Илий видел благочестие Самуила и поставил его на служение при Скинии.    Самуил спал всегда внутри Скинии, недалеко от места, где спал Илий.    Однажды Самуил сквозь сон услышал голос, который звал его: «Самуил, Самуил!»    Самуил тотчас побежал к Илию и сказал: «вот я, ты звал меня».    Илий ответил: «я не звал тебя; пойди назад ложись».    Самуил пошел и лег, и снова голос позвал его: «Самуил, Самуил!» И вторично Самуил пришел к Илию, но Илий снова ответил, что он не звал его.    Когда же это повторилось в третий раз, тогда Илий понял, что отрока зовет Господь, и сказал ему: «Пойди назад и ложись. Если тебя еще позовет голос, ты скажи: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой».    Самуил лег и опять услышал голос, звавший его. Самуил ответил, как научил его Илий. Тогда Господь открыл Самуилу, что весь дом Илия погибнет за то, что Илий знал, как нечестиво поступают сыновья его и не обуздывал их.    На другой день Самуил передал Илию, что сказал ему Господь. Илий с покорностью принял предсказание.    Скоро исполнилось предсказание Самуила.    Филистимляне напали на войско израильское и разбили его. Тогда Илий, по просьбе старейшин израильских послал в стан Ковчег Завета со своими сыновьями — священниками Офни и Финеесом. Но Ковчег не помог израильтянам. Они снова были разбиты филистимлянами. Офни и Финеес были убиты, а Ковчег был взят в плен. Так Господь показал людям, что святая вещь не поможет тому, кто не уважает святых заповедей Божиих. Илий, узнавши, что Ковчег взят филистимлянами, упал навзничь с седалища и умер.    Ковчег же Завета, будучи великой святыней Господней недолго оставался у филистимлян. Сам Бог вразумил их тем, что их идол Дагон был разбит, у жителей того города появились мучительные наросты на теле, а мыши наполнили поля их. Устрашенные филистимляне поставили Ковчег Завета на новую колесницу, запрягли в нее двух молодых коров и отпустили из своей земли. Коровы, никем не управляемые сами пошли в израильскую землю. Израильтяне с великою радостью встретили Ковчег Завета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Якоже идяху священницы, вземшии ковчег завета Господня, во Иордан, и ноги священников, носящих ковчег, омочишася в части воды Иорданския. Иордан же исполняшеся во всем ложи своем, якоже во дни жатвы пшеницы. И сташа воды низходящия свыше в сонм един, отстоящия далече зело от Адами града, даже до страны Кариафиарим. Низходящая же сниде на море Аравитское, даже до моря солищнаго, дондеже вконец оскуде, Когда же отправились священники, носящие ковчег завета Господня к Иордану, и ноги священников, несших ковчег, погрузились с края в воду Иордана, – Иордан же был полон целиком во всем русле своем, как во дни жатвы пшеницы, – то встали воды, текущие сверху, в одно скопление, отстоящее весьма далеко, от города Адами, до предела Кариаф-Иарима; а текущая вниз ушла в море Аравы, до моря Соленого, и до конца иссякла. и людие стояху прямо Иерихона. И сташа священницы, вземшии ковчег завета Господня, на сусе, посреде Иордана, готовы. И вси сынове Израилевы преидоша по суху, дондеже скончаша вси людие, преходяще Иордан. И народ стоял против Иерихона; и стояли священники, несшие ковчег завета Господня, на суше посреди Иордана в готовности. И все сыны Израилевы переходили по суше, доколе не окончил весь народ переправляться через Иордан. Ис Нав 3:7–8, 15–17 Царств четвертых чтение (глава 2): 5. Четвёртой книги Царств чтение Рече Илия к Елиссею: седи убо зде, яко Господь посла мя до Иордана. И рече Елиссей: жив Господь, и жива душа твоя, аще оставлю тя. И поидоста оба, и пятдесят мужей от сынов пророческих приидоша и сташа прямо издалеча, оба же стаста при Иордане. И прият Илия милоть свою, и свит ю, и порази ею воды, и разделися вода сюду и сюду, и преидоста оба по суху. И бысть, яко преидоста, и рече Илия Елиссею: проси, что сотворю тебе, прежде даже не взят буду от тебе. И рече Елиссей: да будет убо Дух, иже в тебе, сугуб во мне. И рече Илия: ожесточил еси просити, обаче аще увидиши мя, вземлема от тебе, будет ти тако; аще ли же не увидиши, не будет. Сказал Илия Елисею: “Останься же здесь, ибо Господь послал меня до Иордана”. И сказал Елисей: “Жив Господь и жива душа твоя! Оставлю ли тебя?!” И пошли оба. И пятьдесят мужей из сынов пророческих пошли и стали напротив, вдали; а они оба стали у Иордана. И взял Илия милоть свою, и свернул ее, и ударил ею воды, и разделилась вода туда и сюда, и перешли оба посуху. И было, когда они перешли, (то) сказал Илия Елисею: “Проси, что сделать тебе, прежде, чем я буду взят от тебя”. И сказал Елисей: “Пусть же Дух, Который на тебе, будет на мне вдвойне”. И сказал Илия: “Трудного ты попросил. Впрочем, если увидишь, как меня будут брать от тебя, будет тебе так; а если не увидишь, не будет”.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

7.12. Из истории ковчега Завета. Ковчег в плену Был в истории Израиля своеобразный случай. Во дни судейства первосвященника Илия израильтяне выступили против филистимлян на войну ( 1Цар. 4–7 главы). Потерпев в первом сражении тяжкое поражение, израильтяне осознают необходимость присутствия Ягве для успешного ведения боевых действий. С этой целью ковчег Завета приносится из Силома в воинский стан. С сильным криком, как Самого Бога, встретили израильтяне ковчег, так что застонала даже сама земля. Устрашились весьма и язычники-филистимляне. И устрашились филистимляне; ибо сказали: Бог тот пришел к ним (израильтянам) в стан. И сказали: горе нам!.. Горе нам! Кто избавит нас от руки этого сильного Бога ( 1Цар. 4:7–8 )? Но израильтяне вновь потерпели поражение и на сей раз еще более лютое. Ягве не благоволил Своему народу за грехи священников Офни и Финееса, сыновей первосвященника Илия. И ковчег Божий был взят в плен филистимлянами. Израиль потерял свою главную святыню. И не только святыню. Жена погибшего нечестивого священника Финееса родила сына и назвала младенца Ихавед (И-кавод), что значит «бесславие», сказав: отошла слава от Израиля – со взятием ковчега Божия... отошла слава от Израиля; ибо взят ковчег Божий ( 1Цар. 4:21 ). Имя младенца Ихавод (бесславие) указывает не столько на позор Израиля, сколько именно на отход славы Ягве от народа вместе с пленением ковчега. Страшнее этого произойти не могло ничего. Бог оставил Свой народ. Таким образом становится понятным, почему первосвященник Илий упал с седалища не тогда, когда узнал о гибели в бою сыновей, а когда услышал о пленении ковчега. Сколь ни велика была отцовская скорбь, но последнее было ужасней. Обретенное народом через Моисея присутствие Божие было утрачено... Однако и филистимляне много претерпели, обретя ковчег Завета с Ягве. Присутствие славы Ягве оказалось нестерпимым для язычников. И отяготела рука Ягве над ними. Идол Дагон силой Божией оказался низвержен пред ковчегом Ягве. Мучительные наросты на жителях филистимского города Азота и множество мышей по всей их земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Манна – в память потомству, дабы видели хлеб, которым «Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли египетской» ( Исх.16:32 . Евр.9:4 ). Прозябший жезл Ааронов, покрытый цветами и плодами, в знамение сынов ослушливых, чтобы прекратился ропот, и они не умирали; – в память и свидетельство потомству, что Аарон воспринял священство по воле Божией, а не по пристрастию братнему ( Чис.17:10 . Евр.9:4 ). Ковчег завета покрыт был золотым покровом, который называется очистилищем. По сторонам очистилища поставлены были золотые изображения херувимов, одно против другого, как таинников Божиих ( Быт.3:24 ), с распростертыми вверх крылами, коими соосеняли и покрывали очистилище, а лицами склоняясь друг ко другу и приникая в сокровенную тайну очистилища. Соосеняющие крыла херувимов были собственно местом престола и откровений Божиих ( Исх.25:17–22 ). Таким образом для Восседающего на херувимех ( Пс.79:2 ) ковчег служил подножием. В великий праздник очищения первосвященник приближался к очистилищу и семь раз жертвенною кровью с перста своего кропил на него спереди и пред ним, и очищал святилище от нечистот сынов Израилевых, и от преступлений их, и от всех грехов их. От этого очищения покров кивота называется очистилищем ( Лев.16:14–16 ). Вся скиния была общим местом ( Лев.1:1 ), а ковчег завета особенным, где Господь являлся и открывал волю Свою народу ( Исх.25:22 ). Будучи престолом невидимого присутствия всемогущего Бога, пребывание ковчега среди народа служило для него знамением надежды, помощи и славы, и страхом для его врагов ( Чис.10:34, 36 . 1Цар.4:3–7, 8–22 ). При переходе евреев чрез Иордан, вода потекла вверх от лица кивота завета Господа всея земли, когда он переходил чрез Иордан ( Нав.4:7 ); пред ковчегом пали стены Иерихона ( Нав.6 ); силою ковчега сокрушен был идол Дагон, и язычники, взявшие ковчег завета в плен, поражены были разными казнями ( 1Цар.5 ). К ковчегу завета иудеи всегда обращали взоры свои в молитвах своих ( 3Цар.8:22 . 2Пар.5:7 . Дан.6:10 ). В первом иерусалимском храме ковчег завета поставлен был так же, как и в скинии ( 2Пар.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Сказал Господь Моисею, говоря: в первый день месяца первого поставишь скинию свидетельства, и положишь ковчег [свидетельства], и закроешь его завесою; и внесешь стол и светильник (его); и поставишь кадильницу золотую для курения пред ковчегом свидетельства, и поместишь покров завесы ко входу скинии свидетельства. И возьмешь елей помазания, и помажешь скинию и всё, что в ней, и освятишь её и всю утварь её, и будет свята. И освятишь жертвенник, и будет жертвенник святое святых. И сотвори Моисей вся, елика заповеда ему Господь Бог Святый Израилев. И покры облак скинию свидения, и славы Господни исполнися скиния. И не можаше Моисей внити в скинию свидения, яко осеняше над нею облак, и славы Господни исполнися скиния. И сделал Моисей всё, что заповедал ему Господь (Бог, Святой Израилев), [так он и сделал]. И покрыло облако скинию свидетельства, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию свидетельства, потому что осеняло её облако, и слава Господня наполнила скинию. Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35 Царств третиих чтение (глава 8): 2. Третьей книги Царств чтение Бысть, яко соверши Соломон еже создати дом Господень. И собра вся старцы Израилевы в Сион вознести кивот завета Господня из града Давидова, сей есть Сион. И взяша священницы кивот завета Господня, и скинию свидения, и вся сосуды святыя, яже в скинии свидения. И царь, и весь Израиль пред кивотом. И внесоша священницы кивот завета Господня на место его, в давир храма, во святая святых, под крила Херувимов. Яко Херувими бяху распростерты крилами над местом кивота, и покрываху Херувими над кивотом и над святая его свышше. Было, когда завершил Соломон сооружение дома Господня, и созвал он всех старейшин Израиля на Сион, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, который есть Сион. И подняли священники ковчег (завета Господня), и скинию свидетельства, и все святые сосуды, которые в скинии свидетельства; и царь и весь Израиль шли пред ковчегом. И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья Херувимов: ибо Херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали Херувимы ковчег и святыни его сверху.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Ст. 3–4. …И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники ковчег, и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты… Итак, перенесена была в священную ограду храма Соломонова и скиния собрания, – но которая? Гаваонская ли (Моисеева), или Иерусалимская (Давидова)? Некоторые толковники полагают, что здесь говорится о скинии Моисеевой, которой, собственно, и было первоначально усвоено название скинии собрания 460 . Между тем, с контекстом речи согласнее разуметь скинию Давидову; ибо в ней стоял ковчег завета, о котором здесь говорится, что его взяли священники и нонесли, а равно, и скинию собрания, со всеми ее принадлежностями. Очевидно, что это и есть та самая скиния, в которой стоял ковчег, т. е. скиния Иерусалимская – Давидова. Ее то и можно было перенести без затруднения во время иародного торжества, по недальнему расстоянию горы Сионской от горы Мориа, где был храм. Ст. 8. …И выдвинулись шесты так, что головки шестов видны были из святилища пред давиром, но не выказывались наружу… Сими словами священный повествователь хочет определить положение ковчега завета во Святом Святых. Из этих слов мы узнаем, что священный ковчег стоял в длину свою, тоже, по длине самого храма – и притом, не в самой глубине давира, а в передней стороне его, в наиближайшем расстоянии от стены, разделявшей Святилище от Святого Святых; так что головки шестов его делали заметные для глаза выпуклости на завесе, распростертой в середине поперечной стены Святилища. Ст. 9. …В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми (на Синае)... Это замечание священного историка показывает, что в прежние времена, кроме скрижалей, что-то еще находилось в ковчеге. Из послания Апостола Павла к Евреям узнаем, что там (т. е. в ковчеге) сохранялась стамна златая с чудесной манной и жезл Ааронов процветший 461 . Во время странствования Евреев по пустыне, и в последующие времена, когда скиния неоднократно переносима была из одного места в другое, не могло и быть лучшего места, кроме ковчега, для хранения драгоценной стамны и чудесного жезла. Когда же был построен постоянный храм с многочисленными и удобными помещениями для священных сокровищ; тогда в ковчеге завета оставлены были только скрижали завета, от которых он заимствовал и самое имя свое. Стамна же и жезл, по одним – положены были возле ковчега, а по другим – в особом хранилище при храме. Последнее вероятнее; ибо в Писании есть прямое указание, что, напр., книга закона Моисеева, хранившаяся прежде возле ковчега завета Господня 462 , впоследствии хранилась в особом сокровенном месте храма 463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Далее, как ты прошел эту завесу, была еще другая завеса, и за ней скиния, глаголемая Святая Святых, в которую никто другой не входил, кроме одного только первосвященника, но и он однажды в год. Везде же он все называет скинией, потому что в ней обитает Бог. Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета. Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета. Ковчег завета называется так потому, что в нем находились скрижали, содержащие закон (Исх. 40:20). Где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший, и скрижали завета. Где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший, и скрижали завета. Все эти вещи служили памятниками иудейской неблагодарности. Золотой сосуд с манною — в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесным образом, возроптали (Исх. 16:3-10), и чтобы потомки помнили как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. Жезл Ааронов — в воспоминание возмущения, бывшего против него (Числ.гл.17). Скрижали завета — в память того, что они сокрушили первые своим идолослужением. Ты спросишь, каким образом в книге Царств написано, что в ковчеге ничего не было другого, кроме скрижалей, апостол же теперь утверждает, что в нем были положены и золотой сосуд, и жезл Ааронов? Так как он наилучшим образом был воспитан Гамалиилом (Деян. 22:3) в еврействе, то он, вероятно, заимствовал это из предания; ибо и ныне фарисействующие евреи соглашаются, что это было так. Однако не сначала, но при Иеремии, когда было необходимым скрывать ковчег, тогда, говорят, вероятно, и были сложены в ковчег и эти вещи. А над ним. А над ним. То есть над ковчегом. Херувимы славы (Исх. 25:18-20). Херувимы славы (Исх. 25:18-20). Славные, или подчиненные Богу; но служившие для славы Его. И это выставляет нарочито с той целью, чтобы показать превосходство того, что у нас. Осеняющие очистилище. Осеняющие очистилище. Очистилищем назвал крышку ковчега, как ты более точно узнаешь об этом из самого Писания, и, прельщаемый словами некоторых, не подумай, что это — что-нибудь иное.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Им начнется возвышение его в глазах всего народа как избранного Богом вождя, подобно Моисею, близкого к Господу и пользующегося Его всесильной помощью. Как для Моисея данная ему Господом сила чудотворения ( Исх.4:1–8 ), особенно проявившаяся при Чермном море ( Исх.14:21 ), служила свидетельством о божественном его посланничестве, так и для Иисуса Навина осушение русла Иордана имело значение такого же свидетельства. Нав.3:8 .  а ты дай повеление священникам, несущим Ковчег Завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане. Повеление священникам, несущим Ковчег Завета, остановиться, когда они подойдут к краю Иордана, дано с той целью, чтобы из необычайного действия на Иорданскую воду, которое последует за этой остановкой, со всею очевидностью открылась чудодейственная сила Божия, исходящая от Ковчега Завета. При Моисее символом чудодейственной силы Божией был данный ему жезл. При Иисусе Навине место жезла заступает Ковчег Завета, служивший престолом Господа ( Исх.25:22 ). «Когда есть установленные благодатные средства, тогда Господь соединяет с ними благодатные действия, ибо Он есть Бог порядка, не действующий произвольно в выборе своих посредств» 28 . «Как только войдете в воды Иордана»; в славянской Библии: «егда выйдете на часть воды Иордана», что служит передачей чтения большей части списков греч. перевода: π μρους το δατος (в Ватиканском и некоторых других вместо μρους читается μσου – «на средину»). Выражение «на часть воды» служит переводом еврейских слов «ад кецэ мей», что буквально значит «на конец или край воды», т.е. когда священники войдут в воду у края или берега Иордана, каковое представление с большей ясностью выражено далее в Нав.3:13,15 . Нав.3:9 .  Иисус сказал сынам Израилевым: подойдите сюда и выслушайте слова Господа, Бога вашего. Нав.3:10 .  И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый, Который прогонит от вас хананеев и хеттеев, и Евеев, и ферезеев, и Гергесеев, и аморреев, и иевусеев: Нав.3:11 .  вот, Ковчег Завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан; Нав.3:12 .  и возьмите себе двенадцать человек из колен Израилевых, по одному человеку из колена; Нав.3:13 .  и как только стопы ног священников, несущих Ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но ужаснее всего было то, что и самая святыня народа, ковчег завета был взят в плен, и оба сына первосвященника убиты при его защите. Престарелый первосвященник «сидел на седалище при дороге у ворот и смотрел; ибо сердце его трепетало за ковчег Божий». Но вот один вестник с поля битвы прибежал в город со страшным известием, и «громко восстонал весь город». Девяностовосьмилетний первосвященник в тревоге спросил его: «что произошло, сын мой?» «И отвечал вестник и сказал: побежал Израиль пред филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сыновья твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег взят». Последнего известия не вынес старец. Лишь только вестник упомянул о ковчеге, как «Илий упал с седалища навзничь у ворот; сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел». Жена убитого Финееса от ужасной вести совершила преждевременные роды; когда окружающие ее женщины хотели утешить ее радостным известием о рождении сына, она была безутешна и, умирая, вопила не о своем погибшем муже, а о том, что «отошла слава от Израиля: ибо взят ковчег Божий», в горестное воспоминание о чем и сыну своему дала имя Ихавод, т.е. Бесславие. И действительно, это страшное бедствие грозило не только бесславием, но и полной гибелью народу. Сам Бог оставил его теперь, с ковчегом завета отходила от него не только слава, но и политическое существование, за которым должно было следовать рабство и полное уничтожение от торжествующих врагов. Но милость Божия беспредельна, и даже это страшное бедствие было лишь новым уроком неверному народу и новым доказательством истины и всемогущества единого Бога Израилева. Среди воплей израильтяне скоро услышали удивительное известие, что филистимляне по прошествии семи месяцев с необычайным благоговением возвращали ковчег завета обратно народу израильскому. По взятии его в плен, филистимляне с торжеством повезли его в свой город Азот и в качестве победного трофея поставили в капище своего бога Дагона. Но на следующее утро оказалось, что «Дагон лежит лицом своим к земле пред ковчегом завета».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Самуил жил при скинии вместе с сыновьями Илия, но их худой пример не испортил его. Он рос в страхе Божием, и родители постоянно слышали о нем только хорошее. Раз ночью, когда Самуил спал в скинии, он услышал голос: «Самуил, Самуил!» Думая, что это Илий зовет его, он побежал к нему и сказал: «Я здесь, ты звал меня?» Но Илий сказал: «Я не звал тебя, иди ложись спать». Самуил лег и опять слышит голос: «Самуил, Самуил!» Он опять побежал к Илию, но тот сказал, что не звал его. То же самое было и в третий раз. Тогда Илий понял, что Господь зовет Самуила, и сказал ему: «Иди ложись спать, а если еще услышишь голос, то скажи: «Говори, Господи, раб Твой слышит». Самуил ушел. Когда в четвертый раз Господь позвал его, он сказал, как научил его Илий. Тогда Господь сказал ему: «Вот я пошлю на Израиль такое несчастье, что кто услышит о нем, у того зазвенит в ушах». И потом Господь открыл Самуилу, что он истребит весь дом Илия за то, что он не заботился об исправлении своих детей. На другой день Самуил рассказал Илию все, что открыл ему Господь, но Илий, выслушав это, сказал: «Он – Господь. Он может делать, что Ему угодно!» Вскоре началась война с филистимлянами, и евреи были разбиты. Тогда старейшины их сказали: «Возьмем себе из Силома ковчег завета, и он спасет нас от врагов». И вот принесли ковчег завета, и с ним пришли оба сына Илия – Офни и Финеес. Но евреи опять были разбиты. Оба сына Илия были убиты, а ковчег завета по допущению Божию был взят в плен. Услышав об этом, Илий упал со стула и умер. Пророк Самуил (за 1100 лет до Рождества Христова) После смерти Илии судьей еврейского народа был пророк Самуил. При нем ковчег завета был возвращен из плена. Филистимляне принесли ковчег завета в свой город Азот и поставили в храме бога Дагона, но на другой день, придя в храм, они увидели, что статуя Дагона лежит перед ковчегом. Ее поставили на место, но на следующее утро увидели, что голова, руки и ноги идола были отрублены и разбросаны у порога, а туловище лежало на земле перед ковчегом. В то же время в этом городе у людей появились опухоли, а на полях завелось множество мышей.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010