и Схоластики (Vat. lat. 1202; факсимильное изд.: The Codex Benedictus: An 11th-Cent. Lectionary from Monte Cassino/Ed. P. Meyvaert. N. Y., 1982. 2 vol.). Текст Жития М. сопровождается 28 миниатюрами со сценами жизни и чудес святого, выполненными под влиянием визант. живописи. Иллюстрации были призваны подчеркнуть особое положение М. среди учеников св. Бенедикта, его послушание, самоотречение и способность творить чудеса, благодаря которым св. Бенедикт выбрал его своим заместителем. Отправившись в Галлию, М. стал «апостолом» бенедиктинской традиции, а затем - «патриархом» французского монашества; в иконографии миниатюр он уподобляется не только св. Бенедикту, но и Самому Христу (см.: Wickstrom. 1994; Idem. 1998). Кард. Лев Остийский, бывш. монастырский библиотекарь, описывал М. как старшего ученика св. Бенедикта, к-рый способствовал широкому распространению бенедиктинской традиции общежительного монашества (ordo et regularis disciplinae norma - Die Chronik. 1980. S. 17-19, 21). Петр Диакон считал святых Бенедикта, М. и Плацида основателями Монте-Кассино (Ibid. S. 551, 582), описывал их заступничество за обитель (Ibid. S. 604-607). В его «Книге о происхождении и кончине праведников Кассинской киновии» эпитома Жития М. следует сразу после Жития св. Бенедикта (PL. 173. Col. 1064-1065). Ок. 1130 г. по образцу Жития М., написанного Одоном из Гланфёя, Петр Диакон составил Житие Плацида, который якобы стал основоположником бенедиктинского монашества на Сицилии. Как и Одон, Петр приписал Житие вымышленному автору - Гордиану, ученику св. Бенедикта (BHL, N 6859-6860; см.: Bloch H. Tertullus " Sicilian Donation and a Newly Discovered Treatise in Peter the Deacon " s Placidus Forgeries//Fälschungen im Mittelalter. Hannover, 1988. Tl. 4. S. 97-128). Для того чтобы подкрепить притязания Монте-Кассино на статус важнейшего мон-ря Европы, аббат Сениорект (1127-1137) и Петр Диакон при поддержке антипапы Анаклета II попытались установить контроль над аббатством Гланфёй, к-рому папа Урбан II даровал независимость от аббатства Фосе (1096).

http://pravenc.ru/text/2561130.html

Составленный в 1091-1095 гг. Декрет И. Ш. содержит 3760 глав, объединенных в 17 титулов. Источниками послужили Декрет Бурхарда и «коллекция А» «Трехчастного свода»; использовались также исторические произведения и труды отцов Церкви, Бревиарий Алариха II (484-507), Институции Юстиниана, капитулярии и проч. Впосл. Декрет И. Ш. получил широкое распространение в Европе. «Панормия» была завершена ок. 1095 г. В соответствии с греко-лат. названием (от греч. πν - всё и лат. norma - правило) сочинение представляет собой обзор канонического права в 1200 главах, объединенных в 8 книг, где описаны основные сферы деятельности католич. Церкви и принципы ее устройства. В основу «Панормии» лег Декрет, дополненный текстами др. канонических собраний. Быстро завоевав популярность, «Панормия» до появления Декрета Грациана оставалась самым используемым каноническим собранием на Западе. В нек-рых рукописях тексту Декрета И. Ш. предпослан теоретический пролог «De consonantia canonum» (О согласии канонов), нередко переписывавшийся в XII в. в качестве отдельного трактата. Посвященное принципам толкования канонического права, это сочинение оказало влияние как на раннюю схоластику (в частности, его использует в соч. «Sic et non» Петр Абеляр ), так и на учение о каноническом праве (прежде всего на методологию согласования канонов в Декрете Грациана). По мнению современных исследователей, соч. «О согласии канонов» тесно соотносилось с «Панормией». Влияние И. Ш. на развитие канонического права определяется прежде всего разработкой его методологических основ. Являясь результатом совмещения в кодексах различных правовых традиций, нормы, составлявшие каноническое право в кон. XI в., имели противоречивый характер и требовали правоведческого анализа. Метод согласования и трактовки канонов, предложенный И. Ш., восходил к герменевтическим принципам, разработанным в библейской экзегезе и риторике. Подобно текстам Свящ. Писания, каноны должны рассматриваться как различные, но не противоречащие друг другу (diversi sed non adversi). И. Ш. разделял канонические нормы на необязательные для исполнения увещевания (admonito) и обязательные (praeceptio - приказание и prohibitio - запрещение), за нарушение к-рых налагалось церковное наказание. Чтобы упорядочить систему права, он сформулировал принцип иерархии правовых источников, т. е. инстанций, издающих церковные законы. Имеющиеся в канонических кодексах указания, по его мнению, обладают разной степенью авторитетности и различаются по происхождению; среди них есть непреложные заповеди (lex aeterna), установленные свыше и легшие в основу канонического права, и изменяемые нормы (mobiles), к-рые появились позже и определялись конкретными нуждами католич. Церкви.

http://pravenc.ru/text/293383.html

Может лучше спросить себя, что я делаю: люблю? свечу? жалею? Не нужно распространять панику и страх, человек тогда теряет волю и беззащитен. В одной статье на этом сайте прочитала интересный диалог: В Оптиной пустыне одна женщина спросила у монаха: " Батюшка, правда скоро " конец Света " ? На что Батюшка спокойно, с улыбкой ответил: " Да нет, поживем еще. " Вот от таких слов становится тепло. Спаси Боже, таких чудесных Батюшек. Андрей 15 марта 2012, 21:56 Будущее предсказали тоже и Сругацкие в " Обитаемом острове " , у которых планета земля застроена башнями-излучателями, время от времени включающимися для всеобщего блага. Сейчас даже в отдаленных деревнях часто встретишь подобную башню оператора сотовой связи... А ведь когда-то люди прекрасно обходились с телефоном-автоматом или простой почтой. И не умирали же от недостатка мобильности... Kaspersiy 15 марта 2012, 21:40 не ожидал такой статьи. зеркало мира ( Олеся 15 марта 2012, 18:55 Спасибо авторам за статью. Ждём продолжения. чтец Дмитрий 15 марта 2012, 18:34 ЧУДЕСНО! Наталия 15 марта 2012, 15:33 Тоска неосознанная охватывает от наших масс-медиа. А от подобных изобличительных статей - тоска уже осознанная. Единственная надежда - на промысел Божий. На то, что злокозненнные организации стерилизуют сами себя прежде, чем захватят весь мир, или срок жизни сократится снова настолько, что не будут успевать планировать и осуществлять злые планы, только добрые :). Вот где думаешь - хорошо что не по 900 лет живем. А то ужас что натворили бы. И так уж, не знаем куда деться... Слава Богу, Он располагает, а не мы. Anna 15 марта 2012, 13:48 uzhas sostoit v tom , zto sdes opisana ne facmagorija dushevnobolnogo avtora, a v tom, zto mi uzhe zastizno vidim v stranah Sapada i to ,zto nam eto pitajutsja navjasat.Zhivu v Germanii uzhe pozti 9 let, i s pervih dnej kasalos , zto ja nahozhus v Saserkalje ili v korolevstve Krivih Serkal, strashnee vsego , zto to zto nam kazhetsja uzhasnim, dlja nih eto norma zhisni.... Кирилл 15 марта 2012, 11:41

http://pravoslavie.ru/52206.html

Овчя . Taken from Faber, In Festo Nativitatis Christi, No. 6 «Quid muneris attulerint Christo Pastores», sect. 1 «Agnus, qui est Norma Fidei». 11. 1–10 cf Faber: «Agnus fidei normam docet, quia non tarn ex visu, quam ex auditu cognoscit matrem; eius enim vocem ex millibus agnoscit, licet unus sit omnium balatus, unus color, odor, etc. imo licet mater sibi amplius similis non sit, vel quia tonsa, vel quia aliter deformata; neque examinât matrem ad oculum, num vere eius mater sit, sed ad vocem tantum eius attendit: quia audita mox ad illam properat et ubera eius sugit.» The analogy which Faber draws from this account is that the shepherds on the night of the Nativity went to Bethlehem and found God solely following the spoken word of the angel. Simeon " s moral has a somewhat different emphasis, which is that Christians should heed the Word of God as spoken by the Church. Огнь. Taken from Faber, Feria 2 Pentecostes, No. 2 «Cur in linguis igneis apparuerit Spiritus Sanctus», Thema: « " Terra enim (inquit S. Gregorius horn. 30. in Evang.) vocata sunt corda terrena, quae dum semper infirmas in se cogitationes congerunt, a malignis spiritibus conculcantur. Sed ignem Dominus in terram mittit, cum afflatu Sancti Spiritus corda camalia incendit. Et terra ardet, cum cor camale, in suis pravis voluptatibus frigidum, relinquit concupiscentias praesentis saeculi, et incenditur ad amorem Dei.»» Огнь 2. Taken from Faber, In Festo S. Stephani Protomartyris, No. 5 «Qua ratione christiani debeant esse pulli», sect. 2 «Ora»: «Hinc dicebat S. Greg. Nazianz. Orat. 1. Theol. quae est 33. ’non tam saepe respirare, quam Dei meminisse debemus. Sicuti enim ad refrigerandum cor, caloremque naturalem temperandum perpetua opus habemus respiratione: ita (et multo magis) opus habemus continuo ad Deum per orationem recursu ad cohibendum refroenandumque inordinatum concupiscentiae ardorem, qui vires animae nostrae iugiter rodit atque depascitur. " ’ Огнь 3. Taken from Faber, Dominica 19 Post Pentecosten, No. 3 «Cur tam variis poenis inferi exagitentur», sect. 6 «Cur igne et cur sulphureo»: «Qui per ignem cupiditatis, avaritiae, luxuriae, irae, invidiae maxime peccant homines; igne igitur puniendi sunt.»

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Одни выводят ценностный аспект мира из индивидуально- психических переживаний, другие из непсихических факторов; одни считают ценности субъективными, другие – объективными; одни утверждают относительность всех ценностей, другие настаивают на существовании также и абсолютных ценностей; одни говорят, что ценность есть отношение, другие – что ценность есть качество; одни считают ценности идеальными, другие – реальными, третьи – не идеальными, но и не реальными (например, Гейде). Не будем, однако, отчаиваться: как ни различны эти теории, каждая из них учитывает какую-либо сторону ценности, и задача нашего исследования будет состоять в том, чтобы найти место каждого элемента ценности в полной теории, которая не только ответила бы на вопрос, что такое ценность, но еще и объяснила бы, как возможно такое множество столь разнородных теорий. Спиноза правильно указывает на то, что veritas norma sui et falsi Истина есть мерило и самой себя и лжи (лат.). Начнем с психологизма в учении о ценности. Гл. 1.  КРИТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ, ПОДГОТОВЛЯЮЩИЕ ИДЕАЛ-РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ 1. ПСИХОЛОГИЗМ. УЧЕНИЕ ГЕЙДЕ Психологизм в теории ценностей есть учение, утверждающее, что всякий предмет, даже и предмет внешнего мира, имеет ценность лишь постольку, поскольку он вызывает в душевной жизни субъекта некоторые индивидуально-психические переживания, именно, согласно одним теориям, чувство удовольствия (или неудовольствия), согласно другим – желание, согласно третьим – чувство ценности. Начнем с учения, утверждающего, что удовольствие есть единственная самоценность (Selbstwert, Eigenwert), т.е. первоначальная основная ценность. В этике с древних времен и до наших пор широким распространением пользуется учение о том, что удовольствие есть единственный мотив и конечная цель всех поступков человека. Согласно этому учению, все объективное содержание наших стремлений, желаний, хотений, осуществляемое нашими поступками, есть только средство для того, чтобы достигнуть подлинной цели, именно переживания удовольствия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

427 Cum his mihi sermo est, qui ad gratiam baptismatis nomen dederunt [Моё слово к тем, кто подал своё имя для принятия благодати крещения] (Ambrosius Mediolanensis. De Abraham I, 23, PL 14, 430; CSEL 32, 1. P. 518). Qui ad gratiam Domini tenditis [...стремящиеся к благодати Господней...] (Ibid., I, 25, PL 14, 431; CSEL 32, 1. P. 519). Fortasse audientes haec, filiae, quae ad gratiam Domini tenditis [Может быть, слыша сие, вы, дочери, стремящиеся к благодати Господней...] (Ibid., I, 89, PL 14, 452; CSEL 32, 1. Р. 540). 428 Quoniam de anima superiore libro sermonem aliquem contexuimus, faciliorem viam putamus de bono mortis conficere aliquod [Поскольку мы уже составили некое слово о душе в предыдущей книге, постольку считаем, что сейчас легче изложить нечто о благе смерти] (Ambrosius Mediolanensis. De bono mortis, 1, PL 14, 539; CSEL 32, 1. P. 703). 430 Sicut legi audisti hodie [...ты слышал сегодня, как я прочитал] (Ambrosius Mediolanensis. De Jacob et vita beata II, 23, PL 14, 623; CSEL 32, 2. P. 45). 431 Sanctorum vita ceteris norma vivendi est. Ideoque digestam plenius accipimus seriem Scripturarum; ut dum Abraham, Isaac, et Jacob, caeterosque justos legendo cognoscimus, velut quemdam nobis innocentiae tramitem virtute eorum reseratum enitentibus vestigiis persequamur [Жизнь святых для остальных является образцом жития. И потому, для лучшего нашего восприятия, Писание соблюдает определённую последовательность их жизнеописаний; чтобы, читая, мы узнавали про Авраама, Исаака, Иакова и других праведников и следовали их стопами как бы по некоей тропинке невинности, проложенной их добродетелью] (Ambrosius Mediolanensis. De Joseph patriarcha, 1, PL 14, 641; CSEL 32, 2. P. 73). 434 Письмо сообщает о требовании ариан уступить им базилику и о других связанных с этим требованием событиях. См.: Ambrosius Mediolanensis. Epistula 20, PL 16, 994. 442 Ibid., III, 5, PL 14, 157; CSEL 32, 1. P. 61. Cum responsoriis psalmorum, cantus virorum, mulierum, virginum, parvulorum, consonus undarum fragor resultat [Пение мужей, жён, дев, детей с антифонами псалмов созвучно мерным шумом волн) (Ibid., III, 23, PL 14, 165; CSEL 32, 1. P. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Barbaglio-S.Dianich, Alba 1976, сс. 1711_1753. Gerosa L., Carisma e diritto nella Chiesa, Riflessoini canonistiche sul «carisma originario» dei nuovi movimenti ecclesiali, Milano 1989. Kramer P., Theologische Grundlegung des Kirchlichen Rechts. Die rechtstheologische Auseinandersetzung zwischen H.Barion und J.Klein im Licnt des II. Vatikanischen Konzils, Trier 1977. Morsdorf K., Schriften zum kanonischen Recht, hrsg. von W.Aymans-K.-Th.Geringer-H.Schmitz, Paderborn 1989. Rouco-Varela A., Evangelische Kirchenrechtstheologie heute. Moglichkeiten und Grenzen eines Dialogs, в: AfkKKR 140 (1970), сс. 106_136. Saier O., Communio in der Lehre des Zweiten Vatikanischen Konzils. Eine rechtsbegriffliche Untersuchung, Munchen 1973. 5 R. Sohm, Kirchenrecht, I. Die geschichtlichen Grundlagen, Leipzich 1892 (2. Aufl. 1923, Neudruck: Darmstadt 1970), с. 700. 7 Таково согласное мнение A. Rouco Varela-E. Corecco, Sacramento e dirittö antinomia nella Chiesa? Milano 1971, с. 16. 8 E. Corecco, Teolodia del diritto canonico, in: Nuovo Dizionario di teologia, под редакцией G. Barbaglio-S. Dianich, Alba 1976, сс. 1711_1753, здесь: с. 1735. 9 О том, что уже для Фомы Аквинского первая содержит в себе вторую как основной элемент, см. H.U. von Balthasar, Karl Barth, Einsiedeln 1976, с. 273; о значении этой характеристики для прояснения отношения между теологией и философией см. G.Sohngen, La sapienza della teologia sulla via della scienza, in: My Sal, Vol. II, сс. 511_599. 10 J. Ratzinger, Wesen und Auftrag der Theologie. Versuche zu ihrer Ortsbestimmung im Disput der Gegenwart, Einsiedeln-Freiburg 1993, с. 25. 11 О богословско-пастырском характере канонического права см. L. Gerosa, Diritto ecclesiale e pastorale, Torino 1991, особенно сс. 3_8. 12 Cfr. P. Kramer, Theologische Grundlagen des kirchlichen Rechts nach dem CIC 1983, in: AFKKR 153 (1984), сс. 384_398; G. Luf, Rechtsphilosophische Grundlagen des Kirchenrechts, in: HdbkathKR, сс. 24_32. 13 E. Corecco, Il valore della norma disciplinare in rapporto alla salvezza nella tradizione occidentale, in: Incontro fra canoni d " Oriente e d " Occidente.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

84 . Итак, в Египет приходит семьдесят пять душ 1650 , как написано, и таинственный смысл этого — в числе отпущения, потому что после столь великой черствости, после столь великих грехов они оказались бы этого недостойными, если бы им не было даровано отпущение грехов. К Иосифу навстречу спешит Иуда 1651 , то есть «исповедание ошибки» 1652 . Иудейский народ, готовясь прийти, посылает его предвозвестить о себе. Потому и истинный Иосиф, то есть Судья и Посредник Божества, спешит навстречу, так как исповедание уже шествует впереди тех, которыми прежде владело неверие. Посредником Божества является Христос 1653 , так как Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1. 18). В последние времена Он примет состарившийся и обессиленный иудейский народ не по его заслугам, а по избранию Своей благодати, и Он возложит руки на их глаза, чтобы отнять от них слепоту. И потому Он отсрочил их исцеление, чтобы последними уверовали те, которые прежде считали, что не нужно верить, и лишились поэтому преимущества первого избрания. Поэтому и апостол говорит, что ослепление произошло в Израиле отчасти, пока не войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется (Рим. 11. 25). 85 . Итак, деяния патриархов — это тайны будущего. Наконец, сам Иаков так говорит своим сыновьям: Соберитесь, чтобы я возвестил вам, что будет с вами в грядущие дни. Соберитесь и послушайте Израиля, отца вашего (Быт. 49. 1–2)! De Ioseph 1 . Sanctorum uita ceteris norma uiuendi est, ideoque digestam plenius accipimus seriem scripturarum, ut dum Abraham, Isaac et Icob ceterosque iustos legendo cognoscimus, uelut quendam nobis innocentiae tramitem eorum uirtute reseratum enitentibus uestigiis persequamur. De quibus mihi cum frequens tractatus fuerit, hodie sancti Ioseph historia occurrit. In quo cum plurima fuerint genera uirtutum, tum praecipue insigne effulsit castimoniae. Iustum est igitur ut, cum in Abraham didiceritis inpigram fidei deuotionem, in Isaac sincerae mentis puritatem, in Tacob singularem animi laborumque patientiam, ex illa generalitate uirtutum in ipsas species disciplinarum intendatis animum. Nam licet illa diffusiora, tamen ista expressiora sunt eoque facilius mentem penetrant quo magis circumscripta ac determinata sunt.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Язык морали//Этика.М.,2001.С.604). В понимании Мура, «этика-когнитивная, но вместе с тем и интуиционистская наука» (Канке В.А. Этика нравственности. М., 2003. С. 134). Если добро есть неопределенное понятие, оно, вопреки его натуралистической интерпретации, названной Муром «натуралистической ошибкой», квалифицируется как метафизическая категория и является предметом рассмотрения с точки зрения интуиционизма. Но «интуиционизм не противостоит так называемому когнитивизму» (Там же.С.134), когнитивистскому, т.е. дескриптивному методу. В отличие от когнитивизма, сторонники антикогнитивистского подхода к проблеме языка морали полагают, что моральные слова и суждения ничего не описывают, а обладают либо эмотивным, либо прескриптивным, (от лат. praescribo – предписываю, определяю) т.е. нормативным (от лат. norma – норма, правило, образец) значением. Согласно методологической установке антикогнитивистов, моральные суждения выражают либо специфическое нравственное чувство одобрения, когда обладают эмотивным значением, либо выражают характер универсальности и безусловной необходимости моральных предписаний, когда обладают прескриптивным, т.е. нормативным значением (Максимов Л.В. Язык  морали//Этика.М.,2001.С.2001.С.604). В истории английской нравственной философии эмотивизм (от лат. emoveo – потрясаю, волную) обязан своим появлением Альфреду Айеру (1910 - 1989), автору книги «Язык, истина и логика» (1936) (Канке В.А. Этика ответственности. М., 2003.С.138). Айер доказывал, что этические суждения несводимы к утверждениям о фактах. Он критиковал «субъективистов», определявших этические ценности в терминах одобрения, и «утилитаристов», сводивших ценности к эмоциональным переживаниям восторга, счастья и радости (Там же.С.138). Согласно Айеру этические  утверждения следует считать лишь выражением чувств, а не самими чувствами. Эмотивизм был очень популярен вплоть до середины ХХ века (Там же.С.139). Но и эмотивизм, как и интуиционизм, не смог избежать противоречий: эмотивизму не удалось выявить «отличительную характеристику морального дискурса» (Реале Дж.

http://bogoslov.ru/article/1243241

Мера дски титлы Христовы. Источник не установлен. На рисунке длина прямоугольника, служащего единицей измерения поперечной перекладины с сокращенным написанием именования Христа, – 7,7 см. (в А – 8,0 см., в В – 7,9 см.) См. также комментарий к стихотворению Мера возраста Христова. Мерность . Published in Рапепко and PLDR. Место . Taken from Faber, Dominica 16 Post Pentecosten, No. 6 «Qualia esse debeant convivia Christianorum», sect. 7 «Ambitio absit»: «Potest ergo in summo loco esse aliquis humilis, et in imo esse superbus.» Published in Рапепко and PLDR. Место 2. Taken from Faber, ibid., immediately following: «Uti Aristippus ille Philosophus, qui cum a Dionysio Tyranno positus esset ultimo loco dixit: Voluisti nimirum, о Rex, honorare ultimum locum: apud Salmeron. tract. 22. in parab.» The conclusion which Simeon draws from this anecdote is that a low place can be made honourable by a clever man, whereas Faber uses the story to illustrate the opposite truth, that social standing does not always match attitudes, and that a person placed in a lowly position may still be arrogant; which is the message of Simeon " s previous poem under this heading. Published in Рапепко and PLDR. Надежда и страх. Taken from Faber, In Festo Nativitatis Christi, No. 6 «Quid muneris attulerint Christo Pastores», sect. 2 «Agnus, qui est Norma Spei»: «Ut enim orbis caeli in duplici cardine circumagitur, ita homo inter spem et metum secure volvitur. Spes roborat et elevat, ne desperes, timor deprimit, ne praesumas.» Published in Bylinin. Надежда и страх 2. Taken from Faber, Dominica 18 Post Pentecosten, No. 6 «Ad spem quae erigant pusillanimes», Thema: ««Spes ad alta subvehit, inquit S. Greg, timor autem cor inferius premit: una mola sine altera inutiliter habetur. Peccatoris ergo in pectore semper debent spes et formido coniungi: quia incassum misericordiam sperat, si iustitiam non timeat; et incassum metuit, qui non confidit.»» Назирание. Taken from Faber, Dominica 17 Post Pentecosten, No. 8 «Documenta [on the Gospel for the day, viz. Matt. 22.35–46]», sect. 5 «Digniora in proximo attendenda non viliora»: «Quare etiam nos, non quae humilia et vitiosa sunt in proximis nostris, aspicere et commemorare debemus, sed quae sunt magna et laude digna: vilia vero tegere. Illud odii et invidiae, hoc charitatis opus est.»

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010