21. Находим ли в Писании Ветхого Завета события, в которых человек был удостоен особого ощущения непосредственного присутствия Бога? Задолго до Моисеева закона, когда понятия падшого человека о Боге еще не были ясны для всех, скорбящая Агарь восприняла вдруг посещение ея Самим Богом. »И нарекла (Агарь) Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня. Ибо, сказала она: точно я видела здесь в след Видящого меня« ( Быm. XVI, 13 ). Такое же ощущение и осознание присутствия Всевышнего испытали: патриарх Авраам, боговидец Моисей; явлений Бога и даже беседою с Невидимым были удостоены некоторые ветхозаветные пророки и праведники; »Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Nc. XV, 8 ). 22. Что можно привести из Новозаветного Писания о душевном восприятии Божия присутствия? Участники евангельских событий не раз прозревали Богоприсутствие в лице Господа Иисуса Христа, когда им открывалось Его Божество. Св. Ап. Петр, увидел чудо на озере, «припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лyk. V, 8 ). Ап. Фома, осязав раны воскресшого Спасителя, воскликнул: «Господь мой и Бог мой» ( Иоан. ХХ, 28 ). То-же прозрение случилось с разбойником на кресте (Лук. XXIII, 42); то-же с римским сотником у Креста Иисусова (ст. 47). Ослепленный явлением Христа гонитель Савл вдруг познал во всей глубине всю Божественную сущность Спасителя ( Дeяh. IX, 6, 20 ). Первомученику апостолу Стефану пред его концом явственно открылось Триединое Божество, он «увидел славу Божию и Иисуса, стоящого одесную Бога» ( Дeяh. VII 55). Пребывание на земле воплотившагося Сына Божия настолько приблизило к Богу возрожденное человечество, что по сие время жизнь христианского мира наполнена многообразными явлениями непосредственного Божия прикосновения к душам обдельных людей. Чувство присутствия Бога, в разной степени может быть свойственно всем членам Церкви, особенно, когда чрез Таинства они познают явления благодати. 23. Как выражали свою радость праведники, ощутив сердцем присутствие Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Камением побиени быша». Священник Захария, сын Иодаев. «Претрени быша». Говорят, что претерпел это пророк Исаия . «Искушени быша». Авраам и Иаков. «Убийством меча умроша». О сем и Господь сказал: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе» ( Мф 23:37 ). «Проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени»: «ихже не бе достоин мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных». Так великий Илия; так Елисей, великий наследник его благодати; так большая часть пророков, которые и домов не имели, но рубили дерева и строили себе кущи. Евр 11:39.  И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного. Евр 11:40 . Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. «И сии вси послушествовани бывше верою, не прияша обетования». «Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут». Многочисленны и велики были их подвиги; однако же они не сподобились еще венцов, потому что Бог всяческих от других ожидает подвигов, чтобы, когда закрыто будет поприще, всех победоносцев вместе удостоить провозглашения. Прочтите толкования: Блаженный Феодорит Кирский Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Послание святого апостола Павла к Евреям БСБЕСЕДА 23 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр 11:7). Подлинно, мы достойны бесчисленных стенаний, бесчисленных рыданий! Если бы вся вселенная возвысила голос, — и камни, и дерева, и кустарники, и звери, и птицы, и рыбы, — словом, вся вселенная, — если бы, возвысив голос, она стала оплакивать наше лишение этих благ, то и этого плача и рыдания было бы недостаточно. Какое слово, какой ум может представить то блаженство, то добро, удовольствие, славу, радость, веселее, светлость, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9)? Не сказало просто, что (эти блага) превосходны, но что никто никогда не может и представить себе того, «что приготовил Бог любящим Его».

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

Е. Грачева: Большое Вам спасибо, владыка! До встречи на следующей неделе. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина! Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Есть ли молитва, которую нужно читать верующему человеку во время пандемии? Сейчас людям как никогда нужна помощь Господа Бога. Митрополит Иларион: Самая основная молитва читается сейчас в храмах за Божественной литургией и звучит из уст священника. Она опубликована, ее текст был утвержден Священным Синодом, и за каждым богослужением мы возносим эту молитву. Вы можете читать эту молитву дома, а также можете молиться своими словами о себе, о ваших близких, о нашей стране, о городе, в котором мы живем и обо всем мире, потому что мы все нуждаемся сейчас в помощи Божией. Кроме того, мы в молитве призываем Пресвятую Богородицу, просим Ее покрыть нас от всякого зла честным Своим покровом. Мы обращаемся к любимым нами святым. Один из святых, который уже неоднократно являлся верующим, в частности, в Греции и в Болгарии, — греческий святой XX века преподобный Никифор Прокаженный, многие люди сейчас молятся ему. В храме на Большой Ордынке в честь иконы «Всех скорбящих Радость», где я служу, у нас есть часть мощей этого святого, и мы молимся ему о прекращении пандемии коронавируса. Вопрос: «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4:5-7). Это означает, что вселенная контролируется дьяволом, а Богом — Царство Небесное? Митрополит Иларион: Это означает, что дьявол является обманщиком. Он вообще не контролирует вселенную. Вселенную контролирует Бог. Бог является Властелином неба и земли, а диавол является тем, кто выдает себя за властителя, кто обладает лишь иллюзорной властью, но выдает ее за реальную, и тем самым обманывает людей. Когда дьявол приступает к человеку для того, чтобы искусить, он никогда не говорит: я — дьявол, я являюсь носителем зла. Он всегда выдает себя за носителя добра, и в этом заключается его сила и слабость одновременно. Сила иллюзорная, но при определенной степени внушения человек может этому поддаться; а слабость заключается в том, что если человек знает, кто такой дьявол и знает, какими методами он действует, то ему очень легко противостоять дьявольским искушениям.

http://pravoslavie.ru/135445.html

433 И Исаия равным образом говорит: «сказал Господь Христу моему Господу, котораго я удержал за десницу Его, чтобы повиновались Ему народы, и крепость царей разрушу». 434 Видишь, как Давид 435 называет Иисуса Господом и Сыном Божьим. Глава XIII. В Ветхом Завете предъуказано, что не Иудеи, а христиане суть наследники Божественных обетований Подлинно так. Но исследуем, дал ли Бог народу иудейскому завет, который дать ему клятвенно обещал отцам? Дал, но они по своим грехам были недостойны принять его. Пророк говорит: «Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей» 441 , чтобы принять завет Господний к народу. И действительно, он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно 442 ; и, получив, нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: «Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской». 443 Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились. Итак, Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его как служитель 444 , а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас. Он и явился для того, чтобы и мера грехов их 445 исполнилась, и мы, сделавшись чрез Него наследниками, получили завет Господа Иисуса Христа, Который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертью и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорит: «Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом и в свет народов, чтобы открыть очи слепых и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке». 446 Итак, знайте, от чего мы искуплены. 447 Пророк еще говорит: «Вот Я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли; так говорит Господь Бог , Спаситель твой». 448 И еще пророк говорит: «Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих». 449 Глава XV. Иудейская суббота не есть истинная и угодная Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

«Мы не унываем, – писал апостол Павел, – но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, при порицаниях и похвалах, нас огорчают, а мы всегда радуемся; злословят нас, мы, благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим. Мы, как сор для мира, как прах, всеми попираемый; даже до ныне терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся» ( 2Кор.4:16, 6:4, 8, 10 ; 1Кор.4:11–13 ). Но за всем тем, предусматривая великую за сие награду на Небесах, Павел говорил: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8:18 ). Таково было ведение истины и таково терпение святых апостолов и вообще всех христиан первых времен, в похвалу которых апостол Павел писал: «вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» ( 2Кор.11:19–20 ). Счастлив, кто идет по сему пути, по которому прошли святые, и который, по слову истины, как «немногие находят» ( Мф.7:14 ), особенно в нынешние времена. Горе же тем из нас, которые, и, попадая на путь сей – тесный и спасительный – скорбят, подобно людям, «не имеющие надежды» ( 1Фес.4:13 ). Они не помнят, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Блажен же тот, кто не малодушествует в скорбях, но, укрепляясь сердцем, надеется на Господа ( Пс.26:14 ); он увидит за то благость Его на земле живых ( Пс.26:13 ). Кто мужественно идет по пути Господню, тот войдет в жизнь блаженную, святую. «Я есмь дверь, – Господь сказал, – кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин.10:9 ) – войдет в скорби и изыдет из них, радость вечной жизни найдет. Потому будем же знать, что если мы на пути скорбном, то значит мы на пути спасения, на дороге к Небесам; пойдем только по пути сему неуклонно, и со временем войдем в жизнь вечноблаженную. «Не оставляйте, – говорил апостол Павел, – упования вашего: которому предстоит великое воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Смотрите, кому Бог определил быть первым народом и наследником завета. Если притом сказано было об этом народе и в обетовании Аврааму, то наше ведение достигло совершенства. Что же говорить Бог Аврааму, когда вера вменилась ему в праведность? «Вот я поставил тебя отцом народов верующих Господу» (Быт. 15:6; 17:5; ср. Рим. 4:9–10 и 13) — без обрезания крайней плоти. Глава 14 Подлинно так. Но исследуем, дал ли Бог народу иудейскому завет, который дать ему клятвенно обещал отцам? Дал, но они, по своим грехам, были недостойны принять его. Пророк говорить: «Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу (Исх. 24:18). И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно; и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской (Исх. 32:7). Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завита Господня разбились». Итак, Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель, а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас (Евр. 3:5–6). Он и явился для того, чтобы и мера грехов их исполнилась, и мы сделавшись чрез Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертию и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорить: «Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завит с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых, и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке (Ис. 42:6–7). Итак. знайте, от чего мы искуплены. Пророк еще говорит: «вот Я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасете до пределов земли: так говорит Господь Бог, Спаситель твой» (Ис. 49:6). И еще пророк говорить: «Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение, и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих (Ис. 41:1). Глава 15

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Христу удалось заботливым поведением по отношению к сыну и матери устранить боязнь злых духов и волшебства, но потому-то страх все-таки остался. Однако сие был благой страх. Ибо сие был страх Божий, вызвавший благодарения и славословия Богу. Народ говорит о Христе как о великом пророке. Народ ожидал великого пророка, которого Бог еще Моисею обещал послать к народу израильскому (Втор.18:18). Народ этот пока не мог возвыситься до понятия о Христе как Сыне Божием. Но дух его, дух, столь помраченный и угнетенный народными старейшинами, прекрасно мог возвыситься до осознания Господа нашего Иисуса Христа как великого пророка. Если бы иерусалимские старейшины, которые точно так же видели чудеса Христовы, многочисленные чудеса, смогли подняться хотя бы до сего понимания простого народа, они не совершили бы страшного злодеяния осуждения и убийства Сына Божия. Но каждый совершал чудеса своего рода, соответственно своему духу и сердцу: Христос мертвым возвращал жизнь, а старейшины иудейские и у живых ее отнимали. Он был Человеколюбец, а те - человекоубийцы и богоубийцы. Он был Чудотворец добра, а те - чудотворцы зла. Но в конце концов эти злые старейшины не могли отнять жизнь ни у кого, кроме себя самих. И все убитые ими пророки остались живы навеки и у Бога, и у людей, в то время как сами они - сокрыты, словно змеи, в тени сих пророков, чтобы, скитаясь из поколения в поколение, от каждого поколения принимать осуждения и проклятия. Точно так же, убив Христа, они убили не Его, но себя. Он, с легкостью воскрешавший других, воскресил и Самого Себя, и явил Себя на земле и на небесах как величайший Свет, Который тем сильнее разгорается и тем ярче светит, чем больше Его гасят. Этим Светом все мы живем, и дышим, и радуемся. И этот Свет светов еще раз, и скоро, явится земле и всем живым и мертвым. Сие произойдет, когда Господь наш Иисус Христос придет, чтобы завершить человеческую историю, воскресить сущих во гробах и судить всем человеческим существам, жившим на земле, начиная с Адама и до конца времен. Тогда еще раз - и на этот раз в полной мере - сбудутся слова Спасителя: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Чудо воскресения сына вдовы из Наина и было сотворено сколь по милосердию к скорбящей матери, столь и для того, чтобы помочь нашей вере в последнее и всеобщее воскресение, чудо из чудес, правду превыше всякой правды и радость превыше всякой радости. Господу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.k/1132/addpart Неделя двадцать первая по Пятидесятнице. Евангелие о Господе Сеятеле

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

По свидетельству Священного Писания, есть мера терпения Божия, когда беззакония человека или человеческого сообщества «превосходят главу его». Так, не устояли города Содом и Гоморра, в которых не обрелось и десяти праведников. Но не истребился народ Божий с лица земли во времена пророка Илии, потому что было в нём семь тысяч неведомых пророку человек, сохранивших веру в Истинного Бога! И сегодня каждый из нас должен жить, как если бы он был одним из последних, который может спасти свой город, свой народ подвигом веры и личного благочестия. Какое число исполним мы? Число погибели или спасения? Решение этого вопроса — личный удел каждого. «Господи, даждь нам слезы, и память смертную, и умиление», — ежевечерне молимся мы, отходя ко сну. И вот эта «память смертная», готовность в любой миг предстать пред Господом и дать ответ о соделанном за все годы жизни и за тот час, когда застал тебя Господь, — именно эта личная память каждого из нас жизненно важна для всего человеческого сообщества. Не исчисление времён и сроков исполнения апокалиптических пророчеств, не гадание о грядущем, а твёрдое стояние пред Богом горящей свечой веры, когда свет во тьме светит и тьма не объемлет его, — в этом спасение человека, народа, человечества. Но «вера без дел мертва», — говорит апостол Иаков. И поэтому возникают приходы и строятся храмы на заражённых чернобыльской радиацией территориях. В Минске в память о погибших и страждущих от Чернобыльского бедствия возводится храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вера и дела православных христиан являют нам живое свидетельство о неизреченной милости и безграничной любви Творца к Своему творению. «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои», — сказал Господь наш Иисус Христос расслабленному (Мф. 9: 2), или парализованному, как говорим мы теперь, человеку. И тот встал! Не дерзости осуждения и злопамятства ждёт Творец от нас, расслабленных духом, душой и телом, но дерзновения веры и дел. И не о нашей ли кровоточивой Родине промыслительно сказал Спаситель: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9: 22)?! Девяностые

http://pravmir.ru/mitropolit-filaret-vax...

23 . Прилепись же к Богу благою надеждою, верою и молитвою. Сказано в Писании: «Помянух Бога и возвеселихся» ( Пс.76:4 ). Ибо во время тесноты и глубокого душевного отчаяния воспомянутый Бог не только утоляет печали, но и производит веселие, неизреченным утешением утешая сердце, отягченное бременем искушений и малодушествующее от великости скорбей. 24 . Господь присутствует в скорбях верных Своих (Ср.: Мф.28:20 ). Рассуди же, возлюбленный христианин, какое большее может быть утешение боголюбивой душе, как находиться в присутствии Божием и на Него очами веры взирать? А где Бог со Своим благодатным присутствием, там всякое утешение и радость. Милосердный и человеколюбивый Бог, Который есть Создатель всех и Отец щедрот, Бог всякого утешения, так говорит душе, находящейся в искушениях и бедах, скорбящей, сетующей и боящейся: «Не бойся, Я с тобою! Я твой Создатель, Я твой Искупитель, Я твой Спаситель. Я твой Помощник и Защитник, Я, Который в Своей руке содержу все и Которому все повинуется, Я – всегда с тобою». Так Господь был, есть и будет до скончания века с верными Своими рабами по неложному Своему обещанию: «Се Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Вот почему верные Ему христиане, чувствуя в себе присутствие Его и живое утешение, дерзают (ободряются в скорби), восклицают и поют песнь в радости духа: «Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся... Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль» ( Пс.45:2–3, 8 ). § 7. Утешения скорбящим об умерших 1 . «Нам, христианам, не должно сетовать и оплакивать умирающих, – пишет в послании к своей пастве священномученик Киприан, епископ Карфагенский, во время эпидемии чумы в Карфагене в середине III века. – Апостол Павел укоряет и обвиняет тех, которые (безутешно) скорбят о кончине своих братьев: “Не хочу оставить вас, братия, в неведении об умерших, чтобы вы не скорбели, как прочие (т. е. язычники и неверующие), не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним” ( 1Фес.4:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

И удивительно ли, что это бывает с женами, когда можно видеть, что и пророк испытывает то же? Вот почему он непрестанно говорит: « Оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего » (Ис. 22:4). Итак, печаль часто приносит утешение. Если же это бывает в мире, тем более в делах духовных. Посему (Павел) говорит: « Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению » (2 Кор. 7:10). Слова эти кажутся неясными; они вот что означают: опечалился ты об имуществе — не получил от этого никакой пользы. Опечалился о болезни — нисколько не помог, но еще более повредил себе. Я сам слышал, как многие, испытав это, винят себя и говорят сами себе: что пользы, что я скорбел? И денег не возвратил, и себя расстроил. Но если ты печалишься о грехе, то и его загладишь, и получишь величайшую радость. Если попечалишься о падших братиях, то и себя вразумишь и утешишь, и их восстановишь; а если и не принесешь им никакой пользы, так сам получишь величайшую награду. И чтобы увериться тебе, что эта печаль о падших, хотя бы мы нисколько не помогли им, приносит нам величайшую награду, послушай, что говорит Иезекииль, или лучше, что чрез него вещает сам Бог. Когда посылал Он некоторых разорить город (Иерусалим), и истребить огнем и мечом все здания с их жителями, то одному из них повелевает так: « На челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак ». А другим, повелев и сказав: « И начните от святилища Моего »,  — присовокупил сии слова: « Но не троньте ни одного человека, на котором знак (Иез. 9:4, 6). Почему это, скажи мне? Потому что они, если и нисколько не помогают (грешникам), все же стенают и болезнуют о происходящем. А других еще упрекает (Бог) в том, что они, предаваясь роскоши и чревоугодию, и наслаждаясь великою свободою, не скорбели и не разделили печали, когда видели, как иудеи были отводимы в плен. Упрекает же их такими словами: « Не болезнуете о бедствии Иосифа » (Ам. 6:4–6), — называя Иосифом весь народ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010