Братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда этот монах пришел, Антоний, захотев испытать, переносит ли он оскорбление, и увидев, что не переносит, сказал ему: «Ты похож на село, которое на вид красиво, а по сути разграблено разбойниками» 1 . Тот, кто кичится своей праведностью, заведомо честолюбив, и любой добрый поступок такого человека есть зло Показная праведность есть уродливое явление в духовной жизни человека. Верующий не имеет права имитировать праведность , он должен по-настоящему стремиться идти путем праведности и благочестия. Есть три категории людей: верующие, лицемеры и безбожники. Самая худшая категория людей – это именно лицемеры. Они даже хуже безбожников, ибо последние хотя бы не лицемерят. Тот, кто кичится своей праведностью, заведомо честолюбив, а это означает, что для такового его добрые дела есть повод для самолюбования в своих собственных глазах и в глазах других людей. Религиозность в данном случае удобная ширма для подобного лицемера, ею он скрывает свое собственное самолюбие, сластолюбие и самолюбование от себя самого и от других людей. Любой добрый поступок такого человека есть в действительности зло и для него самого, и для других. Лучше бы было, если бы таковой бездействовал. В таком случае он не был бы лицемером и, пребывая в подобном состоянии, смог бы и догадаться о своем реальном порочном бытии 2 . Итак, Христос учит нас: «Смотрите, не творите милостыни (то есть праведности. – прот. О.С. ) вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного». Этими словами Сын Божий научает нас ничего не приписывать доброго себе самим. Как и сказано о всяком праведном и благом действии: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1: 17). И мы читаем далее: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6: 2). Здесь и далее слово «милостыня» на языке греческом означает именно «благотворительность» , в отличие от 1-го стиха данной главы, где слово «милостыня» правильнее понимать как «показная праведность» .

http://pravoslavie.ru/96073.html

В. Как читается текст Лк.12:13–15 ? О. «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мной наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». В. Как относится Иисус Христос к частной собственности? О. Осуждая чрезмерное пристрастие к богатству, Христос, однако, не отрицал частной собственности, доказательством чего является Его отношение к закону Моисееву и в частности к десятословию, отношения к Закхею и другим собственникам, как Лазарь с сёстрами, Никодим; а также многочисленные наставления Его о милостыне и благотворительности неимущим, которые могут иметь место и смысл лишь в том обществе, где частная собственность существует. В. Где говорится об отношении Спасителя к закону Моисееву? О. В Евангелии от Матфея 5:17–18 и 19:17–19. В. Как читается текст Мф. 5:17–18 ? О. «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё». В. Как читается текст Мф.19:17–19 ? О. На вопрос о том, что надо сделать доброго, чтобы наследовать жизнь вечную, Спаситель отвечает: «если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. – Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради; не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя». В. Что говорят об отношении Иисуса Христа к собственности эти тексты Евангелия? О. В этих текстах говорится, что Иисус Христос подтверждает Закон Моисеев и, в частности, десятословие, а десятословие охраняет частную собственность: «не укради» (заповедь 8-я) и «не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елико суть ближнего твоего» (заповедь 10-я). Слова эти как бы нарочно направлены против социализма и его вожделений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В заботе же относительно довольствования соапостолов, пресвитеров и верных нуждающихся, св. апостол Павел везде и всех, словом и писанием, возбуждал к благотворительности. Доброе творя, – писал он к Галатам (6:9–10), – да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак доколе есть время, будем делать добро всем, наипаче же присным в вере. Уже в свое время он старался организовать и оградить точными правилами сбор милостыни на церковь , чтоб не было затруднений и взаимного недоверия. Касательно сбора для святых, – писал он к Коринфянам ( 1Кор. 16:1–4 ), – поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (по воскресеньям) каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтоб не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния во Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мною пойдут. Сам апостол Павел остерегался, чтобы не подвергнуться от кого нареканию при обилии приношений, вверяемых его служению. Почему и имел при себе особого сборщика, избраннаго от церквей, для сопутствия ему, для собирания благотворений. Этого, как и других доверенных сборщиков, посылал он и по всем церквам. При чем убеждал всех и каждаго, впрочем довольно настойчиво, дать доказательство любви своей, как благословение, а не как побор. При сем скажу, – писал он к Коринфянам ( 2Кор.8:9 ), – кто сеет скупо, скупо и пожнет; а кто сеет щедро, щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением, ни с принуждением. Доброхотна бо дателя любит Бог. Итак Господь Иисус Христос и апостолы Его не уничтожили ветхий завет в новом, а только восполнили, обобщили для всего человечества, очистили от особенностей места, времени и еврейской национальности, только усовершили, утончили и возвысили. Возвысили как вообще во всем, так и в уставах относительно приношений на храм и на священство. В новом завете устранено только ветхозаветное возношение кровавых жертв на жертвенник Господень, хотя и не отклонены вообще животные приношения. Устранены юридические казни за погрешности в приношениях на храм и священство. Но не отклонена нравственная обязательность этих приношений. Не устранена нравственная ответственность христиан за отклонение от этих приношений. Не устранены власть и право церкви и священства на довольствование от паствы; требуется только, чтобы сбор на них был благословным доброхотством со стороны мирян, а не поборами со стороны духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В самом деле, если бы необходимое не было общим, быть может, богатые, по обычному любостяжанию, подавили бы бедных; потому что, если они это делают в отношении денег, то чего не сделали бы в отношении тех благ. Опять, если бы и деньги были общими, и всем равно принадлежали, не было бы случая к милостыне и повода к благотворительности. 7 . Итак, чтобы нам можно было жить безопасно, для этого общим у нас сделано все, от чего зависит наша жизнь; а чтобы нам иметь случай заслужить венцы и похвалы, для этого деньги не сделаны общими, – дабы мы, отвращаясь любостяжания и любя правду, и раздавая свое имение нуждающимся, могли таким способом получать некоторое облегчение в своих грехах. Бог сделал тебя богатым: зачем же ты сам делаешь себя бедным? Бог сделал тебя богатым для того, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы своей щедростью к другим искупал собственные грехи; дал тебе богатство не для того, чтобы ты запер его на свою погибель, но чтобы расточил для своего спасения. Для того Он и самое обладание богатством сделал ненадежным, чтобы и через это самое ослабить безумную страсть к нему. Если владеющие богатством, и теперь, когда не могут положиться на него, а, напротив видят, что оно порождает множество опасностей, воспламеняются такою страстью к нему: то кого бы они пощадили, если бы еще богатство имело и эти качества – постоянство и неизменность? Кого бы не коснулись? Какой вдовы, каких сирот, каких убогих? Посему не будем почитать богатство великим благом: великое благо – не деньги нажить, но стяжать страх Божий и благочестие. Вот теперь, если бы среди нас был праведник, имеющий великое дерзновение к Богу: он хотя бы был беднее всех людей, мог бы прекратить настоящие бедствия; довольно было бы только ему воздеть руки к небу и призвать Бога, и туча прошла бы. А между тем (у нас) лежит столько золота, и оно меньше всякой грязи способно прекратить постигшее нас бедствие! И не только в настоящей опасности, – но и тогда, когда постигает нас болезнь или смерть, или другое что-нибудь подобное, обнаруживается, как ничтожна сила денег, и как они не могут сами по себе доставить нам никакого утешения в несчастии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Великим подвижником милосердия в Российской Церкви был святой пр. Иоанн Кронштадтский (1829–1908), соединивший личное и общественное милосердие, с непрестанным чудотворением чрез свою молитву и одновременно являясь пресветлым духовным учителем нашей эпохи. 240. Что оправдает человека в очах Божиих: правильная вера или добрыя дела? В православном исповедании веры невозможно ставить такой вопрос: 1) Вера нравственно возвышает человека тогда, когда он собирает в душе добродетели нераздельныя в жизни с делами милости. 2) Милосердие богоугодно, если творится оно по любви, которая есть, как знаем, блюдете заповедей, что и выражает веру. " Горе Вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в закони: суд, милость и веру; сие надлежит делать, и того не оставлять« ( Mф. XXIII, 23 ). 241. Что является важным условием христианского милосердия? Творя во имя Бога милосердие, должно избегать похвалы от людей и даже огласки, иначе неизбежно являются ростки тщеславия.   «Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтоб прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» ( Mф. VI, 2 ). »Чтоб милостыня твоя была втайни; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Mф. VI, 4 ). 242. Обретает ли человек духовную пользу, если творить добро без помысла о Боге и о Христовых заповедях? Наставления святых предостерегают от подобного доброделания. Душевное утешение такого благотворителя покоится на признании своей заслуги и он невольно переступает за порог самомнения. От мысли, даже мимолетной, что кто-то оценит добрый поступок, является зерно тщеславия. Большей частью благотворительность не во имя Христа есть выражение безсознательного христианства. Такое добро творится в неведении происхождения добра и по забвению Источника милосердия. «Он же сказал в отвит: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» ( Mф. XV, 13 ). »Все святые, оставляя свою правду, искали правды Божией, и в ней обрели святую любовь, скрытую от естества» (Пр. Макарий Вел., Бес. 37, гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вот и Давид говорит: я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным, и потомков его просящими хлеба. Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его благословенно будет ( Пс.36:25–26 ); ибо Господь любит правду и праведных людей не оставляет вовек. Известно всем, обеднел ли праведный Авраам, хотя был страннолюбив; и Филарет Милостивый от того, что был весьма милостив? Правда, последний потерпел нужду; но и какое вознаграждение получил за свое терпение! О таком, кто с охотою творит правду Божию, у пророка сказано: правда его пребудет в век века, и рог его вознесется к славе ( Пс.110:3 ). Потому и Златоуст сказал: «никто не бывает столь знаменит и славен, как благотворитель; его все любят и превозносят, считая общим отцом и благодетелем». Ибо что еще достопочтеннее таких слов: покровитель наш и отец наш? Господь всем верующим в Него сказал: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, – или что другое – ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне во сто крат более, а в веке грядущем жизни вечной ( Мк.10:29, 30 ). Это значит, если кто из послушания Евангелию, то есть, учению Христову, оставит, или что то же, отступится, отдаст что-нибудь из своего достояния неимущему, просящему Христа ради, то за это ныне же, в веке сем, получит несравненно более того, что отдал и чего лишился на время более или менее продолжительное. Итак, когда ты подаешь милостыню, то думай, что ты не бедному даешь, но даешь взаймы Богу ( Прит.19:17 ), и будь совершенно уверен, что получишь в свое время сторицею и в жизни будущей будешь блажен вечно. При этом обрати внимание и на тех, которые дают взаймы людям, чтобы получить с лихвою – они не тотчас же получают обратно свое даяние, но чем дольше не получают, тем более увеличивается их капитал, так и ты не старайся получить здесь всю награду, – ибо если получишь, то какого еще воздаяния ожидать тебе в будущем? Посему и Бог, соблюдая воздаяние Свое в жизни будущего века, попускает иногда рабам Своим терпеть здесь лишения и злострадания, как и писал о сем апостол Павел: до нынешнего часа алчем и жаждем, и наготуем, и скитаемся ( 1Кор.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вот как человек описывает свою жизнь это очень напоминает первая к Тимофею, 6 глава, 8 стих «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». Далее 9 и 10 стих «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Проблема нищеты, она реально существует. И в древности, я наверняка об этом рассказывал, три категории людей считались мертвыми. Это прокаженный считался в Палестине мертвым человеком. Это муж и жена у которых не было детей, считались мертвые. И нищий считался мертвым. Не потому что он нищий, а потому что он не мог заниматься благотворительностью. Цель десятины, цель благотворительности, что называется цедака, это научится проявлять жертвенность. На еврейском языке эти два слова цедака, милостыня и цадик праведный, они однокоренные. Подлинная праведность это жертвенность. Я дал бы совет этой семье именно от скудости тех средств, которые они имеют жертвовать десятину. Церковь строго не настаивает на десятине. Если мы почитаем древнерусские княжеские уставы, то там строго говорится о десятине. Церковь со временим перестала настаивать на десятинах и сейчас она не настаивает на десятинах. Если человек из благоговения перед законом Божьим, он будет придерживаться таких принципов, то вскоре он ощутит, что заповедь является источником жизни. Как сказано, что исполнишь заповедь, будет жив этой заповедью. Мне рассказывали, такой случай был интересный, но в каждом народе свои законы. Важно когда человек исполняет что-либо во имя Бога. В Израиле объявили тревогу. Вертолетчики вскочили, оделись и бегут к двум вертолётам, ловить каких-то террористов. Один вертолетчик, религиозный юноша бежит и вдруг он вспоминает, что не помнит, как он одевал обувь. А у них по закону надо сначала левый ботинок, потом правый или наоборот. И эта мысль его мучает, может он нарушал что-то и он здесь же бросает свой рюкзак, автомат, расшнуровывается.

http://radonezh.ru/text/kak-voznik-futbo...

Впрочем, на иврите «праведный» – цадик , а «благотворительность» – цидака . Блаженный Феофилакт так истолковывает эти слова: «Говорит так не потому, будто лицемеры носили при себе трубы, но чтобы более опорочить их намерение, так как они желали, чтобы об их милостыне трубили. Лицемеры суть те, которые в сердце своем не то, чем показываются. Так, они кажутся милостивыми, но на самом деле не таковы. Они показываются милостивыми, чтоб видели их другие» 3 . Иными словами, эти люди не думали, как надо жить правильно в глазах Бога, они думали, как они будут выглядеть в глазах других людей. Они не ходили перед Богом, как это делали праведники Енох, Ной и Авраам. Они, напротив, ходили и величались перед людьми; они как бы трубили и орали перед собою: «Посмотрите, какие мы хорошие, какие мы религиозные и какие мы праведные». Христос не хотел Своих последователей видеть такими, как книжники и фарисеи, как иудейские архиереи и старцы. Он заботился о том, чтобы вся наша награда была бы не на земле, а на Небе. Ибо, как сказано, «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 8). Тот, кто думает только о том, как другие люди смотрят на него, и творит добрые дела только напоказ, сам, оставаясь злым, сеет в плоть и пожинает тление; но тот, который в Боге богатеет, «от духа пожнет жизнь вечную» 4 . Итак, иудеи, современные Иисусу Христу, были как ходящие медные трубы, которые ходили и трубили всем о своей праведности 5 . Они были, как сказано в Писании, «безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуд. 1: 12). Иудеи отпали от истины благочестия и истины веры, но это не означает, что отпадение свойственно только этому народу. Апостол Павел говорил об иудеях и христианах: «Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим. 11: 20–21). Был у блаженного Онисифора Печерского духовный сын и друг, некто из черноризцев.

http://pravoslavie.ru/96073.html

Всякому известно: чем больше рассеивается семян, тем обильнее получается жатва, так же точно: чем щедрее раздается милостыня, тем более подающий ее пожнет и соберет плодов своего благотворения. Это сравнение мною не придумано, а взято из Слова Божия, из книги Притчей, где в XXII главе говорится: «[Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.] Милосердый будет благословляем» (Притч. 22:8, 9), и из Евангелия от Луки, где в VI главе читаем такие слова Господа: «давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6:38). Будем же сеять доброе, полезное, благотворное. Если сами на земле не дождемся, когда посеянное нами вырастет и расцветет, то увидим ниву своего милосердия там, на небесах, где нет ни нужды, ни вздохов, ни бедных, ни должников, ни заимодавцев, где люди живут вечно, как Ангелы Божии на небесах (см. Мф. 22:30).    Вообще милостыня утверждает наше благополучие в жизни. Пророк Давид называет счастливым человека, который помнит сердцем бедняка и убогого. «В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И... не предаст его в руки врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его» (Пс. 40:2-4). Священники-духовники, которым Промыслом Божиим суждено видеть людей страждущих и лежащих на смертном одре, могут засвидетельствовать то, что люди милостивые бывают спокойны, покорны воле Божией, внимательны, дружелюбны, приготовлены к утешению, ожидающему христиан в вечности. Умилительно смотреть на них, сияющих любовью и миром. Но, увы, тяжко расстаются с жизнью люди жестокого, скупого нрава. Они верили, что все можно за деньги получить, можно даже подкупить смерть. Напоминание о вечности им досаждает и устрашает их. Борьба таких людей со смертью ужасна, расставание с миром полно отчаяния.    Нельзя, говоря о святости благотворения, скрыть причин, охлаждающих усердие многих христиан к подаянию милостыни. В последнее время появилось слишком много мнимых нищих. Нищенство обратилось в неблаговидное ремесло. Одаренные крепостью сил и вполне здоровые люди, вместо того, чтобы снискивать себе содержание честным трудом, занимаются писанием к разным лицам, умоляя тех о помощи, притворно называя себя бедными, увечными, покинутыми. Таким образом, они собирают милостыню, которую беззаботно расходуют на порочные утехи. Иные просят помощи по случаю пожара, когда на самом деле у них нечему было гореть; другие просят на погребение детей, матери, родных, когда у них никто не умирал. Все это невольно охлаждает усердие к делу благотворительности, затрудняя возможность отличить истинно нуждающихся от попрошаек. Однако, чтобы не ошибиться, лучше давать, по мере возможности, нежели — имея — отказывать. Христос Спаситель не делает различия между просящими. В Евангелии, подавая милостыню, не заповедано производить суд и следствие над просящим денег или хлеба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава 4 1–21. Находясь в бедственном положении и ожидая смерти, Товит вспоминает о деньгах, отданных на сохранение Гаваилу (I:14), сообщает об этом Товии и при этом преподает ему ряд нравоучительных наставлений о почтительности к матери (ст. 3–4), о страхе Божьем и благочестии (5–6), о благотворительности и милостыне (7–11), о чистоте и целомудрии (12–13), о справедливости и честности, благожелательности и щедрости (14–17), о скромности, благоразумии, преданности воле Божией (18–19). Тов.4:1 В тот день вспомнил Товит о серебре, которое отдал на сохранение Гаваилу в Рагах Мидийских, Тов.4:2 и сказал сам себе: я просил смерти; что же не позову сына моего Товии, чтобы объявить ему об этом, пока я не умер? 1–2 . Вместо денег в книге Товита всюду говорится о серебре, αργριον (IV:1; V:2–3; IX:2; X:2; XII:3), подобно тому, как и в клинописных документах, деньги нередко называются серебром: это объясняется отсутствием в Ассиро-Вавилонии чеканенных монет до персидского владычества; вместо монет употреблялись куски или слитки металла, относительная ценность которых определялась по весу; поэтому в ассиро-вавилонских документах делового характера часто встречается выражение «отвесили» столько-то денег, подобно как и у древних евреев, у которых чеканка монет явилась лишь после вавилонского плена, в приложении к деньгам – слиткам или пластинкам – обычно прилагался термин «весить, взвесить, отвесить» (евр. schaqal (шакал), Быт. 23:16 ; Ис. 44:6 ; Иер. 32:10 . См. Толков. Библ. т. I). 10 талантов серебра, помещенных Товитом у Гаваила (ст. гл. I), представляли значительную тяжесть – свыше 25 пудов, – почему Гаваил, возвращая мешки с серебром Товиту (IX:2), уложил их на двух верблюдов, – и стоимость этого серебра простиралась, на наши деньги, до 23 000 руб. с лишком (см. у проф. Дроздова, стр. 490–491). Тов.4:3 И, призвав его, сказал: сын мой! когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей; почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей и не причиняй ей огорчения. Тов.4:4 Помни, сын мой, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время чревоношения. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010