§ 8. Слово Божие, будучи самым истинным и совершенным правилом благочестия, как сказано, всем христианам нужно, но пастырям, то есть епископам и иереям, особенно: ибо они взяли «ключразумения» (Лк.11:52), который и есть слово Божие, и тем должны как себе, так и другим отворять дверь ко Христу Живому Богу и источнику жизни, и вечному блаженству, смертью Его отверстому. Святой апостол написал Тимофею, а в лице его и всякому пастырю: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. И немного выше: Занимайся чтением, наставлением, учением» (1Тим. 4:16, 13). Следовательно, неисправными в своем звании бывают те пастыри, которые не внимают, по увещеванию апостольскому, чтению Святого Писания. Как же такой пастырь других научит, если сам невежда? Как других просветит, если сам во тьме и слепоте? Как других наставит, если сам заблуждается? Таких пастырей Христос уподобляет слепым вождям: «Они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). § 9. Слово Божие, как всем вообще, так и каждому в особенности, мне, и тебе, и другому, равно передано и написано. Ибо Бог не взирает на лица, но «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Потому и слово Свое святое ради всех и всякого повелел написать, дабы всякий, читая или слушая его, мог спасение вечное получить. Как мне говорит Бог в слове Своем: «Я Господь Бог твой; люби ближнего твоего, как самого себя», и прочее, так то же и тебе говорит (Лев.19:18). И Христос всем исследовать Писания повелевает: «Исследуйте Писания». И Апостольские Послания ко всем христианам обращены, как из тех посланий всякий может видеть. И святой апостол Иоанн в своем послании написал: «Пишу вам, отцы, пишу вам, юноши, пишу вам, отроки», и прочее (1Ин. 2:13). Написал к отцам, юношам и отрокам, следовательно: 1) всем и каждому, и всякого звания и чина людям, то есть освященным и неосвященным, благородным и простым, мужам и женам читать и слушать его можно и должно; 2) всех и всякого звания и чина людей обязывает к послушанию, то есть к уклонению от зла и творению добра; 3) погрешают те, которые считают и учат, что Священное Писание не должны читать люди простые, а только иереи и прочие освященные лица. И точно, мнение это есть вымысел и кознь дьявола, который отводит от этого душеполезного чтения людей, чтобы, не читая Святое Писание, истинной и живой веры не имели и так бы не спаслись.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А вот обозрел ли ты широту земли? Обозрел, со спутников, сфотографировали всё. Дальше :] Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико [конечно, это ирония. “Ты, конечно, знаешь это всё”]. Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града [да три дня пойдёт какая-то позёмка, и встанет весь город со всеми институтами и университетами, встанет всё на месте, не двинется никак – всё будет завалено снегом], которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?» ( Иов. 38:2–28 ) – вот в таком духе. Смотрите, теперь Он переходит к животному «Ты ли ловишь добычу львице стих] и насыщаешь молодых львов, когда они лежат в берлогах, или покоятся под тенью в засаде? Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи? Знаешь ли ты время, когда рождают дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? Можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их? Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши; дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним. Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру» ( Иов. 38:39–41; 39:1–5 ). И дальше Он переходит к таким животным как: к боевому арабскому коню, к левиафану и к бегемоту, эти животные являются прототипом неповиновения и сатаны, как было открыто Антонию Великому , что описание этих животных – это прототипы сатаны. Вот я что вам хочу сказать. Мы с вами должны из книги Иова сделать такой вывод: меньше совопросничества, меньше наших убогих рассуждений. И давайте читать эту книгу, видеть этот и ответ, результат: я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя. Хотите, чтобы у нас не было никаких противоречий и вопросов? Надо увидеть Господа – в себе ли, вне ли себя, – и тогда умолкнут все эти бесовские вопросы. А это – бесовские вопросы. Они ставятся исключительно с тем, чтобы подорвать нашу любовь к Богу, нашу веру, остудить и охладить её. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

А что касается научения духовной жизни, его следует искать в книгах. Прежде всего, безусловно, надо читать Евангелие: чем больше человек читает его, тем более напитывается евангельским духом. Во все времена духовно опытные люди всегда советовали хрис­тианам читать книги святых отцов, составляли сборники святоотеческих наставлений по разным темам, для последовательного чтения — от низшего к высшему. Я уже упоминал об опасной тенденции нашего времени, пока еще локализирующейся в основном в интернете — принципиальном повороте к обмирщению. Начинается он вроде бы с вещей второстепенных, вроде рассуждений о необязательности для женщин покрывать голову платком в храме или соблюдать посты в супружеской жизни. Из того же ряда — распространенное мнение, что древних святых отцов, «монашеские книги» мирянам читать противопоказано. Действительно, большая часть литературы о духовной жизни — это аскетическая литература, созданная монашествующими и для монахов же. Но поскольку в человеческом сердце — и у монахов, и у мирян — протекают одни и те же процессы, эта литература полезна всем. О духовной жизни для мирян в России и в XIX, и в ХХ веке было также написано очень много замечательных книг. Творения святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Тихона Задонского, Оптинских старцев, протоиерея Валентина Свенцицкого, игумена Никона (Воробьева) и многих других являются литературой аскетической по своему происхождению и содержанию. Но человек, который прочитал эти книги, думаю, получил ответы на большую часть своих вопросов. — В заключение хотелось бы вернуться к теме борьбы внешней, которую мы видим и в которую зачастую втягиваемся вольно или невольно. Как Вы относитесь к публичным обличениям? Сегодня даже те сайты, которые считаются православными, полны обличений. — Очень плохо, потому что при этом никто не вспоминает о словах Евангелия: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; …если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви (Мф. 18, 15–17). У нас же начинают сразу кричать всему миру, даже не Церкви. Поэтому плохо отношусь.

http://pravmir.ru/uklonis-ot-zla/

Авд.1:15—16. Ибо близок день Господень для всех народов: как ты поступал, так поступят с тобою. Он обратит воздаяние твое... на голову твою. Ибо как ты пил на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было. (LXX: Ибо близок день Господень для всех народов: как ты поступал, так поступят (или: поступит) с тобою. Воздаяние твое обратится на голову твою. Ибо как ты пил на святой горе Моей, так все народы будут пит вино; будут пить и проглотят, и будут, как бы их не было.)   Ты, Идумея, перестанешь делать это потому, что постигнет тебя наказание Господне. Ибо, если, по Иеремии (гл. 25), те, которым не было определено пить чашу, непременно будут пить, то каким образом ты останешься как бы невиновным? Ты не будешь невиновным, но непременно будешь пить. Затем, что касается слов: «близок день Господень для всех народов», то будем читать того же Иеремию и увидим, что чаша Господня была поднесена всем народам. Поэтому у него же говорится: «чаша златая Вавилон в руце Господни, напаяющи» все народы (Иерем. 51:7). И действительно, всеми народами до Пропонтиды и морей Скифского и Ионийского или Эгейского овладели ассирияне и вавилоняне. Если мы будем читать Геродота и историю греков и варварских народов, то увидим, как во время господства вавилонян и ассириян исполнились эти слова: «близок день Господень для всех народов». Что же касается следующих затем слов: «как ты поступал, так поступят с тобою; Он обратит воздаяние твое на голову твою», то они имеют тот же смысл, какой выражается в следующих словах псалма: «помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль, глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его» (Пс. 136:7). Поэтому и в отношении в Вавилону пророк выражает следующие проклятия: «дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздияние твое, еже воздала еси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Псал. 136:8—9)! Ибо как ты на святой горе Моей, Сионе, пил вместе с вавилонянами и радовался, так все народы, которые вместе с тобою помогали вавилонянину, будут, обратившись против тебя, пить и радоваться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Александр 21 ноября 2012, 20:24 Отец Андрей, ради Бога продолжайте писать и не читайте коментарии! С ув. Александр Александр 21 ноября 2012, 19:00 Пошёл НАШ батюшка в последних статьям по " верхам " и это ХОРОШО - и на верху ЛЮДИ живут, авось кто заглянет и прочитает. Здоровья и БЛАГОполучия Вам Батюшка Андрей. татьяна 21 ноября 2012, 01:06 просто люблю Лара 20 ноября 2012, 22:31 Согласна с мнением СВЕТЛАНЫ - появился в текстах о. Андрея надрыв. Да, да. А народ у нас любит нахваливать по инерции: " как прекрасно написали! пишите дальше! " . Жаль, то о.Андрей не читает комментарии. Может, небольшая критика помогла бы ему. Ирина 20 ноября 2012, 17:37 Ирина - р.б. Сергию: полностью и безоговорочно с Вами согласна. Спаси Господи! Данила 20 ноября 2012, 16:51 Хорошая статья. Серьезный взгляд. Хотим мы того или нет, мы живем в культурном пространстве, формируемом в том числе и литературой. Глупо прятаться от проблем, от сложных вопросов. Они ставятся в том числе и такими авторами как Кафка. А извращенный ум и у святых отцов найдет чем соблазниться. И еще. Путешествие внутрь себя, честный разговор с собой. Это важно. Людмила 20 ноября 2012, 14:28 Есть более достойные писатели, чем Франц Кафка. Весь мир знает их. Кафку вообще не стоит читать,ценности особой в Дневниках нет, а романы - это ужас, подземелье, где дышать нечем.Один " Процесс " чего стоит, да и все остальное.Может, Отцу Андрею стоило читать этого автора лично для себя, но советовать или рекомендовать кому бы то ни было, не надо. Елена 20 ноября 2012, 13:48 Светлане. Это не надрыв, это твёрдая мужская позиция. В рецензии многое приняла для себя. Отец Андрей, пишите дальше. С Вашими статьями мир шире раскрывается. Валентин 20 ноября 2012, 13:15 Читать Кафку необязательно. р.б.Сергий 20 ноября 2012, 11:14 Читающим " Кафку, Камю, Сартра и др. исследователей больного мозга " ... " Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

http://pravoslavie.ru/57522.html

Ам.4:12—13. Посему так поступлю Я с тобою Израиль, и после того как Я так поступлю с тобою, приготовься к сретению Бога твоего, Израиль. Ибо вот Он, который образует горы, и творит ветер, и возвещает человеку слово (eloquium) Свое, производит утреннюю мглу и шествует по высотам земным Господь Бог воинств — имя Ему. LXX: Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; но так как Я так поступлю с тобою, то приготовься призывать Бога твоего, Израиль. Ибо вот Он, который образует гром, и творит дух, и возвещает среди людей о Христе Своем, производит утро и мглу и восходит на высоты земные: Господь Бог всемогущий — имя Ему.    Вместо того, что им перевели чрез «после того как», в еврейском тексте написано «egeb», что Акила перевел чрез στερον, то есть «после того», Феодотиов «в последнее время» (novissime), LXX: «но». По еврейскому тексту можно так читать: «поэтому Я так поступлю с тобою, Израиль, после того,» то есть спустя долгое время или в последние века, так что следующий стих будет начинаться иначе: «и так как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль.» Затем в том месте, где LXX перевели: «приготовься призывать Бога твоего» и где мы поставили по Феодотиону: «приготовься к сретению Бога твоего», Симмах и пятое издание перевели: «приготовься противиться Богу твоему», вместо чего в еврейском тексте говорится: «hechin lagerath Eloica». Также вместо «гор», которые по-еврейски называются «arim», одни LXX перевели βροvτν, то есть «гром». Почему они перевели «дух», а мы «ветер», который по-еврейски называется «rua», причина этого ясна: потому что это слово означает и «ветер», и «дух». Что же касается следующих за тем слов: «возвещает человеку слово Свое», то все перевели их таким же образом, как и мы одни только LXX, введенные в заблуждение сходством и двусмысленностию слова, перевели: «возвещает среди людей о Христе Своем». Ибо если читать о «Христе Своем,» как полагали LXX, то это по-еврейски называется «Messio» и пишется чрез, следующие буквы: «мем, син, иод, хет» и «вав».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Андрей Самарец 24 августа 2012, 11:46 2 Елена М 2 Александр По затрагиваемому смыслу цитаты можно вспомнить Псалом 61: " Бог нам прибежище. Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. " Спаси Бог. Андрей Самарец 23 августа 2012, 12:14 Александру Б. Спасибо за советы по изучению Священного Писания. В православной традиции накоплен большой опыт в изучении библейских текстов. Дай Бог всего хорошего. Кирилл 20 августа 2012, 12:51 Здраствуйте! Прочитал статью. Действительно, изучать Писание нужно. Иисус Христос сказал: " Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне " (Ев. Иоанна 5, 39). Апостол Павел говорит: " Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2-е Тим. 3, 16-17). Исследовать Писание очень важно, т.к. спасение и жизнь вечную дает не священник, и не святые, а Иисус Христос, как написано: " Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деяния 4,12). Более того, написано еще, что " Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына (2-е Иоанна 9). Уважаемые люди, протоирей Андрей Ткачев, написал истину, что исследовать Писание нужно!!! Бог оставил Библию не для священников, а для всех людей! Мы нуждаемся в Слове Божием! Будем читать его каждый день! Да благословит нас в этом Бог Иисус Христос! ЛЮДМИЛА 17 августа 2012, 18:50 ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!! КАК НИКОГДА ОЩУЩАЮ НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОГОГО СПРОСА С МЕНЯ ЗА НЕОСОЗНАННОЕ НЕДОСТАТОЧНО СЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ДОБРОГО ВАМ ЗДРАВИЯ И БОЖИЕЙ ПОМОЩИ!!! Татьяна 17 августа 2012, 12:32 Тем, кто хочет читать Писание, но очень боится не разобраться, можно предложить еще читать Писание в группе. Вот тут можно найти список групп по изучению Писания в России и на Украине: http://predanie.ru/groups/base/

http://pravoslavie.ru/55441.html

Апостол Павел пишет: «мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» ( 1Кор. 8, 4 ; ср.: Пс. 95, 5–8 ). Язычники, осуетившись в помышлениях своих, забыли эту истину. Вместо Бога Живого, они стали обожать тварь – животных и человека, или изделия рук человеческих. Такие изделия рук в Слове Божием именуются идолами. Нечестие людей было так велико, что, обращаясь к идолам, язычники «говорили дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» ( Иер. 2, 27 ). Вот такие изображения вымышленных богов, – причём люди почитали подобные изображения живыми , – Бог запрещает делать своему народу. Именно эти только изображения в священном Писании именуются идолами или кумирами . Петр Данилович возразил: – Вы слишком глупыми представляете язычников. Разве они своих идолов почитали живыми? Тоже и для них деревяшки были деревяшками и больше ничего... В ответ я сказал: – Для опровержения неправильного понятия Петра Даниловича об идолах я прочитаю из 14 гл. кн. пр. Даниила. Тогда сами, братья, судите, верно ли утверждают сектанты, будто язычники своих идолов не почитали живыми. Я стал читать из книги пр. Даниила: «был у Вавилонян идол, по имени Вил...» ( Дан.14:3 ). Стих 6-й я прочел медленно и с особым выражением в голосе: «царь сказал: не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?» ( Дан.14:6 ) Итак, даже царь верил, что вавилонский идол Вил – «живой бог» . Значит, сектанты ложно говорят, будто язычники своих идолов не почитали живыми. Стали читать мы далее рассказ про Вила. Слушатели смеялись над тем, как жрецы обманывали царя. Все были довольны, когда узнали, что рассерженный царь за обман велел казнить жрецов. Прочли стихи 23–24: «был на том месте большой дракон... И сказал царь Даниилу: «не скажешь ли и об этом, что он – медь? вот он – живой, и ест и пьет...» ( Дан.14:23–24 ) После такого заявления царя не могло быть ни у кого сомнения, что язычники, действительно, своих идолов или кумиров почитали живыми. Потому то Бог во всей Библии грозно обличал беззаконников и свидетельствовал им о себе что Он – Единый Творец Промыслитель мира. Потому же, спасая грубый народ от идолопоклонства, Бог, при заключении древнего Завета с Собой, не показал людям Лица Своего ( Втор.4:12 ). Но священные изображения херувимов и медного змея велел сделать. Ясно, что не всякие рукотворенные изображения – идолы. Почему же сектанты удаляются от священных рукотворенных изображений, свидетельствующих нам об Истинном Боге и святых Его?.. § II.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф.5:5 ) Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак.4:6 ) Любезные дети! Войдем еще раз в тихую, уединенную хижину Назаретскую. Школою назвал я ее в последний раз, образцовою школою высоких юношеских добродетелей. Но в каждой школе бывает и учитель. Есть Учитель и в Назаретской школе. Это Сам Христос Иисус, Который говорит: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то ( Ин.13:13 ). Да, Он поистине есть Учитель, и притом такой мудрый, такой добрый и терпеливый, такой кроткий и любвеобильный, каких не было и нет на земле; Учитель, Который затем собственно и пришел с неба, чтобы нам сообщить истину, самую высшую и непреложную истину; Учитель, у Которого нет ограничения в количестве учеником: напротив, Он весь мир зовет к Себе учиться у Него. Придите ко Мне, говорит он, и научитесь от Меня ( Мф.11:28–29 ). И какая чудная, содержательная книга принята учебником в Его школе! Она доступна всем и каждому, ее умеют читать все. Каким бы кто языком ни говорил, все без исключения могут читать эту книгу в одно и то же время. Знаете ли, какая это книга? Эта та великая, всеобъемлющая книга, из которой всякий может черпать и узнать все, что нужно нам для счастья земного и для блаженства небесного, вечного. Не слышите ли вы, как сей Божественный Учитель взывает к вам: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 )? – Так откликнемся же на этот призыв, придем к Нему и прочитаем в этом Божественном сердце Иисуса то смирение и ту кротость, которые Он проявлял в Своей юности, проводя скромную, замкнутую жизнь в Назарете. Пусть этот Божественный Учитель, к Которому мы собрались здесь для наставления, просветит сердца наши Своим светом и Своею благодатию, дабы мы все, что услышим, усвоили не памятью только, но и сердцем. До тридцатилетнего возраста тихо и уединенно живет Иисус в Назарете, оказывает полное послушание Иосифу и Марии, занимается скромным плотницким ремеслом и этим помогает Своим родителям получать необходимое пропитание. Из дитяти Иисус делается отроком, из отрока – юношею, а из юноши – мужем, и мир ничего не знает, даже и не подозревает, что уже тридцать лет живет среди него Тот, Которого он ожидал более пяти тысяч лет. Таким образом, уже теперь Спаситель оправдывает то, что Он впоследствии сказал вслух всему миру: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

– Бог , действительно, всегда рядом («Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 )) и молиться Ему можно в любом месте. Однако уже много тысячелетий люди посещают храмы – места особого присутствия Божия. Сам Бог так заповедал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» ( Исх. 25:8,9 ). В храме совершается общая молитва , для которой люди должны собираться вместе по примеру апостолов:«И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога»( Лк. 24:53 ). Кто говорит, что он может помолиться и дома, обычно дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь? Вера предполагает, что человек не надеется сам на себя, он не самодостаточен, а зависит от Бога, воле Которого должен следовать. Человек не может быть полностью автономным и независимым, особенно когда это касается такого ответственного вопроса, как спасение души. Если христианин не ходит в храм, то есть опасность, что он лишится подлинного общения с Богом, которому надо приобщаться и учиться там, где богообщение реально совершается, то есть в храме. Только в храме совершаются Таинства, только в храме каждый день Христос зовет всех, предлагая Тело и Кровь Свою. И кто же отказывается от Святых Таин? «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф. 12:30 ). Быть христианином и не ходить в храм, значит, сознательно отстраняться от того, что даровал Христос – очищения от грехов в покаянии, единения с Ним в Евхаристии, исцеления от болезней в Елеосвящении, благодатного общения со святыми и многих духовных даров, которые люди обретают лишь в храме. Христианская вера предполагает соответствующую жизнь, а жизнь проявляется в конкретных формах. Христианин спасается лишь в единстве с Церковью . 7.18. Как лучше читать молитвы – наизусть или по молитвослову? – Хорошо знать на память « Символ веры » и основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Нет такого церковного правила, чтобы заучивать молитвы наизусть. Если ежедневно исполнять утреннее и вечернее молитвенные правила, то они будут запоминаться сами собой. Главное – читать молитвы благоговейно, внимательно, с покаянным чувством. 7.19. Можно ли молиться совсем без молитвослова и Псалтири своими словами?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010