводитъ еще два года. Затемъ умираетъ царь Иродъ на тридцать осмомъ году (своего царствовавія); а наследуетъ ему Архелай, сынъ его, царствовашій девять летъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Аэтія глава 5. Если Богъ есть нерожденный по сущности, то рожденное родилось не разторженіемъ сущности, оно произведено произвольно. Ибо никакое благочестивое ученіе не допускаетъ чтобы одна и таже сущность была и рожденною и нерожденною. Опроверженіе. Часто ты приходилъ къ намъ съ выраженіями: рожденное и нерожденное, тщеславясь именемъ Божіимъ, между темъ, какъ ты погребъ разумъ свой во всякомъ беззаконіи. А оное (имя) вожделенно для всякаго имеющаго недостатокъ, будучи изобиліемъ въ томъ, въ чемъ онъ имеетъ недостатокъ, къ утешенію, даже и тогда, когда онъ, если бъ не получилъ сего, только на устахъ носилъ оное. И ты, поелику являешься безбожнымъ, хвалишься произнесеніемъ имени Его хотя на словахъ, такъ какъ не пріобрелъ Его въ действительности страхомъ, верою, надеждою и любовію къ Нему. Или, быть можетъ, для тебя достаточно было однажды произнести это имя, и не преступать предела установленнаго въ последовательности? Ясно указаніе на тебя, сделавное намъ Спасителемъ, что отъ плодъ ихъ познаете ихъ (Матф. 7, 16), въ томъ, что облеченъ ты въ шкуру овечью, внутри же — хищникъ и подобенъ волку (срав. Матф. 7, 15): ибо еслибъ ты былъ рожденнымъ отъ Святаго Духа (срав. Іоан. 3, 6) и наученнымъ отъ пророковъ и апостоловъ, то тебе должно было бы, прошедши отъ начала книги Бытія міра до временъ книги Есфирь, то есть, двадцать семь книгъ Ветхаго Завета, считаемыхъ въ числе двадцати двухъ, также четыре святыхъ Евангелія, и четырнадцать посланій святаго апостола Павла и содержащія въ себе описаніе событій временъ прежде бывшихъ или современныхъ имъ Деянія апостольскія, соборныя посланія Іакова, Петра, Іоанна и Іуды, Апокалипсисъ Іоанна и книги Премудрости, т. е., Соломона и сына Сирахова  и вообще все Божественныя Писанія, изобличить самаго себя въ томъ, что ты пришелъ къ намъ съ именемъ, которое нигде въ нихъ не упоминается, правда не неприличнымъ Богу, но благочестивымъ въ отношеніи къ Нему, разумею имя Нерожденнаго, нигде въ Божественномъ Писаніи не высказанное. Конечно никто никогда не былъ столько безуменъ, чтобы мыслить Бога рожденнымъ; но не было также и нужды одного Отца, ради Рожденнаго отъ Него, называть Богомъ нерожденнымъ, дабы кто–либо не подумалъ, что это приложимо не только къ одному Отцу, но и къ Сыну и Святому Духу, такъ какъ правый разумъ и Святый Духъ поучаетъ всехъ сыновъ истины не считать этого предметомъ удивленія, но признавать сообразнымъ съ темъ что требуетъ направленный къ благочестію разсудокъ и что заключается въ немъ самомъ относительно Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

3, 16). Больше этого я не имею, что сказать. И Сынъ есть Богъ; Апостолъ говоритъ: отъ нихъ же Христосъ по плоти, сый надъ всеми Богъ (Рим. 9, 5). Еще говорится: веруй въ Господа Іисуса и спасешися. И глаголалъ имъ слово Господне, введъ же я въ домъ свой, постави имъ трапезу, и возрадовася со всемъ домомъ, веровавъ Богу. (Деян. 16, 31, 32, 34). Или: въ начале бе Слово и Слово бе къ Богу и Богъ бе Слово (Іоан. 1, 1). Или: да ученіе Спасителя нашего украшаютъ (Тит. 2, 16). Или : явися благодать Господа и Спаса нашего Христа всемъ человекомъ, наказующи насъ; ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 11. 13). Или: вотъ служеніе Духа и Слова: внимайте, сказано, себе и всему стаду, въ немже васъ Духъ Святый постави епископы пасти церковь Бога (Деян. 20, 28). Это похоже на слова: благодарю укрепляющаго мя Христа Іисуса, Господа нашего, яко верна мя непщева, положивъ въ службу (1 Тим. 1, 12). Гл. 7. И такъ Сынъ и Духъ Святый, какъ доказано, действуютъ вместе со Отцемъ: Словомъ Господнимъ небеса утвердишася и Духомъ устъ Его вся сила ихъ (Псал. 32, 9). Духъ же Святый есть покланяемъ, ибо покланяющіеся Богу должны покланяться Духомъ и истиною (Іоан. 4, 24). Если же истина действуетъ вместе съ Духомъ, то тварь не производитъ твари, ни Божество не бываетъ сотвореннымъ, ни Богъ не познается ограниченнымъ мерою, или объемомъ; ибо Онъ неописуемъ, невместимъ, непостижимъ, но объемлетъ все дела Божіи. Твари же не должно приносить служенія: ибо послужиша твари паче творца и объюродеша (Рим. 1, 25. 22). Действительно: какъ не глупо твари приписывать божество и нарушать заповедь Отца, которая гласитъ: слыши Израилю, Господь Богъ твой единъ есть, не будетъ тебе Богъ новъ (Втор. 6, 4; Псал. 80, 10)? Въ святыхъ Писаніяхъ различными именами называются Отецъ и Сынъ и Святый Духъ; Отецъ называется Отцемъ Вседержителемъ, Отцемъ всехъ, Отцемъ Христа, а Господь — Словомъ, Христомъ, Сыномъ, Светомъ истиннымъ, Духъ же Святый — Утешителемъ, Духомъ истины, Духомъ Божіимъ, Духомъ Христовымъ. И такъ что же? И Богъ Отецъ разумеется какъ светъ, но какъ светъ, чрезмерно блестящій, какъ сила и премудрость. Если же Богъ Отецъ — светъ, то и Сынъ светъ отъ света и поэтому во свете живый неприступнемъ (1 Тим. 6, 26). Богъ же вообще есть сила, и потому — Господь силъ. Богъ есть и премудрость, и такимъ образомъ Сынъ есть премудрость отъ премудрости, въ Немже вся сокровища премудрости сокровена (Кол. 2, 3). Богъ есть и жизнь, потому и Сынъ есть жизнь отъ жизни: Азъ есмь истина и животъ (Іоан 14, 6). Духъ же Святый отъ обоихъ, духъ отъ духа. Духъ есть Богъ, Божество, раздаятель дарованій, истиннейшій, просветительный, утешительный, возвеститель воли Отца. Ибо какъ Сынъ — велика совета Ангелъ (Ис. 9, 6), такъ и Духъ Святый. Мы, сказано, пріяхомъ Духа Божія, да вемы яже отъ Бога дарованная намъ, яже и глаголемъ не въ наученыхъ премудрости словесехъ, но въ явленіи Духа Божія, духовная духовными сразсуждающе (1 Кор. 2, 12–13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Поелику собравшіеся Епископы хотели отстранить злочестивыя выраженія, изобретенныя аріанами, каковы: «изъ не–сущихъ»; «именованіе Сына тварію и произведеніемъ»; «было, когда Сынъ не былъ»; «Сынъ изменяемъ по естеству»; написать же употребляемыя всеми выраженія, взятыя изъ Писаній, а именно: Слово есть единородный отъ Бога по естеству (Іоан. 1, 14. 18), Отчая сила, единая Отчая премудрость (1 Кор. 1, 24), истинный Богъ, какъ сказалъ Іоаннъ (1 Іоан. 5, 20), сіяніе славы и образъ постаси Отчей, какъ написалъ Павелъ (Евр. 1, 3); а Евсевіевы приверженцы, увлекаемые собственнымъ своимъ зловеріемъ, говорили другъ другу: «согласимся въ этомъ, потому что и мы отъ Бога; единъ Богъ, изъ Негоже вся (1 Кор. 8, 6); древняя мимоидоша, се быша вся нова, всяческая же отъ Бога (2 Кор. 5, 17–18)»; имели они также въ виду и написанное въ книге «Пастырь»: «прежде всего веруй, что единъ есть Богъ, Который все создалъ и устроилъ, и изъ небытія привелъ въ бытіе»; то Епископы, усмотревъ ихъ коварство и злокозненность нечестія, яснее выразили бытіе отъ Бога и написали, что Сынъ отъ Божіей сущности, показывая темъ, что тварямъ приписывается бытіе отъ Бога, потому что существуютъ оне не сами отъ себя и не безъ причины, но имеютъ начало бытія; единый же Сынъ собственно есть Божіей сущности, въ чемъ и состоитъ особенность единороднаго и истиннаго Слова въ отношеніи къ Отцу. Таковъ былъ поводъ написать: « отъ сущности» . Но опять, поелику Епископы спрашивали у сихъ немногихъ: не именуютъ ли они Сына не тварію, но силою, единою Отчею премудростію, вечнымъ образомъ, во всемъ подобнымъ Отцу, истиннымъ Богомъ; то Евсевіевы последователи, какъ заметно стало, показывали другъ другу знаками, что и эти выраженія простираются и на насъ, потому что и мы называемся образомъ Божіимъ и славою Божіею, и о насъ сказано: присно бо мы живіи (2 Кор. 4, 11); и силъ много: изыде вся сила Господня отъ земли Египетскія (Исх. 12, 41); даже гусеницы и пруги именуются силою великою (Іоил. 2, 25); и: Господь силъ съ нами, заступникъ нашъ Богъ Іаковль (Псал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Михаил) (13). д. Вскъ творй грхъ, и беззаконїе торитъ: и грхъ есть беззаконїе. (5, 17. Іак. 2, 10. Рим. 4, 7 ). 4 . Грех – (μαρτα) – значит собственно «ошибка, недостаток, заблуждение» и, в этом смысле, преступление закона – грех; беззаконие – (νομα) – «сознательное нарушение законов и непризнание их», беззаконие (νομα) употребляется даже прямо вместо «отступление» (ποστασα). (14) Если Апостол Павел сознательного и самого ожесточенного последнего противника Христа, – явного беззаконника ( 2Сол. 2, 8 ) называет человеком греха ( 2Сол. 2, 3 ); то, не потому, что смешивает два совершенно различные понятия, – сам же он в другом месте строго разграничивает их: Рим. 4, 7 . – Антихрист называется человеком греха не по жизни и действиям, а по происхождению, как порождение первородного греха, как беззаконник ( 2Сол. 2, 8. 4 ), имеющий выйти из среды язычества, где еще царствует грех (Ср. примеч. к 19 ст. 2 гл.). – Делающий грех употреблено в противоположность выражению 2, 29. – делающий правду; делает беззаконие – в противоположность выражению 3-го ст, очищает себя. – Всякий делающий грех и не удаляющийся от греха, зная что Господь для того и приходил на землю, чтобы избавить нас от грехов и взять их на Себя, будучи Сам безгрешен (5 ст.), да правдою поживем ( 1Петр. 2, 21. 22. 24 ) – сознательно противится воле Божией (2, 17) – Божественному домостроительству спасения нашего, и – грех вменяется ему как беззаконие, – как преступление, которому он подвергся без борьбы, существенная необходимость которой известна и очевидно сознана. Так объясняет сам Апостол изречение свое о грехе и беззаконии в следующем 5-м стихе. е. И всте, к нъ вис, да грх наш возметъ: и грха въ немъ нсть. (ст. 8. 1, 7. 1Петр.2, 24 . Іоан. 8, 46. 2Кор. 5, 21 ). 5. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. 5 . См. примеч. к 4 ст. – Взять грехи: (ιρειν) не «понести,» (φρειν), в смысле жертвы за грех, как у Иоанна в другом месте ( Иоан. 1, 29 ), а «отнять», «уничтожить» (Феоф. 181) (15). Ср. 1, 7. – Слова: и что в Нем нет греха – 3 ст. 2, 29. – связывают настоящий стих с последующим, показывая основание мысли 6-го ст. (Meyer). – «Грех даже и неуместен в вас, ибо Христос явился для разрушения греха, и как Сам был непричастен греху, так и вам, соединившимся с Ним и утвержденным верою в Него, не остается уже места грешить. Это и означают следующие слова: всякий пребывающий в Нем, не согрешает (6 ст.)» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

гі. Цлютъ т чада сестры твое избранны, аминь. (Ст. 1). 13. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь. 13 Дети сестры твоей; по всей вероятности сестры госпожи не было уже в живых, иначе бы и от неё было приветствие. – Избранной: см. примеч. к 1 ст. – Аминь; прибавлено только в исправленном тексте начала 17-го века Textus receptus. См. примеч. к 15 ст. 3-го посл. Третье соборное послание Св. Апостола Иоанна Богослова Глава 1 Приветствие и похвала Гайю (1–2), радость Апостола Любви (3–4.). Странноприимство Гайя (5.); обязанность христиан благодетельствовать странствующим проповедникам Евангелия (6–8). Противление Апостолу Диотрефа (9–10). Призывание подражать одному только добру (11 ). Свидетельства о Димитрие (12), объяснение причины краткости письма и известие о скором личном свидании (13–14). Целование (15). [Зач. з.] Старецъ Гаїеви возлюбленном, егоже азъ люблю воистинн. (2 Іоан. 1. 1Петр. 5, 1 . Римл. 16. 23 ). 1. Старец возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. 1 . Старец: см. в примеч. к 1 ст. 2-го посл. Иоан. – Возлюбленному (1) Гаию: Гай или Кай – древне-латинское имя (Caius), значит «господин», «хозяин». В писаниях Апостольских упоминаются три Гайя: Македонянин, Дервянин и Коринфянин. О Гайях Македонянине и Дервянине рассказывается в книге Деяний Апостольских. Оба они были спутниками Апостола Павла. Гай Македонянин в третье Апостольское путешествие Павла (54–57 г. – Schaff) вместе с соотечественником своим Аристархом схвачен был чернью в Эфесе (57 г.), во время бунта серебряника Димитрия против Павла, и освобожден от опасности речью к народу одного из начальников Эфесских ( Деян 19, 22–40 ). Гай Дервянин, вместе с Сосипатром Пирровым, Вереянином, Фессалоникийцами – Аристархом и Секундом, с Тимофеем и Асийцами – Тихиком и Трофимом, сопровождал Апостола Павла из Коринфа до Асии в последнее путешествие его в Иерусалим (в 58 г. Schaff чрез Троаду, где Апостол Павел воскресил в то время некоего юношу Евтиха, который заснул на окне третьего этажа и упал на улицу, во время продолжавшейся заполночь проповеди Павловой ( Деян. 20, 2–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

О первом же послании Апостола Иоанна известно нам 54 , что оно написано в последнее десятилетие первого века. Ранее или позднее первого появились второе и третье, об этом нет возможности сказать что-либо утвердительное, да и нет нужды в этом. Что касается места написания посланий, то из признаков, заключающихся в 2, 12. 3, 9. 10. 13. 14 и времени написания их ясно, что это был центр Малоазийских церквей – Эфес, так как отсюда, по свидетельству Климента Александрийского , совершал апостольские путешествия свои Иоанн Богослов (31) и здесь было местопребывание его со времени возвращения его из ссылки (68 г.) и до самой кончины его (101 и 102 г.), – по уверению древнего церковного предания 55 . Второе соборное послание Св. Апостола Иоанна Богослова Глава 1 Надписание и похвала «избранной госпоже» и детям её (1–2), приветствие (1–3), известие о некоторых детях «избранной госпожи» (4); хождение в истине и любви (4–6), предостережение от лжеучителей (7–9), осторожность обращения с ними (10–11): объяснение причины краткости письма и известие о личном свидании (12), приветствие от детей сестры «госпожи» (13). [Зач. е] Старецъ избранный госпож и чадамъ е, ихже азъ люблю воистинн, и не азъ точїю, но и вс размвшїи истин: (3 Іоан. 1, 1. Петр. 5, 13. 1Тим. 2, 4. 3 ). Старец избранной госпоже и детям её, которых я люблю по истине, и не только я, но и все познавшие истину. Старец: с подлинника «пресвитер» – πρεσβτερος (сравнит. степ. от πρσβυς старый, старец) – старейший или старейшина. Иудеи этим именем называли представителей и руководителей народа членов синедриона и учителей синагоги (1). У христиан в апостольское время пресвитерами назывались священники и епископы – представители и учители церквей христианских (2). Прилагалось это название и к Апостолам – основателям церквей и первым учителям, как показывает приведенное нами свидетельство Папия Иерапольского (предисл. ко 2-му и 3-му посл. § 1), хотя в Новом Завете и нет указаний на это. Св. Иоанн Богослов называет себя пресвитером не в означении епископского своего сана (священником очевидно не мог считаться рукополагавший епископов, священников и диаконов) и не в означении апостольского звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010