Правда, мы носим иконы на плечах, как вавилоняне носили своих богов ( ПослИер.1:4 ). Но разве то, что носят на плечах, – уже идол? В 1 кн. Царств мы читаем: «пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли Его в дом Аминадава...» ( 1Цар.7:1 ). Вот видим, что народ Божий носил Ковчег Завета, на котором были херувимы. А разве кто сочтет ковчег и херувимов идолами? (ср.: 1Цар. 4, 3 ; Нав. 6, 5, 7 ). Итак, за то, что мы носим свои иконы на плечах, как евреи Ковчег Божий, нас нельзя называть идолопоклонниками. Нельзя также уподоблять иконы Спасителя идолу за то, что Христа мы рисуем со скипетром в руках (ср.: ПослИер.1:13 ). Ведь скипетр в руках Христа для того изображается, чтобы показать, что мы веруем в царское достоинство Сына Божия ( Евр. 1, 3 ; Откр. 11, 15 ). Но мы не говорим, что икона – живой бог, – что икона сама собой , без Божией воли, может кого-либо убить или помиловать. Таким образом, мы веруем совсем не по-язычески. В ст. 18 пророк осуждает язычников за то, что они «зажигают» для идолов «светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одного из них не могут видеть» ( ПослИер.1:18 ). Пророческие слова были великим укором для язычников: те зажигали светильники пред своими истуканами, как пред живыми богами. Они думали, что этим истуканам приятно видеть свет светильников; между тем языческие идолы ничего замечать не могли... Мы же зажигаем лампады и свечи не для дерева или золота, или камня, а для Бога Всевидящего. В этом случае мы подражаем не вавилонянам, а древним евреям. Им велено было Самим Господом зажигать «елей чистый» пред Ковчегом ( Исх. 27, 20–21 ). Стараемся мы свое земное служение уподоблять небесному . На небе же Иоанну Богослову показаны были семь горящих светильников пред престолом Божиим ( Откр. 4, 5 ). Значит, в своем служении пред иконами мы ни в каком случае не уподобляемся язычникам. – Не уподобляетесь! – перебил меня Петр Данилович. – А всё похоже... Я возразил: – Что же всё? Если мы носим иконы на плечах, зажигаем пред ними светильники – неужели за это надо нас бранить язычниками? Если так поступать, то мы можем обозвать вас животными. В самом деле: животные едят – и вы едите; животные ходят на ногах – и вы также; животные могут кричать – и вы еще громче их. Стало быть, вы животные ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Разделы портала «Азбука веры» Престол Божий — аллегорический образ, обозначающий место особого присутствия Божия и указывающий на Бога как на Вселенского Царя и Владыку. В таком осмыслении престол Божий противопоставляется престолу сатаны : « знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны » ( Откр.2:13 ). Выражение «Престол Божий» допускает сближение с понятием «Престол благодати»: « Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи » ( Евр.4:16 ). Кроме того, это выражение эквивалентно понятию «Престол Славы», ведь Отец есть «Отец славы» ( Еф.1:17 ), Сын — «сияние славы» ( Евр.1:3 ), а Дух — «Дух славы» ( 1Пет.4:14 ). Традиционно под Божьим Престолом подразумевается Небо: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» ( Ис. 66:1 ). Между тем, иногда образ Престола представал перед взором угодников Божьих в сжатых символических формах. Так, пророк Исаия: «видел… Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» ( Ис. 6:1 ). Пророк Иезекииль созерцал «подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека» ( Иез.1:26 ). Евангелисту Иоанну Богослову открылось, что «престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий» ( Откр.4:12 ) Во времена Ветхого Завета наиболее знаковым местом присутствия Божия среди Израильского народа считался ковчег. Вот почему «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» ( Числ.10:35-36 ). Однако, ветхозаветный ковчег, при всей его значимости, был лишь прообразом тысяч и тысяч новозаветных Престолов, которые, с образованием и распространением Кафолической Церкви, вошли в состав важнейших христианских святынь: «Важнейшее в Алтаре место есть Святой Престол. Посему все преимущества, приписываемые Алтарю, ни к одному, находящемуся в оном месте, не могут быть так близко применены, как к Святому Престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди Алтаря» (Новая Скрижаль, ч. 1, гл. 3 ).

http://azbyka.ru/prestol-bozhij

Разницы никакой нет. Потому мы думаем, что послание Иеремии обличает вас за языческие обычаи... Я ответил: – Уже из 1 стиха послания Иеремии ясно, что пророк писал его Иудеям, уходившим в Вавилон. В послании он изображает те обычаи, которых держались язычники – вавилоняне. Эти обычаи нисколько не похожи на православное служение Богу Истинному. – В самом деле: в 4 стихе пророк пишет: „теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах“... Пророк, так. обр., ясно обозначает, где иудеи увидят богов ложных – в Вавилоне, а не в какой-либо другой стране. Значит, послание Иеремии не к православным христианам писано; во дни пророка их ещё не было на свете... Не к нам оно относится и потому, что у нас совершенно нет никаких богов золотых, серебряных и деревянных. У нас есть один Бог, из Которого все и мы у Него (ср. Еф.4:6 ). Иконы же православные, как я уже говорил, не боги, а лишь изображения красками Истинного Бога и святых Его. Иконам никто не служит, как живым богам. Правда, мы носим иконы на плечах, как вавилоняне носили своих богов ( – ст. 4). Но разве что носят на плечах, то уже – идол? В 1 кн. Царств мы читаем: „пришли жители Кириафиарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли Его в дом Аминадава“... ( 1Цар.7:1 ). Вот видим, что народ Божий носил Ковчег Завета, на котором были херувимы. А разве кто сочтёт Ковчег и херувимов идолами? (Ср. 1Цар.4:3 ; Нав.6:5,7 ). Итак, за то, что мы носим свои иконы на плечах, как евреи Ковчег Божий, нас нельзя называть идолопоклонниками. Нельзя также уподоблять иконы Спасителя идолу за то, что Христа мы рисуем со скипетром в руках ( – ср. ст. 13 посл. Иер.). Ведь скипетр в руках Христа для того изображается, чтобы показать, что мы веруем в царское достоинство Сына Божия ( Евр.1:3 ; Откр.11:15 ). Но мы не говорим, что иконы – живой бог, – что икона сама собой, без Божией воли, может кого-либо убить или помиловать. Таким образом, мы веруем совсем не по-язычески. В ст. 18 пророк осуждает язычников за то, что они „зажигают“ для идолов „светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одною из них не могут видеть“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самым большим общественным делом Давида было создание столицы. Он не захотел остановить свой взор ни на одном из известных городов. Однако, царь обратил свой взор на мощный замок Сион, который возвышался над потоком Кедронским на высокой скале. Он находился в руках большого хананейского клана и считался неприступным. Ходила такая поговорка, что Сион могут защитить слепой и хромой. И, однако, Давида не остановили трудности. Он смог овладеть Сионом, замок был назван городом Давида, окружающему его городу было дано прежнее название – Иерусалим. Иерусалим и сейчас называется городом Давида. Когда Давид основал свое государство, Иерусалим и его окрестности выглядели совсем иначе, чем сейчас. Потоки Кедрона были тогда оборонительными укреплениями, они защищали город своей неприступностью. Крепость тоже была внушительных размеров. Давид понимал, что сам по себе город не может стать знаменем своей державы. В нем должно было присутствовать то, что объединяет всех людей. Ни ефоды, ни урим, ни тумим не могли служить знаком присутствия Яхве в столице. Давид понимает, что здесь должна быть самая великая святыня – Ковчег завета. В то время Ковчег хранился как бы на частном хранении у частного лица. Давид решает торжественно перенести его в новую столицу и тем самым сделать Сион святым городом. Это событие происходит после того, как Давид был торжественно помазан царем над Иудеей. Кроме помазания, которое было от Самуила, было еще помазание от старейшин Израиля и Иуды на царство – как бы тройственное помазание. «И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч. И встал и пошел весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. Привели ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел перед ковчегом Господним, а Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах и кимвалах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Сын Божий изображается во образе человека средних лет, так как Он, но слову апостола, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек» ( Флп.2:6–7 ). Дух Святой изображается в виде голубя, так как в этом образе Его удостоился лицезреть св. Предтеча и Креститель Христов Иоанн, когда по сказанию евангелиста, «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» ( Мф.3:16 ). Для какой же цели повелел Господь людям иметь священные изображения или иконы? Цель употребления нами священных изображений состоит в том, чтобы взирая на них, мы возносились умом и сердцем к тем Святым лицам, которые изображены на иконах. Человек слаб и беден воображением, он часто забывает лица своих умерших или отсутствующих родственников, так что без посторонней помощи не в силах бывает представить их в своей памяти. Тем более без наглядного изображения люди не представили бы себе образа Бога и святых Его, которых никогда не видели. Чтобы нагляднее представить себе образы отсутствующих или умерших родственников и друзей, мы приобретаем их портреты; чтобы живее и нагляднее представить себе образы Бога и Святых Его, мы употребляем св. иконы. Смотря на портреты родственников и друзей, мы с любовью припоминаем дорогие для нас лица; взирая на св. иконы, мы с благоговением созерцаем образы Бога и Святых Его. Но кто-либо спросит, не грешим ли мы тем, что кланяемся пред иконами, возжигаем пред ними светильниками и воскуряем фимиам? Нет, не грешим. Во-первых, мы кланяемся не иконам, а тем лицам, какие изображены на них. Такой наш обычай освящен примером Святых, которые кланялись пред священными изображениями. Так Иисус Навин, по сказанию Слова Божия, «пал на землю пред Ковчегом Господним» ( Нав.7:6 ). Что же касается возжжения светильников и воскурения фимиама, то в этом случае, мы поступаем согласно воле Господней. Господь повелел, чтобы Первосвященники не начинали молитву перед Ковчегом Завета, прежде чем «возьмет горящих, угольев полною кадильницу с жертвенника, который пред лицом Господним, и благовонного мелкоистолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курения на огонь пред, лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над Ковчегом Откровения» ( Лев.16:12–13 ). «И вели сынам Израилевым,– заповедал Господь Моисею,– чтобы они приносили тебе елей, чистый, выбитый из маслина для освещения, чтобы горел светильник перед Ковчегом Откровения. Это устав вечный для поколения их от сынов Израилевых» ( Исх.27:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

91. Построение Соломоном храма Хирам, царь тирский, когда услышал, что Соломон помазан в царя над Израилем, отправил к нему своих слуг приветствовать его с вступлением на царство. Соломон со своей стороны также послал к Хираму послов и велел им сказать ему, что Соломон намерен построить храм и просит Хирама приказать нарубить кедров с Ливана. Когда Хирам услышал слова Соломона, то обрадовался и затем стал давать Соломону деревья кедровые и кипарисовые, вполне по его желанию. А Соломон платил за это Хираму разными припасами. В четыреста восьмидесятом году по исшествии евреев из Египта начат был постройкою храм в Иерусалиме. Он был построен по образцу скинии и имел также два отделения: святилище и святое святых. Кроме них и в отличие от скинии был устроен притвор с двумя крылами, где хранились священные сосуды, одежды и разная утварь. Окна в храме были сделаны решетчатые с откосами. Когда строился храм, то на устройство его были употреблены обтесанные камни. Ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме во время построения его. Храм, построенный Соломоном, отличался большим великолепием. Около храма устроено было несколько больших дворов, двор священников, двор мужчин, двор женщин и двор язычников. Когда храм был построен, то Соломон созвал старейшин Израилевых, всех начальников колен и глав поколений в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета из скинии. Священники и левиты взяли ковчег, все вещи, которые находились в скинии, и самую эту скинию и перенесли все это в храм. Соломон и все общество Израильское, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота. Когда священники поставили ковчег завета во святом святых и вышли из храма, облако наполнило дом Господень, и не могли священники стоять на служении по причине облака. Тогда встал Соломон впереди всего народа, поднял свои руки к небу и начал молиться, чтобы очи Божии были отверсты на этот храм день и ночь. После этого принесены были многочисленные жертвы. Так освящен был храм. По случаю освящения его устроен был праздник, который продолжался семь дней. В восьмой день Соломон распустил народ, и он разошелся по домам своим, радуясь и веселясь о всем добром, что сделал Господь рабу Своему, Давиду, и народу Своему, Израилю. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

«Возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, сказали старейшины, и он пойдет среди нас, и спасет нас от руки врагов наших». Они помнили, как река Иордан расступалась пред ковчегом и давала народу проход по своему дну; они помнили также, как пали стены иерихонские во время обношения вокруг них ковчега завета; помнили также и многие вообще чудеса, совершавшиеся в присутствии святыни, и поэтому решились и в настоящей раз воспользоваться ее чудесною помощью. Немедленно же в Силом, находившийся недалеко отсюда, отправлено было посольство, которое и просило священнослужителей, заведывающих святыней, взять «Ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах», и нести его в стан. Здесь именно между херувимами было видимое седалище невидимого Царя израильского, и Он, по мнению старейшин, должен был поддержать свою славу и славу своего народа Израиля. При этом случае, когда поднимали ковчег завета, особенно полное применение имел древний гимн, которым обыкновенно сопровождались передвижения ковчега завета: «восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» ( Чис. 10:35 ). И вот, с должным благоговением поднятая святыня была торжественно несена назначенными для того левитами, и, в сопровождении двух священников, нечестивых сыновей Офни и Финееса, прибыла наконец в лагерь израильтян. Появление народной святыни сразу подняло дух в израильском войске, от радостного ликования которого «земля стонала». Филистимляне, услышав столь необычайные и восторженные клики, увидев такое возбуждение в неприятельском лагере, выслали соглядатаев удостовериться, в чем дело, и когда они услыхали, что в войско израильтян принесена таинственная святыня, то были приведены в смущение и страх, так что в стане их раздавались унылые восклицания: «горе нам! кто избавить нас от руки этого сильного Бога? Это тот Бог , который поразил египтян всякими казнями в пустыне», как доходили до них страшные, но не вполне ясные слухи. Но уныние все-таки не отняло у них мужества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И Богородицы, от тогоже послания, зачало 320: И Богородице, послание к Евреям, зачало 320 Братие, имеяше первая скиния оправдания службы, святое же людское. Скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светильник, и трапеза, и предложение хлебов, яже глаголется Святая. По вторей же завесе скиния, глаголемая Святая святых. Злату имущи кадильницу, и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета. Превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь: о нихже несть ныне глаголати подробну. Сим же тако устроеным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе. Во вторую же единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе, и о людских невежествиих. Братия, первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Евр 9:1–7 Аллилуиа, глас 8: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея. Стих: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его. Аллилуия, глас 8 Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Пс 131:8, 1 Евангелие дне, от Марка, зачало 35: Евангелие от Марка, зачало 35 Во время оно, изыде Иисус и ученицы Его в веси Кесарии Филипповы, и на пути вопрошаше ученики Своя, глаголя им: кого Мя глаголют человецы быти? Они же отвещаша: Иоанна Крестителя, и инии Илию, друзии же единаго от пророк. И Той глагола им: вы же кого Мя глаголете быти? Отвещав же Петр глагола Ему: Ты еси Христос. И запрети им, да ни комуже глаголют о Нем. И начат учити их, яко подобает Сыну Человеческому много пострадати и искушену быти от старец и архиерей, и книжник, и убиену быти, и в третий день воскреснути.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmica-p...

Когда народ двинулся от своих шатров, чтобы перейти реку, священники понесли ковчег завета впереди. Как только несущие ковчег вошли в Иордан, течение реки остановилось. Вода стала стеною на большом расстоянии до Адама (город на Иорданской равнине). Народ перешел реку. Священники, несшие ковчег завета Господня, стояли все это время в середине сухого русла Иордана. Когда переход через Иордан закончился, Господь повелел Иисусу положить двенадцать камней на месте, где стояли священники с ковчегом завета. Еще двенадцать камней представители колен должны были взять с собой, чтобы они были у них памятным знаком о чуде разделения воды Иордана. Первый стан после перехода через Иордан был устроен в Галгале, находившемся на западном берегу реки. Здесь поставили двенадцать камней, которые взяли из Иордана, дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни (Нав 4, 24). В Галгале Господь повелел Иисусу сделать острые ножи и совершить обрезание над сынами Израиля. Все вышедшие из Египта израильтяне мужского пола были обрезаны, но они умерли в пустыне. Остальные все (родившиеся в пустыне) не были обрезаны. Здесь же, в Галгале, на равнинах Иерихонских, сыны Израиля совершили Пасху в четырнадцатый день месяца нисан. На другой день Пасхи они ели опресноки и сушеные зерна. Манна перестала падать на землю. Люди стали питаться тем, что производила Ханаанская земля. Когда Иисус Навин находился близ Иерихона, он имел видение: перед ним стоял человек с мечом. Иисус подошел к нему и спросил: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал, что является вождем воинства Господня. Иисус Навин пал лицом своим на землю и поклонился. Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято (Нав 5, 15). Во время взятия Иерихона Господь вновь совершил великое чудо. Все способные к войне сыны Израилевы обходили город шесть дней. Впереди пред ковчегом завета шли семь священников с семью юбилейными трубами. В седьмой день Господь повелел обойти вокруг города семь раз: священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания (Нав 6, 3–4). Это чудо Господь совершил в назидание людям. Событие имело священный, а не военный характер. На это указывает и нарочито использованная символика семи: семь священников, семь юбилейных труб, семь дней обхождений с ковчегом вокруг города, семь раз в седьмой день. Стены Иерихона пали силою Божией, но для того чтобы это чудо совершилось, нужна была вера сынов Израилевых. Святой апостол Павел говорит: Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении (Евр 11, 30).

http://pravoslavie.ru/103713.html

Чтобы необычайное дело божественного всемогущества произвело на израильский народ полное свое действие, Иисус Навин наперед всенародно объявляет о нем и объясняет его значение. Последнее для израильского народа состоит в удостоверении его в том, что среди него присутствует «Бог живой», т.е. Бог , проявляющий Свое бытие в божеских действиях, которым ничто в мире не может противиться ( Иер.10:10 ), и что Он поэтому совершенно прогонит от израильтян жившие в Ханаане народы. В истинности этого убедится сам народ, когда он, следуя за Ковчегом Завета, «Владыкой всей земли», увидит, как при вступлении несущих его священников в воду Иордана дно последнего осушится и вода, текущая сверху, станет подобно стене. Мысль об изгнании ханаанских народов выражена в Нав.3:10 по еврейскому тексту и греко-славянскому переводу в усиленной форме, состоящей в двукратном употреблении здесь глагола «изгонять» в двух различных формах, согласно с чем в славянской Библии сказано: «потребляяй потребит». Читаемое в словах к народу ( Нав.3:11,13 ), при наименовании Ковчега Завета, божественное имя «Владыки всей земли» 29 употреблено с той целью, чтобы напоминанием об этом владычестве Бога Израилева возбудить и укрепить веру народа в то, что предвозвещается ему. Нав.3:12 . Вместе с тем Иисус Навин повелел народу взять или избрать по одному человеку от каждого из 12 колен, не указывая при этом самого дела, которое они должны исполнить. Хотя последнее относилось к окончанию перехода через Иордан ( Нав.4:1–5 ), распоряжение об этом сделано было перед его началом, так как в это время для народа всего удобнее было произвести выбор, а самые избранные, оставаясь вблизи израильского вождя, без замедления могли исполнить то, что им будет указано. Нав.3:14 .  Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли Ковчег Завета [Господня] пред народом, Нав.3:15 .  то, лишь только несущие Ковчег [Завета Господня] вошли в Иордан, и ноги священников, несших Ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, В Нав.3:14–17 излагается самый переход через Иордан, который совершился согласно со сделанными распоряжениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010