“Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?” (Ио. 14: 9). Мария Магдалина — “обратилась назад и увидела Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни!” (Ио. 20; 14–16). Лука и Клеопа на пути в Эммаус не узнали в приблизившемся к ним Иисуса, и только когда Он “преломил хлеб” и подал им, “открылись у них глаза и они узнали Его” (Лк. 24: 13). Так нечто подобное может произойти и с нами: Он приблизится к нам, Он будет беседовать с нами, и мы “не узнаем Его”, т. е. того, что это есть Он, великий Бог; великий, но кроткий и невыразимо смиренный. И когда наступит момент и мы УЗНАЕМ Его, тогда душа наша возлюбит Его, почерпнутое из сего познания вдохновение преисполнит нас до блаженства. И познанное таким образом вдохновение уже никогда нас не покинет. Мы сможем бывать в различных испытаниях и болезненных состояниях, но оно, сие дивное вдохновение, всегда будет с нами: иногда как тихий мир, иногда как палящее пламя, иногда как наплыв светоносных мыслей, иногда как радостный плач в молитве. И многое сему подобное, но чему нет во всем мире подобного, кроме того, что лишь от Него Единого исходит.     МОЛИТВА ПРЕОДОЛЕВАЕТ ТРАГИЗМ С понятием трагедии я впервые встретился в мои юные годы не из опыта жизни, а из чтения книг. Мое представление тогда было таковым: пред умом человека открывается нечто, влекущее его всецело. В былые времена предмет влечения называли “идеалом”. Для достижения интуитивно восхищенного — человек решается на всякий труд, на все страдания, вплоть до риска самою жизнью. Однако, когда бывает достигнут предмет искания, тогда обнаруживается жестокий обман: реальность не соответствует тому, что предносилось уму, и естественно следующее за сим разочарование оскорбленного духа приводит к тяжелой, а часто и уродливой смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

А воля Христа много важнее, несравненно важнее воли Павла. Таким образом, говорит, не высоким словом и не помощью красноречия я возвещаю свидетельство Божие. Не сказал: проповедь, но: свидетельство Божие, что также могло не нравиться, так как он везде проповедовал о смерти; потому и присовокупил: " ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого " . Говорит это потому, что он был совершенно чужд внешней мудрости, как и выше сказал: " приходил не в превосходстве слова " . Нет сомнения, что ему можно было иметь и это; тот, чьи одежды воскрешали мертвых и тень исцеляла болезни, тем более мог душой своей усвоить красноречие. Последнее свойственно и ученикам, а первое выше всякого искусства. Следовательно, кто знал то, что выше искусства, тот тем более мог знать низшее. Но Христос не попустил этого, потому что это не было полезно. Потому Павел справедливо говорит: " ибо я рассудил быть незнающим ничего " , так как и я желаю того же, чего Христос. Мне кажется, что апостол беседует с нимн (коринфянами) гораздо проще, нежели с другими, для того, чтобы низложить гордость их. Итак слова: " ибо я рассудил быть незнающим ничего " сказаны в противоположность внешней мудрости. Я пришел к вам, говорит он, не сплетать силлогизмы и софизмы, или говорить что-либо подобное, но только возвестить, что Христос распят. Те (мудрецы) говорят много и ведут длинные речи о бесчисленных предметах, составляя суждения и умозаключения и сплетая тысячи софизмов: а я пришел к вам говорить не о чем другом, как только о том, что Христос распят, и всех их превзошел, что и служит неизреченным знамением силы Проповедуемого. " И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете " (1Кор.2:3). Вот еще другое важное обстоятельство. Не только верующие – люди простые, не только проповедующий – человек простой, не только способ учения исполнен простоты, не только самый предмет проповеди может смущать, так как предмет этот – крест и смерть; но вместе с тем были и друтие препятствия, именно опасности и козни, ежедневный страх и гонения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

А. Рассмотрим, пожалуй, это последнее. Р. В таком случае определи, что такое истинное. А. Истинное есть то, что существует так, как кажется незнающему, если он хочет и может познавать. Р. Следовательно, то не будет истинным, чего никто не может познать? Затем, если ложное есть то, что кажется иначе, чем как оно есть, то что если этот камень одному кажется камнем, а другому – куском дерева? Не будет ли одна и та же вещь ложной и истинной одновременно? А. Меня более озадачивает первое, а именно: каким образом из того, что какой-либо предмет не может быть познан, выходит, что он не есть истинный? То же, что одна и та же вещь может быть одновременно истинной и ложной, меня нисколько не удивляет, так как любой предмет, если сравнивать его с другими, в одно и то же время бывает и большим, и малым. Но из этого выходит лишь то, что само по себе ничто не есть ни большое, ни малое. Потому что эти названия имеют смысл лишь при сопоставлении. Р. Но когда ты говоришь, что ничто не истинно само по себе, не опасаешься ли, что из этого будет следовать, что ничто не существует само по себе? Ведь коль скоро это дерево существует, оно потому и есть истинное дерево. Да и быть не может, чтобы, будучи само по себе, т. е. без познающего, оно не было бы деревом истинным. А. После этого я сформулирую следующее определение: истинное, по моему мнению, то, что существует. Р. В таком случае ничто не будет ложным, так как все, что ни есть, есть истинное. А. Ты поставил меня в величайшее затруднение; я решительно не нахожу, что тебе ответить. Хоть я и желал бы, чтобы ты учил меня подобными вопросами, но после этого боюсь уже и вопросов. 6 Р. Бог , которому мы отдаем себя, без всякого сомнения подаст нам помощь и освободит от этого затруднения, если только мы будем веровать в Него и усерднейшим образом Ему помолимся. А. Действительно, в данном случае я ничего не сделаю с большей готовностью, потому что никогда еще не окружал меня такой мрак. Боже, Отец наш, увещевающий нас молиться Тебе и подающий то, о чем Тебя просят, услышь меня, мечтающего в этом мраке и протяни мне десницу Твою. Покажи мне свет Твой, вызволи меня из заблуждений; пусть под Твоим руководством возвращусь я к себе и к Тебе. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Бог слышит любую молитву и знает все наши потребности. Писание говорит, что все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4:13), Он проникает во все сердца и наблюдает за путями каждого (ср. Иер. 17:10). Но это не означает, что Он исполняет любую молитву — особенно в том случае, когда то, о чем мы просим, повредило бы нам самим. В некоторых случаях от нас сокрыто, почему наша молитва осталась без ответа, и нам следует просто доверять Господу. Но в некоторых других мы можем понять, о чем нам стоило и о чем не стоило молиться. Что даст нам хороший жизненный урок и принесет пользу в будущем — получить на халяву, без усилий хорошую оценку, или осознать неправильность своего поведения, размять мозг, выучить предмет и приобрести знания, которые понадобятся в будущем? Вопрос, как говорится, риторический. Ладно еще, если это какой-то факультативный предмет, а если это экзамен по анатомии для будущего хирурга? Кто хотел бы попасть на операцию к такому специалисту? Скорее всего, желающих не наберется. Часто, жалуясь, что Бог не исполняет их просьбы, люди цитируют следующие слова Иисуса Христа, приводимые евангелистом Лукой: Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? (Лк. 11:9-12). «Как же так, — говорят они, — Господь сам сказал, что всякий просящий получает», забывая при этом процитировать окончание этого высказывания: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11:13). Христос говорит не о житейских просьбах, а о том, что едино есть на потребу (Лк. 10:42) — о Духе Святом. Исполнения меньших просьб Он нам не «гарантирует» . Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/ja-molilsja-o-tom-chtoby-...

В приведенном нами месте говорится далее, что Христос лежит в предмет пререканий, то есть в предмет спора. Как здесь, так и в других местах, Христос справедливо называется знамением, чудом, потому что в Нем все чудесно, все непостижимо, все несогласно с обыкновенным способом мышления. Он – Бог и в то же время смертный человек: Он всемогущ и вместе с тем не свободен и от человеческой немощи; Он Царь славы и Высочайшее Существо и в то же время уничиженнейший из всех сынов человеческих; Он – Владыка вселенной и в то же время не имеет, где приклонить голову ( Мф.8:20 ). Хотя Бог ни в чем так не обнаружил Свое всемогущество, Свою премудрость, благость и правду, как в добровольном уничижении Своего единородного Сына, однако осуетившийся ум многих иудеев и язычников не мог этого понять, почему Христос для иудеев послужил соблазном, а для эллинов безумием. По их мнению, Мессия должен был явиться в земном величии, славе и могуществе. А так как Господь Иисус Христос явился в крайне уничиженном виде, в образе раба, то поэтому и сделался предметом пререканий, причем усматривали глупость и безумие там, где сокрыта была высочайшая мудрость. В самом деле, ужели не было согласно с Божественною мудростью то, чтобы она избрала немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира... чтобы посрамить сильное ( 1Кор.1:27 )? Если бы Христос для основания Своего духовного Царства на земле призвал на помощь сильных и мудрых мира сего, то успех этого дела могли бы приписать внешним обстоятельствам. Теперь же быстрое распространение христианской религии является очевидным чудом, и чем более Божественный Учредитель его и Его посланники лишены естественных вспомогательных средств, тем нагляднее и очевиднее открывается перст Всевышнего. В наше время никого уже не соблазняет тот уничиженный вид Спасителя, в каком явился Он на землю, и ни в ком не оставляет недоумений вопрос о том, почему Он в таком, а не в другом виде был на земле, – но зато тем более пререканий встречает Его святое учение. Мудрецы нашего времени, не желая по гордости своей подчинить свой разум игу веры и в то же время не в состоянии будучи понять некоторые тайны христианской религии, или подвергают их сомнению, или совсем отвергают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Богоприимец Симеон взял Бого­младенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). В храме была также 84летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 37–38). Так происходит в Иерусалиме мало кем замеченное величайшее событие в истории человечества. Тьма озарена светом, надежда омыла теплом уставшее от мрака сердце. Да, еще пройдет некоторое время, пока исполнится то, чему надлежит быть. Но Дева родила, пророчество Исайи сбылось, и с нами Бог (Ис. 7, 14). С нами Тот, Кто понесет грех мира, Кто избавит живущих и умерших от ночи вечной, Кто откроет объятия убивающему Его миру. Сейчас Он маленький и беззащитный в старческих руках. Что почувствовал Симеон, когда узнал Его? Прежде всего, наверное, что с Ним завершалось все ветхое. Он это осознал, и поэтому теперь и смерть для него была, как позже скажет апостол Павел, приобретением (см.: Фил. 1, 21–23). Это было избавление. Это был новый исход. Как же, наверное, тяжело ему было сказать Божией Матери про оружие, которое пройдет Ей душу! Но представьте и другое — каково Ей Самой было жить с этим знанием. Каково это: знать всю жизнь, что твой ребенок, твой первенец, единственный, будет на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий? Ее путь к Голгофе начался там, в день встречи с Симеоном. Тихий небесно-голубой цвет украшает наши храмы в этот день, указывая на тайну Пречистой Девы и Ее подвиг. У Креста Она приняла весь род человеческий под Свой покров. Как это постичь? Ведь «…туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел» (А.Ахматова).

http://pravoslavie.ru/90597.html

Ветшающее и стареющее, – внушает Апостол, – близко к уничтожению. Вместо Ветхого Завета пришел Новый Завет . Видимое, земное святилище заменено со дня Воскресения Христова невидимым Небесным. Его Архиерей-Первосвященник Сам Христос, уже принесший единократно Спасительную Жертву, не требующую повторения. Иерусалимский храм заменен Святилищем и Алтарем небесным, где Вечный наш Первосвященник совершает священнодействие; прежнее окропление жертвенною кровию уступило место иному окроплению – таинству причащения Крови Христовой у престола благодати. Таководуховное утешение, твердое утешение ( Евр. 6:18; 12:5 ), дающее надежду; а она есть безопасный и крепкий якорь, открывающий вход во внутреннейшее, за завесу, куда предтечею вошел за нас Иисус Христос , – или вход в покой Божий (10:19–20). Все это уже предмет веры, а вера есть уповаемых извещение (предмет будущего), вещей обличение невидимых. И Апостол увещевает твердо, без колебания держаться веры, стоять в вере, и посвящает одну полную главу примерам силы веры в истории иудейского народа, чтобы завершить эти мысли увещанием держаться общения с Небесной Церковию. Указав на Моисея, когда он, сам в страхе и трепете, принес народу, стоявшему у подножия горы, пылавшей огнем, заповеди Закона Божия, Апостол возвещает: Но вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре… Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, к крови кропления, говорящей лучше, чем Авелева.– Ибо не имеем здесь пребывающего града, но взыскуем будущего. Так выразительно, так полно в послании освещено Небесное Царство Христово в его содержании и отчасти даже в границах, в отличие от беспредельного понятия «Царствия Божия», как оно дано в Священном Писании ! В заключительной части Апостол поучает: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. В данном наставлении содержится уже и приложение к сказанному выше, призыв к конкретному выражению духовного общения: поминать в уме, в сердце и в молитвах и укреплять себя примерами жизни и христианской смерти святых в Небесной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Во 1-х представления о Боге. По Евангелию, говорят, Бог есть прежде всего жизнь, свет и любовь; по Апокалипсису же Он – Существо всемогущее, сильное, грозное, Он – Бог Вседержитель. Совершенно согласны, что Бог по Евангелию главным образом есть любовь, свет, Отец верующих, тогда как в Апокалипсисе Он представляется как всемогущая и вседержавная Сила, что вполне обусловливается самым содержанием того и другого произведения; но верно также и то, что как Евангелию не чуждо апокалиптическое представление Бога, так Апокалипсису – евангельское. Так, если по Евангелию Бог есть жизнь и источник всякой жизни, то такое же понятие о Боге неоднократно повторяется и в Апокалипсисе, в котором Бог называется «Богом живым» ( Откр. 7:2 ), «живущим во веки веков», Который и верующим дает вечную жизнь – «царство во веки веков» ( Откр. 22:5 ). Если далее в Евангелии и 1 послании Бог называется светом, а имеющие общение с Богом – ходящими во свете, то точно такие же представления не чужды и Апокалипсису, в котором они, соответственно внешнему характеру Апокалипсиса, изображены в наглядных образах и сравнениях; так напр. Бог уподобляется драгоценным блестящим камням ( Откр. 4:3 и сл.), трон Его белый ( Откр. 20:11 ); великий город, святой Иерусалим, под образом которого изображаются все верующие и оправданные, не нуждается ни в солнце, ни в луне для освещения своего, «ибо слава Божия осветила их и светильник их Агнец; спасенные народы будут ходить во свете Его» ( Откр. 21:23, 24 ) и «не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» ( Откр.22:5 ). Что касается наконец евангельского названия Бога любовью, Отцом, то, если обращать внимание на количество мест в Евангелии и в Апокалипсисе, в которых Богу усвояется такое название, то действительно в Евангелии это название встречается чаще, чем в Апокалипсисе, в котором наоборот преобладает изображение гнева и ярости Божьей. Но подобное явление совершенно понятно и, как мы выше заметили, объясняется предметом того и другого из рассматриваемых нами произведений: предмет Евангелия – спасение, предмет Апокалипсиса – суд. Поэтому евангелист изображает Бога преимущественно со стороны Его бесконечной любви, а апокалиптик – со стороны Его бесконечной правды. Но обращая внимание не на количество, а на самую сущности названий Бога любовью и Отцом с одной стороны и карающим и грозным Судьёй с другой,– мы должны сказать, что эти названия и в Евангелии и в Апокалипсисе занимают одинаковое место и имеют равное значение. Как в Евангелии Бог называется любовью, Отцом верующих, когда именно идет речь о спасении верующих, так точно и в Апокалипсисе, когда изображается самое состояние спасения, Бог представляется любвеобильным Отцом спасенных, бесконечно благим Богом, «обитающими со своим народом», у которого Он «отрет всякую слезу с очей» и «который не будет знать ни вопля, ни плача, ни болезни и будет царствовать во веки веков». ( Откр. 21:3, 4, 7; 22:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sv-apos...

Вот таким образом исправлено у нас православных древнее Богоустановленное богослужение. Разберитесь сами: ваше исправление ни в одной части не идёт против Слова Божия. А потому, как не боитесь вы восставать против святых икон? Пётр Данилович махнул рукой. Он сказал: – Наговорили вы много, да всё от своей головы! В Евангелиях нигде не указано, что христианам нужны иконы. Я возразил: – Неправду вы говорите. Если бы священные изображения не нужны были людям, – апостол Павел не ходил бы в Иерусалим – молиться в храм, где по всем стенам были разные изображения херувимов ( Деян.22:17 ; Иез.41:17–19 ). – То все древние изображения, а чтобы у христиан была рукотворенная святыня, – этого не откуда не видно! – заметил Пётр Данилович. V. По глазам людей было заметно, что они утомились беседой. Мы объявили перерыв. Народ вышел освежиться. Оставшиеся запели церковные песнопения. Потом, когда люди собрались и отдохнули, я сказал: – Рассмотрим же, братия, правда-ли, что в новом завете совсем нет указания, что у христиан будет рукотворенная святыня! Ап. Павел в послании к Солунянам говорит: когда „откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога“ ( 2Фес.2:3–4 ст.). Из этого пророчества апостола явствует, что до конца мира у верующих людей будет „называемый Богом“. Не Бог в собственном смысле: Он живёт везде; а «называемый Богом», – видимый предмет, как ковчег в ветхом завете ( 1Цар.4:7 ; ср. Чис.10:35–36 ). Этот предмет, „называемый Богом“, апостол именует „святыней“, с которой поведёт борьбу антихрист. – Ясно отсюда, что во все времена, даже до пришествия Христова, у христиан будет рукотворенная святыня, – святыня видимая, которую и пренебрежёт антихрист. Какие же именно святыни будут у верующих? Ответ на этот вопрос намечается в Слове Божием, В Откровении Иоанна Богослова написано, что явившийся в конце веков антихрист повелит людям сделать „образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет покланяться образу зверя“ ( Откр.13:14,15 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот таким образом исправлено у нас православных древнее Богоустановленное богослужение. Разберитесь сами: наше исправление ни в одной части не идет против Слова Божия. А потому, как не боитесь вы восставать против святых икон? Петр Данилович махнул рукой. Он сказал: – Наговорили вы много, да всё от своей головы. В Евангелиях нигде не указано, что христианам нужны иконы. И возразил: – Неправду вы говорите. Если бы священные изображения не нужны были людям, – Апостол Павел не ходил бы в Иерусалим – молиться в храме, где по всем стенам были резные изображения херувимов ( Деян. 22, 17 ; ср.: Иез. 41, 17–19 ). – То всё древние изображения, а чтобы у христиан была рукотворенная святыня, – этого ниоткуда не видно, – заметил Петр Данилович. § V. По глазам людей было заметно, что они утомились беседой. Мы объявили перерыв. Народ вышел освежиться. Оставшиеся запели церковные песнопения. Потом, когда люди собрались и отдохнули, я сказал: – Рассмотрим же, братия, правда ли, что в Новом Завете совсем нет указания, что у христиан будет рукотворенная святыня ? Ап. Павел в послании к Солунянам говорит: когда «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2, 3–4 ). – Из этого пророчества Апостола явствует, что до конца мира у верующих людей будет «называемый Богом». Не Бог в собственном смысле: Он живет везде; а, называемый Богом, – видимый предмет , как ковчег к Ветхом Завете ( 1Цар.4:5–7 ; ср.: Числ.10:35–36 ). Этот предмет, «называемый Богом», Апостол именует «святынею», с которой поведет борьбу антихрист. – Ясно отсюда, что во все времена, даже до пришествия Христова, у христиан будет рукотворенная святыня, – святыня видимая, которую и пренебрежет антихрист. Какие же именно святыни будут у верующих? Ответ на этот вопрос намечается в Слове Божием. В Откровении Иоанна Богослова написано, что явившийся в конце веков антихрист повелел людям сделать «образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010