Е. Е. Макаров Гимнография В различных редакциях Студийского устава память И. П. не отмечается, впрочем Студийско-Алексиевский Типикон особого состава (ГИМ. Син. 333) содержит память И. П. под 4 апр. В слав. месяцесловах студийской эпохи память И. П. может отмечаться 2 или 4 апр. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 306, 309). В древних редакциях Иерусалимского устава память И. П. отмечается 4 апр.; богослужебные указания в этот день, как правило, отсутствуют. В ряде списков греч. Минеи XIV в. 4 апр. соединяются последования прп. Георгия Малеина и И. П.; в честь И. П. поются канон, 3 стихиры на «Господи, воззвах», седален. Однако начиная с печатных изданий греч. Минеи XVI в. (напр., Венеция, 1569) 4 апр. служба И. П. в них не назначается. В слав. Минеях, рукописных и печатных, 4 апр. отмечены последования И. П. и прп. Георгия Малеина, с XV-XVI вв. фиксируется кондак И. П. 4-го гласа (напр., см.: РГБ. Троиц. 547, 1509 г. Л. 25). Последование И. П., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся на Крест»       (см. также: Амфилохий. Кондакарий. С. 251); канон (греч. оригинал канона сохр. в рукописях; см.: AHG. T. 8. P. 87-96) 2-го гласа с ирмосом: Δετε λαο, σωμεν σμα Χριστ τ Θε (            ), нач.: Αισματικς τν μνογρφον τιμσωμεν (      ); цикл стихир-подобнов, седален. В рукописях сохранились и др. песнопения в честь И. П.: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας Ισραλ (          ), нач.: Τος ορανους θαλμους (Небесные чертоги) (Ταμεον. Σ. 185-186); 2 канона авторства Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского, и ряд др. песнопений ( Τωμαδκης Ε. Ι. Ιωσφ Υμνογρφος. Αθναι, 1971. Σ. 100-102, 243-272); кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь» «Песнослове, и святых всех мудро благовещателными похвалении...» ( Амфилохий. Кондакарий. С. 100 (отд. паг.)); кондак 4-го гласа Ωφθης προς, συχος κα ταπεινφρων (Явился тихий, кроткий и смиренный...) с икосом (AHG. T. 8. P. 92-93); седален (Ibid. P. 90).

http://pravenc.ru/text/673697.html

Под 27 янв. в рукописях встречаются: канон 4-го гласа, творение Андрея, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Εδειξας Θες μετανοας δηϒν (Показал, Боже, покаяния наставника), со 2-й песнью; канон 4-го гласа с именем автора («смиренного Георгия») в троичнах и богородичнах, ирмос: Χρος ες παξ εδεν (Место сразу явилось; в слав. печатном Ирмологии этих ирмосов нет; см. также: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Ερμολϒιον. Σ. 110, ирмосы канона на память И. З. авторства Георгия Сикелиота), нач.: Ρσιον αχμηρν ασθσεων δδου μοι (Избавление от нечистых чувств подай мне); канон авторства Иосифа плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с акростихом Εκτη δησις τ Χρυσοστμ πρπει Ιωσφ (Шестое моление Златоусту подобает. Иосиф), ирмос: Κματι θαλσσης τν κρψαντα πλαι (        ), нач.: Εκ τν ναϒκν με το βου, παμμκαρ (От бедствий меня жизни, всеблаженне); анонимный канон 1-го гласа, ирмос: Αισωμεν πντες λαο (      ), нач.: Χρσεον στμα Χριστο, εροφντα (Златые уста Христовы, священне); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Πατρων ορανων κλος νεδεσω, πατριαρχν, προφητν, ποστλων, δδεκα σριθμος (Отцов небесных слава явился, патриархов, пророков, апостолов, двенадцати равночисленных), ирмос: Βοηθς κα σκεπαστς (      ), нач.: Ποα ϒλσσα, ποος νος ποον στμα ξως φρσει (Какой язык, какой ум или какие уста достойно выразят) со 2-й песнью; анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υϒρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Εδθη τος πρασιν ληθς διδσκαλος (Дался концам истинный учитель) (AHG. T. 5. P. 387-512); канон 4-го гласа с акростихом Πηϒς εσεβος εθρον εφημ, πτερ (Источника благочестиваго течение прославляю, отче), с именем автора (Георгия) в богородичнах, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Πελϒους το Πνεματος χριν ντλσας ναον (Пучины Духа благодать зачерпнул неиссякаемую); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν, λαο (      ), нач.: ετε, συνελθντες ο πιστο, νθως εφημσωμεν Ιωννην (Приидите, собравшись, вернии, боговдохновенно да восхвалим Иоанна) (Ταμεον. Σ. 159).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Канон в честь 12 апостолов Η δωδεκπυρσος χορεα κα σμπνοια (Дванадесятоогненный лик и согласие) (акростих Ηλιο μελδημα - Илии пение), к-рый Питра и К. Эмеро приписывали И., по мнению митр. Софрония (Евстратиадиса) , может принадлежать не ему, а мон. Илии Сицилийскому (AHG. Vol. 10. P. 283-309, 409-420). Митр. Софроний считал, что в акростихах канонов И. употреблял для своего имени форму родительного падежа Ηλα, а Илия Сицилийский - Ηλιο ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1936. Σ. 277-280). Исходя из этого критерия, можно отнести к творчеству И., напр., канон мученикам диак. Роману и отроку Варулу (акростих Ανος Ηλα ες Ρωμανν κα νηπον - Песнь Илии Роману и отроку; ркп. Ath. Laur. B. 21. Fol. 123 sqq., XI в.; см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης) . 1939). Всего митр. Софроний атрибутирует И. 144 ирмоса следующих канонов: 1-го гласа - 3 на Пасху, 1 в честь прп. Феодора Сикеота и 2 воскресных, 2-го гласа - 1, 3-го гласа - 1 воскресный, 5-го гласа - 1 и 8-го гласа - 4, из к-рых 2 воскресных, а 1 встречается также под именем свт. Андрея Критского, а также 4 канона Триоди, канон Минеи, 3 самогласна и тропарь в честь имп. Никифора I (802-811). Однако, если последняя атрибуция верна, автором может быть только Илия III (IV) (ок. 880 - ок. 907). Два канона, надписанные именем патриарха Илии, изданы в сер. «Monumenta musicae Byzantinae» по рукописи Ath. Ivir. gr. 470, датируемой ок. XII в.: воскресный канон 5-го гласа Ατριπτον δν πεζεσας Ισραλ (Пешешествуяй Израиль непроходимую стезю) и канон Успению Пресв. Богородицы Αλμυρα θαντ κλυψε (Соленою смертию покры) 7-го гласа. Изд.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. XXXIV-XXXV, LXXVII, 289-292, 293, 296, 491, 507, 547, 568, 683; idem. Hymnographie de l " Église grecque. R., 1867. P. 84; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ερμολγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. Σ. 15-16, 21-24, 27-29, 54-55, 88-89, 128, 142-143, 238-243. (Αγιορειτικ Βιβλιοθκη; 9); idem. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1939. Τ. 38. Σ. 414-415; The Hymns of the Hirmologium. Copenhagen, 1952. Pt. 1. P. 208-211, 311-313. (MMB. Transcripta; Vol. 6); 1956. Pt. 3. Sec. 2. P. 41-45, 83-85. (MMB. Transcripta; Vol. 8).

http://pravenc.ru/text/389383.html

Следует отметить ещё два момента. Во-первых, в отношении теории (но не практики, как мы увидим ниже) вопроса о преложении частиц греческая православная традиция, начиная с полно представленного диаконом Михаилом Асмусом блж. Симеона Солунского , однозначно высказывается в пользу освящения поминальных частиц при совершении таинства Евхаристии, но против их преложения в Тело Христово. Об этом говорят митрополит Филадельфийский Гавриил (Севирос; конец XVI – начало XVII bb.) в труде «О частицах», Феофил, епископ Кампанийский (вторая половина XVIII b.), в «Сокровищнице Православия» («Ταμεον ρθοδοξας») и, в конце XVIII b., прп. Никодим и Агапий Святогорцы в «Пидалионе» (цитаты см. в: Φουντολης. Απαντσεις, τ. Β´. Σ. 91 и Асмус М., диак. Понимание поминальных частиц. С. 68). Во-вторых, принятие идеи о преложении частиц отправляет в архив учение ап. Павла об одном, единственном, хлебе («ες ρτος»), «егоже ломим», который есть «общение Тела Христова» и приобщаясь которому, Церковь становится «единым телом» (см. 1Кор.10:16–17 ). 879  Например, «уставом» в рук. ГИМ Син. греч. 275 (381), датируемом между 1289 и 1311 гг. (см. Красносельцев. Материалы. С. 28), и «уставом» XV–XVI bb. в рук. Св. Савва 305/С.-Петербург 423 (см. там же. С. 92). 884  См., к примеру, БЛ Д. Дуки 1526 (первопечатное издание), БЛ С.Ч.Д. 1644 (И, «πρτη κδοσις»), БЛ А. Вортоли 1775 и др.; ЕВХ 1545, ЕВХ 1566, ЕВХ А. Пинелло 1620, ЕВХ Н. Сарос 1692 и др. Издания «Толковая литургия» вовсе не упоминают о прощении. 891  Л. 514. Этот «устав» был издан в: Taft. The Pontifical Liturgy. Указанный лист напечатан на с. 300. 895  Илитарий библиотеки Эсфигменова монастыря 1306 г. См. Дмитриевский . Описание. Т. 2. С. 268. 896  См. Τρεμπλας. Α τρες λειτουργαι. Σ. 140–141 и Φουντολης. Απαντσεις, τ. Β´. Σ. 248–249. 905  Например, БЛ Калам. 1870 (с. 23) и БЛ Афин. 1923 (А. Пасхас) (с. 127–129). Последнее из этих изданий опускает характерное для греческого чина повторение молитвы «Вечери Твоея тайныя...» в конце подготовительных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ист.: ЖСв. Февраль. С. 277-282; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 165-167; Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 365-366; P é trid è s S. Notes d " hymnographie byzantine: I. Un Tropaire de saint Auxence//BZ. 1904. Bd. 13. S. 421-423; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. Р. 174-178; Ka dan A. Auxentios//ODB. 1991. Vol. 1. P. 236; Μιτσκης Κ. Βυζαντιν μνογραφα. Θεσσαλονκη, 1971. Σ. 45, 78-84, 168, 331; PG. 114. Col. 1377-1436; ActaSS. Febr. Т. 2. Col . 769-782; BHG, N 199-203С; Joannou P. -P. Démonologie popoulaire-démonologie critique au XI-e siecle. Wiesbaden, 1971. P. 64-132. В. В. Василик, А. Ю. Никифорова Гимнография Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ) Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ) В визант. Месяцесловах память А. регулярно фиксируется уже в X в. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского отмечена память «преподобного отца нашего Авксентия» и служба ему (Mateos. Typicon. T. 1. P. 232), совершавшаяся подобно службе свт. Григория Нисского 20 янв., с тропарем 3-го гласа : «Τπος γγονας τς γκρατεας». Студийский устав различных редакций и греч. и слав. служебные Минеи к нему (кон. XI в. ГИМ. Син. Греч. 181. Л. 67-69об.; XII в. РНБ. Греч. 227. Л. 116об.- 117об.; XII в. ГИМ. Син. 164. Л. 99-110об.) содержат память А. и последование (канон Феофана, седален, стихиры). Мессинский Типикон (Arranz. Typicon. P. 122) предписывает петь службу с общим тропарем преподобному (Минея Общая. Л. 69об.). В древних списках Иерусалимского устава (напр., Sin. Gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. T. 3. C. 40) А. указана служба с Аллилуия . По совр. рус. и греч. Типиконам поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). Канон А. (4 гласа) написан прп. Феофаном Начертанным († 845), без 2-й песни, с акростихом «Авксентия божественнаго пою премудре». Из синайской рукописи XI в. (Sin. Gr. 602. Fol. 66v - 68) известен др. канон (8 гласа) Германа («λδβλθυοτεΟτι ν ρει πρας τς σας χερς σου»), со 2-й песнью, без акростиха (Ταμεον. 494. P. 166). Служба, выписанная в печатной рус. Минее, по составу совпадает с последованием совр. греч. Минеи.

http://pravenc.ru/text/62824.html

Помимо этих циклов канонов и канонов, помещенных в печатных Минеях, по рукописям известны еще 15 канонов Д. С. на различные гласы, 10 из к-рых не изданы (см.: AHG. T. 2. P. 294-312; Ταμεον. Σ. 68-73). 1-го гласа: с акростихом: Κλος μγιστον ερες θλσας, μκαρ. Νικολου (Подвизавшись, ты славу великую нашел, блаженне. [Творение] Николая), 1-й ирмос: Ωιδν πινκιον (    ), нач.: Καρδας τ μματα ρα ες ψος (Сердца очи я возвысил на высоту). 2-го гласа: ямбический канон авторства Евгения, с продолжительным акростихом, проходящим через отдельные строки тропарей (нач.: Τν γθεν πρς δματα - Того, кто земли к жилищу), 1-й ирмос: Στεβει θαλσσης κυματομενον σλον (        ), нач.: Τμνει θαλσσας Ισραλ τ φυγδι (Рассекает море Израиль бегством). 3-го гласа: возможно, авторства Феофана, без акростиха, 1-й ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Τν λογικν φωστρα τς εσεβεας (Мысленное светило благочестия). 4-го гласа: анонимный, с акростихом: Δημητρου με τ σθνος φυλατττω (Димитрия крепость, меня сохрани), 1-й ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Δοξσας τος τς σαρκς σου μλεσι (Прославил подвигами плоти твоей); авторства Амфилохия, с акростихом: Αμφιλοχου δδεξο δησιν, μυροχεμον (Амфилохия приими моление, мира сосуд), 1-й ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Ανσωμεν παντες μνοις νθοις Δημτριον (Да восхвалим все Димитрия песньми боговдохновенными); анонимный, известный по слав. Минеям XI-XVI вв. и неизвестный по греч. рукописям, авторство к-рого исследователи приписывают св. равноап. архиеп. Мефодию либо одному из его учеников (см.: Matejko L. ivot sredovékeho textu: O tzv. Metodovom kanone sv. Dimitrovi Solúnskemu. Bratislava, 2005). 1-й ирмос:      :, нач.:               (см.: Ягич. Минеи. С. 186-190; Воронов А. Древне-славянский канон св. Димитрию Солунскому//ТКДА. 1878. Т. 4). 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа: авторства Максима Плануды, с акростихом: Αθλοφρου Δημτριον σμασι Μξιμος μν (Страстотерпца Димитрия песньми я, Максим, пою), 1-й ирмос: Τ σωτρι Θε (    ), нач.: Αγαθν τ πηγ παρεστηκς (Благих источнику представший); анонимный, без акростиха, 1-й ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Πτερ, Υ κα Πνεμα, Τρις, μονς, Θες (Отче, Сыне и Дýше, Троица, Единица, Боже).

http://pravenc.ru/text/178231.html

Коминис, подготовивший издание этого канона (AHG. T. 4. P. 52-75 5)), предположил, что его автором является прп. Андрей , архиеп. Критский, а богородичны были добавлены позднее, чем и объясняется содержащийся в них акростих с именем другого автора (Ibid. P. 789). Кроме Иосифова осмогласного цикла канонов Н. сохранились еще 2 венка канонов Мирликийскому святителю: авторства свт. Фотия, патриарха К-польского (изд.: Στρατηγπουλος. 2009), и Иоанна Мавропода, митр. Евхаитского (изд.: Παναγιτου. 2009). Всего же только в визант. эпоху было написано более 50 канонов Н., древнейшими из к-рых являются канон 1-го гласа с ирмосом Δι στλου πυρς (    ), канон авторства Феофана 2-го гласа, и никольский цикл прп. Иосифа. Имена проч. визант. авторов канонов Н.: свт. Георгий , еп. Никомидийский , Николай (возможно, патриарх К-польский Николай Мистик), др. Николай, Никита Стифат, др. Никита, Иоанн Ставракий, Мануил Фил, Иосиф Апросский, патриархи К-польские Исидор Вухир и свт. Филофей Коккин, свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский; еще более 10 канонов не надписаны. Какие-то из этих канонов изначально предполагалось исполнять за богослужением, др. составлялись в качестве личного приношения Н. того или иного автора. Помимо канонов утрени создавались и молебные (παρακλητικο) каноны Н.: известны визант. молебные каноны авторства некоего Василия, 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа (не издан; см.: Ταμεον. Ν 324), и анонимный, составленный по образцу малого молебного канона Божией Матери, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (изд.: Желтов. 2010. С. 218-221). Каноны Н. продолжали составляться в поствизант. эпоху; в частности, для службы 6 дек. свой канон предложил прот. Николай Малакса, автор получившего большую известность небольшого сочинения об именословном перстосложении (канон сохр. в ркп. Marc. gr. II 140. Fol. 60-61 об.; не издан); а новые молебные каноны Н., неоднократно издававшиеся в составе брошюр-«аколуфий», были созданы еп. Аргиропольским Серафимом и Николаем Анагностом Калогером (подробную информацию об известных в наст.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

в XIX в. В этой службе нет стиховных стихир на утрене, но славник этих стихир не опущен, а перенесен вместе с 2 дополнительными самогласнами утрени из поздневизант. Миней на литию (в рус. изданиях Миней, выполненных гражданской графикой,- т. н. Зеленых Минеях,- к этим стихирам литии добавлен цикл стихир-подобнов 2-го гласа на «Киими похвальными», что нельзя назвать удачным решением, т. к. для литийных стихир характерно использование самогласнов, а не подобнов). Из-за повышения статуса празднования в этих изданиях появились новые циклы стихир на стиховне вечерни: в совр. греч. изданиях Минеи это подобны на «Небесных чинов» 1-го гласа; в рус. изданиях, выполненных гражданской графикой,- иные стихиры 1-го гласа, без указания подобна, причем к ним прилагается еще один комплект, происходящий из Свято-Пантелеимонова мон-ря на Афоне, 5-го гласа, на подобен «Радуйся». В рус. изданиях имеются и стихиры на малой вечерне: на «Господи, воззвах» без указания подобна, на стиховне - на подобен «Доме Евфрафов» (неизвестно, совпадают ли они с упомянутыми в Мессинском Типиконе). Расширен корпус седальнов, в службу добавлены паремии и песнопения до и после Евангелия утрени. В рус. «Зеленой Минее» к канону Феофана добавлен еще один канон П., 4-го гласа, на ирмосы «Отверзу уста моя...», происходящий из Свято-Пантелеимонова мон-ря на Афоне (и особые припевы на 9-й песни канона), а в греч. изданиях - канон Божией Матери. По рукописям известны иные каноны П. визант. авторов, не вошедшие в стандартные издания Минеи: канон авторства Германа, со 2-й песнью, без акростиха, 3-го гласа, на ирмосы «Избавльшему Израиля...» (не издан, см.: Ταμεον. Σ. 255. N 795); анонимный канон, с акростихом: Η Παντελεμονος χρις δοξζεται («Благодать Пантелеимона прославляется»), 4-го гласа, на ирмосы «Поим песнь новую...» (не издан, см.: Ibid. N 796); 2 канона авторства Георгия, оба - со 2-й песнью: один - с акростихом: Λαμπρος φαιδρς μρτυς ανεσθω λγοις («Блестящими глаголами да воспою светлого мученика») - и именем автора в акростихе богородичнов, 4-го гласа, на ирмосы «Моря чермную пучину...» (не издан, см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Начиная с ранних редакций Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 211), 28 апр. к памяти И. прибавляется память С.; указывается отпустительный тропарь Απστολοι γιοι (    ). В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 28 марта отмечается память И. и С. и мучеников Максима и Дады; помещены краткие богослужебные указания, в соответствии с к-рыми последования святых соединяются со службой праздника Преполовения Пятидесятницы. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 28 апр. последование И. и С. соединяется с последованием мучеников Максима и Дады; служба совершается по типу «два малых святых без знака»; апостолам назначаются отпустительный тропарь 3-го гласа    и кондак 4-го гласа       Такой устав службы сохраняется в слав. богослужебных книгах до наст. времени. Последование И. и С., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь Απστολοι γιοι (    ); кондак 2-го гласа Τος δγμασι το Παλου (Учениями Павла) - в греч. Минее, 4-го гласа      - в славянской; в греч. Минее помещен анонимный канон 2-го гласа без акростиха, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τ το Χριστο βματι (Суду Христа), в слав. Минее - канон авторства Иосифа, греч. оригинал которого известен по рукописям (см.: AHG. T. 8. P. 340-348), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τν κλεινν Ισονα μν προφρνως Ιωσφ (Славного Иасона воспою ревностно. Иосиф), ирмос: Η κεκομμνη τν τομον (    ), нач.: Τας τν γγλων συνν μηγρεσι (        ); разные циклы стихир-подобнов, разные седальны, экзапостиларий (только в греческой). В рукописях встречаются песнопения И. и С., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон И. 1-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах без акростиха, ирмос: Τν Θαρα σν ρμασι (      ), нач.: Τν αωνως κλεσαντα (Вечно заключенного); канон И. 4-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах без акростиха, ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Μετγαγεν μν Δεσπτης (Направил нашу Господь); канон И. и С., составленный гимнографом Иовом, с акростихом Μλπω τν Ισονα σν Σωσιπτρ. Ιβ (Пою Иасона с Сосипатром. Иов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ); нач.: Μετ πασν τν φωτοφρων τξεων (Вместе со всеми светоносными чинами) (Ταμεον. Σ. 193).

http://pravenc.ru/text/200411.html

В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) память П. и Фелицитаты (без упоминания других пострадавших с ними) была смещена на 6 марта из-за того, что 7 марта совершалось поминовение св. Фомы Аквинского (MartRom. P. 86). В совр. редакции Римского Мартиролога память святых содержится под 7 марта. Здесь помещены 2 отдельные заметки: 1-я - о П. и Фелицитате, 2-я - о Сатуре, Сатурнине, Ревокате и Секундине (MartRom (Vat.). P. 169-170). На Востоке На Востоке почитание П. возникло довольно рано. Так, в Сирийском Мартирологе (411), созданном на основе утраченного греч. церковного календаря, написанного в Никомидии в 360 г., под 7 марта упоминаются П., Сатурнин и 10 др. мучеников, пострадавшие вместе с ними в Африке (Un Martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 13. (PO; Т. 10. Fasc. 1)). В анонимном Мученичестве Полиевкта Мелитинского (BHG, N 1566), составленном, возможно, ок. 363 г., говорится, что Полиевкт, подобно первомц. Фекле и П., попрал голову змея ( Aubé B. Polyeucte dans l " histoire. P., 1882. P. 77). В частности, на основе этого Китцлер предположил, что «Страсти...» получили распространение и в вост. областях Римской империи к кон. IV в. и, следовательно, между созданием лат. и греч. редакций прошло не много времени ( Kitzler. 2015. P. 77-78). Пролог из греч. версии «Страстей...» почти дословно приводится в одной из редакций Мученичества вмч. Прокопия Кесарийского (BHG, N 1576), к-рая сохранилась в рукописи IX в. (Paris. gr. 1470; Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 79, 214). В том же веке прп. Иосиф Песнописец составил канон мученикам, который помещен в Минеях под 4 марта (Ταμεον. Σ. 172). В визант. церковных календарях память мучеников отмечена под неск. датами. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) под 14 марта обозначены имена Сатурнина, Ревоката, П. и Фелицитаты с неверным указанием, что они были казнены в Риме ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 248; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 55). В Синаксаре К-польской ц.

http://pravenc.ru/text/2580044.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010