Закрыть itemscope itemtype="" > Три Смуты 13.01.2012 1314 Время на чтение 10 минут В начале XVII века Смутное время на Русской земле начиналось с того, что народ был недоволен правлением царя Бориса Годунова. Надо заметить, что шурин святого благоверного царя Феодора Иоанновича царь Борис был опытным правителем, а Русское государство было в то время могущественной державой. Но Борис Годунов не выдержал тяжести «шапки Мономаха» - Царского венца. Годунов боялся бояр Романовых, считая их соперниками. Народ любил Романовых, родичей царицы Анастасии, «кроткой голубицы», любимой супруги государя Иоанна Васильевича Грозного. Все бояре Романовы отличались высоким ростом, красотой, богатырской силой, благородством, удалью и щедростью. Царь Борис Годунов считал для своей власти опасной народную любовь к Романовым. В Ныробе в заточении погиб первый святой из рода Романовых - Михаил Никитич. Брат «ныробского мученика» Федор Никитич был пострижен в монахи. После расправы над сыновьями Никиты Романова народ легко поверил слухам о причастности Годунова к убийству царевича Димитрия. Природные бедствия, засухи и голод довели народное возмущение до крайности; люди считали, что Господь наказывает страну за грехи царя Бориса. И усилия Ватикана и Польши, пославших на Русь Лжедмитрия, неожиданно для всех увенчались успехом. Боярский заговор и недовольство народа Годуновым привели к тому, что ставленник Рима Лжедмитрий взошел в Кремле на престол русских царей. Если бы не было недовольства народа Годуновым и не общее «желание перемен», то Лжедмитрий бы со своим отрядом не продвинулся дальше Кром. Потомки удельных князей, единомышленники Курбского, гордые бояре желали таких же вольностей и свобод и прав, которыми обладали вельможи Речи Посполитой. Горожане в Польско-Литовском государстве жили по «магденбургскому праву», обладая определенными льготами. Русские крестьяне желали возвращения «Юрьева дня». Все сословия были недовольны Годуновым и, надо заметить, имели для этого определенные основания. Закончилось все разорением государства, иноземным нашествием и гибелью многих тысяч русских людей.

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь Михаила Архангела в Вильнюсе 08.01.2022 703 Время на чтение 6 минут Источник: РАРОГ Фото автора   Церковь Архистратига Михаила, Церковь Архистратига Божия Михаила, Михайло-Архангельская церковь, Архангело-Михайловская церковь, Михайловская церковь — православный храм во имя Архангела Михаила, построенный в 1895 году в Вильне на Кальварийской улице рядом с Калварийским рынком. Это был первый новопостроенный православный храм Вильны в XIX веке и первый, сооружённый как церковь-школа. После возвращения Великого княжество Литовского (ВКЛ) в лоно православной церкви в результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году, в Вильне в XIX веке лишь восстанавливались древние православные храмы XIV—XV веков, разрушенные и разграбленные католиками после введения в ВКЛ в 1596 году Брестской унии, когда на земли исторической Литвы пришли польские служители Ватикана. Расширение Вильны на правый берег реки Вилии («Извилистой», «Виляющей» - по-литовски нынче Нерис) было положено русским Императором Александром III, который серьёзно занялся укреплением северо-западных территорий своей империи: начал расширенное и преобразование старинного стратегического города-крепости Кавны (Каунаса), замыкающего слияние рек Немана и Вилии - строительство двенадцати оборонительных фортов вокруг него; а также увеличение военного контингента своих войск в Вильне, лежащей теперь у стратегической ново-построенной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Варшава.   Резко возросло количество русских людей - специалистов в древней купеческой столице ВКЛ Вильне, население которой составляло около 150 тысяч жителей. До этого в городе проживало 43 процента евреев. Они называли Вильну Северным Иерусалимом (территория древнего Израиля была оккупирован англичанами) – «Три креста» на Крестовой горе над обрывом по правому берегу Вилейки олицетворяют именно Голгофу, близь Иерусалима. Здесь «на Снипишках» (название района о слова «шнипас» – «шпион» с литовского, или также «рыло»), у «Калварийской» дороги, ведущей из центра Вильны, расположенного целиком на левом берегу Вилии, через «Зелёный мост» в район «Иерусалимки», где в XVII веке был построен костёл Обретения Св. Креста ( ), была открыта 14 ноября 1884 года церковно-приходская школа.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/08/cerkov...

Закрыть Галичане – кто же они? Геннадий Лукиных   12:58 12.01.2016 3642 Время на чтение 10 минут Всё, что в последнее время говорится и пишется о галичанах , чаще всего именуемых «западенцами» и бандеровцами, - это о галичанах-мутантах и их потомках, отринувших в течение XX века Русское имя. Ещё до Первой Мировой войны в Галиции, тогда принадлежавшей Австро-Венгрии, среди галицко-русского населения доминировала общерусская национальная идея, в основе которой было убеждение, что Русская Земля - от Карпат до Камчатки. Подавляющее большинство галичан считало себя русинами , тем самым подчёркивая свою исконную стародавнюю русскость, а край свой звали Галицкой или Прикарпатской Русью. Тогда они ещё помнили о своих русских корнях, хотя были под иноземным ярмом с конца XIV века - после захвата древнерусского Галицко-Волынского княжества Польшей и Литвой. В 1772 году в результате первого раздела Речи Посполитой Галиция (бывшее Русское воеводство) была присоединена к Австрии под названием «Королевство Галиции и Лодомерии» со столицей Лембергом (Львовом). «Лодомерия» - это искажённое австрийскими немцами старинное русское название Волыни - Володим ирия . Однако Волынь никогда не входила в состав Австрии, а была тогда частью Российской Империи - Изяславской, а затем Волынской губернией. Таким образом, само название новоприбретённой Австрией коронной земли было провокационным, ибо в нём присутствовали территориальные претензии к России. Восточная Галиция - Галичина - была русской, а Западная - преимущественно польской. Между Западной и Восточной Галицией находилась Лемковщина - самый западный край исторической Руси. «Весна народов» - европейская революция 1848 года всколыхнула народы «лоскутной» империи Габсбургов и подвигла их к интенсивной работе по формированию своих культур и национальному развитию. Галицкие русины также активно включились в эту деятельность и в 1848 году создали во Львове политические организации «Русская Рада» и «Русский Собор», национально-культурное общество «Галицко-русская Матица» и ряд других структур. Такие организации, как «Галицко-русская Матица» (вплоть до её закрытия советской властью в 1939 году), исповедовали идеи общерусского национально-культурного единства, видя в идеале воссоединение всех земель исторической Руси. Эти идеи постепенно овладели умами большей части галицко-русской интеллигенции, составившей к 60-м годам XIX века русскую партию.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова 19.04.2024 19 Время на чтение 12 минут Сегодня Святая Церковь чтит память свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч.120-ти Персидских (344-347). Свт. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Мчч. Петра и Прохора (1918). Сщмч. Иоанна пресвитера (1934). Сщмч. Иакова пресвитера (1943). Прп. Севастиана Карагандинского, исп. (1966). Сегодня мы вспоминаем русского дипломата, князя А.А.Безбородко (1747-1799). Александр Андреевич Безбородко родился 14 марта 1747 г. в г. Глухов в семье малороссийских дворян. В 1755-1765 гг. учился в Киевской духовной академии. В 1765-1772 гг. Безбородко служил в канцелярии П.А.Румянцева, где, обладая феноменальной памятью и огромным трудолюбием, сумел стать незаменимым сотрудником. Сопровождал П.А.Румянцева во время русско-турецкой войны (1768-1774), принимал участие в сражениях при Ларге, Кагуле и в штурме Силистрийских укреплений. В 1775 г. Румянцев представил его Екатерине II, с тех пор Безбородко стал у нее секретарем для «принятия челобитен». Он стал любимым докладчиком Екатерины II, большая часть именных указов императрицы выходила из-под его пера. В 1779 г. Безбородко произведен в бригадиры, и ему пожаловано 1200 душ. В 1780 г. причислен к Коллегии иностранных дел и стал влиятельнейшим советником Екатерины II. Усвоив политические взгляды императрицы, Безбородко был их талантливым истолкователем и усердным исполнителем. В 1784 г. Безбородко избран членом Российской академии наук. Ему пожаловали орден Александра Невского и графский титул. С 1786 г. Безбородко состоял членом Совета Екатерины II и докладывал дела первостепенной важности. В 1790 г. пожалован действительным тайным советником, а в следующем году, по случаю примирения с Портой, получил орден св. ап. Андрея Первозванного. Александр Андреевич проявил себя незаурядным дипломатом, заключив в 1792 г. в Яссах мирный договор с Турцией, в котором было подтверждено присоединение Крыма к России; оборонительный союзный договор России с Австрией и Пруссией (1792) и с Великобританией (1794); а в 1795 г. конвенцию о третьем разделе Речи Посполитой. Занимаясь внешнеполитическими проблемами, Безбородко успешно решал и дела внутренние: много сделал для развития почтовой службы, приведения в порядок финансов страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/19/de...

Закрыть Доклад на торжественном собрании, посвященном 185-летию Полоцкого объединительного Собора 1839 года 09.03.2024 56 Время на чтение 6 минут Источник: Наука Вера Культура Высокопреосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, братья и сестры! Сегодня мы молитвенно и торжественно вспоминаем одно из важнейших событий истории Православия на белорусских землях – Полоцкий объединительный Собор 1839 года, который состоялся 185 лет назад. Полоцким Собором 1839 года называется совместное богослужение иерархии и духовенства униатских Белорусской и Литовской епархий, располагавшихся в границах Российской империи. Во время Литургии вместо папы Римского во всеуслышание поминались Святейший Синод Русской Православной Церкви и предстоятели всех Православных Поместных Церквей. Полоцкий Собор состоялся в Софийском соборе города Полоцка 25 февраля по новому стилю 1839 года в неделю Торжества Православия. Он проходил под руководством епископа Литовского Иосифа (Семашко) при участии епископа Полоцкого Василия (Лужинского) и викария Литовской епархии епископа Брестского Антония (Зубко), а также 21-го представителя органов административного управления унией и униатских духовных школ. Перед Полоцким Собором все его участники одобрили и подписали Соборный Акт, объявлявший о возвращении униатов к православному вероисповеданию. После Собора на имя императора Николая были отправлены Соборный Акт и прошение о присоединении униатов к Греко-Российской Православной Церкви. К этим документам прилагались 1305 собственноручных подписок униатских приходских священников, в которых выражалось принципиальное согласие на воссоединение с Православием. Полоцкий Собор прекратил действие Брестской церковной унии 1596 года на белорусских землях, введение которой мыслилось ее идеологами и творцами, как инструмент вытеснения Православия из жизни русского населения Речи Посполитой и навязывания ему другой национальной идентичности. По итогам Полоцкого Собора к православному вероисповеданию вернулись более 1900 священнослужителей и монашествующих, 1 500 000 белорусских и 100 000 украинских униатов. По религиозным мотивам отказались от Православия 20 униатских священников и монахов. Им было предложено самим выбрать место своего поселения вне пределов компактного проживания воссоединенного из унии народа, и правительство Российской империи пожизненно выплачивало этим людям пенсию в размере 350 рублей в год. Степень суровости обращения российских властей с несогласными на воссоединение униатскими священнослужителями ярко оттеняет тот факт, что самое высокое жалование, на которое в середине XIX века мог рассчитывать действующий православный священник, составляло 250 рублей в год .

http://ruskline.ru/opp/2024/03/09/doklad...

Закрыть Религиозно-культурное самоопределение белорусского народа: прошлое, настоящее и перспективы в будущем 17.01.2024 33 Время на чтение 6 минут Источник: Наука Вера Культура Крещение Руси св. равноапостольным великим кн. Владимиром является в полном смысле судьбоносным событием в истории восточных славян. Оно на столетия определило вектор их развития и место в кругу европейских христианских народов. Православная вера сформировала русское мироощущение, стала духовной основой построения особого русского историко-культурного мира. Включение восточных славян в Византийское содружество народов, без сомнения, представляет собой цивилизационный поворот, к особенностям которого относится то, что он совершился «сверху», был инициирован и осуществлен великокняжеской властью со всеми вытекающими из этого факта положительными и отрицательными последствиями. Стоит заметить, что Крещение Руси не повлекло за собой долгого и губительного для общества противостояния сторонников Христианства и приверженцев язычества. У язычества не нашлось сильных мотивированных защитников, и оно довольно скоро сошло с исторической сцены, найдя себе нишу в бытовой жизни людей в виде разного рода суеверий и обрывков древних традиций. К XIII в. плоды Крещения Руси в полной мере проявились во всех регионах Киевского раннефеодального государства, в том числе и на территориях, которые ныне входят в состав Республики Беларусь. В это время о предках современных белорусов можно говорить как о христианском православном народе. Однако к середине XVIII ст. картина меняется. На всем протяжении белорусских земель мы видим торжество католичества. Православные церковные структуры сократились – в Речи Посполитой сохранилась лишь одна православная епархия, существовавшая исключительно благодаря поддержке Московского Патриарха и Российского государства. В народе место Православия заняла уния – католичество восточного обряда, которая находилась под мощным влиянием польской католической церкви и полонизма. Практически вся культурообразующая элита белорусского общества отказалась от Православия и перешла в костелы. В это время Беларусь кажется цивилизационной провинцией Европы, частью латинского мира, пусть и с большими внешними от него отличиями.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/20/religi...

Имя Победы – Суворов Имя Суворова известно в России каждому. Прошло 214 лет со дня смерти полководца – а слава его не меркнет. 18 мая, 2014 Имя Суворова известно в России каждому. Прошло 214 лет со дня смерти полководца – а слава его не меркнет. Целый год продолжался широко разрекламированный конкурс «Имя Победы». И на всех этапах голосования никто не мог оспорить преимущества Александра Васильевича Суворова. И это закономерно: кто, если не Суворов? Немало полководцев выдвинули две Отечественные войны: 1812 – 14 и 1941 – 45. Победные для России мировые войны! Но в 1812-м русские армии вели в бой почти сплошь ученики Суворова – Кутузов, Багратион, Милорадович, Платов, Ермолов, Дохтуров, Кульнев… К суворовской школе с гордостью причисляли себя и маршалы Великой Отечественной. Во всех рабочих кабинетах верховного главнокомандующего в годы войны висели портреты Суворова. Не преувеличим, если предположим: каждый из выдающихся русских военачальников XIX – XX веков отдал бы пальму первенства батюшке Суворову. Он оставил им в наследство науку побеждать… Суворов – первая шпага империи, полководец отважный, стремительный, несгибаемый. Таким прочно остался в памяти народной. Присказки и поговорки Суворова расцветили русский язык. «Ученье свет, неученье — тьма. Дело мастера боится. И крестьянин коли не умеет сохой владеть, хлеб не родится. За ученого трех неученых дают. Нам мало трех! Давай нам шесть! Нам мало шести, давай нам десять на одного! Всех побьем, повалим, в полон возьмем! В последнюю кампанию неприятель потерял счетных семьдесят пять тысяч, только что не сто тысяч. Он искусно и отчаянно дрался, а мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот, братцы, воинское обучение! Господа офицеры — какой восторг!» — это он, Александр Васильевич Суворов. Не забылись и суворовские анекдоты, в которых воин предстаёт эксцентриком, чуть ли не юродивым. Но помним ли мы о политической прозорливости Суворова? Ведь он предсказал судьбу Наполеона, когда тот едва стал генералом Бонапартом. Предвидел столкновение с революционной Францией – и поражения России после «пруссаческой» военной реформы Павла. Он составил подробный план уничтожения Османской империи и освобождения христианских народов. Он отстоял права православных в Речи Посполитой, подавил польский мятеж, занял Варшаву, но был противником присоединения Польши к Российской империи, считал, что полезнее создать на западных рубежах империи дружественное славянское государство.

http://pravmir.ru/imya-pobedyi-suvorov/

История литовского иезуитства снова начинается только в 1919 году, с посвящением первого брата из Литвы. В 1930 году возрождена Литовская Провинция ордена (в 1941 году она насчитывает 87 человек). В 1949-1956 годах в Литве не остается ни одного иезуита (все оказываются в лагерях), активная деятельность ведется среди литовской эмиграции. Возрождение религиозной жизни наступает в 1989 году, когда ордену возвращается три храма (в Вильнюсе, Каунасе и Шауляй), в которых иезуиты служат и поныне. Храм был заложен в 1604 году в честь коронации королевича Казимира, по случаю чего три дня (10-12 мая) продолжались торжества. Особое внимание церкви уделялось из-за покровительства правителя Речи Посполитой Сигинзмунда Вазы (являвшегося воспитанником иезуитов) и канцлера Льва Сапеги. Считается, что храм строился с оглядкой на величественный иезуитский Костел Иисуса, построенный за двадцать лет до этого в Риме. В его основание был заложен огромный камень, наеденный на Антокольской горе и перекаченный к месту строительства богомольцами. В 1606 году было построено временное здание, а в 1609 году строительство храма было закончено, но через год он серьезно пострадал от пожара, и заново отстроенных храм был завершен только в 1618 году. К 1615 году был построен коллегиум (здание для старших монахов). Храм построен в форме латинского креста, в его архитектуре сочетаются элементы итальянской и византийской традиции. В 1655 году костел был значительно поврежден русской армией, занявшей город, еще раз здания костела и монастыря горели в 1706 году, и особенно сильно в 1749 году, после чего его реконструкция длилась до 1755 года. Именно после этой перестройки купол храма приобрел вид Короны Ягеллонов, самый крупный во всем Великом Княжестве Литовском. В костеле было сооружено 13 алтарей, помещены больший картины с изображением сцен из жизни св. Казимира. После запрета " Общества Иисуса " здание костела было передано священникам на покое, а в 1799 году храм стал приходским (правда до 1814 года обслуживали его монахи – регулярные каноники).

http://religare.ru/2_45336.html

К.А. Панченко Глава VIII. Внешние связи Когда [солдаты] воюют, сколько живы останутся, научаются воинскому делу, а как сидят, так и не воюют, и во время нужды ни к чему не пригодны. А буде есть такие люди, которые чают, что исправление воинское делается без беды, без труда, без смерти – они бы сделали себе по камилавке и пошли бы жить в монастырь и четки свои перевертывали бы. Патриарх Досифей – Петру I, 1706 год. Север-Юг: контакты завязываются. Миссия Познякова. Ближневосточная политика Федора Иоанновича. Годунов и Смута. Эпоха Феофана. Звездный час патриарха Паисия. Путешествие Макария. Тучи сгущаются. Дело Никона: Лигарид и Нектарий. Второе путешествие Макария. Эра Досифея. Грузинский вектор. Антиохийская активизация начала XVIII века Украина и Православный Восток. Хрисанф: мир меняется. Анабиоз XVIII столетия. Парфений, непонятый союзник. Просители подаяния. Грузия и православный Левант в XVIII веке. Вместо эпилога. Север-Юг: контакты завязываются Историки вполне справедливо называют рум миллети Османской империи «государством в государстве». Действительно, православное этно-конфессиональное сообщество обладало многими атрибутами государственности, в том числе собственной внешней политикой, оказывавшей, подчас, заметное влияние на международные отношения в Средиземноморье и Восточной Европе. Векторы внешних связей Православного Востока расходились широким веером от Грузии, Московского царства, западнорусских земель Речи Посполитой, православных стран Дунайского региона до католических и протестантских государств Запада. В настоящей главе мы обратимся к анализу контактов ближневосточных христиан со странами восточно-христианского мира, основывавшихся на религиозно-культурной близости и приводивших иной раз к тесному переплетению судеб как отдельных людей, так и целых народов, разделенных тысячекилометровыми пространствами. Православный миллет Османской империи, конечно, не представлял собой единый субъект политики. В его рамках можно выделить десяток-полтора самостоятельных «игроков» – глав всех поместных церквей и наиболее влиятельных монастырей. Духовенство Православного Востока было разделено на несколько соперничающих группировок. Установить их состав и интересы получается далеко не всегда. Группировки эти были неустойчивы, их члены перетекали из одной в другую, меняли политическую ориентацию, мотивы их поступков зачастую туманны, поведение противоречиво. Но при том что греческие семейно-клановые и земляческие структуры османской эпохи изучены пока очень слабо, можно попытаться хотя бы в первом приближении выстроить схему взаимодействия этих церковно-политических групп. 1458

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Касперовцы. Церковь Георгия Победоносца. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Тип сооружения: оборонная церковь. Церковь находится в селе Касперовцы, расположенном на месте слияния реки Серет (приток Днестра) и её правого притока – реки Тупы. Церковь возведена на левом берегу реки Серет, неподалёку от того места, где в Серет впадают воды Тупы. Поселение развивалось в долине двух рек, окружённой высокими холмами. 1469 год. Первое письменное упоминание села Касперовцы, которое тогда находилось на правом берегу реки Серет. Касательно датировки времени возведения храма нет единого мнения. В 1980-х – 1990-х годах считалось, что церковь была построена в 16 веке. В частности, 4-томник «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР» сообщал, что этот «памятник относится к малочисленной в настоящее время группе сооружений оборонной культовой архитектуры Украины XVI в.». Однако в конце 1980-х – начале 1990-х годов архитектор С. Юрченко, исследовавший церковь (и подготовивший на основе этого исследования проект её реставрации) пришёл к выводу, что датировка храма 16 веком ошибочна (С. Юрченко датировал возведение церкви концом 1640-х годов). В своих выводах он, в основном, опирался на обнаруженную в алтарной части церкви плиту с чёткой датировкой (1650 год). Однако выводы исследователя о том, что плита появилась в храме одновременно с его возведением, в глазах отдельных исследователей кажутся не достаточно обоснованными. 1619 год. Король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза (1566 - 1632) предоставил Якобу Ястребчику Лутомирскому привилегию - основать на территории села Касперовцы «за Серетом» (т.е. на левом берегу реки) город, который должен был получить название Лутомирск. Возможно, именно в этот период здесь был построен замок. 1-ая половина 17 века. Неизвестно, когда именно был возведён оборонный храм, однако есть косвенные свидетельства того, что строительство проходило ориентировочно в период 1619 – 1650 годов. Нижний порог – дата «1619» - это период основания города Лутомирска. На территории этого города и была возведена церковь. Верхний порог – дата «1650» - был получен во время обследований церкви (1989 год?), в ходе которого в алтарной части храма была найдена каменная плита с рельефным изображением креста и надписью под ним: «… сие помина раба Божия Григория года Божия AXH», где «AXH» - это дата «1650». Плита аутентичная – к ней примыкает якобы перовначальная штукатурка, а это, возможно, свидетельствует о том, что плиту в стену храма вмуровали перед тем, как стены церкви оштукатурили. Упомянутый в надписи «Григорий», вероятно, имел какое-то прямое отношение к строительству церкви, быть может, был её фундатором, потому и был удостоен эпитафии на плите, вмурованной в самую святую часть храма. Если информация плиты чётко отражает датировку финальной стадии возведения церкви, то можно предположить, что строительство церкви велось в течение 1640-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=28311

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010