Он называет их «псами», в том смысле, что все их стремления нечисты по существу, несмотря на видимую свою святость: пес считался у евреев нечистым животным ( Ис 66:3 ; Мф 7:6 ). Они – «злые делатели» – точнее: «дурные работники» на ниве Божией, потому что вредят Евангелию, вводя в сознание верующих новую, неправильную, мысль о необходимости соблюдать, кроме евангельских предписаний, и требования закона Моисеева. Наконец – они «обрезание» – правильнее: «уродство, простое искалечивание или искалеченные» ( κατατομ, а настоящее обрезание называется περιτομ). Β самом деле, обрезание, которого требовали иудействующие, утратило уже свой первоначальный символический смысл и превратилось в простую бессмысленную операцию. Истинное обрезание теперь представляют собой христиане: они служат Богу не плотию, а духом, к чему, собственно, призывало и ветхозаветное обрезание, надеются на Господа Иисуса Христа, а не на то, что они обрезаны по плоти и имеют какие-нибудь другие плотские преимущества (о них см. ниже в Флп.3:5–6 ). Флп.3:4 .  хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, Флп.3:5 .  обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, Флп.3:6 .  по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Чтобы его убеждение сторониться от иудействующих было более действенно, Апостол изображает свое собственное отношение к закону и к иудейству вообще со всеми его преимуществами. Он сам имел все, чем хвалятся или будут хвалиться перед филиппийцами иудействующие. Обрезание он принял в узаконенное время ( «в восьмой день» по рождении), происходил он от рода Израилева, а не от каких-нибудь идумеев, принадлежал к колену Вениаминову, которое «пребыло верным союзником колена Иудова и вместе с ним блюло надежду Израилеву – храм, все чины его и все обетования» (еп. Феофан ), и был евреем из евреев, т. е. настоящим, чистокровным евреем, происходившим из рода, в котором не происходило смешения с иноплеменниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому апостол и присовокупляет: в пришествии Его, чтобы ты знал, что он говорит о будущем времени.. Что же значит «когда предаст Царство»? Из Писания известны два Царства Божии: одно – по усвоению, другое – по сотворению. По сотворению Он царствует над всеми, над язычниками, иудеями, демонами, врагами; а по усвоению царствует над верующими, добровольно подчиняющимися, послушными... Это-то Царство Он и предаст, т.е. устроит». 856 «О двух воскресениях и намека нет в Писании, – говорит епископ Феофан ; – а слова «затем конец» означают, что за воскресением последует конец всему: суд, распределение оправданных и осужденных по своим местам, прекращение теперешнего порядка бытия вещей и начало нового, когда откроется новое небо и новая земля. Другую какую мысль соединять с сими словами и в ум не должно приходить... Чего же ради апостол не упомянул о них (грешниках) особо? На это ответим: так ему было угодно; упомянул он о Христовых, потому что говорил к тем, кои Христовы суть, и их надежды оживлял, а о не-Христовых промолчал, чтобы не омрачать светлой картины воскресения, давая уразуметь о них самим читающим из того, что впереди. Сказал: «во Христе все оживут» ( 1Кор.15:22 ), без различия. Но из-за того, что он о них не упомянул, разделять воскресение на два момента, прикрываясь кривотолкованием слова: а затем конец, совершенно несправедливо». 857 2) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и там всегда с Господом будем ( 1Фес.4:16–17 ). Апостол говорит о воскресении верующих, чем указывает, что будет другое, отличное по времени, воскресение неверующих. «Мертвые во Христе воскреснут прежде», в сравнение с христианами, оставшимися в живых, с которыми они вместе встретят Господа, а не в сравнение с воскресением грешников. У апостола здесь нет речи о различных по времени воскресениях. «Β повелении (в рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Потому всякое духовное добро в человеке есть действие благодати Божией. Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению ( Флп.2:13 ), в противоположность тому, как грех, живущий в человеке, направляет все помышления сердца его на зло. Об этом действии благодати Божией выразительно говорит Ап. Павел: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь и благодать Его во Мне не была тщетна, но я более всех потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со Мною» ( 1Кор.15:10 ). ловеку, когда человек свободно соглашается на грех, так и благодать Божия вменяет каждому искупление, когда человек свободно покоряется ей. Для принятия благодати Божьей со стороны человека необходимы вера и добрые дела. Ибо сказано: благодатью вы спасены через веру ( Еф.2:8 ), но вера необходима живая и деятельная, потому необходимы и добрые дела, как выражение и плод веры, потому что «вера без дел мертва есть» ( Иак.2:20 ); уже сама по себе вера есть дело свободного желания человека, выражает его решимость отстать от греха и обратиться к Богу, эта решимость выражается самим делом. Благодать Божия не стесняет человеческой свободы, напротив предполагает её, как при обращении человека к Богу, так и при всех действиях освящения в продолжение всей его жизни. Неправильно учат об отношении благодати Божией к свободе человека: α) – рационалисты, которые всё дело спасения человека приписывают его свободе, разумея под именем благодати вообще творческие и промыслительные действия Божьи, как то: естественные силы и дарования, нравственный закон и пример И. Христа. Но как было показано, собственные силы и средства человека недостаточны для искупления его; творческие и промыслительные действия Божьи только приводят человека к сознанию его собственной недостаточности и греховности, к сознанию необходимости чрезвычайной помощи Божией для искупления от греха, β) Реформаты-кальвинисты всё приписывают благодати Божией, без участия со стороны человека, ограничивая спасительные действия благодати Божией только людьми, предопределенными к спасению. Но предопределение Божие имеет всеобщий характер, потому что Бог хочет, чтобы все люди спаслись – совершается в отношении к каждому человеку по предведению Божию, а не по принуждению, «не потому чтобы Бог хотел одних оправдать, а других осудить без причины: ибо это не свойственно Богу, общему для всех и нелицеприятному Отцу». Янсенисты называют благодать Божию непреоборимою, так что предопределенные Богом исполняют нравственный закон, привлекаемые препобеждающим услаждением благодатиею Божиею; но благодать Божия не есть непреоборимая по отношению к свободе человека, она именуется «преизбыточествующею»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пример 1. Павел и иудеи в Антиохии Писидийской (Деян 13:45). СП: Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя , сопротивлялись тому, что говорил Павел (δντες δ ο ουδαοι τος χλους πλσθησαν ζλου κα ντλεγον τος π Παλου λαλουμνοις ντιλγοντες κα βλασφημοντες). НА (=КБП): Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, злословя, противоречили тому, что говорил Павел (δντες δ ο ουδαοι τος χλους πλσθησαν ζλου κα ντλεγον τος π Παλου λαλουμνοις βλασφημοντες (B)). В чтении СП один и тот же глагол ντιλγειν ‘противоречить’ встречается два раза, и в первом случае он переводится точно, а во втором — неточно (‘сопротивляться’). В чтении НА нет этой тавтологии, в результате чего оно более корректно в стилистическом отношении. Кроме того, внешние свидетельства большинства рукописей, таких как Синайский, Ватиканский, Александрийский, Ефремов и другие кодексы, также говорят в пользу чтения НА. Пример 2. Божественная слава и благость (2 Пет 1:3). СП: Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию  (ς πντα μν τς θεας δυνμεως ατο τ πρς ζων κα εσβειαν δεδωρημνης δι τς πιγνσεως το καλσαντος μς δι δξης κα ρετς). НА (=КБП): Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас к Своей славе и совершенству / по Своей славе и совершенству (ς πντα μν τς θεας δυνμεως ατο τ πρς ζων κα εσβειαν δεδωρημνης δι τς πιγνσεως το καλσαντος μς δ δξ κα ρετ (Β)). Кроме смыслового недостатка чтения СП, в нем два раза встречается один и тот же предлог δι. Во втором случае это скорее всего ошибка переписчика: δι вместо δ. Слово διος часто встречается в посланиях апостола Петра (в этом послании оно встречается 6 раз). Кроме того, внешние свидетельства большинства рукописей, таких, как Синайский, Александрийский, Ефремов и др. кодексы, также говорят в пользу чтения НА. Чтение СП из древних рукописей поддерживает лишь Ватиканский (!) кодекс и папирус 72 ( III–IV bb.). IV. Малозначимые расхождения

http://pravmir.ru/tekstologicheskoe-sopo...

Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 32. Декарт. Рассуждения в методе. Избр. произв. М., 1950. С. 275–281. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980. С. 295–296. Perelman Сн., Olbrechms-Tymeca L. Ор. cim., рр. 471–499. Священномученик Илларион (Троицкий). Прогресс и преображение. Без Церкви нет спасения. М. – СПб., 2000. С. 267–268. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 36–37. Паскаль Б. Мысли. М., 1994 С. 131–132. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 29. Паскаль. Там же. С. 134. Карамзин Η. Μ. Ο любви к отечеству и народной гордости. Избр. соч. М.-Л., 1964. С 282. Трубецкой Н. С. Европа и человечество. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 62–63. БСЭ, 1954, т. 25. Вернадский Β. И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С 15. На самом деле различные группы носителей языка владеют различными его составляющими, но все они объединены знанием основы литературного языка. Ср. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. Соч. Т. 2. М., 1983. С. 488–511. Лейбниц Г. В. Там же. С. 507. Лейбниц Г. В. Там же. С. 507. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматино-Истрийского. Т. 2, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. С. 75. Деяния Вселенских Соборов. Собор Халкидонский, Вселенский четвертый. Т. 3, СПб., 1996. С. 108–109. Тамже. С. 111–112. Там же. С. 114–115. Урусов А. И. Речь по делу Московского кредитного общества. Там же. С. 372–373. Прот. Валентин Свенцицкий. Цит. соч. С. 47. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 31–32. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 75. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

С. 275–281. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980. С. 295–296. Perelman Сн., Olbrechms-Tymeca L. Ор. cim., рр. 471–499. Священномученик Илларион (Троицкий). Прогресс и преображение. Без Церкви нет спасения. М. – СПб., 2000. С. 267–268. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 36–37. Паскаль Б. Мысли. М., 1994 С. 131–132. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 29. Паскаль. Там же. С. 134. Карамзин Η. Μ. Ο любви к отечеству и народной гордости. Избр. соч. М.-Л., 1964. С 282. Трубецкой Н. С. Европа и человечество. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 62–63. БСЭ, 1954, т. 25. Вернадский Β. И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С 15. На самом деле различные группы носителей языка владеют различными его составляющими, но все они объединены знанием основы литературного языка. Ср. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. Соч. Т. 2. М., 1983. С. 488–511. Лейбниц Г. В. Там же. С. 507. Лейбниц Г. В. Там же. С. 507. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматино-Истрийского. Т. 2, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. С. 75. Деяния Вселенских Соборов. Собор Халкидонский, Вселенский четвертый. Т. 3, СПб., 1996. С. 108–109. Тамже. С. 111–112. Там же. С. 114–115. Урусов А. И. Речь по делу Московского кредитного общества. Там же. С. 372–373. Прот. Валентин Свенцицкий. Цит. соч. С. 47. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 31–32. Прот. Валентин Свенцицкий. Там же. С. 75. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Святой Павел напрасно сказал бы, что дар учения дан Церкви от Бога; не сказал бы и Петр, что в Посланиях Павловых есть нечто неудоборазумеваемое. Итак, поскольку ясно, что в Писании содержится глубина и высота мыслей, то посему требуются люди опытные и богопросвещенные для испытания его, для истинного разумения, для познания правильного, согласно со всем Писанием и творцем его Святым Духом 39 . И хотя возрожденным известно учение веры о Троице, о воплощении Сына Божия, о Его страданиях, воскресении и вознесении на небо, о возрождении и суде, за каковое учение многие охотно претерпели и смерть, но нет необходимости или лучше невозможно всем постигнуть то, что Дух Святый открывает только совершенным в мудрости и святости. Послание, некоторые вопросы и ответы , вопр. 1-й и 2-й. β) Сюда относящиеся извлечения см. ниже во 2-й полов. о внешнем богопочтении. γ) Что требуется от каждого в особенности желающего приступить к таинству причащения? Он должен испытать пред Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, к чему способствуют пост и молитва . Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ). Кто причащается Тела и Крови Христовых, тот теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастником вечной жизни. – Ядущий Мою плот и пьющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем ( Ин.6:56 ) Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную (Ст. 54 –). Часто ли должно причащаться Св. Таин? Древние христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым к столь великому таинству. Церковь матерним гласом завещевает исповедоваться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых ревнующим о благоговейном житии четырежды в год или каждый месяц, а всем непременно однажды в год. Катих. 64 –65. Все, входящие в церковь и слушающие Священное Писание , но, по какому-то уклонению от порядка, не имеющие общения с народом в молитве и отвращающиеся от святого приобщения Евхаристии, да будут отлучены от церкви до тех пор, пока не исповедаются, не покажут плодов покаяния и, умоляя о прощении, не получат оного...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ст. 22. Как будут стоять пред Господом созидаемые им новое небо и новая земля (ср. 65:15; Апок. 21:1 ), так будет стоять потомство творимого Господа народа Божия. Ст. 23 ср. Зах. 14:6 ; Ин. 4:21 . Подобно тому, как в ветхом, завете благочестивые евреи в известные сроки приходили в Иерусалим для поклонения Богу, так и в новом завете обратившиеся из всех народов ко Господу будут являться в известные сроки к месту истинного Богопочитания. Слав. сл. во Иерусалим=ν ερουσαλμ не им. соотв. в евр.-м. т. 24. И изыдет, и узрят трупы человеков преступивших мне: червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позоре всякой плоти. 24. И будут выходить, увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти. Ст. 24. Отступившие от Господа не будут иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ), и будут подобны человеческим трупам, будут испытывать вечные мучения и служить предметом презрения для всякой плоти. Бл. Иерон. говорит, что последнее пророчество можно понимать или относительно иудеев, о которых сказано: сыны родих и возвысив, тии же отвергошася меене (1:2), или же о всех тех, которые, имея познание Бога в сердцах своих ( Рим. 2:15 ), уклонились в суету, чтобы почитать тварь паче Творца“. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Профессор Д. Академии Иван Троицкий . 4 Наиболее обстоятельное опровержение этих мнений дано Генгстенбергом в ero Clnistologie des Alten Те tainents, Β 3, а в русской литературе г. Орфинитским (см. ор. ?) и митрополитом Макарием, во Введении в православное богословие, стр. 279. 5 См. Wunsche, Die Leiden des Messias lhrei L bfiein tim iuug m ituer iemLbaB red nehciup uV ned dnu itnematseT idil A sed en’eL1 .n den Taimu- den, AI11!1ateh11n und andem alten laiibim clien b th iif ci 1870. Прекрасная монография Вюнше с убедительностью доказывает как то, что данное пророчество Исаии древнееврейской синагогой относилось к Мессии, так и то, что вера в искупление людей чрез страдания Мессии была общей верой древнееврейской синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Таковы были ветхозаветные пророки, как боговдохновенные учители истины. Господь Иисус Христос есть не только больший и высший всех, но есть единый Учитель ( Мф. 23:8 ) истины, в безусловном смысле, потому, что Он един с Богом Отцом по Божескому существу, и потому, что в Его Лице Божество неразрывно соединено с Его человечеством. Ветхозаветные пророки возвещали волю Божию, сколько Бог открывал им, но «в нем благоизволи Бог всему исполнению вселитися» ( Кол. 1:19 ), т. е. чтобы в нем обитала всякая полнота; потому Он есть совершеннейшее откровение Божие. «Многократно и многообразно Бог, говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне» ( Евр. 1:1 ). Отсюда и убеждение в истине учения Иисуса Христа нераздельно с верою в Его Божество: ибо истинность Его учения имеет свое глубочайшее основание в истинности Его Божества, потому Он именуется Божиею Премудростью ( 1Кор. 1:24 ), Сам именует Себя истиною: «Я есть истина» и требует веры в Себя: «веруйте в Бога, и в Мя веруйте». β) О первосвященническом служении Иисуса Христа. Ветхозаветный первосвященник был представителем еврейского народа и ходатаем за него пред Богом; дело его, главным образом, состояло в умилостивлении Бога через жертвоприношение, по закону Моисея. Но во-первых, ветхозаветный первосвященник не был совершенным ходатаем перед Богом, потому что должен был приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа. Во-вторых, ветхозаветные жертвы, состоявшие в заклании животных, не имели сами по себе значения действительной жертвы за грехи людей, потому что не заменяли собою виновных; они имели символическое значение, были прообразами будущей совершеннейшей жертвы и только через отношение к ней имели искупительное значение, не простиравшееся однако на все грехи, так как за многие грехи по закону Моисея определялась смертная казнь. Но Иисус Христос, Богочеловек, есть истинный и совершенный Первосвященник, потому что был безгрешен по человечеству, свят, непричастен злу; а потому не имел нужды приносить жертвы, за свои грехи ( Евр. 7:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Толкование. Если мы благодарим Бога с радостью великою, та радость бывает велика! Можно приносить благодарность только из страха, a можно возносить благодарность, будучи в горе, как благодарил Иов. Β болезни говорил он: «Господь дал, Господь и взял; как угодно Господу, так и стало». И пусть никто не говорит, что не удручило его случившееся и что печалью не покрылся он, пусть не отнимают величие похвалы y праведника. Если это было не из страха, не из покорности только, но по природе вещей, какова похвала? Скажи-ка, когда ты хвалишь Иова? Тогда ли, когда имел он верблюдов, и стада, и волов, или тогда, когда он возопил: «Господь дал, Господь и отнял»? Ведь и дьявол нас не тем опустошает, когда добро наше отнимает, ибо знает, что оно – ничто, a тем, что принуждает нас изрекать хулу. 65 . Сущее < Иак. 5, 11 > ...знаете, как это окончил Господь, ведь он премилостив и милосерден. Толкование. Ибо в том, что произошло, видны нам и ложь дьявола, и Божественное неложное свидетельство. 66 . Сущее < Иак. 5, 12–16 > Прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой, но да будет слово ваше: «да»–«да» или «нет»–«нет», чтобы не впасть вам в осуждение. О долготерпении, и ο перенесении страданий, и об истине Страдает ли кто из вас, пусть молитву творит, кто благодушествует – пусть поет . Болен кто из вас – пусть призовет священников церковных, и пусть они молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне. Молитва веры спасет болящего, и исцелит его Господь. И если сотворил он грехи, простятся ему. Признавайтесь друг другу в грехах, творите молитву друг за друга, чтобы исцелиться. Много может молитва праведника, если ей помогают. . Для того y древних клятва была узаконена, чтобы клялись они не идолами. Ибо сказано: «Клянитесь Богом истинным». . Да будет жизнь ваша подтверждением клятвы. A если кто дерзает принудить вас κ клятве, да будет ваше «да»–«да» и ваше «нет»–«нет» вместо клятвы. Потому запрещено клясться небом и землею, чтобы не воздавали мы чести творению, превращая его в Бога, создавшего его. «Кто клянется, – сказал, – пусть клянется высшим», так сказал апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010