Закрыть Преподобный Паисий Величковский - монах и переводчик 28.11.2015 264 Время на чтение 6 минут «Избранный иноческого жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие, премудре, старчества духовного в стране нашей возродителю»,- это слова кондака преподобному Паисию Величковскому, память которого совершается 28 ноября (по н. ст.). Очень сложно полностью оценить и рассказать о влиянии, оказанном преподобным Паисием на духовную жизнь православных верующих России, Украины , Молдавии, а также Румынии. Начав свой монашеский подвиг в монастырях Украины, преподобный продолжил его на Святой Горе Афон, затем основал обитель в Молдовалахии, найдя свое последнее земное пристанище в румынском Нямецком монастыре. Преподобный Паисий был не только строгим аскетом и подвижником. Практически всю свою жизнь он посвятил делу перевода и распространения святоотеческих творений. Сын священника Преподобный Паисий (в миру - Петр) родился в Полтаве 21 декабря 1722 года. Оба его родителя, протоиерей Иоанн и Ирина, происходили из потомственных священнических семей. С юных лет Петр имел стремление к монашеской жизни, собрав вокруг себя группу друзей-единомышленников, желавших только одного - монастырского уединения. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр Величковский вступает на путь монашества. В 1746 году, в возрасте 24 лет, побывав в монашеских обителях Украины и Молдавии, постриженный в рясофор с именем Платон, будущий старец и наставник многих святых подвижников отправляется на Афон. Через четыре года пребывания на Святой Горе он принимает постриг в мантию с наречением имени Паисий. Именно здесь, на Афоне, у преподобного Паисия проявляется особенный интерес к аскетическому наследию древних подвижников (хотя святоотеческие тексты он начал собирать еще в юношестве). Святоотеческие сочинения стали для преподобного руководителями и учителями в духовной жизни. Книги - главные наставники

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Закрыть Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея К 210-летию со дня преставления 26.10.2020 698 Время на чтение 19 минут История обители – это прежде всего летопись жизни и духовного ратничества ее подвижников, которые своей святостью стяжали у Господа дары смирения, любви к Богу и ближнему и которые ныне предстательствуют у Престола Небесного Царя за весь православный мир. В нынешнем году отмечается 210 лет со дня преставления старицы-монахини московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря Досифеи, которая находилась в духовном общении с известными старцами-духовниками Новоспасского монастыря Филаретом (Пуляшкиным) и Александром (Подгорченковым). Как свою духовную наставницу, ивановскую старицу почитали преподобный Моисей Оптинский, настоятель Оптиной пустыни, и его брат игумен Исаия II ( Путил ов), настоятель Саровской пустыни. Преподобный Моисей Оптинский писал: «Духовно-мудрая старица блаженной памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути в жизни монашеского К юбилею подвижницы в Иоанно-Предтеченском монастыре прошла научно-практическая конференция, материалы которой были собраны в сборнике «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления». Сборник – это первое современное церковно-историческое исследование, посвященное ивановской старице, выполненное на качественном научном уровне. На основе многих известных и вновь выявленных источников в книге собраны свидетельства об историчности монахини Досифеи, ее высокой подвижнической жизни, близости к духовной традиции преподобного Паисия (Величковского) и действенной молитвенной помощи, которую старица оказывала всем, кто к ней обращался. На портале «Монастырский вестник» Синодального отдела по монастырям и монашеству были опубликованы статьи постоянного автора сайта Нины Ставицкой о жизни и духовных подвигах ивановской старицы «Монахиня Досифея и ее вклад в возрождение русского старчества» и «Внутренний подвиг монахини Досифеи и ее почитание. Поиски и находки» .

http://ruskline.ru/opp/2020/10/26/staric...

Игумен филарет – строитель и возобновитель глинской пустыни (1817–1841) Глава IV Среди выдающихся подвижников XIX века видное место занимает Глинский игумен Филарет (Данилевский) . Он был настоятелем пустыни в течение почти четверти века (с 11 мая 1817 года по день своей кончины – 31 марта 1841 года). Воспитанник таких знаменитых обителей, как Киево-Печерская Лавра и Софрониева пустынь, он духовно возрастал под руководством настоятеля Дальних Киево-Печерских пещер старца о. Трифиллия 428 и настоятеля Софрониевой пустыни старца о. Феодосия (Маслова). Последний был другом и сотаинником знаменитого подвижника-схиархимандрита, преподобного Паисия Величковского 429 . Промысл Божий вел Своего избранника по пути иноческой жизни, а позднее и к должности игумена Глинской пустыни, для которой он, как никто из предшествовавших настоятелей, очень много сделал в отношении ее внешнего благоустройства и внутреннего благолепия. Отец Филарет по праву именуется духовным возродителем и возобновителем этой обители, поскольку им введено множество духовных и внешних преобразований. В многочисленных жизнеописаниях игумена Филарета 430 авторы характеризуют его в трех основных аспектах: 1) как настоятеля, возобновителя Глинской пустыни; 2) как духовного возродителя обители, духовно-опытного старца – наставника братии; 3) как поборника и распространителя святоотеческого учения, деятельность которого была известна далеко за пределами Глинской пустыни, почти по всей России. Именно в этом плане, а также в связи с раскрытием жизни Глинской обители и будет описана его духовная жизнь и благополезная деятельность 431 . Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский) родился в Польской Украине в 1777 году в благочестивой христианской семье. По происхождению он «был малоросс из черноморских воинов…» 432 . Большое влияние на его воспитание оказала мать – благочестивая Феодосия, от которой он получил и первые уроки христианской добродетели и основы нравственной жизни. С детских лет Фома отличался незаурядным природным умом, кротостью, трудолюбием, любознательностью, любовью к посещению храма Божия. Первоначальное образование восьмилетний отрок получил от благочестивой и богобоязненной старицы, вдовы протоиерея, имя которой осталось неизвестным. Свои знания Фома сразу же начал применять, помогая причетникам Церкви в чтении и пении. Вскоре он изучил церковный устав. В юношеском возрасте Промыслом Божиим он посетил с одним протоиереем Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Дальних пещер старец иеромонах Трифиллий предложил Фоме остаться у него келейников и канонархом, что и определило впоследствии весь его духовный жизненный путь. Святость места, близость к почивающим в пещерах нетленным мощам угодников Божиих, благоговейное богослужение – все это возгревало молитвенное состояние юного послушника, укрепляло его веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

иеромонах Агапит (Юрков) Преподобный Феодор Санаксарский как самобытный возродитель русского монастырского старчества второй половины XVIII века Скачать epub pdf Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия иеромонаха Агапита (Юркова) Свято–Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 2002 Содержание Введение Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Глава 2. Образ старчествования преподобного Феодора, его прижизненное и посмертное почитание и прославление в лике святых Глава 3. Гимнография, посвященная преподобному Феодору Заключение Библиография     Введение Прославленный 10–11 июля 1999 года первым из теперь уже целого сонма святых Саранской и Мордовской епархии преподобный старец Феодор Санаксарский (1718–1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) никогда не был обделен вниманием писателей, издателей и ученых. Его славное имя, строгая подвижническая жизнь, ревностное старческое служение и удивительные по самоотверженности подвиги были отмечены и деятелями церковно–исторической науки. Достаточно упомянуть таких ученых мужей, как Игорь Корнильевич Смолич (27.01.1898–2.11.1970), подобно святому Феодору бывший в свое время офицером и писавший о нем в своих широко известных трудах «Жизнь и учение старцев» (1936) и «Русское монашество. 988–1917» (1952); протоиерей Сергий Четвериков , наиболее глубоко исследовавший жизнь, учение и влияние на православное монашество Молдавского старца Паисия Величковского и упоминавший о заслугах старца Феодора Ушакова в своем фундаментальном труде «Правда христианства», в разделе о росте православного старчества в XVIII и XIX веках; и Иван Михайлович Концевич (13.10.1893–6.07.1965), также бывший офицер, выпускник Парижского Богословского института, преподававший затем Патрологию в Свято–Троицкой Духовной Семинарии, и автор вышедшей в 1952 году книги «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси», которая стала впоследствии первой главой задуманного им большого труда «Оптина пустынь и ея время», увидевшего свет уже после его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Изучение трудов св. Епифания Кипрского в Московской духовной академии и его отношение к святым иконам как одна из перспектив для будущих исследований и переводов Источник Скачать epub pdf В своем докладе на конференции, прошедшей на Кипре с 8 по 11 мая 2008 г., преподаватель Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов) , рассказывая о том, как изучалось наследие святого Епифания Кипрского в России, пытается также восполнить одну из существенных лакун в исследованиях о святом Епифании и рассмотреть его отношение к иконам. В приложении публикуется греческий вариант доклада. Содержание 1. Русские переводы 2. Исследования     В нашем докладе будет сказано о том, как изучалось наследие св. Епифания в России, а также будет предпринята попытка отчасти восполнить одну из существенных лакун – рассмотреть его отношение к святым иконам в контексте его собственного учения и сквозь призму восприятия иконоборцев и иконопочитателей. Св. Епифаний Кипрский – богослов, аскет, ересиолог, полемист – в основном известен русскому читателю благодаря русским переводам его творений. Переводческая деятельность имела особое значение для Руси. Через перевод русские любомудры могли приобщиться к драгоценной сокровищнице Православия. Переводили в основном греческих отцов, среди славянских рукописей хранились переводы из св. Иоанна Златоуста , Василия Великого и др. Вскоре после крещения Руси в духовно-культурном центре Киево-Печерской лавре братия занималась изучением святоотеческих творений. Впоследствии в Троице-Сергиевой Лавре, основанной прп. Сергием Радонежским, неоднократно предпринимались попытки собрать и преумножить святоотеческое достояние, в сер. XVI в. здесь действовала переводческая школа, созданная прп. Максимом Греком . Важнейший импульс для филокалийного возрождения в России дала нямецкая школа прп. Паисия Величковского на территории современной Румынии. В XIX в. центром перевода аскетико-созерцательных отцов становится Оптина Пустынь, перевод историко-богословской литературы стал уделом Духовных Академий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Книга 1. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса Глава I. История изучения Макариевского корпуса и постановка проблемы Творения, вошедшие в так называемый Макариевский корпус, оказали глубочайшее воздействие на историю христианской духовности средневековья и нового времени, по праву почитаются одной из вершин православной мистики и подлинным выражением Предания. Среди направлений распространения CM в период его «рукописной жизни» можно особо выделить древнюю сирийскую литературу: в VII в. Дадишо Катрайа и св. Исаак Сирин цитируют произведения прп. Макария Египетского ; в VIII – Иосиф Газзайа и особенно Иоанн Дальятский испытывают его влияние. Эти авторы цитируют произведения из CM в основном по сирийскому переводу, но иногда используют и греческие слова 18 . Вполне вероятно, что Макария читал и прп. Симеон Новый Богослов , хотя этот вопрос не решен окончательно. До XI в. византийские авторы, тем не менее, хранят удивительное молчание о творениях прп. Макария Египетского . Помимо обширной переработки Великого послания, выполненной свт. Григорием Нисским , редкие отрывки или намеки на творения CM можно найти у прп. Марка Подвижника , Диадоха Фотики йского , Каллиника, в апофтегмах, у Варсануфия Великого, в греческой версии творений аввы Исайи , у Павла Эвергетидского, Михаила Глики и в псевдо-хризостомике 19 . Свое триумфальное шествие Духовные беседы начали только после победы исихастов, в кругу которых 20 творения Макария пользовались величайшим авторитетом (например, св. Григорий Палама прямо цитирует Макария). Соответственно, древнерусские переводы CM получили широчайшее распространение 21 . В книгу прп. Паисия Величковского Восторгнутые класы включены главы из Пс.- Марка Подвижника , входящие в CM 22 . На латинском западе в средние века (влияние Корпуса на прп. Иоанна Кассиана остается под вопросом) были переведены Сто пятьдесят глав, представлявшие собой подборку из творений прп. Макария, выполненную византийским автором Симеоном Логофетом 23 в популярном жанре «глав».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский скит, основанный в 1821 году Филаретом, архиепископом Калужским, впоследствии митрополитом Киевским. Сюда им вызваны были из глубины Смоленских лесов знаменитые отшельники того времени Моисей, Антоний и другие ученики Паисия Величковского. Здесь хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Центром Оптиной пустыни, ее сердцем, принесшим ей широкую духовную славу, был скит Иоанна Предтечи. Это было место пребывания святых оптинских старцев. Это к ним шли паломники за духовной поддержкой, мудрым советом, молитвенной благодатью. Строительство скита в Оптиной пустыни было одобрено митрополитом Филаретом, который благословил его. По прибытию в Оптину пустынь отец Моисей с братией взялись за расчистку местности. Пришлось рубить и выкорчевывать вековые деревья, все делалось в ручную. Скит решили построить поблизости от обители - не более полукилометра. Сначала построили дом для насельников, затем скитскую церковь и кельи. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет. Также было посажено множество ягодных кустарников. Было выкопано 2 пруда. 1840 год можно считать началом серьезного укрепления старчества. В 1918 году скит был закрыт, но не разрушался. Здесь поочередно был то музей, то дом отдыха, то жилье. Заново его открыли и отремонтировали в 1990 году. За оградой находятся 2 храма, колокольня, 11 жилых и хозяйственных помещений. В настоящее время скит для мирян недоступен. Посетить его можно только по двум престольным праздникам – в июле и сентябре. Оптинский скит св. Иоанна Предтечи Господня находится на восточной стороне обители, в глубине монастырского леса. От монастыря ведет к нему небольшая, усыпанная песком тропинка, извиваясь на расстоянии 170 сажен, под природным навесом вечно зеленеющих сосен и елей; она приводит прямо к благолепным скитским св. вратам; еще издали виднеется позлащенный крест устроенной над ними колокольни. – Здесь благоговейное внимание посетителя невольно останавливается на святых изображениях, которыми украшены св. врата извне и извнутри. – И точно, эти изображения, как плод благочестивой мысли блаженного Старца иеросхимонаха Макария, стоют того, чтоб подолее заняться ими:

http://sobory.ru/article/?object=05225

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ВЕЛИЧКОВСКИЙ (рубеж 40-х и 50-х гг. XVII в.- сент. 1701, Полтава), свящ., поэт. Происходил из священнического рода, получил образование, вероятно, в Киево-Могилянской коллегии в 60-х гг. XVII в. Его учителем и покровителем был игум. Варлаам (Ясинский ; впосл. митрополит Киевский). С нач. 70-х гг. XVII в. И. В. служил в Чернигове (возможно, перед этим - в Новгороде-Северском) у Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) . Был близок к сотрудникам типографии при Черниговской архиепископской кафедре, вероятно, и сам принадлежал к «товариству куншту типографського», выполнял функции редактора и корректора. В Чернигове И. В. жил не менее 10 лет. Здесь он женился на дочери полтавского протопопа Луки Симеоновича Марии и был рукоположен во иерея. С 1687 г. И. В. жил в Полтаве, предположительно с этого года и до смерти служил в Успенском соборном храме. Стал родоначальником династии священников, служивших в этой церкви, был дедом схиархим. прп. Паисия (Величковского) . Известен судебный процесс, к-рый велся в 1698 г. между И. В. и полтавской жительницей Катрой Павловной из-за спорного участка леса. Один из наиболее ярких представителей стиля барокко в укр. поэзии, И. В. известен как автор панегириков, эпиграмм, лирических и курьезных сочинений религиозного и светского содержания, теоретик фигурного стихосложения, переводчик. В основе его панегирика «Lucubratiuncula» (лат.- ночной труд), написанного в 1680-1683 гг. (на польск. яз. с вставками на латинском; единственный сохранившийся печатный экземпляр (Чернигов, 1684), происходящий из б-ки С. В. Величко, находится в РГАДА (ОРИ-иностр. 17918)), лежит евангельская притча о зерне, которое дает богатые плоды. Зерно символизирует архиеп. Лазаря (Барановича), плоды - его добрые дела. В духе лит. традиций барокко в панегирике представлены как библейские (Богородица, апокалиптический Агнец), так и античные образы (Минерва, Сизиф, Тантал, Ахилл). Приводятся польск. и лат. цитаты из Библии и сочинений Овидия. Текст «Lucubratiuncula» состоит из 272 строк, поделенных на 68 сапфических строф. Панегирик гетману И. Самойловичу «Дедаловы вирши» (1687) построен на древнегреч. мифе о Дедале и содержит призыв к реализации веры в делах и советы правителю: «церкви муровати», «учених любити», «наукам патроном особливым быти». И. В. преподнес текст в дар Самойловичу вместе с образом прп. Иоанна Кущника, патрона гетмана. Текст панегирика вошел в летопись С. В. Величко (1720) как исторический документ.

http://pravenc.ru/text/469842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Игнатий (Лебедев). Фотография. 20-е гг. XX в. (Лебедев Александр Александрович; 28.05.1884, г. Чухлома Костромской губ.- 11.09.1938, г. Алатырь, Чувашия), прмч. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской), схиархим. Из благочестивой семьи потомственного почетного гражданина. В 1894 г. поступил в Солигаличское ДУ, по окончании к-рого учился в Костромской ДС. В 1903 г. поступил в Казанский ветеринарный ин-т. В Казани примкнул к кружку церковной молодежи, к-рым руководил прп. Гавриил (Зырянов) , старец Седмиезерной пуст., благословивший А. Лебедева 25 апр. 1905 г. на принятие монашества. После получения согласия родителей на выбор иноческого пути посетил Смоленской иконы Божией Матери Зосимову пустынь и попросил игум. прп. Германа (Гомзина) принять его в число братии, к-рый велел сначала окончить ин-т. А. А. Лебедев сдал экзамены, но не дожидаясь получения диплома о завершении образования и не заезжая к родителям, 4 мая 1908 г. прибыл в Зосимову пуст. Первым послушанием его стал уход за скотом. Он также пел на клиросе, был канонархом, работал в аптеке, в поле, в просфорне; как имеющий ветеринарное образование, лечил животных. 12 июня 1909 г. официально зачислен послушником мон-ря. 17 марта 1910 г. пострижен в рясофор. Значительную часть времени посвящал чтению духовных книг. Изучал «Добротолюбие» , труды прп. Симеона Нового Богослова и свт. Исаака Сирина в переводе прп. Паисия (Величковского) , свт. Игнатия (Брянчанинова) . 18 марта 1915 г. пострижен в мантию с наречением имени Агафон. Исполнял обязанности письмоводителя при игумене, в случае необходимости лечил братию мон-ря. 15 дек. 1918 г. Волоколамским еп. Феодором (Поздеевским) рукоположен во диакона, 9 окт. 1920 г. Патриархом Московским и всея России св. Тихоном - во иерея. В нач. 1923 г. по благословению старца Зосимовой пуст. прп. Алексия (Соловьёва) переехал в Москву, где жил в семье духовных детей старца.

http://pravenc.ru/text/293439.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Василий Поляномерульский. Икона. XX в. Румыния (Пояномэрульский) (ок. 1692 - 25.04.1767, скит Пояна-Мэрулуй [Poiana Mrului], Молдавия), прп. (пам. 25 апр., пам. рум. 15 апр.), схим. Основные сведения о В. П. содержатся в «Автобиографии» прп. Паисия (Величковского) . Как сообщает прп. Паисий, до переселения в Валахию В. П. жил в России и в Мошенских горах (недалеко от Киева) ( Tachiaos. P. 76-77). Нек-рые исследователи (Г. Кокора, П. Давид и др.) предполагают малороссийское происхождение В. П. и даже его родство с прп. Паисием, однако Д. Ракканелло опроверг эту гипотезу ( Raccanello. La preghiera. Sibiu, 1996. P. 37). По-видимому, В. П. покинул родину в 20-х гг. XVIII в., когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 г., запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и укр. обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII в. мн. рус. и укр. иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем В. П. поселился в пуст. Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно стали собираться монахи. Ок. 1730 г. из-за увеличения числа братии В. П. ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского мон-ря, к-рый являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата В. П. начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы (строительство завершено в 1733). В. П., возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила св. Василия Великого и богослужение по афонскому уставу, как было принято в др. румын. обителях. Впосл. Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством В. П. находились 11 скитов и пустыней.

http://pravenc.ru/text/149765.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010