Ин.18:24 .  Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе. Евангелист, сообщая, что Анна послал Христа к Каиафе, по-видимому, предполагает, что Каиафа еще не допрашивал Христа. Но выражение «к Каиафе» означает, «в жилище Каиафы» (ср. выражение «к тебе» в 1Тим.3:14 , т.е. в Эфес или «через вас» в 2Кор.1:16 , т.е. через Коринф). А прибавка «первосвященнику» в самом конце стиха (по греческому тексту) указывает на то, что теперь Христос отправлен был к Каиафе уже на формальный суд 41 . Ин.18:25 .  Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Ин.18:26 .  Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Ин.18:27 .  Петр опять отрекся; и тотчас запел петух. Петр, между тем, продолжал стоять на дворе у костра (Иоанн, вероятно, последовал за Христом сначала к Анне, а потом к Каиафе). Тут он подвергается новой опасности. Слуги, видя незнакомого им человека, естественно, предположили, что он из числа учеников Христа, и спросили его об этом. Петр, уже однажды ответив на этот вопрос отрицательно (привратнице) и опасаясь, что если даст теперь утвердительный ответ, то его уличат в противоречии самому себе и выведут отсюда нежелательные для него заключения о нем, отрекается от Христа и во второй раз. Наконец, когда один из служителей спросил Петра, не его ли он видел в саду со Христом – это был родственник Малха, – то Петру для спасения себя ничего не оставалось делать, как снова подтвердить свое отречение. Он мог полагать на основании самого тона вопроса, что при свете факелов слуга не ясно разглядел его лицо. Рассказ об отречении Петра Иоанн заканчивает простым указанием на то, что непосредственно за отречением Петра пропел петух. Об этом он сообщает для того, чтобы показать, как точно исполнилось пророчество Христа об отречении Петра ( Ин.13:38 ). Прочие подробности этого события, указываемые синоптиками, он опускает как известные его читателям. Ин.18:28 .  От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.18:11 . Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Вводное замечание бытописателя, служащее к объяснению и оправданию последующего поступка Сарры. Быт.18:12 . Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? «Смех Сарры, – говорит митроп. Филарет, – не столь невинен, как смех Авраама в подобном же случае ( Быт. 17:17 ); но к ее оправданию можно сказать, что она еще не узнала Иеговы» (Властов). и господин мой стар. Прекрасное выражение того добровольного подчинения и послушания, в котором любящая жена должна стоять к своему мужу. За эту высокую черту своих супружеских отношений Сарра удостоилась стать образцом для подражания и христианским женам ( 1Пет. 3:6 ; 1Кор. 11:3 ). Быт.18:13 . И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Впервые здесь определенно и ясно первенствующий гость Авраама называется Господом, или с еврейского – «Иеговой». Он обращается с этим вопросом к Аврааму, так как Сарры здесь не было; но этим еще яснее обнаруживается всеведение говорившего, Который знал не только поступок Сарры, но и его сокровенные, внутренние мотивы. Быт.18:14 . Есть ли что трудное для Господа? Прекрасное выражение идеи божественного всемогущества, лучшей параллелью которому могут служить слова Ангела к Пресвятой Деве Марии, сказанные ей во время благовещения: «у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк. 1:37 ). Быт.18:15 . Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Чувство некоторого испуга или страха, как мучительного голоса совести и опасения наказания, есть естественное следствие греха ( Быт. 3:10 ) в душе людей, еще не успевших нравственно загрубеть и доступных покаянию. Подобное чистосердечное раскаяние в своем маловерии, без сомнения, принесла и Сарра, так как апостол впоследствии находит возможным похвалить ее за веру в обетование о рождении у нее сына ( Евр. 11:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3. Какое лукавство! Теперь он хочет узнать, между тем как постоянно слышал Христа, когда Он проповедовал во храме и учил открыто! Не имея возможности ни в чем обвинить Его, стали спрашивать об учениках, вероятно, о том – где они, для чего Он их собрал, с каким намерением и с какой целью. Все же это говорил с желанием обличить Его, как возмутителя и нововводителя, как будто никто другой не внимал Ему, кроме их одних, как будто то было какое-нибудь злое скопище. Что же Христос? Опровергая это, Он говорит: «Я говорил явно миру» ( Ин.18:20 ), – а не ученикам наедине; Я открыто учил в церкви. Что же? Разве Он ничего не говорил втайне? Говорил, но не потому, как думали они, – не из боязни и не с намерением произвести возмущение, а только в тех случаях, когда преподаваемое Им учение превышало понятие простого народа. «Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших» ( Ин.18:21 ). Это слова не человека надменного и упрямого, но твердо уверенного в истине своих слов. Что Он вначале говорил: «если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно» ( Ин.5:31 ), то же самое выражает и теперь, желая представить свидетельство вполне достоверное. В самом деле, так как архиерей спрашивал Его об учениках, как учениках, то Он отвечает: Меня ты спрашиваешь о Моих? Спроси врагов, наветников, тех, которые связали Меня: пусть они говорят. Ведь самое несомненное доказательство истины, когда кто призывает врагов в свидетели своих слов. Что же архиерей? Ему надобно было бы произвести такое исследование, но он этого не сделал, а между тем за то, что Христос сказал так, «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке» ( Ин.18:22 ). Что может быть наглее этого? Ужаснись небо, вострепещи земля при таком долготерпении Владыки и при такой несправедливости рабов! И что же было Им сказано? Ведь Он сказал: «что спрашиваешь Меня» – не потому, чтобы отказывался отвечать, но потому, что хотел устранить всякий повод к несправедливости. И между тем, как за такой ответ Его ударили в ланиту, Он, несмотря на то, что мог все поколебать и истребить и ниспровергнуть, – ничего такого не делает, а напротив, произносит слова, могущие укротить всякое зверство. «если Я сказал худо, – говорит, – покажи, что худо», т.е., если ты можешь порицать Мои слова, докажи это, если же не можешь, «что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ). Видишь ли судилище, исполненное шума, смятения, ярости и бесчинства? Архиерей спрашивал злонамеренно и коварно; Христос отвечал прямо и как должно. Что же затем следовало сделать? Опровергнуть или принять слово Его. Но этого не делают; а раб ударяет Его в ланиту. Значит, это уже не судилище, а заговор и насилие. Потом, так как и при всем этом не нашли ничего, то отсылают «Его связанного к... Каиафе» ( Ин.18:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Лк.18:13 .  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Мытарь в это время стоял вдалеке от фарисея (доселе речь шла только о фарисее, значит и расстояние указывается по направлению от него). Он не смел выступить на видное место, где, без сомнения, смело встал фарисей, и молился Богу только о том, чтобы Бог был милостив к нему, грешнику. При этом он ударял себя в грудь – в знак печали (ср. Лк.8:52 ). Он думал только о себе, ни с кем себя не сравнивал и ничем себя не оправдывал, хотя, конечно, и мог бы сказать что-нибудь в свое оправдание. Лк.18:14 .  Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. После такой молитвы мытарь «пошел» (точнее: «сошел», ср. стих 10) домой «оправданным», т.е. Бог признал его праведным и дал ему это почувствовать особой радостью сердца, особым чувством умиления и успокоения (Тренч, с. 423), потому что оправдание не есть только акт, совершающийся в Боге, но и переходит на оправданного человека. Мысль об этом оправдании, как совмещающем в себе и признание человека праведным, и усвоение человеком праведности Божией, раскрыта была еще до написания Евангелия от Луки апостолом Павлом в его Посланиях, и, без сомнения, евангелист Лука, употребляя выражение «оправданный», понимал его так, как его учитель, апостол Павел. «Более, нежели тот». Это не значит, что и фарисей был оправдан, хотя и не в такой степени, как мытарь. Фарисей ушел, как об этом говорит контекст речи, прямо осужденным. «Ибо всякий» – мысль вполне подходящая в притче. Смысл изречения см. в комментариях к Лк.14:11 . Лк.18:15 .  Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Лк.18:16 .  Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Лк.18:17 .  Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.49:16–20 . «Грешнику говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Моё, и слова Мои бросаешь за себя?.. Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь». Объяснение. Здесь чрез пророка Давида Господь ставит человеку в упрёк его общение с грешником не молитвенное, а греховное общение в преступлениях («когда видишь вора... и с прелюбодеями сообщаешься»: ст.18–19), иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками (вспомни притчу о Мытаре и Фарисее: Лк.18:10–14 ). Только в иудействе возбранено сообщаться с так называемыми нечистыми, но святому апостолу Петру Бог открыл, чтобы не почитать ни одного человека скверным или нечистым: Деян.10:28 . Об отделяющихся от единства веры Пс.88:36–37 . «Однажды Я поклялся святостью Моей: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мной». Объяснение. Семя Давида есть Христос по плоти, который царствует вечно над христианами посредством воли их, а над неверными – и против желания их; дана, говорит, Мне власть на небе и на земле: Мф.28:18 . А семя Христово есть евангельское слово и духовно возрождённые оным христиане, утверждённые на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем: Еф.2:20–21 . Люди, отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19 , не могут быть названы семенем Христовым, но, по толкованию свят. Отцов, они называются семенем вражиим; сравни: Мф.13:39 . Ис.52:5 . «И теперь что у Меня здесь? говорит Господь, народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Моё бесславится». Объяснение. Здесь говорится не о православных христианах, а о нравственном состоянии иудеев и язычников, посему совершенно неосновательно поступают те люди, которые, заметив недостатки в отдельных личностях – членах Церкви, отделяются от веры православной. Господь и апостолы свв. не гнушались даже Иудой искариотским, который до конца своей погибели был в лике апостолов: Мф.10:1–7 . Из храма вышел оправданным не фарисей, гордящийся своей праведностью, а хотя «грешный», но смиренный мытарь: Лк.18:10–14 . Нельзя забывать, что в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . И если Сам Господь явился на землю не судить, а спасти мир и взыскать погибшее: Ин.12:47 ; Мф.18:11 , то «кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает»: Рим.14:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мф.18:23 .  Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; Мысль этой притчи учит нас прощать сорабам их грехи против нас, а тем более тогда, когда они падают ниц, прося прощения. Исследовать по частям эту притчу доступно только тому, кто имеет ум Христов. Но отважимся и мы. Царство – Слово Божие, и царство не малых каких-либо, но небесных. Оно уподобилось человеку-царю, воплотившись ради нас и быв в подобии человеческом. Он берет отчет от своих рабов, как добрый судья для них. Без суда Он не наказывает. Это было бы жестокостью. Мф.18:24 .  когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов ; Мф.18:25 .  а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Десять тысяч талантов должны мы, как ежедневно благодетельствуемые, но не воздающие Богу ничего доброго. Десять тысяч талантов должны и те, кто принял начальство над народом или над многими людьми (ибо каждый человек – талант, по слову: великое дело человек) и затем нехорошо пользуется своею властью. Продажа должника с женою и детьми его обозначает отчуждение от Бога, ибо тот, кого продают, принадлежит другому господину. Разве жена не плоть и супружница души, а дети не действия ли, зло совершаемые душой и телом. Итак, Господь повелевает, чтобы плоть была предана сатане на погибель, то есть была предана болезням и мучению демона. Но и дети, разумею силы зла, должны быть связаны. Так, если чья-либо рука крадет, то Бог иссушает ее или связывает чрез какого-нибудь демона. Итак, жена, плоть и дети, силы зла, преданы истязанию, чтобы спасся дух, ибо такой человек не может уже действовать воровски. Мф.18:26 .  тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Мф.18:27 .  Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Обрати внимание на силу покаяния и человеколюбие Господа. Покаяние сделало то, что раб упал в зле. Кто стоит в зле твердо, тот не получает прощения. Человеколюбие Божие совершенно простило и долг, хотя раб просил не совершенного прощения, но отсрочки. Научись отсюда, что Бог дает и более того, что мы просим. Столь велико человеколюбие Его, так что и это, по-видимому, жестокое повеление – продать раба Он сказал не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве и утешению.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

д) В жизни Иакова также явился прообраз Иисуса Христа: Иаков борется с неизвестным лицем, получает от него благословение и оказывается, что таинственное боровшееся лице – Бог . Явившийся Иакову Господь принял образ человека. Чтобы это значило? Какой смысл имеет это явление? Христианин, сведущий в св. писании, прямо скажет, что, явившись в образе человека, боровшийся с Иаковом прообразовал воплотившегося Сына Божия. е) В лице Иосифа равным образом ясно виден прообраз Иисуса Христа, – прообраз злостраданий и последовавшей затем славы его. Иосиф был предметом ненависти своих братьев, – и Спаситель был ненавидим Иудеями; Иосиф был послан Отцем своим отыскивать братьев, и Господь Иисус Христос был послан Отцем небесным для взыскания погибшего человечества, которое он не стыдился назвать своею братиею; Иосиф был продан в рабство братьями за двадцать сребренников, – и Спаситель был продан одним из своих учеников ( Мф.26 ); Иосиф находился в темнице между двух осужденных, из которых один получил свободу, а другой казнен, – Иисус Христос распят был среди двух злодеев, из которых один погиб, а другой получил спасение. Иосиф, по изшествии из темницы, возведен в необычайное достоинство, – Иисус Христос получил по воскресении всякую власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). Иосиф в Египте был спасителем многочисленного народа, и семейства своего от голодной смерти, – и Господь стал для людей хлебом чудесным, сшедшим с небеси и Спасителем от вечного духовного голода и смерти как для всех людей, так и для тех, от которых родился по плоти 2 . Иосиф простил грех братьям своим, – и Господь простил и приимет в недра церкви своей отверженных Иудеев, когда пройдет ослепление их, и тако весь Израиль спасется ( Рим.11:25, 26 ). з) Моисей служит прообразом Иисуса Христа, как вождь народа Божия ( Евр.2:10, 12:2 ), как законодатель и посредник ветхого завета (Кор.3:6–13; Гал.3:19 . сн. 8:6) и как пророк ( Втор.18:15–18 . сн. Рим.3:22, 23; 7:37 ). Мы остановим внимание прежде всего на том, что ближе к пониманию и уразумению Иудея и чему он более склонен верить, именно на учении Моисея. В священных книгах Моисея вот что сказано о Мессии, которому Моисей служил прообразом: «Я воздвигну им пророка (говорит Иегова) из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которыя (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:18 ). Как не кратко это предсказание о великом пророке, подобно Моисею, тем не менее, в нем содержится довольно ясное указание на лицо Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Так, этот пророк будет подобен Моисею, частию по званию и роду деятельности, а частию по происхождению – из среды братий его; но нельзя не видеть, что этот пророк будет находиться в непосредственной близости к Богу, что выражается словами: «и вложу слова Мои во уста его» и повелением: «его слушайте!».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Ст. 18–23. Слушая угрозы пророка, народ хочет убить его. Иеремия излагает пред Господом свое оправдание, говоря, что он лично от себя не желал народу зла, но молился за него. И если народ за добро платит злом, то да постигнет его погибель. Иер. 18:18 18. И рекоша: прїидите и умыслимъ на Іеремію совтъ, ибо не погибнетъ законъ свщенника, ни совтъ премдраг, ни слово пррока: прїидите, и поразимъ его зыкомъ, и не вонмемъ всмъ словевемъ ег. 18. А они сказали: прийдите, составим замысел против Иеремии; ибо не исчез же закон у священника, и совет у мудраго, и слово у пророка; прийдите, сразим его языком, и не будем внимать словам его. 18 . Замысл врагов пророка состоял в том, что хотели «сразить его языком», т. е. оклеветать его, взвести на него вину, по закону влекущую за собою смертную казнь. Ср. Иер. 9:3, 8 ; Пс. 63:4 . Они думали, что ничего не потеряют, если не будут слушать слов Иеремии. Они надеялись, что имеют и будут иметь пророков и без него. Закон в руках священников может служить им также руководством. Мудрых, восхищающих себе право совета, имеют они также, и эти мудрые вместе с пророками и священниками говорят им только: «мир! мир!» ( Иер. 6:14, 8:11 ). Что же за нужда выслушивать угрозы от Иеремии?... Иер. 18:19–20 19. Вонм Гди мн, и услыши гласъ правданї моег. 19. Внемли мне, Господи, и услышь голос моих противников. 20. Еда воздаютс за блага; к глаголаша словеса на дш мою, и мчительство сво сокрыша ми. помн стовшаго м пред тобою, еже глаголати за нихъ блага, да вращ гнвъ твой нихъ. 20. Должно ли воздавать злом за добро? а они роют яму душе моей. Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы отвратить от них гнев Твой. 19, 20. Оправдание истинного пророка Господня здесь, как и Иер. 15:11 , состоит в том, что он предстательствовал за народ пред Богом, молился, чтобы гнев Божий отвратился от грешников. Эти грешники были для него дороги. После этого, если они роют яму душе его, т. е. если хотят взвести на него вину, достойную смерти, то воздают злом за добро.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Иез.18:21 .  И беззакон­ник, если обратит­ся от всех грехов сво­их, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и по­ступать закон­но и праведно, жив будет, не умрет. Если до сих пор пророк доказывал личную нравственную вменяемость примерами отдельных лиц и поколений, то теперь он одно лице (индивидуум) разлагает на отдельные периоды его жизни. Один и тот же человек может быть одну часть своей жизни беззаконником, а другую праведником и наоборот. Правда Божия и тут остается неизменна, ценя в человеке то, чем он стал окончательно. Сначала пророк берет тот случай, когда беззаконник становится праведником, так как такой случай и возможнее, и приятнее для него, в его ревностных пастырских заботах об исправлении своих соотечественников. Иез.18:22 .  Все пре­ступле­ния его, какие делал он, не при­помнят­ся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. «Не припомнятся» – более, чем «не будут наказаны»: как бы совершенно изгладятся из памяти Божией. Иез.18:23 .  Разве Я хочу смерти беззакон­ника? говорит Го­с­по­дь Бог . Не того ли, чтобы он обратил­ся от путей сво­их и был жив? «Драгоценнейшие слова всей книги» (Кречмар), «высший пункт ветхозаветного богословия» (Берт.). Иезекииль возвышается здесь на высоту новозаветного воззрения на благодать Божию: 1Тим 2.4 ; 2Пет 3.9 . Это место учит нас, как надо понимать и те кажущееся суровыми и безотрадными взгляды Иезекииля на правду Божию, которыми дышит вся первая часть его книги. Иез.18:24 .  И праведник, если отступит от правды своей и будет по­ступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззакон­ник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не при­помнят­ся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Пророк берет и обратный, печальный случай, когда праведник совращается. Грехи его не могут не навлечь его погибели; Бог здесь не виновен. Иез.18:25 .  Но вы говорите: «неправ путь Го­с­по­да!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

были музыкантами. Тщательному описанию обязанностей каждой из этих категорий Л. посвящены 25-я и 26-я главы 1-й книги Паралипоменон. Левитские города В отличие от представителей др. колен Израилевых Л. не имели собственного удела. Они должны были жить в городах, выделенных на территории всех колен, и пользоваться прилегающими к ним полями (размер полей, строго фиксированный, был равен 2 тыс. локтей во всех направлениях). В общей сложности Л. было выделено 48 городов (Числ 35. 1-8), 6 из них являлись городами для убежища, в к-рых должны были скрываться от кровной мести те, кто совершили убийство неумышленно (см.: Числ 35. 13-32). Десятина Принципиальное различие между священниками и Л., которое проводит Священнический кодекс, получило выражение в постановлении о 2 десятинах (Числ 18. 21-32). Первую десятину отдавали Л. израильтяне, она должна была служить источником их содержания: «...сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числ 18. 21). Предписание о выплате десятины Л. связано с тем обстоятельством, что они не имели собственного удела в земле обетованной: «...среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела» (Числ 18. 23-24). Десятина как источник содержания отличала Л. от священников, к-рым полагались доли от жертвоприношений, выкуп за первенцев и все первородное от скота (см.: Числ 18. 8-19). Кроме того, Л. сами должны были выплачивать 2-ю десятину в пользу священников. Это действие имело целью очистить приношения, получаемые Л., подобно тому как выплата десятины израильтянами предназначалась для очищения собранного ими урожая (Числ 18. 26-32). Лит.: Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб., 1909. С. 103-143; Meek T. J. Aaronites and Zadokites//AJSL. 1928/1929. Vol. 45. P. 149-166; Waterman L. Some Determining Factors in the Northward Progress of Levi//JAOS.

http://pravenc.ru/text/левиты.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010