Происхождение, историческая его судьба и краткая характеристика По-видимому, естественно думать, что богослужение афонских монастырей и скитов находится в полной зависимости от Типикона, который имеет то же самое надписание, как и наш современный Типикон, почти более половины составленный на основами Типикона греческой Церкви 1 . Мы говорим о печатном греческом Типиконе, носящем такое заглавие: Τυπικν τς κκλησιαστικς κολουθας τς ν εροσολμοις γας λαρας το σου κα θεοφρου πατρς μν Σββα. Ατη δ κολουθα γνεται κα ν τας λοιπας τν ν εροσολμοις μονν, τι δ κα ν τας κατ τπον γαις το θεο κκλησαις 2 , первое издание которого явилось в свет в 1545 году, 4-го января 3 , в Венеции, из типографии родных братьев Иоанна, Антония и Петра Савьемове, с предисловием Андроника Нукия Керкирского. Настоящее предположение, по-видимому, имеет за собою то еще основание, что Типикон этот первыми его издателями назначался к «общей пользе» (ες κοινν φελεαν) «для желающих жить православно», желающих знать, «когда вкушать мяса и бескровных рыб и когда нет, когда проводить дни праздничные и когда постовые, когда совершать всенощные бдения и славословия и когда нет» 4 Но личные наши наблюдения, во время путешествия по Афону, покали нам с наглядною убедительностью, что этот Типикон не только не имеет никакого влияния на практику афонских обителей, а напротив даже считается типикарями известных монастырей св. горы не стоящим никакого внимания. Τοτο Τυπικν δν εναι καλν, отвечали обыкновенно типикари, когда мы спрашивали их о причинах неуважения в печатному Типикону св. Саввы Освященного. Поэтому большинство святогорских типикарей и доселе пользуются в богослужебной практике рукописными Типиконами иерусалимской редакции XV и XVI веков. Подобные Типиконы мы видели в Лавре св. Афанасия Афонского 5 и в Пандократоре 6 . В монастырях Иверском 7 и Руссике 8 (в греческом соборе) руководятся Типиконами, списанными с Типикона монастыря Афоно-Дионисиатского 9 , который, имеет большое влияние на богослужебную практику Афона за свою древность, и списки которого, как нам сообщали, находятся во многих обителях св. горы. Долголетний обитатель святой Афонской горы, хорошо знакомый с строем жизни и богослужебных порядков монастырей и скитов ее, известный Никодим святогорец в своем сочинении «μολογα πστεως» говорит, что на Афоне в действующей богослужебной практики находятся многие и другие Уставы 10 кроме указанных нами. Поэтому ныне на Афоне можно наблюдать чрезвычайно разнообразные богослужебные порядки, обусловливаемые и содержимым тою или другою обителью Уставом и теми богослужебными книгами, которые вызывают к жизни современный действующий Устав.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

При составлении предлагаемых вниманию читателей очерков и заметок, кроме непосредственного личного наблюдения, автором принята во внимание вся паломническая литература, как древнейшего времени, так и современная, русская и иностранная. Специальной, в пределах намеченных автором задач и объема, литературы, можно смело говорить, не имеется, и такие очерки, как арх. Леонида (Кавелина) : «Великий пост в св. граде Иерусалиме» М. 1864 г., П–ни (архимандрита Антонина Капустина) «Пасха в Иерусалиме» 1867 г. (Херсон. епарх. Вед. 1867, 12), «Праздник Рождества Христова в Вифлееме» (Церк. Летоп. 1866, 9 и 10), «6 Января на Иордане» (Херсон. епарх. Вед. 1867, 5), «Водосвятие в храме Воскресения» (Херсон. епарх. Вед. 1869, 5), «Патриаршее богослужение в Иерусалиме» (Церк. Лет. 1867, 30), Святогробца «Ο σγχρονοι τελεται της χκλησας «Ιεροσολμων» (Να Σιν, τ. α», 1904 ετ. σελ. 87–96, 164–168, 274–282, 385–393) и заметки в греческих газетах »Αρμονα, Αμλθεια и Νεολγος использованы автором с глубокою признательностью и полным вниманием. Автору, очевидцу большинства из описанных им церковных торжеств в дни великих праздников, посчастливилось восполнить свои наблюдения положительными документальными данными, заимствованными им из редких филлад или брошюр, издаваемых большей частью в патриарших типографиях и особым распространением в публике не пользующихся. В этом случае ему незаменимую услугу оказали следующие брошюры и книги: 1) Διταξις Τυ­πικο τν κατ την εορτν της Χρστου γεννσεως ακολου­θιν. ν " Ιεροσολμοις 1886 ετ. 2) Ακολουθα ιερ εις τν μετστασ τς περαγας Δεσπονης μν Θεοτκον κα αειπρθενου Μαρας. ν Ιεροσολμοις 1885 ετ. 3) Ακο­λουθα του ερου νιπτρος, τελομενη ν τ πατριαρχικν θρνω τν Ιεροσολμων. ν " Ιεροσολμοις 1885 ετ. 4) Δι- ταξις περ του αγου μρου. ν Κωνσταντινουπλει 1890 ετ. 5) Ακολουθα του γου νδοξου κα πανευφμου αποστ­λου Ιακβου το ελφοθου κα πρτου ιερρχου τ> «Ιεροσολμων. ν Ιεροσολμοις 1861 ετ. 6) θεα λειτουρ­γα του γου νδοξου αποστλου Ιακβου το ελφοθου1 και πρτου ιερρχου τν »Ιεροσολμων, κδοθεΤσα μετ διατξεως και σημεισεων πο Διονυσου Λτα, αρχι­επισκπου Ζακνθου. ν Ζακνθω 1886 ετ. η) «0 Σιων- της μνοδς. ν »Ιεροσολμοις 1883 ετ. 8) " Ιερατικν, κ- δοθν εις χρσιν τν ιερων γκρσει τς τοδ Χρστου Με- -γλης Εκκλησας. ν Κωνσταντινουπλει 1895 ετ. и 9) Τυπικν κατ τν τςιν τς το Χρστου Μεγλης Εκκλη­σας. ν Κωνσταντινουπλει 1888 ετ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вот какие рукописи имеются в этой типикарнице: 1)  Τυπικν τς κκλησιαςιςτικς κολουθας τς ν ερουσαλυμοις γιας λαρας το σου θεοφρου πατρς μν Σββα, 1448 года, в 4 долю листа, 212 листов, приобретённый издержками игумена обители Феодула. Типикон этот представляет список с афонских уставов ( Εδησις το θων( ος) γουν το γου ρους Μρκου μοναχο σ γταγμα πονηθν ες τ πορομενα το Τυπικο); 2) точный список этого типикона, сделанный в 1640 году иеромонахом Иаковом по заказу игумена монастыря Саввы Калогераса; 3) современный (особенный по составу) чин погребения патмосских иеромонахов; 4)  Θεοτοκριον, написанный в 1754 году екклесиархом иеромонахом Афанасием, в 8 долю, 296 листов; 5) сборник слов, написанный в 1793 году Макарием, коринфским архиереем, для патмосского монастыря, в лист, 86 листов; 6) Синаксарист в лист, 299 листов, писан в 1790 году неким Даниилом, уроженцем острова Коса, по заказу монаха Никифора и иеромонаха Германа для Патмосского монастыря; 7) Синаксарь с марта месяца по август, в лист, 341 лист, писан в 1495 году и пожертвован в монастырь игуменом его Феодулом; 8) Синаксарь, написанный в 1731 году, пожертвован братьями-иеромонахами Софронием и Симеоном и племянником их священником Гавриилом; 9) Синаксарь, написанный 15 апреля 1767 года; 10) Сборник 18–19 в., в 16 долю листа, 36 листов, содержащий в себе величания великой субботы, тропари «Ангельский собор», канон Пасхи и вечернее Евангелие на Пасху; 11) сборник служб: а) в честь епископа Пергамского Антипы, составленная патмосским учителем в 1789 году Даниилом Керамеем; б) в честь учителя патмосской школы Герасима Византиоса, составленная в 1780 г. учителем иерусалимским иеромонахом Иоанном Кефалонийцем и с) в честь русского преподобномученика Пахомия, составленная в 1730 г. известным первым патмосским учителем Макарием; 12) Триодь Цветная, в лист, 217 листов, написанная в 1522 г., пожертвована в обитель иеромонахом Германом и монахом Матфеем; 13) Чин малого водоосвящения с каноном св. апостолу Фоме, писанный в 1884 году архимандритом Серафимом Панагиотаки; 14) сборник 19 в., содержащий в себе избрание игумена и описание монастырских встреч патриарха, митрополита, епископа, турецких чиновников и высокопоставленных лиц христианского вероисповедания; 15) Чин омовения ног, совершаемый в Великий Четверг на о. Патмосе, рукопись 19 в.; 16) служба св. Леонтию, архиепископу иерусалимскому, составленная духовником Никодимом Каппой по просьбе Иерофея Флоридиса и написанная в 1883 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Ταινα για τους Ινδος ορθοδξους ταν συλλογιζμουν για τα προβλματα της Ορθδοξης Ιεραποστολς στην Ινδα, μου ρθε η ιδα να επισκεφτ τις ορθδοξες κοιντητες εκε και να κνω να βντεο γι " αυτς. τσι, το καλοκαρι του 2015 πγα στην Ινδα για οχτ μρες. Με υποδχθηκαν με πολλ θερμτητα. Σχεδν κθε μρα κναμε ταξδια σε μακρινς ενορες. Τελοσαμε την Ακολουθα των Τυπικν (ακολουθα που αντικαθιστ τη Θεα λειτουργα). Μου κανε εντπωση το γεγονς τι οι πιστο, απ το 2012, τελον τις ακολουθες τους στα Μαρατχ, δηλαδ στη γλσσα τους. Τα κεμενα των ακολουθιν τα μετφρασε κι εξακολουθε να μεταφρζει ο πατρ Κλμεντ. Οι πιστο τελον τις ακολουθες τους στη γλσσα τους. Τη μετφραση της Λειτουργας κανε ο πατρ Κλμεντ Το πρτο μου ταξδι μου φησε μιαν ανεξτηλη εντπωση, για την πστη των ανθρπων που γνρισα. Ττε εχαν δη περσει τρα χρνια απ τη μετβαση στην Ορθδοξη Εκκλησα, αλλ μχρι στιγμς δεν εχε γνει τποτα απ τη Μητρα Εκκλησα για την οργνωση της ενορας της. Οι κοιντητες δεν εχαν επσημο εκκλησιαστικ καθεστς (οτε τρα χουν), δεν υπρχε κοιν εκκλησιαστικ υποστριξη (τρα αρχζει να υφσταται). Παρ τατα, ο κσμος πστευε και συνεχζει να πιστεει τι η Εκκλησα δεν θ " αφσει μνα τα τκνα της. Το βντεο για τη ζω των ινδικν ορθδοξων κοινοττων στο κρατδιο Μαχαρστρα ταν τοιμο τον Σεπτμβριο του 2015 (το βντεο εναι διαθσιμο στο YouTube: http://www.youtube.com/watch?v=2T7WpzIftgA). Ο Αρχιεπσκοπος Αμβρσιος (Γιερμακβ) ταν ττε Πρτανης της Θεολογικς Ακαδημας στην Αγα Πετροπολη κι ευλγησε την προβολ του βντεο στο ετσιο συνδριο, που διοργαννει η Θεολογικ Ακαδημα κθε Σεπτμβριο. Το βντεο προκλεσε ενδιαφρον και συζητσεις. Ορισμνοι καθηγητς και μαθητς υποστριξαν θερμ τον μαθητ Κλμεντ. Μια φορ, να κυριακτικο απγευμα, λαβε χρα η σναξη, στην οποα ο Κλμεντ μλησε για την ιστορα της αποστολς και απντησε σ " ερωτσεις. Συνεχζεται... Σεργκι Σολοβιβ , Master θεολογας Καθηγητς του σεμιναρου της Σαμρα Μετφρασε απ τα Ρωσικ στα Ελληνικ η Κατερνα Πολονιτσικ Pravoslavie.ru 5/23/2022 Βαθμολογα: 9 Ψφοι: 9 Βαθμολογα: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Βλπε επσης Σχλια ΤΕΛΕΥΤΑΙΕΣ ΠΡΟΣΘΗΚΕΣ ΤΑ ΚΟΙΝΩΝΙΚΑ ΜΑΣ ΔΙΚΤΥΑ

http://gr.pravoslavie.ru/146274.html

  Феодора   Студита ,  Письмо 164 (M.P.G. т. 99, с. 1251): «Если после надлежащего пострижения некоторые отступают к дурному, настойчивы в своих злодеяниях и неизлечимы в душевных болезнях, их следует извергнуть из братии, подобно загнившим членам тела»;  Афанасия   Афонского , Типикон [θανασου θωτου, Τυπικν, H. U. A. σελ. 112]: «Окончательно изгоняется из Лавры и отторгается подобно загнившему и испорченному члену тела Церкви»; Типикон Лавры Святого Саввы [Τυπικν Λαρας το γου Σββα, B.Z. τ. III, σελ. 169]: «Таковой изгоняется»; Типикон монастыря Богородицы Благодатной, глава 13 (Τυπικν . Μονς Θεοτκου τς Κεχαριτομνης Acta, τ. 5, σελ. 344, 386); 1-ый Типикон  Иоанна   Тсимисхия  [Α Τυπικν ωννου το Τσιμισκ, H. U. A. σελ. 146];  Михаила   Аталлиата , Типикон, глава 6 [Μιχαλ το ταλλειτου, Τυπικν, Acta, τ. 5, σελ. 313];  Леонта , епископа Аргонавплии, Типикон монастыря в Арее Аргонавплии, глава 9 [Λοντος, πισκπου ργοναυπλας, Τυπικν . Μονς ρεας ργοναυπλας, Acta, т. 5, σελ. 186];  Преподобного   Нила , Типикон монастыря Богородицы Махеры, глава 11 [ς. Νελου, Τυπικν . Μονς τς Θεοτκου το Μαχαιρ, Acta, τ.5, σελ. 406];  Гавриила   III , Вселенского Патриарха, документ, том за 1705 г., об управлении монахами Синая, статья 10 [Γαβριλ Γ, Οκ. Πατριρχου, Σιγιλλιδης τμος π το τους 1705 περ τς νν Σινατν διοικσεως, Κ.Δ.Π.Θ.Ι. σελ. 123, 1868];  Германа   IV,  Вселенского Патриарха, документ о монастыре Святой Анастасии Узорешительницы, глава 25 [Γερμανο Δ, Οκ. Πατριρχου, Σιγλλιον περ τς . Μονς γας ναστασας τς Φαρμακολυτρας Γ.Π. τ. 4, σελ. 303];  Иеремии   I , Вселенского Патриарха, завещание о монастыре Ставроникиты, [ερεμου Α, Οκ. Πατριρχου, Διαθκη περτς . Μονς το Σταυρονικτα, Γ.Π. τ.3, σελ. 569–570].  Юстиниан сурово оценивает уход из монастыря, определяя в законе 57, что «скитальческий образ жизни не свойственен монашескому терпению», и предписывает через законы 57 и 133 5 в отношении непослушных монахов: «Такого следует тотчас изгнать из монастыря». Но и более позднее государственное законодательство [Β. Δ. α.κγ.] одобряет эти меры, предписывая: «Так что таковой будет изгнан из монастыря».

http://pravoslavie.ru/77685.html

В редких случаях в рукописных богослужебных книгах (напр., Типикон XIV в.- НБКМ. Греч. 56) встречается описание торжественной службы во имя равноапостольных К. и Елены со всенощным бдением и с максимальным набором песнопений; на утрене читается Евангелие (Ин 10. 9-16). В первых изданиях греч. Минеи (напр., напечатанной в Венеции в 1569) 21 мая содержится бденная служба равноапостольным К. и Елене с добавлением песнопений сочинения Николая Малакса (см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 378-379): стихир на малой вечерне, дополнительного цикла стихир-подобнов на «Господи, воззвах», 2-го канона на утрене, цикла самогласнов для помазания елеем в конце утрени. Более поздние издания греч. Минеи (напр., 1607) уже не содержат песнопений Малакса - в них служба равноапостольным К. и Елене излагается по уставу малого праздника, как и в ранних рукописных редакциях. В XVII в. в греч. и слав. Минеях память равноапостольных К. и Елены празднуется более торжественно. 21 мая уже с XVI в., несмотря на отсутствие в уставе службы К. полиелея, в слав. богослужебных книгах отмечалось знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ): на вечерне назначается пение «Блажен муж», 3 паремии (3 Цар 8. 22-23, 27-30; Ис 61. 10-11; 62. 1-5; Ис 60. 1-16), последование включает стихиры на литии и на стиховне, на утрене поется полиелей, прокимен из Пс 88 и читается Евангелие (Ин 10. 9-16). В румын. Минеях XVIII-XX вв. на память равноапостольных К. и Елены 21 мая указана полиелейная служба, как в греч. и слав. богослужебных книгах, за исключением некоторых изданий: напр., в Минее 1804 г. 21 мая отмечена бденная служба с малой вечерней - последование включает ряд песнопений равноапостольным К. и Елене, отсутствующих в др. источниках. Греч. Типикон протопсалта Константина, изданный впервые в 1838 г., приводит варианты соединения последования равноапостольных К. и Елены с праздниками подвижного годового круга: напр., если 21 мая совпадает с Вселенской родительской субботой перед Пятидесятницей, последование К. и Елены поется в пятницу, а отдание праздника Вознесения переносится с пятницы на субботу; при совпадении с Пятидесятницей последования Триоди и Минеи соединяются, причем стихиры берутся из обоих последований, а канон на утрене и служба на литургии - только из Триоди. В последующих изданиях Типикона протопсалта Константина приводится обычный устав службы 21 мая (со входом, с чтениями на вечерне, со степенными антифонами и с Евангелием на утрене), затем описывается устав службы в случае совпадения с Неделей о самаряныне, с отданием праздника Вознесения в пятницу 7-й недели по Пасхе (отдание не переносится на четверг, как в 1-м издании Типикона), с праздником Пятидесятницы, со Всех святых неделей . В издании нового греч. Типикона 1888 г. в переработке протопсалта Г. Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 275-283) в 14 главах приведены указания о службе 21 мая в случаях различных совпадений.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

849. Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Моск. Син. б. греч., л. 6 об.; л. 9; л. 21. Τυπικν. Вен., 1643, л. 4. Старообр. уст., л. (9) 17 об. 850. См. прим. 8 на с. 716. 851. Обычай открывать царские двери на великое славословие — пережиток от прежней практики чтения Евангелия после славословия. 852. Ркп. Моск. Син. б. л. 14. 853. Проскинитарий, гл. 46, с. 247. 854.  Дмитриевский Α. Ευχολγια, 164. 855. См. прим. 5 на с. 717. 856. Служебник Моск. 1602 (=старообр.), л. 45 об.; Петра Мог., с. 94; Моск. 1647, л. 47; ср. Моск. 1658, с. 142–143. 857. Служ. ркп. Соф. СПб. б. л. 76. Одинцов Н. Порядок общ. и частн. богосл. в древн. Рос. до XVI b., 108. 858.  Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 319. 859. Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Син. б.: греч., л. 6 об.; л. 9 об; л. 21 об. 860.  Goar. Ευχολγιον, 8. 861. Проскинитарий, гл. 46, с. 247. 862. Они именуются, потому что к этому времени оканчивается проскомидия и отпуст утрени служит отпустом и проскомидии. 863. Цитаты — выше, со следующими листами или страницами. 864.  Мансветов И. Церк. Уст., 10. 865.  Luft. Liturgik. II, 59. Иератикон, 91. 866.  Toscani. Ad typ. gr., 54. Дмитриевский Α. Τυπικ, 608. 867. Ркп. Моск. Тип. б. л. 1; Син. б. л. 4, 1 об. 868.  Кекелидзе К., прот Литург. груз. пам., 319. 869. Ркп. Моск. Рум. м. Сев. 491/35, л. 7 об., 8; Син. б. греч., л. 6 об.; л. 9 об.; л. 21; муз. Киевск. Ак. Аа 194, с. 33. 870.  Мансветов И Церк. уст., 425. 871. Старообр. уст., л. 17 об. 872. У Гиппокрита// Раре. Griech-Deutsch. Worterb. II, 1401. 873.  (Невоструев и Горский). Описан. слав. ркп. М. с. б. II, 2, 323. 874. Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Το σιου Θεοδρου Στ. Μεγλη Κατχησις. СПб., 1906. 875. Изд. Cozza-Luzi//Nova Patrum Bibliotheca, IX, 2, X. Рим, 1888–1905. 876. Собрание сочинений прп. Феодора Ст. в рус. пер. I. СПб., 1907, 467–970 (Великое оглашение, ч. 1 и 2), СПб., 1908 (3-я ч.). (Малое оглашение I, 235–456). Есть еще рус. пер. еп. Феофана в 4 т. «Добротолюбия»; здесь оглашения Больш. Катехизиса, но в перифразе и с сокращениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Во время всенощного бдения вплоть до великого славословия Крест находится на св. престоле, перед ним горит свеча. На 9-й песни канона утрени стихи библейских песней заменяются 2 праздничными припевами (припевы для 9-й песни В. стали употребляться достаточно поздно, их нет в московских печатных Типиконах и Псалтирях XVII в.). В Русской Церкви с XV в. принято прибавлять к полиелею на праздничной утрене избранный псалом с величанием в качестве припева. В частности, на праздник В., согласно совр. рус. практике, во время пения полиелея духовенство не выходит на середину храма, а остается в алтаре (но св. врата открываются), чтобы 1-й раз величание прозвучало перед Крестом, находящимся на св. престоле. Помазание молящихся освященным елеем, в др. праздники на практике совершаемое после чтения Евангелия, в этот день переносится на конец утрени, после поклонения Кресту ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. [Т. 1.] С. 366). На литургии антифоны и вся служба посвящены празднику (чтения, как в Типиконе Великой ц., состав Апостола и Евангелия отличается: 1 Кор 1. 18-24 и Ин 19. 6b - 11, 13-20, 25-28, 30-35). Чтения суббот и недель до В. и после В. в основном те же, что и в Типиконе Великой ц. (но Евангелие субботы перед В.- Мф 10. 37-11. 1, субботы по В.- Ин 8. 21-30). В воскресенье перед В. предписано петь прокимен из Пс 27 (из числа воскресных) и аллилуиарий из Пс 88. В неделю по В. прокимен и аллилуиарий праздника. Крест остается в храме вплоть до отдания праздника. Согласно совр. греч. Типикону (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 73-77), основанному на Иерусалимском уставе, но отражающему упрощенную греч. приходскую практику (см. Виолакиса Типикон ), всенощное бдение под В. не совершается; в конце вечерни трижды поется тропарь праздника Σσον Κριε τν λαν σου (        ). Утреннее Евангелие читается перед каноном (а не по 8-й песни, как в др. случаях совершения праздничной утрени), канон поется на 6. На литургии поют антифоны праздника, входное, к к-рому припевается Σσον μς Υ Θεο σαρκ σταυρωθες (            ), тропарь и кондак В.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Псалтирь в 862 году написана в Иерусалиме диаконом Феодором по повелению тивериадского епископа Ноя, для пения в храме Воскресения Христова, на беложелтоватом пергамине унциальными буквами, похожими на наши церковнославянские, на 349 листах, in 8°, с приложениями. Почерк немного косвен, но четок и красив 86 . Церковное Евангелие, в котором чтения расположены по неделям и праздникам, начиная с Пасхи, написано на тонком белом пергамине в два столбца золотыми буквами и подарено Синайскому монастырю греческим царем Феодосием III (715–717 г.) 87 . κλογδην т. е. Избор евангельских чтений со дня Пасхи, на пергамине, 967 г. Буквы совершенно славянские. κλογδην на пергамине, in 4°, 1033 года, другие изборы же на пергамине, 1167г. и 1174 г. Апостол на пергамине in 4° с месяцесловом 1053 года. Εχολγιον, – Требник на пергамине, in 8°, написан во второй половине 7-го века. В нем помещены: 1 . Божественная литургия Св. Василия Великого с 13 заамвонными молитвами; 2. Литургия Златоустого с 10 такими же молитвами; 3. Вечерние молитвы для служащего иерея; 4. Четыре молитвы полунощные для него же; 5. 15 молитв утренних для него же; 6. Четыре молитвы часа третьего; 7. Три молитвы часа шестого; 8. Четыре молитвы часа девятого; 9. Литургия преждеосвященная с вечерними молениями; 10. Чин крещения младенцев с заклинаниями; 11. Чин крещения и миропомазания в великую субботу; 12. Чин водосвятия Богоявленского; 13. Чин принятия еретиков и миропомазания их; 14. Чин бракосочетания; 15. Множество молитв на разные случаи и потребности жизни; 16. Заклинания Василия Великого и Иоанна Златоустог о; 17. Еще заамвонные молитвы во дни Благовещения, Вознесения, Пятидесятницы, Воскресения Лазаря; 18. Месяцеслов с 4 Декабря с чтениями апостола. Драгоценная рукопись и по древности, и по содержанию! Это сапфир синайский. Она подарена мне старцами 88 . Τυπικν, – Устав лавры Св. Саввы Освященного, 1214 года, на хлопчатной бумаге, in 4° 89 . В Отделе учительства и проповедничества Дионисия Ареопагита творения на пергамине, со схолиями, в лист, 1048, года 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1 Относительно распространенности и общепринятости на востоке этого Типикона Симеон Солунский говорит в ответах Гавриилу Пентанольскому следующее: τερον δ» στ τ (τυπικν) τς μεγλης κκλησας, περ δ κα πσαι εχον κκλησαι:. Migne Patrol. Curs, complet, t. CLV. col. 908. Подобныя же мысли высказываются им и в других его сочинениях и при том довольно часто. Ibid. col. 553, 556,624 et caet. Слич. Толкования Вальсамона. Σνταγμα χαννων. Πτλη κα " Ρλλη τ. δ» σελ. 448, 449. 5 «Подобает же ведати, говорится по поводу даннаго обычая в Уставе патриарха Алексия (1034–1043), яко великая церкы по все лето на всяку неделю гласомь 6 поеть: «Воскресни Господи», в ту же едину утреннюю (т. е. в великую субботу) седьмым гласом поет таковаго прокимена» (Рукоп. М. Синод, библ. Λ» 333, л. 120). Об этом прокимне у нас речь впереди, а теперь отметим, что в «чине вечернего и утреннего богослужения», по уставу великой церкви», относительно обычая – сидеть, во время пения этого прокимна, замечено: κα κθηται (т. е. диакон, намеревающийся читать евангелие на амвоне) μετ τν διακνων μχρις ν πληρσωσιν ο ναγνσται μετ το δομεστκου τ προκεμενον κα τ Πολυχρνιον ποισαι τν γαν βασιλεαν υτν κα τ Τν δεσπτην κα ρχιερα. " Πνκα δ λγουσι τ Ποληχρνιον ποισαι κα τ ξς, νσταται ερες κα ο δικονοι (Ркп. 15 в. библиотека русского Андреевскаго скита на Афоне, л. 323 об.). 6 Русок. Истор. библ. издав. археографич. комиссии. Спб., 1880 г., т. 6, стр. 5. Сборн. Отдел. русск. языка и словесности Импер. Академии наук. Спб. 1877, т. 15; 3, стр. 10–11. 9 В уставе Алексия, патриарха константинопольскаго, читаем о службе поста св. апостолов: «на шестемь часу поп с диаконом, поклоньшася трижды пред святою трапезою и вземше благословение у игумена облачитас и проскоумисает диакон». Ркп. М. Синод, библ. 330, л. 66. О совершении проскомидии диаконом говорится в толковании на литургию Феодора, епископа Андидскаго. «И Господне тело, как бы из некоего чрева и от кровен и от плоти девственнаго тела, – из целаго хлеба, т. е. благословения или просфоры, диаконом, как это принято в великой церкви (παρ διακνου, ς Μεγλη κκλησα παρλαβε), изсекается посредством некоего орудия, которое называется копием» … «Хотя Тело Господне изсекается и священником, но в великой церкви ведется из древности обычай, чтобы совершал это диакон». Migne Patrol. Curs. Complet, t. CXL col. 429.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010