На самом деле они любят «приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах». Что значит, при их полной внутренней пустоте, это уважение к ним со стороны тех, кто не знает, что они собой представляют? Они любят обогащаться. И поедают домы вдов. Но чтобы оградиться от подозрений в бесчестности, они надевают на себя личину благочестия. Чтобы никому в голову не пришло, что они хуже всех, они стараются выставить себя лучше всех. Пусть не скажет никто из нас, что молитвы и, тем более, долгие молитвы — это плохо, когда они приносятся искренне и в смирении. Но нечестие, имеющее вид благочестия, — двойное нечестие. И участь его вдвойне ужасна. «Сии примут тягчайшее осуждение». «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу». Это жертва на храм и на дела милосердия. И в Церкви Христовой с самого начала, как читаем мы в книге Деяний, молитва и милостыня были неотделимы друг от друга. Хорошо, говорит апостол, каждому отлагать у себя и сберегать, сколько позволит ему состояние, чтобы при необходимости быть готовым принести жертву благотворительности (1 Кор. 16, 2). Взор Христов обращен на нас, когда мы подходим к церковной кружке. Господь замечает, как мы жертвуем на Церковь и на нужды бедных. Даем ли мы щедро или скупо, приносим мы это Господу или для того, чтобы нас похвалили другие? «Многие богатые клали много». Приятно видеть богатых людей, исполненных щедрости. Хорошо, когда много таких людей, и когда они кладут много. Кто богат, тот должен давать богато. Если Бог дает нам с избытком, Он ждет, что и мы будем давать с избытком. Хотя не всякое богатое приношение, согласно церковным канонам, может быть принято. Святитель Серапион, знаменитый проповедник XIII века, так говорил с сильными мира сего: «Вы — зверье ненасытное — пожираете вдов и сирот с тем, чтобы вам жить в вашей сытости звериной». Или как свидетельствует «Измарагд», рукопись XV beka, об одном проповеднике: «он не щадит богачей, зажигающих на всех светильниках храма свечи, и думающих, что Господь призрит на их богатое приношение. Разве вы не слышите, — говорит он, — воздыхания вдов и сирот, всех угнетенных и униженных вами людей, из-за вас проливающих слезы? Их слезы потушат все свечи, которые ставите вы, и ваше стояние в храме будет в суд вам и в осуждение». Святитель Ефрем, епископ Новгородский, издает указ, чтобы священники не принимали в дар храму пожертвований от тех, кто угнетает бедных, кто морит других голодом и томит наготою.

http://pravoslavie.ru/4002.html

На этом основании и христианская церковь не включила книгу Товит в канон, хотя и дала ей место в Библии, ради ее назидательности 1048 . После этого, и на пророчества Товитовы, как ни близки они по духу и форме к библейским пророчествам, приходится смотреть не как на богодухновенные прозрения в будущее, а просто, как на святые предчувствия и одушевленные чаяния благочестивого израильтянина, всецело проникнутого вещаниями пророков Божиих, глубоко их изучившего и вполне усвоившего для того, чтобы выражаться в духе и тоне пророков Божих. Впрочем, в самых словах Товита есть указание на несамостоятельность его пророчеств; ибо, пророчествуя, он ссылается на пророков. Так, например, он говорит сыну своему: «отправься в Мидию, сын мой; ибо я уверен, что Ниневия будет разорена, как говорил пророк Иона» 1049 . Или: « дом Божий восстановлен будет... на все роды века, здание величественное, как говорили о нем пророки » 1050 . Или еще: « сын мой, выйди из Ниневии; ибо непременно исполнится то, что говорил пророк Иона » 1051 . б) В наставительной части своего завещания Товит еще раз убеждает сына соблюдать закон Божий, быть любомилостивым и справедливым, и в пример того, как милосердие и благотворительность спасает человека, – приводит своего родственника Ахиахара, который, несмотря на свою славу, богатство и близость к царю, – был весьма добрым и доступным человеком 1052 ; так же, некоего Манассию (личность неизвестная), спасенного от смертной сети за свою милостыню. В пример же того, как губит людей и приводит во тьму неблагодарность и черствость души, Товит приводит некоего Анана (личность тоже неизвестная). После этих наставлений Товит тихо скончался, как праведник, ста пятидесяти восьми лет, и с честью был похоронен сыном. 1018 Ныне существующие еврейские переводы книги Товита явились уже позднее блаж. Иеронима и особенного авторитета не имеют. Один перевод издан Себастианом Мюнстером, а другой – Павлом Фагием. 1046 Впрочем, некоторые Иудеи смотрели на книгу Товит, как на благочестивый и назидательный вымысел, написанный с целью утешить и ободрить пленных Израильтян и дать им надежду на лучшие времена (Библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

наставление незнающим, обличение согрешающим, утешение печальных. Эти действия, хотя и относятся более к обязанности священнической, но в известном месте, в известное время и в известных обстоятельствах могут быть приличны и всякому возрожденному.   3. Клятву, которая иногда употребляется в речи для утверждения чего-либо, должно произносить, если она необходима по закону Божию, не иначе, как во имя Бога Истинного, Всеведущего и Всемогущего, по примеру Авраама, Моисея, Давида[??: " Но пощадил царь Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова, ради клятвы именем Господним, которая была между ними, между Давидом и Ионафаном, сыном Сауловым» (2 Цар. 21:7)., и даже Самого Бога??,: " Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.109:4).. Клятва должна иметь целью пресечение спора и завершение тяжб, а иногда — утверждение договоров и обещаний. Самым тяжким грехом речи бывает ложное свидетельство, запрещенное девятой заповедью, и вероломство. Обладание вещами как возможность пользоваться ими для поддержания жизни было позволено Адаму и подтверждено Ною. А обладание как владение одними вещами, соединенное с исключением других, утверждается в Св. Писании следующим образом. Во-первых, в нем заповедуется каждому совершать дела благотворительности, или давать милостыню. Во-вторых, требуется, чтобы мы ели свой хлеб? ?: " Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не девают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2Фес. 3:11—12)., запрещается воровство, узакониваются договоры между людьми. В-третьих, Сам Бог повелел разделить святую землю между племенами израильскими???: " Раздели землю сию в удел девяти коленам и половине колена Манассиина от Иордана до моря великого к западу отдай ее им» (Нав. 13:7). и узаконил, чтобы наследственная часть одного племени не переходила в другое. Сущность обязанностей, относящихся к обладанию вещами, состоит в том, чтобы мы прямо или косвенно не лишал и других владения их собственностью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Наша христианская любовь к своим ближним не ограничивается одною земною жизнью, не прекращается и смертью, так как по апостолу любовь никогда не прекращается, не перестает ( 1Кор.13:8 ), а пред Богом все люди и живые и умершие – живы суть, так как Он не есть Бог мертвых, но Бог живых ( Лк.20:28 ). Эта любовь наша к умершим нашим братьям должна проявляться в молитвах ко Господу, в поминовениях и милостынях за них. Молитва живого за умершего собрата нашего есть самый лучший плод любви, и православная наша церковь , заботясь с материнской любовью о спасении всех живых своих чад, не забывает в своих молитвах и умерших членов церкви. Пример молитвы за усопших мы находим прежде всего в Священном Писании Ветхого Завета. Во дни благочестивого вождя Иудейского, Иуды Маккавея, когда, при обозрении павших на поле сражения, найдена была в их одеждах добыча от даров идольских (за что они и пали), все Иудеи «благословивше правый суд Господень… к молению обратишася» (2Макк.12:39–42). А сам Иуда Маккавей тогда-же, собрав дары истинному Богу, послал в Иерусалим принести за грех (мертвых) жертву для того, чтобы Бог простил их грехи. Точно также благочестивый Товит завещал сыну своему раздавать милостыню при гробе праведных ( Тов.4:17 ). А премудрый сын Сирахов учит приносить жертвы по усопшим, подавать милостыню и молиться за них ( Сир.7:36 ). И много есть таких мест в св. Писании Ветхого Завета, которые свидетельствуют о том, что еще в Ветхозаветной церкви существовал обычай молиться за умерших ( Исх.13:14 ; Чис.19:11–12; 20:30 ; Втор.9:25; 34:8 ; 1Цар.31:11–13 ; Пс.85:5 ; Иер.16:7 ). Верование ветхозаветной церкви в возможность облегчить участь умерших молитвою и делами благотворительности за них не только не отменено в новозаветной церкви Иисусом Христом и апостолами, но подтверждено и усилено их свидетельствами о нём. Все христиане, как члены одного духовного тела, или церкви, глава которой есть Иисус Христос, должны любить друг друга ( 1Ин.4:11 ); содействовать друг другу в достижении высших целей своей жизни – спасения ( 1Пет.1:3–6 ); молиться друг за друга ( Иак.5:16 ) и за всех людей вообще ( 1Тим.6:18–19 ); подавать милостыни за них, как жертвы благоприятные Богу ( Евр.13:16 ). В другом месте Христос говорит, что всякий грех и хула простится человеку, хула же на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не будучи в состоянии обвинить Апостола в чем-либо явно-предосудительном, они усиливались придать какое-то необычайно важное значение в глазах Коринфян тому например, что Апостол несколько раз изменял свой план относительно посещения Коринфа (2 Кор 1:16; [ 116 ] 1 Кор 16:3, [ 117 ] 6–7 [ 118 ]). Из этого они, по-видимому хотели сделать вывод, что настроение Апостола непостоянное, изменчивое, а потому и к самому учению его, как человека легкомысленного и несерьезного, нельзя питать доверия. Смирение Павла и его необычайную скромность и бескорыстие, проявленные во время пребывания в Коринфе, они пытались истолковать, как признаки его слабости, малодушия. «В посланиях он строг и силен», говорили они, «а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (2 Кор 10:10). Это не могло не обеспокоить Апостола, ибо набрасывало тень не только на него лично, но и на проповедуемое им учение, почему он считал необходимым разъяснить Коринфянам всю неосновательность распускаемых о нем слухов. Упомянул Тит и о том, что не все Коринфяне образумились, что некоторые, глубоко закосневшие в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, не думают исправляться (2 Кор 12:20–21 [ 119 ]). Надлежало их с особой силой побудить к покаянию, дабы, как выражается святой Апостол во 2 послании «в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» (13:10). Кроме того Апостолу хотелось расположить Коринфян к щедрым жертвам палестинским христианам, дабы не постыдиться за них перед Македонянами, ибо Апостол, по его словам, заранее похвалился их благотворительностью (2 Кор 9:4 [ 120 ]). Все эти побуждения и послужили поводом к написанию второго послания к Коринфянам. Содержание и состав Послания Второе послание к Коринфянам содержит в себе всего 13 глав и по содержанию распадается на следующие отделы, или части: 1) Вступление, которое вместе с надписанием содержит обычные приветствия и благожелания — 1:1–11; 2) Часть теоретическая , где святой Апостол излагает причины, по которым не мог прибыть в Коринф (1:12–2:11), потом рассуждает о высоте проповедуемого им учения (2:12–7:1) и, наконец, возвращаясь к прежней речи, выражает радость, доставленную ему возвращением Тита и всем, что видел и встретил он в Коринфе (7:2–16); 3)  практическая часть посвящена рассуждениям о сборе милостыни для иерусалимских братий — главы 8-ая и 9-ая; 4)  защитительная часть посвящена защите Апостолом своей проповеднической деятельности и своего высокого апостольского достоинства — гл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Не с тем все это говорится, чтоб осуждать внешнюю благотворительность: ведь и Христос не осудил тех богачей, которые приносили от своего избытка в сокровищницу храма... Хотелось бы только указать, что не нужно смешивать языческую точку зрения на добро, как на что-то внешнее, с христианской точкой зрения на то же добро, как на сокровенно внутреннее; что не нужно считать рост внешней общественной благотворительности за рост христианства, которое может не иметь с ней ничего общего, что не нужно измерять свою христианственность, или церковность, пожертвованными копейками или рублями, тысячами или миллионами, милостыней нищему или громадными зданиями. Кто так оценивает добро, пусть тот знает, что он оценивает по-язычески. Христос взвешивает только ту силу любви к Нему и пламенной ревности по Боге, которая двигает твоею благотворящею рукою и которая ведома только Ему одному, смотрящему прямо в твое сердце. Чтобы 6огатому, пожертвовавшему тысячи или миллионы, сравниться с бедной вдовой, отдавшей Богу свою последнюю копейку и выразившей тем свою пламенную и всецелую любовь и преданность Ему, он должен отдать также, как и она, все, что имеет, и с такой же, как и у нее, беззаветной любовью к Богу и верой в то, что Он позаботится о нашей жизни и нашем пропитании.  VIII. " И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено так что не останется здесь камня на камне " Мк.13:1-2; Лк.21:5-6 Глубокая и многозначительная внутренняя связь между словами Господа по поводу бедной вдовы, положившей в сокровищницу храма две лепты, и последующим вопросом учеников и ответом на него Господа о богатстве и благолепии храма Господь видел у сокровищницы, что богатые приносили мною, и однако отдал преимущество бедной вдове, говоря этим, что благотворение ценно только с внутренней стороны и с этой последней только и может быть измеряемо Богом. А ученики сейчас же указывают на богатство храма и говорят " Как же так? А посмотри, что сделали богатые приношения! Посмотри, какая красота храма и сколько в нем драгоценностей! Разве это могли сделать бедные вдовы, вносившие по лепте? Это - заслуги богатых... "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не серьёзно всё это.((( Алексей 21 января 2011, 02:33 В корне не согласен с данной статьей. Не первый год купаюсь, ни разу не видел и не слышал о том, чтобы кто-то заболел. Другой вопрос, когда из этого делают шоу с желанием позабавиться - это плохо. р.Б. Галина 21 января 2011, 02:20 Подвиг ради Христа - ежедневная молитва, милостыня, пост, благотворительность, а не купания в Святой воде. даже младенцев не купают в Святой воде, а окропляют и дают пить, если вдруг заболел например.Александр получил удовольствие.Но это не Христа ради, и не во Славу Божию. Это хвастовство и бахвальство перед другими и самим собой в свою славу. Вот я какой молодец!Никакого отношения это к Православию не имеет. Алексей 20 января 2011, 23:00 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по - еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. [Ин.5:1-4] А как понять эти слова Святого Писания? " ...люди чувствуют духовную радость после совершения данного подвига. В общем, все не однозначно. " Наталья 20 января 2011, 22:38 Большое спасибо за разъяснение. Александр 20 января 2011, 22:24 Слава Богу, что купание не является строго обязательным для Правосланых христиан! Не все, даже истинно верующие христиане готовы к такому экстриму. А вот подвипивших " купальщиков " можно встретить у каждой проруби/иордани. С недостойными воплями ныряют и с матюгами выскакивают из воды... Какое уж тут благочестие?! И за святой крещенской " Великой Агиасмой " выстраиваются огромные очереди. Наверное это в какой-то мере и хорошо. Хотя бы на Крещение и на Пасху человек зайдет в церковь..., а там, глядишь, и призадумается о своем бытии. А о купании еще скажу так: " Вольному - воля... "

http://pravoslavie.ru/44207.html

Но Господь устанавливает определенную связь между актом милосердия и внутренним состоянием того, кто совершил этот акт. Он говорит о некотором условии, соблюдение которого необходимо для того, чтобы дело милосердия стало по-настоящему делом добрым, реальным благом. Условие единственное и очень важное: бескорыстие. Вот как говорит об этом Господь в Нагорной проповеди: “Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6. 1–4). Итак, доброе дело становится угодным в глазах Бога в том случае, если оно бескорыстно и если не используется в качестве средства достижения каких-то побочных, привходящих целей. Ибо фарисеи во времена земной жизни Христа Спасителя творили милостыню для того, чтобы стяжать добрую славу в народе и чтобы люди, указывая на них, восклицали: сколь мудры и благочестивы вожди наши! Но не это ли происходит порой и ныне? Как много возникает теперь различных благотворительных обществ и фондов, как часто звучат слова о добре и милосердии! Достаточно сказать, что практически ни одна предвыборная кампания или иное требующее волеизъявления народа событие не обходится без демонстративных акций благотворительности, организуемых людьми, домогающимися расположения сограждан. И сколь часто благое по видимости дело незаметно превращается в рекламную кампанию с целью завоевать доверие и симпатии людей, с тем чтобы потом обратить эти чувства на пользу устроителей такого действа. Получается, что в иных случаях бескорыстие может носить вполне корыстный характер. Однако Господь предостерегает против этого, указуя, что превращающий благостыню из цели в средство не достигнет своего.

http://mospat.ru/archive/86412-nagornaya...

Но Иннокентий Михайлович был человеком известным, а потому общественное мнение вынесло ему однозначный приговор и подвергло гонению. Почему именно так общество отреагировало на желание Иннокентия Сибирякова уйти в монастырь? Да потому, что в его душе уже воссияла правда Христова, и мир это видел и принять его таким, с этой правдой в душе, уже не смог. «Если мир вас ненавидит, – предупреждает Господь, – знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира; потому ненавидит вас мир… Если Меня гнали; будут гнать и вас: если Мое слово соблюдали; будут соблюдать и ваше» ( Ин. 15:18-20 ). И стоит только удивляться тому, насколько единодушными оказались в своем неприятии выбора Иннокентия Сибирякова как «высшее» общество в лице градоначальника Санкт-Петербурга Валя с имеющимися у него карательными полномочиями, так и преследуемая им «прогрессивная» интеллигенция, прошедшая каторгу и ссылку за антиправительственные действия. «Иннокентий» - значит «безвинный» Когда хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к искушениям и не сомневайся в истине. Исаак Сирин Истина дается только тому, кто ее ищет добросовестно, а всякая истина служит Богу. А.С. Хомяков Среди современников, наблюдавших жизнь Иннокентия Михайловича Сибирякова, встречались люди, уже не способные на подаяние милостыни в духе Евангелия. Они считали щедрого благотворителя в некотором роде чудаком. Человеческая зависть, опечаленная чужим благополучием, распространяла о нем измышления, слухи, кривотолки, клевету, попадавшие порой в печать, к сожалению, даже в церковную c. 93], о чем уже упоминалось. Но пока мир судил да рядил о его жизни в новом качестве, в самом Иннокентии Михайловиче продолжали происходить благодатные перемены. Монах Климент пишет: «Усиленная благотворительность и усердная молитва дали Иннокентию Михайловичу спокойствие духа, но он еще часто вспоминал евангельского богача, которому сказал Господь Иисус Христос: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф.

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Но это не значит, что тунеядцы имеют право пользоваться чужими трудами. Под нищим должен уразумеваться действительно бедный, убогий человек, а не тунеядец. Апостол Павел писал во втором послании к солунянанам (3:10–14): «мы слышали, – что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его». А несколько выше (10 ст.) апостол выражается с крайнею строгостью: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Вообще милостыня наша должна быть благоразумна. «Смотри, – говорит блаженный Иероним в письме к павлину, – чтобы не расточать неразумно собственности Христа, т.е. чтобы при строгой неразборчивости, достояние бедных не раздавать небедным и, по словам благоразумного мужа (Циц. 1.2. De officiis), благотворительность не потеряла значения от щедрости». Конечно, при частной благотворительности невозможно поставить как следует дело христианской взаимопомощи. Это уже начинают сознавать и частную благотворительность заменяют общественной. Но пока не обеспеченно положение всех действительных бедняков, мы не в праве отказаться от просьбы наших ближних о помощи, так как в числе просящих нашей помощи могут встретиться и действительно нуждающиеся люди. Екатерина Вторая сказала о правосудии: «я желаю, чтобы лучше были прощены десять виновных, нежели наказан один невиновный». Скажем и мы себе: «пусть лучше десять человек злоупотребят нашей милостыней, нежели погибнет один, от того, что мы не поддержали его в нужде». В заключение мы должны напомнить всем милостынедавцам, что милостыня от хищения и любостяжания неприятна Богу. «О тех, – говорит св. Василий Великий , – которые делают неправду и намереваются приносить дары Богу, написано: жертва нечестивых мерзость Господеви ( Притч.16:9 ). Поэтому, притча советует: чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (3:9), – ибо, если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением: то лучше для тебя и приобретать такого имущества и не приносить из него.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-hristiansk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010