10–14 ст. Лук. Евангелист Лука прибавляет, что многие этой речью тронулись и спрашивали Иоанна, что им делать, а он указал им на дела любви и милосердия. Свидетельство Крестителя об Иисусе Христе (Мф.3:11–12; Mp. 1:7–8; Лук. 8:15–20) Как со стороны содержания, так и со стороны изложения в настоящем отделении более сходны между собой Матфей и Лука. Лук. 3:15 . Здесь евангелист Лука указывает повод к свидетельству Иоанна об Иисусе Христе. Таким поводом было народное ожидание: Иоанн не есть ли сам Мессия? Ответ Иоанна на это ожидание показывает всю глубину его смирения. По изображению Матфея и Луки, Иоанн, чтобы показать величие Иисуса Христа, не только сравнивает Его с собой и Его крещение Св. Духом с своим крещением водой, но и указывает в Нем судию мира. Вследствие этого, крещение И. Христа называется у них не только крещением Духом Святым, но и огнем, к чему потом присоединяется образная речь, где Иисус Христос изображается, как судия мира. (Читай еванг. Мф.3 гл., 12 ст.; Лук. 3 гл., 17). Народ иудейский в этой речи изображается под образом гумна; люди, искренно раскаявшиеся и достойные быть членами царства Мессии – под образом пшеницы; нераскаянные грешники под образом плевелов, а их вечные мучения – под образом огня неугасаемого. Этот суд Мессии, результатом которого будет спасение добрых и погибель злых, вполне осуществится со вторым пришествием Христовым. Крещение Иисуса Христа (Мф.3:13–17; Mp. 1:9–11; Лук. 3:21–22) История крещения Иисуса Христа более подробно изображается у ев. Матфея. Так только у него одного есть рассказ о том, что Иоанн, считая себя недостойным совершать крещение над Безгрешным, возбранял Иисусу Христу креститься от него и сам выражал желание быть крестимым от Него. Мф.3:14–15 . Иоанн мог знать И. Христа, как святейшего и безгрешного человека по жизни еще до Его крещения. А этого достаточно было, чтобы Дух Божий уже давно исполнял дух Иоанна предчувствием, что Иисус именно и есть обетованный Мессия. Можно также допустить, что Иоанн уже от родителей своих получил указание на Иисуса, как Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Am 13 . Dezember 1961, am Tage des Apostels Andreas des Erstberufenen, sagt er um vier Uhr morgens zu der Ärztin:‘Ich glaube, ich sterbe. Versprechen Sie mir, daß Sie,solange Sie leben und sie (die Fürstin Bebutova, eine alte Freundin des Metropoliten) lebt, sie nicht verlassen werden.‘ Die Ärztin versprach es. Der Metropolit bekreuzigte sich und schloß die Augen. Etwas später trat der Tod ein (S. 192f.). Nach dieser Version scheint uns ein Mord an Metropolit nikolaj unwahrscheinlich. Zur Charakterisierung des M Nikolaj schreibt A.E. Levitin: „Er blieb bis hin zu seinen letzten Tagen ein überzeugter Anhänger der Politik des ’Kompromisses‘... Man muß indessen anmerken, daß es eine Grenzlinie gab, die der Metropolit Nikolaj niemals überschritt. Eine solche Grenzlinie waren die Prinzipien der Ethik. Im Jahre 1922 versuchte sein alter Kamerad von der GA, Nikolaj F. Platonow, damals ein Agent der GPU, mehrfach, mit Drohungen und Versprechungen von BNikolaj zu erreichen, daß er zum Schisma der Erneuerer überginge. Der Bischof blieb (ungeachtet seines weichen Charakters) unbeugsam und zog die Verbannung in Syrjan [Zyrjanovsk] solch einer ehrlosen Handlung vor... In den 20er und 30er Jahren, als viele Geistliche (zur Rettung ihres Lebens in den Jahren der Jeshowschtschina) die Sünde des Judas Ischariot begingen, befleckte sich der BNikolaj kein einziges Mal weder durch Verrat noch durch schändliche Verbindungen zum MGB. Und im Jahr 1960 ging der M lieber in den Ruhestand (was ihm, einem aktiven und energischen Menschen, sehr schwer fiel), als daß er der Schließung der Kirchen zustimmte (ebda 199–200). In dem ersten Artikel nach seinem Tod – nach 21 Jahren! – schreibt V. Nikitin über ihn: «Sich keiner starken Gesundheit erfreuend, war er gezwungen, das letzte Jahr seines Lebens im Ruhestand zu verbringen. Er starb am Mittwoch, dem 13. Dezember 1961, um 6 Uhr morgens im Botkin-Krankenhaus, wohin er mit einem Herzinfarkt eingeliefert wurde» (mP 1982,1,44). Werke : Venaja radost‘, in: mP 1982,1,42–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

         2 диска ноября: Протоиерей Николай Агафонов . Жены-мироносицы. Исторический роман. Читает Денис Коночкин . – Мультимедийное издательство «Деоника». Формат: CD-ROM (mp-3)/Представляет Всеволод Бучирин , генеральный директор издательства «Деоника»//Фома. - – ноябрь 2009. – С.88. – (рубрика « Путеводитель. 2 диска ноября »). Исторический роман известного российского прозаика протоиерея Николая Агафонова повествует о великом подвиге тихих и скромных женщин, последовавших за Христом. Элинор Портер . Поллианна . – Студия «Град Петров». Формат CD-ROM (mp-3)/Представляет Юлия Осинская , руководитель издательского отдела радиостанции «Град Петров»//Фома. - – ноябрь 2009. – С. 88,90. – (рубрика « Путеводитель. 2 диска ноября »). Нежная и трогательная повесть о девочке Поллианне, сумевшей всерьез выполнить заповедь Христову: «Радуйтесь!» и чудом своей неиссякаемой радости изменить жизнь не только своих близких, но всех, кто с ней хоть раз соприкоснулся. 4 телепередачи ноября: Православная энциклопедия . Интерактивный историко-познавательный телеальманах . Канал «ТВ-Центр». По субботам в 08:30/Представляет ведущий - протоиерей Алексий Уминский , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах//Фома. - (79) – ноябрь 2009. – С.90. - (рубрика « Путеводитель. 4 телепередачи ноября »); Тема одной из программ ноября – «Послушание истинное и ложное» (о том, в каких ситуациях надо обращаться за советом к священнику, а когда необходимо принимать самостоятельное решение или руководствоваться советами специалистов в конкретных областях знания: юристов, врачей, психологов). Другая передача – «Современный человек в Интернете» - о том, что мы приобрели и что потеряли с приходом в нашу жизнь «мировой паутины» (в передаче участвует известный публицист, обозреватель газеты «Известия» Максим Соколов). Жизнь и смерть Достоевского . Цикл из 12-ти программ. Канал «Культура». Автор - писатель, историк, один из крупнейших современных исследователей творчества Достоевского Игорь Волгин рассказывает о вехах частной жизни Достоевского в тесной связи с его творчеством. Фрагменты из произведений Достоевского читают Борис Плотников и Александр Филиппенко//Фома. - – ноябрь 2009. – С.90. – (рубрика « Путеводитель. 4 телепередачи ноября »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-79-...

4 Намерения автора состояли в том, чтобы возвысить церковь над обыкновенными человеческими обществами, каковою она, несомненно, и является, не смотря на то: намерены ли бываем мы заботиться о возвышении ее, или хотим противного. 9 Речь о церкви, произнесенная в собрании С.-Петербургского Брат­ства во имя Пр. Богородицы. Спб. 1887. Стр. 10. 24. 25. 10 В Бозе почивший († 19 авг. 1898 г.) е. таврический, в диссертации: «Истина бытия Божия». Спб. 1888. См. отзыв в «Журн. Засед. Сов. Спб. Д. Ак». Спб. 1894. Стр. 153. 11 Полное собр. сочин., Москва. 1886. Т. II. Стр. 58. 115.122. 228. Если наша вина в том, что мы воспользовались греч. словом с латинским окончанием , то нас ободряла в этом практика св. писателей. Апо­столы и евангелисты не стеснялись заимствованиями из латин. языка. При­меры многочисленны. Мф. X, 29: σσριον ­ assarius; XVIII, 28: δηνριον ­ denarius. Дeяh. I, 23. XVIII, 7 : οστος ­ justus. Mp. XV, 39. 44. 45: χεντυρων ­ centurio. Ио. XIII, 4: Λντιον ­ linteum. Mp. VI, 27: σπεχουλτωρ ­ spiculator. 1Кор. Х, 25 : μχελλον ­ macellum. Anok. XVIII, 13 : ρδη ­ rheda и мн. др. Как показывают приведенные примеры, св. апостолы заимствовали из лат. языка слова не только с лат. окончанием, но сплошь латинские, от корня до окончания . Это поучительно и для нашего времени. 14 Homil XXXVI in 1 ad Corinth. См. у Suicer . Thesaur. eccl. S. v. χχλησα. – Вникнем пристальнее в приведенные слова. В отношении к Ангелам, как существам духовным, выражение: « τπος» в настоящем случае необходимо понимать не в чувственном, а в духовном смысле. Это подтверждается подобным упомянутому учением свв. отцев о Боге, Который есть « ατος αυτο τπος» [по словами св. Феофила (Ad Autolyc. II, 10) и св. И. Дамаскина (Orthod. Fid. I, 13)], несомненно, в высочайшем духовном смысле. 15 Opp. Syr. Т. I. р. 459. см. в Приб. к изд. Творен. св. отцев в русск. пер. М. 1849. VIII. 115. 16 De civit. Dei. X, 6. «Посредством многих и разнообразных знамений будущих вещей и которые теперь мы видим in Ecclesia impleri, оный народ приведен в землю обетования». «Там был основан Иерусалим, славнейший град Божий, serviens in signo liberae civitatis, quae caelestis Ierusalem dicitur. Гражданами его являются все освященные человеки qui fuerunt, et qui sunt; et qui future sunt; et omnes sanctificaiti spiritus, etiam quicunque in exelsis caelorum partibus pia devotione obtemperant. Deo». S. Auqust. Орр. Т. VI. De catech. rudib. р. 208. n. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

IV. Нарождение духовной жизни в человеке совершается чрез крещение духом, которое символизируется крещением водою. В области сознания нарождение духовной жизни начинается покаянием и верою. «Покайтесь; ибо приблизилось царство небесное» ( Mф. III, 2 ), проповедовал Иоанн Креститель. «Исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь, и веруйте в Евангелие» ( Mp. I, 15 ): так начал проповедовать Иисус Христос (ср. Mф. IV, 17 ). Призывом к покаянию начали свою проповедь и апостолы ( Дeяh. II, 38 ). Покаяние (μετνοια), как покаяние в жизнь (μετνοια ες ζων), Дeяh. XI, 18 ), в отличие от Uak. V, 16 (признавайтесь друг перед другом в проступках), как начало духовной жизни, есть полная перемена в человеке мыслей или чувствований, внутреннего настроения (φρνησις), так что человек становится другим. Это перемена стремления к самодовольству и самоправедности на сознание своего материального ничтожества. К сознанию своего материального ничтожества, своей беспомощности, тленности и ничтожности всего мирского человек может прийти сам по себе, может быть доведен страданиями и неудачами своей мирской, лично – человеческой жизни. Но это сознание само по себе совершенно пусто и ведет или к отчаянию, или к нирване, в основе которой то же отчаяние. Это сознание обращается в плодоносящую смерть, когда оно становится отречением от себя ради жизни для Бога ( Puмл. VI, II; XIV, 8 ; 2Kop. V, 15; I Пет. IV, 2), когда оно соединяется с верою в евангелие, в наступление царствия Божия: «исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Mp. I,15 ). Поэтому лишь предтеча Христа – предварительно и Сам Христос подлинно могли проповедовать покаяние в жизнь. Проповедь Иоанна Крестителя о покаянии была, по справедливому замечанию одного из позднейших богословов, комментарием на Puмл. III, 20 : «делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех». Ветхозаветный закон был дан евреям для того, чтобы породить в них сознание своей греховности, своего нравственного бессилия. Между тем евреи, за исключением небольшого «остатка», во всем своем объеме, а преимущественно в тех частях, которые сами себя считали высшими, видели в ветхозаветном союзе с Богом основу своего достоинства, а в исполнении закона находили источник своей самоправедности. Вот на эту-то национальную гордость и были направлены обличения Иоанна Крестителя. Он ясно и, что особенно важно, с указанием на приблизившееся царствие небесное, говорил то, что символически выражал ветхозаветный закон. Проповедь Иисуса Христа о покаянии стоит в связи со всем Его учением о царствии небесном, о царствии кроткого Сына человеческого, и особенно уясняется первыми так называемыми заповедями блаженства: призывая к покаянию, Он призывал к нищете духовной, плачу, кротости и пр. Его проповедь о покаянии сводится к Его наставлению: «истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Mф. XVIII, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Тогда В.А. Пашков совершил святотатственный поступок: разобрал каменный храм погоста и использовал кирпич для постройки риг для зерна на своих хуторах. Из деревянной церкви вынесли всё, кроме иконостаса и оставили стоять запертой. В 1851 году, новый помещик А.В.Пашков перенес деревянный храм с Троицкого погоста на ветошкинское кладбище. А тяжба из-за бывших монастырских земель продлилась до начала ХХ века. Так, в 1914 году ее делили крестьяне соседних деревень: Курбатово и Усовой. Многое из монастырской собственности стало принадлежать ветошкинской церкви, который отличался богатством утвари и был самым богатым в округе. Помимо чудотворной иконы, в ней находился напрестольный крест времен Ивана Грозного и древние оловянные сосуды и дароносицы. После революции они были разграблены и потеряны. До наших дней дошел лишь чудотворный образ Тихвинской Божией Матери. Сейчас о некогда существовавшей обители напоминает только камень с могилы старца Иова. В 2008 году на Троицкой горе была построена небольшая деревянная часовня. Именно её блестящий купол видно издалека. С места, где располагался монастырь, открывается захватывающая панорама бескрайних полей, над которыми возвышается гористое правобережье Пьяны. Великолепные густые дубовые и липовые леса, через которые пробиралось войско Иоанна Грозного, с началом поташного производства и разработки земель под пашню были практически полностью сведены. Лишь «на горах» остались островки дубовых перелесков, изрядно разбавленные неценной осиной. Как на ладони видно села Ветошкино с пашковским поместьем, Юрьево, вдали - Выползово и Шарапово, расположенные уже в Шатковском районе. В 2005 году в Юрьеве состоялся православный фестиваль «Чистая, светлая Русь», после которого были установлены памятные кресты на Троицкой горе, источнике Параскевы Пятницы и Сакме. В 2008 году в престольный праздник села Воскресение Словущее, 26 сентября была освящена часовня на Троицкой горе. Владимир Бакунин, http://www.gttp.ru/MP/mp_59.htm Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=12434

The first such visit took place in 1964, when Patriarch Alexy I came to London at the invitation of the Archbishop of Canterbury, Michael Ramsey. Patriarch Alexy II visited in 1993. Kirill came to London many times in his previous capacity as the head of the Moscow Patriarchate’s Department of External Church Relations. Thus, the current visit, the first since he was elected patriarch in 2009, clearly had a personal resonance for him. He recalled the earlier trips in his speeches, made an 8-kilometer stroll through the city, leafed through used books at second-hand book stalls near Waterloo and gladly received a Welsh Corgi dog as a present – all these episodes meticulously posted by his entourage on social networks. One moment hard to be seen as a pure coincidence was the visit to the Royal Geographical Society, which was obstructed by a fire drill. As a result, the ceremony of handing Kirill his membership certificate had to take place as an open-air event. Ambiguities of the Patriarch’s role The Patriarch’s position in the Russian system as an official who is not formally part of the Kremlin yet certainly in close contact with Russian President Vladimir Putin, has resulted in a number of ambiguities. On the one hand, this uncertainty over his role has generated criticism of the red carpet rolled out to him in London. On the other hand, it has served as an asset for Russian-British relations at the current difficult moment. By contrast, President Putin was to inaugurate on Oct. 19 the newly built Russian cultural center and church in Paris, but that visit was cancelled due to tension over Russia’s Syria policy. The opening ceremony went ahead, although it was downgraded to the level of culture minister. The Patriarch’s visit to London also met with criticism. Ukraine’s Ambassador to London, Natalia Golibarenko, decried the reception in the Buckingham Palace for the “former KGB agent” whom she accused of supporting Russia’s “aggression” in Ukraine, The Times reported . Labour MP John Woodcock told the media  that he found the warm reception for the patriarch “very troubling” given Russia’s support for the “murderous” Syrian regime. Another Labour MP, Alison McGovern, said it would offer a “PR opportunity” for a “Putin ally.” Yet it did go ahead as planned. The diplomatic role of the Orthodox Church

http://pravmir.com/patriarch-kirills-vis...

Надо благодарить и всех членов Собора, начиная с архипастырей. Заслуживают благодарности и представители клира и не менее их представители мирян, которых особенно надо благодарить за бережное отношение к Собору и к авторитету иерархов. Быть может им мы обязаны тем, что Собор прошел так мирно и не сошел ни разу с канонического пути. Архиепископ Финляндский Серафим , от лица всего Собора, благодарить Митрополита Анастасия за его труды по созыву Собора и за то, что он с таким терпением, так мирно, с христианской любовью провел его работы. Можно сказать, что именно благодаря ему Собор прошел в истинно христианском русском народном духе, воодушевленный любовью к Церкви. Гр. П. Н. Апраксин говорить о назначении Собора и от его имени благодарит Митрополита Анастасия. По предложению Председателя , поется многая лета всему Собору и последний закрывается пением «Достойно есть»... 9 Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, чтобы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Nemp. II, 9 ). «От Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему. (Откров. I, 5–6). 10 а) «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Mф. XVIII, 18 ); «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. ХХ, 23 ). б) «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» ( Mp. IX, 35 ). в) «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Mp. XVI, 16 ). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Св. Духа». «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им (апостолам) говоря: сие есть Тело Мое, Которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание ( Лyk. XXII, 19 )... Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день, ибо плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преставившийся святитель Божий с просветленным и строгим ликом, напоминавшим образ Николая Чудотворца, в современных условиях приближался к типу «Учителя Церкви» первых веков христианства», – писал в некрологе Патриарший экзархат Русской Православной Церкви в Америке после смерти митрополита Григория († 5 ноября 1955 г.) 23 . 1 Александрова-Чукова Л.К. Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский (персона) http://www.bogoslov.ru/persons/482393/index.html. 2 Там же; Александрова-Чукова Л.К. Деятельность митрополита Григория Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) по воссоединению Финляндской Православной Церкви с Московской Патриархией. Раздел в статье 5 Григорий (Чуков), митрополит. Поездка на Ближний Восток.//ЖМП. 1946. http://www.orthlib.ru/JMP/46_12/02.html 6 Послание митрополита Григория опубликовано в газетах «Новая заря» – Russian Daily. – «Novaya Zarya», Русский Голос – Russky Golos – Russian Daily. Вторник 23 сентября 1947 г. и в др. газетах в Америке, а также в Журнале Московской Патриархии,1948. С.13–24. 7 Н.А.Полторацкий – церковный и общественный деятель. http://www.bfrz.ru/?mod=arhiv&fond_id=38; Архиепископ Серафим Родионов http://ricolor.org/europe/szveizaria/mp/ss/; М.И Печковский – юрисконсульт, из круга митр. Вениамина. 8 Митрополит Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский) http://ricolor.org/europe/belgia/mp/15_02_2012/ 9 Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Румынию//ЖМП. 1947. http://www.orthlib.ru/JMP/47_07/01.html; Архиепископ Ниццкий Владимир (Тихоницкий), епископы Иоанн (Леончуков) и Никон (де Греве) были викариями митрополита Евлогия; архиепископ Владимир – старший викарий. Архимандрит Никон в 1945 г. вместе с паствой митрополита Евлогия вошёл в подчинение Московскому Патриархату и, по указу патриарха Московского Алексия на основании положительной рекомендации митрополита Евлогия, 24 февраля 1946 года в Париже хиротонисан митрополитом Евлогием во епископа Сергиевского. Именно епископ Никон встречал Московскую церковную делегацию во главе с митрополитом Григорием 10 августа 1946 года в ле Бурже. После смерти митрополита Евлогия епископ Никон, вместе с архиепископом Владимиром и епископом Иоанном, отказался пребывать в юрисдикции Московского Патриархата, и примкнул к Константинопольскому. Епископ Иоанн скончался 27 декабря 1947 года в Париже, а епископ Никон выехал в Америку, где вошёл в русскую Североамериканскую митрополию. В сентябре 1947 года был назначен ректором Свято-Тихоновской духовной семинарии в городе Южный Ханаан, а 12 декабря 1947. второй раз попал под запрещение, теперь уже вместе с митрополитом Феофилом и его епископами. С 1962 года епископ Никон был помощником предстоятеля Северо-Американской Митрополии, митрополита Леонтия (Туркевича). В конце жизни владыка был хранителем архива Православной Церкви в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В конце XVIII столетия – после екатерининской реформы – Спасозеленогорский мужской монастырь был упразднён, а храмы обращены в приходские церкви села Спас-Зелёные горы, выросшего около монастыря. В 1797 году около монастыря был построен приходской каменный храм (престолы: главный – Казанской Божией Матери, придел – святого Николая Чудотворца), к ней отошла монастырская колокольня строителя Феодосия. С 1800 года на месте бывшего монастыря возникла женская община, и в 1842 году он был возобновлен как женский монастырь, получивший в 1893 году статус третьеклассного. Здесь в ранние годы служения в Саровском монастыре неоднократно бывал Серафим Саровский. По преданию, источники «12 ключей» около села открыты им. В первые годы Советской власти монастырь был закрыт, а храмы разрушены. До наших дней дошли остатки приходской Казанской церкви и часть монастырских корпусов. http://www.gttp.ru/MP/mp_74.htm Спасозеленогорскии монастырь был основан в XVII в. Построенная в нем в 1653 г. деревянная Спасская церковь существовала до XX столетия. Точная дата возведения колокольни пока не установлена, но известно, что она стояла тогда, когда все остальные монастырские строения и церкви были деревянными. Только в 1797 г. была освящена в монастыре каменная Казанская церковь, почти не сохранившаяся. Оставшаяся от монастыря колокольня служит хорошим примером архитектуры XVII в. На высокой призме четырехгранного основания колокольни поставлен восьмигранный ярус звона, покрытый шатром с небольшой главкой. В столбах-простенках вставлены изразцы желто-зеленой поливы. Массив колокольни несколько отклонился от вертикали, а в стенах нижнего четверика имеются большие повреждения кирпичной кладки. Железное покрытие шатра в значительной его части утрачено. Первоначально, в XVII в., Спасозеленогорскии монастырь был мужским. Упразднен в конце XVIII столетия. В 1842 г. возобновлен как женский. Закрыт в первые годы Советской власти. «Памятники истории и культуры Горьковской области» под ред. проф. Фадеева В.П. - Горький, Волго-Вятское книжное изд-во, 1981 г., стр.247

http://sobory.ru/article/?object=09572

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010