«Ложь в истории — страшная по своему гибельному воздействию сила» Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом исторических наук, доцентом Павлом Кузенковым Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии Павлом Кузенковым, кандидатом исторических наук, доцентом, преподавателем византологии в Сретенской духовной семинарии. Окончил историко-филологический факультет Российского православного университета св. Иоанна Богослова, работал в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия». Основные статьи: Споры о возрасте мира в Византии VII–XI вв. (О трех мировых эрах: александрийской, «протовизантийской» и византийской)//Византийский временник. 2007. Т. 66 (91). С. 93–124; «Хронография» Георгия Синкелла – Феофана Исповедника: хронологический аспект//KANIΣKION: Юбилейный сб. в честь 60-летия проф. И.С. Чичурова. М., 2006. С. 156–168 и др., а также статьи в «Православной энциклопедии» и в «Большой российской энциклопедии» по истории Византии. – Павел Владимирович, как давно вы преподаете в семинарии курс византологии? – Византологию – предмет, посвященный политической истории и духовной культуре византийской цивилизации, в Сретенской семинарии я преподаю первый год. Мне очень этого хотелось. Одновременно архимандрит Тихон (Шевкунов) – наш ректор, предложил мне читать курс истории средних веков, на что я с радостью согласился. С отцом Тихоном мы познакомились весной 2007 года, когда меня пригласили принять участие в паломнической поездке братии Сретенской обители в Константинополь. Тогда я впервые посетил легендарный Царьград, немые, но еще живые святыни которого поразили меня до глубины души. С первых же минут общения с отцом архимандритом, которого я тогда узнал впервые, у меня возникло ощущение, что мы с ним давно и хорошо знакомы: настолько удивителен его дар располагать к себе собеседника открытостью и доброжелательным вниманием. Он сразу же познакомил меня со своим проектом фильма, посвященного величию и трагедии Византии. – Почему предмет «византология» выделен в отдельную семинарскую дисциплину?

http://pravoslavie.ru/35522.html

М. Грандицкий (Церковно-историческая монография) Содержание I. Геннадий до возведения его в сан архимандрита московского Чудова монастыря II. Геннадий архимандрит Чудова монастыря III. Состояние Новгородско-Псковской церкви перед временем Геннадия – архиепископа IV. Геннадий политический деятель и церковный администратор V. Геннадий в борьбе с ересью жидовствующих (1487–1492 г.) VI. Окончание борьбы с жидовствующими при участии Иосифа и Геннадия     Геннадий Гонзов или Гонозов, архиепископ Новгородский принадлежит бесспорно к числу тех немногих замечательных людей, которых выставила наша церковь в XV в. Несмотря на это, личность Геннадия в нашей церковно-исторической литературе исследована далеко не со всех сторон. Правда, ее часто касаются и церковные и гражданские историки; но некоторые стороны жизни и деятельности Геннадия или опускаются совершенно или рассматриваются мимоходом. Притом обыкновенно автор исторического исследования говорит только о тех сторонах жизни и деятельности Геннадия, которые стоят в связи с предметом его повествования, так что нет никакой возможности представить себе цельный образ Геннадия 1 . Цельности представления мешает и различие высказанных в нашей литературе взглядов на Геннадия или на отдельные стороны его деятельности. Между тем как для одних Геннадий предмет восторженных похвал, другие смотрят на него совершенно иначе. Все сказанное нами приводит нас к тому заключению, что необходима особая монография, специальный предмет которой составлял бы Геннадий и которая поставила бы себе задачу подвести итог всему написанному о Геннадии, где нужно дополнить и проверить сообщаемые сведения, примирить противоречивые взгляды и установить на личность Геннадия твердый взгляд – одним словом необходима монография, которая бы представила полный, всесторонний критический очерк жизни и деятельности Геннадия. Предлагаемый вниманию любознательных читателей труд берет на себя эту задачу. I. Геннадий до возведения его в сан архимандрита московского Чудова монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ Предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма, название к-рого определяется местом его нахождения на престоле (жертвеннике) в алтаре. От др. типов крестов, используемых во время литургии и в иных чинопоследованиях, отличается тем, что содержит мощи, а также размером, определенной формой, богатством и изысканностью декора. Особым видом Н. к. является воздвизальный крест, содержащий частицу истинного Древа Креста Господня, т. е. Креста Распятия, и используемый в богослужениях нек-рых праздников (Воздвижения Креста Господня и ряд др.). В древнейших толкованиях на литургию, таких как «Мистагогия» прп. Максима Исповедника (VII в.) или «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств» свт. Германа I, патриарха К-польского (715-730), среди покровов и сосудов на престоле крест как предмет из дерева или металла в драгоценном окладе с изображением Распятия не упоминается. В поздневизант. сочинениях этого жанра Н. к. назван среди алтарной утвари: в соч. «О святой церкви» архиеп. Симеона Солунского (до 1424) короткая 13-я глава посвящена тому, для чего полагаются на престол Евангелие и крест - как символы Христа, Его жертвенности (PG. 155. Col. 706). В трудах по литургике синодального и более позднего периода указаны точное положение Н. к. среди богослужебных предметов на престоле - сразу после покровов, мощей, Евангелия и перед ковчегом-дарохранительницей,- его символическое значение, отмечено, что Н. к. могут быть разного вида ( Вениамин. Новая скрижаль. С. 15; Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения правосл. Церкви. М., 2002. С. 13). При всем типологическом и функциональном многообразии служебных крестов разграничение их форм и функций в средние века не было точно определено. В церкви Св. Софии в Фессалонике алтарный крест (Н. к.) использовался в церковных процессиях, станциональных службах ( Darrouz è s J. Sainte-Sophie de Théssalonique de après un rituel//REB. 1976. T. 34. P. 63). Напрестольные отличаются от др. храмовых крестов, напр. от выносных (запрестольных) или благословенных, размерами: в сохранившихся памятниках XII-XVIII вв. они достигают 30-50 см.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Миссионерское служение Успенской Николо-Васильевской обители Молебен на освящение школы перед 1 сентября 10 декабря 2009 года исполнилось семь лет со дня освящения закладного камня на месте будущего Успенского собора в Успенской Николо-Васильевской обители, основанной приснопамятным схиархимандритом Зосимой (Сокуром; † 2002) в селе Никольское Донецкой области. Прошедший 2009 год ознаменовался завершением строительства Успенского собора и его освящением Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Приезд Святейшего Патриарха – всегда событие неординарное, а в данном случае его можно назвать знаковым. Прежде всего, потому, что освященный патриархом Успенский собор, являясь подобием Успенского собора Московского Кремля, оказывается видимым знаком и символом церковного единства Украины и России. Вообще визит Святейшего Патриарха Кирилла имел очень большое значение для православной паствы. Он воодушевил и как бы расшевелил очень многих людей. Говорят, в минувшем году после приезда патриарха даже значительно увеличился конкурс в Киевские духовные школы. Самое главное, что многие даже не очень церковные люди, редко бывающие в храме, выходили на улицы и приходили на патриаршие богослужения. Они услышали голос своего пастыря и почувствовали себя членами Церкви. Церковных же людей и священство патриарх, как и везде он это делает, призвал к деятельному миссионерскому служению, особенно среди детей и молодежи. О том, что Православная Церковь на Украине находится в непростых условиях, написано много. Известия о новых попытках насильственных захватов храмов раскольниками то и дело мелькают в новостях. Государство не оставляет попыток навязать свою волю Церкви и сделать из Церкви инструмент своей политики. Однако необходимо упомянуть и о положительном аспекте церковно-государственных отношений на Украине. Это особенно актуально и для современного российского общества. Речь идет об относительной свободе миссии и о больших возможностях, открывающихся для работы с детьми. Школьный предмет, рассказывающий об основах нравственной христианской жизни, о Церкви и православной культуре, называется, в соответствии с украинскими нормативными документами, «Христианская этика». На общегосударственном уровне законодательная база для введения нового предмета существует уже не первый год. И дело сейчас стоит лишь за местной инициативой. Итак, закон есть, пособия по христианской этике тоже есть. Почему же еще не во всех школах введен этот предмет и мало где преподается на должном уровне? Чего же не хватает? А не хватает – и катастрофически не хватает – грамотных и церковных преподавателей.

http://pravoslavie.ru/33209.html

Наступает время говорить, а не молчать всякому, кто сколько-нибудь оказывается в состоянии, так как возникла некоторая ересь, восстающая на истину, и пустословием внушающая страх душам неутвержденных. Тот, кто говорит, может достигнуть пользы в двух отношениях: раскрывая и собирая воедино достоверные доказательства относительно предложенного предмета, он может и собственный ум вполне укрепить, и другим оказать помощь, если, конечно, кто-нибудь пожелает слушать. Поэтому и я, хотя недостаточен в обоих отношениях, однако, ободренный молитвами и поощрениями отцов, постараюсь предложить свое посильное рассуждение. Лучше, говорит (Григорий) Богослов, предложить посильное слово, чем совершенно оставить без внимания, - тем более, что в составленном мною Стилитевтике [Прим.: одно из несохранившихся творений св. Феодора Студита против иконоборцев] я изложил этот предмет недостаточно. Теперь будет предложено слово относительно противоположности догмата нашего и чужого, дабы поддельный и обманчивый образ нечестия, после произведенного сравнения и некоторого выбора, представлялся совершенно обособленно от чистого и неподдельного характера истины. И " Господь даст глагол благовествующим силою многою " (Пс.67:12). Да будет позволительно отнести эти слова и ко мне недостойному, начинающему свою речь. 1. Православный. Итак, противники, одна у нас, христиан, вера, и служение, и поклонение, т.е. Отцу и Сыну и Святому Духу: хотя Покланяемое едино по природе Божества, однако по ипостасным свойствам мы разумеем Трех, как бы в постепенной последовательности. 2. Еретик. Нет, вера не одна у нас, коль скоро предмет вашего почитания представляется многопоклоняемым вследствие воздвижения икон, перешедшего злохудожеством демонским в кафолическую церковь от эллинского предания - покланяться идолам. Ведь Божество совершенно необъятно и неописуемо, по согласному свидетельству богословов. Православный. К тому, что Божество необъятно и неописуемо, я присоединю, что Оно и беспредельно, безгранично и не имеет внешнего образа; и вообще, здесь можно присоединить все то, что, как всякому ясно, получается путем отрицания того, что Оно не есть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/981/...

Несколько слов о социальной стороне евангельской проповеди Доклад, читанный весной 1913 года в закрытом собрании Киевского религиозно-философского Общества Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Ин. 10:10 . Предмет моего сегодняшнего доклада безгранично широк. Естественно поэтому, что я не могу ставить себе задачи обозреть избранный предмет с исчерпывающей полнотой. Напротив, я хочу очень и очень ограничить свою задачу и только сделать попытку построить перспективу, чтобы иметь возможность правильного и отчетливого созерцания предмета. С этой целью я попытаюсь остановить внимание аудитории на таких сторонах вопроса об отношении Евангелия к общественной жизни, правильное освещение которых может помочь понять и все множество явлений, группирующихся на необъятном пространстве, подлежащем нашему обозрению, и даже несколько прояснить самые далекие горизонты, открывающиеся с высоты поставленной проблемы. Не так давно, осенью прошлого года, произошло странное событие. Когда в Швейцарии собрался социал-демократический конгресс, и в один из дней заседаний этого конгресса участники его устроили по улицам города торжественное шествие, то последнее приветствовалось не только уличной толпой, но и звоном церковных колоколов. Странное событие, сказал я. Церковным звоном приветствуют шествие представителей такого течения мировой жизни, которое, за последнее время, дало наиболее ожесточенных врагов христианской церкви. Правда, Швейцария страна политической свободы, но в то же время и серьёзной религиозности. И звон Базельских колоколов приветствовал, конечно, не отдельных представителей современной социал-демократии и не социал-демократическую программу, отводящую религии самое незначительное место в ряду человеческих ценностей. Нет. Этот звон, если только он действительно имел морально-христианский смысл, приветствовал самую попытку решения социального вопроса в духе правды, этот звон как бы хотел выразить, что церковь христианская болеет также теми вопросами и задачами, которые пытается разрешить наше время, сочувствует человеческому горю и нужде, готова придти на помощь миру в искании им правды жизни...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Николай Медведев ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В УСВОЕНИИ ИСТИН О БОГЕ И ЧЕЛОВЕКЕ ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПУТИ БОГОПО3НАНИЯ «Бог – не предмет науки, и богословие радикальным образом отличается от философского мышления». Владимир Лосский 10 § 1. АНТИЧНАЯ МУДРОСТЬ И ОТКРОВЕНИЕ. По мысли В. Лосского , богослов не ищет Бога, как ищут какой-либо предмет, но Бог Сам овладевает богословом, как может овладевать нами чья-то личность. И это потому, что Бог первый находит ищущих Его, выходя навстречу в Своем откровении 11 . Из древних мыслителей, занимавшихся углубленным познанием мира и «яже в нем», предпочтение отдается Плотину 12 , который может быть назван вершиной, достигнутой небиблейским античным миром. Мысль Плотина во многих случаях усваивалась святыми отцами, придавая завершенность христианским постулатам. Первой ступенью познания у Плотина является мир и душа. Орудием познания – ум (иоос). То же самое мы видим, например, и в творениях святого Григория Богослова 13 . Но, при подходе к вопросам, требуемым абсолютного решения, ум не справляется. Невыразимое нельзя выразить. По справедливому замечанию В. Лосского : «Философ умерщвляет себя на пороге непознаваемого 14 . Вне христианского учения понятие об Абсолюте, т.е. Боге, противопоставляется. Так, например, у иудеев и в авраамичном исламе монотеизм утверждает Бога как Личность, но не знает Его природы. Мир античный приближался к монотеизму метафизическому, предчувствовал природу Абсолюта, но оказался неспособным проникнуть в глубину не иначе, как только путем растворения ищущей Личности 15 . Иное положение в откровенной религии. Библия утверждает непреложную изначальность Бога, одновременно абсолютного и личного. Христианство освободило человека от этих двух ограничений, открыв одновременно во всей полноте личного Бога и Его природу. Тем самым оно завершило все лучшее у Израиля и у других религий или метафизических систем. И это было сделано не в каком-то синкретизме, но во Христе и через Христа, действительно соединившим Божество с человечеством. Но поскольку такое единение возможно только через личную практику, это решение вызывало и вызывает у многих соблазн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Новости Религиоведы Украины, Казахстана, Армении выступают за толерантность как основу изучения религий 04.04.2008 13:31 Москва, 4 апреля, Благовест-инфо. В сложных условиях поликонфессиональности, которые характерны для многих стран бывшего СССР, необходимо  положить принцип толерантности в основу  изучения религий в системе школьного и вузовского образования. Этот тезис был общим в докладах религиоведов из Украины, Армении и Казахстана, которые выступили на международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт», состоявшейся недавно в РГГУ. Ситуация с изучением религий на Украине заметно отличается от российской. Как рассказал профессор Анатолий Колодный, руководитель Отделения религиоведения  Института философии Академии наук Украины,  в государственных вузах Украины предмет «Религиоведение» обязателен для всех; есть факультеты, где выпускник получает параллельно богословское и религиоведческое образование. Преподают в государственных вузах не только светские ученые, но и священнослужители. Отмечая снижение числа воскресных школ, ученый обнаруживает новую тенденцию: «Батюшки разленились, хотят прийти в готовые школьные классы и институтские аудитории». Докладчик также считает, что Церковь решает за счет светского образования проблему трудоустройства выпускников своих религиозных учебных заведений (а их на Украине всего 192, из них половина – протестантские, и лишь 40, но зато с половиной всех учащихся – православные). Что касается школьного преподавания религии, то общественная дискуссия о введении в школе курса по христианской этике только начинается, в отличие от России, где это обсуждение длится уже 10-12 лет. По словам А.Колодного, импульсом для дискуссии стало предложение президента Украины В.Ющенко ввести в школах предмет «Этика веры» -- сколь неожиданное, столь и неопределенное. В ответ был создан учебник «Христианской этики», в котором, по замечанию выступавшего, «плохо говорится о других религиях», а преподавание по нему «нарушает принцип светского образования». Наиболее активными сторонниками такого преподавания оказались представители Греко-Католической Церкви, которая, как считает А.Колодный, в некоторых районах, особенно в Галиции, уже превратилась в «тоталитарную церковь: охвачены детский сад, школа, уже капелланы в вузах есть, в армии». Исследователь негативно оценивает такое «хождение Церкви в школу», утверждая, что священнослужители используют эту возможность как «эффективное средство решения в свою пользу вопросов межцерковного противостояния».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Отец Андрей умеет, как никто другой, говорить о том, что интересно массовой публике, не теряя серьезности и глубины (конечно, остроумия и легкости тоже). Он живым примером доказал, что такие области, как культура (живая культура, а не «музейная») открыты православию (или Православие открыто им) — возможность, которую пытаются отрицать как противники Церкви, так и некоторые верующие. «Гарри Поттера» прочитали, кажется, все на нашей планете. Нашлись ревностные православные, которые посчитали талантливую сказку пропагандой сатанизма. Но, даже не беря в расчет их, как православным относится к «Гарри Поттеру». Советовать ли английскую сказку своим детям? Отец Андрей пытается в книге «“Гарри Поттер” в Церкви: между анафемой и улыбкой» ответить на эти и подобные вопросы. О спорах в церковных среде о «Гарри Поттере» и характере своей книги пишет так: «Мир Церкви — он сложен, потому что человечен. Разные люди. Разные вкусы. Разные понимания и разная способность понимать. В этом мире надо учиться жить, ориентироваться, думать. Единство Церкви определяется единством нашей веры во Христа, а не единообразием наших суждений о сказках. В пятом веке блаженный Августин сказал, что принцип церковного устроения прост: “В главном — единство, во второстепенном — свобода и во всем — любовь”. Отношение к “Гарри Поттеру” есть “второстепенное”». «Это значит, что не имеет ответа вопрос “А как Церковь относится к " Гарри Поттеру " ?”. А никак не относится. А много чести “Гарри Поттеру” — чтобы Церковь к нему как-то относилась. Ибо если бы было сформулировано именно отношение Церкви (всей Церкви) к этой сказке, это означало бы, что из разряда «второстепенного» сей сюжет перешел бы в разряд «главного». А уж чем-чем, а “главным” “Гарри Поттер” никак не может быть в жизни христианина: ни как предмет его любви, ни как предмет его ненависти. Я рассказал просто о своем, сугубо частном опыте восприятия “Гарри Поттера” и разговора о нем с детьми. Рассказал с чувством благодарности к сказке за то, что она позволила мне на несколько часов вернуться в мир детства. Написал же я эту книжечку, с тем чтобы сказать людям, у которых подобное, доброе отношение к этой сказке: если вы ее полюбили, то не стоит считать, будто между вами и миром Церкви пролегла линия фронта. Слухи о “нетерпимости” Православия преувеличены».

http://predanie.ru/book/71825-quot-garri...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Книга о семи правилах для исследования и нахождения смысла Св. Писания Классический труд по экзегетике. Как бы сжатое изложение патристической и средневековой экзегезы. Тихоний Африканский в своём труде пытается преодолеть библейские противоречия и объяснить трудные места Библии. Он предлагает 7 правил, с помощью которых толкователь Библии может разрешить эти вопросы. В Библии к одному и тому же предмету прилагаются часто противоположные признаки, поэтому слово, обозначающее предмет, может относиться к другому, которое этому предмету подобно. В данном случае используется метафорический оборот. Такие явления в Библии следует толковать при помощи 1, 2, 4, 6, 7 правил. 1 правило — de Domino et corpore Eius (О Господе и Его Теле). Правило рассматривает библейские слова, в которых Иисус Христос ассоциирует Себя со Своим Телом – Церковью. Тихоний говорит, что если о Христе говорится в Писании нечто, несогласуемое с Его Божественностью и святостью, то в данном случае надо разуметь не Его личность, отдельную от Церкви, но общество Его последователей. 2 правило — de Domine corpore bipartito (О раздвоении Господнего Тела). Данное правило утверждает, что всякий предмет может иметь двойной нравственный характер. 3 правило — De promissis et lege (О законах и Законе). Правило посвящено вопросу оценки Закона апостолом Павлом. Тихоний учит разделять два закона — закон человеческий и Закон Божественный. Противоположные о законе изречения апостола Павла относятся не к одному предмету, а к разным. Добрые отзывы апостола Павла касаются Закона Божественного, а отрицательные говорят о бессилии закона человеческого для спасения. 4 правило — De specie et genere (О частях и общем). Это правило говорит, что библейской речи свойственно сливать идею с её представителями. 5 правило — De temporibus (О временах). Правило содержит попытку объяснить цифровые расхождения в Библии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010