По мнению блаж. Иеронима, таинство крещения совершается при участи всех Лиц Св. Троицы: «Милость и снисхождение нашего Спасителя Бога, – не иного кого, как Бога Отца, – купелью возрождения и обновлением Святого Духа, Которого Бог обильно излил на нас чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, оправдали нас для жизни вечной» 795 . Подобно тому, как из Ноева ковчега сначала был выпущен ворон, а затем – голубь, принесший оливковую ветвь, так и в крещении после изгнания диавола, «зловещей птицы», человеку «возвещает мир голубь Святого Духа» 796 . В крещении нам не только отпускаются все прошлые грехи – как родовые, так и личные 797 , но в нем мы соумираем и спогребаемся со Христом, ибо «вся наша [греховная жизнь] умерла со Христом, и все грехи ветхого рукописания уничтожены»; одновременно мы совоскресаем с Ним «чрез веру в действие Бога, воскресившего Его из мертвых» 798 . Более того, в крещении мы получаем дары Св. Духа через возложение рук епископа или священника 799 , ибо им как наследникам апостолов Он был сообщен в Пятидесятницу; так, освященные и просвещенные (illuminati) истинной верой в Св. Троицу, мы вкушаем «небесного дара» (donum caeleste) и становимся причастниками Св. Духа 800 , «царским и священническим родом» 801 , рождаясь сынами Божиими по новому усыновлению Духа (nova spiritus adoptione) 802 . Крещение одно, – как и вера одна, и Церковь одна, и Бог один, – и его не следует повторять, даже если оно было совершено еретиками-арианами 803 ; совершается же крещение через троекратное погружение «ради таинства Святой Троицы» (propter mysterium Trinitatis) – единого Бога 804 . Ибо невозможно, чтобы тело получило таинство крещения прежде, чем душа не воспримет истину веры в Бога-Троицу 805 . Так после разрушения ветхого человека новый человек, крещенный во имя Отца, Сына и Св. Духа, становится «храмом Господним» (templum Domini) и «новым храмом Троицы» (novum Trinitatis delubrum) 806 . Другое важнейшее христианское таинство – Евхаристию 807 – блаж. Иероним рассматривает с точки зрения его ветхозаветных прообразов (praefiguratio, typus, umbra) и их истинного исполнения (veritas, in veritate representare) в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1. Херувимская песнь Херувимская, читаемая духовенством во время пения ее хором, является самой ранней молитвенной формулой. В списке Петербург 226 (X c) сразу после экфонезиса второй молитвы верных мы читаем: «И иерей: Иже херувимы тайнообразующе». 799 Значительная часть рукописей, включая все древнейшие за исключением Петербург 226, не упоминают этой практики. Она находится только в одном из диатаксисов XIIXIII вв., 800 но сто лет спустя она оказывается у Филофея и Гемиста, 801 а к XVXVI вв. обрела устойчивую точку опоры в евхологическом тексте. Трембелас отметил, что практика троекратного произнесения, скорее всего, следует из неправильного прочтения рубрики Филофея, указывающей священнику и диакону совершить три поклона, творя Херувимскую в себе. 802 2. Псалом 133, 2 Второй стих Пс. 133 «Возмите руки ваша во святая и благословите Господа», произносимый в чине протесиса во время возложения воздуха на плечо диакона и вручения ему дискоса, также находится среди древних вторичных дополнений к чину входа, например, диатаксисах Ethnike bibl. 662 и Синод. 381. 803 Этот стих был вставлен из-за очевидного приложения к святым дарам (τ για) святого или святых (ες τ για) текста Септуагинты (LXX) и ассоциативной связи с воздвижением рук диакона, принимающего дискос. 3. Псалом 50 и молитвы сопровождения перед входом Что касается других формул, которые предшествуют или сопровождают Великий вход, Пс. 50 нет ни в диатаксисах списков Ethnike bibl. 662 и Синод. 381, ни у Филофей, ни в средневековых рукописях, которые содержат любые формулы, например, списки XIIXIII вв. Sinai 1020 (ВАС), 804 Patmos 709 (1260 г.), 805 несколько славянских списков XIII в. 806 и архиератикон Гемиста. 807 Другие кодексы дают другие формулы, например, Paris Gr. 324 (нач. XIV в.) указывает иерею произнести Пс. 8 (Господи Господь наш, яко чудно) на входе. 808 Но Пс. 50 добился большего успеха и был включен в печатные издания. Некоторые рукописи назначают пресвитеру Пс. 50 во время входа, 809 иные усваивают это диакону. 810 Обычно нет упоминаний о тропарях, сопровождающих 50-й псалом, но в рукописи XIIXIII в. Sinai 1020 (ВАС) указывается диакону произнести перед псалмом тропарь «Воскресение Христово видевше», если служба происходит в неделю. 811 В противном случае, он читает Пс. 23, 1, который находится в рукописи Sabas 53 (f. 19v), но без 50-го псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

939 Цитаты подробно изучены Баллерини, (col. 274–275). В некоторых выражениях Ферранда Баллерини также находят влияние Исидорова перевода. О сборнике у Баллерини (col. 273–279) и Маассена (799–802). 940 По Баллерини (Migne, LVI, col. 104) в рукоп. италианских заглавие: Statuta ecclesiae Orientis, а в галльских: Statuta ecclesiae antiqua. 943 Ballerini, col. 279–282. Maassen, 802–806. Сборник издан в Библиотеке Voelli et Appendix tomi primi (а не во II томе, как сказано у Суворова). Издан сига Joh. Doviatii. Здесь параллельно с текстом издатель указывает источники. Но это указание (которым по-видимому воспользовался проф. Суворов, I, 274) не надежно и in einigen Fallen entschieden falsch, как замечает Маассен (805, Amnerk. I). Другое издание у Migne, 84 col. 574. 944 Здесь же помещено возглашение собора, содержащее между прочим анафему папе Гонорию (Migne, LXXXIV, col. 142). В помещенной здесь декреталии Льва II к испанским епископам это осуждение повторяется (col. 144); тоже и в послании к королю Ервигу (col. 149). 945 Вэзонского (Vasense) II – 529, Орлеанского II – 511 и – 538, Епаонского – 517, Карпентранского – 527, Клермонского в Оверии (Arvernense) – 535, и Орлеанского V – 549 под именем: concilium Arvernense secundum. 946 Тринадцать Толедских (V–XVII) от 636 до 694, Брагский III – 675, Мадридский (или Меридский) 666; в других рукописях прибавлены еще Барцелонский I – 540, II – 599, Нарбониский 589, Гвесконский (Oscense, Huesca) 598, Егарский (Egarense, – теперь Террасса) 614, Сарагосский второй 592 и третий 691. 947 На основании так называемого личного принципа, в силу которого каждый подлежал действию тех законов, которые считались его национальными: остатки римского общества судились по римским законам, а варвары судились каждый по своим национальным законам. Ср. Dahn, Die Könige der Germanen, Wurzb. 1871. VI, 230. Westgothische Studien. Wurzb. 1874, 53. 948 Впервые вестготские законы были записаны при короле Эйрихе († 482). Неизвестно, впрочем, сам ли он издал эти законы в виде кодекса, или они были кодифицированы при его преемниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

«Сказание о птице неясыти», принадлежащее перу Максима Грека , получило широкое распространение в древнерусской рукописной книжности 795 и было издано в составе собраний сочинений преподобного 796 . Являясь притчей по своей форме, «Сказание» содержит евхаристическое осмысление символа пеликана, подобно Иисусу Христу, оживляющего детенышей (род человеческий) собственной кровью. Во время отсутствия неясыти (пеликана) к его гнезду подкрадываются змеи, пускают яд и убивают птенцов. Возвратившись, неясыть становится над гнездом, до крови раздирает клювом свою грудь и каплями собственной крови оживляет птенцов. «Толкование: Птица эта служит образом Христа Бога нашего; умерщвленные птицы ея означают нас, язычников, умерщвленных ядом зло-начального мысленного змия, а змий означает диавола, уязвившего нас; биение в перси и кровь истекшая служит образом страстей Христовых и Его животворящей Крови, чем мы верующие исцелились и ожили, по пророческому слову, которое говорит: язвою Его мы ecu исцелехом ( Ис.53:5 )« 797 . Максим Грек в «Сказании о птице неясыти» использует сюжет соответствующей статьи из древнего сборника рассказов о природе «Физиолог» 798 ; возможно, именно к тексту «Физиолога» восходит встречающийся в отдельных списках вариант названия текста Максима Грека : «Сказание о птице-неясыти пустынной» 799 (курсив мой. – В.Р.): в «Физиологе», в различных редакциях его, в статье о неясыти содержится цитата Пс.101:7 : «Сего деля и рече пророк, яко уподобихся неясыти пустынней» 800 . Образ пеликана как символическое обозначение образа Христа был весьма широко распространен в западноевропейском искусстве Средневековья и Нового времени. Как отметил А. А. Морозов, христианская символика образа пеликана встречается в искусстве и быту уже с III в. 801 «Легенда о Пеликане (слав, «неясыть»), якобы питающем своей кровью птенцов, которых змея отравила ядовитым дыханием, и тем спасающем их от смерти... была рано усвоена христианской символикой. Пеликан получает устойчивое метафорическое значение и становится «знаком» Христа, искупившего своей кровью «первородный грех» 802 . В этом значении образ толкуется, к примеру, в «Этимологиях» Исидора Севильского 803 и в «Божественной комедии» Данте 804 . Легенда эта вошла и в Бестиарии и в греческие и латинские Физиологи. Олицетворяя искупительную жертву, пеликан в Западной Европе встречается в различных видах изобразительного искусства, будь то деревянная резьба, порталы и витражи соборов, фрески или церковная утварь 805 . Именно как символическое изображение присутствует он и в более поздней европейской эмблематике 806 . Весьма примечательно, что образ пеликана как спасителя человечества отмечен в мифах разных народов, например, в австралийских сказаниях о Великом потопе 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переплет обеих рукописей XVIII в. – картон в коже. Арх. Савва. Указатель ... стр.211; арх. Иосиф, Подробное оглавление Великих четьих-миней всероссийского митрополита Макария. М., 1892, предисловие, стр.2. (Син,797–808) Минеи-четьи Иоанна Милютина, 1646–1654 гг., 4 русская скоропись разных рук, 12 книг 31 , 797 сентябрь 1605 г. 8ОЗ март 1483 л. 798 октябрь 1458 л. 804 апрель 1527 л. 799 ноябрь 1762 т. 805 май 1489 л. 8ОО декабрь 1443 л. 806 июнь 1383 л. 8О1 январь 1656 л. 807 июль 1641 л. 802 февраль 1229 л. 808 август 1546 л. Водяные знаки (основные): 1. Лилия в гербовом под короной щите, Геракл, 210, 1646 г. 2. Голова шута, Геракл, 1225, 1644 г. 3. Ваза с цветком, Геракл, 908, 1639 г. 4. Герб с косой полосой, Геракл. 278, 1647 г. В конце каждого месяца помещено послесловие Милютина (кроме 799 и 802, где оно утеряно): «Божиею благодатию и пречистыя богородица помощию написах жития святых преподобных отец. Писах же с разумных списков, тщася обрести правая и обретох в списках оных много неправлена и неисправлена и елико возможна моему худому разуму, сия исправлях, а яже невозможна, сия оставлях, да имущим разум болше нас, тии исправят неисправленая и недостаточная наполнят. Аз же что написах и аще кая обрящется в тех несогласна разуму истинны и азо сих прощениях прошу. И хто имать сия преписовати или прочитати, да не преписуют тако, но прочитает, аще где неисправлено, но истинное да напишет и глаголет еже есть угодно богу и полезно души, понеже и аз грешный тако хощу. И не токмо еже зде написах, но и инде что писах и глаголях и аще что обряшется в тех неугодно богу и неполезно души, ради моего неразумия и невежества, и о сих молю, да не творит кто тако, но лучшее да творит, еже есть благоугодно богу и полезно душе, наз о сем радуюся. И тако, благодатью божиею прилагаю сия, отьемля вину ищущим на вред души: прочитающих же сия и слышащих чтомых молю, да Господа ради помолются о мне, да и аз помилован буду от бога, понеже не мало потрудихся в сих, якоже мню заповедь ради любви божия и ближнего, да сих дивных отец житьем внимающе, ревнители будем деланию их, да с ними и живот вечный наследим. Яз бо аще я грешен и нерадив есмь и ничтоже благо створих, но желаю много искренний спасения. Се же есть истинная любовь к ближним, еже воздвигнути им совесть к любви божии и творити заповеди его по истинных божественных писаний и по житию святых отех и тако спастися.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

15. Наблюдательный комитет=Об учреждении Наблюдательного комитета при Святейшем Синоде за действиями Синодальных типографий. РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.699. 16. Наказы=Священный Собор Православной Российской Церкви. О наказах членам Собора. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.1. 17. Новые книги=О напечатании в Синодальных типографиях новых книг и об утверждении цен для них. РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.1207. 18. О кредите=Об открытии кредита Комиссии по исправлению богослужебных книг на приобретение научных пособий. РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.1056. 19. О напечатании Триоди « О напечатании в Санкт-Петербургской синодальной типографии книги «Триодь Постная». РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.743. 20. О новых чинах=О новых богослужебных чинах и молитвословиях. РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.80. 21. О переписке=О передаче из (...) Хозяйственного управления в Издательский совет при Святейшем Синоде переписки, касающейся издательских вопросов. РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д. 1105. 22. О поминовениях=О поминовениях на великом входе при архиерейском и иерейском служении. РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.84. 23. О поощрении=Дело по ходатайству преосвященного Финляндского а) о поощрении трудов Комиссии по исправлению богослужебных книг и б) об открытии сей Комиссии кредита в Хозяйственном управлении на приобретение нужных научных пособий. РГИА. Ф.796. Оп.197. Д.88 (VI отд., 1 стол). 24. О пропуске молитвы=По ходатайству управляющего МСТ о разъяснении возбужденного неизвестным автором вопроса о пропуске молитвы в Молитвенном правиле: «Яко на страшнем Твоем...». РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.556. 25. О рукописях Мегорского=О рукописях протоиерея Димитрия Мегорского, содержащих замечания по сличению славянского и греческого текстов книги «Триодь Постная». РГИА. Ф.796. Оп.187. Д.6946. 26. О статье=Дело Московской синодальной типографии относительно напечатанной в Церковных ведомостях статьи под заглавием «О пересмотре текста священных и богослужебных книг». РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1906). Д.151.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пимена, инока киево-печерского, 676, 712–714, 747, 779, 800, 803, 805. Поликарпа, архим. киево-печерского, 714. Прокопия юродивого, устюжского, 679. Прохора, инока киево-печерского, 676, 712–714, 800, 803. Саввы, игум. вишерского, 667, 668. Саввы сторожевского, 672, 692. Святоши, кн. черниговского, 676, 712–714, 800. Серапиона, архиеп. новгородского, 636, 637, 694, 783. Упом. 647. Сергия, игум. радонежского, 116, 136, 264, 466, 599, 618, 640, 641, 643, 662, 663, 694, 698, 699, 717, 718, 746, 755, 761–763, 771, 777, 778, 787. Сергия обнорского, 667, 668. Симона, еп. владимирского, 714. Спиридона киево-печерского, 676, 712–714, 800. Стефана, еп. пермского, 315, 626, 805. Стефана махрищского, 637, 679, 692. Тита (и Евагрия), иноков печерских, 676, 712–714, 751, 771, 795, 800, 805, 806. Филиппа Колычева, митр. всероссийского, 694, 697, 809. Филиппа ирапского, 654. Феодора киево-печерского, 676, 712–714, 800. Феодора, кн. смоленского и ярославского, 263, 466, 630, 643, 647, 664, 665, 788, 790, 805. Феодосия, игум. киево-печерского, 39, 676, 712–716, 724, 775, 788, 800, 805. Жития Святых краткия см. Пролог книга. Жюк Яков Феодоров, подъяк Патриархов, владелец, 132. Заветы Патриархов, 38, 39, 729–731. Загадки книжных писцов, 151, 191, 192, 201, 692, 730, 733. Закона градского главы, 15, 205, 206, 208. Закхей Вагил, 180, 755. Замыцкой Герасим, инок Кириллова мон., вкладчик, 162. Замыцкой Варсонофий, казначей Серг. мон., владелец, 469, 551, 579, 592. Заповеди, под именем св. Отец, ложные, 204. Затмение солнца, 341, 765. Захария, пророк, 63, 89–91, 664, 665, 674. Захарии препод. послание, 757. Звенигородский князь Георгий, автор, 679. Зерцало см. Диоптра. Зерцало богословия, книга, 195. Зерцало великое, 711. Зизаний см. Лаврентий. Зиновий, игум. Троиц. Серг. мон., 190–194 [?] 407, 669, 746. Зиновия, монаха, слово, 664, 665. Зиновий, инок Отенского мон., 422. Златая Чепь см. Чепь. Златоуст см. Иоанн. Злобин Тимофей Моисеев, владелец, 296. Знамения икона см. Иконы. Зодиак и знаки его, 177.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Иоанна, архиеп. новгородского, 629, 664, 665, 692, 805. Иоанна юродивого, устюжского,676. Иоанна, затворника киево-печерского, 676, 712–714, 800. Иоанна и Сергия печерских, 676, 713, 714, 800. Иоанна, муч. литовского, 714. Иоанна, муч. казанского, 626, 673. Иоасафа каменского, 658. Ионы, митр. киевского, 675, 692, 811. Ионы, архиеп. новгородского, 671. Иосифа волоколамского, 664, 665. Кирилла, Славян учителя, 674, 723, 725, 726, 727, 770. Кирилла белоезерского, 645, 646, 677, 764, 771, 785, 795, 810. Кирилла новоезерского, 696. Константина, митр. киевского, 714. Константина, кн. муромского, с чады, 800. Корнилия комельского, 676. Кукши, инока киево-печерского, 676, 712–714, 800. Лаврентия, то же, 676, 712–714, 800. Леонтия, еп. ростовского, 599, 630, 644–646, 712, 715, 716, 745, 761, 762, 786, 792, 793. Луки, еп. новгородского, 714. Людмилы, муч., 725, 726, 771. Макария желтоводского, 303, 625, 679, 694. Макария колязинского, 675, 692, 802. Марка, инока печерского, 676, 712–714, 800, 805. Мартина, инока туровского, 719, 724. Мартиниана белоозерского, 696. Матфея, инока печерского, 676, 713, 714, 800. Меркурия смоленского, 671. Мефодия славянского, 724. Михаила и Феодора черниговских, 466, 618, 642, 643, 663–665, 714, 725,771,792. Михаила, кн. тверского, 671. Михаила юродивого клопского, 626, 629, 673, 692, 735. Моисея Угрина, 676, 703, 712–714, 800, 805. Никиты, еп. новгородского, 629, 673, 676, 692, 712–714, 800. Никиты Столпника, переславского, 644, 646, 712, 761, 789, 801, 810. Никодима, инока киево-печерского, 714. Никона, то же, 676, 713, 714, 800. Никона игумена радонежского, 116, 199, 643, 654, 657, 670, 692, 699, 762, 763, 771, 788. Нила столобенского, 672. Нифонта, еп. новгородского, 714. Ольги, кн. русской, 679, 714, 719, 724. Онисифора, инока киево-печерского, 676, 712–714, 767, 800, 806. Павла обнорского, 629, 673, 692. Пафнутия боровского, 563, 622, 692, 791. Петра и Февронии, кн. муромских, 692. Петра царевича, ростовского, 630, 677, 790. Петра, митр. киевского, 643, 646, 680, 681, 713, 786, 789, 792, 805, 811.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

SS. T. 15. Pars 1. P. 63-79). По мнению исследователей, в повествовании о Григории Л. опирался на собственный опыт миссионерской работы; нек-рые эпизоды носят автобиографический характер ( Angenendt. 2005. S. 95-98). Отказавшись от назначения на Трирскую архиепископскую кафедру (см.: Ibid. S. 121), Л. переселился в Вестфалию и ок. 793 г. основал там монастырь в Мимигернафорде, впосл. получивший название Мюнстер (см.: Freise. 1993. S. 1, 3-6; Angenendt. 2005. S. 109-111). В 799 г. он построил также аббатство Верден (см.: Angenendt. 2005. S. 116-121). Вероятно, Мюнстер должен был стать центром деятельности миссионеров, а Верден - резиденцией Л. О быстром росте земельных владений обоих мон-рей свидетельствуют грамоты 793-799 гг., в к-рых упоминаются 15 земельных дарений, ставших основой буд. процветания Вердена и Мюнстера ( Blok. 1960. N 1-15). В этот период Л. проповедовал среди вост. саксов (Die Chronik. 1935. S. 208). В 798 г. он принял участие в походе Карла Великого в Хельмштедт, а затем присутствовал на королевском собрании в Миндене. Для более эффективной миссии среди саксов в Мюнстере была основана епископская кафедра. 30 марта 805 г. в Кёльне Л. принял рукоположение от архиеп. Хильдебольда (787-818) ( Schr ö er. 1994). Впервые он упоминается как епископ в грамоте, датированной 23 апр. 805 г. ( Blok. 1960. N 30). Рака с мощами св. Лиудгера в крипе ц. св. Лиудгера (Вердеи) Л. началось вскоре после его смерти и получило широкое распространение в IX-XI вв. (см.: St ü wer. 1948. S. 189-191, 256-257). Источники содержат сведения о мощах святого, находившихся в Вердене, и об их частицах, хранившихся в др. местах. Так, 14 окт. 889 г. в связи со строительством новой монастырской церкви состоялось перенесение мощей Л.; во 2-й пол. Х в. аббат Адальвиг поместил святыню в новой крипте, а в сер. XI в. мощи были перенесены в главный храм. Частицы мощей Л. хранились в ц. св. Маврикия в Мюнстере, в монастыре Абдингхоф в Падерборне (с XII в.) и в др. местах. Известно большое количество преданий о чудесах святого, к-рые частично были зафиксированы в Житиях IX в., частично сохранялись в устной традиции и были записаны позднее.

http://pravenc.ru/text/2110611.html

Максима, митр. русского, правило, 205, 206, 209. Малахиа ржевитин, строитель Киржачского мон., 816. Мальцов Василий, владелец, 792. Манассии, царя иудейского, молитва, 254, 350. Манихеи еретики, 663. Чин обращения их к правосл. вере, 739, 799. Мантии толкование, 189, 756. Мануил, царь греческий, 224, 765. Марапе князю Никона черногорца послания, 211–213, 783. Маргарит, книга, см. И. Златоуст. Марк, биограф Иоанна Предтечи, 211, 680, 681, 686. Марка, преподобного, отрывки, 181, 189, 407, 753, 756, 760, 770. Марка, иеромонаха, о неведомых Уставу, 46, 242–245, 247–251. Маркел диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206, 269, 424; поп, 781. Мартин Исаевич, ключарь моск. Успенского Собора, владелец, 813. Мартирия, монаха киево-печерского, акафист всем Святым, 285, 652, 768, И. Златоусту, 768. Мартолой, книга, 762. Матренин Карп, слуга монастырский, владелец, 805. Матфей, евангелист. Евангелие его см. Библия. Житие см. Жития Святых. Изображение, 68. Слово, 144. Матфей, епископ сарайский, автор, 11. Матфей, инок, автор, 628. Матфей Иванов, поп, владелец, 430. Матфей, иером. Троиц. Серг. мон., то же, 156, 165. Матфей Меркулев, то же, 115. Медведев Виссарион, поп, то же, 109, 171. Мелетию, монаху, Никона черног. послание, 211–213. Мелетия, патр. александрийского, послания, 196. Мелхиседек, царь, 732, 793, 794. Мелхиседикиане, еретики, 205, 206, 739, 799. Менандра Мудрого изречения, 189, 204, 730, 762. Менгутемир, хан ордынский, 177, 765. Меркурий, архим. Троиц. Серг. мон., вкладчик ркп., 178. Метафраст см. Симеон. Мефодия, еп. патарского, слово, 770. Упом., 187. Мефодий, патр. константинопольский, 799. Мефодий, учитель Славян, 674. См. Кирилл. Минеи общие, книги, 379, 461–464. Минеи служ. месячныя, 30–32, 465–596. Минеи-четьи, 663–681. Мисаила, иерод. голутвинского, книги, 159, 770. Митрополиты российские изчислены, 408, 647, 765. Митрофана, патр. константинопольского, канон пресв. Троице, 255 и др. Митрофан, епископ коломенский, 647. Митрофан, иером., автор, 624. Михаил св. архангел. О нем слова, 664, 665, 670, 671, 730, 754, 755, 774, 775, 786. Молитва ему, 285, 347.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010