Митрополит Иларион: Мы сможем стать подлинными христианами, если научимся любить не только друзей, но и врагов 13 октября, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Очень многое Господь дает каждому из нас авансом для того, чтобы данное нам мы употребили на благо окружающих людей. 12 октября 2014 года, в неделю 18-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию. Затем владыка Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святое Евангелие донесло до нас слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые Он говорил Своим ученикам и обращал к простому народу. Среди этих слов были такие, которые не все и не сразу понимали, потому что очень часто Господь говорил народу притчами. Он обращался к людям, используя образы из их повседневной жизни, и раскрывал духовные истины, которые каждому из них должны были открыться по-разному и по-своему. Но бывали случаи, когда Господь говорил и Своим ученикам, и народу прямо, дабы наставления, которые Он им давал, запечатлелись в сердцах и в памяти людей. Одно из таких наставлений мы слышали сегодня в евангельском чтении из Евангелия от Луки. Мы слышали слова Господа Иисуса Христа, которые Он обратил ко всем Своим слушателям: и тогдашним, и последующим, и нынешним, и будущим. Он сказал: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (см. Лк. 6. 31). Это очень простая истина, которую в разной форме высказывали очень многие философы и учители. Но Господь такую простую формулу наполняет новым содержанием, потому что сразу же за этим Он говорит: «Если вы любите любящих вас, то что в этом особенного? Так поступают и грешники. Если вы оказываете благодеяния тем, кто вам оказывает благодеяния, то так же поступают и грешники. Если вы даете взаймы, надеясь получить обратно, то какая вам от этого польза? Так поступают и грешники. Но вы любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас» (см. Лк. 6. 32-35).

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-myi...

Предупреждения, увещания и угрозы пророка приводили в ярость народ, возбуждаемый притом жрецами и лжепророками, и Иеремия повсюду подвергался жестоким преследованиям, но продолжал бесстрашно проповедовать в собраниях народных и в храме, и у самого царского дворца. И предсказания его исполнялись, но это не вразумляло упорствующих в грехах и в неверии иудеев. Тогда снова излились угрозы Божии устами Его пророка. То было предвещание долговременного подчинения иудеев власти чужого царя, разорения Иерусалима, запустения всей страны Иудейской. И действительно, вскоре после того Иерусалим был осажден. Царь Навуходоносор послал войско против царя Иоакима, отказавшегося платить ему дань на основании уверений своих лжепророков, что скоро последует освобождение страны от чуждой власти. Нападение врагов совершилось так неожиданно, что в Иерусалиме не успели приготовиться к сопротивлению. Иоаким был убит, и труп его был выброшен за город, как это было предсказано Иеремией; более десяти тысяч пленных иудеев были уведены в Вавилон. Воцаривший вместо Иоакима Иехония тоже был уведен в плен царем Вавилонским, поставившим вместо него царем в Иудее Седекию. Седекия также совершал беззакония. Иеремия не переставал призывать всех к покаянию и угрожать царю и народу гневом Божиим. Но любвеобильное сердце его само сокрушалось бедствиям, предстоящим братьям его, и он молил Бога об отвращении их. И Милосердый Господь утешал его откровениями далекого будущего: «Так говорит Господь, — возвещает Иеремия, — народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля. Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся. Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую».

http://pravoslavie.ru/2954.html

Также православным мирянам предлагается примерить на себя роль неких библейских персонажей: " Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома " (Деян. 19:13-16). Для тех, кто не знаком с этим текстом Священного Писания, предлагается методика самостоятельной борьбы с тёмными силами: чтобы " избавиться от насилия диавола, при нападении колдунов, любой нечистой силы " советуется " ездить по святым местам с целью приложения к святыням: мощам, чудотворным иконам, надо выкупаться в святом источнике " . Заметьте: по святым местам надо ездить не ради любви к святым и святыням, а ради " приложения " . Как происходит это " приложение " иллюстрирует следующий анекдот, свидетелем которого я сам был: приходит в храм женщина и спрашивает икону " Всех скорбящих Радость " . Она где-то прочитала, что её, икону, надо прикладывать (!) к больному месту, и она собирается ею " полечиться " ... Помимо обычных советов исповедоваться, причащаться, посещать храм, поститься, благоговейно креститься - рекомендуется " просить священника читать заклинательные молитвы (отчитка), особенно священников, ведущих подвижническую жизнь " . Да будет известно всем таким просителям, что печальным итогом деятельности подобных " подвижников " -экзорцистов (т. е. тех, кто занимается изгнанием бесов) обычно становится безумие или потеря священного сана. Священник, дерзающий " гонять " бесов, чаще всего сам находится в прелести, ибо считает себя святым, подобным древним аскетам, которых боялись падшие духи за их величайшее смирение. Практически всегда священник, занимающийся отчиткой, не имеет на это благословения правящего архиерея, а значит, если всё же продолжает ей заниматься, совершает тяжкий грех самочиния и гордыни. Поэтому от таких " подвижников " надо бежать, как от огня, а не за ними бегать.

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/26/...

Сергей Тороп начал путешествовать по России, побывал в США, но там успеха не завоевал — его выдворили за 24 часа. Вскоре у него появились последователи. Самые известные из них — бывший артист советской эстрады Вадим Редькин, которого Виссарион объявил апостолом, и Мария Карпинская — журналистка, которая стала Марией Магдалиной, но впоследствии покинула секту. Попавшие под влияние Виссариона продавали свои квартиры в Москве и Санкт-Петербурге и переселялись в минусинские бараки строить Город Солнца. Хотя на 1 января 1996 года было зарегистрировано всего два религиозных объединения «Церкви последнего завета», сегодня в России существует множество центров и общин этой организации под разными названиями: от Москвы и Санкт-Петербурга до Хабаровска. В последнее время эти группы действуют скрытно. Всего последователей сейчас около 10 тысяч. Как устроена секта Виссариона — Почему люди могли продать квартиру и отправиться за «учителем», который недавно был для них незнакомым человеком? — В 1995 году в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» священник Олег Стеняев организовал диспут с Виссарионом, я присутствовал на нем и видел главу секты вживую. Несомненно, что он имеет актерские данные и великолепно входит в образ — не без бесовской помощи. Однако его последователи, видимо, не читали Евангелие от Матфея, а именно 24-ю главу, в которой Господь наш Иисус Христос предупреждает: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого». Люди не могут жить без веры. Недаром английский писатель Честертон говорил: «Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное». Душа, как учил Тертуллиан, по природе своей христианка. Другими словами, человек сотворен Богом, и его цель — уподобиться Богу, а Бог есть любовь. Но если вектор стремлений человека меняется, то возникают такие уродливые явления, как сектантство.

http://pravmir.ru/slesar-iz-minusinska-n...

Также православным мирянам предлагается примерить на себя роль неких библейских персонажей: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» ( Деян. 19:13-16 ). Для тех, кто не знаком с этим текстом Священного Писания, предлагается методика самостоятельной борьбы с тёмными силами: чтобы «избавиться от насилия диавола, при нападении колдунов, любой нечистой силы» советуется «ездить по святым местам с целью приложения к святыням: мощам, чудотворным иконам, надо выкупаться в святом источнике». Заметьте: по святым местам надо ездить не ради любви к святым и святыням, а ради «приложения». Как происходит это «приложение» иллюстрирует следующий анекдот, свидетелем которого я сам был: приходит в храм женщина и спрашивает икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она где-то прочитала, что её, икону, надо прикладывать (!) к больному месту, и она собирается ею «полечиться»… Помимо обычных советов исповедоваться, причащаться, посещать храм, поститься, благоговейно креститься, рекомендуется «просить священника читать заклинательные молитвы (отчитка), особенно священников, ведущих подвижническую жизнь». Да будет известно всем таким просителям, что печальным итогом деятельности подобных «подвижников» — экзорцистов (т. е. тех, кто занимается изгнанием бесов) обычно становится безумие или потеря священного сана. Священник, дерзающий «гонять» бесов, чаще всего сам находится в прелести, ибо считает себя святым, подобным древним аскетам, которых страшились падшие духи за их величайшее смирение. Практически всегда священник, занимающийся отчиткой, не имеет на это благословения правящего архиерея, а значит, если всё же продолжает ей заниматься, совершает тяжкий грех самочиния и гордыни. Поэтому от таких «подвижников» надо бежать, как от огня, а не за ними бегать.

http://azbyka.ru/fiction/molitvennyj-shh...

– Почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? …Вот также и теперь холодная мысль спрашивает: не нужно ли в эти дни скорбеть? Что же Господь сказал? – Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених? И теперь идет Жених Церковный – Сын Божий, имеющий впоследствии за Свою невесту-Церковь даже предать Себя (Ефес. 5; 23 29)… Так можно ли плакать и скорбеть нам в эти дни ожидания Жениха? Вот опять придут дни, когда отнимется у них Жених – начнутся будни, придет и Великий пост; и тогда будут поститься в те дни. Потому Спаситель и сказал затем притчу: Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет и к старой не подойдет заплата от новой (Лк. 5, 36). Всему – время и место. Ныне наступает время радоваться. И я вместо «Всех Скорбящих» прочитал обычный, радостно-хвалебный Благовещенский акафист: «Ангел Предстатель послан бысть рещи Богородице радуйся, Еюже радость возсияет» Скорбь ныне неблаговременна! Даже и о грехах неблаговременно стало думать. Пришел Спаситель от грехов. Пришло прощение. Явилось примирение. Нужно радоваться сем . Уповать. Благодарить. Славословить. Для покаяния же будет другое время. И душа моя пожелала вместе с Церковью переоблачиться в светлое. Довольно о себе А затем встал и другой ряд чувств. Я ощутил, что ныне – хотя бы ныне, в эти великие праздники, – неприлично, не подобает даже думать о себе. Вообще, ни о чем «своем» не нужно заботиться. Довольно других дней – все «о себе». А теперь нужно отдаться всецело – чувствам «о Нем», о Боге, о Спасителе: пришел Царь Неба и земли; и к Нему нужно устремиться всецело, позабыв себя. Ныне Царь царей, Царь-Творец мира явился. Забудем же себя для Него. Хоть бы на эти «святые» дни, Ему «посвященные», – святки. Это будет лучшее празднование. Это – истинное богопочитание, приличествующее Рождеству. Смотрите: пастухи по слову Ангелов пришли, узрели Богомладенца – и возвратились, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели (Лк. 2, 20). Волхвы, падши, поклонились Христу (Мф. 2, 11). А Ангелы пели славословие: слава в вышних Богу и на земли мир, и радовались за нас в человецех благоволение (Лк. 2, 13 –14).

http://pravmir.ru/v-ozhidanii-rozhdestva...

Если человек осознает свой поступок, поймет, какая это глупость была, что ради пачки масла он лишился Царствия Небесного, придет в Церковь и скажет ей: прости меня; и если Церковь через священника его простит, он может опять соединиться с ней и опять начать новую жизнь – с нуля. Но тот период, который он прожил от крещения до этой кражи, будет вычеркнут. За это время человек мог духовно взлететь до небес – но он перечеркнул все, он с горы упал вниз. Как в детской игре, когда кидают кубик и передвигают фишку и вдруг, дойдя до какого-то красного значочка, падают вниз и начинают все сначала, – так же и здесь. И понятно, упав с горы, опять начать восхождение наверх гораздо тяжелее, чем с самого начала постепенно, но неуклонно идти вперед. Вот о чем эти слова, которые приводит Господь: Отца «не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Поэтому только соединившись со Христом, со всей Церковью можно прийти к Отцу Небесному. И дальше Господь, «обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». То, что мы слышим в Священном Писании , выдумать нельзя, до этого вообще нельзя додуматься, это есть откровение Божие. И поэтому Господь, обращаясь к Своим ученикам, а через это слово и к нам с вами, как бы говорит: вы блаженны, вам можно позавидовать, вам дано такое учение, вам дана такая возможность, что от сатанизма и скотства вы можете стать человеками и ангелами; многие, кто жили до вас, страшно хотели бы это приобрести, а вам это дано. Обращаясь к ученикам, Господь сказал: блаженны вы. И мы с вами можем достичь этого блаженства. А каким образом оно достигается, сказано во втором Евангелии, которое мы тоже сегодня читали. В нем рассказывается эпизод, когда Христос пришел в дом к двум сестрам, Марфе и Марии, и стал, по обычаю Своему, говорить о Царствии Божием. Мария села у ног и, раскрывши рот, Его слушала, а Марфа хлопотала по дому, готовила еду, постели, потому что был уже вечер. Ну и, конечно, она возмутилась: Господи, скажи ей, пусть она мне поможет; что же это я одна работаю, а она сидит, как будто делать ей нечего. И Господь сказал: «Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу». Все твои дела и заботы – это ничто по сравнению с Царством Небесным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Интересно, но в оригинале у Матфея стоит не плачущие , а скорбящие . Наше слово плачущие было сюда перенесено переводчиками из Лк. 6:21 . Переводчики сделали это, чтобы не путать читателя и синхронизировать тексты Матфея и Луки, но, сами того не подозревая, сделали доброе дело. Именно это слово и должно стоять по смыслу, и непонятно, почему Матфей его заменил. Сюжет этого блаженства взят из Ис. 61:2 . Там, в греческом, стоит четко: плачущие – утешатся . Весь смысл этого блаженства, несомненно, связан с пророчеством Исаии: Господь помазал Меня благовествовать нищим… утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою… ( Ис. 61:1-3 ). Если можно сказать, что первую Заповедь блаженств Матфей отредактировал, сдвинув фокус смысла в сторону этики, то эта Заповедь, судя по всему, дана практически в той форме, как ее произнес Иисус. Смысл Заповеди в том, что приход Христа прекращает всякий плач и дарует Спасение. Как можно плакать, когда такая радость миру – родился Спаситель, Который приведет нас на Небеса! Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Что значит кроткие ? Святые отцы любили размышлять о том, что такое праис , забывая, что это греческое слово приводит Матфей, а Иисус говорил на арамейском языке. Значит, необходимо найти еврейский эквивалент этому слову. Помочь нам может то соображение, что, скорее всего, это блаженство – цитата из Пс. 36:11 (по Септуагинте): …Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. Здесь словом праис переводчики Септуагинты перевели др.еврейское слово, означающее кротость, соединенную с дружелюбием, открытостью и доброжелательностью. У нас слово кротость обычно ассоциируется с мягкостью и нежностью, тогда как оно скорее означает силу, соединенную с доброжелательной приветливостью. Теперь, что такое наследовать землю ? В Ветхом Завете первоначально это выражение означало Землю Обетованную. Потом понятие земля стало включать в себя всю землю мира и даже весь Космос.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zapovedi-bl...

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:31–41 ). Потому будем со страхом и трепетом бодрствовать и заботиться о спасении наших душ, ибо Господь Своей добровольной и невинной жертвой – великой жертвой искупления – даровал нам свободный выбор: вечная жизнь или вечная смерть. А о том, что праведники наследуют Царство Божие, свидетельствует нам Пресвятая Богородица Своим явлением в славе и свете, с Покровом Своим, которым Она покрывает от зла всех, кто прибегает к Ней со слезами, молитвой и верой. Она явилась, и Она является, является не просто ради явления, а чтобы открыть духовные очи неверующим, чтобы они узнали о вечной жизни и Царстве Небесном. Чтобы утешить скорбящих, чтобы знали они, какая великая радость ожидает их в иной жизни. Чтобы поддержать малых и немощных, чтобы с радостью шли по земному пути и вошли в Царство. Чтобы ободрить кающихся, чтобы не преткнулись они на пути покаяния, но выстояли и спаслись. Чтобы каждую каплю Крови Сына Своего оплатить спасением многих и многих человеческих душ. Чтобы за каждую каплю Крови Сына Своего оградить от погибели тысячи и тысячи человеческих душ, ибо драгоценна, братья, Кровь Сына Божия, пролитая за людей. Горе тем, кто презрит эту драгоценную Кровь, вечное мучение будет им справедливой наградой. Блаженны вы, кто почитает эту Кровь и ею спасается добровольно и сознательно, наградой вам будет жизнь вечная. Воистину драгоценна Кровь Сына Девы Марии. Все люди от начала до конца мира, даже, если их было столько, сколько травы на земле и песка в море, могут спастись этой Кровью. Но, увы, не все спасутся, а только те, кто хочет, а кто не хочет, отвергнуты будут, ибо презрели цену, которой куплены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010