Разделы портала «Азбука веры» ( 67  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Оптинское… В сентябре 1990 года, после вечерней службы в Оптину заехала грузовая машина из Донецко-Луганской епархии. В Софрино свечами, ладаном и иконами загрузилась и в недавно открытую обитель прибыла, так как в православной среде уже все знали, что в Оптиной пустыни был самый большой выбор православной литературы. Сегодня, когда вспоминаешь тот «выбор», невольно улыбаешься. Репринт малочисленный, местные брошюрки самиздатовского вида да молитвословы с Псалтирью. Впрочем, по тому времени это богатством считалось. Помню, как радовались небольшой книжечке Паисия Величковского «Крины сельные», которую в Минске удалось приличным тиражом выпустить. Главой донбасского «десанта» был епархиальный секретарь Донецкой и Луганской епархии отец Анатолий Пята. Епархию же в те годы возглавлял епископ Иоанникий (ныне митрополит на покое). На монастырской привратной вахте, когда узнали, откуда эта будка алюминиевая приехала, тут же мне сообщили, так как иных трудников из степей донбасских в монастыре на тот день не просматривалось. Встретил я секретаря епархиального, обитель ему немного показал и к нам в издательский отдел привел, где тут же получил внушение от зашедшего в отдел иеромонаха за то, что забыл об оптинском гостеприимстве, которое после поклонения святыням монастыря обязательно предполагает посещение трапезной. До позднего вечера беседовали мы с отцом Анатолием о книгах, новостях церковных и событиях донбасских. Затем повел я его по лесной тропинке к месту отдохновения от трудов праведных. Скитский храм Льва Катанского использовался в те годы как гостиница для паломников. На первом этаже была оборудована келья для приезжающих священников, и, хотя для отдыха и ночлега все было сделано вполне достойно, сырость времен запустения и разрухи пробивалась сквозь свежую штукатурку. Спастись от нее даже под теплым одеялом было невозможно. Поэтому, не мудрствуя лукаво, отправились мы обратно в монастырь. В издательском отделе было и уютнее, и теплее, да и диван имелся вкупе с чайником.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Рошко Всеволод Леонидович Содержание Вступление Предисловие Первая часть. История и историческая критика I. Святой Серафим и история. Проблемы и методы Метод Саровский монастырь и Дивеевская община Иоасаф, мнимый ученик Борьба наследников преподобного Серафима Редактирование свидетельств и их публикация II. Жизнеописание преподобного Серафима и историческая критика Человеческая сторона жизни преподобного Серафима История жизнеописаний преподобного Серафима Апокрифы, опубликованные Сергеем Нилусом Задача исторической критики Вторая часть. Жизнь святого Серафима Саровского Хронологическая таблица жизни и подвигов святого Серафима Саровского III. Этапы жизни святого Серафима Саровского Здоровье преподобного Серафима Призвание преподобного Серафима к исихазму Жизнь преподобного Серафима в общине Отшельнический период Слава преподобного Серафима Старец Серафим Период столпничества Преподобный Серафим и ученики Паисия Величковского Возвращение преподобного в монастырь и его жизнь в затворе Третья часть. Свидетели и свидетельства IV. Свидетели святого Серафима Саровского. Критическая оценка Донес ли до нас Леонид Чичагов содержание архивов полностью? Свидетели преподобного Серафима и их характеристики V. Дивеевские сестры, знакомящие нас со святым Серафимом Основание общины матерью Александрой Преподобный берет на себя заботу о дивеевских сестрах Мельничная община Сестры-основательницы 6-я тетрадь архивов Сестры-основательницы и свидетельницы Другие сестры-свидетельницы VI. Сопоставление параллельных свидетельств Первый эпизод Торжественная закладка канавки Второй эпизод. «Все сестры спасутся Третий эпизод Предсказание о лавре и революции VII. Мифы и реальность Эпизод с кротом Возмущение источника и декабрист Эпизод с медведем Преподобный Серафим и епископы Приложение 1. К читателю Приложение 2. Алфавитный список дивеевских сестер – современниц преподобного Серафима Приложение 3. Настоятельницы двух дивеевских общин Библиография     Вступление Знакомя отечественного читателя с исследованием русского католика протоиерея Всеволода Рошко, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи. Вопрос об окормлении правосл. паствы на территории Дунайских княжеств, Церкви которых в качестве Унгро-Влахийской митрополии и Молдавской митрополии находились в юрисдикции К-польского Патриархата, возник в ходе русско-турецких войн, которые велись с целью освобождения княжеств от зависимости от Османской империи. Присутствие в регионе российских войск позволяло РПЦ контролировать деятельность не только гос. администрации, но и Церкви и ввести новую структуру церковного управления - М.-В. Э. Впервые ставленник РПЦ оказался во главе Молдавской митрополии в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг.: в 1789 г. по ходатайству Г. А. Потёмкина местоблюстителем М.-В. Э. стал архиеп. Екатеринославский и Херсонско-Таврический Амвросий (Серебренников) († 13 окт. 1792). На титульных листах книг того времени, изданных в т. н. Новой типографии прот. Михаила Стрельбицкого в Яссах, он назван местоблюстителем, а сам прот. Михаил именовал себя «протоиереем Молдавии, Валахии и Бессарабии». В 1790 г. митр. Амвросий посетил Нямецкий в честь Вознесения Господня монастырь и возвел настоятеля мон-ря игум. прп. Паисия (Величковского) в сан архимандрита. 26 дек. 1791 г. митр. Амвросий хиротонисал в викарного еп. Аккерманского и Бендерского выходца из Трансильвании Гавриила (Банулеску-Бодони) . Вместе с рус. войсками митр. Амвросий покинул Молдавское княжество. 11 февр. 1792 г. по повелению имп. Екатерины II Алексеевны еп. Гавриил был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. Т. о. Унгро-Влахийская и Молдавская митрополии были инкорпорированы в состав РПЦ. После ухода российских войск из Дунайских княжеств митрополии вновь попали под юрисдикцию К-польского Патриархата. Митр. Гавриил остался в Молдавском княжестве и 19 июня 1792 г. за отказ отречься от кафедры был арестован по приказу нового молдав. господаря Александру Мурузи и под конвоем отправлен в К-поль. Патриарх Неофит VII лишил митр. Гавриила кафедры и предал анафеме. Благодаря вмешательству российского посла в К-поле В. П. Кочубея митр. Гавриил был освобожден и выехал в Российскую империю, где занял Екатеринославскую кафедру (май 1793), затем стал митрополитом Киевским (29 сент. 1799).

http://pravenc.ru/text/2564048.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Феофан Затворник. Разгребание песка 17 мин., 29.06.2023 Он провел двадцать два года в полном уединении. Его переписка составила десять томов. После смерти в его келье среди книг были найдены книги светских писателей, естественнонаучные труды. А также — токарный станок и фисгармония. Он — святой нашей Церкви, святитель Феофан, затворник Вышенский . Нас разделяет более ста лет — а он кажется нашим современником. По его книгам мы знакомимся с основами духовной жизни. Почему? Об этом мы беседуем с историком и философом Николаем ЛИСОВЫМ . Николай Николаевич ЛИСОВОЙ родился в 1946 году в городе Станиславе (ныне — Ивано-Франковск). Окончил в 1967 году Московский государственный заочный педагогический институт. Старший научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат философских наук. Скит как мир — Каким образом затворник может иметь влияние на культуру, ведь он живет в полной изоляции от людей? Нет ли противоречия в самой постановке вопроса? — Феномен монашества вообще по своей духовной природе очень тонок и противоречив. С одной стороны, мы знаем, что слово монах (monahos) в переводе с греческого означает — «уединенный», а с другой стороны, открываем стихиру преподобным и читаем: «Приидите, инок множества, днесь преподобного благочестно восхвалим» (из службы преп. Серафиму Саровскому 2 января). Святой Евфимий Великий собрал вокруг себя тысячу или даже полторы тысячи иноков, под началом преподобного Паисия Величковского к концу его жизни находилось около девятисот монахов. Выходит, монах — не столько «уединенный», сколько пребывающий «наедине с Богом». То есть человек, для которого в идеале никого, кроме Бога, как бы не существует. Поэтому любое монашество по сути своей — затвор: я остаюсь наедине с Богом, независимо от того, уйду ли я, как Мария Египетская, в Заиорданскую пустыню, или буду жить в многолюдной Троице-Сергиевой лавре, или в скиту, или в уединенной келье на Афоне.

http://foma.ru/razgrebanie-peska.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   28 листопада 2006 р. 15:30 29 ноября — память святого апостола и евангелиста Матфея [Стаття] Апостол Матфей — один из двенадцати, после вознесения Христа 15 лет проповедовал в Иерусалиме иудеям, затем побывал с проповедями в Сирии, Персии, Индии, где принял мученическую смерть. 27 листопада 2006 р. 11:54 28 ноября — память преподобного Паисия Величковского [Стаття] Для духовного возрождения России XVIII–XIX веков старец Паисий сделал не меньше, чем святой Сергий Радонежский для Московского Царства или Антоний Печерский для Киевской Руси, он был восстановителем монашеской традиции, главным делом его жизни стало возрождение в Православии школы старчества. 5 жовтня 2006 р. 15:41 Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на международной научно-богословской конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства» [Стаття] Москва, 5 октября. На прошедшей научной конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства» митрополит Крутицкий Ювеналий сделал доклад на тему: «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Афона в ХХ веке». 5 вересня 2006 р. 15:16 «Пастырь добрый». 5 сентября отмечается память священномученика Иоанна Восторгова. [Стаття] Всей своей жизнью отец Иоанн неустанно проповедовал веру Христову, и венцом этой проповеди стала его мученическая кончина, которой он засвидетельствовал свою веру даже до смерти. 4 вересня 2006 р. 18:54 Поздравительное слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в день его архиерейской хиротонии [Стаття] Москва, 4 сентября. На праздничных мероприятиях, посвященных 45-летию архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил Предстоятеля Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

С.В. Шумило 11. Письма прп. Паисия Величковского к Кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому 1. 1-е письмо от 2 июня 1768 года Велможному его милости господину господину преславнаго Войска Запорожскаго атаману кошевому, такожде и высокопочтенным и благороднейшим их милостем пану судии, пану писарю, пану/асаyлу, старшине войсковой и благородным их милостем панам атаманам куренним и всему преславному и благочестивому и премилостивому Войску Запорожскому, нашим премилостивым благодетелем. Благодать и мир от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и о Господе радоватися. Имеюще мы в незабвенной памяти премногая благодеяния от вас, милостивейших благодетелей наших, якоже прежде, в святой Афонской горе нам сущим соделанная, такожде и преселившимся оттуду Божиим изволением в Молдовлахийскую землю, ныне убожеству и бедности нашей делаемая нижайше благодарствуем, и благодарить навсегда словом и сердцем за таковое ваше убогому общежителству нашему милостивное благотворение и милосердное благопризрителство не престанем. Толико бо успе благодеяние ваше к нам и любовь, яко яве зависти востати, яже всякому доброму начинанию последовати обикла есть. Удивляемся же великимъ удивлением – откуду на убогое общежитие наше таковая клевета и таковая ложь происходит, яко ниже во ум приходило намъ, когда тое что услышали от прибывшаго брата нашего монаха Пахомия и кто суть они, лживы клеветы сшивающии; Разве котории за некоторое усмотренное в них непостоянство не приняты в общество наше, или завистию снедаеми, тайно поучающеся от всегда ненавидящаго добра врага рода христианскаго. И яко не устрашаются Господа глаголющаго: о праздномъ слове дати ответъ в день судный; Аще убо о праздномъ слове дати ответ требе, лжущии же явно всяко казнимы будут. Писано бо есть: погубит Господь вся глаголющия лжу. Но молимся к премилосердому Богу, да уразумит своею благодатию тех всех враждующих и наветующих на нас и дарует им приити в познание истины и в совершенное покаяние от злобнаго их умышления. Да не в конец предавши себе злобе и сами зле погибнут. Ныне убо милостивейшим благодетелям нашим, всему православноименитому Войску Запорожскому о себе подробну, якоже есть истина, объявляем: Да заградятся уста лживыхъ!

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Свято-Введенская Макариевская Оптина пустынь Свято-Введенская Макариевская Оптина пустынь Когда возникла Оптина пустынь - точно неизвестно. Известно, что монастырь это древний, но жившие там отшельники скрывались от людей. Вокруг был глухой лес, граница с Польшей, для хлебопашества места неудобные, никому не принадлежащие, потому и невидимы они были для людских глаз. Говорят, пришел сюда в двенадцатом веке разбойник Опт, жестокий душегубец, наводивший ужас на всю округу, покаявшись и приняв постриг с именем Макарий, и именно он из предводителей разбойников стал отцом иноков. А возможно, что это случилось позже - в XVI веке, и это был тот самый разбойник Опта, которого обратил прп. Герасим Болдинский… Много горестей испытала Оптина за время своего существования: и бесчисленные разорения от литовцев и поляков, и упразднения, но ждало ее и восстановление и великая слава. Прежде всего, духовная слава старческого служения. Старцев называют еще прозорливцами, потому что великая благодать дается старчеству - дар рассуждения, кроме очей физических, у них очень ясны очи духовные. У человека только возникает какая-то мысль, а они уже видят ее и причину ее, уже знают выход. Потому они - великие духовники, приведшие к покаянию и спасшие своими советами тысячи душ человеческих. Старцы - чудотворцы, излечивающие по вере и любви самые страшные болезни. Старчество оптинское началось с великого учителя монашеского " духовного делания " старца Паисия Величковского, ученики которого переселились в монастырь во главе со старцем Львом - первым Оптинским старцем. Настоятелем в то время был архимандрит Моисей, замечательный строитель при котором построили стену-ограду с семью башенками, новые братские корпуса, трапезную, библиотеку, гостиницы, конные и скотный дворы, черепичный и кирпичный заводы, мельницу, братское кладбище и весь скит. Нередко все это строилось только для того, чтобы дать работу местным жителям и прокормить их в голодные годы. При нем развели огромные огороды и фруктовые сады. В этом деле помогали бесчисленные паломники, притекавшие в Оптину, но и кормили бесплатно, даже когда и сам монастырь нуждался. Но и не во внешнем расцвете заслуга о. Моисея, а в том, что, сотрудничая со старцами Львом и Макарием, он положил начало ее духовному расцвету.

http://pravoslavie.ru/1941.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Цель исследования – рассмотреть проблематику греховности и спасения в религиозно-философской концепции представителя первой волны русской эмиграции XX в. Авраама Позова. В статье аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Александра Викторовича Зеленова анализируется интерпретация концепции греха А. Позова, истоки и виды греховности. Внимание уделено путям спасения человека, которые были сформулированы А. Позовым. Научная новизна заключается в раскрытии до этого момента практически неисследованного аспекта религиозно-философского наследия А. Позова. В результате была представлена целостная мировоззренческая картина решения проблематики греха и спасения, что позволило определить место А. Позова в отечественной религиозно-философской мысли XX в. Определено, что синтез, в качестве основы методологии А. Позова, соединил значительный объем мнений в вопросах греховности и спасения. При этом в соотношении телесного, душевного и духовного уровней определяется, что спасение может быть найдено только в теле. Вспоминаем доклад епископа Боярского (ныне митрополита Черкасского и Каневского) Феодосия, прочитанный на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности». В статье главного редактора издательства «Наследие Православного Востока» Андрея Петровича Власюка вкратце повествуется об истории написания и издания пяти «классических» житий прп. Паисия Величковского, три из которых были написаны на румынском языке (монахом Виталием, иеродиаконом Григорием Даскалом и схимонахом Исааком Даскалом), а два — на славянском (схимонахами Митрофаном и Платоном). Автор описывает как основные различия этих произведений, так и их связи и зависимости. В конце статьи автор дает свою версию ответа на вопрос: какими соображениями руководствовались отцы Оптиной пустыни, когда выбирали для публикации именно житие, написанное Платоном.

http://bogoslov.ru/index.html

Скачать epub pdf Преподобный Лев (1768 – 11/24 октября 1841) Первый оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) вступил в число братии Оптиной пустыни в 1797г. В 1801 г. послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. В 1804 г. преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. В то же время он встречает ученика старца Паисия (Величковского) схимонаха Феодора, который обучает ею высшим степеням духовной жизни. В 1829 г. иеромонах Леонид с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь, настоятель которой, прп. Моисей, поручил ему окормление братии и богомольцев. Старчество иеросхимонаха Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Простой люд говорил о нем: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые». Указание пути ко спасению Молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, суть великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда – уповать, любовь – любить Бога, и сии три добродетели все равно нужны нам ко спасению, без сих никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастися. Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия... Уверен, что крест ваш... тяжел для вас, но спасителен, хотя вам и кажется, что вы согрешаете роптанием, но и о сем после раскаиваетесь и к благодарению преклоняетесь; не ведая судеб Божиих, устраивающих вся вам на пользу, должно предаваться в Его святую волю, укрепляя себя верою и надеждою. Ежели бы Бог вас не любил, не послал вам такого креста – болезни и сострадание... Старайся хранить свои чувства, а особливо зрение, и продолжай свое безропотное находящих неприятностей терпение со благодарением, и когда с помощию Божией будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все оное своим грехам, а при получении в сердце скорбей молиться по заповеди Господней за творящих вам напасть, тогда явственно ощутишь в сердце своем радость и утешение неизреченное, мир помыслов и любовь к Богу и ко всем, не токмо живущим с тобою, но и прочим...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Скачать epub pdf Преподобный Макарий (20 ноября 1788 – 7/20 сентября 1860) Преподобный Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов) родился в семье орловских дворян. В 1810 г. Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В пустыни прп. Макарий был учеником старца Афанасия, ученика прп. Паисия (Величковского) , а позже сблизился с иеромонахом Леонидом (впоследствии оптинским старцем Львом). Послушание последнему продолжилось и в Оптиной пустыни, куда прп. Макарий перешел в 1834 г. В 1836 г. иеромонах Макарий был назначен братским духовником Оптиной. Семь лет прп. Макарий вместе со старцем Львом руководили духовной жизнью братии и множества мирян. При прп. Макарий широко развернулась издательская деятельность монастыря. Личность старца Макария содействовала обращению к Православию многих русских светских писателей и мыслителей. Насельники Оптиной называли период старчествования прп. Макария золотым веком обители по причине установившегося под влиянием старца внутреннего и внешнего строя жизни братства, напоминавшего одну родную духовную семью. Указание пути ко спасению Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние. Пред Богом приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию. Если мы будем стараться очищать сердце свое от страстей.., то, по мере очищения, благодать Божия будет отверзать очи сердечные к видению света истинного: «Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят» 8 , но тогда, когда и смирением усовершат себя, ибо смиренным открываются таинства. Не забывайте о смирении, которое нужно сопрягать со всяким добрым делом, без коего дела нам не принесут пользы, а паче повредят, что на многих видим исполнившимся. Хотя вы поститесь, хотя молитесь или милостыню даете, – опасайтесь мысли, что добро делаете, которую старается враг приносить, дабы все плоды погубить и душу отщетить от Бога. Духовная жизнь не в том только состоит, чтобы вкушать внутренние ее сладости и утешения, но в том более, чтобы терпеть благодушно лишение их и прочие скорби. От всех сих познается наша к Богу любовь, когда несем их благодушно; познавая свою немощь и нищету, смиряется от сих...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010