«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитва святого Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!» Не без особенной причины, братие мои, молитва сия так усвоена Святому и Великому посту, что многократно повторяется на каждом богослужении. Без сомнения, это сделано Святой Церковью потому, что, при всей краткости сей молитвы, в ней сокрыто великое богатство святых мыслей и чувств, и весьма ясно изображены наши нужды духовные. Посему мы поступим сообразно намерению Святой Церкви и нашей духовной пользе, если обратим сию молитву в предмет наших собеседований, и рассмотрим порознь каждое прошение, в ней заключающееся. Таким образом откроется пред нами целый ряд святых добродетелей, коими должно украшать свою душу каждому, и явится целое темное полчище грехов и пороков, от коих надобно беречь свое сердце. Слово в среду недели 1-й Великого поста Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков! " Не без особенной причины, братие мои, молитва сия так усвоена Святому и Великому посту, что многократно повторяется на каждом богослужении. Без сомнения, это сделано Святой Церковью потому, что, при всей краткости сей молитвы, в ней сокрыто великое богатство святых мыслей и чувств, и весьма ясно изображены наши нужды духовные. Посему мы поступим сообразно намерению Святой Церкви и нашей духовной пользе, если обратим сию молитву в предмет наших собеседований, и рассмотрим порознь каждое прошение, в ней заключающееся. Таким образом откроется пред нами целый ряд святых добродетелей, коими должно украшать свою душу каждому, и явится целое темное полчище грехов и пороков, от коих надобно беречь свое сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О великих Господских и Богородичных праздниках Собрание рассуждений свт. Иннокентия Херсонского о важнейших праздниках Церкви: Праздник Пасхи Праздник Вознесения Господня Праздник Пятидесятницы Праздник Преображения Господня Праздник Успения Божией Матери Праздник Рождества Богородицы Праздник Воздвижения Честного Креста Господня Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм Праздник Рождества Христова Праздник Обрезания Господня Праздник Богоявления Праздник Сретения Господня Праздник Благовещения Праздник Входа в Иерусалим Общие замечания о праздниках Праздник Пасхи Предмет праздника и отношение к жизни христианской Предмет праздника Пасхи есть Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Праздник сей напоминает нам, что Иисус Христос, истинный Мессия, воскресением Своим восстановил на земле духовное царство и что, по примеру воскресения плоти Своей, " оживит некогда и смертные тела наши " (Рим. 8; 11). Посему, торжествуя Воскресение Христово, мы должны взирать на оное как на пример, предложенный для нашей жизни, - должны воскреснуть от духовной смерти в добродетельную жизнь. Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, - говорит апостол Павел, - так и нам ходить в обновленной жизни... Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности (Рим. 6; 4, 9-13). Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. 5; 15). Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5; 7-8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Пётр Заведеев Гомилетика с темами и образцами проповедей Наука, излагающая правила церковного собеседования и руководствующая к успешному прохождению проповеднического служения, называется Гомилетикой. Проповедью называется только общественное, связное и целостное изложение известных истин слова Божия. О предметах церковного собеседования По самому понятию о церковном собеседовании. общий предмет его есть слово Божие. Под именем слова Божия разумеется в обширном смысле все то, что на основании Св. Писания и Св. Предания и по непосредственному руководству Св. Духа преподает нам Св. Церковь в учении, постановлениях и обрядах своих. Отсюда главные виды проповеднических предметов суть: изъяснение Св. Писания и изложение православно-христианского учения. 1 . Изъяснение Св. Писания должно составлять один из главных предметов церковного собеседования. Предметами проповеднического изъяснения из области Св. Писания могут служить: 1) Дневные чтения из Евангелия и Апостола; 2) псалмы; 3) паремии; 4) наконец, целые книги из Ветхого и Нового завета. При изъяснении Св. Писания с церковной кафедры надо раскрывать преимущественно прямой, положительный смысл священного текста и не отыскивать смысла таинственного. 2 . Кроме изъяснения Св. Писания, нужно бывает: а) излагать истины христианские в связи и последовательности, б) некоторые из них раскрывать с особенною подробностью, или в) наоборот, преподавать слушателям краткие уроки христианского благочестия, г) наконец, говорить применительно к разным обстоятельствам и духовным потребностям народа. Поэтому-то необходимо в особых поучениях излагать, на основании Св. Писания и Св. Предания, различные истины православной веры Христовой, а именно: истины догматические, нравственные, церковно-обрядовые и священно-исторические. О формах церковного собеседования Понятие о Слове. Слово есть такое церковное поучение, в котором известный предмет исследуется и раскрывается с надлежащею полнотою и точностью. Внутреннее единство, полнота и методичность состава служат его отличительными признаками.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

под редакцией прот. А. Гинкеля 1. Богословие миссии 1.1. Предмет и задачи православной миссиологии Миссиология является дисциплиной, рассмотрению которой подлежит благовестническая деятельность Церкви. Под «миссией» (лат.: missio – отправление, посылка, поручение) понимается: 1. Направление миссионеров (как проповедников) в определенные страны, их деятельность, а также организация ( Церковь ), миссионеров отправляющая. 2. Особое служение, направленное на углубление и расширение христианской веры, чаще всего в лишь номинально христианской среде (воцерковление формальных христиан). 3. Но самое первоначальное значение этого понятия – проповедь веры среди нехристиан, распространение Царствия Божия в мире и созидание новых Церквей. По словам свт. Иннокентия, митр. Московского, апостола Сибири и Америки, миссионеру необходимо «оставить родину и идти в места отдаленные, дикие, лишенные многих удобств жизни для того, чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих во мраке неведения…» (Наставления Высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского нушаганскому миссионеру, иеромонаху Феофилу). Латинское слово «missio» является переводом греческого «αποστλλω» (отправлять, посылать), и потому в первоначальном значении своем оно применялось для указания на Божественный план спасения человечества: Бог Отец посылает Сына ( Ин. 5.36 ), затем через Сына – Духа Святого ( Ин. 15.26 ), после чего Сын посылает Своих учеников ( Ин. 20.21 ). Предметом миссиологии являются формы и методы возвещения Благой вести о спасении человечества, осуществляемом Триипостасным Богом, а также изучение деятельности Церкви по евангелизации и путей, которыми она ее осуществляет. Миссиология – это наука о миссиях, миссионерской истории, миссионерской мысли и миссионерских методах. Задачи православной миссиологии формулируются с учетом двух противоположных направлений, одновременно присутствующих в православной миссии. С одной стороны, благая весть звучит о наступлении Царствия Божия, призывает к познанию Истины и освобождению от греха в Духе Святом. «Положительные» задачи самой миссии кратко сформулированы апостолом Петром в его первой проповеди на площади Иерусалима после сошествия Святого Духа на апостолов: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2.38 ), то есть существуют определенные этапы спасения, более подробному рассмотрению которых будет посвящено дальнейшее исследование.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

поиск:   разделы   рассылка Татьяна Ананьева О роли партии " Яблоко " в ситуации вокруг " программы 200 " Редакция " Территории Церкви " публикует письмо читателя, посвященное роли партии " Яблоко " в ситуации вокруг " программы 200 " После знакомства с материалами обсуждения храмов шаговой доступности в рамках дискуссионного клуба партии " Яблоко " , состоявшегося 16 октября в офисе этой партии, почему-то пришла в голову эта песня революционных матросов. Казалось бы, какие могут быть ассоциации?! Солидные партийные деятели " Яблока " мало напоминали забубенных революционных матросиков. Внешне ... Внутренне было сходство – этих людей объединяло одно и то же – отсутствие исторической памяти, отсутствие фундамента личности – осознания принадлежности к великому этносу, сформировавшему 1/6 часть суши в Российское государство. Цементом, скрепляющим разрозненные княжества Руси, а затем великое множество народов Российской империи, СССР, Российской Федерации была и остается православная вера. В СССР она была гонима, но она была. Она сохранялась не только в небольшом количестве храмов, она была в душах, в сформировавшейся нравственности народа. И только то, что эта вера, эти нравственные принципы были укоренены, позволило устоять нашему народу, нашему государству в Великой Отечественной войне, в которой никакой другой народ, никакое другое государство не смогло устоять и дать отпор нацистам, желавшим установить всемирный концлагерь. Поэтому странно, ох странно слышать из уст члена Бюро партии " ЯБЛОКО " Александра Гнездилова, что религия не всегда имеет отношение к морали в обществе. Всегда имела и имеет. И только в храмах, в православных храмах дается твердое нравственное основание личности, и оно есть, было и будет таковым: " " Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим " и " возлюби ближнего твоего яко сам себе " . Однако это не предмет для дискуссий, даже и в дискуссионном клубе " Яблока " . Предмет для дискуссий – " Программа 200 " – программа строительства храмов шаговой доступности в Москве. Почему она вызывает противодействие?

http://religare.ru/2_97753.html

Последний результат исследования евангельской истории дается в некотором идейном содержании, которое представляет собою теоретическую основу дарующей вечную жизнь веры, что Иисус есть Христос, Сын Божий ( Ин. 20:31 ). Это – идея божественной духовной жизни, независимой в своей вечности от страданий и смерти, неограниченной по своей универсальности пределами индивидуальных и национальных благ, реализующейся в богосыновнем настроении и в деятельной духовной любви. Носителем этой божественной жизни был Христос, открывший нам ее в Своем учении и в Своем самоотречении даже до смерти по любви к человеку. Такой результат философии евангельской истории составляет ценный вклад в сокровищницу человеческого ума. Что особенно важно, так это то, что это значение евангельской истории независимо не только от фактической обстановки и хронологической последовательности событий евангельской истории, что составляет предмет нападок отрицательной критики, но даже от протокольной достоверности тех именно событий евангельской истории – чудес, которые образуют собою предмет рационалистического соблазна, так как евангельский смысл этих событий не в том, что будто они служили внешним удостоверением божественной жизни Христа, а в том, что они возводили взоры верующих от видимого к невидимому. Несомненно, что чудеса в евангельской истории занимают чрезвычайно важное место, – без чудес не было бы евангельской истории. В этом случае евангельская история подобна начальным страницам каждой религии, так как колыбель каждой религии окружена сиянием чудес. Но также несомненно, что только евангельские чудеса образуют собственно историю, фактически входят в течение человеческой жизни, – что только евангельская история делает чудеса символами, возводит от них взоры человека к невидимой духовной жизни, ставит его выше чудес. В этом основная идея евангельской истории. Евангелия представляют нам чудотворца распятым страдальцем и грозным судией человечества, а спасителя благовествуют в Сыне Божием, полагающем душу Свою за людей и призывающем их стать сынами воскресения. Посему, как истинная духовная вера независима от видения знамений и чудес ( Ин. 4:48; 20:29 ), так и идейное содержание евангельской истории находится вне той области, с которою имеет дело отрицательная рационалистическая критика. Конечно, чудотворные благодеяния Христа и пневматическая воодушевленность первохристиан – основной факт евангельской и церковной истории, отрицание которого равносильно отрицанию смысла в первоначальной истории христианства. Но факт этот, по смыслу истории, вполне вмещается в те границы, в которые поставлена сила веры: не подлежа сомнению в опыте современников Христа и первоначальных христиан, этот факт не страдает в своей полноте, если исключительные явления личной славы Христа (напр. § 37) также не выходили из сферы субъективной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Предмет дискуссии - православный монастырь Завершается обсуждение проекта Положения о монастырях и монашествующих Близится заседание президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Среди прочих документов на нем будет рассмотрен проект Положения о монастырях и монашествующих. В настоящий момент с конструктивными замечаниями и предложениями по проекту выступили епархиальные Преосвященные, игумены крупных обителей, известные священники и монахи. Наиболее оживленную реакцию вызвали пункты о взаимоотношениях монастырей и правящих архиереев и статусе игумена обители. Проект Положения о монастырях и монашествующих был представлен вниманию церковной общественности в конце мая и, хотя большинство людей традиционно использует летние месяцы для отдыха, собрал немало отзывов. Конечно, как и при обсуждении более ранних документов, многие реплики интернет-пользователей, размещенные на сайтах официальных публикаторов текстов МСП (официальный сайт Межсоборного присутствия, Богослов.ру), не отличались глубиной мысли и скорее " забалтывали " тему. Однако ряд комментариев, оставленных епархиальными архиереями, известными священнослужителями и монашествующими представляют собой квалифицированные мнения и заслуживают самого серьезного внимания. В целом текст проекта Положения не вызывает острой критики. В то же время он, по мнению авторов отзывов, актуализирует ряд насущных вопросов, связанных с устроением монашеской жизни. Многими комментаторами из монашествующих, священнослужителей, профессоров духовных учебных заведений были высказаны пожелания о соборном обсуждении этих вопросов с благословения священноначалия в рамках церковно-научных конференций и съездов с участием Архиереев, игуменов и игумений, духовников, монашествующих, а также специалистов по церковной истории и каноническому праву. Такое обсуждение, по мнению комментаторов, могло бы помочь духовному возрождению современных монастырей, возвращению их к святоотеческому монашескому Преданию, преодолению разрушительных последствий атеизма.

http://e-vestnik.ru/church/monashestvo_m...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Определения Священного Синода от 16 февраля 1999 года В заседании Священного Синода 16 февраля 1999 года под председательством Патриарха Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших священника Иоанна Иванова (1864-1918), игумении Ферапонтова монастыря Серафимы (Сулимовой; 1858-1918) и мирян Николая, Анатолия, Михаила и Филиппа на предмет их канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора.

http://mospat.ru/archive/86371-opredelen...

Протодиакон Андрей Кураев ЦВ 23 (420) декабрь 2009 /  10 декабря 2009 г. Протодиакон Андрей Кураев: Мы участвуем в сложном и опасном эксперименте — Отец протодиакон, вы участвуете в подготовке уникального эксперимента, который будет проводиться в российских школах в 2010 году. Как вы оцениваете предстоящее преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе государственного образования? — Эксперимент по преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в 19 регионах Российской Федерации начинается 1 апреля. Это очень необычный проект.  Во-первых, уроки будут проводиться в светской школе, а не в церковной. Во-вторых, сам предмет — не Закон Божий, а светский предмет. Перед нами как авторами курса «Основ православной культуры» стоит непростая задача: подготовить ознакомительный материал по православию, который светские педагоги на светском языке будут представлять светским детям. Как видите, ключевое слово — светский. Церковь вряд ли сможет участвовать в подборе педагогов и даже в их переподготовке. И все же мы идем на это. Мы считаем, что у этого эксперимента есть две важнейшие цели: во-первых, доказать, что в светской и многонациональной школе возможен разговор о православной культуре, а во-вторых, доказать, что если класс будет разделен по интересам к той или иной религиозной и культурной традиции, это не приведет к межнациональным конфликтам. В условиях глобализации очень важно найти пути сохранения своей культурной, национальной и религиозной идентичности. При этом не менее важно показать, что на этом пути мы не будем обижать людей с другим самосознанием. Поэтому такой большой акцент в ходе эксперимента делается на сохранении свободы выбора. Свобода выбора обеспечивается на трех уровнях. Первый — регионы участвуют в эксперименте только по своему собственному согласию. Вначале предполагалось, что эксперимент охватит 18 регионов, но затем к нему по собственной инициативе присоединилась Еврейская автономная область. Второе — не все школы региона обязаны участвовать в эксперименте, у них есть право отказаться. И третье — родители могут выбрать, на какой из модулей отправить своего ребенка: будет ли он изучать основы православной культуры, исламской культуры, буддистской, иудейской или же обзорный курс «Религии России», или же курс светской этики.

http://e-vestnik.ru/society/protodiakon_...

протоиерей Василий Мезенцев Для 2–4 курса НСМПБИ Содержание Понятие о науке патрология Предмет, задачи, методы и значение Понятие о святых отцах Церкви и авторитете их творений История изучения святоотеческих творений Издания и переводы на русский язык творений св. отцов Курсы патрологии Период доникейский Отдел I. Мужи апостольские Св. Климент епископ Римский Св. Игнатий Богоносец епископ Антиохихийский Св. Поликарп епископ Смирнский Учение двенадцати апостолов («Дидахи»). Послание Варнавы «Пастырь» Ерма Папий, епископ Иерапольский Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Отдел II апологеты Апология Аристида Афинагор Мелитон, епископ Сардийский Св. Мученик Иустин Философ Татиан Св. Феофил епископ Антиохийский Ермий Философ Минуций Феликс Послание к Диогнету Общие замечания о рассмотренных сочинениях Отдел III Борьба Церкви с гностицизмом Св. Ириней епископ Лионский Св. Ипполит, епископ Римский Отдел IV. Возникновение научного Богословия Тертуллиан Св. Киприан, епископ Карфагенский. Жизнь и сочинения Христианская наука (III bek) Введение. Возникновение христианской науки 1. Александрийская Богословская школа 2. Антиохийская Богословская школа Пантен Климент Александрийский Ориген Св. Григорий Неокесарийский (Чудотворец) Св. Мефодий Олимпийский Развитие святоотеческой мысли в первые три века Раздел первый Период второй (с 251–320гг.) Введение. История зарождения православного монашества на востоке 1. Преподобный Антоний Великий (251–356гг.) 2. Преп. Пахомий Великий (294–348гг.) 3. Преподобный Ефрем Сирин (-372 гг.) 4. Житие преподобного Макария великого (300 – 390гг.) Раздел второй 3. Посленикейский период патристической литературы. 4. Святой Афанасий Александрийский. 5. Святой Кирилл Иерусалимский 6. Святой Василий Великий 7. Святой Григорий Богослов 8. Святой Григорий Нисский     При составлении курса использованы конспекты лекций Проф. Протоиерея П. Гнедича Проф. С. Епифановича Проф. П. Попова и других. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ПАТРОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ЗНАЧЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010