Глава 5 Перенесение ковчега завета из скинии Давидовой в храм (Ср. 3Цар.8:1–11 ) 1–3. Собрание старейшин Израилевых в седьмом месяце на торжество перенесения ковчега. 4–6. Перенесение ковчега и многочисленные жертвы Соломона. 7–10. Поставленне ковчега во Святом Святых. 11–14. Пение левитов и игра на музыкальных инструментах; феофаническое облако наполняет храм. 2Пар.5:1 .  И окончилась вся работа, которую производил Соломон для дома Господня. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его, и серебро и золото и все вещи отдал в сокровищницы дома Божия. 2Пар.5:2 .  Тогда собрал Соломон старейшин Израилевых и всех глав колен, начальников поколений сынов Израилевых, в Иерусалим, для перенесения ковчега завета Господня из города Давидова, то есть с Сиона. 2Пар.5:3 .  И собрались к царю все Израильтяне на праздник, в седьмой месяц. Замечание стиха 1 о помещении Соломоном в храме сокровищ Давида есть повторение ( 3Цар.7:51 ) (ср. 2Цар.8:7–12 ; 1Пар.18:7–11 ). Сокровища эти, вероятно, были помещены в трехэтажных пристройках храма. Стихи 2–3 ср. ( 3Цар.8:1–2 ). В 2 Паралипоменон не указано название 7-го месяца «этаним» или «афаним» (позже – «тисри»), как в 3 Царств. По блаженному Феодориту , собрание народа совершилось в праздник кущей (Migne, «Patrologiae Cursus Completus. Series graeca», t. 80, p. 822). 2Пар.5:4 .  И пришли все старейшины Израилевы. Левиты взяли ковчег 2Пар.5:5 .  и понесли ковчег и скинию собрания и все вещи священные, которые в скинии, – понесли их священники и левиты. 2Пар.5:6 .  Царь же Соломон и все общество Израилево, собравшееся к нему пред ковчегом, приносили жертвы из овец и волов, которых невозможно исчислить и определить, по причине множества. Согласно ( 3Цар.8:3 ) ковчег подняли и несли священники, как требует и ( Чис.4:15 ). Здесь же, стих 4, равно как в ( 1Пар.15:2 ) и ( 2Цар.6:15 ), право носить ковчег представляется принадлежащим и левитам или «священникам-левитам», как следует точно перевести с еврейского: (гак) коганим (га) левиим; «левиты» – родовое понятие, «священники» – видовое (ср. Втор.10:8,18:7 ). См. проф. Ф.Г. Елеонский , «Феократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам Пятикнижия», Христианские Чтения, 1875, август, с. 192–207; ср. прот. Г. Титов , «История священства и левитства ветхозаветной церкви», Тифлис, 1876, с. 63–64, примеч. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 Пребывание Ковчега Завета в Кириаф-Иариме. Правление судии и пророка Самуила. 1Цар.7:1 .  И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа. На основании 1Пар.15:10–11 полагают, что Аминадав и его сын Елеазар принадлежали к колену Левия. В г. Кириаф-Иарим Ковчег Завета находился до времен царя Давида, который перенес его в новоустроенную им иерусалимскую скинию ( 2Цар.6:1 ). Что же касается самой скинии, находившейся в Силоме, то она была перенесена сначала в Номву ( 1Цар.26:1 ), затем – в Гаваон ( 1Пар.16:39,21:29 ; 2Пар.1:3 ) и, наконец, разобрана и сложена в одном из помещений Соломонова храма в Иерусалиме, совместно со скинией Давидовой. 1Цар.7:2 .  С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу. «И обратился весь дом Израилев к Господу»: под внешним влиянием филистимского гнета ( 1Цар.7:3 ) евреи раскаялись в своих увлечениях язычеством соседей и обратились сердцем к исполнению благого и совершенного закона Господня. 1Цар.7:4 .  И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу. Ваал и Астарта – языческие божества, чествовавшиеся в Ханаане, Финикии, Месопотамии и других странах Передней Азии. Культ Ваала говорил преимущественно о грозном могуществе божества; культ Астарты – о его производительной силе. Последний сопровождался различного рода распутством, возведенным до степени священного служения богине. (Подробнее см. в соч. М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев». Спб. 1897, с. 217–246, 295–335.) 1Цар.7:5 .  И сказал Самуил: соберите всех израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу. «Массифа» Самуилова – город на северо-западе от Иерусалима, на юг от Гаваона. 1Цар.7:6 .  И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Давид-Царь I Когда не стало Саула, царем сделался Давид. Сначала он воцарился только над коленом Иудиным. Его столицей был город Хеврон. Здесь он царствовал семь лет. Потом пришли старейшины от всех колен Израилевых к нему в Хеврон и сказали: – Вот, мы – кости твои и плоть твоя. И помазали Давида в цари над всем Израилем. Недалеко от Хеврона жили хананеяне иевусеи. У них был город Иерусалим и в городе – кремль, или крепость, Сион. Давид пошел войною на иевусеев, завоевал город Иерусалим. Крепость Сион он заново обстроил и укрепил, и назвал городом Давидовым. Здесь он построил из кедрового дерева прекрасный дворец и в нем поселился. С тех пор, Иерусалим стал столицей царства Израильского. II Давид был царь благочестивый. Он служил истинному Богу, по завету праотцов. Сделавшись царем, он, прежде всего, вспомнил о ковчеге завета и решил перенести его в свою новую столицу. Здесь Давид устроил для него новую скинию и, когда скиния была готова, пошел с народом в тот город, где стоял ковчег завета. Взяли ковчег и поставили его на новую колесницу, запряженную двумя волами. Два израильтянина вели волов. Впереди шел Давид. Музыканты играли на разных инструментах пред Господом. Шествие совершалось торжественно и радостно, но, когда дошли до места, называемого «Гумно Нахоново», случилось несчастье. Волы наклонили колесницу. Израильтянин Оза, ведший волов, протянул руку свою к ковчегу, чтобы поддержать. Но, лишь прикоснулся к ковчегу, как был поражен смертью . Давид пришел в страх от этой Божией кары и увидел, что такое перенесение ковчега неугодно Богу. Он сказал: – Как я внесу к себе ковчег Божий? И не повез Давид ковчега к себе, в город Давидов, а оставил его, на время, на пути, в доме одного благочестивого человека. Чрез три месяца Давид вторично назначил торжество перенесения ковчега. Но теперь он сказал: – Никто не должен носить ковчега, кроме левитов, ибо их Господь поставил на это служение. И собрались левиты и певцы, и музыканты, и множество народа. Пошли к дому, где был ковчег Божий. Левиты продели золоченые шесты в золотые кольца ковчега, подняли его на плечи и так понесли. Впереди шли музыканты: трубили в трубы и рожки, играли на гуслях и арфах, били в тимпаны и в медные кимвалы. Слышались народные клики и пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Иудейское предание также свидетельствует об уходе Божественного присутствия из храма пред его разорением. «Когда созрело решение Господа предать уничтожению святую Обитель Его, Господь сказал: Дотоле, пока Я обитаю в Доме этом, рука иноземного не коснется его. Отведу от него очи Мои и поклянусь не воссоединяться с ним до времени урочного, – и придут иноплеменные, и разрушат его. Отвел Господь десницу Свою, – отвел десницу свою от неприятеля, – и вошли враги в Святилище и сожгли его. Отныне, – сказал Господь, – нет для Меня обиталища на земле, – пусть же отойдет от него Шехина Моя, и удалюсь Я в прежнюю Обитель Мою» с. 140, Агада, Еха Раба]. Указанные записи пророка Иеремии (гл. 2 ст. 1), являющиеся, скорее всего, тем писанием (ст. 4), в котором описано сокрытие пророком Иеремией ковчега Завета и приведено его пророчество, не сохранились. До нас дошло только свидетельство Маккавейских книг. Едва ли следует думать, что скиния и ковчег сами по себе чудесным образом следовали за пророком. Скорее всего, все происходило, как и положено – священники и левиты, по слову пророка, взяли святыни и последовали с ними за ним, когда он восходил на гору Нево. Это подтверждается упоминанием сопутствовавших пророку (2:6), самочинно решивших потом заметить вход в пещеру. Это им не удалось, зато они подверглись укоризне пророка. Упрекая сопутствовавших ему людей, пророк Иеремия возвещает, что место, где спрятан ковчег, останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако. Возвращение народа иудейского состоялось при Зоровавеле. Но ковчег так и не был тогда найден. Да и искали ли его? Пророчество Иеремии сбылось только отчасти. Народ, да и то далеко не весь, вернулся из плена, а ковчега так и нет. Значит, полное осуществление пророческих слов явно относится только к мессианским временам. Так и слава Ягве только отчасти, в виде благодатного огня на жертвеннике, вернулась во второй храм, но сама слава Господня и облако – нет. И осталось иудеям ожидание грядущих мессианских времен. Не случайно во времена земной жизни Иисуса Христа было ожидание пророка Иеремии, а не только Илии, некоторые даже думали, что Иисус он и есть ( Мф. 16:14 ). Видимо, думали, что Иеремия во дни Мессии должен будет вернуть ковчег Завета в храм и вместе с ним явится слава Господня и облако.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Православный : А где сказано в Писании, что верующие могут хранить освященные иконы в домах своих? Ибо если они освящены, то пусть находятся в церкви, а не в простых домах, где творится столько беззаконий. Священник : Священное Писание говорит, что даже ковчег Господень хранился в походном шатре (см.: 2Цар.7:2 ) и в обычных домах: И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его ( 2Цар.6:11 ). Православный : А где сказано, что от освященных предметов совершались чудеса? Священник : Ты слышал только что, как Бог благословил дом Аведдара, хранившего ковчег Завета в жилище своем. А то, что Бог дал предметам, изготовленным и освященным по Его заповеди, силу совершать чудеса и наказывать нечестивых, узнай из рассказа о наказании филистимлян, похитивших ковчег Завета Господня и установивших его в своем капище без должного поклонения (см.: 1Цар.5:1–8 ). Глава 9. О почитании Святого Креста Священник : Святой Крест это алтарь, на котором принесена высшая Жертва за людей всех времен. Иисус Христос был и Жертвой, и принесшим ее Священником, Который исходатайствовал наше спасение, что удостоверяет Священное Писание: Христос, Первосвященник будущих благ... не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть вашу от мертвых дел, для служения Богу живому ( Евр.9:11–14 ). И святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Спаситель претерпел сие, умиротворив кровию Креста, аще небесная, аще ли земная ( Кол.1:20 ). Ибо мы были врагами Богу по причине греха и Бог определил, чтобы согрешающий умирал. Посему надлежало быть одному из двух: или непреложному в истине Богу всех предать смерти, или человеколюбивому Богу отменить приговор. Примечай же премудрость Божию. Соблюл и истинность в приговоре, и действенность в человеколюбии. Христос подъял грехи на теле на древо, да смертию Его от грех избывше, правдою поживем ( 1Петр.2:24 ). Не мал был Умирающий за нас; не чувственное овча, не простой человек, не Ангел только, но вочеловечившийся Бог . Не таково было беззаконие грешников, какова правда Умершего за них» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

С этою Целью он решил перенести главную святыню народа, ковчег завета, в Иерусалим. Ковчег завета, со времени возвращения его от филистимлян, находился в Киргаф-Иариме. Давид отправился туда во главе тридцати тысяч избранных мужей. Для ковчега была приготовлена новая колесница, на которой он торжественно был двинут в путь. Два сына Авинадава, в доме которого доселе находился ковчег, везли его в торжественном шествии, выражавшем свою восторженность музыкой и священными песнями. Но смерть Озы, одного из сыновей Авинадава, однако же показала, что для святыни требовался иной способ передвижения, именно на раменах левитов и священников. После трехмесячного пребывания в Гефе, ковчег вновь был двинут в путь и с торжеством несен был первосвященниками от обеих линий Ааронова священства. Чрез каждые шесть шагов царь приносил жертвы; самое шествие сопровождалось восторженным пением, музыкою и ликованием. Сам Давид, одетый в простой священнический льняной эфод, увлеченный чувством религиозного восторга, «скакал из всей силы пред Господом», изливая свою восторженность в дивных псалмах, смешивавшихся с песнями левитов, радостными кликами народа и торжественными звуками труб, кимвалов и арф. На Сионе для ковчега была приготовлена новая скиния (старая оставлена была в Гаваоне, так как, наверное, успела значительно обветшать и повредиться от времени): там Давид принес всесожжения и жертвы мирные и, «благословив народ именем Господа Саваофа, он роздал всему народу – как мужчинам, так и женщинам – по одному хлебу, и по куску жареного мяса, и по одной лепешке и по кружке вина каждому» в память этого великого события. Но вечною памятью этого события остались те псалмы, которые составлены были Давидом по случаю великого торжества. При самом поднятии ковчега для перенесения его в Иерусалим составлен был и пелся псалом 67, начинающейся словами: «Да восстанет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его». При вступлении ковчега в крепость Сионскую пелся псалом 23, в котором на самый момент вступления указывает восторженное обращение к вратам крепости: «поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы!» В этом псалме Иегова прославляется как царь славы, который наконец завершил победу над языческими врагами своего народа и водворился на Сионе, откуда Он покорит Себе весь Мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

231 Но о такой противоположности не может быть и речи. Напротив, и построением жертвенника и совершением жертвоприношений ( 1Цар.10:8; 11:15; 13:8,9 ) он содействует поддержанию служения Иегове и жертвами. 232 Самое построение жертвенника вне скинии, вопреки закону, объясняется, быть может, тем, что лишенная ковчега завета скиния потеряла значение исключительного места жертвоприношений. Едва ли может быть признано вполне удовлетворительным и Кёлерово объяснение существования ковчега завета вне скинии собрания. " В Силом он (ковчег завета) не мог быть возвращен, говорит Кёлер, потому что этот город был разрушен и отвергнут, как местожительство Иеговы; не мог он быть соединен опять и со скиниею собрания, потому что всякое место, на каком бы она ни была поставлена, было бы избрано произвольно: Иегова не избрал еще никакого нового местожительства среди Израиля». 233 Конечно, по отношению к скинии собрания всякое место, без указания Иеговы, было бы избрано произвольно; но место ковчега завета в скинии было законное, а не определенное людским произволом, – в святое святых скинии он и должен бы быть поставлен, если только она существовала. Если же он не был поставлен сюда, то должны быть предположены не только отсутствие прямого указания Иеговы, – к чему такое указание для того, чтобы поставить ковчег на место, для него назначенное? – но и положительная причина, препятствовавшая народу сделать и должное по закону. И такую причину можно, кажется, указать. Известно, что жители Вефсамиса приняли с радостью возвратившийся из плена ковчег завета ( 1Цар.6:13–15 ) и, нет сомнения, отправили бы его в город, где стояла потом скиния. Но жестокое поражение многих из них смертию 234 возбудило в них, а также и в других израильтянах ужас пред ним. Оно свидетельствовало, что гнев Божий на них, открывшийся в пленении ковчега, не прекратился еще доселе, – что и возвращение ковчега приносит также бедствия. Этим объясняется, что жители Вефсамиса не пересылают ковчега прямо к месту тогдашнего пребывания скинии, a посылают первоначально послов в Кириафиарим с приглашением взять его от них ( 1Цар.6:20,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А когда во время царствования Давида ковчег завета был переносим из дома Аведдара в город Давидов и Давид скакал из всей силы пред Господом, уничижила его Мелхола, дочь Саула, на что Давид сказал ей: Пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих ( 2Цар.6:12, 14, 16, 21–22 ). Подразумевая под Божиим подножием ковчег завета, Давид призывает и других поклоняться ему: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть ( Пс.98:5 ; 1Пар.28:2 ). – Когда Соломон воздвиг величественный храм Богу, то сделал во Святом Святых (давире) двух херувимов... вышиною в десять локтей... И на всех стенах храма крутом сделал резные изображения херувимов ( 3Цар.6:23, 29 ; ср. 2Пар.3:7, 10–13 ). И такой храм Господь Бог освятил и благословил, о чем в Святой Книге написано: Явился Соломону Господь... И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек ( 3Цар.9:2–3 ). И евреи поклонялись Господу и храму, воздавая должное почтение как изображениям херувимов, так и прочим священным принадлежностям храма как образу и тени вещей небесных ( Исх.33:10 ; Евр.8:5 ). Благоговейное каждение перед святыми иконами основано на непосредственной Божией заповеди Аарону поставить золотой жертвенник для курения перед ковчегом завета и каждое утро кадить благовонным курением ковчег Завета и херувимов на нем, а также и завесу перед ковчегом Завета, на которой херувимы были сделаны искусной работой ( Исх.40:5, 30:7–8, 40:26–27 ; 1Пар.6:49 ; 2Пар.26:16–19 ; Пс.140:2 ; Лк.1:9 ). Вместе с заповедью о каждении Господь дал заповедь и о возжжении светильников и лампад перед святыми изображениями ( Исх.30:7–8, 27:20, 31:8, 39:37 ; Лев.24:2–4 ; 1Цар.3:3 ). Но для некоторых встает вопрос, не противоречат ли такие изображения херувимов и оказываемое им благоговейное почтение второй заповеди Божией в Десятисловии: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

13 В библейской символике маслина (оливковое дерево) играет заметную роль – масличный лист принес голубь Ною как знак окончания потопа и обновления природы ( Быт. 8:11 ). Адам послал Сифа к раю за лекарством – елеем. 14 В Библии проклятие Бога после грехопадения: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:15 ). 15 В других вариантах апокрифа сказано, что архангел дал Сифу три ветви – певги (сосны), кедра и кипариса. 16 В греческом оригинале сказано об Ахеронтском озере, в котором один из серафимов омыл тело Адама. Ахеронтское, или Ахерусийское, озеро, вероятно, происходит от Ахеронта – так в греческой мифологии называется река, через которую Харон перевозит души умерших. 17 «Твоя от твоих...» – слова, которые произносит священник во время литургии. В апокрифе эти слова обращены к земле, которая должна принять тело Адама. 18 Ср. в Библии: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери. Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» ( Быт. 6:1–2 ). В апокрифах потомки Каина названы детьми человеческими, а потомки Сифа – детьми Божиими. 19 Дочери человеческие рожали сынам Божиим исполинов ( Быт. 6:4 ). В апокрифической книге Еноха появление исполинов объясняется иначе: они рождены смертными женщинами от падших ангелов. Постепенно исполины исчезали с лица земли или погибли во время потопа. К их потомкам причислены персонажи Ветхого Завета – великан Голиаф и охотник богатырь Нимврод. 20 В Библии горы названы Араратскими. Над этими же горами остановился ковчег в конце потопа. И в Библии, и в апокрифе сказано, что ковчег оказался на том же месте, где Ной его строил. 21 Дерево, из которого строился ковчег, в разных памятниках названо по-разному: тофер ( Быт. 6:14 ), треклин (в Барсовской и Ефросиновской Палеях), кедр (в Сокращенной Палее и Сказании Мефодия Патарского ), немоклид (РНБ, собр. Погодина, 1936, XVII в.). В Коломенской Палее «четверогранным» назван уже построенный ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . Теперь, вознеся молитвы Тому, Кто один только и может сорвать таинственный покров с верного понимания Ветхого Завета, давайте попробуем исследовать, какие духовные наставления содержатся в описании этой чудесной конструкции ковчега. Я думаю, насколько способно уразуметь мое ограниченное понимание, что этот потоп, который тогда едва не уничтожил мир, является прообразом грядущего конца света, ибо Сам Господь сказал: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» ( Лк.17:26 ; Мф.24:37–39 ). Очевидно, что в этом утверждении предшествующий потоп и грядущий конец света представлены как один и тот же вид наводнения. Поэтому как сказано, что когда Ной строил ковчег и брал туда с собой не только сыновей и своих близких, но и животных разных видов, так и Отец сказал в конце времен нашему Ною, Кто единственный воистину справедлив и совершенен, Господу Иисусу Христу, чтобы Он соорудил Себе ковчег из четырехугольных бревен, и дал Ему размеры, чтобы вошли в него все тайны небесные. Это описано в псалме, где сказано: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:8 ). Итак, Он строит ковчег и делает в нем гнезда, то есть жилища, в которых пребудут животные различных видов. Об этих жилищах пророк говорит так: «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» ( Ис.26:20 ). Этот народ, спасенный в Церкви, сравнивается, таким образом, со всеми людьми и животными, спасенными в ковчеге. И как заслуги и возрастание в вере у всех не одинаковы, так и в ковчеге Ноя нет одного жилища, общего для всех, но есть две нижние палубы и три верхние, и отсеки отделены в нем, чтобы показать, что и в Церкви хотя все и объединены одной верой и омыты одной водой крещения, но возрастают не все одинаково, а «каждый в своем порядке» ( 1Кор.15:23 ). Те же, кто живет рациональным знанием и способны не только управить себя, но и научить других, хоть таковых и очень немного, представляют собой меньшинство, спасенное с самим Ноем и единое с ним в тесном союзе; так и у Господа нашего, истинного Ноя, Христа Иисуса, мало близких, мало сыновей, мало родственников, участвующих в Его слове и способных к Его премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010