наложением епитимии), разрешается (от неё): εχ π το ν δεσμ ντος π ερως κα λυομνου (Εσπλαγχνε γαθ κα φιλνθρωπε κριε и т.д.). Предоставляю теперь самому читателю судить о «древности» и «подлинности» этого якобы произведения патриарха Иоанна Постника ! Что сделал составитель третьего из напечатанных Морином уставов, носящего имя Иоанна, монаха и диакона, ученика Василия Великого , по прозванию чада послушания? Мюнхенский Василий, превратившийся в Иоанна, или, правильнее сказать, неизвестный, писавший в то время, когда имя Иоанна под разными названиями (преподобного отца, патриарха, просто монаха) приобрело популярность на востоке, как имя составителя покаянного устава, и потому назвавший себя Иоанном, предпослал своему произведению обширней­шее предисловие, начинающееся словами: Τς θεας κα παναγθου το περαγθου κα ληθινο Χριστο θεο и оканчивающееся словами: κα το ζν τν μεγστων γαθν ξαρετον и, может быть, сам же себя похвалил (а, может быть, и другой переписчик), пометив в конце: νταθα τρμα το καλο προοιμου (здесь конец прекрасного предисловия). За предисловием следует третья из мюнхенских статей: καννες τν γων πατρων, которой совсем не знают составители Λγος’а и κολουθας, но без этого заголовка, прямо со слов: ρξομαι τ το γαθο θεο συνεργε. Смысл здесь придан этой статье другой, чем в мюнхенской рукописи. Там она имела смысл некоторого memento для духовника, чтобы он не увлекался мягкими правилами Василия. Здесь она получила характер первой половины уступительного периода: хотя св. отцы определили такие-то и такие-то епитимии, но он, отчаянный, т.е. Иоанн, ко всей строптивой массе мирских людей и монахов, женщин монашествующих и мирских, бедных и богатых, знатных и убогих, практикует другую систему. Составитель не потрудился вычеркнуть слова: π τν τρων ξαγγελιν, понятные в связи этой статьи с предыдущею, но неуместные, когда ею именно и начинается устав. К тому, что содержится в третьей мюнхенской статье, составитель, по-видимому, от себя прибавил ещё о малакии, – и очень неудачно, потому что о ней уже раньше была речь, – и о преступлении, среднем между μαλακα и ρρενοκοιτα, но затем, начиная с слов: ν τις μαρτεν μν κατ φσιν, воспроизводит мюнхенского Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Предварительные замечания Понятие Вселенского Собора в Византии с определенного времени оказалось тесно переплетено с концепцией т. н. пентархии 6 – коллегиального главенства в Церкви пяти патриархов (точнее сказать, Римского папы и патриархов Востока: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского). Подробнее всего эта связь рассматривалась в патристическом богословии в эпоху иконоборческих споров. Необходимость такого исследования была продиктована претензией иконоборческого собора в Иерии на статус Вселенского. VII Вселенским Собором в опровержении Иерийского собора было сформулировано относительно ясное понимание критерия «вселенскости», как он мыслился в конце VIII в., – согласие (συμφωνα) предстоятелей: участие (συνεργα) епископа Рима и единодушие (συμφρονοντας) патриархов Антиохии, Александрии и Иерусалима (разумеется, также и Константинополя, хотя он в опровержении Иерийского собора формально не упомянут, поскольку часть Константинопольской Церкви как раз принадлежала к иконоборцам). Таким образом, фактически речь идет о соборе «пентархии» 7 . Однако, разумеется, этот концепт формируется отнюдь не в эпоху иконоборчества и восходит к более раннему периоду. Так, например, уже св. император Юстиниан Ι, готовясь к созыву V Вселенского Собора, в первую очередь стремился обеспечить участие в нем именно папы и четырех патриархов. Характерно, что в качестве приемлемого варианта разрешения догматического спора он был, по-видимому, готов рассматривать работу пяти делегаций (каждая в составе патриарха и нескольких епископов при нем); тем самым фактически подразумевалось, что участие «пентархов» может заменить представительство прочих архиереев 8 . После V Вселенского Собора к данной концепции апеллировали даже Римские Папы в борьбе с массовыми выступлениями епископата против его итогов 9 . Верность обозначенным выше принципам Церковь в Византии продолжала сохранять и после начала Великой схизмы; ими она руководствовалась и в переговорах о воссоединении Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/predst...

В сравнении с этим, идею греческого и славянского Востока можно охарактеризовать понятием " самопревосхождение " . За общиной, семьей, культурой, отдельными членами Церкви признаётся способность к более сложной, тонкой внутренней организации и освящению. " Воля человеческая есть существенное условие. Если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей " (прп. Макарий Египетский). При согласовании воль, человеческой и Божественной (συνεργα), рост совершается свободно и органически, таинственным содействием Духа Святого. Синергией в теле Церкви преодолевается действие энтропийного и аномийного факторов. Идеал и реальность не рассматриваются как антитезы, но как восходящий градиент: от реального – к реальнейшему (С. Франк). Практическая дидактика учитывает индивидуальные различия: избранным, наиболее крепким – страдание за Христа и аскеза, прочим – смирение перед ревностью собратьев. Вместо легалистской линейной схемы " закон + исключения к нему " применяется более гибкая система т. наз. бинарных отношений, пар взаимодополняющих принципов: единство – индивидуальность, служение (отдача) – свобода, иерархия – равенство, постоянность – творчество (инициатива), планомерность – спонтанность (по С. Франку). Дух человека таким образом содержится в динамическом равновесии. Наименование " деятельных " в патристической традиции усваивается за разделами, относящимися к покаянию и молитве. В покаянии видят основную практику христианина – не в значении гипертрофированных эмоциональных усилий, а в плане осознания своего недостоинства перед истиной Откровения, которое (осознание) проходит через поступки и деятельность. Это постоянный процесс, обеспечивающий " перемену ума " (μετνοια), очищение и объективирование личности – нахождение " себя настоящего " . Покаянием, как общим для каждого деланием, сближаются христиане новоначальные и более совершенные. Противоречие между святостью Церкви и несовершенством эмпирического строя сглаживается: в кающемся грешнике уже присутствует нечто от совершенства. " Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии " (Лк. 15, 7).

http://religare.ru/2_83133.html

—95— димому, не было такого времени, когда бы он в своей апостольской деятельности оставался один, без этих своих помощников!... Многие места Посланий св. Ап. Павла дышать необыкновенно сильною и горячею любовью его к своим сотрудникам 852 , которых он большею частью именует не иначе, как возлюбленными (γαπητο). При продолжительных разлуках с ними св. Павел сильно скорбит духом. 853 При отправлении их в другие церкви он обыкновенно просить тамошних братий как можно лучше принять их и оказывать им сердечное благорасположение. 854 Деятельность таких лиц состояла главным образом в помощи Апостолу, в сотрудничестве ему в апостольской деятельности. Поэтому и сам св. Павел, а равно и св. Лука обыкновенно называют их συνεργο 855 ν Χρι- —96— στ ησο 856 , – ν Χριστ 857 , – ες τν βασιλεαν 858 , – ν τ εαγγελ το Χριστο 859 , δικονοι (διακονοντες, δικονος , ) 860 τος γοις 861 , – ν Κυρ 862 , – το Χριστο 863 , – το Θεο 864 , σνδουλοι 865 , συνκδημοι 866 , περτης 867 , πρστασις 868 , κοινωνς 869 , σστρατιτης 870 , σζυγος γνσιος 871 . За неимением более ποдробных сведений о деятельности этих сподвижников Апостола, трудно определить ее более полным и точным образом. О некоторых из них известно, что они несли благовестнические труды почти наравне с самим Апостолом: так же, как он, проповедовали, терпели за проповедь преследования и т.п. 872 Другие не столько сами участвовали в проповеди, сколько помогали Апостолу скорее в житейских делах, которые, если б он сам их исполнял, требуя для себя много времени, могли бы препятствовать успеху его апостольской деятельности 873 , а именно: писали под его диктование послания 874 , доставляли эти послания в те церкви, которым они предназна- (Продолжение следует). Протоколы [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1891 год//Богословский вестник 1892. Т. 2. 4. С. 259–274, (5-я пагин.) —259— приходилось касаться, и вообще не свободен от натяжек, произвольных сближений и недосмотров; в статье же о диалогах эти недостатки выступают в особенно ярком свете. Достаточно было сравнить одну терминологию в учении о святой Троице диалогов и подлинно-алоллинариевых произведений, чтобы во всей ясности увидеть невозможность приписать их этому деятелю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Последняя создана так, что обладала праведностью и святостью (τι δικαα κα γαθ γγονεν ν ρχας νθρπου φσις), она способна и призвана была принимать все большие меры освящения и праведности, имея вложенным в себе устремление к Богу ( φεσις παρ Θεο) 2306 . Образ Божий (τ κατ’ εκνα) в природе человеческой относится, как говорит свт. Кирилл, по мнению некоторых христианских богословов, к душе, а по мысли других к уму человека 2307 . Однако и телесная природа человека почтена была от Творца «собственноручным формированием» 2308 , как предназначенная быть носительницей образа Божия. Душа, безусловно, честнее («ценнее» – τιμιτερα) сущности тела, как образ (εκν) Божий и вдохновение Его (μφσημα). Тело же дл души есть орудие (ργανν) и соработник (συνεργν) на лучшее. Однако следует заботиться и о душе, и о теле. О теле – постольку, чтобы довольствовать его, и чтобы оно «не запинало душу». Душе же следует отдавать всегда полноту внимания и усвоять посредством добродетелей к ее творческой причине – Богу 2309 . О плоти ветхого Адама Святитель постоянно говорит как о подверженной тлению и смерти 2310 , но это уже есть следствие греха, ибо в раю Адам был причастен нетлению 2311 . Однако изначально нетление было именно даром Адаму, ибо, по мысли свт. Кирилла, никакая сотворенная природа, ни ангельская, ни какая-либо другая (и человеческая в том числе), приведенная Творцом в бытие из небытия, не обладает даром жизни по собственному свойству. Наоборот, жизнь происходит из Сущности, все превосходящей, т. е. Бога, только Ему принадлежит, и только Он может животворить 2312 . Введение в мироздание тления и смерти есть педагогическое действие Небесного Отца, Который «с пользою придумал смерть плоти… не к совершенной погибели», «но, скорее, к обновлению (καινουργω) и, так сказать, к будущей переделке (νασκευ)» как бы разбитого сосуда человеческого естества 2313 . Душа человека так же, как и тело, не имеет дара нетленной жизни в своей собственной природе. Вся природа человека в целом требует дара от Творца, который и подается как особая печать «нетленного и животворящего Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В 3-м Огласительном Слове святой Симеон напоминает монахам, что они давали обеты алкать и жаждать и терпеть всякие скорби, а не стыдятся кричать и ссориться из-за куска хлеба; отрекались от родителей, братьев и друзей, а продолжают кормить их монастырской пищей; убежали от мира, а любят мирских больше своей души (Cat. 3, 69–77). Некоторые монахи считают, что так называемые «малые», то есть не смертные, грехи допустим. Но, по мнению преподобного Симеона, истинные рабы Божии не должны делать никакого различия между малым и великим грехом, потому что если они только согрешат взглядом, словом или помыслом, они уже отпали от любви Божией (Ibid. 256–259). В 4-м Послании (в новогреческом издании Дионисия Загорейского это 87 Слово) святой Симеон находит резкие слова для обличения мирян, которые стали орудиями диавола. Если бы люди не были сотрудниками (συνεργο) диавола в его злобе, он не мог бы отдалить от заповедей Божиих тех, кто возродился через Святое Крещение. Родители с самого младенчества учат своих детей всякому злу, сквернословию, чревоугодию, пляскам, украшению одежд и всякой другой нечистоте, то есть сребролюбию, тщеславию, славолюбию и гордости; поэтому еще прежде, чем дети придут в сознательный возраст, родители продают их в рабство диаволу. Никто из отцов не воспитывает своих детей в законах Господних, но почти все воспитывают их в мирских и эллинских обычаях, приучая к роскоши, щегольству, богатству и превозношению. «Таким образом родители вводят детей во всякий вид зла, без всяких искушений бесов, и много раз по вине родителей (дети) впадают в постыдные дела». Получив с детства дурной навык, многие из людей пребывают во зле до самой смерти , " будучи не о силах оторваться от похотей, страстей и телесных наслаждений, с которыми так и умирают» (ΔΖ, λγ. 87, σελ.494). Преподобный Симеон также укоряет мирян за то, что они не уважают священнослужителей, но осуждают монахов, священников и архиереев, как, впрочем, и сами монахи осуждают друг друга, а священники – архиереев (ΔΖ, λγ. 11, σελ 77). «Того, кто сегодня меня крестил, освободил душу (мою) от смерти и тления, наполнил меня благодатью Святого Духа, разрешил от грехов, причастил пречистым Телом и спасительной Кровью Господа нашего Иисуса Христа и сделал меня сыном Божиим (что другое больше этого делали для христиан апостолы Христа?) – того я завтра не принимаю, не приветствую, считая это стыдом для себя, не хочу выйти навстречу ему, когда он идет ко мне.., но говорю слуге моему с досадой: что он хочет? скажи ему, что у твоего господина хватает забот, и он не имеет времени для приема» (Ibid. 78). А бывает и так, что кто-либо на исповеди изберет себе священника духовным отцом, и тотчас же показывает перед ним свою гордость, начав спорить с ним, учить и унижать его, а со временем и вовсе забывает, что имеет духовного отца и учителя (Ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Αρχεο Πατριαρχικ Θεα Λειτουργα στο Μετχι της Ρωσικς Εκκλησας στο Βελιγρδι 10 Ιουλου 2018 τος 11:09 Τη Θεα Λειτουργα την ημρα μνμης των Αγων Πτρου και Φεβρωνας, πριγκπων Μορομ, στις 8 Ιουλου 2018, τλεσε στον Ιερ Να Αγας Τριδος του Μετοχου της Ορθοδξου Εκκλησας της Ρωσας στο Βελιγρδι ο Αγιτατος Πατριρχης Σερβας Ειρηναος. Επσης συλλειτοργησαν ο Προστμενος του Μετοχου, Πρωθιερας Βιτλιος Ταρσγιεφ, και κληρικο των Ι. Ναν Βελιγραδου. Τη Θεα Σναξη παρακολοθησαν ο μορφωτικς ακλουθος της Πρεσβεας της Ρωσικς Ομοσπονδας στο Βελιγρδι κ. Α. Κονυνχιν, ο Υπουργς Καινοτομιν και Τεχνολογικς Αναπτξηεως Σερβας κ. Ν. Πποβιτς, η Διευθντρια της Διευθνσεως Συνεργασας με τις Εκκλησες και Θρησκευτικ Σωματεα της Δημοκρατας της Σερβας κα Μ. Ραντοεβιτς κα. Ακμη παρντες ταν και οι εκπρσωποι της λσχης μοτοσυκλετιστν «Οι λκοι της νχτας», οι οποοι πραγματοποιον προσκυνηματικ εξρμηση στα ιερ προσκυνματα της Σερβας. Προσφωνντας τον Αγιτατο Πατριρχη Σερβας Ειρηναο, ο Πρωθιερας Βιτλιος με ευγνωμοσνη τνισε την πλον καθιερωμνη παρδοση τελσεως λειτουργας απ τον Προκαθμενο της Σερβικς Εκκλησας την ημρα μνμης των Αγων Πτρου και Θεβρωνας στο Ρωσικ Μετχι. Ως ενθμιο προσευχς ο Προστμενος του Μετοχου επδωσε στον Σρβο Προκαθμενο να καντλι, το φως του οποου, κατ τον π. Βιτλιο, συμβολζει τη συνεχ προσευχ και την ανστακτη μριμνα του Αγιωττου Πατριρχη για το πομνιο.      Ο Αγιτατος κ. Ειρηναος ευχθηκε στο εκκλησασμα για την εορτ των Αγων Πτρου και Θεβρωνας, «οι οποοι προσεχονται για το ιερ μυστριο του χριστιανικο γμου», υπενθυμζοντας τι ο Θες θσπισε το γμο αμσως μετ τη δημιορυγα του κσμου. Σμφωνα με τον Σρβο Προκαθμενο, ο Κριος ττε ευλγησε την τεκνογονα και δεν υπρχει τιμ μεγαλτερη για τους συζγους απ εκενη το «να εναι συνεργο του Θεο στη δημιουργα της ζως». «Στην εποχ μας η οικογνεια με τα παιδι ως ιερ κοινοπολιτεα λο και περισστερα αντιμετωπζει κνδυνο και διαλεται εξαιτας διαφρων επιδρσεων του σγχρονου κσμου», συνχισε ο Πατριρχης Ειρηναος και υπδειξε τι η αποστασα απ το θλημα του Θεο και η απρριψη των οικογενειακν αξων και της τεκνογονας γκεινται στη βση των δημογραφικν προβλημτων σε διφορες Ευρωπακς χρες, συμπεριλαμβανομνης και της Σερβας.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5235365...

Таким образом, со стороны человека для своего спасения требуется не просто ответ Богу, но «сотрудничество» (греч. συνεργα – сотрудничество, соучастие), «соработничество» человека в деле собственного спасения, которое только и возможно благодаря умалению Бога. По словам прп. Серафима Саровского , сотрудничество человека с Богом заключается не просто в праведной жизни, но в гораздо более важном делании, определяющем смысл жизни человека: «Пост, молитва , бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской – есть стяжание Духа Святого Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «Всяк, иже не собирает со Мной, расточает» ( Мф. 12.30 )». Иными словами, для христианина не должно существовать «автономного» добра: доброе дело значимо настолько, насколько оно способствует стяжанию благодати и приближению к Богу. Добродетели – не цель, а следствия христианской жизни, так как единственная цель христианина есть достижение Божественной любви: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин. 14.15 ). «Стяжание» благодати – это не просто ее приобретение, но удержание, усвоение и приумножение; это непрестанный процесс духовного совершенствования членов Церкви Христовой, конца которому нет и быть не может, так как богопознание бесконечно, ибо чем более человек приближается к Богу, тем более он осознает свою природную отдаленность от Него. Но вследствие того, что Господь Сам стремится к человеку, раскрывает Себя для познания и стяжания, то процесс богопознания и богоуподобления есть для христианина объективная реальность.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Преподобный Симеон отмечает, что в силу воплощения Христа люди «хотя и стали братьями и сродниками Его по плоти, но, будучи перстными, остались таковыми и не сделались тотчас сынами Божиими» (Hymn.13, 152–155). Это означает, что обожение, являющееся целью христианской жизни, достигается не сразу, а созидается в процессе постепенного и непрерывного духовного возрастания человека. Образ Божий, затемненный и помраченный грехопадением, восстанавливается медленным и кропотливым трудом, который можно сравнить с работой реставратора, восстанавливающего древнюю икону, потемневшую от времени и покрытую многими слоями позднейшей живописи. Достижение цели христианской жизни во многом зависит от усилий самого человека, однако само спасение – в руках Божиих. Таким образом, спасение является делом совместного творчества Бога и человека; Святые Отцы говорят о сотрудничестве, соработничестве (συνεργα) человека с Богом. 3. Церковь Спасение человека неосуществимо вне Церкви, которая как богочеловеческий организм, как мистическое тело Христа, включает в себя христиан, являющихся членами этого тела. Общение людей – членов Церкви с Богом – ее Главой осуществляется в Таинствах, установленных Христом и Апостолами. В 1-м Нравственном Слове Святой Симеон выявляет понятие Церкви из сравнения ее с человеческим телом: «Действительно, членами (тела) Христа, над всеми Бога, являются все святые, и как сказано, они должны быть в Нем прилепленными и соединенными с Его телом, чтобы Он был в них Главой, а святые от века и до последнего дня были Его членами, чтобы многие стали единым телом Христовым, как один человек» (Eth. 1, 6, 1–6). В этом едином теле каждый состоит в определенном чине: кто-то в чине рук – это творящие волю Божию и «воссоздающие достойных из недостойных», другие в чине плеч – носящие тяготы друг друга и приводящие к Христу заблудшую овцу, иные в чине груди – преподающие людям небесный хлеб мудрости и знания, некоторые в чине чрева, чресл, костей, ног и так далее. «Таким образом тело Церкви Христовой, составленное из всех от века святых Его, является совершенным и всецелым в единстве сынов Божиих, первородных, написанных на небесах» (Eth. 1, 6, 6–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАРХ ап. от 70, иудей из Фессалоники (Деян 19. 2; 20. 4; 27. 2). Видимо, в 54 г. стал учеником ап. Павла (Деян 27. 1). В 56 г. вместе с ап. Павлом находился в Эфесе, где едва не пострадал вместе с др. учеником ап. Павла Гаием во время бунта язычников, поклонявшихся Артемиде Эфесской (Деян 19. 23-40). После успокоения бунта ап. Павел идет в Македонию (Деян 20. 1), и вплоть до Асии его кроме др. учеников сопровождает и А. В Деяниях святых апостолов не сообщается, кто был с ап. Павлом во время его возвращения в Иерусалим из 3-го миссионерского путешествия, однако свт. Иоанн Златоуст предполагает, что А. не только был с апостолом в Иерусалиме, но вместе с ним был схвачен иудеями и сопровождал его до Кесарии и Рима (In ep. ad Col. XI), что отчасти подтверждается евангелистом Лукой , автором Деяний святых апостолов (Деян 20. 4, 13-14; 21. 1; 27. 2 и др.); в числе узников, сопровождавших ап. Павла в Рим, упоминается и А., к-рый, т. о., разделял с ап. Павлом все бедствия во время плавания по Средиземному м. (Деян 27; 28) до Рима (Деян 28. 16). Ап. Аристарх. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Ап. Аристарх. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) В Послании Колоссянам, к-рое было написано во время заключения, ап. Павел посылает приветствия и от имени А., называя его «заключенным вместе со мною» (συναιχμλωτος) (4. 10). О пребывании А. с ап. Павлом во время первых его уз содержится упоминание в Послании к Филимону, А. назван среди др. учеников Павла (Флм 23), разделивших с ним узы. Из наименования А., как и др., «сотрудником» (συνεργς) видно, что он помогал апостолу в христ. проповеди в Риме. Церковное предание считает А. епископом Апамеи Сирийской, где ап. Павел находился по возвращении из Иерусалима. Поставление А. во епископа Апамеи подтверждает предположение, что А. был с ап. Павлом в Иерусалиме ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7). Согласно рим. мартирологу, А. был еп. Фессалоники (MartRom. P. 349; ср.: Лепорский П. История Фессалоникийского экзархата. СПб., 1901. С. 302). Мученическую кончину принял в Риме.

http://pravenc.ru/text/75964.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010