e.g., Alfred DeMaris and William MacDonald, ‘Premarital Cohabitation and Marital Instability: A Test of the Unconventional Hypothesis’, Journal of Marriage and the Family, 55 (May, 1993).  Popenoe and Whitehead, Should We Live Together?, p.5.  Susan L Brown and Alan Booth, ‘Cohabitation Versus Marriage: A Comparison of Relationship Quality’, Journal of Marriage and the Family, 58 (August 1996), p.674 (emphasis added).  Brown and Booth, ‘Cohabitation’, p.677. The group was actually 76% of the total of over 13,000 individuals surveyed (using data from the 1987-88 National Survey of Family and Households). In the 90s the numbers of cohabitors with marriage plans progressively diminished.  Brown and Booth, ‘Cohabitation’, p.671.  Eurostat, 1995, in Reynolds and Mansfield, ‘The Effect of Changing Attitudes’, pp.16-17.  Aquinas, Summa Theologiae, 2a2ae.154.2.  . James G. Williams, ‘The Beautiful and the Barren: Conventions in Biblical Type-Scenes’, Journal for the Study of the Old Testament, 17 (June, 1980), p.109.  Summa Theologica, Part 3 (Supp.), q.43.art.3.  T.A. Lacey, Marriage in Church and State, (London: Robert Scott, 1912), pp.48-9.  A.R. Harcus, ‘Betrothal and Marriage’, The Expository Times, 109.3 (December, 1997), p.74.  Kenneth W. Stevenson, To Join Together - The Rite of Marriage   (New York: Pueblo Publishing Company, 1987).  Les Rites de Passage (Paris: Librarie Critique, Émile Mourry, 1990).  Kenneth, W. Stevenson, To Join Together - The Rite of Marriage (New York: Pueblo Publishing Company, 1987), p.8..  Adrian Thatcher, Marriage After Modernity: Christian Marriage in Postmodern Times (Sheffield: Sheffield Academic Press, 1999), p.242.  Pontifical Council for the Family, Preparation for the Sacrament of  Marriage (Vatican City: Vatican Press, 1996). Section 47 states ‘Although still not in a sacramental way, Christ sustains and accompanies the journey of grace and growth of the engaged toward the participation in his mystery of union with the Church’ (emphasis added).

http://pravmir.com/article_750.html

проповедников. По воспоминаниям К., когда он приехал в Женеву, «эта церковная община вообще ничего собой не представляла: произносилась проповедь и более ничего; люди разыскивали изображения и уничтожали их, однако никакой подлинной реформации не происходило; во всем царил хаос и смятение» (CO. Vol. 9. Col. 891). Желанием Фареля было упорядочить этот «хаос» и подчинить всю городскую жизнь «христианскому закону», использовав для этого поддержку городских властей; именно для помощи в этих начинаниях ему был необходим К., обладавший одновременно талантом горячего проповедника и строгим умом юриста (ср.: Ganoczy. 1987. P. 107-108). К религ. деятельности в Женеве К. приступил в нач. сент. 1536 г. в качестве «учителя Священного Писания» (doctor sacrarum literarum), начав комментировать на лекциях в соборе Сен-Пьер Послания ап. Павла (Ibid. P. 109). Однако уже в нач. окт. 1536 г. он вместе с Фарелем и еще одним швейцар. проповедником, П. Вире (1511-1571), отправился в Лозанну для диспута о вере с католич. священниками и богословами. Подобные диспуты городские власти в Швейцарии обычно организовывали с целью оправдания отказа от католицизма и демонстрации гражданам преимуществ протестантизма. В диспутах запрещалось использование схоластических рациональных рассуждений и авторитетных свидетельств церковных писателей; единственным авторитетом признавалось Свящ. Писание, поэтому протестант. проповедники заведомо находились в более выигрышном положении, чем католики. Основным участником дискуссии был Фарель; К. выступил лишь тогда, когда зашел спор о мнениях древних церковных авторов по вопросу о евхаристическом пресуществлении, удивив всех своей способностью точно цитировать сложные богословские тексты по памяти (научное издание стенограммы выступления К. см.: Deux discours au colloque de Losanne//CODR. Ser. 4. 2009. Vol. 4. P. 121-136; ср.: Ganoczy. 1987. P. 109-111). В янв. 1537 г. К., Фарель и еще один женевский проповедник, Э. Коро, представили Большому совету «Артикулы, касающиеся организации церкви и богопочитания в Женеве» (Articles concernant l " organisation de l " église et du culte à Genève; текст см.: CO.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Вера во Христа – жизнь. Питающийся верою вкушает уже во время земного странствования вечную жизнь, назначенную праведникам по окончании этого странствования ( 108, 177 ). (Вера) приближает человека к Богу и усвояет человека Богу. Она представит человека пред лицо Божие и поставит Его в последний день жизни этого мира – в начале вечного дня – одесную Престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствования Богу ( 111, 141 ). «Блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20, 29 ). Этими словами Господь соединил с апостолами верующих всей земли и всех времен. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 141–142 ). Зная, что Бог верен и всемогущ, веруй в Него, – и будешь причастником благ Его. Если же ты унываешь и пребываешь в бездействии, то не веруешь. Авва Евпрений ( 82, 123 ). Душа без веры – сосуд, закрытый для благодати, а душа верующая – открытый. Вера открывает душу для принятия благодати. Филарет, митрополит Московский ( 113, 15 ). Для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа. А для спасения верующих во Христа необходима жизнь по заповедям Божиим ( 111, 206 ). Совершим наше земное странствие, неся светильник веры правой, веры живой. Этот светильник ведет нас в вечное Царство Божие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 435 ). Потому вера особенно и достойна удивления, что не только полезна и спасительна, но и удобна, весьма легка и для всех доступна. Святитель Иоанн Златоуст ( 43, 504 ). Верующий во Христа если и умрет смертью греховной, то опять оживет покаянием... ( 108, 506 ). Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства ( 111, 471 ). По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная гибель... Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 504 ). Вера... не достаточна для спасения, но, чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Богочеловек, как искупительная Жертва, принял на себя все человеческие немощи – последствия падения – кроме греха, чтобы, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, явить его в обновленном состоянии, явить его без тех немощей, которые привлечены в наше естество падением ( 111, 399 ). .Нет греха человеческого, которого бы не могла смыть Кровь Господа Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа ( 111, 466 ). Всю надежду покаяние возлагает на Искупителя. Одни заслуги Искупителя имеют всю цену, необъятную цену! Без цены, без малейшей цены человеческие добродетели! Они заимствуют цену от веры в Искупителя, когда они – выражение этой веры и исполнение воли Искупителя ( 111, 466 ). Страшно запятнать мысль ложью: кровь человеческая не в силах омыть этих пятен лжи. Для такого омовения человечество нуждалось в Крови Богочеловека ( 111, 480 ). Земля – изгнание наше, потому-то Искупитель возводит принявших Его искупление с земли на Небо ( 111, 492 ). Всякий верующий в Спасителя по необходимости должен сознавать и исповедовать свое падение и свое состояние изгнания на земле, он должен сознавать и исповедовать это самой жизнью... иначе он не может признать как следует Искупителя! Потому что Искупитель и Спаситель нужен только для падших и погибших... Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 125–126 ). Святитель Григорий Палама О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа и Искуплении рода человеческого Предвечное и неописанное Слово Божие, Вседержитель и Всемогущий Сын, мог бы и без Воплощения избавить человека от тления, смерти и рабства диаволу, ибо все держится словом силы Его и все послушно Божественной Его власти, как говорит Иеремия. «Для Тебя ничего нет невозможного» ( Иер. 32, 17 ); и власти Творца не может противостоять сила твари, и нет ничего сильнее Вседержителя. Но наиболее соответствовало нашему естеству и немощи и отвечало Совершителю Воплощение Слова Божия, как способ, заключающий в себе и принцип правосудия, без чего ничто не совершается Богом: «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» ( Пс. 10, 7 ). Но поскольку человек в начале был оставлен Богом, потому что сам Его оставил и добровольно доверился начальнику зла (диаволу), лживо советовавшему противоположное (заповеди Божией), то справедливо и был отдан ему. И таким образом, по зависти лукавого и по справедливому допущению Благого (Бога), человек ввел в мир смерть. И, вследствие превосходящей злобы начальника зла, смерть стала сугубой: не только естественной, но и насильственной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня ( 55, 286 ). Кто милует ближнего, тот Попечителем о себе имеет Бога ( 55, 295 ). Хочешь ли умом своим быть в общении с Богом, приняв в себя ощущение одного наслаждения, не порабощенного чувством? – Послужи милостыне. Преподобный Исаак Сирин ( 56, 14 ). Тело и душу нужно умывать слезами, они тогда появятся на глазах молящегося и постящегося, когда сердце его преисполнится милости к ближним, сострадания ко всему человечеству без исключения ( 108, 160 ). Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, делает человека богоподобным ( 108, 522 ). На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви ( 111, 42 ). Покаяние для ожесточенного сердца невозможно; надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда объемлется и преисполняется сердце милостью, тогда только оно способно к покаянияю... ( 111, 43 ). Свойственно милости рождать веру и вере – милость ( 111, 236 ). Таинство Искупления основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству ( 111, 245 ). Оставление нами согрешений ближним нашим есть признак, что Дух Божий вселился в нас, царствует в нас, управляет, руководит нашей волей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 246 ). Господь Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян. 20, 35 ). Когда томимому голодом дают пищу или дрожащему от холода теплую одежду, не чувствует ли он себя в то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти это блаженство? В боголюбивом и человеколюбивом Сердце. В чем состоит это блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести об исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе – хоть не в совершенстве – образ Всеблагого Бога, по которому сотворен, радуется обо всем добром даже когда только слышит о нем, поэтому естественно блаженствовать ему, когда сам делает добро. Сверх этого внутреннего блаженства слово Божие обещает человеку благотворительному еще и благополучие по особенному провидению Божию: «В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его» ( Пс. 40, 2–3 ). Мы не можем ясно видеть, какими средствами достигает этого Провидение, потому что не можем проследить все пути Его, но что верно и чудесно достигает, – это видим на примерах, особенно ясных в Священной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Желающий спастись, непременно должен держаться тесного пути, завещанного Спасителем ( 108, 211 ). Преподобный Ефрем Сирин сказал о положении тех, которые займутся исканием живого слова Божиего во времена последние. Они будут... проходить землю от востока к западу и от севера к югу, ища такого слова – и не найдут его ( 108, 285 ). Священное Писание свидетельствует, что христиане, подобно иудеям, начнут постепенно охладевать к Откровенному учению Божию. Они начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь... Такому направлению Искупитель, искупивший человека для блаженной вечности, чужд. Такому направлению свойственно отступление от христианства... В ослаблении христианства будет участвовать монашество: член тела не может не принять участия в немощи, поразившей все тело... Когда христианство до крайности умалится на земле, тогда окончится жизнь мира ( 108, 457–458 ). Отступление Нового Израиля от Спасителя к концу времен будет обширным, а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын гибели, который дерзнет назвать себя обетованным Мессией... ( 111, 222 ). Обильное земное преуспеяние и огромные предприятия, как очевидные для всех, выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большей частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество ( 111, 222 ). Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя; эти бедствия – слабый образ страшных бедствий, которые будут карой Нового Израиля за его преступление ( 111, 223 ). Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия и утверждения его, «внезапно постигнет... пагуба» ( 1Фес. 5, 3 ), тогда наступит кончина мира, которой он в омрачении своем, в упоении земным преуспеянием, никак не будет ожидать ( 111, 270 ). Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления людей ( 111, 309 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Тексты произведении Беды цитируются по следующим изданиям: Migne J.P. Patrologiae Latinae Cursus Coinpletus. Paris, 1850. «О фигурах и тропах». V. 90. С. 175–180. «Житие св. Феликса». V. 94. С. 713–729. «Жизнеописание отцов настоятелен Веармута и Ярроу». С. 713–729. Проповедь «На праздник Петра н Павла». V. 94. С. 214–219. «Two lives of St. Culhbert»/Ed. B.Colgrave. Cambridge, 1985. «Житие св. Катберта» анонимное (VA). «Житие св. Катберта» Беды (40;В). Предисловие к «Житию св. Катберта» Беды. 109 Ogilvy J.D.A. Books, known to the English... P. 114; Гаспаров М.Л. Избранные груды. М., 1997. Т. 1, к. 594. – «... цицероновский учебник “О нахождении” и псевдоцицероновский “Риторика к Герению” были в числе самых читаемых школьных пособии (под заглавиями “Старая риторика” н “Новая риторика”)». 111 Laistner M.L.W. The Library of the Venerable Bede//Bede, His Life, Times and Writing/Ed. A.H.Thomson. Oxford: Oxford Univ. Press, 1935. P. 263–266. 112 Отношение христианской церкви к науке красноречия менялось постепенно. Только к IV в. был решен спор о том, является ли риторика неким излишеством, к которому не нужно прибегать для защиты истины, или она может быть полезна для проповеди христианства. «... Киприан в письме к Донату: “Когда речь идет о Господе Боге, то чистое и искреннее слово ищет доказательств для веры не в силе красноречия, а в самой вещи”» (Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981. С. 109), «Арнобий также был глубоко убежден в том, что “истина никогда не стремится к приукрашению”, развернув целую теорию против риторической эстетики» (Указ. соч. С. 109). Напротив, Лактанций в «Божественных наставлениях», входивших в круг чтения Беды, «указывает, что он собирается использовать в своих целях достижения языческих ученых, как философов, так и риторов» (Указ. соч. С. 110). «Иероним утверждал, что языческая литература могла быть полезной помощницей в христианском образовании» (Brown G.H. Bede the Venerable. Boston, 1987. P. 27). В сочинении «О христианском учении» Августин доказывал, что христианам следует чувствовать себя свободными в заимствованиях из языческой литературы: «свободные науки более приспособлены к пользе истины» (Op. cit. Р. 280). «Св. Григорий Великий говорил: “Зная свободные искусства, мы лучше понимаем Божественное слово”» (Op. cit. Р. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Следует снова вспомнить Иуду. Он имел большое духовное богатство, ибо Господь еще прежде своих вольных страданий ничем его не обделил по сравнению с другими апостолами, когда посылал на проповедь Своих учеников. Все те дарования, которые Он дал Петру, Андрею, Иакову, Иоанну и прочим апостолам, дал Он и Иуде. Всем Он дал власть изгонять нечистых духов и исцелять всякий недуг и всякую болезнь. Всем Он сказал: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» ( Мф. 10, 8 ); среди них был и Иуда, согласно Евангелию: «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, и прочие по именам, наконец и Иуда Искариот, который и предал Его» ( Мф. 10, 2–4 ). Следовательно, и Иуда имел от Христа те же дарования и благодатью Христовой творил такие же чудеса, какие творили и прочие апостолы: исцелял больных, очищал прокаженных, воскрешал мертвых и изгонял бесов. Чего же еще ему недоставало? Недоставало ему благодарности, которая сохранила бы эти духовные сокровища. Поскольку же он оказался неблагодарным за все Божии дарования, он все их и потерял в один час, и невидимые воры расхитили их. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 535 ). Действие Ветхого Завета подобно действию естественного добра. Уклонение от него до пришествия Христова было отступлением от Бога; желание остаться при нем по пришествии Христа стало отступлением от Бога ( 109, 332 ). Постоянная греховная жизнь есть постоянное отречение от Христа, если бы оно и не произносилось языком и устами ( 111, 121 ). Многие, упоенные жизнью для плоти, не только забыли о предметах духовных, но начали из упоения своего отвергать существование Бога, невидимого мира, самой души своей ( 111, 231 ). Человек... отчуждивший себя от Бога во времени, стяжавший все богопротивные свойства, добровольно отвергший усвоение Богу, естественно отходит по кончине своей в страну, обреченную в жилище существ, отверженных Богом ( 111, 232 ). Причина отвержения Богочеловека людьми заключается в людях, как в них же заключается и причина принятия антихриста ( 111, 308 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Человек, обновленный Духом, делается Богоносцем, делается храмом Бога и священником, священнодействующим в этом храме, поклоняющимся Богу Духом и Истиной ( 111, 332 ). Дивное чудо совершается при учении Духа: когда Дух учитель, – произносящий Слово Божие, и слушающие Его разделяют учение жизни. Вся слава принадлежит таинственному Учителю; произносящий слово ощущает, что он произносит не свое слово, но слово Божие, слушающий ощущает, что слышит Слово Божие... ( 111, 493 ). Какое ощущение объемлет человека, произносящего глаголы Духа, ощущающего в себе действие Духа? – Ощущение, которое свойственно иметь созданию перед его Создателем. Тогда человек явственно ощущает, видит, что он – ничто ( 111, 493 ). Истина засвидетельствована на земле Духом Святым... Где нет свидетельства от Духа – там нет доказательств истины ( 111, 509 ). Святой Дух действует самовластно как Бог: приходит в то время, как смирившийся и уничижившийся человек отнюдь не чает пришествия Его ( 112, 65 ). Ум человеческий сам собой, не будучи соединен с Господом, рассуждает по силе своей. Когда же соединится с огнем Божества и Святым Духом, тогда бывает весь обладаем Божественным светом... исполняется Божественного разума и невозможно ему... мыслить о своем... ( 112, 65 ). Что же такое, что может принявшего преисполнить радости, даровано будет молящемуся именем Господа Иисуса? Будет дарован... Дух Святой... ( 112, 109 ). Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее... ( 112, 350 ). Где пришествие Духа, там не ищи естественного порядка и закона.., и не удивись, если Он осуществляет в тебе несуществовавшее, если Он делает победителем ум, до сих пор побеждавшийся. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 446 ). Хула на Духа Святого «не простится... ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32) Священное Писание возвещает нам, что Христос в неизреченном единении двухсоставен. Он – Бог и человек. Ибо Слово стало плотию ( Ин. 1, 14 ). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и самарянке сказал: «Бог есть дух» ( Ин. 4, 24 ), а человечество Слова – Сыном Человеческим, ибо говорит: «ныне прославился Сын Человеческий» ( Ин. 13, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия: читай Его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнью ( 108, 108 ) . Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного врача – Евангелие ( 108,109 ) . Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу... тогда и деятельность твоя удобно сделается Евангельской ( 108, 109 ) . Точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать собственными усилиями: это – дар Христов ( 108, 111 ) . Евангелие есть изображение свойств нового человека, который Господь с небес. Этот новый человек – Бог по естеству ( 108, 111 ) . Дух Святой, вселившись в истинного и верного служителя Своего, делает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия ( 108, 111 ) . Писания Отцов соединяются все в Евангелии, все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа, источник и конец всех их – Святое Евангелие ( 108, 113 ) . Сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие ( 108,113 ) . Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом ( 108, 119 ) . Когда приступишь к исполнению велений Евангелия, тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки – твое собственное плотское состояние... и падшие духи ( 108,125 ) . Постоянным уклонением от зла и исполнением Евангельских добродетелей – в чем заключается все Евангельское нравоучение, достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу ( 108, 130 ) . Верный Слову Божию.., действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов.., малопомалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы... ( 108, 232 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010