2: 16). 2. Кто же это – " Бог века сего " ? Последователи заблуждения Маркиона говорят, что это сказано только о Творце правосудном, а не благом: они утверждают, что есть другой какой-то Бог, правосудный только, без благости. Манихеи же, безумно желая ввести другого творца твари кроме истинного, говорят, что здесь говорится о диаволе, потому что Писание часто называет богом не по достоинству называемого, но по бессилию подчиненных его. Так оно и " мамону " называет господином ( κριον ); (Мф. 6: 24) и чрево – богом (Филип. 3: 19). Однако ни чрево по этому самому не бог, ни мамона – господь, но так названы они из-за тех, которые им подчиняют себя.  Мы же думаем, что это сказано и не о диаволе, но о Боге всяческих. И должно читать это место так: " Бог ослепил разумы неверных века сего " ( τν απιστων του αινος τοτου ετφλωσεν ο Θες τ νοματα ), потому что не будущий, а только настоящий век имеет неверных. Если же кто и так будет читать: " Бог века сего " ( ο Θες το αινος ττου ), то и такое чтение не представляет никакого затруднения, потому что не показывает еще, что Он – Бог только настоящего века. Он называется и Богом неба; однако не есть Бог одного только неба. Мы называем Его также и Богом настоящего дня; однако, говоря так, мы не ограничиваем власти Его только этим днем. Равным образом называется Он и Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова, и, однако, Он не есть Бог только их одних. Много и других подобных доказательств можно находить в Писании. Как же Он ослепил их? Не содействием к тому, – да не будет, – но оставлением и попущением. В Писании часто употребляются такие выражения. Так оно говорит: " предал их Бог превратному уму " (предаде их Бог в неискусен ум) (Рим. 1: 28). Так как язычники прежде сами не поверили и сделали себя недостойными познания таин Божиих, то и Бог уже потом оставил их. Что же другое надлежало бы с ними делать? Насильно влечь и открывать тайны не желающим знать их? Но они еще более презрели бы и отказались знать их. Потому-то (апостол) и присовокупил: " чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа " (во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы , – не для того, чтобы не веровали в Бога, но для того, чтобы неверующие, как неспособные, не видели внутренних таин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2. Ты пишешь перстом на песке, А я твоя горлинка, Равви! Я первенец твой на листке Твоих поминаний и здравий. Звеню побрякушками бус, Чтоб ты оглянулся – не слышишь! О Равви, о Равви, боюсь – Читаю не то, что ты пишешь! А сумрак крадётся, как тать, Как черная рать роковая… Ты знаешь – чтоб лучше читать, О Равви! – глаза закрываю… Ты пишешь перстом на песке… В основу стихотворения положен евангельский сюжет, в котором Вячеслав Иванов предстаёт не просто Учителем, Равви, но самим Спасителем, Христом. А поэтесса, или скажем так, – героиня стихотворения является пред ним блудницей. Вот этот сюжет из Евангелия от Иоанна: Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь? (8: 3, 4, 5). Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. (8: 6). Когда же продолжали спрашивать Его Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять наклонившись низко, писал на земле (8: 7,8). Книжники и фарисеи «обличаемы совестью, разошлись один за другим, и Иисус остался наедине с блудницей: «Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши». Евангельский сюжет, как видим, полностью не повторяется в стихах. Жаждущей истины горлице засыпают глаза песком, зарывают в песчаный сугроб её живые глаза. Горлица попадает «к воронам в стаю». Но её туда тянет. Она всё стоит и читает. Даже звенит побрякушками бус, чтобы на неё обратили внимание. Но тщетно. Она даже сомневается в том, что читает не то, что там пишется. А там всё пишется и пишется… Кажется, она понимает «сознанье страшного обмана». А происходит действительно обман. Спаситель оказывается не тем, за кого себя выдавал. От него ли ждать прощения? И всё оборачивается сумраком и роковой чёрной ратью. И всё-таки она продолжает читать. И чтобы лучше читать, закрывает глаза.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/15/...

31, 9–12). Ты слышишь, чего требовал закон. Он заповедует избранным жрецам, а также старейшинам, по прошествии седьмого года, в год отпущения, в праздник кущей, собирать всех юношей и старцев, женщин и отроков и собранным таким образом читать его. А что должны были пройти многие и не малочисленные годы прежде, чем воссиял Христос, и открылось время вочеловечения Его, это можно видеть из того, что чтение закона должно было совершаться чрез семь лет. Ибо число семь в Божественном Писании означает множество; поэтому я думаю и сказано: лежит в изнеможении родившая семерых (Иер. 15, 9). И еще: не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его (Притч. 26, 25). И тот же Приточник сказал еще: семь раз упадет праведник, и встанет (Притч. 24, 16). Обрати внимание на то, что в продолжение семи лет до наступления времени отпущения, то есть в продолжение времен до пришествия Христа, закон не был читаем. Ибо ничего не понимать в нем, хотя бы кто случайно и читал его, — это все равно, что совсем не читать его. Но потом, как я сказал, он сделался понятным малым и большим, когда наступило время отпущения. Ибо закон заповедовал древним, говоря: В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему (Втор. 15, 1–2). И опять: Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу (ст. 12). Господь же наш Иисус Христос в конце веков, как бы после семи лет, отпустил долги, и умилосердился над согрешившими, и должникам, по евангельской притче, даровал прощение, и нас рабов греха и порабощенных сатане сделал славными и блистающими духом свободы. Наступило же время отпущения в праздник кущей, который знаменует тайну Воскресения, когда храмина или тело каждого из умирающих полагается в земле. Ибо когда Христос воскрес из мертвых, поправши смерть и лишивши ад добычи и сказать узникам: " , и тем, которые во тьме: "  (Ис. 49, 9), тогда, украшая природу человека Духом Святым, как в начале рода, и природу тех, которые восстановлены во освящение, Он дунул святым Апостолам, говоря: приимите Дух Свят (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

6 . Ибо будет посещение с громом, и землетрясением, и сильным гласом, несущаяся буря и поядающий пламень огненный. 7 . И будет подобно ночному сновидению: множество всех народов, выступивших против Ариила, и все воевавшие против Иерусалима и все собравшиеся против него и притесняющие его. 8 . И будет подобно тому, как во сне едят и пьют, а когда пробудятся, это их пустой сон; и как во сне жаждущий как бы пьет, а проснувшись все еще жаждет, и душа его тщетно надеялась 436 ; тоже будет и множеству всех народов, которые воевали против горы Сиона. 9 . Изумляйтесь 437 и ужасайтесь; упивайтесь, но не сикерой и не вином. 10 . Ибо напоил вас Господь духом усыпления 438 и сомкнет глаза их, и пророков их, начальников их 439 и прозорливцев. 11 . И будут для вас все слова сии, как слова этой запечатанной книги, которую если дадут человеку, умеющему читать, и скажут: «Прочитай ее», и он скажет: «Не могу прочесть, потому что она запечатана». 12 . И дадут эту книгу в руки человеку, не умеющему читать, и скажут ему: «Прочитай это», и он скажет: «Не умею читать». 13 . И сказал Господь: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком своим, сердце же их далеко отстоит от Меня, тщетно чтут Меня, уча заповедям и учениям человеческим 440 . 14 . Посему вот Я положил снова переселить 441 народ этот, и переселю его, и погублю мудрость мудрецов и сокрою разум разумных 442 . 15 . Горе устраивающим тайное совещание не от Господа, горе скрытно составляющим замысел; и будут дела их во тьме, и скажут: кто нас видел и кто узнает о нас, что мы делаем? 16 . Не будете ли вы подобны глине горшечника? Скажет ли изделие сделавшему его: не ты меня сделал? Или произведение своему художнику: не разумно ты меня создал 443 ? 17 . И еще немного и Ливан будет, как гора Хермель 444 , а гора Хермель будет, как дубрава. 18 . И услышат в тот день глухие слова книги (этой) 445 , и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. 19 . И возрадуются нищие о Господе великою радостью, и люди отчаявшиеся исполнятся веселия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

6 . По месту совершения молитва бывает – домашняя, частная, совершаемая дома или где в другом месте, частным образом, и церковная, общественная, совершаемая в храме, или в другом месте священнослужителями. 7 . Одной наружной молитвы не только недостаточно для получения просимого от Бога, но она даже прогневляет Его. 8 . Господь Иисус Христос так говорит о сей молитве: Приближаются ко Мне люди сии – это Он говорит о фарисеях, совершавших одну наружную молитву на показ другим – и устами своими, и языком чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня. Поэтому тщетно чтут Меня ( Мф.15:8–9 ). 9 . И одной внутренней молитвы, без наружной, также недовольно, потому что, имея душу и тело, мы должны прославлять Бога в телах наших и душах наших, как учит и Апостол ( 1Кор.6:20 ). И Сам Господь наш Иисус Христос свою духовную молитву выражал и словами, и благоговейными движениями тела, например, возведением очей на небо, пред насыщением народа 5-ью хлебами, и преклонением колен и лица на землю, в саду Гефсиманском ( Мф. 14:19; 26:39 ; и дал.). 10 . Молитва так необходима для человека, как пища и воздух. Господь Иисус Христос и Сам молился часто и Своим верующим заповедует молиться так же часто ( Лк.21:36 ). Апостол Павел учит молиться непрестанно ( 1Сол.5:17 ): потому что постоянно и во всем мы видим проявление совершенств Божиих: премудрости, благости и др., постоянно нуждаемся в милостях Божиих и постоянно ими пользуемся, их получаем. 11 . Господь Иисус Христос, заповедав Своим ученикам молитву, учит и тому, как должно молиться: Когда молишься, говорит Он в Евангелии каждому из Своих учеников, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне. Молясь, не говори лишнего, т. е. не проси бесполезного и вредного для себя, как язычники, которые думают, что в многословии своем услышаны будут ( Мф.6:6–7 ). Господь дал нам и Свою молитву. Случилось, повествуется в Евангелии, что когда Иисус Христос молился в одном месте и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться. Он сказал: когда молитесь, говорите: Отче (Отец) наш, сущий (Иже еси) на небесах! Да святится имя Твое: да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя и на земле, как на небе (яко на небеси, и на земли) : хлеб наш насущный дай нам на сей день: и прости (остави) нам долги (по Евангелию Луки, грехи) наши, как (яко же) и мы прощаем (оставляем) должникам нашим: и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукаваго. Ибо (яко) Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь ( Мф.6:9–13 ; Лк.11:1–4 ). Эта молитва потому и называется у нас Господнею и служит образцом для всех наших молитв. Ее должен знать и читать всякий христианин, а вместе с нею читать и другие молитвы, которые составлены по ее образцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

7–8). Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это, – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. «Иаков же в этом отрывке хочет показать, что злые языки превосходят жестокостью диких зверей, стремительностью, – небесных птиц и ядом гордыни змей» (св. Беда). «А язык укротить никто из людей не может, – это нужно читать не в утвердительной, но в вопросительной форме; человек, если укрощает и делает ручными неукротимых зверей, то ужели не укротит он собственного языка? Ибо если читать это в утвердительной форме и было бы невозможно укрощать язык, то напрасно апостол убеждает исполнять невозможное» (блж. Феофилакт). «Подобно тому как меч, наточенный на точильном камне, становится более острым и (пригодным) для уничтожения, так и язык, которому трудно оставаться в покое и сдерживать себя, становится еще более жестоким всякий раз, когда приучается от порочных людей клеветать, ругать и бесчестить) других» (блж. Исихий Иерусалимский . Фрагменты). 9–12). Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие; не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. " Источник этот, – сердце человека. Ручеек же, – слово. Отверстие, безусловно, уста человека. Сладкая вода, – здравое учение. Горькая же вода, – никуда не годное учение» (св. Иларий Арльский). «Как не могут из одного отверстия источника течь одновременно и сладкая, и горькая вода, но если смешаются они в одной емкости, то сладкую воду горькая сделает горькой, сладкая же горькую сделать сладкой не сумеет. Не могут из одних уст исходить благословение и проклятие, но всякий, молящийся Богу, проповедующий Его слово и не прекращающий при этом злословить людей, показывает, что сладость его благословения поглощена горечью злословия. Из за капли закваски закисает все тесто и не бывает прекрасной хвала, исходящая из уст грешника» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

8 Суета сует, сказал Екклесиаст, все – суета! 12 .7. Здесь нет исповедания веры в бессмертие (ср. 3.19–21), но лишь утверждается, что жизнь и душа получены человеком от Бога (см. Быт 2.7, 3.19 ). Откровение о будущей жизни будет дано ветхозаветным людям позднее (III-II вв. до Р. Х.). По мнению большинства библеистов, эпилог составлен другим автором и проникнут духом Книги Притчей. 9 Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей. 10 Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно. 11 Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря. 12 А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. 13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; IV. Псалтирь Псалмы слагались в ветхозаветной Церкви с самых ранних времен (см. Исх 15 ). Первые псалмы были написаны еще до Давида ( Пс 28 ), а часть из них – самим царем (2, 17, 23), большинство же псалмов с надписью «Давидов» (евр. «ле-давид», слав. «Давиду») принадлежит, однако, не ему. Надпись означает, что эти псалмы пелись во время богослужения в присутствии царя из рода Давидова. Книга Псалмов получила свою окончательную форму около II в. до Р. Х. Она состояла из пяти частей и являлась литургическим сборником. Пение псалмов сопровождалось музыкой, что отмечено во многих местах книги. Нумерация псалмов в евр. Библии не совпадает с нумерацией LXX и Вульгаты (принятой в русском переводе). Псалом 9 в греческом и латинском переводах соответствует 9 и 10 псалмам в евр. Библии. Пс 113 в греческом и латинском переводах соответствует 114–115 псалмам в евр. Библии. Псалмы 114–115 в греческом и латинском переводах в евр. Библии составляют один 116 псалом. Псалмы 146–147 в евр. Библии составляют один 147 псалом. Совпадают номера псалмов 1–8, 148–150, а от псалма 10 до 147 включительно нумерация в указанных переводах евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

   После сошествия Св. Духа христианство распространялось только устною проповедью Апостолов, и не один год прошел с тех пор, как началась Церковь Христова на земле, а Апостолы все еще ничего не писали. Откуда же у христиан имеются Священные Писания?   Они достались Церкви Христовой прежде всего от Ветхого Завета, а затем и некоторые Апостолы оставили свои Писания. Разве Христос требовал, чтобы верующие в Него признавали Ветхозаветные Писания?   Господь, когда доказывал людям, что Он есть обещанный Избавитель, всегда указывал на Ветхозаветные книги. «Если бы, говорил Спаситель фарисеям,вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:46—47). И Апостолам Господь говорит: «вот то, о чем Я вам говорил еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:44—45). Пользовались ли, действительно Церковь Христова с первых своих дней Ветхозаветными Писаниями?   Апостолы постоянно хвалят первых христиан за то, что они исследовали Писания Ветхозаветные (Деян. 17:11) и советуют христианам утешаться чтением Ветхозаветных Писаний. Ап. Павел пишет Римлянам так: «что писано было прежде (т.е. в Ветхом Завете), то все написано нам в наставление, чтобы мы терпением и учением из Писаний сохраняли надежду» (Римл. 15:4). В послании к Ап. Тимофею о Ветхозаветных книгах он высказывается так: «ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:15—17). Нельзя ли думать вместе с некоторыми сектантами, например с штудо-баптистами, пашковцами и толстовцами, что Ап. Павел советует Тимофею читать не Ветхозаветные, а Новозаветные Писания?   Нет, нельзя так думать, потому что, когда Ап. Тимофей был мальчиком и читал Писания, тогда Новозаветных Писаний и не было еще, так как тогда Спаситель только еще вышел на проповедь. Значит, «с детства» Тимофей мог читать только Ветхозаветные книги. Их-то и одобряет Апостол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Таким образом еще в школе дети привыкают читать громко, и эта привычка навсегда остается в них. Посему в восточных странах каждый читает громко, что бы ни пришлось читать ему, — книгу ли или письмо от друга, и этой привычки он не изменяет нигде, читает ли он у себя дома, на улице ли или на базаре. И все так привыкли к этому, что, проходя мимо читающего, никто не остановится подслушать его, а потому и секретные письма читаются там громко, без опасения быть подслушанным. Как в школе, так и везде, все читается нараспев и с раскачиванием тела взад и вперед, как будто без того читающий не может понять читаемого. Этим обычаем легко объяснить то обстоятельство, каким образом диакон Филипп услышал, что эфиоплянин евнух читал, сидя на колеснице. В деян. Ап. говорится, что Ангел Господень приказал Филиппу идти на полдень в пустыню, лежащую между Иерусалимом и Газою. Идя по дороге, Филипп увидел ефиоплянина. «И вот муж эфиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы эфиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю» (8, 27, 28). Филипп, имевший в сердце любовь к Богу и желание помочь другим, подошел к колеснице и услышал, «что он читает пророка Исайю», услышал потому, что евнух, по восточному обычаю, читал громко. Эфиоплянин читал следующее прекрасное место из 53 главы пр. Исайи: «Яко овча на заклание ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих» (53, 7). На вопрос Филиппа: «Понимаешь ли, что читаешь?» Он отвечал: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян. Ап. 8, 30, 31). Видя, что Филипп иудей, он попросил его взойти и сесть с ним. Филипп тогда сказал ему, что за несколько сот лет назад пророк Исайя писал об Иисусе, Агнце Божием, Который после пришел в мир и понес на Себе грехи мира. Говорил Филипп и о том, что Бог так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Эфиоплянин уверовал и был крещен Филиппом на дороге (Воскр. Чт. 1874 г. Ч. 1, стр. 269).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

π τν νατολν будет собственно означать: из каких-то восточных стран или земель. На основании изложенных соображений желалось бы первый стих второй главы читать так: «но вот, как только в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, родился Иисус, с восточных стран отправились в Иерусалим волхвы (прибыли туда) и говорят: где родившийся царь иудейский?» Далее мы увидим, что волхвы действительно не скоро после Рождества Христова прибыли в Иерусалим. Ст. 6. «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля». Не лучше ли читать этот стих ближе к греческому тексту, так: «и ты Вифлеем, земля Иудина, никак не самая незначительная среди владений вождей Иудиных: потому что из тебя выйдет вождь, который будет пасти народ Мой, Израиля?» При таком чтении будет выдержана заключающаяся в греческом тексте параллель между первым и вторым полустишьями. Ст. 7. «Тогда Ирод, тайно, призвав волхвов, выведал от них время появления звезды». Вернее: «тогда Ирод тайно призвав волхвов, получил от них самые точные сведения о времени являвшейся (им) звезды». Русское: «выведал», много слабее греческого: κρβωσε. Если бы в греческом тексте заключалась мысль об однократном появлении звезды на востоке; то в нем стояла бы форма не настоящего времени, указывающего всегда на длительность или повторяемость действия, но аориста, указывающего на его краткость или законченность, стояло бы не φαινομνου, а φανεντος. На основании этого стиха можно, поэтому, заключать, что звезда являлась волхвам несколько раз. Но это неоднократное явление звезды на востоке можно понимать двояко: она могла являться в разных местностях востока, на что указывает первый стих главы, в котором говорится, что волхвы отправились из нескольких местностей востока – π νατολν, но можно также предполагать, что она являлась волхвам и несколько раз, как явилась им и по выходе их из Иерусалима и шла пред ними до Вифлеема. где и остановилась над домом, в котором находилось святое семейство (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010