Вместе с тем зло проникло в видимый мир вслед. преступления, непослушания Адама (παρβασις, παρακο, ср.: Рим 5. 14, 19), к-рое часто представляется в Макариевском корпусе свободным решением человека: «Если же говоришь, что противная сила крепче, и порок вполне царствует над человеком, то обвиняешь в несправедливости Бога, Который осуждает человечество за то, что послушалось сатаны. Когда сатана силен и покоряет себе какой-то приневоливающей силой, тогда, по-твоему, он выше и сильнее души... Великая в этом несправедливость» ( Macar. Aeg. II 3. 6). Т. о., даже после падения человек сохраняет какую-то часть свободы. Однако очень часто говорится о том, что зло наделено такой мощью, что оно всецело пленяет человека, не оставляя ему возможности защищаться: «Лукавый князь - царство тьмы, вначале пленив человека, так обложил и облек душу властью тьмы... Он не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы» (II 2. 1). «Крепче нас те, которые пленили нас и держат в царстве своем» (II 2. 2, ср.: I 11=II 47. 6). Такое настаивание на силе первородного греха ведет к утверждению о необходимости благодати (ср.: I 4. 9. 1. 3=II 8. 2-3), характерному для Макариевского корпуса. Грех, вошедший в человечество через первоначальное преступление, распространился на всех людей: «Все мы - сыны этого омраченного рода, все причастны того же зловония. Какой немощью (πθος) пострадал Адам, той же пострадали и все мы, происходящие от семени Адама» (II 30. 8). Грех, добровольно впущенный душой, распространился на тело, а оттуда - на весь мир: «Но после того, как лукавое слово приблизилось к нему и возбеседовало с ним, а сам он прежде сего восприял его через внешний слух, затем оно вошло в его сердце и захватило все его существо (πστασις), и таким образом, когда он оказался уже захваченным в плен, тогда вместе с ним была захвачена и служащая и повинующаяся ему тварь. Поэтому через него над всякой душой «воцарилась смерть»; в результате его преступления она изгладила весь Адамов образ» (I 53. 2. 1-2=II 11. 5).

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

Но с особенной подробностью и ясностью учение о наследственности первородного греха раскрыто ап. Павлом ( Рим.5:12–21 ). Апостол учит: одним (δι» νς) человеком грех ( μαρτα) вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (φ πντες μαρτον)… Преступлением одного (τω το ενς παραπτματι) подверглись смерти многие… Преступлением одного (δι» νς παραπτματος) всем человекам осуждение (ες κατκριμα)… Непослушанием одного человека (δα τς παρακος τον ενς νθρπου) сделались многие грешными (μαρτωλο) (Ри.5:12, 15, 18, 19). В этих немногих изречениях апостола весьма точно указывает: 1) что грех вошел в мир через единого (δ ενς) человека – Адама (14 ст.), т. е. в нем, как родоначальнике, причина наклонности ко греху, господствующей во всех людях, а не в них самих; 2) что грех, вошедший во всех потомков Адама, есть μαρτα – расположение ко греху, или, – по другим изречениям апостола, – некоторое живое греховное начало ( ικουσα μαρτα – 7:20), которое живет во плоти (18 ст.), живет до самой смерти или разрешения души от тела (24 ст.) и подчиняет своей власти их личную волю (15–23 ст.). Эта греховность природы есть нечто отличное от греховного поступка Адама (личный грех Адама апостол обозначает словами: παρπτωμα, также – παρακο и παρβασις ‘Αδμ – 5:14). В потомках Адама греховность (μαρτα) есть наследуемое прирожденное свойство природы, располагающее и увлекающее к личным грехам, а в Адаме, напротив, личная сторона греха предшествовала и произвела греховность природы; 3) что с наследуемой потомками Адама греховностью природы перешло с Адама на все его потомство осуждение (κατκριμα) за грех, равно и наказание за грех – смерть, ибо φ πντες μαρτον – все согрешили в нем, т. е. с Адамом и в Адаме, когда он преступил божественную заповедь (согрешили не личным сознанием и свободою). Но, конечно, не могло бы тяготеть над людьми осуждение греха Адамова, если бы не был свойствен им и сам грех прародителей, равно не могли бы они терпеть и смерть, как наказание за грех Адама (терпят оную и не согрешившие подобно преступлению Адама – 14 ст.), если бы все, не исключая и младенцев, не наследовали самого греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Только это будет пустая возможность, и она не содержит пока скрытой реальности, раз возможное богатство далеко от «мертвого» капитала и часто мирится с крайней бедностью. Посему падение Адама предполагает одно posse peccare в неразрывности от posse non peccare, что прекрасно и тонко формулировал блаж. Августин. В таком случае, прежде не было греховности, и она внесена преступлением праотца. Подобную мысль дает и самая терминология со всей непосредственностью, и достойно величайшего изумления, что ее насильственно извращают вопреки прямому смыслу. Бесспорная правда, что μαρτα означает греховный принцип, проявляющийся в известных греховных актах и получающий в них специальный отпечаток. Но он вошел в мир через единого человека ( Рим.5:12 ), потому что этот согрешил ( Рим.5:16 ), допустив τν παρβασιν – действие правонарушения ( Рим.5:14 ) в τ παρπτωμα ( Рим.5:15, 17, 18 ), или в частном и определенном проступке преслушания ( Рим.5:19 ) заповеди Божией, и тем открыл место для греховного царства в μαρτα ( Рим.5:21 ) с роковым господством всеобщей смерти ( Рим.5:14 ). В этой связи взаимоотношения со всей ясностью отмечается, что не μαρτα предшествует и вызывает παρβασις, а вторым элементом обеспечивается действие первого, поскольку его совсем не имелось ранее в космической жизни. Такое заключение по своей самоочевидности не требует особой аргументации и поддерживается всеми другими соображениями. У св. Павла проводится параллель между Адамом и Христом по их качеству и степени их влияния на человечество в строго оппозиционном духе. Единственно с этой стороны 156 прародитель был и остается (στ) типом будущего ( Рим.5:14 ); фактически произведши универсальную греховность, он по контрасту предызображает абсолютную мощь спасительного искупления благодатью 157 . Допустим, что μαρτα от него ничуть не зависит, – и всякая аналогия исчезнет. Тогда выйдет, что по своей природе все грехи одинаковы 158 ; поэтому слова πντες μαρτον ( Рим.5:12 ) якобы свидетельствуют, будто «смерть постигла всех людей за то, что все так же преступили; они подвергаются смерти не за грех Адамов, но в силу своих собственных грехов» (leur mort arrive non en vertu du péché d’Adam, mais en vertu de leur propres péchés) 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Новозаветное учение о наследственной греховности человеческого рода, в наиболее полной форме, раскрыто ап. Павлом. Но было бы неверным считать, что помимо Посланий ап. Павла эта тема в новозаветном Откровении не представлена. О том, что люди с самого момента рождения являются духовно мертвыми и неспособными к наследию Царства Божия, возвестил Сам Господь наш Иисус Христос : «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3:5–6 ). Несомненно, что речь здесь идет не о каком-либо тварном несовершенстве или ограниченности человеческого естества, но о врожденной греховности, ибо только грех является существенным препятствием для восхождения человека к Богу. Тварное несовершенство может быть восполнено Божественной благодатью, но, для исцеления греховного расстройства человеческого естества, восполнения природного несовершенства самого по себе недостаточно. Необходим акт особого Божественного воздействия на человека, при его личном соизволении, – новое духовное рождение – необходимо «родиться от воды и Духа». Ап. Павел более других новозаветных авторов обращался к этой теме, поэтому далее мы будем рассматривать, прежде всего, его Послания. Но необходимо сразу заметить, что его основной целью никогда не было детальное изложение христианской амартологии. Он раскрывает эту тему чаще всего для того, чтобы наглядно показать величие жизни в Боге, дарованной всему миру через смерть и Воскресение Иисуса Христа. В его Посланиях описание греховной бездны ниспадения человека ярко оттеняет неисследимость тайны спасения и помогает верующему человеку воспринять Истину христианства. Что касается терминологии, то для обозначения первородного греха в новозаветном Писании чаще всего используется термин μαρτα , который в соответствующем контексте определенно указывает на понятие «первородный грех» 110 . Н.Н. Глубоковский , анализируя новозаветное употребление этого термина и его смысловые отношения с другими словами, писал: «μαρτα означает греховный принцип, проявляющийся в известных греховных актах и получающий в них специальный отпечаток. Но он вошел в мир через единого человека ( Рим. 5:12 ), потому что этот согрешил ( Рим. 5:16 ), допустив τν παρβασιν – действие правонарушения ( Рим. 5:14 ) в τ παρπτωμα ( Рим. 5:15,17,18 ) или в частном и определенном проступке преслушания ( Рим. 5, 19 ) заповеди Божией, – и тем открыл место для греховного царства μαρτα ( Рим. 5:21 ) с роковым господством всеобщей смерти ( Рим. 5:14 )» 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

Но как возможно внутреннее освящение и оправдание человека? Каким образом смерть И. Христа производит преобразование в самом существе человека? На этот вопрос Апостол отвечает параллелью между Христом и Адамом , между вступлением в человечество – правды и жизни с одной стороны, греха и смерти с другой стороны. § 21 ( Рим. 5:12–19 ). ‘’ Ωσπερ δ νς νθρπου μαρτα ες τν κσμον εσλθε κα τς αμαρτας θνατος, κα οτως ες πντας νθρπους θνατος διλθεν, φ’ πντες μαρτον (– 12). В этих немногих словах Апостол весьма точно воспроизводит библейское учение о происхождении греха и смерти в человечестве. В начале истории человека не было ни греха, ни смерти. В мир грех вошел как нечто новое, еще не существовавшее ( εσλθε), и вошел не в постепенном, продолжавшемся процессе, а в моментальном, одновременном, исторически законченном акте (аорист). Вошел в мир он чрез одного человека Адама (ср. 5:14; 1Кор. 15:22 ), или точнее через сознательное нарушение им заповеди Божией ( παρβασις δμ Рим. 5:14 ; παρπτωμα ст. 15:16,17,18), чрез свободное непослушание воле Божией ( παρακο ст. 19). А чрез грех ( δι τς μαρτας) вступила в мир и смерть, как начало разрушения. Вступление греха и смерти в Адама, как представителя мира, имело своим следствием переход смерти на всех людей 112 . Почему грех и смерть, вошедшие чрез одного, были причиною смерти всех, Апостол раскрывает в дальнейших словах: φ πντες μαρτον. Место это однако спорное. Все затруднение заключается здесь в том, считать ли за мужской или за средний род относительного местоимения. Если первое (как думают Ориген , Августин, Феофилакт, а из новых: Корнелий а-Ля-Пид, Клее и др.), то под ним разумеется νθρωπος; и при этом вся фраза должна быть переводима так: «в котором все согрешили». Если второе (Bengel, Olshausen, Phieippi, Meyer и др.), то выражение φ принимает вид объяснительного или причинного союза и фраза переводится так: «потому что (на том основании, что) все согрешили». В виду догматической важности этого места еще в древние века было не мало споров относительно этих пониманий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Только это будет пустая возможность, и она не содержит пока скрытой реальности, раз возможное богатство далеко от «мертвого» капитала и часто мирится с крайней бедностью. Посему падение Адама предполагает одно posse рессаге в неразрывности от posse non рессаге, чтó прекрасно и тонко формулировал блаж. Августин. В таком случае прежде не было греховности, и она внесена преступлением праотца. Подобную мысль дает и самая терминология со всей непосредственностью, – и достойно величайшего изумления, что ее насильственно извращают вопреки прямому смыслу. Бесспорная правда, что μαρτα означает греховный принцип, проявляющийся в известных греховных актах и получающий в них специальный отпечаток. Но он вошел в мир чрез единого человека ( Рим. 5:12 ), потому что этот согрешил (5:16), допустив τν παρβασιν – действие правонарушения (5:14) в τ παρπτωμα (5:15. 17. 18) или в частном и определенном проступке преслушания (5:19) заповеди Божией, – и тем открыл место для греховного царства в μαρτα (5:21) с роковым господством всеобщей смерти (5:14). В этой связи взаимоотношения со всей ясностью отмечается, что не μαρτα предшествует и вызывает παρβασις, а вторым элементом обеспечивается действие первого, поскольку его совсем не имелось ранее в космической жизни. Такое заключение по своей самоочевидности не требует особой аргументации и поддерживается всеми другими соображениями. У св. Павла проводится параллель между Адамом и Христом по их качеству и степени их влияния на человечество в строго оппозиционном духе. Единственно с этой стороны прародитель 1398 был и остается (στ) типом будущего (5:14): фактически произведши универсальную греховность, он – по контрасту – предызображает абсолютную мощь спасительного искупления благодатью 1399 . Допустим, что μαρτα от него ничуть не зависит, – и всякая аналогия исчезнет. Тогда выйдет, что по своей природе все грехи одинаковы 1400 ; поэтому слова πντες μαρτον (5:12) якобы свидетельствуют, будто «смерть постигла всех людей за то, что все так же преступили; они подвергаются смерти не за грех Адамов, но в силу своих собственных грехов» (leur mort arrive non envermudu рéснé d’Adam , mais еп vertu de leur propres péchés) 1401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Это мой грех? Страсть? Порок? На вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко. 24.03.2021 8 главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова В XIX веке известный православный богослов и проповедник святитель Игнатий Брянчанинов составил список «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви. Этот список, содержательно повторяя классификацию Григория Великого, включает в себя также и перечисление конкретных проявлений греха 12.05.2016 Грех: несправедливость, обида Обозначение греха словом адикия в Новом Завете иногда имеет оттенок отсутствия праведности и переводится как «нечестие» и «неправда» (Рим. 1.18, 19). Но здесь бы я обратил внимание на то, что одно из основных значений адикии – это обида, причиненная несправедливость. 21.04.2016 Грех: беззаконие как отсутствие любви Грех, который есть беззаконие, происходит на самом деле от того, что в человеке охладела любовь. Охладела любовь к ближнему, и теперь его можно, например, обворовать, можно ему завидовать, а иногда получается, что его можно даже предать или убить. 15.04.2016 Грех: преступление В Новом Завете для обозначения слова «грех» употребляется шесть слов. Одно из слов этого синонимического ряда – παρβασις (parabasis). Оно переводится как «проступок», «преступление», «нарушение», а дословно означает «переступание через что-либо», поскольку образовано от глагола παραβανω – «преступать», «нарушать», «отходить», «пропускать». Это древнегреческое слово говорит нам на этот раз о том, что всякий грех – это также сознательное нарушение заповеди, словно бы переступание через очерченную Богом границу добра или дозволенного, что всякий грешник – преступник перед Богом. 11.04.2016 Грех: непослушание и неправильный слух Для веры нужно иметь правильный слух, правильную внутреннюю настроенность как способность услышать Божии заповеди. Грех как непослушание Богу означает отсутствие этой правильной настроенности, когда внутренний слух у человека искажен, и он слушает лишь самого себя.

http://foma.ru/tag/chto-takoe-greh

131 Это тем более справедливо, что, по мнению the late Bishop Thomas Fanshaw Middleton (The Doctrine of the Greek Article, London 1841, p. 307–308) – «here νμου is equivalent to το νμου, but the Article is omitted on account of the Preposition», Св. Павел термины μαρτα, νμος, иногда ϑνατος (как вообще в Н.З. абстрактные понятия) предпочитает употреблять без члена; тогда «скорее можно спрашивать, почему он стоит (в подобном случае), а не то, зачем опущен»: Prof. Friedr. Blass, Grammatik des Neutestamentl. Griechisch, § 46, s (S. 146–147). Cp. G.B. Winer’s Grammatik des neutestamentl. Sprachdioms. Achte Aufl. von Prof. P. Wilh. Schmedel, § 19; 13 h (S. 173 fig.). 134 C. Bruston в «Revue de théologie et de philosophie» 1894, р. 38: «…λλ oppose à une periode anterieure à la loi, pendant laquelle le péché n’etait pas imputé, l’époque d’ Adam à où la mort a régné et où par conséquent le péché etait imputé». Cp. Vom Ursprunge der Sünde nach paulinischem Lehrgehalte in besonderer Berücksichtigung der einschlägigen modernen Theorien. Von H. Fr. Th. L. Ernesti. Erster Bd. Zw. Ausgabe. Die Theorie vom Ursprunge der Sünde aus der Sinnlichkeit im Lichte des paulinischen Lehrgehalts betrachtet. Göttingen 1862. S. 13: здесь παρβασις понимается в смысле преступления закона вообще, в какой бы форме он ни доходил до сознания человека, почему ( Рим. 5:13 ) автор относит к периоду райской жизни прародителей. 136 C. Bruston в «Revue de théologie et de philosophie» 1894, p. 39. Cp. Adam und Christus. Röm. V, 12–21. Eine exegetische Monographie von Prof. Dr. August Dietzsch. Bonn 1871. S. 200–202. Cp., однако, сноску 139: «О παρεισλϑεν ( Рим.5:20 ) J.B. Lightfoot замечает...». 137 μαρτα встречается 174 раза в Н.З. и 71 у св. Павла, παρπτωμα – 21 и 16, παρβασις – 5 раз у Апостола языков и дважды в послании к Евреям. Παρπτωμα означает правонарушение вообще, а παρβασις преступление определенной заповеди в специальном акте воли, между тем μαρτα указывает греховную силу или греховность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Для неязычника это было просто фигура, форма без содержания, совпадающая (μοωμα) с человеческой фигурой (ср. Исх.20:4 ). Здесь, разумеется, первый момент понятия μοωμα. Рим.5:14 «Смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего» (π τ μοιματι τς παραβσεως). ‘Ομοωμα здесь устанавливает различие (оборот отрицательный) между παρβασις Адама, который есть образ (τπος) будущего, и греховностью его потомков до Моисея. Адам, потенциально содержащий всё человечество в себе, совершил личное и сознательное преступление (παρβασις). Люди, умиравшие за это общечеловеческое преступление, не грешили «подобным» образом: они не «воспроизводили» буквально преступления Адамова, почему между их грехом и грехом Адама μοωμα не существует. Но особенно ясен этот момент понятия из Рим.6:5 : συμφοιτο τ μοιματι 19 сросшиеся подобием. Здесь указывается не только сходство, с отрицанием момента видимости, но сходство в силу органического сродства. Очевидно, значение слова μοωμα очень сильное. Не означает ли таким образом всё место того, что у Христа плоть была греховная, что ему свойственна этическая σρξ, хотя бы до известной степени или в известный момент Его искупительного подвига? Если взять во внимание момент формального сходства в понятии μοωμα, то с этой стороны изречение апостола будет значить то, что плоть Христа имела форму греховного человеческого тела: она была немощная ( 2Кор.13:4 ), имела возможность умереть ( Евр.2:14 ), точный снимок с греховной человеческой плоти, заражённой грехом, немощью и смертью . Но греха при воплощении Христос не получил, его у Него не было во плоти. «Не знавшего греха (τν γρ μ γνντα μαρταν) Он (Бог) сделал для нас жертвой за грех (πρ μν μαρταν ποησεν), чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). В этих словах ясно говорится о безгрешности человеческой природы Христа: он не знал греха. Правда, не знать греха вовсе не значит не быть греховным ( Рим.7:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Христианская любовь обязывает в этом случае заговорить с ближними языком детей, возвышая их в свое состояние и вместе с ними утверждаясь в одном и том же духовном уме Христа Господа ( 1Кор. 8, 10:2331 ). Душевная жизнь по суду ветхозаветного закона: τε γρ μεν ν τ σαρκ, τ παθματα τν μαρτιν τ δι το νμου νηργετο ν τος μλεσιν μν ες τ καρποφορσαι τ θαντ ( Рим. 7:5 ) 156 . " Οτε γρ μεν ν τ σαρκ егда бо бехом во плоти – ибо, когда мы жили по плоти«. Гречес. текст говорит о пребывании во плоти, как о прошлом состоянии. Та же мысль передана и славянским текстом, который предполагает состояние христиан как бы бесплотным. Оба перевода имеют основание в словах апостола: отныне мы никого не знаем по плоти ( 2Кор. 5:16 ). У пневматика плотское «я» распято, плоть одухотворена. Жизненный центр перемещается в пневматическую область. Он живет в духе, и потому он не в плоти, т. е. его утонченная плоть как бы отказалась от самодовлеющей жизни. Русский перевод выдвигает на первый план представление о плоти, как о норме жизни, которою определяется человек в своем естественном состоянии. Этот перевод имеет основание в дальнейших словах и в состоянии естественного человека 157 . Св. Златоуст : во плоти, «т. е. в худых делах, в плотской жизни». Таким образом, плоть квалифицированное грешное начало жизни, но не сама по себе, а как орудие греха: «в человеке есть иное начало порочности, зависящее не от управляемых членов, а от действующих помыслов» 158 . T παθματα τν μαρτιν страсти греховные. Πθημα аффект, смятение души, идущее от плоти, предупреждающее согласие и императив человеческой воли. Сущ. имеет при себе gen. object.: аффекты, наводящие на грехи 159 . μαρτα порок души, из которой рождается μρτημα грех как факт, хотя понятие это может употребляться и о греховном факте 160 . Душа грешит, когда переступает Богом определенные границы ( παρβασις) 161 , или не выполняет приказания ( παρακο) 162 , или уклоняется от добра ( παρπτωμα) 163 , или не знает того, что должна знать ( γνοια, γνημα) 164 , или не приходит в должную полноту жизни ( ττημα), не свободная от нравственных дефектов 165 , пренебрегает законом Господним ( νομα) 166 и бесчестит Бога ( σβεια) 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010