Епафродит мог бесспорно принести большую пользу церкви Филиппийской; и, следовательно, смело мог быть послам предвестником Апостола, чтобы приготовить для него путь. Апостол восхваляет его не менее Св. Тимофея. Если же ранее он сказал, что не имеет, кроме Св. Тимофея, кого послать к ним, то это нимало не служит в укоризну Епафродиту. Апостолу нужно было послать такого, который возвратился бы к нему с вестями о Филиппийцах. Епафродит же, как можно понять из общего хода речи Апостола, намерен был остаться в Филиппах, не возвращаясь к Апостолу. Апостол, принимая во внимание сильное желание Епафродита и Филиппийцев свидеться, и, главным образом, то, что такой человек может быть очень полезен церкви, не удерживает его при себе , а спешит возвратить его к своим, давая об нем притом такой похвальный отзыв, который прямо побуждал Филиппийцев внимать его наставлению. Кто был Епафродит, мы знаем очень мало. Нет основания считать его за одно лицо с Епафрасом ( Кол.1:7; 4:12 ; Флм.23 ); последний был Колоссянин, а первый Филиппиец. Апостол выставляет пять похвальных черт его, из коих первые три показывают отношение его к Апостолу, а остальные к церкви. δελφς разумеется ν Κυρ. Συνεργς – ( Флп.4:3 ; Кол.4:11 ; 1Кор.3:9 ) сотрудник в проповеди евангелия; συστρατιτης ( Флм.2 ; 2Тим.2:3–5 ) по Св. Златоусту более чем συνεργς. “Ибо может быть кто-нибудь в делах легких и был сотрудником (συνεργς), но в брани и бедах не был. А словом στρατιτης показал (Апостол) и это”. Συστρατιτης – это духовный воин Христа, который, ходя во плоти, не по плоти воинствует, оружия воинствования которого не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь. (Сравн. στρατεα 2Кор.10:3, 4 ). Назвав Епафродита не στρατιτης только, но и συστρατιτης, Апостол тем самым в глазах читателей возвышает его до себя, приписывает ему достижение в мужа совершенна. ( Еф.4:13 ), обладание высокими нравственными силами, христианской зрелостью. Не имея прямых данных, мы можем только предположить (для объяснения названия его συνεργς и συστρατιτης), что Епафродит помогал Апостолу в насаждении веры Христовой в Филиппах, продолжал это дело Апостола после его отшествия оттуда и способствовал тому, что церковь Филиппийская была так предана Апостолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Ни презирать нас не следует, яко сотрудников Божиих, ни нам возноситься: ибо все Божие» (Феофилакт). Пастырь – работник на ниве не своей, а Божией ( Θεο γεργιον, ст. 9) и самое возделывание, орошение и т.д. совершаются средствами, проистекающими из божественных источников. Интересно отметить, что γεωργς употребляется у синоптиков только при изложении притчи о злых виноградарях (Мф., 21след.; Мк., 12след.; Лк., 20след.), где под γεωργο – очевидно – разумеются религиозные вожди евреев. Существенный урок этой притчи заключается в том, что γεωργο суть только управители, распорядители, а не собственники. Следовательно, они должны служить для Бога, а не из-за собственных интересов. Ошибка Коринфян заключалась в том, что они не видели этого коренного различия в понимании смысла и значения деятельности христианских пастырей. Они видели в последних самостоятельных и независимых религиозных руководителей. Они представляли себе апостолов наподобие философов, которые давали свое имя и проповедуемой системе и ее последователям. Характерен также термин, означающий отношение апостола к своим сотрудникам: συνεργο ες τν βασιλεαν το Θεο (Кол., 4:11; ср. Рим., 16:3, 9, 21; 1Кор., 4:9; 2Кор. 1:24; 8:23 ; Флп., 2:25; 4:3; Флм., 1:24); Рим., 8:28; 1Кор., 16:16; 2Кор., 6:1). И этот термин не лишен глубокой назидательности. По-видимому, св. Павел редко трудился единолично. Следовательно, он ценил сотрудничество и преемственность в пастырском деле (ср. 1Кор., 4:10; ср. ст. 6). Употреблением этого наименования св. Павел выражал также свое смирение и благородство. Несмотря на свои великие труды и особенный авторитет, он ставит себя наряду со своими сотрудниками. Св. Павел не считал своих сотрудников трудящимися для него или только соприсутствующими ему; как он, так и они трудятся вместе для дела Божия, с помощью одной всесильной благодати Божией, хотя и подаваемой в различной мере. Различие в относительной важности трудов того и другого истинного пастыря теряют значение при сравнении каждого с безконечным идеалом. Если бы всегда помнили эту истину, то не пришлось бы наблюдать многих грустных фактов проявления зависти и всякого недоброжелательства в среде сопастырей. 1 Главным пособием при составлении настоящей статьи послужила книга W. Edward " а Chadwick " а «The Pastoral Teachin of st. Paul. His ministerial Ideals». Edinburgh, 1907. 2 Всеми лучшими критиками принимается не κοινωνα, а οκονομα, каковому чтению следует наш славянский перевод и вообще древнеславянские Апостолы (см. у проф. прот. Д.И. Богдашевского, Послание св. Ап. Павла к Ефесянам. Киев, 1904, стр. 445, примеч.). Читать далее Источник: Христианское чтение. 1913. 1. С. 101-117. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

I. Полномочие учительства в церкви даровано апостолам, а в лице их и чрез них и пастырям церкви. Но апостолы не были учителями самовластными, проповедующими собственно от себя. Еще при жизни своей Иисус Христос, посылая их по городам, говорил им: ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приблизися царствие небесное ( Мф. 10:7 ). Потом, по воскресении Своем, когда Он облек их властью всемирных учителей, говорил: шедше, научите вся языки... учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф. 28:19–20 ), т. е. они должны были возвещать не свое учение, а Христово. И Дух Св. обещан им не для возвещения нового откровения и новых истин, а чтобы свидетельствовать о Христе, чтобы научить и напомнить апостолам все, что Он говорил им ( Иоан. 14:26; 15:26; 16:13–15 ). Поэтому и сами они называли проповедуемое ими учение благовестием или благовествованием не своим, но Христовым ( Рим. 1:16; 15:19 ; 1Кор. 9:18 ; 2Кор. 2:12; 9:13 ; Гал. 1:7 ; Филип. 1:27 ; 1Сол. 3:2 ; 2Тим. 1:8 ), говорили, не яко довольны (способны) есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство (способность) наше от Бога, иже и удоволи нас служители (διακνους) быти нову завету... Не себе бо проповедуем, но Христа Иисуса Господа ( 2Кор. 3:4–6; 4:5 ), что они лишь посланники от имени Христова и как бы Сам Бог увещевает чрез них ( 2Кор. 5:19 ), соработники (συνεργο,1Кор. 3:9 ), домостроители (οκονμοι) тайн Божиих (4:1). Проповедникам иного учения, противного благовествованию Христову, они возвещали: анафема да будет ( Гал. 1:4; 8:12 ). Апостолы, таким образом, исполнили наставление Спасителя: фарисеи любят... зватися от человек: учителю, учителю! Вы же не нарицайтеся учители, един бо есть ваш учитель, Христос ( Мф. 23:7–8 ). Они являлись в своем учительстве лишь верными служителями в доме Божием ( 1Тим. 3:15 ), видимыми орудиями или представителями единого учителя – Христа, так что в полной силе приложимы к ним слова Спасителя: слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается ( Лук. 10:10 ). Во времена апостолов были случаи усвоения проповедниками самостоятельного значения и как бы независимости от Господа, но за это они были строго обличаемы апостолами ( 1Кор. 1–3 гл.; Гал. 5 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В “скудельные сосуды” Бог вложил Свою свободу, Свой образ Творца и приходит всмотреться в него. Человек живет во времени, и время было создано вместе с ним, т. к. в действительности он не является оконченным существом, его сотворение предусматривает простор, в котором он призван создать, сотворить себя, изобрести себя по образу Сущего. “Мы συνεργο (соработники) у Бога” ( 1Кор.1:9 ), сослужащие в той же литургии, в той же теургии. И если возможно падение, и если допустимость обратного хода заложена в божественном акте творения, то это потому, что свобода “богов”, их свободная любовь составляет сущность человеческой личности: “Я восстановлю союз Мой с тобой, и узнаешь, что Я Господь” ( Иез.13:62 ); “Любовью вечною Я возлюбил тебя... дева Израилева ( Иер.13:3–4 ); “Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю”. Нужно услышать призыв и распознать в нем самый широкий смысл – призыв к рождению новой твари, источников святости. Человеческая личность в своем горизонтальном измерении способна вместить в себя все человеческое; и именно в этом открытии она действительно является личностью, просопон. Но ее ипостасное основание – в вертикальном измерении, в богочеловеческой структуре, “доколе не изобразится в вас Христос”, и именно в этой новой реальности самого себя человек “возрастает до возраста Христова”. Субъектом свободы и всякой формы познания является не просто человек, но человек – часть Тела, единого во Христе, что ясно показывает, что природа человеческого сознания никогда не является индивидуальной, схизматически изолированной, но коллегиальной 224 и “богочеловеческой”. Это последнее выражение принадлежит Псевдо-Дионисию: “богочеловеческая энергия” во Христе 225 есть такое единство двух воль и двух свобод в едином действии, μοναδικ ω ς 226 , акцент в котором переносится на единство, никоим образом при этом не ослабляя независимость каждого. Латинское слово persona, так же как и греческое просопон, первоначально означало “маска”. Это выражение само по себе содержит глубокую философию человеческой личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Господни заповеди в Евангелии суть не что иное, как нравственные догматы . Например, каждое блаженство в Нагорной Проповеди – это догмат. Без первого блаженства нет спасения, потому что нет спасения без смирения. Точно так же нет спасения и без молитвы, и без поста, и без любви. Всё это суть догматы евангельской этики, всегда необходимые, всегда неизменные, всегда обязательные для всех. Каждая святая добродетель – это [и есть] догмат, [и причем] святой догмат христианской жизни. А прежде всего – вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ). Все добродетели=все евангельские заповеди произрастают, источаются, процветают из веры. Богочеловеческая истина гласит: все нравственные догматы необходимы для спасения, для обожения, для обогочеловечения. Они и есть те благодатные, животворные Божественные силы, которыми человек спасается, обоживаясь при их содействии. Они усиливаются и делаются всемогущими с помощью святых таинств: покаяния (исповеди), Причащения... Евангельские добродетели суть святые Богочеловеческие силы, источающиеся из Богочеловека Христа и имеющие Богочеловеческое могущество. Как таковые они в то же время суть силы боготворящие, обоживающие: христианина они преображают, обогочеловечивают, обоживают, делают всемогущим. И он радостно постигает и опытно переживает истинность предивного и чудодействующего благовестия христоносного Апостола: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ). В этом главное различие между евангельскими, Богочеловеческими добродетелями и всеми «добродетелями» внехристианскими, будь то философскими, религиозными, научными, культурными, цивилизационными, политическими. В каждой евангельской, Богочеловеческой добродетели всегда совместно действуют (со-работничают) и Бог, и человек. Богочеловеческий синергизм, Богочеловеческое со-трудничество – вот основной закон каждой евангельской добродетели. – По бессмертному благовестию святого Апостола, мы соработники у Бога – Θεου εσμεν συνεργο ( 1Кор.3:9 ). Богоподобная свобода людского существа делает для человека возможным богоподобное со-работничество с Богом. Каждая богочеловеческая добродетель – это благодатно-добровольный подвиг человека. При этом Богочеловеческое равновесие в добродетельных подвигах человека поддерживает Сам Владыка Христос как Глава Церкви и всех ее членов, так что ни Божие не совершается в ущерб человеческому, ни человеческое в ущерб Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Как правило, люди, получившие гуманитарное образование, несут на себе своего рода «печать» их учителя или профессиональной школы. Они воспитаны в определенных традициях и действуют в рамках заданного направления, как сказано об этом в Евангелии: Ученик не бывает выше своего учителя; но, и, усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его ( Лк.6:40 ). Уровень подготовленности выпускника гуманитарной сферы (в отличие от специалиста технической сферы) гораздо сложнее определить на основании формальных процедур и критериев компетентностного подхода. Для этого требуется прежде всего общение с другой личностью-профессионалом или коллективом профессионалов, которые сквозь призму своего экзистенциального опыта смогут увидеть уровень мастерства выпускника гуманитарной школы. Духовное преображение человека Русское слово «образование» происходит от слова «образ» и подразумевает православную идею воссоздания образа Божьего в человеке. Это предельный уровень образования – духовное преображение человека, происходящее под воздействием благодати Божией, и никто из людей своими силами осуществить его не в состоянии. Здесь сфера особого духовно-педагогического понимания, согласно которому учителем для человека в его духовном возрастании является Сам Бог , по слову Спасителя: Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья ( Мф.23:8 ). Преображение человека совершается при добровольном содействии воли человеческой и воли Божией. Этот духовный принцип называется в богословии принципом синергии, или соработничества. Слово «синергия» (συνεργα) встречается в Священном Писании и обозначает сознательное соработничество, сотрудничество личностей в достижении общей цели: мы соработники у Бога, – говорит апостол Павел ( 1Кор.3:9 ). В духовном плане словом «синергия» обозначается важнейший принцип духовного взаимодействия Бога и разумных тварей. Суть его в том, что Бог при всем Своем всемогуществе, премудрости и силе, управляя миром посредством Своей благодати, совершает преображение людей только при их свободном и сознательном обращении к Нему. То есть когда воля Божия и воля человеческая совпадают в направлении своего движения и действия. «Воля человеческая, – говорит прп. Макарий Великий , – есть как бы существенное условие. Если нет воли, то Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей. Посему совершение дела Духом зависит от воли человека» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/a...

Такой образ мыслей был совершенно чужд восточным отцам. Согласно восточной святоотеческой традиции, свобода является одной из существеннейших черт человеческой богообразности, и хотя образ Божий в человеке после грехопадения поврежден и требует очищения, он не уничтожен полностью. Преп. Макарий Египетский утверждает, что мнение, будто по грехопадении человек совершенно умер духовно и не может делать ничего доброго, неверно. Душа способна противиться греху, однако не может победить или искоренить зло без помощи Божией 1157 . Преданием Восточной Церкви всегда утверждалась синергия Божественной благодати и человеческой свободы: Мы соработники (συνεργο) у Бога ( 1Кор.3:9 ). Учение о спасении как о соработничестве связано с антропологией восточных отцов. Для них благодать не есть нечто внешнее, извне приданное человеческому естеству, она укоренена в самом акте сотворения человеческой природы. Поэтому в образе мыслей восточных авторов благодать и человеческая свобода проявляются одновременно и не мыслятся одна без другой. Благодать Божия проявляется в немощи нашего естества как всесильная, но она не уничтожает нашу свободу, не подавляет и не устраняет наши естественные силы, но, напротив, предоставляет им поприще для деятельности. Конечно, и восточные отцы подчеркивают, что в деле спасения человека первенствующее место принадлежит благодати, но при этом они ни в коей мере не отрицают необходимости человеческой активности и не умаляют значения человеческой свободы. Свят. Кирилл Иерусалимский отмечает, что благодать подается человеку даром, но от человека зависит принятие благодати, ее сохранение и принесение духовных плодов 1158 . Свят. Григорий Богослов также говорит: «Слово Божие учит... что нужна Божия помощь и для того, чтобы пожелать добра; тем паче самое избрание должного есть нечто божественное, дар Божия человеколюбия. Ибо надобно, чтобы дело спасения зависело как от нас, так и от Бога» 1159 . Свят. Феофан Затворник называет благодать «источником спасения» 1160 , но в то же время говорит, что «человек... действует... сам, при скрытой помощи благодатной» 1161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Тогда только Таинство будет истинной жертвой Богу за нас, когда сами себя сделаем жертвой». 13 Мы говорим: «Таинство совершает батюшка, священник», – это одновременно и верно, и неверно, потому что подлинным Совершителем Таинств является Сам Бог, Господь Иисус Христос . Священник, безусловно, соучаствует вместе с Господом в богослужении Таинств, но не является их главным совершителем. В Церкви есть такое богословское понятие, греческий термин – «синергия» (συνεργα) – содействие, соработничество. По слову апостола Павла, «… мы соработники (σινεργο (сюнергой) у Бога» ( 1Кор.3:9 ). Синергия между Богом и человеком проявляет себя в самых различных областях бытия Церкви, в том числе и в деле Спасения: Бог не спасает человека без участия человека, без усилия его свободной воли. Все в Церкви совершается Богом и человеком совместно. Залогом такой совместной «работы» Бога и человека является то, что Церковь – это Тело Христово; а ведь Христос, став навеки истинным человеком, отныне уже ничего не совершает в деле освящения людского рода без участия Своего человечества: и как Своих человеческих тела и души, и как Своего Тела-Церкви. Тем самым, основанием синергии Христа и Церкви в деле нашего Спасения является то, что Церковь – это именно Его Тело, активно участвующее и со-работаюшее вместе с ее Главой-Господом во всех делах Домостроительства Спасения. При этом предельная благодатная сила от Бога в Его Теле-Церкви дана священнослужителям. Священник наделен особым даром, даром благодати. даром священнодействия, которого у нас с вами – у мирян – нет; и в этом смысле священник отнюдь не механический «передатчик» Божественной благодати, но именно свободный со-работник Бога. И все же Богу священник со-служит, со-работает, а Таинства совершает Сам Бог Своей благодатью. Как говорит святитель Иоанн Златоуст , «что священники совершают на земле, то Бог довершает на Небе …». 14 Таинства – это духовное явление, но реализуются они в Церкви через посредство материальных вещей. И мы достигаем Спасения через воды Крещения, через хлеб и вино, прелагаемые в Тело и Кровь в Евхаристии, через миро Миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Хотя и недостойный, священник совершает свое служение посредством продолжающегося действия Божия. Бог посылает «силу с высоты» и действует, запечатлевая образ Христа в крещаемом через рукоположенного священника. Так происходит и в литургии свт. Василия Великого . Непосредственно перед анафорой священник заявляет о себе и о других, кого Господь «соделал достойными литургисать (λειτουργεν)» у Его Престола, как о «грешных и недостойных служителях». Достоинство священнослужителей происходит от «милосердия и милости», столь богато изливаемых Господом, что дает им возможность «приступать» (θαρροντες προσεγγζοµεν) к Святому Престолу и приносить «вместообразная Святаго Тела и Крови» Христовых. В ответ, по благости Божией, Святой Дух освящает верующих и «предлежащия Дары сия [дабы] благословити я, и освятити и показати» хлеб сей – Телом Христовым и чашу – Его Кровью 691 . Свт. Григорий Богослов , когда говорит об этом действии, приводя слова из 1–го Послания апостола Павла к Коринфянам ( 1Кор.3:9 и 4:1) и применяя их к священнослужителям, безусловно, имеет в виду как епископов, так и пресвитеров, которых он называет «служителями и соработниками» (πηρται κα συνεργο) 692 . Слова «служитель» и «соработник» точно описывают задачи рукоположенного священства, оставляя священнослужителю возможность, осознавая свое недостоинство, по-прежнему служить Богу и вверенным ему верующим христианам. Когда он молится о силе, власти или благодати свыше или о том, чтобы Бог соделал его достойным, он молится как соработник Христа – источника благодати священства. Соработничество с архиереем подразумевает также жизнь в аскетическом подвиге, о чем в канонах говорится в строгих формулировках, а у свт. Григория Богослова выражено поэтическим языком: Надо сначала очиститься, потом очищать; умудриться – потом умудрять; стать светом – потом просвещать; приблизиться к Богу – потом уже приводить к Нему других; освятиться – потом освящать... иметь руки, чтобы вести за руку других или давать советы с пониманием 693 . Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Cp. 1Кор.3:9 ; 2Кор.6:1 ; Мк.16:20 . Cp. Cremer, S. 436–477. Grimm. р. 419. В святоотеческой письменности данный термин встречается уже и для обозначения взаимодействия Святого Духа и самого человека в деле совершения его спасения. По словам, напр., св. Григория Н., Св. Дух для всех, искренно получивших (благодатный) дар в крещении, становится «помощником и сожителем» ( συνεργν κα συ’νοικον). De instituto christiano T. XLVI, col. 289A. Cp. Климент A. Strom. L. VII. c. 7. col. 468 (cnfr. col. 465). Ориген. De orat n.l. col. 416. Inloan. t. XX. n. 26. col. 645. Cp. Αν. ας. Διαλ. Θεοφραστος[. T. LXXXY. col. 909: ε γρ κα φ μν η’ α’ρεσις υν καλν, λλ κα αυ’το φ μν θεο’θεν ’κοντες τς πα κει’νου συνεργει’ας κα τελειο’σρως τν αρεθε’ντων πα’ντως που χρη’ζομεν. Совместная деятельность благодати и свободы обозначается иногда также термином συμπρα’ττειν ( Η. Ζλατ. In ep. ad Rom. H. XIV, 7. col. 532–533. In ep. ad Philipp. H. I. 3. col. 185–186), συναγωνι’ζεθαι ( Ον жε. In Genes. H. XLII, 1. col. 386), συμμαχι’α (In ep. ad Rom. H. XIV, 7. col. 533), συμπονει’α (Ориген. Selecta in Psalm. IV . col. 1161A). В западной богословской науке «синергизмом» обозначается обычно то учение об отношении благодати и свободы, которое в период реформации защищалось Эразмом, преимущественно же Меланхтоном и его школой. Сглаживая и ограничивая крайности учение Лютера, который отрицал у человека поврежденного всякую свободу и решительно признавал ее noluntas, синергисты допускали и содействие самого человека благодатному привлечению при его обращении, – приближаясь к полупелагианизму. См., напр., G. Frank. Synergismus. Real Encyclopädie D. A. Hauck. Heft 141–150. Lpz. 1884. S. 103–113. D. F. Nitzsch. Lehrbuch der Evangelischen Dogmatik. Zw. Aufl. Freib. und Lpz. 1896. S. 19, 282. Ph. Schaff [. The Creeds of Christendom with a Bistory and Critical Notes. Vol. I. New Vork and London. 1899, p. 270–271. 415 Св. Василий В. в высшей степени знаменательно называет Св. Духа «Производителем освящения» ( γιασμο γε’νεσις).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010