В Часословах, изданных в Москве в 1652 и 1653 гг., в последование И. вставляются рубрики об исполнении тех или иных песнопений И. на литургии. В этих же изданиях приведены указания о разделении «Достойно есть» на 2 части возгласом священника         (этот обычай удерживается как в старообрядческой, так и в новообрядческой практиках: см.: Розанов. Устав. 1998. С. 438; Арсений (Швецов), еп. Уральский. Устав. М.; СПб., 2001р. Л. 98 об.). После исправления книг в сер. XVII в. рубрики о песнопениях на литургии были большей частью удалены из последования, но в него была заново включена песнь         (отсутствующая в изданиях 1652 и 1653 гг.). C XVII в. в чине И. нередко начинают опускать те или иные песнопения, к-рые прозвучат на Божественной литургии, если после И. следуют вечерня и литургия. До кон. XVII в. в первую очередь это коснулось исполнения Пс 33; в Типиконе 1695 г. и в следующем за ним издании Миней 1705 г. в последовании царских часов указано, что Символ веры опускается, если И. предшествуют литургии (см. то же в Обиходнике Кириллова Белозерского монастыря - Никольский. Кирилло-Белозерский мон-рь. С. 312). В XIX в. в старообрядческих и единоверческих книгах фиксируется совершение И. сразу после 9-го часа перед литургией ( Арсений (Швецов), еп. Уральский. Устав. Л. 110 об.- 111 об.). Эта практика вызвала появление уставных рубрик в нек-рых единоверческих переизданиях Часовников XIX в. Части И., вычитываемые перед литургией (исполняются только те песнопения, к-рые не будут спеты на литургии), обозначаются рубрикой на полях: «По часе девятом» (см., напр., Часовник. М., 1864, Л. 37-38). Особенности уставной регламентации Одной из новых черт послениконовских рус. Часословов (как и греч. печатных Орологиев) стало включение в ряд кондаков на И. после «Отче наш» кондака праздника Преображения Господня. Появление этого кондака в рядовом чине И. одни толкователи Устава объясняют тем, что во время Преображения Господь беседовал с Моисеем и Илией о Своих крестных страданиях (см.: Никольский. Устав. С. 354); др. связывают с тем, что издание, ставшее основой последующих, опиралось в свою очередь на некий Часослов из церкви или мон-ря, посвященных Преображению Господню. Ни общепринятый в РПЦ Типикон, ни укр. издания Часословов и др. книг (см., напр.: Часослов. К., 1711; Правило к Божественному причащению. К., 1863) не указывают чтения на И. кондака Преображения. Исследователи богослужебного Устава по-разному подходят к этому вопросу, одни следуют только указаниям Типикона и поэтому не упоминают кондак Преображения ( Розанов. Устав. 1998. С. 269-273; 437-443; Неаполитанский А., прот. Церковный устав в таблицах. М., 1894, 1992р. С. 58; Ργας. Τυπικν. Σ. 113, 249, 761), др. же учитывают указания Часослова ( Никольский. Устав. С. 354; B., прот. Велики Типик. Београд, 1984. С. 29).

http://pravenc.ru/text/293900.html

То же доказывает писатель и в самой хронике. Допуская четыре Пасхи во время служения Иисуса Христа, он говорит о четвертой: «Блаженные ученики спрашивали Господа: вот, по двою дню пасха будет: где хощеши, уготоваем Ти? ( Лк. 22:9 ) Явно, что они спрашивали не о Пасхе того же дня, но о имеющей быть спустя два дня. А что Он не совершал Пасхи в 14-й день, но прежде сего совершил Вечерю прообразовательную (τυπικν) 35 , когда бывало освящение опресноков и приготовление к празднику; это открывается из того, что Он предал ученикам не жертву, не опресноки, но хлеб и чашу» 36 . У патриарха Фотия в его библиотеке приводятся два сочинения «О пасхе», в которых также отрицается мысль о совершении законной Пасхи Спасителем. Первое приводится под заглавием «Слово к иудеям и к еретикам, именуемым четыренадесятниками». «Неизвестный писатель, – замечает Фотий, – говорит, что «Господь наш Иисус Христос не ел законной пасхи в святой четверг; да и было тогда не время: ни агнца, ни опресноков, ни другого чего Он не совершал, что имеют обычай соблюдать совершающие Пасху законную. Но вкусил Он Таинственную Вечерю, от которой преподал и ученикам хлеб и чашу» (б) 37 . Другое сочинение надписывается у Фотия «О святом празднике Пасхи слово третье». Изложив его содержание и одобряя по многим прекрасным мыслям, Фотий, однако, замечает: «Сочинитель утверждает, что в другие годы пребывания Своего на земле Господь и Бог наш Иисус Христос совершал законную Пасху, но в тот год, когда предан, не совершал. Заметь, – прибавляет Фотий, – Златоустый и Церковь говорят, что и в этот год совершил Он законную вечерю прежде Таинственной» 38 . Первое из сих сочинений, известное Фотию без имени писателя, ученые признают за сочинение Иоанна Филопона, александрийского грамматика, прозванного за свое неправославие в учении о Святой Троице Трифеитом 39 . С заглавием «Об опресноках» оно встречается и под именем Иоанна Дамаскина , которому, однако, совсем не принадлежит 40 , и, когда начались споры об опресноках сперва с армянами, а потом и латинянами, то служило запасом оружия против тех и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

φ. 181. 19 января – память чуда, бывшего иже во святых от отца нашего Василия Великого в Никейской митрополии (v τ Νικαων μοπο, Агиол. под 19 янв.). φ. 184 vers. 6 февраля – память Фотия, патриарха Константинопольского . φ. 187. 11 марта – память преподобного Георгия, лежащего внутри Дииппа (νδον τ Διππω. о местности «Diippos – см. Ducang. Cplis Chr. L. I, p. 74). φ. 189. 18 апреля – Трифона, патриарха Константинопольского (928–931). φ. 191. 11 мая – память освящения города, т.е. Константинополя. φ. 193. vers. 5 июня – память нашествия варваров и Аваров. φ. 194 vers. 22 Июня – преподобного отца нашего Василия, игумена монастыря в Пателарии. φ. 198 16 июля – неделя пред четвёртым вселенским собором и память единения церкви. φ. 199 vers. 18 июля – память Стефана патриарха Константинопольского (925–928). φ. 202 vers. 7 августа – память нашествия Аваров во времена Ираклия царя и патриарха Сергия. 9 августа – память Константина, архиепископа Константинопольского († 674). φ. 203. 16 августа – воспоминание нашествия Агарян во времена Льва Исаврянина, память землетрясения и от Едессы принесения святого убруса. φ. 204. 24 августа – память Сисиния, патриарха Константинопольского. Первопечатный греческий типик Первое печатное издание греческого устава вышло в 1577 году в Венеции из типографии Иакова Леонкина, под редакцией иеромонаха Феофана, протосингелла и логара критского 203 , под обычным заглавием «τυπικν, τς κκλησιαστικς κολουθας», но с прибавлением «τι δ κα ν τας κατ τπον γαις το Θεο κκλησαις», т.е. что богослужение по чину этого устава, кроме лавры Саввиной и монастырей, совершается и в других церквах, – замечание, аналогичное с тем, которое читается в заглавии наших печатных уставов: «подобне и в прочих святых Божьих церквах». На обороте заглавного листа помещено обращение к читателям от имени издателя, Андроника Иуния Керкирского, и затем предисловие, любопытное в том отношении, что бросает некоторый свет на происхождение первопечатного типика и выясняет отношение к этому делу трудившихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В Типиконе, принятом в наст. время в РПЦ, уставу о К. посвящена 19-я глава. Согласно этой главе, с 1 по 21 сент. (все даты указаны по ст. ст.) поются К. из канона Воздвижения Креста Господня, с 21 нояб. по 31 дек.- из канона (точнее, канонов: при следующих подряд бденных службах, как, напр., 5 и 6 дек., предписано петь в один день К. из 1-го, а в другой - из 2-го канона) Рождества Христова, с 1 по 14 янв.- из канона Богоявления, с 15 янв. по отдание Сретения (которое приходится на разные даты) - из канона Сретения Господня, с 1 по 6 авг. и с 24 по 31 авг.- из канона Воздвижения Креста Господня, с 7 по 13 авг.- из канона Преображения Господня, с 14 по 23 авг.- из канона Успения Пресв. Богородицы; в остальные периоды года, не считая особых дней, поется общая К. Божией Матери. В наиболее важные праздники, такие как Рождество Христово и Богоявление, имеющие 2 канона на утрене, устав предписывает петь двойную К.: сначала из одного, затем из др. канона. Каждая песнь канона утрени в 1-й день Пасхи должна оканчиваться пением ирмоса сначала одним, затем др. хором, после чего оба хора должны петь этот же ирмос уже вместе и завершать песнь троекратным исполнением тропаря Пасхи. При наличии на утрене К. отменяется «Достойно есть» в конце канона. В богослужебной практике РПЦ К. исполняются в конце каждой песни канона: 1-я - после 1-й, 3-я - после 3-й и т. д. Перед 8-й К. поется стих «Хвалим, благословим...». К. распеваются на те же мелодии, что и ирмосы соответствующих гласов; иногда К. намеренно исполняются более торжественно, чем ирмосы текущего канона. Уставное предписание о двойной К. в наиболее важные праздники соблюдается не повсеместно. В совр. греч. приходской практике все 8 К. обычно исполняются как единое целое в конце канона утрени: по окончании 9-й песни канона поются К. для всех песней с 1-й по 8-ю подряд, после чего читается воскресное или праздничное Евангелие (если есть) и исполняется К. 9-й песни ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 23-24, 55-57). Т. о., в греч. среде К. воспринимаются не как цикл отдельных завершений каждой из песней канона, а как самостоятельное песнопение особого жанра. Поэтому К. могут исполняться в качестве такого песнопения и вне контекста канона утрени. Таковы, в частности, К. предпразднства Рождества Христова (нач.: Χριστς ν πλει Βηθλεμ βρεφουργεται -          ), которые не упоминаются в уставе и не связаны с к.-л. из известных рождественских канонов, но могут исполняться в современной греческой практике в качестве особого песнопения в одно из воскресений перед Рождеством Христовым (в рус. Ирмологии эти тексты также присутствуют, но не имеют реального употребления). Влияние греческого восприятия цикла К. как самостоятельного песнопения в русской традиции архиерейского богослужения можно усмотреть в практике пения всех рождественских К. подряд во время облачения архиерея к службе в день Рождества Христова и проч.

http://pravenc.ru/text/1681349.html

Устав Б. с. н. в греч. приходском Типиконе отличается от рус. тем, что здесь на «Господи, воззвах» стихиры Октоиха поются на 7, а Триоди - на 3; на хвалитех - Октоиха на 5 и Триоди на 3 ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 317-319); почти то же (на «Господи, воззвах» 6 и 4, на хвалитех - 5 и 3 стихир Октоиха и Триоди) - и в первопечатном рус. Типиконе 1610 г. (Л. 1-5об.). При совпадении с Б. с. н. больших праздников неподвижного круга Типикон предписывает соединять их службы. В месяцесловной части Типикона есть 5 Марковых глав , посвященных соединениям подготовительных недель Великого поста со службами Трех святителей (30 янв.), предпразднства и самого праздника Сретения Господня (2 февр.), а также его попразднства и отдания (Т. 1. С. 438-440, 448-449, 458-461, 467-469, 484-485). Среди храмовых глав присутствует гл. 25, посвященная службе престольного праздника в храме святого в предпостовые недели, отсылающая к Марковой главе Сретения (Типикон. Т. 2. С. 1110-1111). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. кроме марковых есть общая глава о великом или храмовом святом в предпостовые недели, где (в отличие от 25-й храмовой главы совр. Типикона) соединение служб расписано подробно (гл. 49: Л. 75-77). В нек-рых совр. невизант. лекционариях (копт., католич. и англикан.) притча о блудном сыне также находится среди великопостных чтений - в 3-е и 4-е воскресенья поста соответственно (эл. ресурс: http://www.bombaxo.com/lectionaries.html ). Гимнография Б. с. н. тематически посвящена осмыслению евангельской притчи о блудном сыне; ее основной мотив - раскаяние молящегося, представляющего себя блудным сыном, удалившимся от Небесного Отца в страну греха. Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.), автор синаксаря Б. с. н., подробно раскрывая смысл притчи, писал, что она читается накануне поста для того, чтобы побудить верующих к раскаянию и предохранить их от отчаяния (Триодь Постная. Л. 12-13). Канон Иосифа 2-го гласа (ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Ιησο Θες μετανοντα δξαι (        )) с именем песнописца в акростихе 9-й песни указывается как студийскими, так и иерусалимскими Типиконами и уже в Триоди X в. (Sinait. gr. 734) выписан 1-м; 2-м здесь выписан др. канон 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа (ирмос: Γν φ ν οκ λαμψεν (          ), нач.: Πντες νν βοσωμεν (Все ныне воскликнем)), с акростихом «Πτρου κανονρχου κα διακνου θρνος» (Петра канонарха и диакона плач), имеющий 2-ю песнь ( Quinlan. T. 2. P. 5, 8-17), он же присутствует и в слав. Орбельской Триоди (РНБ. F. п. I 102, XIII в.- Карабинов. С. 186). В ркп. Vat. Barber. 484, 1120 г. сохранился также фрагмент (7-9-я песни) анонимного канона 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа на Б. с. н., с фрагментом акростиха «[λ-?]ησων μς. μν» ([Пом]илуй нас. Аминь - Карабинов. С. 249). Еще 5 канонов о блудном сыне указаны в рукописях для 2-й недели поста.

http://pravenc.ru/text/149401.html

Указания рус. Типиконов XV - нач. XVII в. о «Б. м.» аналогичны указаниям греч. рукописей Иерусалимского устава и совр. рус. Типикона. В рус. окозрительных уставах часто встречается служба, когда на вечерне поют «Б. м.», хотя на утрене нет полиелея: 1 сент. (когда и в наст. время совершается такая служба), 28 сент., 19 окт., 5 и 8 нояб., 11 и 27 янв., 9 февр., 11 и 30 марта, 26 апр., 2 и 28 мая, 9 и 15 июля (Окозрительный устав архиеп. Новгородского Геннадия. М., 2000. С. 17-22). Рус. первопечатный дониконовский Типикон 1610 г. при пении 1-й кафизмы в субботу вечером указывает малую ектению только по окончании всей кафизмы (Л. 6 об.). Эта традиция отражена и в певч. книгах (Обиход. М., 1911; Успенский. С. 44-45), и даже в принятом ныне в РПЦ Служебнике (Т. 1. С. 15-16). В Типиконе 1634 г. малая ектения назначается после каждой «славы» (Л. 4об.). В афонских мон-рях в наст. время «Б. м.» всегда поется или читается в субботу вечером, за исключением Господских праздников (Святогорский устав. С. 47). Различается манера стихословия «Б. м.» на бденной и полиелейной службе: в дни памяти полиелейных святых «поскору (на 5-й глас) поется первая «слава» первой кафизмы» (Там же. С. 63); в дни памяти бденных святых «после произнесения диаконом великой ектении чтец возглашает: «Муж. Аллилуия», и певчие начинают медленное «Блажен муж...» на 8-й глас» (Там же. С. 71). В великие Богородичные праздники «Б. м.» отменяется (кроме воскресений - Там же. С. 80). В великие Господские праздники «Б. м.» всегда опускается, даже при совпадении с воскресным днем (нек-рые мон-ри - напр., св. Павла - сохраняют воскресное стихословие «Б. м.» - Там же. С. 82). В престольные праздники «Б. м.» тоже опускается (Там же. С. 88). По приходскому Виолакиса Типикону , используемому ныне в греч. Церквах, «Б. м.» употребляется примерно так же, как и в рус. Различие в том, что «Б. м.» не поется накануне Рождества Христова, Богоявления, Преображения (даже если они случаются в воскресный день) и Пятидесятницы. Но на праздники Входа Господня в Иерусалим, Антипасхи, а также Воздвижения, случившегося в воскресный день, «Б. м.», как и в РПЦ, поется ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 6-7).

http://pravenc.ru/text/149353.html

последование И. имеет особый порядок: почти все его части заменяются пасхальными песнопениями. Известны 2 чина пасхальных И. 1-й излагается в рукописях рус. «Ока церковного» XV-XVI вв., 2-й впервые фиксируется в первопечатном «Оке церковном» 1610 г. 1-й чин говорит, что в случае, если на Пасху почему-либо нет литургии, после 6-го часа при пении троекратного «Господи, помилуй» братия входит из притвора в церковь, затем читаются Апостол и Евангелие, поются тропарь Пасхи «и прочее единою»; по-видимому, предполагается исполнение пасхального часа. 2-й чин входит в рус. печатные издания XVII в. и позже, вплоть до современных; согласно этому чину, в начале И. поется тропарь Пасхи трижды, затем       ипакои, «Слава» - кондак Пасхи, «И ныне» - «Единородный Сыне», после «Отче наш» поются тропари пасхальных часов     молитва     не читается, только возглашается     (ср. со студийскими Часословами), вместо       поется тропарь Пасхи, Пс 33 исполняется до середины (как на всенощном бдении). Соотношение И. и литургии Т. о., совершение И. в Иерусалимском уставе приходится на те дни, когда литургии нет (как в нек-рые будние дни Великого поста и др.) или когда она служится после вечерни, т. е. в дни особого поста. В дни, когда пост не положен и когда литургия совершается после 6-го часа, И. в практике XV-XVII вв. не совершались. На это указывают уставные рубрики Часословов и Псалтирей с восследованием этого времени, напр., согласно рукописям РГБ. Троиц. 17 и 342, псалмы И. поются на литургии, а полное последование И. может совершаться или вместо литургии, или после 9-го часа в постные дни, или же на келейной молитве. 9-й час в непостные дни в этот период в практике Русской Церкви совершался или перед вечерней, или сразу же после литургии (см. Обиходник Сийского монастыря - ГИМ. Син. 814. Л. 334 об., 360, в будние дни Рождественского поста - л. 31 об.; Обиходник Кириллова Белозерского мон-ря: Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 2006. Т. 2. С. 340). Аналогичная практика сохраняется в правосл. Церкви до наст. времени - как у греков (см.: Ργας. Τυπικν. Σ. 113), так и у славян.

http://pravenc.ru/text/293900.html

о., они восходят к V-XII вв. С XIV в. в Триодях помещается стишной синаксарь Никифора Каллиста Ксанфопула («В сей день, в неделю вторую после Пасхи, обновление празднуем Христова воскресения»). С недели А. (включительно) и до отдания Пасхи все службы начинаются с пасхального тропаря «    », на утренях ежедневно поется «      », литургия имеет особое окончание. Относительно порядка службы А. поздние редакции Иерусалимского устава различаются расстановкой стихир, а также нек-рыми частными особенностями - напр., в первом печатном рус. Типиконе 1610 г. есть праздничная стихира по 50-м псалме (глас 6-й «Дверем затворенном прииде Исус»), а по принятому ныне в РПЦ Типикону поется обычная воскресная стихира; на литургии по Типикону 1610 г. кроме кондака праздника поется кондак Пасхи и кроме причастна праздника - причастен Пасхи; нек-рые Типиконы (напр., древнейший из сохранившихся Типиконов ТСЛ - РГБ. Ф. 304. (I) - 239, XV в.) указывают на А. праздничный отпуст и т. д. По Типикону Г. Виолакиса, в наст. время являющемуся основным Типиконом в практике греч. Церквей (Τυπικν. Σ. 375-376), на А. поется служба праздника без бдения (бдения по этому Типикону не совершаются), с чтением воскресного утреннего евангелия перед 9-й песнью канона (как и в др. воскресенья года), с отменой «    » и евангельской стихиры на утрене. Особенность литургии А. по этому Типикону состоит в употреблении праздничных антифонов и входного стиха Пасхи, а также задостойника праздника (ирмос 9-й песни канона «      »). Отмена или перенесение воскресного последования, великий прокимен на вечерне в день праздника и др. уставные моменты А. свидетельствуют о чрезвычайно большом значении, к-рое этот день издревле имеет в литургической жизни Церкви. Богослужение праздника в католич. Церкви Лат. название А.- Dominica in Albis (Воскресенье в белых [одеждах]),- к-рому соответствуют древненем. Witte Sondach, нем. Weißer Sonntag (Белое воскресенье), связывало содержание праздника с завершением чинопоследований, относящихся к таинству Крещения.

http://pravenc.ru/text/Антипасхи.html

В древнерус. рукописях Студийского устава также встречается традиция совершать накануне В. вечерню по чину Великой ц. Так, в рукописи ГИМ. Хлуд. 16-д, посл. четв. XIII в., являющейся записью богослужебного устава храма Св. Софии в Новгороде, студийского в своей основе, порядок поклонения св. Кресту в течение 4 дней перед В., чин вечерни, паннихис и литии вечером под В. описаны очень близко к Дрезденскому списку Типикона Великой ц. Чин воздвижения Креста в этой рукописи не сохранился, но его описание в др. новгородской рукописи Требника XIV в. (РНБ. Соф. 1056) также близко к Типикону Великой ц. ( Скабалланович. С. 151-152; см. также: Пентковский. Типикон. С. 212-213). Память сщмч. Симеона Вслед за Типиконом Великой ц. во мн. рукописях и изданиях Иерусалимского устава в неделю по В. отмечается память сщмч. Симеона, сродника Господня (см., напр.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 329; Τυπικν. Venetia, 1577. Fol. 13v). Вместо недели по В. эта память могла совершаться и в один из ближайших к В. дней (13, 18, 21 сент.- Лосева. С. 153, 157, 159; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 33). Обычно его последование сводится к прокимну и аллилуиарию на литургии, но нек-рые памятники предписывают петь более полно последование священномученика. Так, Чиновник московского Успенского собора 30-х гг. XVII в. указывает службу с полиелеем «для ради прокимна» ( Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 9); в более поздней рукописи Чиновника того же собора предписано петь его последование на повечерии (Там же. С. 157-158). В правленом рус. Типиконе 1682 г. прокимен священномученика на литургии недели по В. заменен на прокимен праздника, но из-за недосмотра указание о прокимне сщмч. Симеона сохранилось в Марковой главе о попразднстве В. в неделю, где этот прокимен назван «прокимном недели по Воздвижении». Это указание присутствует во всех последующих рус. изданиях Типикона, включая совр. (Типикон. [Т. 1.] С. 163). Память свт . Иоанна Златоуста

http://pravenc.ru/text/155081.html

нии следуют две строки без текста, тогда как в рукописи (стр. 65) после этих слов идет κα δι ποαν αταν и затем – без всякого перерыва – текст главы; р. 201.25 – ξενοδοχεα, стр. 71 – μοναστοια. Рис. 1. Толкования Симплиция на «Физику» Аристотеля. Москва, ГИМ, Муз. 3649, л. 1. Рис. 2. Notitiae episcopamuum. Ленинград, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, греч 716, л. 3 Рис. 3. Notitiae episcopamuum. Ленинград, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, греч 716, л. 3 об. Рис. 4. Коридетское евангелие. Тбилиси, Институт рукописей им. К. С. Кекелидзе АН ГССР, л. 72 об. Рис. 5. Коридетское евангелие. Тбилиси, Институт рукописей им. К. С. Кекелидзе АН ГССР, л. 140 об. Рис. 6. Коридетское евангелие. Тбилиси, Институт рукописей им. К. С. Кекелидзе АН ГССР, л. 174. Рис. 7. Коридетское евангелие. Тбилиси, Институт рукописей им. К. С. Кекелидзе АН ГССР, л. 197 об. Рис. 8. Устав Петрицонского ионастыря. Киев. ЦНБАН УССР, Z 4579. л. 1. 11 С.Г. Каухчишвили. Георгика. Сведения византийских писателей о Грузии, т. V. Тбилиси, 1963, стр. 83–301. 12 L. Petit. Typikon de Grégoire Pacourianos pour le monastre de Pétritzos (Bakovo) en Bulgari. – BB. XI, Приложение, 1904. 13 Γρηγριος Πακουριανς μγας δομστικος τς Δσεως κα τ π’ ατο τυπικν τς μονς τς Θεοτκου τς Πετριτξονιτσσης. Lipsiae, 1888. 14 L. Petit. Op. cit., p. XXV–XXVI; А. Шанидзе. Грузинский монастырь в Болгарии и его типик. Грузинская редакция типика. Тбилиси, 1971, стр. 48 и таб. 9. 16 П. Безобразов. Материалы для истории Византийской империи. I. Неизданные монастырские уставы. – ЖМНП, ч. 254, 1887, ноябрь, стр. 65–78. 17 Н. Петров. Описание рукописей Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии, вып. I. Киев, 1875, стр. 108–109. Рукопись 163 поступила в библиотеку академии 11 мая 1872 г. 18 Никифор был избран митрополитом Филиппополя 26 сентября 1824 г. После его смерти его приемником стал критский митрополит Хрисанф – с 24 августа 1850 г.; Κ. Μ. Αποστολδης. τς Φιλιππουπλεως στορα π τν ρχαων μεχρ τν καθ μς χρνων. Εν θναις, 1959, σ. 286. Этим примечанием мы обязаны директору Греческого института византийских и послевизантийских исследований в Венеции г-ну М. Мануссакасу, которого сердечно благодарим.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010