Отметим также диссертацию Конрада Лейзера из Манчестерского университета, которая посвящена анализу формирования монастырской традиции и развитию взаимоотношений между епископатом и монашеством на Западе от блаженного Августина до Бенедикта Нурсийского и папы Григория Великого 704 , влиянию взглядов этих отцов в период поздней античности и их значению для современности. Стюарт Холл 705 рассматривает религиозную практику ранних христиан в связи с развитием догматического учения. Влияние христианского мировоззрения на современное западное мышление исследовали Колин Браун, профессор систематической теологии (Fuller Theological Seminary), Стив Уилкенс, профессор философии и этики, и Алан Паджетт, профессор теологии и философии науки (оба – Azuza Pacific University) 706 . Ряд работ посвящается историко-философскому окружению раннего христианства и взаимовлиянию античной и христианской традиций 707 . Внимание некоторых исследователей сосредоточивается на изучении христианских ересей 708 . Французский православный богослов Оливье Клеман (1921–2009) в 1986 г. опубликовал оригинальную работу «Истоки: Богословие отцов древней Церкви» 709 , которая дает читателю возможность ознакомиться не столько с мнением современных богословов о смысле духовного наследия древней Церкви, сколько с самими идеями свв. отцов, представленными в хрестоматийной форме. Доцент патрологии в Св.-Сергиевском православном богословском институте в Париже, основатель серии Spiritualité orientale архимандрит Плакида (Дезей), цистерцианский монах, перешедший в 1977 г. в православие, посвятил ряд работ изучению аскетического наследия и практики в Православной Церкви («Дух пахомиевского монашества» (1968); «Видехом свет истинный: монашеская жизнь, ее дух и основополагающие тексты» (1990); «Евангелие в пустыне» (1999); «Основы катехизиса» в 2 т. (2001) и др.), в частности осмыслению теории и практики исихазма 710 . Активное развитие агиографических исследований нашло свое обобщение в 3-томной монографии Альберта Эрхарда 711 и в многотомном учебнике по латинской агиографии, подготовленном коллективом авторов в составе 60 ведущих специалистов 712 . § 4. Патрология как «история духовности»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Smith T. L. Revivalism and Social Reform in Mid-Nineteenth-Century America. N. Y., 1957; Stuart C. H. George Whitefield: Wayfaring Witness. N. Y., 1957; Ferm R. O. Cooperative Evangelism: Is Billy Graham Right or Wrong? Are his Polices Supported by Scripture and the Great Evangelists of History? Grand Rapids (Mich.), 1958; Nash R. H. The New Evangelicalism. Grand Rapids. 1963; Bloesch D. G. The Evangelical Renaissance. Grand Rapids, 1973; idem. Essentials of Evangelical Theology. San Francisco, 1978-1979. 2 vol.; Let the Earth Hear his Voice: Official Reference Volume: Papers and Responses/Ed. J. D. Douglas. Minneapolis (Minn.), 1975; Evangelicals and Liberation/Ed. H. M. Conn. Grand Rapids, 1977; Barr J. Fundamentalism. Phil., 1978; Lightner R. P. Neoevangelicalism Today. Schaumburg (Ill.), 1978; Pierard R. V. The Quest For the Historical Evangelicalism: A Bibliogr. Excursus//Fides et Historia. Zongview, 1979. N 11. P. 60-72; Marsden G. M. Fundamentalism and American Culture: The Shaping of 20th Cent. Evangelicalism, 1870-1925. N. Y., 1980, 20062; idem. Reforming Fundamentalism: Fuller Seminary and the New Evangelicalism. Grand Rapids, 1987; idem. Understanding Fundamentalism and Evangelicalism. Grand Rapids, 1991, 2005; Price R. M. Neo-Evangelicals and Scripture: A Forgotten Period of Ferment//Christian Scholar " s Review. Wehnam, 1986. N 15. P. 315-330; Noll M. A. Between Faith and Criticism: Evangelicals, Scholarship, and the Bible in America. San Francisco, 1986, 20042; Balmer R. Mine Eyes Have Seen the Glory: A Journey into the Evangelical Subculture in America. N. Y., 1989, 20064; Bebbington D. W. Evangelicalism in Modern Britain: A History from the 1730s - to the 1980s. L.; Boston, 1989; Erickson M. J. The Evangelical Left: Encountering Postconservative Evangelical Theology. Grand Rapids, 1997; The Christian Right in American Politics: Marching to the Millennium. Wash., 2003; Lucas S. M. Jonathan Edwards Between Church and Academy: A Bibliogr. Essay//The Legacy of J. Edwards: American Religion and the Evangelical Tradition/Ed. D. G. Hart. Grand Rapids, 2003. P. 228-247.

http://pravenc.ru/text/180930.html

В псевдоэпиграфе «Вознесение Исаии» (между II в. до Р. Х. и IV в. по Р. Х.) также упоминается М. Согласно тексту произведения, он являлся современником Исаии и, возможно, учеником последнего (2. 9; 4. 22; 6. 7, 17; 7. 1; 8. 24). Книга пророка Михея Прор. Михей. Миниатюра из Толкования на Книги пророков. 950 г. (Vat. Chig. RVIII 54. Fol. 41) Прор. Михей. Миниатюра из Толкования на Книги пророков. 950 г. (Vat. Chig. RVIII 54. Fol. 41) Является канонической книгой ВЗ и входит в состав собрания книг малых пророков (в евр. традиции «(Книга) Двенадцати»). В евр. каноне масоретской Библии она располагается между Книгами Ионы и Наума и занимает 6-е место среди книг Малых пророков. Подобное расположение книги сохраняется и в совр. изданиях Библии, в т. ч. в русском синодальном переводе. В большинстве рукописей и изданий греч. перевода LXX она, однако, находится на 3-м месте, между Книгами пророков Амоса и Иоиля . Объем Книги прор. Михея сравнительно небольшой: она содержит 105 стихов (МТ) и делится на 7 глав. В изданиях МТ и LXX существует различие в нумерации стихов 4-й и 5-й глав: в МТ 4-я и 5-я главы содержат по 14 стихов, в LXX 4-я глава - 13 стихов, 5-я - 15 стихов (МТ Мих 4. 14=LXX Мих 5. 1). Нумерация в синодальном переводе совпадает с LXX. Свидетельства текста Книги пророка Михея I. Тексты на древнеевр. языке. Древнейшими свидетельствами текста Книги прор. Михея на древнеевр. языке являются рукописи, обнаруженные в Кумране (большинство свитков) и в Вади-Мураббаат (MurXII). Среди них выделяют собственно списки библейского текста, а также экзегетические сочинения, к-рые содержат цитаты из Книги прор. Михея. Текст мн. отрывков книги крайне сложен для понимания и, вероятно, подвергся порче на ранней стадии его трансмиссии. 1. Свиток 4QXIIf (4Q81). Текст свитка издан в 1997 г. ( Fuller. 1997. P. 267-270. Pl. XLVIII). Сохранился в виде 5 фрагментов, к-рые содержат (с лакунами) текст отрывков Книг Ионы и Михея (5. 2-3(1-2)). На основании особенностей почерка датируется ок. 50 г. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2563828.html

На сегодняшний день институции метафизического движения относительно малочисленны и не популярны, однако его историческое идейное влияние глубоко превосходит собственный организационный ресурс. Например, порождённая метафизическим движением доктрина «позитивного мышления» стала своеобразной парадигмой многочисленных направлений современного New Age u okkyльmho-okpaшehhыx теорий личностного роста. Учения Л. Хей, Р. Берн (д/ф. «Секрет»), Х. Сильвы, Н. Уолша; среди отечественных – Н. Правдиной, В. Синельникова, Зеланда и многих других, в той или иной мере маркированы идеей «позитивного мышления», соответствующей практикой и терминологией: «аффирмации», «визуализация» и т.д. Всё это несомненная рецепция учения Нового Мышления. Библиография исследований Нового Мышления почти всецело ограничена американскими авторами: Ch. Braden, Judah J. Stillson, А. Anderson, R. Fuller, D. Meyer. У. Джеймс в своём известном труде «Многообразие религиозного опыта» издания 1910 г. посвятил «Новой Мысли» отдельную главу. Анализ Нового Мышления осложнён его дробностью и конфессиональной аморфностью. Движение охватывает десятки организаций, лишь часть из которых объединены в ассоциативную структуру INTA (Международный альянс Нового Мышления) с артикулированным символом веры . Наиболее известные деноминации Нового Мышления: «Христианская школа единства» (Единство), «Религиозная наука», «Божественная Наука». В данной работе помимо популярных «метафизических» авторов Р. Трайна, Г. Вуда, Ч. Энела, Ч. Филмора, Э. Холмса, особое внимание уделено анализу трудов основоположников метафизического движения: Ф. Куимби, У. Эванса, М. Эдди, Г. Дрессера. История метафизического движения Метафизическое движение или Новое Мышление возникло во второй половине XIX в. как целительский культ. Слово «метафизика», устроившее всех участников этого движения, использовалось не в философском смысле первоначал бытия, а указывало лишь, в противоположность материализму, на духовную причину болезней. «Новое» в Новом Мышлении выражало характер оппозиции «старым» или традиционным теологическим и медицинским представлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

274 n. 265; G. A. Wells, Did Jesus Exist? (London: Pemberton, 1986), p. 30.). Фактически, большинство критических ученых, кто специально занимался датировкой этого отрывка приходят к выводу, что Павел получил этот материал через несколько лет после смерти Иисуса в начале или середине 30 годов (здесь можно назвать и других специалистов, которые согласны с этим выводом Fuller, Formation of the Resurrection Narratives, pp. 10, 14, 48; Raymond Brown, The Virginal Conception and Bodily Resurrection of Jesus (New York: Paulist, 1973), p. 81; J. A. Fitzmyer, «The Resurrection of Jesus Christ According to the New Testament,» ne Month, SNS, 20 (1987), p. 409; J. D. G. Dunn, The Evidence for Jesus (Louisville, Ky.: Westminster, 1985), p. 70; C. E. B. Cranfield, «The Resurrection of Jesus Christ,» Expositor Times 101 (1990), p. 169; Peter Stuhlmacher, Jesus of Nazareth— Christ of Faith, trans. Siegfried S. Shatzmann (Peabody, Mass.: Hendrickson, 1993), p. 8; Leander E. Keck, Who Is Jesus? History in Perfect Tense (Columbia: University of South Carolina, 2000), p. 139; Meier, A Marginal Jew, vol. 2, Mentor, Message and Miracle, p. 139.)). Мы еще увидим, как само существование этого отрывка и обстоятельств ранней даты приводят нас к другим свидетелям помимо Павла. 3. Павел всегда чрезвычайно внимателен в тех вопросах, когда идет речь об определении содержания евангельской вести, которая своим центром имеет Воскресение. Для этого он специально совершает второе путешествие в Иерусалим с целью сверить свою проповедь с проповедью других апостолов ( Гал. 2:1-10 ). Удивительно, но он сам выражает опасение, что возможно его проповедь была неверна ( Гал. 2:2 ). Некоторые думают, что отрывок из Деяний (15:1–35) описывает третье путешествие с той же целью (другие исследователи придерживаются точки зрения, что отрывок из Деяний описывает то же самое путешествие, что и Павел во второй главе Послания к галатам). Очевидно, Павел хотел быть абсолютно уверенным относительно содержания и истины благовестия.

http://azbyka.ru/voskresenie-iisusa-fakt...

108. Washington to James Anderson, Dec. 24, 1795//The Writings of George Washington. Vol.34./Ed. John C. Fitzpatrick. Washington, D.C., P.407. 109. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.73. 110. Fuller E., Green D. God in the White House: The Faith of American Presidents. N.Y., 1968. P.10-11. 111. Marty M. Legends in Stained Glass//Christian Century 93 (May 5, 1976). P.447. 112. Boller P. Jr. George Washington and Religion. Dallas, 1963. P.10. 113. Нижеследующий материал о Вашингтоне взят из книг: Бурстин Д. Указ. соч. С.427-451 и Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.65-87. 114. Бывшим советским гражданам не нужно ничего пояснять о происхождении и значении таких историй: слишком много подобных рассказов о замечательном детстве вождя мирового пролетариата нам пришлось изучать в свое время. 115. Mead S. The Lively Experiment. N.Y., 1963. P.73. 116. Menendez A. Religion and the U.S. Presidency. N.Y., 1986. P.67. 117. Wolf W. Lincoln " s Religion. Boston, 1970. P.26. 118. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol.1/Ed. Roy Basler. New Brunswick, N.J., 1953. P.382. 119. Там же. 120. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.94. 121. Wolf W. Указ. соч. Р.39,131. 122. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol.4. P.236. 123. Там же. Р.193-194. 124. Там же. Vol.5. P.532-537. 125. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.99-100. 126. Там же. Р.102. 127. Basler R. Abraham Lincoln, His Speeches and Writings. Cleveland, 1946. P.42. 128. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.105. 129. Там же. 130. Там же. Р.107. 131. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998. С.12. 132. Заметим, что данная тенденция - уподобление " лидера " Иисусу Христу и стремление находить буквальные параллели в жизни святых и земной жизни Спасителя - присуща не только и даже не столько американской гражданской религии, сколько протестантской культуре в целом. В свою очередь, протестанты унаследовали эту традицию от средневекового католичества (к примеру, отправляющегося в Рим к папе за благословением Франциска Ассизского сопровождают двенадцать его учеников и т.д.). Полагаем, что в русле именно этой тенденции находится и возникший тогда же, в эпоху средневековья, феномен стигматов (ран, открывавшихся у католических святых в тех местах, где были раны у Распятого Христа). Кстати сказать, феномен стигматов наблюдается и у современных протестантов, что подтверждает мысль о внедрении средневековой католической традиции в протестантизм (см. Harrison T. Stigmata. A Medieval Phenomenon in a Modern Age. N.Y., 1994).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/305/...

Р. 204–228. 358 Younger K.L. Ibid. P. 211. Кроме этой работы Юнгера, с переводами других древних ближневосточных текстов этой тематики можно познакомиться напр.: «Mitteilungen der Deutschen Orient-Gesellschaft», (1983). Del Monte G.F. L " annalistica ittita. Brescia, 1993. 360 Также Гальбиати и Пьяцца полагают, что могло иметь место преломление (рефракция) солнечных лучей: Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). Милан-Москва, 1992. С. 207–210. 362 Dus J. Gibeon eine Kultstätte des šmš und die Stadt des benjaminitischen Schicksals. «Vetus Testamentum», (1960). Р. 353–374. 363 Глагол ,md имеет два основных значения: 1)молчать, не открывать уст, онеметь (напр., Исх. 15:16 . Иез. 24:17 ); 2) остановиться, быть неподвижным, прекратить(ся) (напр., 1Цар. 14:19 . Иер. 8:14; 47:6 . Плач. 2:18 ). Значение в Нав. 10:12–13 многие ученые относят ко второй группе. См., напр.: Dizionario di ebraico e aramaico biblici. Roma, 1995. P. 106. Gruenthaner M.J. The Sun Miracles of the Old Testament. «The Catholic Biblical Quarterly», (1948). Р. 271–290. Miller P.D. The Divine Warrior in Early Israel. «Harvard Semitic Monographs», . Cambridge, 1973. P. 123–128. Другие ученые, которых также немало, склоняются к тому, что ,md должно здесь иметь второе значение. См., напр.: Alfrink B. Het «Still Staan» van Zon en Maan in Jos. 10:12–15. «Studia Catholica», (1949). P. 238–268. Scott R.B.Y. Meteorological Phenomena and Terminology in the OT. «Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft», (1952). Р. 19–20. Fuller R.C. «Sun, Stand Thou Still». «Scripture», (1951). Р. 305–313. Sawyer J.F.A. Joshua 10:12–14 and the Solar Eclipse of 30 September 1131 B.C. «Palestine Exploration Quarterly», (1972). Р. 139–146. 365 Sicre J.-L. Ibid. P. 269. Некоторые также отождествляют эту книгу с книгой Од, о которой говорится в греческом тексте 3 книги Царств, где довольно большой поэтический текст-вставка завершается словами: «…™n bibl…J tÁj òdÁj» ( 3Цар. 8 :53а LXX). 366 Из исследований на эту тему можно выделить статью: Walton J.H.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Библиография работ автора на языке оригинала:  Agenda for Theology, later re-published as After Modernity...What?   Ancient Christian Commentary on Scripture series, which pieces together Biblical commentary from the Church " s first millennium   Care of Souls in the Classic Tradition   Classical Pastoral Care series Vol. 1: Becoming A Minister Vol. 2: Ministry through Word and Sacrament Vol. 3: Pastoral Counsel Vol. 4: Crisis Ministries   Doctrinal Standards in the Wesleyan Tradition   John Wesley " s Scriptural Christianity: A Plain Exposition of His Teaching on Christian Doctrine   One Faith: The Evangelical Consensus (written with J. I. Packer) Pastoral Theology: Essentials of Ministry   The Rebirth of Orthodoxy: Signs of New Life in Christianity Requiem: A Lament in Three Movements   The Structure of Awareness   Systematic Theology (a three volume series) Vol. 1: The Living God Vol. 2: The Word of Life Vol. 3: Life in the Spirit   The Transforming Power of Grace Ancient & Postmodern Christianity: Paleo-Orthodoxy in the 21st Century (Essays In Honor of Thomas C. Oden), edited by Christopher Hall and Kenneth Tanner  We often regard the author of the Gospel of Mark as an obscure figure about whom we know little. Many would be surprised to learn how much fuller a picture of Mark exists within widespread African tradition, tradition that holds that Mark himself was from North Africa, that he founded the church in Alexandria, that he was an eyewitness to the Last Supper and Pentecost, that he was related not only to Barnabas but to Peter as well and accompanied him on many of his travels.In this provocative reassessment of early church tradition, Thomas C. Oden begins with the palette of New Testament evidence and adds to it the range of colors from traditional African sources, including synaxaries (compilations of short biographies of saints to be read on feast days), archaeological sites, non-Western historical documents and ancient churches. The result is a fresh and illuminating portrait of Mark, one that is deeply rooted in African memory and seldom viewed appreciatively in the West. 

http://bogoslov.ru/person/2572395

350. Robert A. et Tricot A. (ed.). Initiation Biblique. Paris, 1939. 351. Ziolkowski Z. Spotkania z Biblia. Poznan, 1971. 352. Weiser A., Einleitung in das Alte Testament. Gottingen, 1966. 353. Wright G. E. Fuller R.H. The Book of the Acts of God. N.Y., 1969.   12. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: ТОЛКОВАНИЯ 354. Виссарион (Нечаев), еп. Толкования на паремии из книг пророков: Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии, Малахии. — М., 1892, с: 202. 355. Властов Г. Священная летопись, т. 1-5. СПб., 1878-1893-1898. 356. Корсунский И. Новозаветные толкования Ветхого Завета. М., 1885, с. 327 + X. 357. Его же. Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882, с. 259 + XI. 358. Лопухин А. (ред.). Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета (в семи томах). Т. 1. Пятикнижие Моисееве. СПб., 1904, с. XVI + 672. 359. Его же. Толковая Библия. Т. 2. Иисус Навин, Судьи, Руфь, Царства. 1905, с. VIII + 585. 360. Его же. Толковая Библия. Т. 3. Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товита, Есфирь. 1906, с. 442. 361. Его же. Толковая Библия. Т. 4. Иов, Псалтирь, Притчи. 1907, с. 502. 362. Его же. Толковая Библия. Т. 5. Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость, Сирах, пр. Исайя, 1908, с. 548. 363. Его же. Толковая Библия. Т. 6. Иеремия, Плач, Иезекииль, Варух. 1909, с. 544. 364. Его же. Толковая Библия. Т. 7. Даниил и Малые пророки. 1910, с. 445. 365. Ружемонт Ф. Краткое изъяснение двенадцати последних пророческих книг Ветхого Завета. Пер. с франц. СПб., 1880, с. 535 (автор — католич.; богослов). 366. Спасский П. Толкование на пророческие книги Ветхого Завета. СПб., 1912, с. 628 (автор — правосл. богослов, преподавал в Новгородской семинарии). 367. Толковая Библия, т. 1, Пекин, 1911, с. 349 (издание Правосл. Миссии). 368. Brown R., Ditzmayer J.A., Murphy R.E. (ed.). The Jerome Biblical Commentary.. London, v. I-II, 1968. 369. La Sainte Bible traduite en francais sous la direction de 1 " Ecole biblique de Jerusalem. Paris, 1972. 370. Lach S. (red.). Pisme Swiete Starego Testamentu. Poznan, Pallottinum.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

35 См. напр.: «О непрерывности епископского рукоположения в Английской церкви». Прав. Обозр. 1866 г. Том XIX стр. 85–94; «Об англиканском священстве». Христ. Чтение 1875 г. Ноябрь стр. 578–590; Потехин. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах. Стр. 159–160; 132–135 и др. Казань 1894. 36 Письма Филарета, Митрополита Московского и Коломенского к Высочайшим Особам и разным другим лицам. Издание Высокопр. Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского. Тверь. 1888, стр. 110. Письмо к Обер-Прокурору Святейшего Синода, Графу Александру Петровичу Толстому, 54, от 26 февраля 1862 г. 37 Статья без подписи, но в «Алфавитном указателе к собранию мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам», она решительно приписывается митр. Филарету. См. предисловие стр. XIII и самый указатель стр. 284 и 399. – Спб. 1891 г. – Содержание, способ выражения, и язык статьи с несомненностью указывают, нам думается, на м. Филарета, как на её автора. 38 Напр.: Лингард и Тэрни. См. Lingard VI, App. Note С, р. 670–671; Dodd’s Church history of England ed. by Tierney, vol. II, p. 277. Loudon 1839. 40 Подлинные слова Голивуда приведены у Kiörning’a. Commentatio historico-theologica qua nobilissima controversia de consecrationibus episcoporum Magnae Britanniae recensetur et dijudicatur, p. 37–38. – Helmstadii. 1739. 48 Kiörning pp. 38, 40, 49, 144–145; Masonus p. 340; Heylyn p. 122; Fuller IX, 61; Denny et Lacey p. 213. 49 У Вигпет’а при передаче легенды вносится та особенность, что будто бы Ниль видел всё происходившее в гостинице чрез дверную скважину (peeped in through а hole of the door): но и это не делает рассказ более правдоподобным. Трудно предположить столь слабый надзор за дверями при стремлении сохранить строгую тайну и какая же была скважина, если чрез неё Ниль мог все видеть и слышать с такою подробностью. – Burnet I, 381. 58 Выше мы описывали избрание и посвящение Паркэра по регистру и указывали те издания, где можно видеть извлечения из этого документа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010