И опять: « Не убежит и живущая в Цаане; плач в селении Ецель не даст вам остановиться в нем »  (Мих. 1:11). Хотя (грешники) и справедливо наказываются, однако (Бог) хочет, чтобы мы соболезновали об этом, а не радовались и веселились. Ежели Я, Который наказываю, говорит Он, делаю это, не радуясь, и не услаждаюсь их мучением (« Разве Я хочу смерти беззаконника?» — Иез. 18:23, 32; (не хочу смерти грешника) сн. 33:11); то и ты должен подражать Господу, и болезновать о том самом, что (грешник) дал случай и повод к праведному наказанию. Посему кто печалится по Боге, тот получает от этого великую пользу. Если же претерпевающие побои блаженнее тех, которые наносят их, если наши  страдальцы блаженнее язычников, живущих в покое, и скорбящие — веселящихся, то какой же еще может быть у нас повод к скорби? Поэтому никого не должно называть блаженным, кроме живущего только по Боге; этих одних ублажает и Писание. « Блажен ,  — говорит,  — муж, который не ходит на совет нечестивых » (Пс. 1:1). « Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим » (Пс. 93:12). « Блаженны непорочные в пути » (Пс. 118:1). « Блаженны все, уповающие на Него » (Пс. 2:12). « Блажен народ, у которого Господь есть Бог » (Пс. 32:12). « Блажен, кого не зазирает душа его » (Сир. 15:2). « Блажен муж, боящийся Господа » (Пс. 111:1). И Христос опять (говорит) так: « Блаженны плачущие, блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны миротворцы, блаженны изгнанные за правду » (Мф. 5:3–11). Видишь, как божественные законы везде ублажают не кого–либо из богатых, не из знатных родом, не из пользующихся славою, но стяжавшего добродетель! Это потому, что требуется, чтобы основанием всех наших дел, или страданий, был страх Божий; и если ты заранее насадишь этот корень, то не только покой, честь, слава и уважение, но и обиды, и клеветы, и оскорбления, и бесчестие, и мучения, и все вообще бедствия произрастят тебе плоды радости. И как корни дерев сами горьки, а плоды приносят нам весьма приятные, так и печаль по Боге принесет нам великую радость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пророк говорит: «… Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу 164 . И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно 165 ; и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: «… Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской» 166 . Моисей узнал, что они опять отлили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились». И так Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель 167 ; а нам сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас. Он и явился для того, чтобы и мера грехов их 168 исполнилась, и мы сделавшись через Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы явлением Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертью и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить себе народ святой. Так пророк говорит: «… Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых, и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке» 169 . И так знайте, от чего мы искуплены 170 . Пророк еще говорит: «… вот я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли: так говорит Господь Бог , спаситель Твой» 171 . И еще пророк говорит: «… Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих» 172 . Глава XV. Иудейская суббота не есть истинная и угодная Богу Далее, и о субботе написано в десяти словах 173 , которые Господь на горе Синайской изрек Моисею лицем к лицу: «… и освящайте субботу Господню – руками чистыми и сердцем чистым» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И вот происходит величайшее событие домостроительства Божия: Сам Господь в образе Иисуса Христа нисходит к людям, Он несет утешение нищим и скорбящим, врачует удрученных грехами и болезнями. Наконец, Кровию Своею Он смывает старое рабство греху и неотвратимость возмездия, даруя людям истинное утешение через благодать веры. Когда на праздник Рождества Пресвятой Богородицы Церковь поет: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободися, Пречистая, во святем Рождестве Твоем», то утверждается здесь не только факт избавления праведных Богоотец от бесчестия через Рождество Девы Марии, но и то, что подобные им безвинные страдальцы получают утешение от Господа, что все люди освобождаются от пагубной власти греха, и само страдание приобретает новый, высший смысл: «То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся». Уходя на Свой крестный путь, Господь сказал ученикам: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин. 14, 16 ). И со дня святой Пятидесятницы Дух Святой – Утешитель неотступно пребывает в Церкви, давая верующим живой опыт утешения в совершении церковных обрядов и Таинств, запечатлевая в их сердцах вечные и животворящие истины веры, укрепляя в надежде на грядущее блаженство в Царствии Божием. Знаменательно, что откровение о будущем Царствии, Небесном Иерусалиме, общее для Ветхого и Нового Завета, говорит о нем как о свершившемся утешении, утолении всех скорбей и печалей: И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло ( Откр. 21:4 ; Ис. 25:8; 35:10 ). В своих Заповедях Блаженства Господь отдает Царствие Свое в утешение нищим и плачущим, кротким и гонимым за правду. И подобно тому, как до поры Царствие Божие присутствует в мире незримо, в сердцах людей, в Церкви – начатке Царствия, а на земле все еще торжествует несправедливость, скорбь, смерть, так и духовное утешение свершается неприметно, «тих глас Божественного шептания». Тих, но и всемогущ, и в душе смиренно внимающего глаголам Божиим человека благодать духовного утешения способна превратить самую тяжкую скорбь в светлую радость о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но опустошенные души мнимо-праведных фарисеев не примыкают к нашей радости. И они спрашивают снова; но теперь уже Его Самого (исчезли остатки стыда и стеснения): почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также – и фарисейские, а Твои едят и пьют? ( Лк. 5:33 ). Вот так же и теперь холодная мысль спрашивает: не нужно ли в эти дни скорбеть? Что же Господь сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених? ( Лк. 5:34 ). И теперь идет Жених Церковный – Сын Божий, – имеющий впоследствии за Свою Невесту – Церковь – даже предать Себя ( Еф. 5:23–29 ). Так можно ли плакать и скорбеть нам в эти дни ожидания Жениха? Вот опять придут дни, когда отнимется у них Жених, – начнутся будничные дни, придет и Великий пост , – и тогда будут поститься в те дни. Поэтому Спаситель и сказал затем притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет и к старой не подойдет заплата от новой ( Лк. 5:36 ). Всему – время и место. Ныне наступает время радоваться… И я вместо «Всех скорбящих» прочитал обычный, радостно-хвалебный «благовещенский» акафист: «Ангел предстатель… послан рещи Богородице: радуйся!.. Радуйся, Еюже радость возсияет…» Скорбь ныне неблаговременна! Даже и о грехах неблаговременно стало думать. Пришел Спаситель от грехов. Пришло прощение. Явилось примирение. Нужно радоваться сему. Уповать. Благодарить. Славословить. Для покаяния же будет другое время. И душа моя пожелала с Церковью переоблачиться в светлое. А затем встал и другой ряд чувств. Я ощутил, что ныне, – хотя бы ныне, в эти великие праздники, – не «прилично», не подобает даже думать о себе… Вообще, ни о чем «своем» не нужно заботиться. Довольно других дней – все «о себе»… А теперь нужно отдаться всецело – чувствам «о НЕМ», о Боге, о Спасителе: пришел Царь Неба и земли; и к Нему нужно устремиться всецело, позабыв себя. Ныне Царь царей, Царь – Творец мира явился. Забудем же себя – для Него… Хоть бы на эти «святые» дни, Ему «посвященные», – «святки»…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Положи, говорит Иегова, Меня, как печать, на сердце твое: «на Нем (на Господе Иисусе Христе, Сыне Божием, Сыне человеческом) положил печать Свою Отец Бог» ( Uoah. VI, 27 ). По сему и ради Сына человеческого, искупившего по Божеству человека, и «нас запечатлел Бог и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Kop. I, 22 ). Запечатлел же нас ради любви Своей бесконечной. Но любовь Господа к нам требует верности Ему, и отпадение от Него и в ветхом завете, как в новом, возбуждает гнев Божий, называемый ревностью 673 . Ревнует народ Свой Бог именно потому, что любит. Он не индифферентно взирает на мир, карая и милуя, Он не Судья только беспристрастный, – Он более того: Он – любящий Отец, ревнующий, когда дети Его идут во след богов иных, будут ли они называться Молохом и Астартой, или же страстями и увлечениями земной жизни. В отношении к Церкви и душе человеческой Он Жених и Супруг, скорбящий, как Сын человеческий, при неверности обрученной Ему невесты: «люта, как преисподняя, ревность». И «стрелы ее – стрелы огненные,... пламень сильный», ибо этот пламень есть «огнь вечный». Верность Господу есть тихое счастье, покой, и мир, и радость; неверность Господу есть сама по себе ад и огонь, ибо не может ничего – кроме огня и муки – дать грех . «Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением», говорить II. II. VIII, 7. «Какая польза человеку, – говорит Господь наш Иисус Христос, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Mamф. XVI, 26 ). По-видимому в стихах 6 и 7 VIII гл. Песни Песней сосредоточено высшее значение ее. Любовь Бога к Своему творению есть огнь и свет; и печаль по потерянном, и радость по обретенном создании». И древние толкователи, – говорит А. А. Олесницкий (стр. 378), – видели в Песни Песней одно из высших и самых светлых пророчеств о Мессии. С того высшего пункта, на котором мы стоим в VIII, 6–7, общая мысль всей книги Песни Песней должна быть определена так: Среди всех превратностей судьбы Палестины, среди сменяющихся картин ее природы, для народа еврейского есть только одно твердое и неизменное основание жизни, – это обещанная ему высшая и совершеннейшая любовь Иеговы, с раскрытием которой не нужно уже будет материального солнца на земле избранных Божиих, потому, что сам Иегова будет для земли солнцем незаходимым, которое будет светить своему народу 674 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И Христос с особенною нежностию охранял этот залог и своим учением, и своим отношением к женщине-матери. Чтобы совершить оздоровление людей, Христос начал с восстановления брака. А восстановляя брак, Он возвысил женщину на ее надлежащую высоту. Никто так высоко не поставил женщину, как Христос, никто так глубоко не понимал всех материнских скорбей, как Христос; никто так не спешил отереть материнские слезы, как Христос. От Него не утаился ни один вздох скорбящей матери за своих детей. Он слышал все стоны матерей, раздирающие душу безысходным горем, и спешит протянуть руку помощи, чтобы облегчить страдания любящего сердца. Только Христос мог так глубоко измерить «скорбь матери», «когда она рождает». Никто не мог понять и оценить и радость матери, «когда она родит младенца и уже не помнит скорби от великой радости, что родился человек в мир» 219 . Никто так не оградил чистоты и целомудрия женщины от всяких гнусных посягательств мужчины, как Христос, ограждая чистоту и неприкосновенность женщины, мог дать такой закон: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» 220 . Смысл закона ясен, – он говорит: не смей оскорблять чистоту женщины не только действием или словом, но и по желанием в сердце. Не смей унижать ее своим нечистым дыханием, исходящим из гнилого твоего сердца. Не смей смотреть на нее нечистым взором. Охраняй чистоту и целомудрие женщины от всякого грязного дуновения своей похоти и береги этот залог своего собственного счастия. Она, по призванию своему, – мать. И это слово должно быть для тебя святыней. И эту-то святыню, с особенною нежностию, охранял Христос. Мы представим наглядные примеры того. Вот «женщина хананеянка», следуя за Христом кричит Ему: «помилуй мя, Господи, сын Давидов»! У нее страшное горе: «дочь моя жестоко беснуется». Кто мог войти в ее положение, измерить глубину ее материнского горя, кроме Христа? И Он, после испытания ее веры, говорит ей: «о, женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Пророк говорит: «Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу» ( Исх 24:18 ). И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно; и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской ( Исх 32:7 ). Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились. Итак, Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель, а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас ( Евр 3:5–6 ). Он и явился для того, чтобы и мера грехов их исполнилась, и мы сделавшись чрез Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертию и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорит: «Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых, и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке» ( Ис 42:6–7 ). Итак, знайте, от чего мы искуплены. Пророк еще говорит: «Вот Я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли: так говорит Господь Бог , Спаситель твой» ( Ис 49:6 ). И еще пророк говорит: «Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение, и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих» ( Ис 61:1 ). Глава 15 Далее, и о субботе написано в десяти словах, которые Господь на горе Синайской изрек Моисею лицом к лицу: «и освящайте субботу Господню руками чистыми и сердцем чистым» ( Исх. 20:8 ; Втор. 5:12 ; Пс. 23:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava/poslan...

Там, где есть духовная жизнь, где сердца устремлены Горé, там есть все источники духовных утешений, вся полнота духовной радости, ибо там всегда пребывает Божия Матерь. Православный человек не представляет себе жизни без Божией Матери, без ее св. икон, как зримых свидетелей Ее присутствия. Иконой Божией Матери родители благословляют своих детей в важнейшие моменты их жизни: на брак, на путешествие, а также прощаясь с ними, перед своим отправлением в путь всея земли – перед своей кончиной. Сами названия Ее св. икон говорят о том, что Она есть наша Радость, наше Утешение: «Нечаянная Радость», «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение» ... Если кто унывает, скорбит и в таком состоянии пребывает долго, тот забывает, перестает чувствовать, что с ним пребывает Царица Небесная. Если бы человек всегда помнил, что Она с ним, то печаль бы его быстро обращалась в радость и слезы становились бы слезами утешения. Называя Божью Матерь нашей Радостью, православный христианин обязан и сам быть радостью для других, для ближних – приносить им благодатный мир и утешение делами любви и христианского милосердия. Если же он не может почему-либо принести радость другим делом, то, по крайней мере, он многое может сделать им добрым словом. Ласковое, успокоительное, сердечное слово – это слово ангельское, это архангельский глас. Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, стремиться к тому, чтобы наш разум и наше сердце всегда были исполнены мысли и чувства, что у нас есть Небесная Заступница, наше Утешение и Радость! А стремясь к этому, будем усердно просить Ее, чтобы Она помогла нам быть достойными Ее близости! «Радуйся, Радосте наша!» Аминь. Вторая половина проповеди на тему «Радость», если ее произносить в день явления чудотворной иконы Божией Матери «Знамения» Курской 8/21 сентября. П равославный человек не представляет себе жизни без Божией Матери, без Ее св. икон, как зримых свидетелей Ее присутствия. Иконой Божией Матери родители благословляют своих детей в важнейшие моменты их жизни: на брак, на путешествие, а также, прощаясь с ними, перед своим отправлением в путь всея земли – перед своей кончиной. Сами названия Ее св. икон говорят о том, что Она есть наша Радость, наше Утешение «Нечаянная Радость, «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Радуйся, приносящая к Сыну Твоему и Богу моления верных; радуйся, и Сама у Престола Сына Твоего непрестанно молящаяся о нас. Радуйся, предстательнице к Богу, мир от бед спасающая; радуйся, заступнице рода христианскаго, от Бога нам дарованная. Радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози; радуйся, древо светлоплодовитое, имже питаются вернии. Радуйся, покрове миру, ширший облака; радуйся, земле обетования, из неяже течет мед и млеко. Радуйся, светлый облаче, верныя непрестанно освещающий; радуйся, столпе огненный, наставляяй избранныя к небесному наследию. Радуйся, ниво, растящая обилие щедрот; радуйся, подательнице всякия благости. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте. Кондак 7 Хотящи явити токи чудес от Своея иконы, Всех скорбящих Радости, повелела еси, Владычице, болящей Евфимии молебная пения пред тою совершати и, получивши исцеление, всем проповедати милости, ради тоя иконы явленныя, да не сокрыт будет источник благодатных исцелений всем требующим. Темже и мы не таим Твоих благодеяний, но благодарственне прославляюще Бога, вопием Ему: Аллилуиа. Икос 7 Новая купель Силоамская паче оныя древния явися, Пречистая Владычице, храм Твой, в немже покланяемся чудотворней иконе Твоей: Ибо не единою в лето и токмо первее входящим здравие тела подаеши, но всегда всякий недуг и всякую язву душевную и телесную врачуеши с верою и любовию к Тебе прибегающих. Сего ради вопием Ти: Радуйся, купель, в нейже вся скорби наша погружаются; радуйся, чаше, Еюже радость и спасение восприемлем. Радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни; радуйся, древо, услаждающее сланыя воды житейскаго моря. Радуйся, животворныя воды неистощимый источниче; радуйся, бане, омывающая греховную скверну. Радуйся, скорбей наших услаждение; радуйся, печалей наших утоление. Радуйся, болезней наших врачевание; радуйся, бед избавление. Радуйся, демонов попрание; радуйся, врагов посрамление. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте. Кондак 8 Странницы и пришельцы вси есмы на земли сей, по глаголу апостолову: беды от врагов, беды от сродник, беды от лжебратии терпяще в лишениих многих и скорбех. Ты же, Владычице, Яко Благая Одигитрие, настави нас к тихому пристанищу, и моли Сына Твоего прощению прегрешений нам прежде конца дароватися, да непрестанно вопием Богу: Аллилуиа.

http://foma.ru/akafist-presvjatoj-bogoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010