471. Соединяемой с бдением; лития на вечерне, не соединяемой с бдением, указана только в памяти некоторых апостолов: 18 октября, 14, 16 и 30 ноября. 472.  Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиепископ. Новая скрижаль: в 4 ч. СПб, 1858. Ч. I, 28. 473.  Симеон Солунский. О бож. мол., 339 (303). 474. Ркп. Моск. Синод. библ л. 3, 261 и мн. др. 475. Облачение священника не указывается. В Киево-Печерской лавре первенствующий выходит на литию в епитрахили только поверх мантии, а сослужащие без епитрахилей в мантиях. Архиерей выходит в омофоре, епитрахили и клобуке. 476. Выход на литию северными дверями при закрытых царских, которые не открываются совсем на вечерне после входа, соблюдается в значительных монастырях и соборах (например, в Киево-Печерской лавре, Успенском соборе) и многих великорусских селах; но в большинстве церквей выход совершается царскими дверьми. 477. Служебник: «исходят вкупе», т. е. идут рядом, а не так, как на входе. При соборном служении диаконы идут сзади. 478.  Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 317. Дмитриевский А. Рецензия на «Церк. Уст.» Мансветова//Христ. Чт. 1888, II, 540. 479. Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. собр. л. 9 об. Τυπικν, Венеция, 1743, л. 3. 480.  Goar. Εχολγιον, 4. 481. Ркп. Моск. Синод. библ. XIV b., л. 3. 482. Там же, ркп. XV b., л. 6. 483. Ркп. Музея при Киев. Дух. Ак. Аа 194 XVI b., с. 23. 484. Старообр. уст., л. 6 (11 об.). 485. Ευχολγιον. Αθ, 1902, 25. 486. Царские часы Богоявлению, 9-й час, стих. 3. 487. Следовательно, если служба храму имеет и литийные стихиры, необязательно петь здесь стихиру из их числа; в Киево-Печерской лавре на воскресной литии поется «О дивное чудо» (Успенская стихира на Господи воззвах), но в Московском Успенском соборе. «Подобаше самовидцем» (литийная) В Печерской лавре в пасхальный период: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси» 488. См. Типикон, Нед. мытаря, блудного и т. п. 489. См. Типикон, Неделя мытаря, блудного, мироносиц, расслабленного, Всех свв.; но ср. Неделю мясопустную и сыропустную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

таким образом недостает 89 листов. Эти листы в настоящее время составляют ркп. Дрезденской библиотеки А 67а. Между рукописями опять полное сходство: обе X-XI вв., на пергамине, в два столбца, на листах одинакового размера (26x35; 34,8; 34,9 в Дрезденской рукописи и 28x37 в Московской); на Дрезденской рукописи встречаем сигнатуру тетрадей, недостающую в Московской: 18, 19, 32–41. Кроме того, что Дрезденская ркп. А 67а отсюда, из ркп. Московской Синод. библиотеки 131, – видно из указания самого Маттеи: на последнем вырванном листе не было конца статьи, находящегося на оставшемся в Московской рукописи 1-м листе 42-й тетради, и этот недостающий конец Маттеи списывает собственноручно из Московской рукописи 131). – 3) Ркп. Московской Синодальной библиотеки 47 (по описанию архим. Владимира 91, стр. 81–82) содержит евангелия от Матфея и Марка; вторая половина ее с евангелиями Луки и Иоанна ныне в Дрезденской библиотеке А 100). Кроме полного сходства их: XI-XII вв., на пергаминных листах одинакового размера (Дрезденская 23 х 30 сантиметров, Московская 24 х 31) на их сродство указывает помета А. Скиады на Московской рукописи: exscriptus anno 1482. В настоящее время в Московской рукописи нет никаких указаний на это время написания; а указание это находится в ркп. Дрезденской. – 4) Относительно Дрезденской рукописи Da 12 Маттеи замечает, что она написана в X веке Стилианом. Об этом в Дрезденской ркп. не находим никаких следов, а запись Стилиана читается в ркп. Московской Синод. библиотеки 394 (по Описанию архим. Владимира 231), из которой вырваны Дрезденские листы. – 5) В библиотеке Святогробского братства в Константинополе между прочим имеется за 441 (по старому каталогу 23) рукопись, называемая Χρυδνθυ δμμικτα и содержащая различные выписки и извлечения, сделанные патриархом иерусалимским Хрисанфом. В ркп. сей на л. 164 под рубрикою Τυπικν встречаем следующее замечание: «Εημειματα κα λξεις διφοροι κ τνος παλαιο Τυπικο, δηλαδη κ το Τυπικο τς ν Κωνσταντινουπλει μεγλης κκληοας...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Георгий Виолакис ТИПИКОН ВИОЛАКИСА – богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении. Является переработкой Типикона Великой Церкви Христовой, составленного протопсалтом Константином и изданного в 1838 г. Согласно решению особой богослужебной комиссии, протопсалту Виолакису было поручено подготовить новую редакцию этого Типикона, которая и была составлена, а затем одобрена Священным Синодом при Патриархе Дионисии V и издана в 1888 г. в Константинополе (посл. изд.: Βιολκης Γ. Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας μοιον καθ’ λα πρς τν ν Κωνσταντινουπλει γκεκριμνην κδοσιν. Αθναι; Θεσσαλονκη, s. a). Типикон Виолакиса сохранил характерные черты Типикона протопсалта Константина (напр., отсутствие всенощных бдений (обычно ежедневно совершаются: вечером – 9-й час и вечерня; утром – сокращенная полунощница, утреня и сразу литургия, без часов), чтение Евангелия на утрене после 8-й песни канона в воскресные и праздничные дни, особый устав пения литургийных антифонов и др.). Как и Типикон протопсалта Константина, Типикон Виолакиса, в целом основываясь на Иерусалимском уставе и соответствующих ему книгах, является, видимо, фиксацией греч. кафедрально-приходской практики XVIII-XIX вв. Типикон Виолакиса состоит из предисловия; предварительной части (т. н. протеория), в которой описывается порядок служб суточного круга начиная с 9-го часа; 3 глав об особенностях совершения богослужения в будние, воскресные и праздничные дни; 3 больших разделов: месяцеслова и описания богослужения в дни подвижной части годового круга – в период Великого поста и в период Пятидесятницы (эти 3 раздела составляют основную часть Типикона Виолакиса, причем в месяцеслове описаны не все, но только избранные дни, когда совершение служб может вызвать затруднения); приложения (особенности совершения богослужения некоторых дней в патриаршем храме (субботы Акафиста, недели всех святых); богослужения при освящении храма; устав на провозглашение Константинопольского Патриарха и на интронизацию Патриарха; чин молебна 1-го сентября; указания о благовесте в Великие праздники; список праздников, в которые Патриарх возглавляет службу в патриаршем храме; глава о хиротониях (особенности совершения в различные дни); глава «О сослужителе» (особенности некоторых моментов служб при сослужении неск. священников), чин погребения). В конце Типикона Виолакиса приводится таблица соотношения неподвижных праздничных дней (11 янв.– 25 мая) с днями подвижного годового круга для некоторых дат празднования Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Духу переносится на повечерие, совершаемое накануне, а на литургии изобразительные антифоны соединяются со входным стихом . Согласно принятому ныне в РПЦ Типикону (Типикон. [Т. 2.] С. 1014-1016), на повечерии под Д. д. поется канон Св. Духу 1-го гласа, с ирмосами по дважды (обычно каноны повечерия поются без ирмосов), с заменой «Достойно есть» в конце канона ирмосом 9-й песни и обычных тропарей по Трисвятом - кондаком Пятидесятницы. На полунощнице обычные тропари заменяются тропарем (по 1-м Трисвятом) и кондаком (по 2-м Трисвятом) Пятидесятницы, а обычное заупокойное поминовение отменяется. На утрене на «Бог Господь» - тропарь Пятидесятницы; стихословится 2 кафизмы, с седальнами Пятидесятницы; поются оба канона Пятидесятницы; по 3-й песни - седален, по 6-й - кондак и икос Пятидесятницы (мн. издания Триоди содержат по 6-й песни текст синаксаря на Д. д. Никифора Каллиста Ксанфопула); «Величит душа Моя Господа» не поется; по 9-й песни - оба эксапостилария Пятидесятницы; на хвалитех - стихиры 2-го гласа (из цикла стихир на «Господи, воззвах» на Пятидесятницу, 2, 3 и 4-я из стихир 2-го гласа), на       - та же стихира, что на вечерне под Пятидесятницу на стиховне; утреня оканчивается с пением великого славословия. На Божественной литургии - изобразительны (на блаженнах тропари из 3-й и 6-й песней канона Пятидесятницы), входное - Пс 20. 14 (сочетание изобразительных антифонов со входным стихом ежегодно встречается помимо Д. д. лишь на Сретение Господне); чтения те же, что и в Евергетидском Типиконе и др. памятниках студийской традиции. Последование святого Минеи, случившееся в Д. д., переносится на повечерие (совр. рус. Типикон об этом специально не говорит, но это следует из общего изложения устава богослужения по Триоди; в первопечатном московском Уставе 1610 г. об этом говорится особо: Л. 191 об.). Сходный устав изложен в принятом в совр. греч. практике Типиконе Георгия Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 392; в Типиконе не описана служба повечерия), но на Божественной литургии Д.

http://pravenc.ru/text/180633.html

Лишние против мирских церквей службы монастырские за исключением навечерницы введены были, по уверению Кассиана, монахами Палестинскими (после монахов Египетских, которые вместе с мирянами имели только утреню и вечерню) у B ingh. Vol. V, p. 302 sqq; но, во всяком случае, если не предупредил их, то одновременно с ними сделал то же самое Василий Великий ,– sermo asceticus у Миня в Патрологии t. 31, р. 877; несомненно, принадлежащая именно монахам Палестинским служба из числа сейчас указанных есть первый час, который по свидетельству Кассиана, впервые введён в монастыре Вифлеемском при его собственной бытности в нём († после 432),– у Bing h. ibid. р. 311. Навечерница явилась в неизвестное позднейшее время,– ibidd. р. 304. Название этой службы значит не то, что она поётся после вечерни, а то, что она поётся после вечерней трапезы (вечеряния) или ужина (по-гречески πδειπνον от π и δεπνος ужин). Последование изобразительных ( κολουθα τν τυπικν) или так называемая обедница, которая в настоящее время поётся в великом посте после часов, в древнее время пелась монахами в продолжение всего года в те дни, когда они не пели литургии (первоначальные монахи, жившие в пустынях, в разбросанных на большом пространстве отдельных кельях, собирались в церкви для служения литургии только по воскресеньям, а в остальные дни каждый отпевал службы у себя в келье. Название последования τ τυπικ значит образ литургии, т. е. значит службу, которая заменяла литургию). Греческие или восточные часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, в которые введено монахами пение особых последований («часов»), в древнее время – подразумевается – совершавшихся в своё время, соответствуют нашим: 7 и 9 утра, 12 дня и 3 по полудни.– Если, например, в Постановлениях апостольских, кн. VIII, гл. 34, предписывается совершать молитву утром, в третий час и шестой и девятый, и вечером и в петеловозглашение, то это должно разуметь не об общественной молитве в церкви, а о домашней всякого христианина: общественная молитва в церкви по тем же Постановлениям, кн. II, гл. 59, дважды днём – утром и вечером. Если император Юстиниан предписывает в своём кодексе, lib. I, tit. III, 42 § 10, чтобы все клирики в каждой церкви пели τ τε νυκτεριν κα τ ρθριν κα τ σπεριν; то или должно разуметь у него утреню, обедню и вечерню или понимать его так, что нощную службу предписывается клирикам петь для самих себя).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Описание. Т. 1. С. 756-757); в старопечатных рус. Типиконах и Минеях указаны только 2 припева (по 1 для каждого канона). Особенность рус. старопечатных Типиконов, к-рая отсутствует в совр.,- после катавасии по 9-й песни дополнительно поется ирмос 1-го канона В. (и совершается земной поклон). На литургии, как и в др. Богородичные праздники, исполняются изобразительные антифоны, на блаженнах - 3-я и 6-я песни канона праздника (3-я песнь из 1-го канона, 6-я из 2-го). Устав служб попразднства не имеет значительных отличий от попразднств др. праздников. Поются песнопения как с 1-го дня праздника (поочередно, по дням, один из 2 канонов; самогласны), так и собственные песнопения дней попразднства. 23 нояб. последование праздника может соединяться с последованием блгв. кн. Александра Невского, устав службы в совр. Типиконе отсутствует; в старопечатных Типиконах этот устав выписывался (М., 1610. Л. 421-423; М., 1633. Л. 269-271). В день отдания праздника В., 25 нояб., последование В. соединяется с последованиями священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, что составляет отличительную особенность отдания В. по сравнению с др., т. к. обычно в такие дни последования «дневных святых» не поются. В остальном служба отдания не отличается от др.: повторяются песнопения праздника с 1-го дня, только отсутствуют вход на вечерне с паремиями и полиелей на утрене. В конце утрени поется великое славословие. Марковы главы Типикон, принятый в наст. время в Русской Церкви, для цикла В. имеет неск. марковых глав, описывающих соединение с воскресной службой предпразднства (Типикон. [Т. 1.] С. 270-272), праздника (Там же. С. 275-276), попразднства (Там же. С. 276-278) и отдания (Там же. С. 287-288). При совпадении попразднства или отдания с воскресным днем служба одного из святых оставляется (20 нояб.- свт. Прокла, 25 нояб.- сщмч. Петра). Др. 2 главы имеют в целом то же содержание, что и аналогичные главы для др. праздников. Современный греческий приходской Типикон протопсалта Георгия Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 99-103) предписывает совершение полиелейной службы без литии (всенощное бдение отсутствует). Порядок праздничной службы сохраняется примерно тот же, что и в совр. рус. Типиконе. Различия: на «Господи, воззвах» стихиры поются на 6, в конце вечерни - тропарь праздника трижды, после полиелея на утрене поется избранный псалом «          » (он употребляется во все Богородичные двунадесятые праздники). На литургии поются праздничные антифоны, на входе - «    ...          ...». В Типиконе приведены 2 главы - о соединении с воскресной службой последования праздника и о воскресном дне после праздника (с попразднством). Если 21 нояб. приходится на воскресный день, припевы на 9-й песни и антифоны на литургии все равно поются. Праздник В. на Западе

http://pravenc.ru/text/149979.html

Б. совершается перед началом вечерни, утрени, литургии, царских часов и др. (Типикон. [Т. 1]. С. 9; С. 36; Никольский. Устав. Т. 1. С. 55; Типикон. [Т. 1]. С. 345; [Т. 2]. С. 833, 899, 910, 930). В совр. греч. соборно-приходской версии Типикона помещена статья, где указано время совершения звона к службам в дни главнейших праздников - Рождества Христова и Богоявления с их навечериями, Недели Православия, Великих четверга, пятницы и субботы, Пасхи, понедельника Светлой седмицы ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 425-426). Согласно Типикону, Б. должен совершать параекклисиарх (он же следит за временем начала звона), или кандиловжигатель, получив благословение у настоятеля (Типикон. Гл. 1. С. 9). На практике Б. производит звонарь: сначала 3 редких удара в большой колокол (т. н. благовестник) или в било (клепало), промежутки между ними определяются полным затуханием звука, затем ряд мерных более частых ударов. В зависимости от дня богослужения различают Б. обыкновенный (или частый; звон в самый большой колокол в оба края) и постный (или редкий, иногда в один край колокола). В дни Великого поста для Б. используются меньший колокол или било. При патриаршем служении совершается «валовый» Б., к-рый представляет собой чередование ударов в 2 больших колокола или била (Устав церковного звона. С. 16, 22, 31). Б. ко всенощному бдению должно исполнять, «поя непорочны или глаголя псалом пятидесятый, тихо двенадцатью» (Типикон. [Т. 1]. С. 11). Это означает, что Б. ко всенощной особенно продолжителен, за это время можно пропеть 118-й псалом или 12 раз 50-й псалом, т. е. ок. 30 минут. На литургии особый Б. (обычно из 12 ударов) в практике Русской Церкви исполняется во время анафоры и называется «звоном к Достойно». Обычно он совершается к началу пения «Достойно и праведно» ( Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 2. Гл. 7. С. 197), иногда - во время пения Символа веры (Устав церковного звона. С. 26); однако, по нек-рым данным, в XVII в. существовала традиция благовестить только ко времени пения «Достойно есть» ( Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М., 2001. С. 188). По т. н. «звонарскому уставу» Оптиной пустыни этот Б. состоит из 30 или 60 ударов (в зависимости от праздника), за к-рыми следует еще один, завершающий, удар (О должности звонаря. С. 138).

http://pravenc.ru/text/149261.html

514 Август. 1 еще св. кресту. 4 свв. 7 отроков, еще в слав. преподобном. Евдокии. 7 св. преподобном. Дометия. 9 отдание не сего дня, а 14 чис. 16 Убруса в Уст. 1298 нет. 20 одного прор. Самуила. 18 отдание 23 числа. 21 еще ап. Фаддея. 23 отдание праздника и муч. Луппа (служба 22 числа). 24 одного св. Евтиха. 25 еще пренесение мощей ап. Варфоломея. 30 свв. трех патриархов константинопольских: Александра, Иоанна и Павла. 515 Синод. по св. Боже и Отче наш и по возгласе: яко Твое есть царство абие кресту Твоему. 516 Церковь великомуч. Георгия была в Богородичном монастыре патр. Алексия (сн. устав его 23 апр.), и кроме того церкви Алексия, человека Божия, муч. Димитрия, Феодора стратилата (8 июня), Иоанна Предтечи, и приделы называются церквами. 517 Водяные часы были в употреблении еще при императоре Иустиниане и Иустяне. Bandurii Antiq. р. 857. 518 Здесь разумеются главные средние двери в церковь, а не в алтарь. 519 В студ. 1236 типогр.: Слава святей и единосущей и неразделимей Троице Отцу и Сыну и св. Духу. 520 Из того же псалма 117, ст. 25. 521 Стих 27 того же псалма 117. 522 По редакции у А. Мая. 523 Значит, кадить не обходя паперть, как в полном уставе, а только в дверях. 524 По заметкам поклонника св. горы и оригиналу у Дмитриев. стр. 246. 525 Это известное слово Григория Богослова. Итак и у Афанасия два чтения: большой разности здесь со студийским нет; по полному уставу: Воскресения день — это первое чтение. 526 Слова: Господи благослови, Господи помилуй, могут быть объяснены уставом типографским, с коим канонарь имеет инде сходство; в сем уставе: о Господи спаси же! О Господи благо поспеши же. Благословен грядый... 527 Сон в сию ночь воспрещался по иерусалимскому уставу. 528 Как видно, иерей выходил не только из алтаря, но из храма северными дверьми в самый притвор, ибо в древности и в храм из притвора вели трои двери. 529 Τυπικν... Μργαλης Εκκλησας 1838 г., 191 и 1897 г. 333. 530 Икона Одигитрии, которую в день великого канона брали во Дворец, возвращена была в Светлый понедельник в ее монастырь и во вторник патриарх в монастыре совершал службу. В каноннике Сергиевой лавры 48: во вторник светлые седмицы празднуем Преч. Владычицы нашей Богородицы Одигитрии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

В этом случае под В. ч. служится всенощное бдение, состоящее из великого повечерия (вечерня не входит в состав бдения, т. к. совершается ранее и соединяется с литургией Преждеосвященных Даров) с литией и утрени (канон повечерия отменяется). На утрене ради праздника поется «Бог Господь», тропарь праздника дважды, «Слава, и ныне» - тропарь Триоди «      » (оба тропаря употребляются также в конце утрени и на часах). Поскольку кафизмы не стихословятся, полиелей поется сразу после тропарей на «Бог Господь», следуют прокимен и Евангелие праздника (утреннее Евангелие В. ч. отменяется). Канон поется на 16 (каждый канон по 8, оба канона с ирмосами) - это один из немногих подобных случаев в совр. Типиконе. Катавасия Триоди, на 9-й песни поются припевы праздника, а к тропарям канона Триоди - припев « «Се Агнец Божий». Покровец. XV в. (ГРМ) «Се Агнец Божий». Покровец. XV в. (ГРМ)            ». Утреня оканчивается по-будничному, на хвалитех стихиры праздника, на стиховне - Триоди. Днем должен совершаться праздничный крестный ход. На литургии свт. Василия Великого - чтения В. ч. и праздника, задостойник В. ч. (в храме Благовещения - задостойник праздника), вместо херувимской и тропаря во время и после Причащения - «    », по чину В. ч.; на трапезе пища с елеем и вином. Совсем иной порядок служб указан в Типиконе Виолакиса, определяющем совр. греч. приходскую практику: накануне В. ч. и Благовещения совершаются 2 вечерни - с литургией Преждеосвященных Даров и праздничная (с песнопениями и чтениями только Благовещения); на утрене читается литургийное Евангелие Благовещения, отменяется канон В. ч., поется великое славословие; совершается не соединяемая с вечерней литургия свт. Иоанна Златоуста (однако в Типиконе присутствует ремарка и о совершении литургии свт. Василия), на к-рой поются праздничные антифоны Благовещения, но Апостол и Евангелие - В. ч.; вечером в В. ч. служится вечерня отдания Благовещения ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 232-234). В. ч. у нехалкидонитов В армянском обряде на утрене В. ч. читается Ин 12. 27-43; на 3-м часе совершается чин покаяния, к-рый встречается уже в 2 древнейших (IX-X вв.) рукописях Маштоца (арм. Требника) (Venez. Mechit. 320 и Матен. 1001) и состоит из большого числа псалмов, песнопений и длинных молитв, а также поучения свт. Амвросия Медиоланского ( Conybeare. Rituale Armenorum. P. 204-214; Raes. P. 648-655). Днем бывает воспоминание Тайной вечери (чтения вечерни: Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-17; Деян 1. 15-26; Мк 13. 1-26; чтения литургии: 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 17-30). Вечером совершается обряд умовения ног (к-рый известен уже по древнейшим ркп. Маштоца, но с XII в. его составление часто приписывается прп. Ефрему Сирину , а перевод - Григору Вкаясеру ( 1105)) ( Conybeare. Rituale Armenorum. P. 213-220; Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 61-62).

http://pravenc.ru/text/150115.html

История Церковного устава Типикон (Устав, Типик, Тактикон, Око церковное, греч. τυπικν, от τπος – тип, образ; τξις – порядок) – церковно-богослужебная книга, излагающая в систематическом виде порядок, образец совершения служб церковных. В современном виде Типикон дает возможность разрешения проблем, возникающих в связи с совершением богослужения с одновременным использованием нескольких богослужебных книг: в нем указывается, как последования по Минее – праздники неподвижные соединяются с последованиями Октоиха и Триоди – празднованиями подвижными. Помимо этих правил, составляющих главное содержание Типикона, есть в нем и предписания церковно-дисциплинарного характера, в частности, например, правила поста для мирян и монашествующих, а также о порядке и благочинии в храме, за трапезой в обителях. Появлению Типикона предшествовали так называемые лекционары, где указывались чтения Священного Писания и некоторые краткие церковные песнопения. Таковы, например, Иерусалимский лекционарий 417–439 гг. и Иерусалимский канонарь VII в. По содержанию в Типиконе можно выделить три части. 1-я часть (1–46 главы) – общая. Здесь даны общие указания относительно богослужебных последований и священнодействий в дни праздников и памятей святых, когда таковые приходятся на недельные (воскресные) (1–8 главы), седмичные (9–11 главы) и субботние дни (12–15 главы). Имеются также дополнительные указания относительно отдельных молитвословий, пения и чтения за богослужением на все дни годичного богослужебного круга (16–21 главы); далее следуют указания о каждении, открытии алтарных врат и завесы, о возжигании свечей, о благочестивом молитвенном расположении, в котором должны пребывать молящиеся за богослужениями (22–30 главы); наконец, излагаются правила монастырской жизни (31–46 главы). 2-я часть (47–51 главы) – указания о знамениях (знаках) праздников (47-я глава) и о порядке совершения богослужения по Минее месячной, вне зависимости от того, в какой день седмицы совершается богослужение и что в этот день положено по Октоиху или Триоди, то есть Месяцеслов (48-я глава). Далее идут указания относительно служб по Триоди постной (49-я глава) и цветной (50-я глава), а также правила относительно Петрова поста (51-я глава).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010