е. статус службы понизился), дополнительные индивидуальные отпустительный тропарь и кондак К. и сщмч. Петру не помещались, остались только общие. Последование К., помещенное в совр. греч. (24 янв.) и рус. (25 янв.) богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ), иной отпустительный тропарь 4-го гласа - «Иже от Бога чудодействы...» (Минея (МП). Ноябрь. Ч. 2. С. 325-326); кондак 4-го гласа Εκκλησας σειστοι κα θεοι πργοι (          ), кондак 2-го гласа «Божественного винограда...» с икосом (Минея (МП). Ноябрь. Ч. 2. С. 329-340); канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Θεας σε Κλμα Μρτυς μπλου σβω. Ιωσφ (Божественного тебя ветвь, мученик, винограда почитаю. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Θρν παριστμενος τς Τρισηλου Θετητος (Престолу предстоя Трисолнечного Божества) - в греч. Минее (также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 453-456); канон авторства Феофана Начертанного без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос:     (Υγρν διοδεσας), нач.:         (Τ Πτρ τ θε μαθητευθες) - в рус. Минее (также см.: Ταμεον. Σ. 104-105); 3 цикла стихир-подобнов (в греческой - 2), стихира-самогласен (только в греческой), 2 седальна (в греческой - 1), светилен. По рукописям известны песнопения К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа       с икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 249), дополнительные икосы (Там. же. С. 77, 170, 243); канон, составленный гимнографом Климентом (имя автора акростиховано в богородичнах), с акростихом Κλ α Ρμης ποιμ να τρτην σβω (Климента, третьего пастыря Рима, почитаю) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Κα θρνου κα τρπου κα ρετς (И престола, и нрава, и добродетели) со 2-й песнью (Ταμεον. Σ. 104); канон, составленный Анастасием Квестором , без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Ο θεοφρος το χορο ταξαρχος (Богоносный хора чиноначальник) (Ibidem); анонимный общий канон К., сщмч. Петру Александрийскому, вмц. Екатерине и мч. Меркурию без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τετραφεγγ κλλη, μαρτρων σμπνοιαν (Четверосиянную красоту, мучеников союз) со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 490-505).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 57а) - 9 нояб. назначается служба с пением на утрене «Аллилуия» . В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. новой гимнографии О. и П. по сравнению с более ранними источниками не отмечено. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и последующих изданиях, в т. ч. в совр. Типиконе РПЦ, в день памяти О. и П. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» ; указан отпустительный тропарь 4-го гласа      ; также появляются кондак 2-го гласа    с икосом и светилен. Последование О. и П., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа       (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 254), кондак 2-го гласа Μαρτρων δυς (    ) с икосом, канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Θρεις ινησιν σος παινταις, μκαρ. Ιωσφ (            ) 4-го гласа, ирмос: [ σωμα σοι, Κριε (      ), нач.: Θρουσα τος πστει σε εφημοσιν νησιν (        ), цикл стихир-подобнов, седален, светилен. По рукописям известны песнопения О. и П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Игнатием , патриархом К-польским, без акростиха 2-го гласа, ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Θρεις ινησιν θεαν, θαυμαστ Ονησιφρε (Подаешь помощь божественную, чудный Онисифор) (Ταμεον. Σ. 88); цикл стихир-подобнов, самогласная стихира и седальны (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. Τ. 38. Σ. 305). Е. Е. Макаров Иконография Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в. Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в. Наиболее раннее изображение О. и П. является их совместным портретом как орантов, пребывающих в Небесном граде,- на мозаике купола ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике (кон. IV - 3-я четв. V в.). Судя по подписи, оба святых были прославлены в авг.; О.

http://pravenc.ru/text/2578439.html

В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.,- память М. указана под 24 нояб. вместе с памятью вмц. Екатерины (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33). Согласно Типикону серб. архиеп. Никодима 1319 г., 24 нояб. служба М. поется вместе со службами вмц. Екатерине и в честь попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы ; мученикам назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа       на литургии - также всем мученикам ( Миркович. Типикон. Л. 62б). Аналогичный устав службы под 24 нояб. зафиксирован и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г., хотя святым назначается не один общий тропарь, а 2 разных. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. (и последующих, в т. ч. в современном) указан также кондак М. 8-го гласа         на литургии назначаются Апостол - Еф 6. 10-17, Евангелие - Лк 21. 12-27. Последование М., содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа      (Минея. Ноябрь. Ч. 2. С. 288); кондак 4-го гласа        (Там же. С. 295); канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Μερκουρου με τ σθνος φυλατττω. Ιωσφ (Меркуриева мя крепость да хранит. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Η κεκομμνη τν τομον (    ), нач.: Μετ τς νω χορεας, Μερκοριε (С горними лики, Меркурие); цикл стихир-подобнов; седален; ексапостиларий (Μηναον. Νομβριος. Σ. 333). По рукописям известны песнопения М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 3-го гласа Ετησοις σμασιν νευφημομν σε, μρτυς (Ежегодными песнями почтим тебя, мучениче...) ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1940. Τ. 39. Σ. 147); анонимный канон с акростихом Αγνας μν προφρνως Μερκουρου (Подвиги Меркурия пою радостно) 4-го гласа, ирмос: Ασωμα σοι, Κυρε (      ), нач.: Αθλοις μαρτυρου (Подвигами мученичества) (Ταμεον. Σ. 108); общий канон М., сщмч. Клименту, сщмч. Петру и вмц. Екатерине (об этом каноне говорится в указаниях Мессинского Типикона - см. выше; авторство канона, вероятно, принадлежит кому-то из гроттаферратских гимнографов) без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην φαρα (    ), нач.: Τητραφεγγ κλλη, μαρτρων σμπνοιαν (Четверосияние прекрасное, мучеников единство), со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 490-505); иные каноны, стихиры, седальны и ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1940. Σ. 146-148).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Свт. Мефодий, патриарх К-польский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1547 г. Свт. Мефодий, патриарх К-польский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1547 г. Последование М., содержащееся в совр. греческих и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας δηγ (    ) (Μηναον. Ιονιος. Σ. 92); др. отпустительный тропарь 4-го гласа -      (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 499); кондак 2-го гласа        с икосом (Там же. С. 502; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 225); анонимный канон с акростихом Αρχιερα Θεοο, Μεθδιον, σμασι μλπω (Архиерея божественного, Мефодия, в песнях воспеваю), 2-го гласа, ирмос: Δετε λαο σωμεν (      ), нач.: Αφ ρπαγς, κα προνομς, κα δουλεας με, τς μαρτας λτρωσαι (От напасти, и нахождения, и рабства меня греховного избави) (Μηναον. Ιονιος. Σ. 92-99); анонимный канон без акростиха 4-го гласа, ирмос:    нач.:      (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 500-508; греч. оригинал этого канона известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 218); цикл стихир-подобнов, 2 самогласные стихиры; седален; светилен. По рукописям известны песнопения М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: иной кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа - Τς θεαρχικς τριδος θεομστης (Богоначальной Троицы божественный таинник...) с икосами; дополнительные икосы ( Амфилохий. Кондакарий. С. 122, 186; 85 (доп. паг.)); канон, составленный свт. Фотием, патриархом К-польским, с акростихом Μεθοδ Θτιος μνον προσφρω (Мефодию я, Фотий, песнь приношу) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Μαρμαρυγς παστρπτων τν ρετν (Светлости излучая добродетелей) (AHG. T. 10. P. 50-62); 2 цикла стихир-подобнов, седальны, ексапостиларий (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1951. Τ. 50. Σ. 326-328). Е. Е. Макаров Иконография История обретения свт. Мефодием свитка с «заглаженным от Бога» именем имп. Феофила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 926)

http://pravenc.ru/text/2563128.html

на вечерне на литии (Ταμεον Ανθολογας. Κωνσταντινοπολις, 1869. Τ. 1. Σ. 224-225) и на литургии великая Е., сугубая Е. после чтения Евангелия, иногда просительная Е. после великого входа. Сугубая Е. распета мн. мелургами на разные гласы: хартофилаксом Хурмузием , протопсалтом Григорием , Феодором Папапарасху Фокейским (Ταμεον Ανθολογας. Κωνσταντινοπολις, 1869. Τ. 3. Σ. 26-33), протопсалтом Николаем (Смирнским?) (на 1-й, 3-й, 1-й плагальный, 2-й плагальный, βαρς, 4-й плагальный гласы) (Μουσικς θησαυρς τς λειτουργας. Αγιον Ορος, 1931. Σ. 97-106). В литургии мон. Нектария среди распетых строк великой Е. на 4-й плагальный глас нотирован также возглас священника «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.: Ibid. Σ. 12-13). В болг. «Псалтикийной литургии» (Учебник за духовните семинарии/Съст. М. Тодоров. София, 19923) нотированные Е. имеют оригинальный напев (отличающийся от греч. традиции, согласно к-рой распеты все др. песнопения). Лит.: Посошенко А. Литургия Иоанна Златоуста: Дипл. работа/ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. Ркп.; Игошев Л. А. Очерки по истории рус. муз. культуры XVII в. М., 1997; Макаровская М. В. Циклы мелодических строк в песнопениях литургии знаменного распева//Историко-теоретические проблемы музыкознания. М., 1999. С. 24-49. (Сб. тр. РАМ им. Гнесиных; Вып. 156); она же. Структура певч. ряда в литургии знаменного распева//ЕжБК. 2001. С. 416-421; Успенский Н. Д. Православная вечерня: Чин всенощного бдения ( γρυπνα) на Правосл. Востоке и в Рус. Церкви. М., 2004. С. 299-300. М. А. Макаровская, И. В. С. Рубрики: Ключевые слова: ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь ЕФРЕМА СИРИНА МОЛИТВА молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, к-рое читается за седмичными богослужениями Великого поста

http://pravenc.ru/text/189661.html

В совр. богослужебных книгах помещены следующие каноны К. (нумерация носит условный характер): 1 - прор. Моисею, 4 сент.; 2 - архистратигам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб. (в рус. Минее приписывается Иоанну); 3 - в Неделю святых праотец, 18 дек. (без указания авторства, но в богородичнах греческого канона восстанавливается имя К.); 4 - прп. Иоанну Лествичнику, 30 марта (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 243-249); 5 - семи отрокам в Эфесе, 4 авг. (в рус. Минее без указания авторства). Также известны др. каноны К.: 6 - на погребение священников ( Goar. Euchologion. P. 455-460); 7 - мч. Лонгину сотнику, 16 окт. (AHG. T. 2. P. 179-188); 8 - Проклу, архиеп. К-польскому, 20 нояб. (Ταμεον. Σ. 98); 9 - сщмч. Клименту, еп. (папе) Римскому, 25 нояб. (Ibid. Σ. 104); 10 - свт. Николаю Мирликийскому (AHG. T. 4. P. 96-115; об атрибуции этого канона К. см.: Kazhdan A. An Oxymoron: Individual Features of Byzantine Hymnographer//RSBN. 1992. Vol. 29. P. 24); 11 - прп. Мартиниану, 13 февр. (AHG. T. 6. P. 232-244); 12 - мч. Кодрату (Квадрату), 10 марта (Ibid. T. 7. P. 137-149; ср.: Rocchi. 1883. P. 318); 13 - свт. Евстафию Вифинийскому, 29 марта (AHG. T. 7. P. 311-319; ср.: Rocchi. 1883. P. 302); 14 - прп. Никите Мидикийскому, 3 апр. (AHG. T. 8. P. 74-86; ср.: Rocchi. 1883. P. 318); 15 - вмц. Ирине, 5 мая (Ταμεον. Σ. 197); 16 - мч. Панхарию, 16 июня (Ibid. Σ. 219); 17 - сщмч. Мефодию Патарскому, 20 июня (Ibid. Σ. 222-223); 18 - св. Евпраксии, 25 июля (AHG. T. 11. P. 453-469; ср.: Rocchi. 1883. P. 310); 19 - св. Аверкию, еп. Иерапольскому, 22 окт. ( Pitra. Analecta Sacra. T. 2. P. 180-185); 20 - мч. Акиндину, 2 нояб. (ActaSS. Nov. T. 1. P. 510-521); 21 - на пострижение монахов ( Rocchi. 1883. P. 286); 22 - над умирающим; 23-24 - на смерть священников; 25 - на смерть монахини (Ibid. P. 287); 26-27 - Пресв. Богородице (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), Μητρ. Θεωθοκριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. Σ. 26). К. принадлежит комплекс песнопений для Постной Триоди: на каждый из будних дней Великого поста (с понедельника 1-й седмицы до Лазаревой субботы) он составил по 1 трипеснцу и 2 стихиры-подобна (см.: Карабинов. 1910. С. 140-144); также К. принадлежит канон 28) об усопших в субботу мясопустную, канон 29) в неделю 4-ю поста (в ркп. обозначен как «о впадшем в разбойники», но эта тема не раскрывается: в начале канона вспоминаются притча о богаче и Лазаре (Лк 16. 19-31) и воскресение Лазаря, характер канона глубоко покаянный), 2 стихиры-подобна в Блудного сына неделю (см.: Карабинов. 1910. С. 144). Великопостные песнопения К. представляют собой подобны к песнопениям др. гимнографов, в т. ч. прп. Феодора Студита. В великопостных песнопениях К. разъясняет пользу поста, призывает к аскетическим подвигам, причем весьма часто прибегает к библейским примерам. Ряд песнопений К. по рукописям был издан М. Арко Магри ( Arco Magri. 1979).

http://pravenc.ru/text/1841333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА» [греч. Ες πολλ τη, δσποτα - На многая лета, владыко], песнопение правосл. архиерейского богослужения , пожелание епископу мн. лет жизни (ср. Многолетие ). Восходит к жанру визант. аккламаций , к-рые представляли собой торжественные приветствия императора или патриарха. Наиболее ранние аккламации-многолетия с нотацией (посвященные визант. имп. Андронику III Палеологу ) сохранились в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144). «И. п. э. д.» поется на всех службах с участием епископа, в первую очередь в архиерейском чине Божественной литургии. В греч. рукописных нотированных Анфологиях кон. XVII-XIX в. «И. п. э. д.» фиксируется вместе с Трисвятым (CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 38-38v, 1680 г.; Lesb. Leim. 248. Fol. 229v, 1770-1790 гг.; Athen. Merlier. 6. Fol. 131v, 1790-1800 гг. (на 3-й глас); Ibid. 7. Fol. 197v - 198, 1805 г. (на 2-й и 3-й гласы)), отдельно (Athen. Paidousi. 2. Fol. 174, 1780-1800 гг. (2 напева на 2-й глас); Lesb. Leim. 341. Fol. 120, 1790-1793 гг. (3 напева на 2-й глас); Ibid. 375. Fol. 3v, 1819 г. (на 3-й глас); CPolit. Bibl. Patr. S. n. Fol. 523-524, 1816-1819 гг. (на разные гласы)), в качестве заключения песнопения «Τν δεσπτην...» (Athen. Merlier. 6. Fol. 122-122v (4 напева на 2-й глас)). Известны авторские распевы - лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 341. Fol. 125 (2 распева на 3-й глас)) и протопсалта Великой ц. Григория (Aegio. Taxiarh. 9. P. 480, 1820-1830 гг. (на 2-й глас)). Отдельно песнопение «И. п. э. д.» с нотацией в греч. традиции появляется только в печатных сборниках песнопений суточного круга. Как правило, в различные редакции Анфологиев включается напев 2-го гласа в невматическом стиле без указания автора и авторские варианты, созданные на его основе. Так, в к-польском изд. «Ταμεον Ανθολογας» (1869) помещены 2 варианта песнопения на 2-й глас: без указания автора и более пространный напев Феодора Папапарасху Фокейского . Известно также «И. п. э. д.» Георгия Редестского (1-я пол. XVII в.) на 2-й глас (см. изд.: Ταμεον Ανθολογας Απαντα τ μαθματα το σπερινο/Εκδ. π Γ. Προγκη. Νεπολις Κρτης, 1996. Σ. 5).

http://pravenc.ru/text/674111.html

М., 1950. С. 114-116. Ил. 103; Искусство книги Древней Руси. М., 1964. С. 125-126; Полетаева Е. А. К вопросу о слав. переводе и бытовании памятника визант. агиографии - Жития Нифонта//5-е Уральские Археогр. чт. К 25-летию Уральской объединенной археогр. Экспедиции: Тез. докл. Всерос. науч. конф. (Екат., 14-16 окт. 1998). Екат., 1998. C. 53-55; она же. Нек-рые наблюдения в пользу более ранней датировки «Жития Нифонта»//Церковь. Богословие. История: (Мат-лы Всерос. Науч.-богосл. конф. Екат. 12.02.2014). Екат., 2014. C. 213-221; Байер Х.-Ф. Наблюдения при чтении Жития Нифонта. Григорий Синаит и Житие Нифонта. Знакомство с преданием Жития//Власть, политика, право в античности и средневековье. Барнаул, 2003. С. 151-188; Муравьев А. В., Турилов А. А., Квливидзе Н. В. Варлаам и Иоасаф//ПЭ. 2003. Т. 6. С. 619-625; Антонова Л. И. Иллюстративный цикл Жития Нифонта и Макарьевская книгописная мастерская//Мат-лы и сообщения по фондам ОР б-ки РАН. СПб., 2005. С. 63-71. Е. А. Полетаева Гимнография В совр. печатных греч. и рус. богослужебных книгах служба Н. отсутствует, однако в рукописных Минеях под 23 дек. сохранились песнопения Н.: кондак 1-го гласа Τ φβ το Θεο (Страхом Божественным...) с икосом; анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Η κεκομμνη τν τομον τεμε (      ), нач.: Ψυχα δικαων χειρ θεο (Души праведных рукой Божией - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1941. Τ. 40. Σ. 105; полный текст канона см.: AHG. T. 4. P. 623-630); канон, составленный гимнографом Даниилом, с акростихом Πθ πλκω σοι μνον, Νφον τρισμκαρ. Δανιλ (Радостно песнь тебе сплетаю, Нифон триблаженный. Даниила) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Κματι θαλσσης (    ), нач.: Πθ σου μνσαι τν νδοξον μνμην (Радостно твою воспеть славную память) (Ταμεον. Σ. 132). Е. Е. Макаров Иконография В византийских и поствизантийских подлинниках Н. не упоминается. В рус. подлинниках, напр. восходящих к Строгановскому лицевому (1-я четв.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

[xiii]  Игнатий (Брянчанинов), свт. Прибавление к слову о смерти//Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том III. М.: Паломник, 2006 г., с. 281. Термин «духовное» или «умное чувство» встречается, конечно, не только у святителя Игнатия (Брянчанинова). Например, преп. Григорий Синаит пишет: « Без духовнаго чувства ( ασθσεως νοερας) невозможно в чувстве вкусить сладости божественных вещей» (Григорий Синаит, преп. Весьма полезные главы, расположенные акростихами//Творения. Москва. 1999 г., с.44). [xiv]  Игнатий (Брянчанинов), свт. Уроки словесности, преподанные преосвященнейшим епископом Игнатием//Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том IV. М.: Паломник, 2006 г., с. 492. [xv]  Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником//Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том I. М.: Паломник, 2006 г., с. 247. [xvi]  Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005 г., с. 117. [xvii]  Григорий Палама, свт. О молитве и чистоте сердца три главы. Ст.3//Добротолюбие. Том V. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010 г., с. 293. Полный текст на греческом: « Νος λγεται κα το νο νργεια ν λογι σμος συνισταμνη, κα νομασι · νο ς στι κα νεργ ο σα τατα δναμις, τις κα καρδα καλεται παρ τς Γραφς. Καθ " ν κυριωττην οσαν τν ν μν, δυνμεων, λογικ στιν ν μν ψυχ». PG150, col. 1120. [xviii]  см. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божиего//Философские произведения. М., 1990 г. [xix]  Григорий Палама, свт. Триады в защиту священнобезмолствующих. М.: Наука. 2007 г. Триада 1:2:3., с. 21. Полностью весь текст на греческом: « Οκον καρδα μν στι τ το λογιστικο ταμεον κα πρτον σαρκικν ργανον λογιστικν. Τ τονυν λογιστικν μν ν κριβε νψει σπεδοντες πισκπτεσθαι κα διορθον, τνι γ ν πισκεψαμεθα, ε μ τν γκεχυμνον δι τν ασθσεων νον μν ξωθεν συναγαγντες πρς τ ντς παναγγοιμεν κα πρς ατν τατην τν καρδαν, τ τν λογισμν ταμεον». Греческий текст приведен по URL: . Дата обращения: 03. 07. 2013.

http://bogoslov.ru/article/3415902

В главе благотворительных заведений Константинополя нужно поставить «Народные человеколюбивые учреждения» – θνικα Φιλανθροπικα Καταστ ματα, находящиеся на Фанаре. В состав их входят: больница, богадельня для престарелых лиц обоего пола и дом для сирот (орфанотрофий). Они содержатся на счет народной казны ( ταμεον ‘ εθνικν или το γνους) константинопольской патриархии и оказывают помощь греческому населению бесплатно. Высшая власть над этими учреждениями принадлежит священному синоду, народному смешанному совету, а управляются они особой комиссией из лиц духовных и светских. В эти учреждения могут поступать бедные и больные из всех епархий патриархата, но с ведома местного архиерея и с согласия заведующей ими комиссии. Что касается народной казны, то она составляется из взносов епархиальных архиереев, из доходов с недвижимых имуществ патриархии, взносов ставропигальных монастырей, правительственной денежной субсидии, добровольных пожертвований и т.под. Расходование народных сумм производится под контролем вселенского патриарха и с ведома священного синода и народного совета. Из народной казны, между прочим, ежегодно производится денежная помощь бедному греческому населению пред праздниками Рождества Христова и Святой Пасхи. Независимо от этой кассы, в Константинополе, как выше упомянуто, существует священная касса ( ερατικν ταμεον), учрежденная при патриархе Константине V с специальной целью оказывать материальную и нравственно-просветительную помощь греческому духовенству. В Пере и Татаулах имеются греческие лечебницы, в коих ежедневно подается бесплатная врачебная помощь бедному населению столицы. Город Смирна славится своей греческой священной больницей ( λληνικν ερν νοσοκομεον), которая является центральным врачебно-благотворительным учреждением для всей Малой Азии. Опа содержится на средства смирнского православного кинота при субсидии от константинопольской патриархии и Святогробского братства в Иерусалиме и управляется особой ефорией из 12 членов. Она открыта для бесплатного врачебного пользования лицам всякого происхождения и вероисповеданий и при том от различных болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010