Инвалиды души. Как творить добрые дела. Беседа с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном (Шатовым) Источник: Аргументы и Факты Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов) У православных идёт Рождественский пост – время добрых помыслов и дел. Как их совершать – об этом наша беседа с председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном. Милостыня – едой – Подавать милостыню – самая простая форма благотворительности. А кому следует подавать? Всем просящим? А если видно, что человек потратит деньги на пьянку или наркотики? – В Евангелии сказано: «Просящему у тебя дай». Но нельзя, мне кажется, понимать эти слова буквально. Трудно предположить, что Господь имел в виду дать кому-то яду, дабы тот отравился, или пистолет – застрелить прохожего. Мы никогда не дали бы детям в руки спички или иную опасную вещь. Если у меня просит милостыню бездомный, я никогда не даю ему денег. Но иду в магазин и покупаю еду этому человеку. Знаете, обычно они чрезвычайно благодарны, ибо денег выпросить умеют, а вот потратить их на пропитание, а не на выпивку, у них не получается. Поэтому, конечно, надо быть добрым и стараться помогать страждущим. Помочь содержанию детского дома, хосписа, купить что-то для многодетной семьи, для соседки, которая одна тянет ребёнка… – Да, финансовая ситуация у россиян тяжелейшая. Отсюда и такое огромное число абортов… – Не соглашусь. Люди идут на аборт, руководствуясь не отсутствием денег. Вот пример: несколько богатых людей предложили через нас платить по 30 тыс. руб. в месяц женщинам, которые откажутся от убийства плода. Как вы думаете, много обратилось к нам желающих? Нет, единицы! Неделя тишины – В чём причина? – Такие настроения в обществе... Недавно был принят закон «Об охране здоровья граждан», в обсуждении которого принимала участие Церковь. И хотя по некоторым вопросам к нашему голосу прислушались, ряд важных предложений Церкви, к сожалению, так и не учли. Неделю на раздумья для женщин, решивших прервать беременность, ввели только на сроке 8-10 недель, а надо было – на всём сроке до 12 недель. Эта мера опробована во многих странах и дала отличные результаты. От страшной операции за эти 7 дней отказываются до 10% женщин!

http://pravoslavie.ru/50420.html

221. Слово по освящении храма Рождества Пресвятыя Богородицы, при Богадельне Общества ремесленников (Говорено октября 5; напечатано отдельно и в собр. 1861 г.) 1847 год Во граде, довольно уже богатом учреждениями человеколюбия и благотворительности, вот еще дом милосердия, не ныне основанный, но недавно распространенный, и наконец увенчанный домом молитвы и святилищем таинств. Что прежде он был устроен в меньшем размере, сие, думаю, соответствовало ограниченности способов того сословия, которое устрояло его. Что по времени он распространен, сие может служить признаком, что дух человеколюбия и благотворительности не так был ограничен, как способы действования, и что он, превозмогая затруднения, разширял свою деятельность. А что человеколюбие не удовлетворилось доставлением нуждающимся покойнаго жилища и других потребностей жизни телесной, но позаботилось и душам их приготовить близкое прибежище, с духовною пищею и духовными врачевствами, сим ознаменовал себя дух человеколюбия Христианскаго. Что скажу начинателям и совершителям, покровителям и споспешествователям сего дела человеколюбия и благочестия? – Пусть приветствует их не просто человеческое слово, которое может подлежать подозрению в ласкательстве, или сомнению в безошибочности, но достоверное слово Пророческое: «блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь: Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его на земли» ( Ncaл. XL. 2–3 ). Что скажу тем, для которых совершено сие дело человеколюбия и благочестия? – Пусть и им укажет, что им делать, власть имеющее Пророческое слово: «да узрят нищии, и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша: яко услыша убогия Господь» ( Ncaл. LXVIII. 33–34 ). Пророк ублажает благотворящаго, но не всякаго, а благотворящаго разумно. «Блажен разумеваяй на нища». Если бросаю нищему монету без внимания, или с мыслию освободиться от докучливой просьбы, или с тем, чтобы похвалиться милостынею: в сем нет добраго разумения. Такое благотворение не ведет к блаженству, и разве только может, скрывая в себе некую искру добраго желания, приготовить к лучшему образу благотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава 3. Благотворительность отца Иоанна 1 Отец Иоанн Кронштадтский , конечно, сознавал, что одними подаяниями кронштадтской бедноте не поможешь; понимал, вероятно, и частичную правду некоторых нападок на него, а именно, что своею милостынею он отчасти поощряет нищенство. Но только на 17-м году своего священства он мог приступить к организации более существенной помощи. Для этого нужны были люди и деньги. Но отец Иоанн, согласно древней христианской традиции, думал не только о людях, которым надо было помочь, но и о тех, которые могли бы помогать. Он знал, что ничто так не облагораживает и не сближает людей, как работа на помощь ближним. Читая воззвания, с которыми он обратился к жителям Кронштадта, ясно видишь, что он думал о тех и других, как и о целом христианском обществе. Воззвания были напечатаны в 1872 году в газете «Кронштадтский вестник». Вот некоторые существенные места первого воззвания: «Кому не известны рои кронштадтских нищих – мещан, женщин и детей разного возраста? Причин кронштадтской нищеты и бедности множество, вот главные: бедность от рождения, бедность от сиротства, от разных бедственных случаев, например, от пожара, от кражи, от неспособности к труду по старости, болезни и маловозрастности, бедность от потери места, лености, от пристрастия к хмельным напиткам и в наибольшей части случаев – от недостатка средств, с которыми можно было взяться за труд: порядочной одежды, обуви, инструмента или орудия». К этому надо отнести еще особые причины скопления нищих в Кронштадте. Как видно, отец Иоанн разбирается здесь во всех частных и общественных причинах бедности, но особенное значение придает последним, то есть социальным. Для лечения их требовались и меры более социальные, более широкого размаха. «А угодно ли кронштадтской публике видеть непривлекательную картину бедности наших нищих? Не гнушайтесь, это члены наши, ведь это братия наши. Вот эта картина: представьте себе сырые, далеко ушедшие в землю подвалы домов, в которых по преимуществу помещаются наши нищие; тут помещается по 30,40 и 50 человек в жилье, тут старые и взрослые, и малые дети, тут и младенцы, сосущие сосцы, в сырости, в грязи, в духоте, в наготе, а часто в голоде». Отец Иоанн предлагал «всему кронштадтскому обществу, духовному, военному, чиновничьему, торговому, мещанскому, – образовать из себя попечительство или братство, по примеру существующих в некоторых городах, в том числе в Санкт-Петербурге, и соединенными силами заботиться о приискании для нищих общего жилья, рабочего дома и ремесленного училища».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Н.И. Большаков Благотворительность о. Иоанна Щедрые жертвы на храмы Построение Сурской обители, Леушинского подворья и Иоанновского монастыря ОДНОЮ рукою о. Иоанн получал деньги, а другою раздавал. По евангельскому слову, у него левая рука не знала, что делает правая. ( Мф.6:3 ). В одной из своих проповедей дорогой батюшка говорит: «Кому и как должно подавать милостыню? Иисус Христос говорит: «всякому просящему у тебя дай»; значит, должно помогать и благотворить всем, не делая разбора в лицах, состоянии, происхождении, вероисповедании. Каждому истинно нуждающемуся должно оказывать милость, ибо все они одинаковое имеют право на сожаление, и так же смотрят на руки наши, как мы на руки Божии, когда чего просим, и гораздо лучше простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными, лишить благодеяний и достойных». Один кронштадтский лавочник рассказывает, как покойный отец Иоанн научил его любить бедных. Отец Иоанн заходил к этому лавочнику менять 15–20 рублей. Лавочник тяготился этим и внутренне досадовал на отца Иоанна и на нищих. Однажды, меняя деньги, он особенно сильно досадовал, однако, не показывал этого. Прозорливый старец понял, что делается в душе торговца. Как-то странно на него посмотрел и перестал ходить к нему в лавку. После этого торговля у лавочника пошла хуже и хуже. Лавочник встревожился, стал думать, вспоминать, и дело окончилось тем, что он, явившись к отцу Иоанну, поклонился ему в ноги и покаялся в грехе. Отец Иоанн растолковал лавочнику, что Бог гневается на тех, кто бедняков обижает. После этого о. Иоанн снова стал менять деньги у лавочника, – вместе с тем торговля у него исправилась. Любовь христианская, истинная, по Апостолу, «вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает» ( 1Кор.13:7, 8 ). Вот одно из многочисленнейших дел такой христианской любви о. Иоанна, записанное его жизнеписателем. – «...Едва он возвратился из храма в свою скромную квартиру, как услышал в прихожей шум и громкий разговор. Не снимая верхней одежды, о. Иоанн вернулся в прихожую; оказалось, что какая-то женщина с рыданиями просит пустить ее к батюшке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дом трудолюбия Собственно про Дом трудолюбия теперь бы и не следовало писать, так как он перешел в ведение другой, светской власти. И в каком виде он существует ныне, мы не можем ничего определенного сказать. Да это и не столь важно: важно то, что идея его принадлежала о.Иоанну; а так как вся эта книга говорит про Батюшку, то невозможно промолчать про этот «Дом», о котором он мечтал всю молодую жизнь священника. И понятно. Если кто думает о бедных, тот не может остановиться на частной лишь милостыне им: тот должен будет беспокоиться и об организованной общественной благотворительности им. А особенно нужно сказать это и про Кронштадт, и про о.Иоанна. Нужно было думать, что с самых первых лет знакомства с бедным миром Батюшка не остановится на частной милостыне, а захочет организовать ее в более широком виде; ибо частная благотворительность не уничтожает нищеты. И хотя существование нищих имеет своею целью духовную милостивость, ласковость души, любовь сердца, но на этом нельзя остановиться. Поэтому с первых дней христианства и доселе Господь попускает существование бедных и нищих; как и почему, мы уже видели это из Дневника о.Иоанна. Но этим вопросом были заинтересованы и другие святые люди, жившие в миру; а изредка – даже и пустынники, хотя последние не обязаны были заниматься милостынею, так как им не из чего было благотворить, но любовь сердца несомненно была у них – и это составляло цель духовной жизни. Без любви не может быть ни христианства, ни истинной Церкви, ни – даже монашества. Св. апостол Павел свидетельствует, что «если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви; то я ничто». Впрочем, «если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:2, 3 ). И потом всякий истинный христианин желает иметь любовь в сердце. Но она не может оставаться невидимой для людей: ей хочется проявиться и в делах. Поэтому, – как мы видим из книги Деяний апостольских (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

VI. Общество вспомоществования бедным Пантелеймоновского прихода. Открытие общества; его задачи, состав, район, средства, значение в приходе, учредители. – Уставы. – Учреждения общества: дневной детский приют; богадельня для бедных женщин; частная богадельня; дешевые квартиры; приют для престарелых. – Пожертвование В. А. Рудневой; покупка дома и его приспособление под учреждения общества. – Число призреваемых в богадельне; их содержание; попечительницы; В. А. Руднева. – Детский приют; помещение; число призреваемых; интернат; порядки; содержание; обучение; успехи; участие в общественной жизни; попечительницы; дальнейшая судьба призреваемых. – Пособия постоянные и единовременные. – Средства общества; членские взносы; кружечный сбор; единовременные пожертвования; пожертвования по завещаниям; сбор по подписным листам; другие доходы, меры к увеличению доходов. – Характер экономии. – Главнейшие деятели общества, председатели совета, почетные члены. – Разные заметки. – Памятная книжка. Пантелеймоновское благотворительное общество, открытое 9 февраля 1867 года, при своем возникновении, поставило своей целью оказание помощи всем вообще нуждающимся в помощи в пределах прихода: бесприютных помещать под чей-либо кров, бездомным больным оказывать уход, не имеющим работы доставлять работу. Но первые заботы общества направлялись на тех «истинно нищих», которые, по преклонной старости, болезни или увечью, не могли приобретать себе пропитание и жили подаянием, выпрашивая его у церковных дверей. Так как среди этих нищих немало могло встретиться «промышленников», имеющих и илы, и возможность трудиться, но проводящих жизнь в праздности и пороках, злоупотребляя человеколюбием ближних, в обиду истинно бедных, к соблазну посещающих церковь и к гибели детей своих и чужих, с малолетства приучаемых к праздности, то общество поставило своей задачей между прочим и изгнание этих «козлищ» с церковных папертей, с тем, чтобы направить их к труду и честному заработку. Истинным же нищим общество предполагало дать успокоение в их тягостной жизни. Имелась при этом в виду и нравственная цель: успокоенные обществом нищие будут иметь возможность прийти в храм Божий для молитвы с тихим чувством благодарности к обеспечивающим их благодетелям, а не с тревожной заботой, оставив в стороне душеспасительную молитву, занять повыгоднее место, чтобы не упустить случая получить лепту от случайного раздаятеля милостыни. Наконец, обществом не были забыты и те недостаточные прихожане, которые случайно попадали в материально безвыходное положение и нуждались в единовременной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

архим. Агапит Глава I. Происхождение Михаила Николаевича Иванова, впоследствии старца иеросхимонаха Макария, и его мирская жизнь По кончине первого великого Оптинского старца, иеромонаха Леонида, в схиме Льва, положившего в Оптиной Пустыни начало старчества, преемником его и вторым великим Оптинским старцем был иеросхимонах Макарий. Он происходил из дворян Орловской губернии, по фамилии Ивановых. Как родители его, так и предки их отличались особенным благочестием. Прадед старца Макария, Иоанн, был иноком Карачевского Николаевского Одрина монастыря и в монашестве переименован в Иосифа; памятен был своею строгою постническою жизнью. Сказывали, что ежегодно во всю Св. Четыредесятницу он вкушал вареную пищу только по субботам и воскресным дням, а в среды и пятки съедал по одной просфоре; остальные же дни поста проводил вовсе без пищи. Дед и бабка старца Макария, о которых он вспоминал по рассказам своих родственников, имели также свои добрые качества. Бабка по преимуществу отличалась делами благотворительности. Следуя словам Св. Писания: Просящему у тебя дай ( Мф.5:42 ), она никому не отказывала в подаянии посильной милостыни; а сверх того, по субботам сама ходила тайно подавать заключенным в городской тюрьме пироги и пышки домашнего печения. Добродеяние это однажды спасло ей с супругом жизнь. По рассказу самого старца Макария, дело было так. Дед и бабка его ехали куда-то зимой и были остановлены на дороге шайкой разбойников. Один из числа их, заглянув в повозку, узнал в сидевшей внутри ее женщине ту самую, из рук которой он не раз, бывши в тюремном заключении, получал милостыню, и потому уговорил своих товарищей пощадить им жизнь. Разбойники отобрали у них лошадей и большую часть поклажи, но оставили им необходимое по зимнему времени платье, повозку и одну лошадь, чтобы было на чем доехать до ближнего селения. Так милостыня, по Писанию, искупующая душу от многих грехов ( Дан.4:24 ), на сей раз избавила возлюбивших ее и от смерти телесной. Родители старца Макария, Николай Михайлович Иванов, в чине коллежского асессора, и Елизавета Алексеевна, урожденная Емельянова, сверх родового поместья гг.Ивановых, сельца Щепятина Орловской губернии Дмитровского уезда, владели населенными имениями и в других губерниях, в том числе и в Калужской. В окрестностях города Калуги, вблизи Лаврентьева монастыря, принадлежало им небольшое сельцо Железники 1 , где они и проживали. В этом сельце в 1788 году 20 ноября родился у них сын первенец и был наречен во св. крещении Михаилом, в честь св. Михаила, князя Тверского, коего память 22 ноября. Это и был будущий старец Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В своём докладе я хочу по возможности опереться на выступления и записи самой матери Марии и исключить какие-либо наслоения из области фантастической романтики, которые в своё время исказили образ матери Марии в Советском Союзе. В равной степени в эмиграции её деятельность и образ были также преподнесёны в несколько " искривлённом " виде. Жизнь этой замечательной женщины была разрублена пополам на две части: первая половина это Россия, до эмиграции, вторая часть - исход в 1921 году, жизнь в эмиграции, во Франции, с Россией в сердце. Важно отметить, что Елизавета Юрьевна (Скобцова по второму браку) уезжает в эмиграцию уже вполне созревшей личностью, а следовательно с огромным интеллектуальным багажом, политически совершенно определившихся взглядов и духовно (я бы сказала даже душевно) подготовленной к монашескому пути, который уже наметился в России. Я не совсем разделяю мнение некоторых исследователей жизни м. Марии, которые считают, что решением вступить на путь монашества, была смерть её маленькой дочери Насти. На мой взгляд всё гораздо глубже, а не поверхностно импульсивно. Хотя сама мать Мария обладала характером бурным, увлекающимся и многие её близкие по " Православному делу " друзья отмечали в ней черты человека увлекающегося и часто безрассудно кидающегося в неизвестность. Смерть Насти, скорее была той песчинкой, которая перевесила и окончательно определила её путь, сомнения и поиск продолжались до 1932 года, когда она приняла монашеский постриг. По пути милосердия (а само слово прекрасно, оно ведь составлено из милости сердца или сердечной милостыни) почти сто лет шёл весь русский народ, интеллигенция, дворянство и купечество, вплоть до 1917 года. На милосердии к ближнему и вере в Бога была воспитана лучшая часть русского общества. Все больницы, приюты, сельские школы, помощь неимущим, благотворительность в самом широком смысле - стали традицией в России. Мать Мария - целиком отражение этого явления и более того, она достигла наивысшего духовного расцвета потеряв страну.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/297/...

Двадцать второй день. Поучение 1-ое. Преподобный Петр, иже мытарь бе. (О побуждениях к благотворительности). I. Препод. Петр, память коего совершается ныне, был сначала человек богатый, но немилостивый и не только был глух к мольбам бедных, просивших его помощи, но и жесток в обращении с ними. От такого ожесточения милосердый Бог спас Петра следующим образом. Однажды нищие, говоря между собою о своих благотворителях, укоряли немилостивого Петра, от которого никто из них никогда не видал какой-либо милостыни. Тогда один из нищих вызвался испросить у немилосердого богача подаяние и для этого, остановившись у ворот его дома, с дерзновением и настойчиво обратился к Петру за милостыней, когда он выходил из дому со множеством хлебов, для дома княжеского. Петр во гневе искал камня, чтобы отогнать нищаго, но, не нашедши, схватил хлеб и бросил им в лицо нищаго, который подхватил хлеб и сказал своим товарищам, что получил от самого Петра. Чрез два дня Петр тяжко разболелся и в видении представилось ему, что он предстоит судилищу, на котором взвешиваются дела его. С одной стороны он видит мрачных мужей, собирающих греховные дела его жизни, с другой видит светоносных мужей в скорби стоящих и не знающих, что положить на весы против множества тяжких грехов мытаря. Тогда один из светоносных мужей сказал, что есть только один хлеб, который Петр дал в лице нищего Христу и то невольно. Положивши же этот хлеб на весы, они увидали, что он перетянул все злыя дела его. Светоносные ангелы сказали Петру. «иди и приложи к хлебу сему еще милостыню, чтобы не попасть во власть диавола и не подвергнуться вечному мучению». Придя в себя Петр подумал: «если малая и невольная милостыня так содействует избавлению от власти темной, тем более может помочь с усердием и щедростию творимое дело благотворения». С этих пор он совершенно изменился в своей жизни, – начал не скудно раздавать пособие нуждающимся, и не только понимать св. чувство христ. милосердия, но и жить им и наслаждаться им. Еще более пр. Петр был укреплен в подвигах благотворения новым обстоятельством и новым небесным видением.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дом трудолюбия св.Иоанна: «Учреждение первых христиан времен апостольских» 03.01.2010 441 Время на чтение 11 минут О Доме трудолюбия св. Иоанна Кронштадтского слышали все, но как он был устроен - знают немногие. Между тем, святой праведный Иоанн Кронштадтский - автор совершенно революционной для своего времени социальной технологии, и к его опыту уличные социальные работники апеллируют до сих пор. Мещане БОМЖ Кронштадт расположен на острове Котлин в Финском заливе, в 26 км от Санкт-Петербурга. Во второй половине XIX в. он был базой военно-морского флота и морским форпостом столицы. Жили в нем моряки и офицеры, члены их семей, различный торговый люд и, как кронштадтцы говорили тогда, «мещане»... Сегодня мы их называем лица «без определенного места жительства». Точнее, место административной ссылки - город Кронштадт - им было определено, а вот о жительстве никто не позаботился. Так и обитали они в землянках и полуразвалившихся домиках, покинутых благонадежными гражданами. Жили тесно - по сорок и пятьдесят человек вместе, в холоде, голоде и безысходной нужде. Летом они добывали хлеб поденной работой в порту и на стройках. Зимой, когда порт был закрыт льдом - попрошайничеством и воровством. В 1855 г., после окончания семинарии, о. Иоанн Сергиев начал свое служение в Андреевском соборе Кронштадта. Молодой священник оказался едва ли не первым, кто обратил внимание на жителей кронштадских трущоб. Он навещал больных, покупал им лекарства и продукты, утешал их в горе и пытался направить на путь истинный. О. Иоанн тратил на бедняков все свои доходы, часто возвращаясь домой без пальто или сапог. Со временем он стал известен как выдающийся проповедник, чудотворец и молитвенник, по молитвам которого Господь подавал исцеление даже смертельно больным. Возможностей благотворить у него становилось все больше, и толпы нуждающихся вокруг него тоже росли. Постепенно он пришел к мысли, что, хотя благотворительность через милостыню тоже необходима, она часто развращает людей и лишает их стимула трудиться. Для того, чтобы помочь отверженным вновь стать уважаемыми членами общества, нужна трудовая помощь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010