В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Пришедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло ( 109, 364 ). Превосходно описывает апостол смешение добра со злом в падшем человеке, предоставленном собственным усилиям к творению добра, причем по необходимости зло проникает из естества, искажает это добро и низлагает замыслы ума, тщетно покушающегося ввести в душевный храм истинное служение Богу ( 109, 365 ). Добродетель может быть неправильной, и зло может облекаться личиной добродетели. Естественное добро наше смешано со злом, повреждено им... И наша ограниченность и состояние падения требуют, чтобы наши действия непременно были предваряемы рассмотрением ( 111, 203 ). Надо потерять самое понятие о зле, как бы его вовсе не было, иначе понятие о добре не может быть полным, чистым, совершенным ( 111, 523 ). Недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым по Евангелию ( 111,537 ). Берегись делать добро падшего естества. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112,45 ). Юноша с пламенной и сильной душой, каким был Павел, если брался за что-то, то со всем жаром; его сердце и само по себе было склонно к неумеренной ревности, и фарисейство давало для нее много пищи. Из личных свойств его характера, равно как из собственных его свидетельств, мы можем заключить, что он старался превзойти современников в законной праведности, как понимали ее фарисеи. И это было не без намерения Промысла. Чем ревностнее было его стремление к святости, чем более он должен был бороться с некоторыми влечениями своей пламенной и сильной натуры, тем более имел случаев убедиться, что есть в человеке зло, которого нельзя укротить одной уздой закона; что человек может знать добро, но не всегда может творить его, что он невольно, при всем добром расположении, увлекается силой богопротивных влечений от добра к злу. Павел, конечно, никогда бы так живо, так точно не описал этого состояния в седьмой главе послания к римлянам, если бы не знал его по собственному опыту. И то, что он перешел к христианству из такой секты, в которой употребляли все предосторожности, ставили всякие преграды против силы пожеланий и страстей, всеми мерами старались принудить себя к добру, было весьма важно для Павла. Испытав все эти меры на себе и узнав их слабость, он мог, как представитель всех людей с ревностными нравственными стремлениями, свидетельствовать собственным опытом, как глубоко в человеческой природе лежит потребность искупления. После этого, также по собственному опыту, он мог определить отношение внутренней свободы, проистекающей из веры в искупление, к рабству законному. Протоиерей Александр (Горский) ( 114, 271 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ср. мою статью 111 и 100, с. 155–156. 478 Текст постановления не сохранился, но упоминается в сигиллионе Филофея 1370 г. (102, 1, 526–527); о дате сигиллиона см. 27, с. 114. 479 Краткий обзор возможных вариантов см.: 136, с. 533–552; более подробный и документированный — 125, с. 265–333. 480 В частности, см. 111, с. 149–177, и 100, с. 119–193. 481 Филофей разделял взгляды Кантакузина по этому вопросу. См., в частности, переписку Кантакузина с папой Климентом VI и Иннокентием VI в 1347–1358 годах (Cant., Hist., IV, 9, ed. Bonn, III, 53–62; ср. 92, с. 178–196) и его беседу с легатом Павлом в 1367 (изд. 111, с. 172–173); ср. также 122, с. 69–95. 482 Григорий Палама упоминает паламитские убеждения Иоанна V в трактатах против Григоры, написанных в 1356–1358гг. (ср. 109, с. 379–382). Палама опровергает распространявшийся Григорой слух, будто Иоанн V подписал Том 1351 года лишь под нажимом Кантакузина. Во–первых, он подтверждает законность Палеологовской династии, во–вторых, — отмечает приверженность Иоанна православию и его противодействие Акиндину и его сторонникам в 1346 г. Согласно Паламе, Иоанн Палеолог, еще будучи ребенком, дал отповедь Варлааму и изгнал сторонников Акиндина из дворца. Палама также вспоминает о присутствии Иоанна V на богослужениях, которые он совершал в качестве архиепископа Фессалоникийского, и верность Иоанна религиозным убеждениям отца, Андроника III, и матери — императрицы Анны, а также тестя — Иоанна Кантакузина (греческий оригинал цитируется в 109, с. 163, прим. 37). 483 Титул «император» («василевс») принадлежал не только Иоанну V, но и его сыновьям Андронику и Мануилу, а также Матвею и Мануилу Кантакузинам, сыновьям Иоанна VI. 484 Contra Greg., XII, 140, CLI, стлб. 1128Д–1129С. 485 Там же, стлб. 1130В. 486 Дмитрий Кидонис в послании к Филофею возмущался, что осужден его брат, так как это, с его точки зрения, было нарушением обещаний, данных Филофеем Иоанну V (Письмо 129, изд. R. J. Loenertz, Vatican 1956, pp. 164–168; ср. и другое его обличение Филофея, написанное под именем Прохора, 99, с. 296–313). Но не сохранилось упоминаний о том, что император предпринял какие–нибудь действия против патриарха. 487

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) БОРИС КАЗАНСКИЙ (Салтыков Борис Иванович?; † март 1553), мч. (пам. 2 окт., 4 окт.- в Соборе Казанских святых) БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) 93-103 103-105 105-106 БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками 106-107 107-109 БОТКИН Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)с 109-110 110-111 110-111 111-112 БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела 112-113 113-114 114-115 115-116 116-117 117-118 БОЭМУНД ТАРЕНТСКИЙ норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) 118-126 126-128 128-130 БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) 131-133 133-135 135-136 БРАГСКИЙ ОБРЯД один из местных вариантов римского обряда, практиковавшийся с XII-XIII вв. в кафедральном соборе г. Брага (Сев. Португалия) и в нек-рых приходах Брагского архиеп-ства

http://pravenc.ru/vol/vi.html

Если ты подчинился одной страсти, то подчинением этой одной страсти ты подчинился и всем прочим страстям ( 109, 212 ). Мало изучить страсти с их разветвлениями в чтении книг отеческих; надо прочитать их в живой книге души и стяжать опытное знание о них ( 109, 217 ). Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти, посредством их вступили в общение с сатаной, расторгнув общение с Богом ( 110, 165 ). Только Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом ( 110, 167 ). При различных столкновениях с ближними обнаруживаются для инока его страсти, таящиеся от него самого в тайных глубинах сердца, и исцеляются всесильным... учением Христовым ( 110, 314 ). Когда христианин постоянно и тщательно займется (молитвой), тогда она мало-помалу начнет открывать его страсти, о существовании которых в себе он до тех пор не знал ( 111, 134 ). Ужасна буря страстей; она ужаснее всех внешних бедствий: помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов, во время бури сердечной... Единственным средством спасения остается уси ленная молитва. Подобно апостолу Петру, нужно возопить от всей души к Господу ( 111, 186 ). (Телесный подвиг) существенно нужен для изгнания страстей действиями, противоположными требованию страстей; он необходим для насаждения в сердце добродетелей по указанию Евангелия ( 111, 358 ). Если, раненный стрелой врага, неожиданно заразишься страстями, не унывай ( 112, 89 ). Если не будешь поблажать страстям, увидишь умерщвление их. Если же будешь поблажать им, беседовать с ними, питать их в себе и услаждаться ими, то они умертвят тебя. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 149 ). Борьба со страстями Обуздание страстей ведет к безмятежности и тишине души. Святитель Василий Великий ( 8, 333 ). Посетите же меня, наконец, очистительные слезы и многотрудное бдение тела и ума, чтобы остыл во мне пламень, омылась душа от мучительных страстей. Святитель Григорий Богослов ( 15, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Пища для безмолвников есть благодатное просветительное утешение откровением таинства Креста Христова. Она – дар свыше, а не познание, свойственное собственно естеству человеческому ( 109, 143 ). Истинное безмолвие доставляет душе свойство, подобное чистоте зеркальных вод: в них человек видит и свое состояние, и, соразмерно преуспеянию своему, состояние ближних ( 111, 490 ). Дух Святой приникает к безмолвствующему правильно, сопутствует ему, возвещает тайны Царствия Божия, чтобы сам безмолвник обильно напитался знанием и ощущением духовным и напитал ими свою алчущую и жаждущую братию ( 111, 492 ). Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом ( 112, 43–44 ). Не дерзать на безмолвие и не нерадеть о себе, когда находишься среди попечений – вот средний путь, безопасный от падения ( 112, 68 ). Ограждение себя безмолвием в уединении необходимо для падшего ( 112, 431 ). Скуден плод уединения... если уединение не сопряжено с безмолвием ( 112, 432 ). Истинное безмолвие состоит в отречении от мира и в самоотвержении, совершаемых в средоточии человека, в духе его ( 112, 432 ). Молчал Господь перед Пилатом и Иродом, не произнес никакого оправдания. И ты подражай этому святому и мудрому молчанию ( 108, 548 ). Приучи себя к молчанию, чтобы ты мог безмолвствовать и среди людей. Говори как можно меньше, и то по крайней нужде ( 109, 206 ). Христиане, живущие посреди мира, не должны касаться возвышенных иноческих деланий (прежде отречения от мира), особенно безмолвнических ( 111, 453 ). Однажды Паисий поссорился с одним из посетителей своих и подрался с ним до крови. Авва Пимен сидел тут и не сказал им ни слова. В это время вошел к ним авва Анув, старший между братиями по годам, и упрекнул авву Пимена за то, что он не примирил поссорившихся. Пимен отвечал: «Они братия и помирятся». Анув повторил упрек, тогда Пимен отвечал: «Я положил в сердце моем, что меня здесь не было» ( 82, 319 ). Авва Пимен, авва Анув и братья их – семеро сыновей одной матери – приняли монашество в Скиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

видит и падшее естество свое и падение человечества и лукавых духов ( 110,56 ). Обличает лукавых духов сердце: ум недостаточен для этого; ему не отличить одними собственными силами образы истины от образов лжи... ( 110, 59 ). Только христианин может стяжать правильное познание, доступное человеку о человеке, о духах святых и отверженных, о мире, невидимом телесными очами ( 111, 144 ). Убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианством, гораздо сильнее, нежели убеждение в существовании видимого, доставляемое чувствами ( 111, 145 ). Познания, доставляемые Словом Божиим, вернее познаний, до ставляемых даже истинными и святыми видениями ( 111, 229 ). Мир, искушая подвижника, доставляет ему опытное познание, как земная жизнь превратна и обманчива... От этих опытных познаний подвижник приобретает холодность к земной жизни ( 112, 145 ). Книги Святых Отцов... подобны зеркалу, смотрясь в них: внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки ( 108, 113 ). Плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся видение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач ( 108, 292 ). Достигший познания себя посредством духовного подвига видит себя окованным страстями, видит действующих в себе отверженных духов ( 108, 294 ). Чтобы ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из своего сердца соблазн на ближнего, нужно при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами... ( 108,423 ). Смущение и недоумение при открывшемся действии страсти служит доказательством, что человек не познал самого себя ( 108, 524 ). Человек! Внемли себе, себя рассматривай! Из ясного, по возможности своей, понимания себя яснее и правильнее будешь смотреть на все, что подлежит твоим взорам вне тебя ( 109, 92 ). Божественное откровенное учение возвещает мне опыты жизни, доказывает мне, что я – создание Божие, я – создание Бога моего! Я – раб Бога моего, раб, вполне подчиненный власти Бога, объемлемый, хранимый Его властью... ( 109, 95 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Без скорби человек не способен к тому таинственному, вместе существенному утешению, которое дается ему соразмерно его скорби ( 108, 317 ). Священное Писание свидетельствует, что рабам Божиим, шествующим путем заповедей Божиих, посылаются особенные скорби в помощь их деятельности... Эти очистительные скорби именуются попущениями, или судьбами Божиими ( 108, 326 ). Скорби были от начала века знамением избрания Божия. Они были знамением, богоугождением для патриархов, пророков, апостолов, мучеников, преподобных. Все святые прошли тесным путем искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу ( 108, 350 ). Убегает от исполнения закона Христова безумно ищущий места бесскорбного... Место и жизнь бесскорбные, когда сердце обрящет смирение и смирением войдет в терпение ( 109, 50 ). Время скорби есть то блаженное время, в которое Бог созиждет душу возлюбленного избранника Своего из среды людей ( 109, 106 ). Дару внимательной молитвы обыкновенно предшествуют особенные скорби и потрясения душевные, низводящие дух наш в глубину сознания нищеты и ничтожности своей ( 109, 284 ). Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге ( 111, 506 ). Никакой произвольный подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят посылаемые ей Богом невольные скорби. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 371 ). О терпении и благодарении в скорбях С радостью взираю на Господа, даже когда Он посылает мне скорби: радуюсь, что печалями Он делает меня легче, как золото, которое было смешано с прахом и потом очищено. Святитель Григорий Богослов ( 15, 72 ). С благодарностью терпи скорби, чтобы ими загладились все твои грехопадения. Преподобный Нил Синайский ( 49, 388 ). Когда постигнет тебя скорбное искушение, то не изыскивай, для чего и от чего оно пришло, но старайся перенести его с благодарностью, без печали и злопамятства.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

113. Ответ на 111., Потомок подданных Императора Николая II: " Ни поста без хамства " . Я понял одно - Вы настаиваете на том, что бить матросов линем - " богоугодное " дело. Вполне в духе секты " истинно православных " . Вы со своим " линем " превратились в унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. 112. Ответ на 109., Потомок подданных Императора Николая II: Уже ко времени царствования Императора Николая II только филологически образованный человек мог объяснить происхождение этого выражения. А появилось оно в результате того, что на флоте провинившегося моряка допрашивали, применяя битьё линем. Добытая таким способом правда и называлась подлинной. Древнерусское – подлинный (истинный, правдивый). Это слово встречается в русском языке с начала XII в. Предшественником слова подлинный является слово «подлинник», вероятно, происходящее от прилагательного «длинный». Изначально «подлинниками» называли специальные длинные палки, использовавшиеся для битья допрашиваемых на суде, чтобы узнать от них истину. Этимологический словарь русского языка Семенова. 111. Ответ на 110., Иоанна: " Ни поста без хамства " . Я понял одно - Вы настаиваете на том, что бить матросов линем - " богоугодное " дело. Вполне в духе секты " истинно православных " . 110. Ответ на 109., Потомок подданных Императора Николая II: Это не моя логика, Владимир, а святых отцов Церкви.Что до остального ...знаете, есть произведение Ю. Олеши " Ни дня без строчки " . Так Ваше присутствие на РНЛ можно озаглавить: " Ни поста без хамства " . 109. Ответ на 106., Иоанна: Вы считаете себя гуманнее и справедливее Бога? - Так ведь выходит. Бог допустил такое вот общество, а мы его скорректируем, возьмем то, да прибавим это, потому что православная монархия была не такой как надо - как нам надо, потому что мы понимаем лучше Бога что нам надо. Абсолютное осутствие логики. Вот есть выражение " подлинная правда " . Уже ко времени царствования Императора Николая II только филологически образованный человек мог объяснить происхождение этого выражения. А появилось оно в результате того, что на флоте провинившегося моряка допрашивали, применяя битьё линем. Добытая таким способом правда и называлась подлинной. Значит, раз " Бог допустил такое общество " , то " корректировать " подобное - " считаеть себя гуманнее и справедливее Бога? " . Очевидная глупость. Есть мудрая русская пословица - заставь дурака молиться, он себе лоб расшибёт. Это про Вас.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Крещение, не уничтожая естества, уничтожает его состояние падения; не делая естества иным, изменяет его состояние, приобщив человеческое естество естеству Божию ( 109, 376 ). Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе. Такое обновленное Господом естество человеческое прививается, так сказать, к естеству падшему посредством Крещения ( 109, 376 ). При Крещении все люди получают равенство, потому что достоинство каждого христианина одно и то же. Оно – Христос ( 109, 377 ). Христиане, родившись от Адама в смерть, рождаются Крещением в жизнь, рождаются от Бога, рождаются уже чадами Божиими. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 119 ). Отречение от сатаны Не презирай врачевства заклинания (перед Крещением); не ропщи на его продолжительность, и это есть испытание искренности, с какой приступаешь к Крещению. Святитель Григорий Богослов ( 13, 300 ). «Отрекаюсь сатаны и всех дел его». Каких дел? – Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов... Нет и времени перечислить все. Отрекаемся всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. Преподобный Ефрем Сирин ( 26, 328 ). При Крещении человеку даруется духовная свобода: он уже не насилуется грехом, но по произволу может избрать добро или зло ( 109, 377 ). Святым Крещением изглаживается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения, отнимается у греха насильственная власть над нами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 369 ). В Крещении подаются многие дарования Святого Духа, превосходящие естество наше Иные, довольствуясь неполным пониманием дела, говорят, что младенцы омываются при Крещении от скверны, сообщенной естеству человеческому преступлением Адама. А я верую, что не это только одно совершается (ибо одно было бы еще не так важно), но что подаются при этом и иные многие дарования, далеко превосходящие естество наше. Ибо в Крещении естество не только приняло все то, что было нужно к исцелению от греха, но еще и украсилось Божественными дарами. Не только избавлено от наказания и совлеклось всякого лукавства, но и возрождено свыше Божественным, превышающим разум... пакибытием; искуплено, освящено, удостоено усыновления, оправдано, сделано наследником Единородного Сына Божия и сотелесником Его Причастием Священных Таинств, стало Телом Его, соединилось с Ним, как тело с головою. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 229 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Стихи 23–24: «Я исчезаю как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука». Святитель Филарет так комментирует эти слова: «По изображению Христа, преходящей подобно уклоняющейся тени и колеблющегося от поста, можно догадаться, что пророк созерцал Его между временем торжественного вступления в Иерусалим и Пасхой страдания». 235 Стих 25: «Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими». В Евангелии от Матфея повествуется, что когда Господь Иисус Христос страдал на кресте: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» ( Мф. 27, 39–40 ). Стих 26–27: «Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей, да познают, что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это». «Это Твоя рука» – то есть дело, сотворенное силой Божией, неожиданное и страшное для гонителей. Святитель Афанасий Великий видит здесь пророчество о Воскресении Христа из мертвых. 236 Псалом 109 Надписание: «Псалом Давиду». Святитель Афанасий Великий говорит, что «в настоящем псалме Давид изображает рождение Господа по плоти, евангельское Его слово, возгосподствовавшее над всеми народами, и восшествие Его на небеса». 237 Протоиерей Герасим Павский говорит, что псалом 109 «ясно описывает славу Иисуса, восседшего одесную Бога Отца, вечное Его священство по чину Мелхиседекову, распространение Церкви Христовой и сокрушение врагов Его духовного царства и главы их – антихриста: «…сокрушил голову в земле обширной» ( Пс.109, 6 ). 238 Псалом начинается словами: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (109, 1). Эти слова Сам Господь Иисус Христос употребил как доказательство Божественного достоинства Мессии. «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак, если Давид называет его Господом, как же Он сын ему?» ( Мф. 22, 41–45 ). Эти же слова псалма 109 вспоминает в Послании к Евреям апостол Павел, говоря о значении Жертвы, принесенной Христом: «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенных освящаемых» ( Евр. 10, 12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010