Глава I. В «Книге Жизни» следует искать только пути жизни «Есть три способа читать книгу, – пишет французский писатель Дидон, – можно читать ее для того, чтобы подвергнуть ее критической оценке; можно читать, ища в ней утех для своего чувства и воображения, и, наконец, можно читать совестью. Первые читают, чтобы судить, вторые – чтобы развлечься, третьи – чтобы совершенствоваться. Евангелие, не имеющее себе равной между книгами, созданными человечеством, нужно читать сначала только простым разумом и совестью. Читаемое так, оно заставит трепетать вашу совесть на каждой странице пред добром, пред высокою прекрасною моралью, которая совершенно преображает эти страницы; оно вырвет у вас крики восторга, и вы закроете его, умиленный и восхищенный, говоря, как Руссо: «если жизнь и смерть Сократа были достойны мудреца, жизнь и смерть Христа были жизнью и смертью Божества» 2 . «Для меня, как и для всякого верующего, – говорит Н. Н. Неплюев , – Библия есть Книга Жизни, непреложное слово Божие, неисчерпаемый источник воды живой; заключенная в ней вечная истина правды Божией имеет вечное и общее значение для всех времен и всего человечества. Кто был орудием воли Божией, как звали того, кто удостоился поведать миру то или другое слово Божие, когда и по какому поводу прозвучало это слово для человечества, все это для нас второстепенно. Что наполняет нас верою, любовию и радостью светлою, – это внутренняя правда, несравненная убедительность для разума и сердца каждого слова Книги Жизни, это чудо гармоний, это дивное единство, это божественная стройность вечной истины правды Божией, поведанной миру на протяжении многих веков и через посредство многих людей Божиих. Цель чтения Библии – познание воли Божией Чего хочет верующий? Он верит, что Книга Жизни содержит в себе вечную истину правды Божией, главная цель его не может быть иною, как познать святую волю Бога Живаго, во всей ее вечной неизменной стройности. Для него Божественное Откровение содержит все то, что исходящий от Отца Дух Святый благоволил открыть людям ради их духовного воспитания и вечного спасения, чтобы они могли разумно жить, согласно вечной правде воли Отца Небесного».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Евангелие от Марка: беседы, толкования (+читать онлайн) Раньше чем приступить к самому Евангелию, я хочу, во-первых, сказать кое-что о евангелисте Марке, потому что прежде чем беседовать с живым человеком, конечно, хочется узнать, кто он, что он говорит, почему его слушают; а во-вторых, сказать, как читать Евангелие и как его изучать сообща. 8 октября, 2004 Раньше чем приступить к самому Евангелию, я хочу, во-первых, сказать кое-что о евангелисте Марке, потому что прежде чем беседовать с живым человеком, конечно, хочется узнать, кто он, что он говорит, почему его слушают; а во-вторых, сказать, как читать Евангелие и как его изучать сообща. Содержание статьи Евангелие от Марка: беседы, толкования на Евангелие. Вы можете читать или скачать Евангелие от Марка бесплатно. Но сначала: что значит само слово “Евангелие”? Евангелие — греческое слово, и означает оно “благая весть”. Евангелие принесло людям благую весть о том, что новая жизнь настает.  Евангелие от Марка. Введение Мы начинаем серию бесед о Евангелии от Марка. Можно поставить вопрос, почему я выбрал именно это Евангелие. Выбрал я его по очень личной причине. Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием; и это не случайно. Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было обращено к иудеям, верующим евреям того времени, или Евангелие от Иоанна, которое очень глубоко погружено и в философскую, и в богословскую мысль, я, вероятно, не понял бы их, когда мне было четырнадцать лет. Евангелие от Марка было написано учеником апостола Петра именно для таких молодых людей, молодых дикарей, каким я был в то время, написано для того, чтобы дать представление об учении Христа и о Его личности тем молодым людям, которым больше всего это было нужно. И поэтому я выбрал сейчас это Евангелие. Оно написано коротко, сильно и, надеюсь, дойдет до души других людей, так же как оно перевернуло мою душу и преобразило мою жизнь. Раньше чем приступить к самому Евангелию, я хочу, во-первых, сказать кое-что о евангелисте Марке, потому что прежде чем беседовать с живым человеком, конечно, хочется узнать, кто он, что он говорит, почему его слушают; а во-вторых, сказать, как читать Евангелие и как его изучать сообща.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-marka/

Как молиться в дни поминовения Значение 17-й кафизмы; как ее правильно читать. Дни особого поминовения всех умерших православных христиан. Частные родительские дни Значение 17-й кафизмы. В течение сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времена и сил читающих, но чтение должно быть непременно ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, ее читают сначала. Только не следует забывать, что после каждой «Славы:» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»). Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или иное вознаграждение. Бог слышит и такую молитву. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. Поэтому не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы научиться читать по-церковнославянски и потом самим читать Псалтирь. В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит один 118-й псалом), называемую поминальной, а в богослужебных книгах – «Непорочны» (по слову, находящемуся в первом ее стихе: Блажени непорочный в путь, ходящий в законе Господни). У иудеев был такой обычай: во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу их из Египта. Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей видимости, именно 118-го. И, воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф. 26: 30 ). Стихом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» отпевал Себя Господь, грядущий на страдание и смерть. Этот стих всегда поет Церковь при погребении умерших, а 17-ю кафизму читают в дни их особого поминовения. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из 118-го псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Как читать Библию Краткое пособие для тех, кто только приступает к чтению Священного Писания. Каллист (Уэр) предваряет свои размышления «Как читать Библию» следующими словами: «мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания. Во-первых, мы должны читать в духе послушания, во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви, в-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе, в-четвертых, наше чтение должно быть личным». КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ Святитель Тихон Задонский, писавший в 18 веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: «Если бы ты получил письмо от царя земного, разве бы ты не читал его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем». И дальше он говорит: «Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним.» Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из нас лично. Каждый человек должен воспринимать чтение Священного Писания как прямой личный разговор со Христом. Через 200 лет после слов святителя Тихона, Московская Конференция Православных и Англикан в 1976 г. определила правильное отношение к Священному Писанию другими словами, также полноценно освещающими этот вопрос Московское заявление, подписанное также и делегатами Англиканской Церкви достойно суммирует суть православного взгляда на Библию: «Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым. Они одновременно и Божественно-вдохновлены, и человечески-выражены. Они с властью свидетельствуют об откровении Бога людям, в Творении, воплощении Слова и истории пути человечества ко спасению. Тем самым они выражают Божие слово посредством человеческого языка Мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви Наш подход к Библии строится на послушании».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

В виде наследства, по смерти отца, Ф. Ст. между прочим получил часть изорванной Псалтири. Он часто брал эту книгу в свои руки, любовался ей, как бы каким сокровищем, перелистывал ее, и глядя в нее, часто думал в себе, как бы ему научиться уметь ее читать. И вот запало в нем непреодолимое желание учиться грамоте. В то время в одной с ним деревне была одна очень грамотная девица, дочь одного бедного крестьянина, выучившаяся у своей тетки-раскольницы в пустыне. Она была родственницей сестре Ф. Ст. и потому часто хаживала к ним, иногда с какой-нибудь работой, как например с прялкой, с шитьем, с вязаньем; а иногда для того, чтобы поиграть. Случалось, что она нередко и ночевала у них. Это послужило Ф. Ст. удобным случаем поучиться у нее. Девушка выучила его в продолжении некоторого времени читать по складам четыре слова из 17-й кафизмы, именно: блажени непорочнии в путь ходящии… . Это обучение началось прямо со складов и было чисто механическим, так что Ф. Ст., хотя складывать и знал, но складываемых букв не различал, и не знал, как назвать каждую из них отдельно. Впрочем, как бы то ни было, но это занимало Ф. Ст., и он радовался, воображая, что умеет уже маленько читать. Вследствие этого желание учиться еще более стало усиливаться в нем. Дело было осенью. Ф. Ст. в это время получил некоторую долю зернового хлеба от крестьян, обрабатывавших его землю за половинный урожай. Часть этой доли он вздумал употребить на обучение себя, на что согласна была и его бабка, Вот он и отдал четыре четверика ячменя той девице, которая положила в нем основание науки. Так как девица эта принадлежала к бедному семейству, то она с удовольствием согласилась за этот гонорарий выучить Ф. Ст. грамоте. Выпросивши у одной своей тетки азбуку, Ф. Ст. стал постоянно ходить к своей нанятой учительнице, а иногда сама учительница приходила к нему, и дело изучения пошло своим обычным порядком. В продолжении двух-трех месяцев, под руководством своей учительницы, Ф. Ст. узнал буквы, выучил склады и прошел пять кафизм псалтири. За тем учительница сочла свою обязанность оконченной. К этому времени Ухтостровско-Троицкой церкви местным дьячком открыта была школа, и к нему собралось для обучения до сорока мальчиков. Стал проситься к нему и Ф. Ст., чтобы поучиться писать, и дьячек охотно принял его. Школьные его товарищи приносили с собой в школу из дому обед. Но Ф. Ст. приносить с собой было нечего, так как он кормился преимущественно только подаяниями во имя Христово. Бывало, как только ученики расположаться в школе обедать, Ф. Ст. загнет подол своей рубахи и пойдет собирать кусочки по своим товарищам, с приниженным видом обращаясь к каждому: “подай Христа ради!” И товарищи подавали ему, кто сколько мог. И таким образом, Ф. Ст. учился и кормился в приходской школе целый год. По праздничным дням он, между тем, ходил в Церковь , становился на клирос и помогал дьячку петь и читать. Дьячек любил его за это и оказывал ему со своей стороны поощрение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/skazanie...

Встречи со священником Александром Дьяченко состоялись в Санкт-Петербурге февраля 2016 В Свято-Владимирской школе Новодевичьего монастыря 17 февраля состоялся открытый урок внеклассного чтения на тему " Духовные маяки в море житейском " для учащихся 5-6-х классов. Его провела учитель русского языка и литературы Лилия Гурова. Гостем школы стал священник Александр Дьяченко. На встрече присутствовали завуч школы Ирина Чумак, руководитель духовно-просветительского центра при монастыре  иерей Алексий Красавин и представитель издательства " Никея " в Санкт-Петербурге Анна Ершова . Открывая урок, педагог заметила, что великие писатели подобны духовным маякам. Они были глубоко верующими людьми, и если бы в их сердцах не было горячей веры в Бога, они бы не создали выдающиеся произведения. Своей верой и своими произведениями они спасают нас. Даже неверующие люди, читая великие произведения, через творчество приходят к Богу. Ученики прочитали стихотворения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Константина Симонова и рассказали о своем понимании роли веры в Бога в жизни этих авторов. Ученик пятого класса Арсений Квасов, в частности, сказал, что все русские поэты воспевают красоту Богом данного мира, их творчество боговдохновенно, и в их произведениях можно найти много евангельских сюжетов.  Отец Александр рассказал, что с детства любил читать: " Таким образом в моей в душе создавалась почва, которая потом приняла христианское слово. Когда я стал взрослым, мне понадобилось что-то сказать. И я стал писать. Могу сказать, что писать легко. Надо только знать, что хочешь сказать и зачем это делаешь " . " Я пишу с расчетом на то, что мои внучки будут читать мои книжки, когда меня уже не будет, и таким образом мой разговор с ними продолжится в вечности. А вместе с моими внучками книги будут читать и другие дети. Это моя мечта и задача " , - сказал отец Александр. Человек, по его словам, постоянно учится. А потом  начинает отдавать. Когда он проходит через испытания и сопереживает людям, его душа обогащается, и впоследствии он может создать великолепные произведения. " Любите читать и погружаться в книгу. Учитесь смотреть вокруг себя и замечать. Сейчас ваша задача - не столько писать, сколько впитывать. Придет время, и вы ощутите плоды того, что много читали в детстве. У вас сейчас замечательное время, рядом с вами родители и учителя, есть возможность с детства ходить в храм, читать Евангелие. У людей моего поколения не было такой возможности " , - отметил отец Александр.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Есть смысл читать " О смыслах " Патриарх Кирилл представил новую книгу 15.03.2018 853 Фото: Сергей Куксин Патриарх Кирилл представил свою новую книгу " О смыслах " . Это сборник его цитат из проповедей, речей, выступлений и интервью. Слово, которым патриарх предварял новое издание, неожиданно " умаляло " и автора, и книгу. Он посетовал на изобилие информации, обрушивающейся на современного человека и практически лишающей его возможности читать длинные тексты. - Я сам себя ловлю на этом, - сказал он. - Вот сегодня утром я стал читать замечательную книгу великого философа Владимира Соловьева. Прочитал несколько страниц и понял, что я эту книгу раньше никогда не читал. И - при всем моем интересе - никогда в своей жизни не прочитаю. Как раз по причине " длинного текста " , обрекающего человека с дефицитом времени, либо " читать по диагонали и что-то там быстренько брать " , либо честно признаваться себе, что " я эту книгу уже никогда не прочитаю " . - Потому что большие книги, особенно если это нехудожественная литература, требуют к себе большого внимания и усилий, а у современного человека времени просто нет, - с сожалением пояснил патриарх и поблагодарил автора идеи издать его собственные труды в виде цитат. Несмотря на некоторое естественное для интеллектуалов внутреннее несогласие с патриархом, решившим смириться с невозможностью долгого чтения, его новая книга - на самом деле очень удачное решение. Это вовсе не сборник цитат, а хорошо рубрицированные эссе, напоминающие сквозь века любимый в Церкви жанр " Древнего патерика " . Иногда эти цитаты занимают несколько страниц, иногда полстраницы, но они не измеряются " битами " информации и не состоят из отдельных эффектных фраз, подлежащих запоминанию. Это не отрывки текста и не обрывки смысла, а всякий раз - цельное высказывание, в котором хорошо прочитывается его интенция. Ты чувствуешь и понимаешь, что руководило тем, кто на эту тему рассуждает. Это обоснованные опытом или логикой мысли и рассуждения на самые нерасхожие, но важные темы. " Ад. Врач. Духовное зрение. Кротость и смирение. Враг. Власть. Неведение. Модернизация " .

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/15/est_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Читать Евангелие и «жить здорово» Интервью с протоиереем Димитрием Смирновым 04.12.2013 603 Время на чтение 12 минут Недавно студентам факультета журналистики престижного московского вуза дали факультативное задание: прочесть одно Евангелие, самое короткое и простое по изложению - от Марка. С задачей справились трое из десяти. И те признались, что с трудом «продирались» через текст и... ничего не поняли! Евангелие действительно остается тяжелым и непонятным чтением, даже для людей воцерковленных. Почему? Оно говорит о той реальности, которая уже бесконечно далека от нас? Или - просто не вмещается в человека и оттого никогда простым чтением не будет? А насколько необходимо его читать, когда есть духовные книги более «удобоваримые»? На эти темы говорим с настоятелем храма св. Митрофана Воронежского в Москве протоиереем Димитрием Смирновым. Почему Бог молчит? - Отец Димитрий, почему, на Ваш взгляд, так мало читают Евангелие? Было ли так всегда, или это современное явление? - Евангелие читали всегда единицы. Для остальных его проповедовала Церковь. С тех пор как появились Гутенберг и Иван Федоров, его стали читать десятки. С тех пор как Евангелие перевели с церковнославянского на русский язык в начале XIX века (а в Европе гораздо раньше Лютер перевел с латыни на немецкий) - стали читать сотни людей. Из миллионов живущих!.. Евангелие и было-то не в каждом храме. Только соборные храмы имели Евангелие, и это была очень редкая, дорогая вещь, ценимая как святыня: ее украшали золотом, серебром, драгоценными камнями, хранили как зеницу ока. При грабеже обязательно Евангелие крали, забирали его в другое княжество, потому что ему цены не было: там и иллюстрации уникальные, и оно от руки переписывалось - результат многолетнего труда ученого монаха. Иметь Евангелие дома кому-нибудь - невозможно было. Не всякий князь мог иметь! - Это технические сложности. А содержательные?... - В силу того что человек живет в совершенно другой стихии, Евангелие остается Terra incognita, землей неведомой, для большинства. Так было всегда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что читать детям в Великий пост Три произведения о грехе и покаянии 30.03.2024 92 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру Многие православные родители задаются вопросами о детском посте. Каким он должен быть, в чем заключаться? Что стоит ограничить, где достаточно нашего примера, а где требуется доверительный разговор? Как воспримет ребенок изменения, каким будет его опыт воздержания? Как не превратить пост в формализм, как не отвернуть детей от Церкви, не передавить? И речь здесь не только (и не столько) о пище. Каждая семья решает эти вопросы по-своему. Например, у нас Великим постом дети не едят конфеты и не смотрят мультики. Они знают, зачем это нужно: по крайней мере мы стараемся сделать ограничения не формальными, а сознательными. Сами при этом удивляемся и тихо радуемся, сколько возможностей для творчества дети используют, сколько придумывают интересных дел и игр, когда не тратят время на экран. Впрочем, конечно, с радостью ждут, когда можно будет снова в который раз пересмотреть «Валли» или любимые полнометражки Хайяо Миядзаки. А что делать с чтением? Убрать все светские книги? Читать только жития святых? А как же быть со школьными уроками литературы? Такие вопросы рискуют увести нас в область формализма, заменить внутреннее внешним. Мы хорошо знаем евангельские истории о тех, кто следовал букве закона, но кого обличал Христос. Мне кажется, читать детские книги Великим постом можно и нужно. Только выбирать стоит те, которые говорят с ребенком о жизни души. Серьезно говорят, не сюсюкают, не подменяют понятия, не льют сироп. Такие есть, и таких много. Удивительно, что особенно много их появилось в те годы, когда и пост не соблюдали, и в церковь не ходили. Но душа продолжала жить Христовым законом. Я хочу рассказать о трех небольших рассказах советских писателей. Может быть, вы уже читали их с детьми, но постом можно перечитать и побеседовать. Главное в этих историях – жизнь человеческой души: ее падения, попытки подняться, вопросы вины и прощения, честности, милосердия и любви. Расскажу о каждом отдельно.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/30/chto_c...

К читателю «Пути Промысла Божия» – это малоизвестные широкому кругу читателей дневниковые записи подвижника благочестия XX века епископа Варнавы (Беляева ; 18871963). И жизненный, и духовный путь Владыки Варнавы был необычен, что отразилось и в его дневниках. Будущий епископ родился на свет по многолетним усердным молитвам матери. От нее он получил наставление в начатках христианской веры и благочестия: мальчик опытно познаёт действенность искренней, сердечной молитвы к Богу, с увлечением читает жития святых мучеников, «в детской простоте и с некоторым сожалением думая, что только при древних неронах и Диоклетианах были такие мучительства» 1 . Однако Николай Беляев не думал о церковной стезе и готовился к поступлению в Институт путей сообщения. Но Промыслу Божию угодно было направить его на служение Церкви. «Случайно» найденная книга святителя Иннокентия Московского «Указание пути в Царствие Небесное», подаренная ему еще в десятилетнем возрасте неким лаврским монахом, полностью изменила течение его мыслей. Прямо со вступительного экзамена в институт он отправляется в Оптину пустынь. Преподобный Варсонофий Оптинский благословил Николая поступать в Московскую Духовную Академию, куда он и был принят в 1910 году. С самого начала обучения в Академии определилась дальнейшая судьба будущего Владыки: его аскетические устремления нашли воплощение в принятии им монашеского пострига. Это произошло в июне 1911 года, на первом курсе Академии, когда будущему Владыке было 24 года. Путь так называемого ученого монашества, на который был благословлен монах Варнава (Беляев) , имел в сравнении с жизнью обычных насельников монастырей свои скорби, недоумения и искушения. С многочисленными вопросами юный инок обращался (а затем записывал сами вопросы и ответы на них) к старцам Зосимовой пустыни – игумену Герману и отцу Алексию (Соловьеву) , духовным сыном которого он и стал. Как замечает игумен Дамаскин (Орловский) в жизнеописании Владыки Варнавы, «его интересовало все. Какие при входе в церковь делать поклоны; есть сладкое или отказаться от сего; какой язык изучать – французский или немец кий; отвечать ли на кощунственные, безбожные сочинения, которые приходится читать в Академии; читать ли иностранных авторов; спрашивать ли у товарищей книги; не прибавить ли к поклонам, заповеданным отцом Варсонофием, еще каких; смотреть ли в глаза тому, с кем беседуешь, или нет; как бороться с плотской бранью и как быть, если кто подойдет в церкви и поздоровается; можно ли читать светскую литературу; позволительно ли называть еретиков бранными словами; как читать Священное Писание и так далее. Старец на все отвечал» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010