Кроме того, и «препрославный словенский язык» также весьма непрост (он превосходит «многия языки красотою своею и глубиною и преизобилием речений, паче же всего преближайшим к еллиногреческому языку уподоблением несравненно превосходить» 217–218)), так что сам Паисий, «родимец Полтавский», т.е. природный славянин, признавался, что «едва часть некую речений» знает. Соответственно старец Паисий нарисовал образ идеального переводчика и переписчика, к которому предъявляются весьма высокие требования: «преводителю» и «преписателю» книг «должно есть быти совершенно учену, и не точию во всем грамматическом учении и правописании и всесовершенном ведунии свойствы обоих языков быти совершенну, но еще и самых высоких учений, пиитики, глаголю, и риторики, и философии, еще же и самыя богословии не перстом коснувшуся» (216–217). Поскольку квалифицированные переводчики весьма редки, а «неискусные преписатели» 791 , напротив, обретаются в большом числе, славянские святоотеческие книги, по свидетельству Паисия, «толико в преводе имуть, яко мне уже и помыслити страшно». Наряду с описками, тексты кишат опустками, т.е. пропусками слов и фрагментов текстов. В итоге, продолжает старец, поскольку книги «тмочисленная себе прюбретоша погрушения» (226), «обретохом злато словес святых валяющееся в блате неправописания» (221) 792 . Для исправления неисправных переводов требуется сличение их с греческими оригиналами: «исправити же их совершенно, без достоверных еллиногреческих (книг), отнюдь не возможно» (220). Казалось бы, можно получить исправный славянский текст путем сопоставления имеющихся рукописей и выявления в них исправных мест, но этот путь не привел св. Паисия к успеху 793 . Как видим, грамматико-смысловые погрешности, представленные в славянорусских рукописях, в далеком прошлом отмечались неоднократно. Серьезный комплексный анализ феномена неисправности переводных рукописных текстов предприняли приснопамятные Максим Грек и Паисий Величковский – старцы, имена которых тесно связаны с Афоном. Список литературы Верещагин Е.М. 2001 – Церковнославянская книжность на Руси: Лингвотекстологические разыскания. М., 2001. Древнейший сборник 2006 – Древнейший славянский богослужебный сборник Ильина книга. Факсимильное воспроизведение рукописи. Билинеарноспатическое издание источника с филолого-богословским комментарием/Подготовил Е.М.Верещагин. М., 2006. Житие и писания 1847/2001 – Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . М., 1847 (допечатка: Оптина пустынь, 2001). Иванов А. И. 1969 – Литературное наследие Максима Грека : Характеристика, атрибуции, библиография. Л., 1969. Ильина книга 2005 – Ильина книга. Рукопись РГАДА, Тип. 131/Лингвистическое издание, подготовка греческого текста, комментарии, словоуказатели В.Б. Крысько. М., 2005. Каган М.Д. 1992 – Евфросин//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. СПб., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сия рек вкратце, возвращаюсь на предреченная. 28. Паисий вселяется в келлию. 29. Не обретает старца Достигше, глаголю, Паисий и Трифон во святую Афонскую гору и исшедше из корабля, внидоша во святую лавру преподобного Афанасия и препочиша мало от пути, благодаряще со слезами Христа Бога и Пречистую Его Матерь, яко сподоби их достигнути во святый ея жребий. Исшедшим же им от лавры к своим братиям Славенского языка, под монастырем Пантократором пребывавшим, спутник отца нашего иеромонах Трифон от простуды люте заразися, и паде в недуг неисцелен, в немже четыре дни болев, скончася. Паисий же близ братий онех вселися в едину коливу, именуемую Кацарис. Водворився же тамо, обхождаше отшельники и пустынножительныя отцы, ищуще по намерению своему некоего духовного отца, в делании монашестем предуспевающа и в Божественных и отеческих писаниях искусна, седяща в безмолвии наедине в тишине и нищете, ему же бы могл предати себе в послушание. Но не обрете такового, по смотрению судеб Господних, и желаемого души своей послушания не получи: возложив убо себе на промысл Божий, седяше един. Бе же тогда блаженному 23 лет от роду (1747). 30. Новые подвиги юного старца Кто же может исповедати вся его подвиги, егда пребываше един с Единым Богом, сущу ему в разженном Богорачении. Коего убо понуждения и воздержания, поста, алчбы и жажды, воздыхания и сетования, и коленопреклонения не понесе! Киих молений, слез же горьких и стенаний из глубины сердечныя не испусти! Киих браней противу ярости, похоти же и возношения, взимающегося на разум Божий, и лютого безмолвнику уныния и противу иных злых страстей, Богу помогающу, не одоле! Киих же искушений и злостраданий, болезней и немощей и скорбей душевных и телесных не претерпе! К сим прилагахуся недоумения, безнадежия и отчаяния приражения, страшная же и лютая мысленная борения, от зависти бесовския. Вся же та юный старец, верою и любовно ко Христу Богу прилепляяся, о укрепляющем его Господе побеждаше: и за победу Христу Богу коликих от всего сердца и от всея души теплых слез и благодарений не излия и не принесе! Коленопоклонения его, псалмопение же и чтение святых писаний ненасытное кто может исчести! Воздержание же его бе таково: во вторый день ядяше единою сухарей точно с водою, кроме субботы, недели и праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

За созидание бо храмов временных и тленных созидает вамъ Христос храмину не рукотворенну на небесех. За украшение обителей украсит душу вашу венцем не увядающим, за приодеяние нагих удов Христовых одеет душу вашу нетленныя одеждою, и сподобит в небесном своем чертозе вечне наслаждатися божественныя своея славы. Всех же сих преимуществ мы, ваши богомолцы при всегдашних наших аще и маловременных молитвах получити вашей велможности усердствуем. Вашея велможности высокопочтеннаго и милостивейшаго благодетеля всех временних и вечных благ желатели, всеусердейшии богомолци и низкие слуги. Молдовлахийския общежителныя Святаго Духа обители Драгомирны игумен иеромонах Паисий со всею о Христе братиею. 1772 года, Марта, 18 6. 2-е письмо от 18 марта 1772 года Високоблагородному и достойнопочтенному господину преславныя Сечи Запорожския главному писару Иоанну Яковлевичу, премилостивейшшему благодетелю и добродееве мира, здравия и спасения и о Господе радоватися. Христоподражательныя вашего високоблагородия дела, милость, милосердие и щедроти явствуютъ вас, что искренно последуете стопам премилостивейшаго своего владики, егда уподобляючись милосердию онаго, охотно отверзаете свою прещедрую благодетелскую к нашей убогой обители руку, от котория милостиво растворенныя вашея доброхотныя руки получили мы, ваши молитвенники, щедрую милостиню и многократное благопризретелство ко братии нашей показанное чувствуючи. Вси обще единодушно и единомысленно припадая к стопам вашего високоблагородия благодарим попремногу и по жизнь нашу благодарити долженствуем, умоляючи благость Божию да подаст всевышный вам, нашему величайшему благодетелю здравие долгоденственное, житие душеспасителное и совершенное одоление и победу на варвари враги богоборныя магометани, и да сохранит дражайший вашего високоблагородия живот под крилома своея благости ненаветен. О чем умоляючи его всемогущество несумняся уповаем, что якоже ми по должности своей богомолческой вписали имя ваше и покойних родствеников вашего високоблагородия во всегдашнее незабвенное при безкровной жертве вечное поминовение, тако вписанно есть в книзе живота вечнаго и незабвенно пребудет якоже имя ваше, такл и милостивое подаяние до страшнаго суда Божия. За которое подаяние наградит вашему високоблагородию стосугубо праведнейший мздодатель и милостивый владика жизнию вечною, блаженством присносущним, радостию неизглаголанною и всякими мирними и премирними небесными преимуществами. Сего мы, яко величайшему нашему благодетелю богомолчески получити усердствуем. Вашего високоблагородия временних и вечных благ искреннии желатели и всегдашннии богомолци молдовлахийския общежителныя обители Драгомирны Игумен иеромонах Паисий со всею о Христе братиею. 1772 года, Марта, 18, З Драгомирны. Читать далее Источник: Киев; Серпухов: Международный институт афонского наследия в Украине; «Наследие Православного Востока»,2015. – 128 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Но для того чтобы предлагать эту духовную пищу братии, он должен был сначала перевести творения на русский [церковнославянский] язык, а переведенные исправить, сличив с под- 1 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. С. 45-46.   линниками. На Афоне он изучил древнегреческий язык и употребил это знание на пользу братии. Почти все ночное время уходило у него на эти письменные труды, они стоили ему немало забот, нечужды они некоторых литературных недостатков, тем не менее ими он, можно сказать, обновил аскетическую литературу. Многочисленными его учениками они разнеслись по лицу всей России и вместе с основаниями старческими послужили к восстановлению монашества на Руси. Вообще же можно сказать, что для XIX века Паисий Величковский был тем же, чем преп. Сергий для XV века, если взять для сравнения, конечно, одну только сторону деятельности преп. Сергия, т. е. обновление монашества. Паисий стал родоначальником русского монашества · в XIX веке, благодаря своим ученикам, которые разошлись по всем уголкам России и разнесли с собою предания старчества и его собственные переводы отцов подвижников. Мы не будет перечислять учеников о. Паисия: их было великое множество. Мы укажем лишь на то, что все они внесли в монастыри тот дух, тот строй жизни, который был в Драгомирне и Нямце при о. Паисий. Один из ближайших учеников о. Паисия, схи-   монах Феодор, был старцем и руководителем о. Леонида, первого оптинского старца. Благодаря последнему старчество насадилось и в Оптиной пустыни. Той же Оптиной пустыни выпало на долю осуществление другого дела о. Паисия, т. е. издание его переводов. Таким образом, Оптина пустынь явилась преемницей и наследницей духовного имущества о. Паисия. Нигде из русских монастырей старчество не было поставлено так твердо, так прочно, нигде оно не пустило так глубоко корней, как в ней. Недаром И. В. Киреевский заметил: «Если хотите узнать основательно дух христианства, то необходимо познакомиться с монашеством; а в этом отношении лучше Оптиной пустыни трудно найти» ι. Но для того чтобы так высоко поднять монашество, мало усилий одного человека, надо было такого настоятеля, который, сам будучи высокой духовной жизни, понимал бы все глубокое значение старчества и всеми мерами старался о насаждении и укоренении его. И такого настоятеля Оптина пустынь получила в лице о. Моисея, к которому мы теперь и переходим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Часть пятая. Ученики старца Паисия на Афоне, в Молдавии и в России Рост православного старчества в XVIII и XIX веках «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» ( Мф. 13, 33 ). Если бы все дело старца Паисия Величковского заключалось в примере личной святости, в устроении монашеского общежительного братства на древних святоотеческих основаниях и в исправлении святоотеческих книг, то и в таком случае это дело было бы немаловажно для православной Церкви и православного монашества и общества. Но старец Паисий сделал больше: он создал школу духовной жизни, он пробудил в православном монашестве широкое духовное движение, он зажег сердца многих любовью к духовной жизни, возбудил стремление к внутреннему монашескому подвигу, к духовному деланию. Под влиянием старца Паисия Величковского в православном иночестве воспиталось много замечательных подвижников, всецело усвоивших заветы старца. Постоянной молитвой, неослабным вниманием к себе, самоиспытанием, внутренней борьбой с помыслами, откровением помыслов, послушанием и смирением, внимательным изучением святоотеческих книг и соблюдением евангельских заповедей они достигали высокой степени духовной жизни и приобретали большое влияние не только на свою братию, монашествующих, но и на мирян, иногда даже высокообразованных не только в светском, но и в богословском смысле. Начавшись во второй половине XVIII века, это духовное движение продолжало развиваться на протяжении всего XIX века вплоть до самой революции. Было бы очень интересно проследить это движение во всех его подробностях: изучить пути и способы его распространения, познакомиться с его выдающимися представителями, с его влиянием на общество и на народ К сожалению, неблагоприятные условия настоящего времени не дают возможности надлежащим образом выполнить эту задачу И нам приходится ограничиться лишь бледным и поверхностным описанием этого замечательного движения, свести это описание почти только к одному перечислению имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Скачать epub pdf Яссы. Схоларх Господарской школы В Яссах, по приглашению князя Григория Гикаса, бывшего в то время Господарем Молдавии, Ясского митрополита и вельмож, Феотокис становится схолархом (ректором) Господарской школы. Он исправлял эту должность в течение года, а также преподавал математику и геометрию. В   одной из рукописей Ново-Нямецкого монастыря хранится письмо преподобного Паисия Величковского к Феотокису, относящееся к этому времени 67 , – ответ старца на просьбу схоларха Ясской школы   прислать ему монахов для преподавания (Паисий объясняет причины, по которым он не может удовлетворить эту просьбу). Как видим, Никифор деятельно отнесся к устроению вверенной ему школы; он желал видеть в ней преподавателей из известного аскетизмом монастыря Паисия, а значит, воспитывать подрастающее поколение в духе православной святоотеческой традиции. В Яссах иеромонах Никифор встретил достаточно сильное противодействие некоторых лиц, доставивших ему много неприятностей и невзгод, от которых его не могло оградить даже покровительство князя Гикаса. Различные биографы Феотокиса предполагают, что причиной нападок на ректора Господарской школы было то, что он преподавал «новую философию». Сам Никифор так говорит о причине своего внезапного отъезда: «Увидевши же наступающую опасность жизни сего князя 68 , дабы по причине тесной моей с ним дружбы и со мною того ж не последовало, что с ним случилось, просил увольнения, дабы возвратиться в Германию, последуя некоему вельможнейшему путешественнику. Князь сначала согласился и дал мне проводников, но после отказал и удержал меня силою, так что принужден я [был] уйти тайно, последуя за тремя архимандритами из Афонской горы, едущими в Россию». Однако, возможно, были и более веские причины к такому важному жизненному решению. Может быть, Никифор надеялся, что в сильной православной России он сможет принести больше пользы и своему угнетенному народу. Как бы то ни было, летом 1776 года посреди ночи он оставляет Яссы и направляется в Россию. Так вседейственный Промысл Божий, имиже весть судьбами, уготовлял ему новое, значительно более широкое поприще святительского служения в чужой, но единоверной его отечеству стране. 67 Леонид, иеромонах. Литературное наследство Паисия Величковского //Журнал Московской Патриархии, 1957, 4. С. 57–61. Письмо до сих пор является неопубликованным; его пересказ содержится в труде  А. И. Яцимирского  «Славянские и русские рукописи румынских библиотек». СПб., 1905. С. 571. См. Жукова Е. В.Личные связи Феотокиса с колливадами... C. 54–55. 68 Вскоре, в 1777 г., князь Григорий Гикас был убит по повелению Порты (правительства Османской Империи) по политическим мотивам. Читать далее Источник: М. «Даниловский Благовестник». 2006. – 344 с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Оптинский старец о. Иеросхимонах Макарий и его труды по изданию писаний старца Паисия Величковского Между тем, они были совершенно не похожи друг на друга ни по внешности, ни по характеру. О. Лев, из купцов, крупный и представительный, был прям, грубоват и резок и отличался не столько начитанностью в духовных писаниях, сколько духовно-практической мудростью. О. Макарий, из дворян, был слабого сложения, некрасив, с неправильностью в устройстве глаз и в речи, обладал мягким и кротким характером, эстетическими наклонностями, в молодости даже играл на скрипке, знал и любил церковное пение, любил цветы, был очень начитан в церковной литературе, имел склонность к ученым кабинетным занятиям. Оба старца как бы дополняли друг друга. Со смертью о. Леонида бремя старчества легло всецело на одного о. Макария, и он нес это бремя в течение девятнадцати лет, до самой своей кончины, последовавшей 7 сентября 1860 года. При нем деятельность оптинского старчества получила новое направление. О. Леонид являлся по преимуществу практическим руководителем душ, прибегавших к нему за помощью, и целителем их немощей и болезней. Он имел дело большею частью с иноками и крестьянами. При о. Макарии впервые началось сближение с Оптиной Пустынью представителей русской науки и литературы. Произошло это, главным образом, на почве издательства Оптиной Пустынью рукописей старца Паисия Величковского , хранившихся в скитской библиотеке и занесенных туда в разное время разными лицами. Мы уже говорили, что влияние старца Паисия различными путями сосредоточилось в Оптиной Пустыни. Ученики великого старца и его преемники передавали друг другу заветы и предания своего учителя, распространяли вместе с тем в рукописях и его переводы святоотеческих подвижнических книг. Существовавшие до старца Паисия славянские переводы аскетической святоотеческой литературы не были свободны от неясностей и неправильностей и нуждались в исправлении по греческим подлинникам. Иные же из отеческих писаний, очень ценные в аскетическом отношении, и совсем не были переведены с греческого языка. Старец Паисий восполнил этот пробел в русской духовной литературе и трудами всей своей жизни, при содействии подготовленных им учеников, исправил по греческим подлинникам многие неточные древние славянские переводы отеческих книг, а иные книги перевел заново с греческого языка. Все эти писания старца Паисия, очень высоко ценимые в монашеском мире, в рукописях распространялись по русским обителям, а некоторые, например, «Добротолюбие», были и напечатаны в Петербурге в начале XIX столетия. Большинство же писаний сохранилось в рукописях по библиотекам монастырей и по кельям иноков. Немало таких рукописей имелось и в Оптиной Пустыни, откуда они и были извлечены на свет Божий заботами и трудами старца Макария, при содействии его просвещенных духовных детей и почитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Такой была непростая и интересная жизнь одного из учеников старца, непохожая на жизнь других его последователей. Будучи некогда сотрудником его в скриптории Драгомирны и Секу, архим. Симеон одним из первых поспособствовал изданию славянского «Добротолюбия», как это показано выше. Далее, он проявил себя человеком, несомненно, международного масштаба. Надеемся, что факты его биографии будут интересны для всякого желающего прикоснуться к  истории распространения наследия преподобного Паисия (Величковского).   Список сокращений РГИА – Российский государственный исторический архив АВПРФ – Архив внешней политики Российской Федерации БМН – Библиотека монастыря Нямц БМС – Библиотека монастыря Секу БМХ – Библиотека монастыря Хиландар (г. Афон) БАНР – Библиотека Академии наук Румынии   Возможно, именно поэтому он знал иностранные языки. На полях рукописей, написанных им, находим множество записей и заметок на итальянском, французском, даже польском языках, не говоря о русском, греческом, латыни. См. также записи на последнем припереплетном листе рукописи БМН 88. Жгун П. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц, Серпухов, 2017. С. 272-274. Там же. С. 273. См., например: БМН 36. Жгун П. Каталог..., 2017. С. 170-171. Сохранилась рукопись, переписанная им в скиту, БМН 41. См. Жгун П.Б. Каталог… 2017, с. 145. РГИА ф. 796 оп. 68 д. 265, Л. 9. «Сей пашпорт действителен быть должен в следующие три месяца: во уверение чего и своеручно мы его подписали и нашею консульскою печатью утвердили. Дан в Триесте 13 июня 1786 года». РГИА ф. 796 оп. 68 д. 265, Л. 4. Интересен текст свидетельства: «Сей честный монах прожил в в нас довольное время еще мирским, и имя было ему тогда Спиридон, и проходил определенное ему дело со страхом Божиим, потом пойшол в иную обитель, и принял монашеский образ от пречестнаго старца иеросхимонаха отца Феодосиа, потом паки к нам возвратясь прожил некоторое время честно, по желанию же его отпущен в свое отечество в Далматию с благословением нашим 1782 года апреля 25 дня. Подлинное свидетельство подписал Паисий старец и настоятель святыя обители Нямецкия». РГИА ф. 796 оп. 68 д. 265, л. 6.

http://bogoslov.ru/article/6177163

" Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло все " (Мф.13:33) Если бы все дело старца Паисия Величковского заключалось в примере личной святости, в устроении монашеского общежительного братства на древних святоотеческих основаниях и в исправлении святоотеческих книг, то и в таком случае это дело было бы не маловажно для православной Церкви и православного монашества и общества. Но старец Паисий сделал больше: он создал школу духовной жизни, он пробудил в православном монашестве широкое духовное движение, он зажег сердца многих любовью к духовной жизни, возбудил стремление к внутреннему монашескому подвигу, к духовному деланию. Под влиянием старца Паисия Величковского в православном иночестве воспиталось много замечательных подвижников, всецело усвоивших заветы старца. Постоянною молитвою, неослабным вниманием к себе, самоиспытанием, внутреннею борьбою с помыслами, откровением помыслов, послушанием и смирением, внимательным изучением святоотеческих книг и соблюдением евангельских заповедей они достигали высокой степени духовной жизни и приобретали большое влияние не только на свою братию, монашествующих, но и на мирян, иногда даже высокообразованных не только в светском, но и в богословском смысле. Начавшись во второй половине 18 века, это духовное движение продолжало развиваться на протяжение всего 19 века вплоть до самой революции. Было бы очень интересно проследить это движение во всех его подробностях: изучить пути и способы его распространения, познакомиться с его выдающимися представителями, с его влиянием на общество и на народ. К сожалению, неблагоприятные условия настоящего времени не дают возможности надлежащим образом выполнить эту задачу. И нам приходится ограничиться лишь бледным и поверхностным описанием этого замечательного движения, свести это описание почти только к одному перечислению имен. Мы начнем с указания следов Паисиева влияния на Афоне. Еще в то время, когда старец проживал на Афоне, он имел помимо своего братского общежития в Ильинском скиту, не мало духовных чад, собеседников и друзей, искавших его духовного руководства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

52 Подобно как упоминаемый в Деяниях Апостольских отец Публия, начальствовавшаго над островом Мальтою, страдал резом в животе (δυσεντερα). 56 Ибо как можно сказать, что они грешат не произвольно, когда не хотят они, для прюбретения оставления грехов, исполнить слово Даниила... 63 А под словами: возсмердеша и согниша, разумея продолжающееся даже до смерти нерадение, какбы некий смрад и согнитие. 73 И все сие должно быть совершаемо не только наружным образом, но и в умном делании, так чтобы долго потрудившиеся сделались чрез сие безстрастными. 82 По друг. чт. все однакож пребудет он отставшим от свойственнаго ему безстрастия на столько, на сколько отклонился он к пристрастию, допустившему зло, с ним случившееся. 99 Старец Паисий имел в виду чтение: μ δ διαν, т.е. ради покаяния не за свой грех, а за грех преступления (Адамова). А в книге, изд. в 1624 г., напечатано так: μετανοας νχεν, χα μ δ δεαν... и пр, Т. е. ради покаяния, а не для безстрашия. Но, по причине греха состоявшаго в преступлении заповеди, мы очищены крещением... 104 Кто, считая себя праведным, расположен в духе своем так, как будто бы он совершил покаяние; тот вместо сего, сам того не зная... 106 Признав, что ему никогда, до самой смерти, не должно переставать действовать силою благодати. 108 По друг. чт. которою, как я постигнул, ты не очистишься от страстей, а разве только благодатию Христовою несколько успокоишься. 147 человек имеет мир в действует правильно; а когда он погрешает, тогда предается врагам на раззорение разсуждения. 162 По. друг. чт. А ови, посредством пристрастия, вводят нас в заблуждение, и препятствуют нам достигнуть спасения. 176 Кто же вовсе не посвящен (μητος, non est initialus) в сии действия (Духа) по крещении, так чтобы мог отречься от того и сказать, что он не принял.... 183 Друг. чт. Но всяку мысль абие отверже, ниже к единому часу действия Духа лишитися желая. Яви же, елика духовныя ради любве отверже, глаголя: кто.... 190 Т. е. не только древняго, но и с каждым днем возлагаемаго на тебя долга не можешь выплатить вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010