Новолуговое. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь, Свято-Никольский храм Карта и ближайшие объекты В 1914 году деревня Новолуговая входила в состав Барышевского прихода. В деревне имелась церковно-приходская школа. В середине 1920-х годов верующие Новолугового решили строить собственный храм. Пока неизвестны фамилии всех, кто трудился на строительстве храма, но некоторые имена уже сегодня можно назвать. Это Степан Александрович Сбоев, Иван Корлыханов и Прохор Павлович Проскоряков. Прохор Павлович позднее был председателем церковного совета Новолуговского храма. Около 1926 года храм был уже построен и освящен во имя святителя и чудотворца Николая. Первым настоятелем стал священник Андрей Бирюков. Бирюков Андрей Владимирович родился в 1881 году в Пермской губернии. Окончил 4 класса Тобольской духовной семинарии. Рукоположен во священника около 1920 года, перед назначением в Новолуговскую церковь был священником церкви села Барышевского. В 1930 году о. Андрей был в первый раз арестован, но через полтора месяца выпущен на свободу. После ареста в Новолуговом, видимо, не служил. В 1937 году он стал вторым священником Успенской церкви Новосибирска. 20 ноября был арестован, а 2 декабря 1937 года расстрелян в Новосибирске. Реабилитирован в 1956 году. С 1935 по май 1937 года настоятелем Никольского новолуговского храма был архимандрит Сергий (Скрипалыциков). Архимандрит Сергий (Степан Захарович Скрипалыциков) родился в селе Балахта Ачинского уезда Енисейской губернии 28 декабря 1896 года в крестьянской семье. Окончил Красноярскую духовную семинарию, ректором которой в то время был протоиерей Николай Асташевский - будущий митрополит Новосибирский Никифор. В начале 1920-х годов иеромонах Сергий служил в Покровской церкви Новониколаевска. Осенью 1924 года в Новониколаевск прибыл назначенный Патриархом Тихоном епископ Никифор (Асташевский). Иеромонах Сергий стал келейником владыки Никифора. В списках священнослужителей Новосибирской епархии 1928 года отец Сергий значится игуменом, настоятелем Вознесенской церкви Новосибирска - кафедрального храма. В 1932 году архимандрит Сергий был арестован и осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Вернулся из лагеря в Новосибирск в 1935 году и был назначен настоятелем Никольского храма села Новолугового Новосибирского района. В ночь с 4 на 5 мая 1937 года архимандрит Сергий вновь арестован и доставлен в новосибирскую тюрьму, где находился до расстрела 29 июля 1937 года.

http://sobory.ru/article/?object=13925

Новосибирск. Церковь Николая Чудотворца 41-го Сибирского стрелкового полка. Никольский храм новосибирского гарнизона /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:1913. Год утраты:1989 (взорвана) Архитектор: Ф.М. Вержбицкий Адрес: Россия, город Новосибирск, на современной Тополёвой улице, приблизительно на месте её пересечения с улицей Воинской. Координаты: 55.029452, 82.95028 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Никольский храм Новосибирского гарнизона. Храм построен по проекту гражданского инженера Фёдора Михайловича Вержбицкого, утверждённому Строительной комиссией в 1901 году, для военных церквей. Воинский храм Новониколаевска был посвящён святителю Николаю Чудотворцу. Он находился на современной Тополёвой улице, приблизительно на месте её пересечения с улицей Воинской. Второй в городе кирпичный храм построили по типовому проекту военных церквей за 37 000 рублей, выделенных из казны в 1913 году. Освящал храм его настоятель – военный священник Николай Звездин. В 1930-е гг. храм был закрыт и переоборудован под клуб. Позже в нём размещались различные организации. Здание храма достояло почти до конца 1980-х гг., когда по распоряжению тогдашнего военного командования было снесено танками и сожжено только ради того, чтобы избежать его возвращения Церкви. Многие жители г. Новосибирска знают, что в Октябрьском районе, на левом берегу уже несуществующей в центральной части города реки Каменки, где размещаются различные воинские части и прилегающая к ним жилая зона, находится комплекс из нескольких десятков двух-, трехэтажных краснокирпичных зданий, который называют " Военным городком " . Зачастую возникновение этого городка связывают с именем адмирала Колчака, а ряд сооружений, входящих в его состав, иногда именуют " царскими конюшнями " . Между тем, мало кому известно, что строительство Военного городка началось в г. Новониколаевске (Новосибирске) в 1910 году в рамках государственной программы " …обеспечения войск необходимыми для них помещениями… " Особенности использования, а также расположения комплекса зданий Военного городка на территории современных воинских частей способствовали сохранению значительной части сооружений практически в первоначальном виде. Возведение военных казарм в Новониколаевске, на которое было ассигновано 5 млн. рублей, началось летом 1910 года. При строительстве использовались типовые проекты, разработанные Военным ведомством и опубликованные в военном сборнике за 1900 год 11-12. Интенсивное строительство позволило завершить сооружение Военного городка за короткий срок - всего за несколько лет. В восточной части города Новониколаевска выросли кирпичные казармы самого большого в Томской губернии военного городка, рассчитанного более чем на 3000 человек. На его территории первоначально разместился 41-й Сибирский стрелковый полк. 2-я Сибирская артиллерийская бригада и 1-й Сибирский артиллерийский дивизион.

http://sobory.ru/article/?object=43550

Слово в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца. Мы празднуем сегодня память одного из величайших святителей Церкви Христовой – иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, которого, как никого другого, высоко и свято чтили во все времена все народы земли – и не только христиане, но и мусульмане и даже многие язычники. – «Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землей и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим», – так воскликнул посвящавший его в сан пресвитера Епископ Патарский: – «счастлива та паства, которая будет иметь его своим руководителем: он укрепит ее в вере в Господа, он наставит ее в добродетельной и благочестивой жизни, он будет усердным помощником для всех бедствующих». Вся жизнь св. Николая была блистательным исполнением этих пророческих слов прозорливца-епископа. Св. Николай от самой юности своей весь горел пламенной верой в Бога, будучи строгим и непреклонным ревнителем чистоты Православия; он проводил самую суровую подвижническую жизнь в непрестанных бдениях, постах и молитвах; забывая себя, он самоотверженно помогал бедным, утешал страждущих, защищал несправедливо обиженных, осужденных и обездоленных, укреплял и наставлял колеблющихся в вере и малодушных – он никогда не уставал совершать всевозможные дела христианской любви и милосердия по отношению ко всем людям. Он в полном смысле слова был «Правилом веры» и «образом кротости», как именует его Святая Церковь в своих песнопениях, а поэтому нет другого такого угодника Божия, которого бы все так чтили, прославляли и величали, как святителя Христова Николая. Святость его и при жизни и после блаженной его кончины засвидетельствована многочисленными чудесами. Нет другого такого угодника Божия, от которого бы источалось такое «неисчерпаемое чудес море», как от святителя Николая. Особенно же нежно и свято чтил его всегда наш православный русский народ, как «Николу-Милостивца», подчеркивая этим названием основную черту его христианской добродетели, которой он так пленяет сердца человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сухотиновка. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Стоит на ровном открытом месте у дороги на краю села. Возведена, по местному преданию, помещиком Сухотиным в 70-80-е гг. XIX в. (не позднее 1878 г.). В архитектуре здания применены мотивы древнерусского зодчества XVII в. Сходство внешнего вида храма с церквями в с. Вербник Хотынецкого района и с. Рогатик Должанского района позволяет предположить участие в проектировании храмов одного архитектора или наличие типового проекта, переработанного применительно к каждому конкретному случаю. При храме с 1899 г. функционировала одноклассная церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном здании. Заведующим и законоучителем в ней состоял священник Г.А. Никольский. В 1909 году в школе обучались 48 мальчиков и 8 девочек. Церковь закрыта в 1930-е годы. Источник: сайт " Архитектурные древности Орловщины "   http://www.orelvkartinkax.ru . В Экономических примечаниях к ПГМ Ливенского уезда 1778-1796 гг. имеется краткое описание селения на тот период: «...Васильевское, Синковец тож оврага Синковца на правой стороне церковь деревянная во имя 3-х Святителей Василия Великого, Григорья Богослова, Иоанна Златоустаго; дом господский деревянный и при оном сад с плодовитыми деревьями: в овраге мучная мельница о 1-м поставе; ...Васильевском, Синковец тож Василья (Василия Григорьевича) Сухотина дв.: 25, м.: 162, ж.: 146 душ...». http://vk.com/wall133143608_860 Село Сухотиновка (Галичинского сельского поселения Верховского района) - имение ливенского помещика Николая Дмитриевича Сухотина. Село Сухотиновка (Сухотинка, Васильевское, Надеждено, Сннковец) расположено на ручьях Провалище и Бэрский, р. Синковец (плотина). На открытом месте у дороги на краю села с дороги виднеется Всесвятская церковь (церковь во имя Святого Николая Чудотворца). Сухотины – помещики ливенские, орловские, мценские (Орловской и Тульской губерний). Село называлось по имена его владельца - помещика Сухотина. Последним помещиком села был Николай Дмитриевич Сухотин. Село в XVIII-XIX вв. находилось на стыке трёх уездов: Ливенского и Малоархангельского Орловской губернии и Новосильского Тульской губернии. В XIX – начале XX века село называлось Васильевское, что на реке Синковец. На карте Ливенского уезда Орловской губернии 1903 года село отмечено как Васильевское – Сухотино (находилось тогда на территории Покровской волости Ливенского уезда Орловской губернии). Позже название одного села видоизменилось и оно стало называться Сухотиновка, а другое село – Васильевское.

http://sobory.ru/article/?object=19040

Туркменабад (Чарджоу). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь 6-го Туркестанского стрелкового полка Карта и ближайшие объекты Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г.было выстроено не менее 60-ти таких церквей. Первоначально в Чарджуе (с 1927 г. - Чарджоу,в 1999 г. переименованном в Туркменабад) в 1899 г. при Управлении Чарджуйского воинского начальника была выстроена небольшая деревянная Никольская церковь. В 1911 г., ввиду того, что этот храм пришёл в ветхость, Военным министерством было выделено 37000 рублей на построение новой одноимённой каменной церкви по ранее утверждённому образцу для 6-го Туркестанского стрелкового полка. При этом непосредственно из полковой казны на строительство было выделено ещё 8000 рублей. В 1912 г. церковь была построена и освящена. К ней была приписана небольшая часовня, находившаяся на местном кладбище. С 30 апреля 1911 г. священником этого полка являлся прот. Николай Георгиевич Высоцкий (сведения на 1913 г.). Церковь была закрыта в 1932 г. В конце 1930-х гг. были разобраны шатёр колокольни и глава, а в начале 1960-х - остатки колокольни. Впоследствии в ней располагался клуб воинской части 03345А. В марте 2000 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви и с августа 2001 г. в нём начались регулярные Богослужения. В настоящее время приход этого храма, в котором продолжаются реставрационные работы, окормляет настоятель Петропавловской церкви Туркменабада иерей Андрей Кирьяков.  РГИА. ф.806, оп.11, д.368, лл.1-18. Клировая ведомость церкви за 1913 г.; Цитовичъ Г.А. Храмы Apмiu и Флота. - Пятигорскъ, 1913, с.461; а также информация с официального сайта Ташкентской епархии http://www.pravoslavie.uz/turkmeniya.htm#turk  Храм в честь святителя Николая Чудотворца был построен в 1899 г., строился как полковая офицерская церковь. После революции 1917 г. храм стал приходским и действовал до 1932 г.

http://sobory.ru/article/?object=13171

Гомель. Кафедральный собор Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты Свято-Петро-Павловский собор является памятником церковной архитектуры республиканского значения. Инициатор строительства - граф Николай Петрович Румянцев, старший сын П.А. Румянцева-Задунайского, ставшего после смерти отца владельцем Гомеля. 28 марта 1808 г. он обратился к архиепископу Могилевскому Варлааму с просьбой разрешить построить в Гомеле каменную церковь в честь Святых апостолов Петра и Павла. Вместе с письмом был послан план предполагаемого храма, составленный архитектором Джоном Кларком. Просьба была удовлетворена. 18 октября 1809 года на правом берегу Сожа в близости от дворца Протоиереем Иоанном Кононовичем Григоровичем была заложена церковь. Строилась она в течение 10 лет. Около 5 лет понадобилось для украшения храма дорогостоящей церковной утварью, привезенной графом из Петербурга. При всей своей простоте храм отличается замечательной гармонией частей. Здание построено в стиле классицизма высотой 25 метров. В основании храма лежит четырехконечный крест; снаружи четыре портика с колоннами дорического стиля. Храм венчается куполом. По желанию Румянцева иконостас храма был украшен колоннами дорического стиля и иконами, пожертвованными графом. Величайшей святыней храма являлись частицы мощей Святителя Николая и других святых, завещанные основателем собора. В алтаре храма находилась пергаментная грамота, в которой об этой святыни сообщалось следующее: «Благоговея к Всевышнему, Государственный канцлер граф Румянцев приносит в достояние Гомельской соборной церкви, во имя верховных Апостолов Петра и Павла, иждивением его устроенной, часть мощей Святителя Чудотворца Николая в ковчеге перламутровом, который оправлен золотом, также части мощей разных святых православной Греческой и Российской церкви, двух сребро-злащеных киотах…» Святые мощи до наших дней не сохранились. 9/22 мая 1824 года в день ангела храмоздателя и праздника Святителя Николая, Петропавловская церковь была освящена. В 1826 году на 74-м году жизни Николай Румянцев скончался в Петербурге. Учитывая его завещание, тело графа было перевезено в Гомель и захоронено в левом приделе собора. Отпевал графа Н.П. Румянцева протоиерей Иоанн Иоаннович Григорович. На могиле был установлен черный мраморный пьедестал, на нем бюст из меди, изображающий графа Н.П. Румянцева. После смерти канцлера Румянецева Н.П., дворец вмести с церковью перешел во владение брата – С.П. Румянцева, а после его смерти был передан казне и в 1837 году указом Императора Николая I пожалован графу Ивану Федоровичу Паскевичу-Эриванскому.

http://sobory.ru/article/?object=03756

Деяние иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 25 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Предисловие Святитель Николай, без сомнения, один из самых почитаемых христианских святых. Между тем судьба его агиографического корпуса весьма сложна и запутана, причем удивительно, что в России, где Мирликийский чудотворец пользуется такой любовью, не переводились почти никакие связанные с ним тексты (кроме энкомия 1 преподобного Андрея Критского и жития блаженного Симеона Метафраста). Согласно всем источникам, святитель Николай Мирликийский действовал в IV в., при императоре Константине. Однако до VI в. у нас нет никаких свидетельств о его жизни: такой древностью не обладают ни отдельные прижизненные деяния (pra­xeis), ни посмертные чудеса (thaumata, или miracula), ни полные жития Чудотворца. Евстафий, писатель времен Юстиниана, приводит отрывок из рассказа о Святителе, который он сам называет “житием”. Между тем это ничто иное, как фрагмент “Деяния о стратилатах” (Praxis de stratelatis), самой популярной повести о святителе Николае, представленной десятками рукописей. То, что Евстафий называет это деяние (то есть отдельный эпизод из жизни святого) житием, свидетельствует, по-видимому, о том, что к VI в. не существовало никаких других, по крайней мере, сколь-либо известных житийных памятников о святителе Николае, кроме нашего деяния. Это подтверждает и автор первого полного жития Святителя архимандрит Михаил (нач. IX в.): он считает это деяние настолько известным, что даже не видит необходимости его пересказывать. “Деяние о стратилатах” дошло до нас в десятках рукописей, представляющих 5 редакций, которые выявил крупнейший николаевед всех времен Густав Анрих. Из них наиболее древней, хотя и не первоначальной, является первая, наиболее лаконичная и лишенная какой-либо пышности и детализации, подобно, например, третьей. Язык анонимного автора довольно прост и безыскусен. Главные герои повести, Непотиан и Урс, историчны, однако их имена могли быть взяты и из консульских фаст 2 . Историчен и образ Аблабия, всемогущего фаворита императора Константина, и многие факты. В любом случае, наше деяние, составленное не позже, чем в VI в., не так уж и далеко отстоит по времени от описываемых в нем событий. Критическое издание текста сделано Анрихом 3 по 9 спискам IX–XI вв. (с него и выполнен настоящий перевод). Известен и славянский перевод деяния, который был чрезвычайно популярен на Руси.

http://pravmir.ru/deyanie-izhe-vo-svyaty...

Псково-Печерский монастырь (фото) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Использованы материалы книги: Архимандрит ТИХОН (Секретарев) «БОЖИЯ МАТЕРЬ – ЧУДО ВСЕЛЕННОЙ Паломничество по Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю» Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в 2013 году отметил 540-летие освящения пещерного Успенского собора. Порядок изложения монастырской истории будет представлен в виде паломничества по обители… Начиная со смотровой площадки благочестивый паломник увидит монастырь от начала ХХ века по настоящее время… Божия Матерь хранит и благословляет Свою обитель, братию и паломников... Содержание Смотровая площадка [ править править код ] Перед нашим взором открывается пересеченная местность… По дну глубокого оврага течет речка Каменец... Склоны и дорожки напоминают палестинское место Горнее, куда пришла Дева Мария к Своей родственнице Елисавете и ею Духом Святым Она была названа Богородицею: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). У Святых врат [ править править код ] Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Никольский храм [ править править код ] В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученика Корнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая - защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай - самый почитаемый угодник Божий на Руси. Никольский храм Псково-Печерского монастыря. Конец XIX века. Фотограф К. И. Кампрада. Императорская Археологическая комиссия

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

302. Беседа в день Святителя Николая и тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (Говорена в Чудовом мон. декабря 6-го; напечатана в Моск. Вед. 1854 г., в Твор. Св. Отц. 1855 г. и в собр. 1861 г.) 1854 год Какие полные собрания в церквах собирает ныне Святитель и Чудотворец Николай! В особенности это потому, что за Соименного ему Благочестивейшего Царя нашего стремятся принести молитву верноподданные: но и вообще наш православный народ являет много усердия к Святителю Николаю, и любит чтить его память. Вдали от Отечества нашего, вдали от наших времен жил и прославился Святитель Николай: но близким и как бы присным нам он представляется; и как Церковь в общественном Богослужении и преимущественно часто прибегает к его предстательству пред Богом, назначив для сего день в каждой неделе, так преимущественно часто прибегают к нему и частно произвольные молитвенники. Слава его (впрочем и не одного его) простерлась и за пределы Православия, и даже за пределы Христианства; и оттуда простирают к нему молитвенные гласы некоторые, требующие помощи выше земной: и, видно, не без успеха, потому что иначе и не образовался бы у них сей обычай; видно и туда он уделяет нечто от сокровища данной ему благодати, подобно как Христос Спаситель от Своей всемощной чудодейственной силы уделил нечто и для языческой жены хананейской. Как это происходит, что благодатная деятельность святых иногда получает как бы некое определенное, а иногда разнообразное направление, и наполняет обширный круг? – Если спросим о сем Апостола Павла, то можем иметь следующий ответ: «вся... сия» – подаяние благодатных дарований, определение их рода, степени, силы, пространства, – «вся... сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, яко же хощет» ( 1Kop. XII. 11 ). Подвластные часто не могут знать, почему так или иначе действует человеческая власть, кольми паче власть непостижимого Божества. Впрочем, как Дух Божий, по беспредельной благости, готовый дать всякому человеку всякое благодатное дарование, действительно раздает дарования сообразно с законом правды – достойным, и, сообразно с законом премудрости – способным употребить оные для благих целей: то можно полагать, что вышнее определение рода, степени, силы, пространства благодатных дарований, ниспосылаемых верующему человеку, бывает по некоему применению к роду, степени, силе, пространству его свободных духовных расположений, и его подвигов и добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Бога жалко»: на кого похож Христос в пермских скульптурах. Неканоничные изображения и ангелы в париках Пермская деревянная скульптура – сюжеты, иконография и имена мастеров 5 декабря, 2019 Пермская деревянная скульптура – сюжеты, иконография и имена мастеров Деревянная скульптура – особенное явление православного церковного искусства. Когда мы говорим об иконе, традиционно замечаем, что ее язык иной, не такой, как у реалистической картины, что живет она по законам мира Горнего, а не профанного. Как быть со скульптурой, которая сама по себе, как вид изобразительного искусства, все-таки строится по законам реального мира? Но и перед скульптурами молились верующие, причем не только начиная с XVII века, когда в церковном искусстве стало очевидным влияние искусства западноевропейского – в Третьяковской галерее находится образ святителя Николая«Никола Можайский», который датируется XIV веком. Традиция православной иконы, народного творчества, элементы западноевропейского искусства – обо всем этом вспоминаешь, когда смотришь на скульптуры, представленные в коллекции Пермской художественной галереи. Скульптуры коллекции датируются не ранее чем XVII веком, как говорит Ксения Зубакина, хранитель коллекции деревянной скульптуры, это связано с поздним этапом христианизации и заселения русскими территорий края. Есть косвенные упоминания в источниках о деревянных скульптурах святых в пермских церквях в XVI веке, но эти памятники не сохранились.  Образ святителя Николая Один из традиционных образов, который любили создавать мастера деревянной скульптуры – святитель Николай. Причем изображали святого чудотворца в особой иконографии с мечом и храмом в руках. Такой извод называется «Святитель Николай Можайский» или «Никола Можайский». По преданию, появление этого образа связано с чудесным избавлением Можайска от врагов. В XIII или XIV веке верующие молились в храме святителю Николаю, чтобы тот помог спасти город от осаждавшего его войска, как считают, татаро-монгольского. И, по молитвам, верующим было видение святителя – в одной поднятой руке он держал меч, словно защищая город, в другой – град Можайск, словно сохраняя его. Такой образ потом сделали можайские мастера из дерева, град в руке святителя порой изображается в виде храма или просто некоего строения.

http://pravmir.ru/boga-zhalko-i-na-kogo-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010