Σ. 323), первомч. архидиак. Стефану (27 дек.- см.: Ibid. Σ. 438-439; Там же. С. 418-419), 14 тыс. мученикам-младенцам, избиенным от Ирода (29 дек.- см.: Ibid. Σ. 459; Там же. С. 446), прп. Ефрему Сирину (28 янв.- см.: Μηναον. Ιανουριος. Σ. 420; Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 413), на Сретение Господне (1 февр.- см.: Μηναον. Θεβρουριος. Σ. 9; Минея (МП). Февр. Ч. 1. С. 4), 40 мученикам Севастийским (9 марта - см.: Μηναον. Μρτιος. Σ. 78), вмч. Прокопию (8 июля - см.: Μηναον. Ιολιος. Σ. 78; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 463), мц. Христине (24 июля - Ibid. Σ. 215). В рукописях сохранились составленные К. каноны: на Пасху, на Фомину неделю, на Лазареву субботу, на Благовещение и Успение Пресв. Богородицы, на Крестовоздвижение, св. апостолам, ап. Иоанну Богослову, прмц. Фекле, вмч. Димитрию Солунскому, свт. Николаю Чудотворцу, на Рождество и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, св. Бесплотным силам, вмч. Феодору, на Воскресение и всем святым (см.: Ερμολγιον/Εκδ. μητρ. Σωφρνιος (Εστρατιδης). Chennevières-sur-Marne, 1932 . Σ. 24-26, 40-41, 47-50, 62-63, 111-115, 127-129, 151-152, 156-157, 185-187, 210-215, 251-252), мученикам Акепсиму, Иосифу и Аифалу (Ταμεον. Σ. 76), прп. Алипию Столпнику (Ibid. Σ. 106). Основная особенность канонов К.- уникальность ирмосов. Сохранились каноны К. как со 2-й песнью, так и без нее; известны каноны К. на все 8 гласов, кроме 3-го; гимнограф не пренебрегал акростихами, причем в богородичнах мог помещать свое имя - Κυπριανς (Киприан) или Κυπριανο (Киприаново). Лит.: Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 248-249; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910; É mereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. Vol. 22. P. 23; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Κυπριανς Μοναχς//Να Σιν. Ιερουσαλμ, 1935. Τ. 30. Σ. 689-697; 1936. Τ. 31. Σ. 3-10; Schir ó G. Lineamenti storici sulla genesi e lo sviluppo del syntomon//BollGrot. 1949. Vol. 3. P. 133-152, 195-217; Τρμπελας Π. Ν. Εκλογ Ελληνικς Ορθοδξου Υμνογραφας. Αθναι, 1949. Σ. 119-122; Sz ö verffy. Hymnography. 1979. Vol. 2. P. 18 [Библиогр.]; Arata M. C. Some Notes on the Cyprian the Hymnographer//Studies in Eastern Chant/Ed. D. Conomos. N. Y., 1990. Vol. 5. P. 123-136. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/1684744.html

Последование И. В., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τας τν δακρων σου οας (      ); кондак 3-го гласа Ως φωστρα δυτον (      ) с икосом; канон авторства Феофана, 2-го гласа, с акростихом Τ φαιδρν μν, παμμκαρ, σν θαυμτων (Светлость пою, всеблаженне, твоих чудес), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Τν φωσφρον κα φωτοειδ (      ); 2 цикла стихир-подобнов (в слав. Минее помещен только 1 цикл), неск. самогласнов, седален, светилен. По рукописям известны песнопения И. В., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа (начало канона не сохр., текст известен, начиная с 3-й песни; см.: AHG. T. 2. P. 254-260), канон с именем автора (Прокопия) в богородичнах, плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, с акростихом Ιλαρωνος τ σεπτν κδος τν μοναζντων στψωμεν πληθς (Илариона священную славу монашествующих увенчаем множество), ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Λμψον μοι ορανθεν, Χριστ, τ θεν σου φς (Воссияй мне небесный, Христе, божественный Твой свет) (Ταμεον. Σ. 62-63); кондак Ιερς π βρφους (Священно с младенчества...) ( Амфилохий. Кондакарий. С. 83 (отд. паг.)); дополнительные икосы (Там же. С. 165); седален (AHG. T. 2. P. 255). Е. Е. Макаров Иконография И. В. в визант. и древнерус. искусстве, как правило, изображается как седовласый старец с раздвоенной бородой средней длины, в монашеской мантии, в правой руке обычно держит крест, левая - перед грудью развернутой ладонью вовне или в ней свиток. Иконография традиционна, различия касаются лишь длины бороды. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) о И. В. говорится: «...старец кудрявый, с короткой раздвоенной бородой» (Ч. 3. § 13. 10). В рус. традиции, согласно иконописным подлинникам XVIII в., И. В. изображается так: «Сед, брада доле Богословли (свт. Иоанна Богослова), на конец уже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 40; то же с незначительными расхождениями в кн.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 175-176). В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) дается описание И. В.-еремита: «Типом эллин Палестины, величайший постник, по жизнеописанию имел одни кости, обтянутые кожей. Старец 80 лет; по греческому подлиннику имел бороду закрученную, седую, разделенную на три пряди и большую; на теле власяница и короткая кожаная мантия, на голове куколь. В руках хартия с надписью по одному подлиннику: «Аще приходиши работать Господеви, уготовай душу твою во искушении». По другому же подлиннику: «Потщитися, молю вы, братия и сестры, в вечной жизни светлей, юже нам Господь по Своей милости туне дает, сея временныя жизни и скверныя, аки змия ядовита устен бежим, и не прикасаемся ей»».

http://pravenc.ru/text/389213.html

Последование А., помещенное в печатных греч. Минеях, отличается от последования слав. Миней. Все гимнографические тексты обоих последований известны уже по рукописным Минеям как студийской (напр., ГИМ. Син. 160. Л. 151-157об., XII в.), так и иерусалимской традиций (РНБ. Греч. 523, XIV в.). Общий для обоих последований канон 2-го гласа с акростихом «Τν σν νμοις μοι πλουσαν χριν μκαρ» (Богатую твою благодать подай мне, блаженне) атрибутируется песнописцу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. Известны 3 корпуса стихир на Господи воззвах 4-го гласа. Самый распространенный, вписанный в большинство рукописей (напр., РГБ. Сев. греч. 480. Л. 83об.- 85об., XII в.), вошел в рус. печатные Минеи, 2-й зафиксирован в греч. печатных Минеях (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 197), 3-й встречается лишь в нек-рых студийских рукописных кодексах (напр., РНБ. Греч. 227-1. Л. 89об.- 91, XII в.). Кондак с икосом 2-го гласа А. совр. Миней появляется в книгах, расположенных по Студийскому уставу (напр., РНБ. Греч. 551. Л. 96, XII в.). По греч. рукописям визант. периода известны еще 3 канона А., не вошедшие в печатные богослужебные книги,- 2 анонимных 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, а также канон Иосифа 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа; имя гимнографа вписано в тропари 9-й песни (Ταμεον. Ν 115-117. Σ. 61). Нек-рые тропари последнего канона совпадают с тропарями канона вмч. Георгия Победоносца (AHG. T. 8. P. 430). А. Ю. Никифорова Вмч. Артемий. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Иконография. Традиционно изображается воином в доспехах и гиматии, с длинными волосами и раздвоенной бородой средней длины. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § X. 7; § XXII. 20), сказано, что А. «видом подобен Христу», «молодой, с бородою едва показавшейся, был усечен мечом»; в иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в.: «сед, власы велики, с ушей, брада менши Богослова, на конец проста, вооружен, приволока киноварь, обвязан на правое плече на левую руку, испод лазорь, нагавицы багор, на левой руке щит, из-за щита виден меч в ножнах, в правой руке свиток простерт, а в нем написано: «Боже от Бога, Едине от Единаго, Царь от Царя венчав, иже Тебе ради благочестне страждущи»» (С. 40).

http://pravenc.ru/text/76372.html

Достоверными свидетельствами празднования О. Г. на Востоке, вероятно, являются, во-первых, груз. версия иерусалимского Лекционария V-VIII вв., где 1 янв. отмечено начало года, О. Г. и память свт. Василия Великого (см.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 17); во-вторых, гомилия и канон прп. Андрея , архиеп. Критского († 740), приуроченные к 1 янв. (Homilia in circumcisionem et in s. Basilium//PG. Vol. 97. Col. 913-932; общий канон О. Г. и свт. Василию известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 141). На Западе 1-е достоверное сообщение о празднике О. Г. восходит ко 2-му Турскому Собору 567 г. В 17(18)-м каноне этого Собора предписывается во время январских календ совершать литании с псалмопением и служить мессу в честь О. Г. (circumcissionis missa Deo propitio celebretur - см.: Concilia Galliae A. 511 - A. 695//CCSL. T. 148A. P. 182). Помимо этого в первые 3 дня январских календ назначается пост, хотя период от Рождества до Богоявления считается праздничным: очевидно, что это указание носило дисциплинарный характер и имело целью предостеречь христиан от участия в торжествах по случаю празднования языческого Нового года. Праздник О. Г., возможно, был установлен с той же целью: чтобы противопоставить языческим торжествам торжество христианское. Весьма вероятно, что праздник О. Г. зародился именно в Галлии, поскольку в Готском Миссале кон. VII - нач. VIII в. на 8-й день по Рождестве Христовом помещена месса в честь О. Г. (см.: Missale Gothicum//CCSL. 159D. P. 370-375), а в рим. источниках того же периода говорится лишь об октаве (8-й день) Рождества Христова (Octava Domini) и о празднике против идолов (Prohibendum ab idolis) (напр., см. в Геласия Сакраментарии - The Gelasian Sacramentary/Ed. H. A. Wilson. Oxf., 1894. P. 9-10). Впосл. праздник распространился в Италии, Испании и среди кельтов. В рим. календаре О. Г. закрепилось лишь в нач. IX в. (подробнее об истории О. Г. на Западе см.: Cabrol F. Circoncision (Fete de la)//DACL. Vol. 3. Pt. 2. Col. 1717-1728). В православном богослужении

http://pravenc.ru/text/2578083.html

П., память к-рого совершается в дни Рождественского поста, помещено неск. стихир предпразднства Рождества Христова, не указываемых в памятниках студийской традиции. Иерусалимские Минеи содержат также 2-й канон А. П. и канон Божией Матери 1-го гласа, анонимные, без акростиха. В Типиконе Великой ц., студийских и иерусалимских Типиконах, следующих к-польской системе литургийных чтений, на литургии, как и в наст. время, указаны прокимен , апостольское чтение, аллилуиарий и причастен общие апостолу, евангельское чтение - особое, о призвании А. П. Господом (Ин 1. 35-51); Типикон Великой ц. указывает чтение из Мф 4. 18-23. Ап. Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в. Ап. Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в. Согласно Иерусалимскому Канонарю VII в. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 54, 111, 121, 124, 136) память А. П. совершалась 5 раз в год: 2 окт. (вместе с апостолами Петром, Павлом, Филиппом, Фомой), 5 марта, 29 апр. и 22 июля (положение мощей), а также 18 авг. (вместе с пресв. Савином). Под 29 апр. указываются чтения А. П.: 1 Кор 12. 7-11 (?) и Ин 1. 29-42. Из рукописей христ. Востока XI-XIV вв. известны 4 канона, не вошедших в печатную Минею, гимнографов Германа, Георгия, Андрея и анонимный (Ταμεον. Ν 297-300. Σ. 110-111). В серб. служебной Минее (Афон, Зографский мон-рь, 53 (88), 1-я пол. XIII в.) помещен канон А. П. 4-го гласа, написанный св. Наумом Охридским († 910), с акростихом: «            » ( Кожухаров С. Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски//Литературна история. София, 1984. 12. С. 3-19). Тропарь А. П. 3-го гласа, обозначенный в Типиконе Великой ц. «Τς νοητς θαλσσης τος νθρωποβρους χθας σαγνευσας» ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 116) и переведенный на слав. язык в составе Пролога 1-й редакции - «              » (РНБ. Соф. 1324. Л. 74об.- 75, кон. XII - нач. XIII в.),- не вошел в печатные богослужебные книги. В 1867 г. А. Н. Муравьёвым был составлен акафист А. П. ( Пономарев С. И. Акафисты: (Библиогр. заметки). СПб., 1890. С. 11; Акафистник. М., 1994. Т. 1. С. 117-125). В гимнографических текстах (Минея (СТ). Ноябрь. Л. 282-294 об.) А. П. называется сродником ап. Петра, учеником св. Иоанна Предтечи, впосл. сделавшимся учеником Господа Иисуса Христа. Обыгрывается значение имени Андрей (греч.- мужественный): «        » (кондак). Описывается призвание А. П. Петра: «                          » (тропарь 4-й песни 2-го канона), апостольская проповедь А. П., особенно среди язычников. Описывается смерть А. П. на кресте: «              » (тропарь 8-й песни 2-го канона А. П.), отмечаемая и в эпиграмме на апостолов Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского (XI в.). Упоминаются исцеления по молитве А. П. и чудеса от его честных мощей. А. П. назван небесным покровителем г. Патры: «                » (4-я стихира на Хвалитех).

http://pravenc.ru/text/115300.html

В 1997 г. греч. исследователь И. Бакос опубликовал сохранившийся в единственной рукописи (Sinait. gr. 607. Fol. 115r - 118v) канон прп. Евстратию, еп. Салегийскому, в акростихе к-рого читается имя автора - Мефодий, а также анонимные стихиры этому святому (Ibid. Fol. 114v - 115r; Μπ κος Ηλ. Μεθοδου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως κανν κα στιχηρ στν σιον Εστρτιον τν Θαυμαστουργν//Επιστημονικ Επετηρς τς Θεολογικς Σχολς το πανεπιστημου Αθηνν, 1997. Ν 32. Σ. 587-618, текст: 596-614). По мнению издателя, Евстратий Салегийский, несмотря на значительные расхождения сведений, сохранившихся в каноне, с житийной традицией (напр., день памяти (в каноне - 29 марта)), может быть отождествлен с Е. Т. Автором канона и стихир, считает издатель, является патриарх Мефодий. И канон, и стихиры написаны высоким стилем, однако с содержательной стороны они малоинформативны; отсутствие подробностей из жизни святого не позволяет утверждать, что в этих памятниках идет речь именно о Е. Т. Авторство патриарха Мефодия также весьма сомнительно: канон мог быть составлен только после кончины Е. Т., т. е. не раньше посл. четв. IX в., в то время как Мефодий скончался 14 июня 847 г. (подробнее см.: Παναγιωτπουλος Ιω. Ο Οκουμενικς Πατριρχης Μεθδιος Α Ομολογητς (843-847) κα τ ργο το. Αθναι, 2003. Σ. 489-496). Ист.: Mansi. T. 13. Col. 152E; Vita S. Ioannicii auctore Petro Monacho//ActaSS. Nov. T. 2. Col. 384-435; Vita S. Ioannicii auctore Sabba Monacho//Ibid. Col. 332-383; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 52-54; Vita Eustratii/Ed. А. Papadopoulos-Kerameus//Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Brux., 1963. T. 4. P. 367-400 [текст Жития]; T. 5. P. 408-410 [эмендации и коммент.]; The Life of Michael the Synkellos/Text, transl., comment. M. B. Cunningham. Belfast, 1991. P. 102; Efthymiadis St. Hagiographica varia (9th to 10th c.)//JÖB. 1998. Bd. 48. S. 41-48. S. 43 [эмендации к BHG, N 645]; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 288-289. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 17-18; Dobsch ü tz E., von. Methodios und die Studiten//BZ. 1909. Bd. 18. S. 41-105; Εστρτιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1098-1099; Burchi P. Eustrazio il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 5. P. 313; Mango C. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians//Okeanos: Essays presented to I. Ševchenko on his 60th Birthday/Ed. C. Mango and O. Pritsak. Camb. (Mass.), 1984. P. 393-404. (HUS); Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 153; Auz é py M.-F. L " Hagiographie et L " Iconoclasme Byzantin: Le cas de la Vie d " Étienne le Jeune. Aldershot, 1999. P. 191, 194-195; Каждан А. П. История визант. литературы (650-850 гг.). СПб., 2002. С. 431; PMBZ, N 1824; Ταμεον. P. 182, N 548.

http://pravenc.ru/text/187526.html

1968). Произведения Н. С.- одного из самых плодовитых мелургов своего времени, охватывают почти полный цикл матим и опубликованы в 8 книгах, к-рые с т. зр. жанров и содержания песнопений разделяются на 3 группы: 1) Аколуфии (последования) всенощного бдения (Νον ταμεον μουσικς Ανθολογας. 1862, 1864, 1867); 2) Доксастарий (2 тома славников на праздники годового круга (1873, 1879) и 1 том Триоди и Пентикостария (1857)); 3) Анастасиматарий (пространный и краткий, издан в 2 томах после смерти Н. С. его внуком, Николаосом Вландиадисом (1899)). Н. С. принадлежат 2 «экзегезиса» (осмогласник Петра Берекета «Богородице Дево, радуйся» - «экзегезис» согласно традиции протопсалта Мануила, записанный с голоса Петра Святогробца, и цикл херувимских на все гласы протопсалта Константина), а также изоритмические краткие редакции песнопений («Свыше пророцы» прп. Иоанна Кукузеля и «Препояши меч твой» протопсалта Григория, оба - на глас βαρς). В певч. кругах обсуждался вопрос об утверждении муз. произведений Н. С. К-польской Патриархией. Историки отмечали, что «музыкальные произведения Николая не получили одобрения Великой Церкви, поскольку представляли собой отклонения от древних церковных мелодий» ( Παπαδπουλος. 1890. Σ. 356); эта т. зр. до недавнего времени была преобладающей, не будучи, однако, подкреплена вескими доказательствами. В более поздних исследованиях этот факт объясняется интересами издателей или личными пристрастиями и соперничеством: «Николай, понимая, что Церковь через тексты и мелодии песнопений учит верующих и побуждает их к духовному росту, писал музыку для песнопений в соответствии с их высоким смыслом и первый из мелургов прошлого, применяя определенные новаторские приемы, смог искусно подчинить напев содержанию церковных текстов и передать их высокий смысл с помощью музыки. Музыканты того времени, особенно в Константинополе, возможно, из зависти к музыкальным произведениям... смирнского протопсалта, посчитав его творчество новшеством, поспешили охарактеризовать его произведения как отклоняющиеся от серьезного древнего музыкального искусства, неритмичные и т.

http://pravenc.ru/text/2700323.html

П. И. Жаворонков, А. В. Бугаевский Гимнография Память В. содержится в Типиконе Великой ц . IX-X вв. наряду с памятью др. святых ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 14). Согласно разным редакциям Студийского устава: Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 277), Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260), Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 15) - поется только последование В. Студийско-Алексиевский Типикон не дает подробного описания службы, упоминая лишь чтение похвального слова Иоанна Златоуста. По Евергетидскому Типикону служба с «Бог Господь» аналогична шестеричной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В Мессинском Типиконе служба тоже с «Бог Господь», на «Господи, воззвах» поются по 3 стихиры священномученика и Богородицы. Корпус песнопений в этих Типиконах в целом тот же, что и в совр. богослужебных книгах, в обоих указывается служба В. на литургии. В слав. Минеях XI-XII вв. последование (состав: канон, 3 стихиры и седален) В. соединено с последованием прор. Моисея. Служба не содержит ни тропаря с кондаком, ни самогласнов ( Ягич И. В. Служебные Минеи. СПб., 1886. С. 032-042). В Иерусалимском уставе, как в древнейшей ред. (напр., ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 29), так и в более поздних, вплоть до печатных греч. и слав. изданий, последование В. также соединялось с последованием прор. Моисея. В московских старопечатных изданиях (1610, 1633, 1641) память В. 4 сент. обозначена как шестеричная. В Типиконе, используемом ныне в РПЦ, нет шестеричного знака, хотя устав службы во многом совпадает с тем, что отражен и в старопечатных Типиконах. Служба В. в совр. слав. и греч. Минеях практически та же, что и в студийских памятниках, и включает тропарь 4-го гласа «Κα τρπων μτοχος» (      ); кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Яко начатки»: «Ως εσεβεας κρυκα, κα θλητν δραωμα» (            ); канон плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, приписываемый Феофану или Иоанну Монаху, без акростиха, ирмос: «Ως ν περ πεζεσας Ισραλ» (          ), нач.: «Τν τν οκεων αμτων ς Μωσς, ρυθρααν θλασσαν, κυμντως διελθν» (                ). По рукописи XI в. (Sinait. gr. 552), тот же канон начинается иначе: «Νν πολαων τς αγλης τς τριλαμπος» (Ныне наслаждаясь сиянием трисветлым) (Ταμεον. Σ. 34). Есть 2 самогласна. В совр. печатных изданиях нет самогласнов на стиховне утрени, указанные в перовопечатном московском Типиконе 1610 г. и Евергетидском Типиконе. Корпус стихир-подобнов в совр. греч. и рус. Минеях не совпадает с тем, что содержится в студийских Минеях.

http://pravenc.ru/text/153791.html

В афоно-итал. редакциях Студийского устава - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. и Мессинском Типиконе 1131 г.- указан отпустительный тропарь Маккавейским мученикам плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ο το νμου φλακες (Закона хранители...); богослужебное последование Маккавейским мученикам дополнено неск. самогласными стихирами (см.: Arranz. Typicon. P. 173-174, Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 268). В древнейших редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- память Маккавейских мучеников отмечается 1 авг.; указывается отпустительный тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); после утрени есть указание на поклонение Кресту (хотя в богослужебных указаниях говорится только о пении службы Маккавейским мученикам, а песнопения праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня не упом.) по образцу Крестопоклонной недели (см.: Lossky. Typicon. P. 228-229). Согласно Типикону сербского архиеп. Никодима 1319 г., 1 мая соединяются богослужебные последования Октоиха, праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и Маккавейским мученикам; в целом сохраняется тот же набор песнопений Маккавейским мученикам; оканчивается утреня великим славословием по причине выноса Креста для поклонения ( Миркович. Типикон. Л. 117а - 117б). Такой же устав службы 1 мая зафиксирован и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.; по 6-й песни канона указан кондак Маккавейским мученикам 2-го гласа Σοφας θεο, ο στλοι ο πτριθμοι (        ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 1 авг. отмечено знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), но в издании 1633 г. и последующих (в т. ч. современных) отмечено знаком славословной службы - ; богослужебное последование то же, что и в первопечатном греч. Типиконе. Последование Маккавейским мученикам, содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); кондак 2-го гласа Σοφας θεο, ο στλοι ο πτριθμοι (        ) с икосом; канон, составленный Андреем , архиеп. Критским, без акростиха 1-го гласа, ирмос: Ωδν πινκιον (    ), нач.: Μωσως τ δγματα (Моисея догматы) (Μηναον. Αγουστος. Σ. 12-23); анонимный канон без акростиха 8-го гласа, ирмос:        , нач.:       (Минея (МП). Авг. Ч. 1. С. 9-18; в совр. греч. Минее помещен иной канон (см. выше), но греч. оригинал сохранился в рукописях - напр., см.: Ταμεον. Σ. 261); цикл стихир-подобнов, 6 самогласных стихир (в т. ч. авторства Иоанна Монаха (Иоанна Дамаскина?) и Космы Маюмского ); седален (в греч. Минее 2 седальна), светилен.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

О почитании А. С. на Руси свидетельствует упоминание его в рукописях кон. XI - нач. XII в.: память А. С. отмечена в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого. С. 279), служба святому содержится в Минее (РГАДА. Тип. 125. Л. 59-62). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. С., включенный в нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие А. С. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Оба кратких жития в XVI в. помещены в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 419-420 (2-я паг.)). В анонимном хожении рус. паломника в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.) описывается мон-рь А. С., где находились нетленные мощи святого, от к-рых происходили многочисленные исцеления (Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 89). А. С. пользовался особым почитанием в княжеской среде. В 1089 г. Всеволод Ярославич построил в Переяславле-Южном ц. во имя А. С. ( Раппопорт. С. 38, 42). Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха, Андрей Добрый родился 11 авг. 1102 г. и 18 авг. был наречен в честь А. С. (ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Вып. 2. С. 188). Гимнография Согласно редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 182) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- служба А. С. соединялась с попразднством Успения Пресв. Богородицы ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 491-492). В рукописных (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 54) и печатных памятниках Иерусалимского устава память А. С. фиксируется регулярно. В Типиконе, принятом ныне в РПЦ, а также в Типиконе Георгия Виолакиса XIX в., используемом греч. Церквами, указана служба святого без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ) вместе со службой попразднства Успения Пресв. Богородицы. Последование А. С., содержащееся во многих рукописных Минеях как студийского (напр., РНБ. Греч. 227. Л. 66-66об., XII в.; Ath. Doch. 32, XII в.), так и иерусалимского типа, используется рус. и греч. Церквами и в наст. время. Канон А. С. (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа; акростих «λδβλθυοτεΥμνοις κροτ σε, Ανδρα στρατηλτα. Ιωσφ» - Песньми восплещу тебя, Андрей Стратилат. Иосиф) составлен св. Иосифом Песнописцем ( 886), имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. Корпус стихир слав. студийских Миней (напр., ГИМ. Син. 168, XII в.- см. Горский, Невоструев. Описание. О. 3. С. 75) отличен от находящегося в печатных греч. и слав. Минеях. В печатной греч. Минее по 6-й песни канона на утрене помещен Стишной Пролог (Μηναον. Αγουστος. Σ. 195). По неизданным греч. рукописям известны 2 канона: 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа гимнографа Георгия, имя к-рого вписано в богородичны (Alexandr. Patr. 118. F. 144v - 148. 1353 - Ταμεον. Ν 846. Σ. 270), и канон 1-го гласа Иоанна монаха (напр., Sinait. gr. 631. F. 74-75v. XI - AHG. T. 12. P. 233-242).

http://pravenc.ru/text/115324.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010