желая видеть Тебя, – ища говорить с Тобою. β. Усвоение Иисусом Христом достолюбезных имен своим слушателям. Он же, ответствуя, сказал сказавшему ему то, – и отвечал им (вообще говорившим Ему о Матери и братиях), говоря кто мать Моя? и кто [суть] братья Мои? И, обозрев сидящих около Себя, и простерши руку свою (=и указав рукою) на учеников своих сказал: вот (δο) [и говорит:] вот (δε) мать Моя и братья Мои! —49— (Ин. —50—) —49— (50) кто только (στις) [кто] (ς) —49— (Ин. —50—) сотворит (=будет исполнять) волю Божию, – —49— (Ин. —50—) волю Отца Моего небесного, тот Мне брат [сей брат Мне], –49. (Ин. –50.) и сестра, и мать! Мать Моя и братья Мои суть те, которые слушают слово Божие и исполняют оное. 1. Время и место предложения сих притчей. Вышедши же в день тот в который исцелен бесноватый слепонемой, и проч.) из дома (из Капернаума), Иисус сел у моря. И опять начал учить при море: и собралось к Нему толпа народа (χλος πολς) (=собралось множество народа), [и собрались к Нему толпы народа] (χλοι πολλο), так что Он, войдя в лодку, сел на море, а весь народ стоял на берегу, – был у моря на земле. Когда [же] сошлось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он сказывал (λλησεν) им – учил их притчами (ν παραβολας) много, и в учении своем говорил им, [говоря:] (И прежде всего) сказал (следующею) притчею (δια­ παραβολς): 2. Притча о сеятеле и семени. а. Изложение притчи. α. Сеяние. Послушайте: вышел сеятель сеять (Мф. το σπερειν, Мк.и Лк. το σπεραι, посеять) семя свое. β. Семя, упавшее при дороге. случилось, когда сеял иное (Мф. , Мк.и Лк. ) упало при дороге, и было потоптано, и налетели небесные, поклевали ег (Мф. ατ, Мк.и Лк. ατ) γ. Семя, упавшее на каменье. Иное (Мф. λλα, Мк. λλο) [а другое] (κα τερον) на камень, на каменистое место, [на каменистые места], где не много было земли, и тотчас взошло; потому что не глубоко было в земле; и взойдя засохло, потому что не имело влаги. И когда солнце взошло (=от зная же солнечного), погорело, и поскольку не имело корня, засохло.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Однако Ориген , по-видимому избежал точного воспроизведения античной теории перевоплощений во всех ее подробностях. Ведь, по его учению, тварные духи облеклись телами вследствие своего нравственного падения, но один раз пав, они уже не переменяют формы своих тел, хотя и могут изменить плотность и материальность своих тел на более тонкую и «духовную». Перевоплощение также согласуется с оригеновской теорией «восстановления всего» в первоначальное состояние, которая предполагает возможность покаяния и исправления и после смерти тела. 132 Восток, где восходит солнце, уже в Ветхом Завете был символом Бога – духовного Света. Ср. выражения Восток с высоты (т. ж. в тропаре Рождества), Свет невечерний (т. е. не заходящий на Западе) и др. Здесь Восток – также символ Бога и Царства Божиего, Вечный Свет – это Бог Отец, а Отблеск Вечного Света – это Бог Сын. 135 Т.е. Бог, причем именно Сын Божий, вторая Ипостась Св. Троицы, как Бог откровения, давший евреям закон, посылавший пророков и напоследок Сам явившийся к ним в образе человеческом. 137 Βλεπτω δ» δυνμενος ς ν νθρποις ν τ τοτων πολιτε τν τεταγμνων κατ τν διαφρουσαν μερδα τ κυρ γινομνας μαρτας. Β соответствии с английским переводом: «И тот, кто способен понять, насколько это вообще возможно для людей, пусть обратит внимание, что в обществе тех, кто был назначен Господу в особый удел, совершались грехи» 140 Здесь уже ясно видно, что Бог Ветхого Завета и Бог нового Завета – это один и тот же Бог Сын, о воплощении которого здесь идет речь. 144 λλ και βουλμεθα οχ π κενοις φλον ποιεν τ πα κενων. Β английском переводе: «Ибо мы желаем делать то, что не угодно этим [духам]». 147 Основой для рассуждения Оригена в этой главе служит текст из книги пророка Исайи ( Ис.2:2–4 = Мих. 4.1 ­3): «И будет в последние дни, гора дома Господня (LXX, Ориген: «славная гора Господня и дом Божий») будет поставлена во главу гор (LXX, Ориген: «на вершинах гор») и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: приидите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1201 М. Φωτιου. Επιστ. «Ταρασ πατρικ δελφ παραμυθητικ π Θυγατρ τεθνηκυ»/Ν.Β. Τωμαδακη. Βυζαντιν «Επιστολογραφα. »θναι, 1969. Σ. 228. 1206 Свт. Григорий Богослов . «Один Бог, один и посредник между Богом и людьми – Человек Иисус Христос (см. 1Тим.2:5 ) предстательствует еще и ныне как Человек за наше спасение, потому что у Него есть тело, которое Он принял, до тех пор, пока не сделает меня богом силой вочеловечения». Слово 30, о богословии 4-е, о Боге Сыне/Творения. Т. 1. С. 438. 1207 Свт. Кирилл Александрийский . Слово 12/PG. 75, 200 В: Мы «не являемся и не зовемся ни творцами, ни премудростью, ни Словом, ни сиянием. Всем этим является только Сын, и, следовательно, по природе Он не таков, как мы, но имеет особое рождение от Отца. И, таким образом, Он пребывает с Отцом Своим, но не так, как мы, получающие связь и единство с Ним причащением и приобщением, подобно тому, как и железо, приобщившись огню, прокаляется им насквозь». 1209 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς. Κεφ. 2/PG. 89, 77. Прот. Г. Флоровский лаконично пишет: «Нет ничего «натуралистического» или пантеистического в термине обжение. Обжение означает внутреннее общение человеческих личностей с «Живым Богом». «Быть в Боге» означает принадлежать Ему и быть причастником Его совершенства. «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы человек стал сыном Божьим» (Свт. Ириней Лионский . Против ересей. Кн. 3. Гл. 10, 2). В Нем человек навсегда объединяется с Богом. «В Нем мы имеем Жизнь Вечную». Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор.3:18 ). И в конце откроется во время всеобщего Воскресения и в «будущем мире», для всего творения, «Суббота благословенная», «День упокоения», таинственный «Седьмой день творения» (Г. Φλωροφσκυ. Θματα «Ορθοδξου θεολογας. »θναι, 1973. Σ. 115). 1214 «Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, един благословен, отцев Бог, и препрославлен» (Триодь Цветная. Канон Пасхи, песнь 7, ирмос).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

1595 О распространенности такого представления свидетельствуют слова Иисуса о Самом Себе – «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» ( Ин 14:10 ), а также о Святом Духе – «Дух истины наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам... от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин 16:13–14 ). Главным образом здесь утверждается, что все истинное возводится к одному началу, оно не дробится между субъектами и не имеет отношения к частному мнению. «Говорить от себя» – значит говорить с определенной точки зрения, что явно противоположно по смыслу пророческому дару. 1596 «Царь есть представитель целого. Израильтяне суть его «дом», а он – их отец» (Mowinkel S. The Psalms in Israels Worship. Vol. 1–2. Nashville, 1979. P. 44). При этом речь идет не об абстракции либо персонификации, а о реальности (Ibid. P. 42), которая, не ограниченная только физическим родством царя с одним из колен, может быть названа метафизической. О невозможности свести соборную личность к олицетворению той общности, которую она представляет, писали также У Робинсон (Corporate Personality in Ancient Israel. Philadelphia, 1964. P. 32–34) и де Фрэн, который отмечал, что «в этом случае нельзя сказать «как если бы " » (Adam und seine Nachkommen: Der BegrifF der «Korporativen Persönlichkeit» in der Heiligen Schrift. Köln: Verlag J.P. Bachem, 1962. S. 25). 1598 В свою очередь, раввинская традиция обосновывает этой цитатой препосходство мессии-царя над Аароном (АН I. 34). 1601 О том, что псалом представляет Палестину как схему человеческого тела, в котором Иудея занимает место сердца, т.е. органа мышления и воли в др.-евр. антропологии, см. раздел II. 1. 2. 2 в β. Поскольку слово имело значение религиозного закона или заповеди, представляется несомненным, что общее значение данного изречения псалма состоит в том же, к чему клонится и беседа Спасителя с самарянкой: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин 4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

1. Синонимический, когда первая фраза повторяется в похожих выражениях во второй фразе (ab/a " b«//), сюда же относится и внешний параллелизм (Α/Β//Α " В»7/): «Господь – свет мой и спасение мое, А Кого мне бояться? В Господь – крепость жизни моей, А« Кого мне страшиться?» В» 2. Антитетический, когда две фразы имеют противоположный смысл. 3. Синтетический – наиболее сложный для анализа, т.к. он заключается только в тождественности и соответствии между различными суждениями, выражающимися в особенностях формы и построения всего предложения и составляющих его частей. Существуют несколько видов синтетического параллелизма: 1) Дополняющий – две фразы отражают дополняющие друг друга истины: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» ( Пс 22:1 ). 2) Ступенчатый – вторая фраза повторяет только одно из основных предложений первой строки, чем подчеркивается главная мысль (ab/a " c//): «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь» ( Пс 23:1 ). 3) Хиазм – обратный порядок расположения параллельных элементов (ab/b " a "http://), что создает эффект пересечения: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» ( Пс 1:6 ). 4) Меризм – способ выражения всеобщности путем соединения двух крайностей (а – а+): «В Его руке глубины земли и вершины гор – Его же» ( Пс 94:4 ). Несмотря на представленную классификацию третий тип параллелизма стал объектом многочисленных дискуссий. Не до конца ясно, что означают термины «соответствие» и «тождественность». А. Берлин предложил рассматривать синтетический параллелизм на четырех уровнях его формирования 26 : • звуковой (т.е. одинаковые звуки в отдельных словах, это могут быть: аллитерация, ассонанс, рифма), • лексический (использование близких по значению слов), • грамматический (одинаковая структура предложения, например, глагол – местоимение – существительное) и • смысловой (семантический – высший и наиболее сложный). 3. Концентрация смысла. Присутствие быстро сменяющих одна другую метафор и образов, которые корректируют, усиливают и дополняют друг друга. Иногда встречаются устойчивые метафоры, усиливающие фундаментальные истины о Боге. При помощи метафор можно интерпретировать наш собственный опыт; мы соотносим образы с нашей собственной жизнью, отчего ощущаем близость автора, который побуждает нас смотреть на мир его глазами 27 . 1.5. Поэтика книги Псалтырь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

1Сол.5:4 .  Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Но раз день Господень придет как тать, необходимо всегда бодрствовать, чтобы не быть застигнутыми врасплох. В 4 ст. чтение κλπτης лучше, чем κλπτας ( Α и Β), ибо первое лучшее всего оттеняет внезапность наступления дня Господня на подобие непредусмотренного прихода вора. Вся же сила стиха заключается в словах οκ στ ν σκτει. «Вы не во тьме нравственной, – как бы так говорит Ап. Павел, – чтобы день Г. застал вас неподготовленными. Вы сыны света – вы были некогда тьма, теперь вы свет во Христе. Вы не только просвещены, но вы все время и движетесь в сфере дня. Но если вы живете во свете, вы должны бодрствовать и трезвиться, а не спать духовно, как язычники и иудеи». Фигуральное выражение «свет» в приложении ко Христу широко использовано св. Иоанном Богословом ( Ин.8:12, 9:5–6 ). Первый долг христианина – бодрствование: но оно должно сопровождаться и «трезвлением» – не только умственною пробужденностью, но и нравственною самособранностью, которая делает бодрствующего готовым к великому событию – парусии. 1Сол.5:5 .  Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. 1Сол.5:6 .  Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. 1Сол.5:7 .  Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Ап. Павел намекает здесь на картину полных возлияний, свидетелем которых он мог быть в Ф. и Коринфе. 1Сол.5:8 .  Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, Новое сравнение христианина с воином, готовящимся к битве. Это место интересно сравнить с Еф 6:14–17 . Здесь мы читаем: броня « веры и любви», а в Еф. « броня праведности»; здесь « шлем надежды спасения», там, « шлем спасения». Любовь – здесь – упомянута на втором месте – сравни 1Кор 13:13 ; в Еф. любовь совершенно опущена. « Надежда» – в согласии с общим духом послания к Ф., поставлена на последнем месте (смотри 1Сол.1:3 ). Основой для всего стиха могли служить след. места у Ис.59:17 и Прем. 5:17–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

33 . Сущее < Иак. 2, 20–21 > Хочешь ли понять, ο суетный человек, что вера без дел мертва? Ведь и Авраам, отец, не делами ли оправдался – возложил Исаака, сына своего, на жертвенник? Толкование святого Кирилла. Β το время как блаженный Иаков говорит, что Авраам оправдался делами, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник, Павел говорит, что Авраам оправдан верою, да не подумаем, что они противоречат друг другу. Когда не было еще y него Исаака, Авраам веровал и получил награду за веру – Исаака. Но и тогда, когда он возложил Исаака на жертвенник, он не только совершил дело, повеленное ему Богом, но и не отступил от веры в то, что через Исаака потомство его умножится больше звезд, понимая, что может Бог воскресить из мертвых. И еще Павел свидетельством своих слов, подтверждающим их, делает блаженного Давида, мужа, жившего в благочестии, который мудро, по действию Духа, предсказал прощение грехов ради веры, и возвещает всем людям, что наступает время Христа. 34 . Сущее < Иак. 2, 22–23 > Видишь ли, что вера способствовала Авраама делам и что через дела вера достигла совершенства, и сбылось слово Писания? Толкование святого Кирилла. Принеси словесную жертву, изучай законы природы по существу, растопчи жало безответной любви, ибо нет на земле никакой любви, кроме любви κ Богу. 35 . Сущее < Иак. 2, 23–24 > Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и был он наречен другом Божиим. Видите ли, что через дела человек оправдается, a не только от одной веры? Толкование Кирилла. У старости есть праведность, a y чистых сердцем – всех Бог и Владыка всего сущего. 36 . Апостольское < Иак. 2, 25–26 > . Так и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв лазутчиков и выведя их другим путем? Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Толкование Севирианово. Слушай Писание, свидетельствующее ο ее оправдании, ее, которая прежде была в блуде: как жемчужина в навозе она светилась, как золото, брошенное в грязь, цветок благочестия, подавляемый тернием, благочестивая душа в плену y злочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

37). Поскольку Иоаким «делал... зло пред Господом», он был взят в плен Навуходоносором и отведен в Вавилон (2 Езд 1. 39-40). Вслед за Иоакимом воцарился его сын, который здесь назван также Иоакимом (2 Езд 1. 43; в 2 Пар 36. 8-9 его имя - Иехония). Он нечестиво царствовал менее года и затем был отведен Навуходоносором в Вавилон (2 Езд 1. 44-45). Вместо него Навуходоносор «назначил царем Иудеи и Иерусалима Седекию» (2 Езд 1. 46). Этот царь правил 11 лет, «делал... зло пред Господом» и, наконец, решился, нарушив данную клятву, отложиться от Навуходоносора. Точно такую же нечестивую жизнь вели и «начальники народа и священников... превосходя во всех нечистотах всех язычников». Они насмехались над пророками и вестниками Бога (ν τος ϒϒλοις ατο), поэтому Он, «прогневавшись на народ Свой за нечестия, повелел восстать на них царям Халдейским». Город был разрушен, стены разорены, а храм сожжен. Уцелевших во время захвата города отвели в плен в Вавилон «до владычества Персов», что является исполнением пророчества Иеремии о том, что земля «будет субботствовать» в течение 70 лет (2 Езд 1. 47-58). Текст, в к-ром дается оценка правления благочестивого царя Иосии: «И направлены были по прямому пути (ρθθη) дела Иосии пред Господом» (2 Езд 1. 23), не имеет параллелей в др. библейских книгах. Во 2-й гл. рассказывается о том, как персид. царь Кир издал указ о возвращении евреев в Палестину и о восстановлении храма. Описывается передача храмовой утвари репатриантам и их путь в Иерусалим. Затем сообщается, что Артаксерксу был донос о восстановлении города и храма. Начало 2-й гл. (2 Езд 2. 1-15) отличается от параллельного евр. текста 1-й Книги Ездры и перевода LXX этой книги (Εσδρας Β). Так, в МТ есть выражение «Господь Бог небесный» (       - 1 Езд 1. 2), в Е. в. к.- «Господь Израиля, Господь Всевышний» ( κριος το Ισραηλ, κριος ψιστος - 2 Езд 2. 3), Септуагинта дает в этом месте перевод МТ (κριος θες το ορανο). Также и во мн. др. местах, где в МТ 1-й Книги Ездры и в переводе LXX стоит слово «Бог» (  ; θες), в Е.

http://pravenc.ru/text/189577.html

4) Как должно распять плот свою со страстьми и похотьми? Воздержанием от страстей и похотей и действиями им противными. Например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся сему желанию и, воспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за своего, то сим образом распинаем страсть гнева. – Катих. стр. 29. ...Вообще же истиннейшее врачевание есть удаление от греха 87 , так что отвергший благодать 88 ради удовольствия плоти, подает нам совершенное доказательство своего исцеления, аще с сокрушением сердца и со всяким порабощением плоти воздержанию отступит от удовольствий, которыми совращен был... Вас. Вел. прав. 3. ...Присвоивший себе чрез тайное похищение и потом чрез исповедь грех свой объявивший священнику да врачует недуг упражнением противоположным своей страсти, т.е. раздаянием имения нищим, да расточив то, что имеет, покажет себя очищенным от болезни любостяжания. Не имеющему же ничего, кроме тела, повелевает Апостол телесным трудом страсть оную врачевати. Повеление сие читается так: крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая благое, да имать подаяти требующему... Григ. Нисск. прав. 6. β) В отношении к телу и его жизни. В отношении к своему телу христианин обязан хранить здоровье его и развивать его 1) чрез воздержание в пище и питье, правильное употребление одежды; 2) посильную деятельность; 3) чрез хранение целомудрия. – 1) Воздержание есть умеренность, соблюдаемая в пище и питье и одежде, также в словах и во всех поступках, при руководстве которой человек избирает то, что прилично, по словам Апостола: как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам, ни зависти ( Рим.13:13 ). Подобно и в другом месте говорит: все должно быть благообразно и чинно ( 1Кор.14:40 ). – Испов., III, отв. на вопр. 14. Чревоугождение или объедение есть чрезмерное против обыкновенного количества употребление пищи и пития. О сем грехе свящ. Писание говорит так: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк.21:34 ). И в другом месте: как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству... ( Рим.13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

693 Утверждение сектантов о соблюдении апостолом Павлом субботы, как оказывается, ни на чем не основано. Зато в Священном Писании имеются несомненные свидетельства об обычае, утвердившемся в Церквах, основанных апостолом Павлом, праздновать первый день недели и о способе празднования. В названный день у христиан происходило торжественное (с возжиганием большого количества светильников) и продолжительное богослужение, во время которого совершалось таинство причащения и молящиеся поучались в Слове Божием ( Деян.20:7–11 ); кроме сего, этот день освящался делами благотворения ( 1Кор.16:1–3 ) В Послании к Колоссянам (2:16 694 ) апостол назвал субботой не субботу еженедельную, а еврейские праздники, которые назывались субботой в смысле праздничного покоя (напр. Лев.16:31, 23:32, 39 ); последние субботы и прекратились вместе со всем обрядовым законом. У евреев праздники были круга годичного (пасха – Исх.12:11 ; Лев.23:5 ; пятидесятница – Лев.23:15–21 ; кущи – Лев. 23:34 ; день очищения – Лев.16:29, 34, 23:27 ), месячного (первый день каждого месяца, т.е. новомесячие – Чис 28:11–14 ) и недельного (суббота – Исх.20:10 ). Апостол, сообразно такому делению праздников, в Послании к Колоссянам точно и разграничивает их, за какой праздник нужно разуметь один из годичных праздников: новомесячие означает первый день каждого месяца, а субботой, очевидно, назван седьмой день недели. Подобное сопоставление иудейских праздничных времен мы встречаем и в других местах Священного Писания: «чтобы становились (левиты)… при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано» ( 1Пар.23:31 ). «Вот я строю дом имени Господа Бога моего... чтобы... возносить там всесожжения утром и вечером в субботы и в новомесячия и в праздники Господа Бога нашего» ( 2Пар.2:4 ). «Α в субботу приносите двух агнцев, – это субботнее всесожжение... И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу... Β первый месяц в четырнадцатый день – Пасха Господня. И в пятнадцатый день сего месяца – праздник ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010