— Нет? А кто же мне говорил про спи-ри-тизм? — Это вам здешний чиновник, Петр Ипполитович, давеча говорил, — объяснила Анна Андреевна. — Он очень веселый человек и знает множество анекдотов; хотите, я позову? — Oui, oui, il est charmant… знает анекдоты, но лучше позовем потом. Мы позовем его, и он нам всё расскажет; mais après. Представь, давеча стол накрывают, а он и говорит: не беспокойтесь, не улетит, мы — не спириты. Неужто у спиритов столы летают? — Право, не знаю; говорят, подымаются на всех ножках. — О, не беспокойтесь, это ведь — вздор. — Я и сам говорю. Настасья Степановна Саломеева… ты ведь знаешь ее… ах да, ты не знаешь ее… представь себе, она тоже верит в спиритизм и, представьте себе, chère enfant, — повернулся он к Анне Андреевне, — я ей и говорю: в министерствах ведь тоже столы стоят, и на них по восьми пар чиновничьих рук лежат, всё бумаги пишут, — так отчего ж там-то столы не пляшут? Вообрази, вдруг запляшут! бунт столов в министерстве финансов или народного просвещения — этого недоставало! — Какие вы по-прежнему милые вещи говорите, князь, — воскликнул я, стараясь искренно рассмеяться. — Я приведу Петра Ипполитовича, — встала Анна Андреевна. Удовольствие засияло в лице ее: судя по тому, что я так ласков к старику, она обрадовалась. Но лишь только она вышла, вдруг всё лицо старика изменилось мгновенно. Он торопливо взглянул на дверь, огляделся кругом и, нагнувшись ко мне с дивана, зашептал мне испуганным голосом: — Cher ami! О, если б я мог видеть их обеих здесь вместе! О, cher enfant! — Князь, успокойтесь… — Да, да, но… мы их помирим, n " est-ce pas? Тут пустая мелкая ссора двух достойнейших женщин, n " est-ce pas? Я только на тебя одного и надеюсь… Мы это здесь всё приведем в порядок; и какая здесь странная квартира, — оглядывался он почти боязливо, — и знаешь, этот хозяин… у него такое лицо… Скажи, он не опасен? — Хозяин? О нет, чем же он может быть опасен? — Так что же? — Rien, rien du tout… Mais je suis libre ici, n " est-ce pas? Как ты думаешь, здесь ничего не может со мной случиться… в таком же роде? — Но уверяю же вас, голубчик… помилуйте! — Mon ami! Mon enfant! — воскликнул он вдруг, складывая перед собою руки и уже вполне не скрывая своего испуга, — если у тебя в самом деле что-то есть… документы… одним словом — если у тебя есть что мне сказать, то не говори; ради бога, ничего не говори; лучше не говори совсем… как можно дольше не говори… Он хотел броситься обнимать меня; слезы текли по его лицу; не могу выразить, как сжалось у меня сердце: бедный старик был похож на жалкого, слабого, испуганного ребенка, которого выкрали из родного гнезда какие-то цыгане и увели к чужим людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В Арагоне активная переводческая деятельность способствовала формированию каталанского языка. Во многом под влиянием болонской школы юриспруденции велась работа по кодификации права, составлялись хроники (напр., «Libre dels Feyts»). В отличие от Кастилии в Арагоне значительно большее участие в общем культурном процессе приняли церковные деятели (канонист Раймунд Пеньяфортский , богословы Луллий Раймунд , Арнольд из Виллановы и др.). Распространение в Арагоне ересей и влияние инквизиции способствовали появлению полемических сочинений. Так, Таррагонский архиеп. Пере д " Албалат составил одно из первых детальных описаний инквизиционного процесса, а также богословское соч. «Сумма семи таинств» (Summa septem sacramentorum). Лит.: González J. Las conquistas de Fernando III en Andalucía//Hispania. Madrid, 1946. N 25. P. 515-631; idem. Repoblación de Castilla la Nueva. Madrid, 1975. 2 vol.; Lacarra J. M., Vázquez de Parga L., Uría Riu J. Las peregrinaciones a Santiago de Compostela. Madrid, 1948-1949. 3 t.; Procter E. S. Alfonso X of Castile. Oxf., 1951; Pastor de Togneri R. Las primeras rebeliones burguesas en Castilla y León (siglo XII): Análisis histórico-social de una coyuntura. Buenos Aires, 1965; Palomeque Torres A. Episcopologio de las sedes del reino de León. León, 1966; Burns R. I. The Crusader Kingdom of Valencia: Reconstruction on a XIIIth Cent. Frontier. Camb. (Mass.), 1967. 2 vol.; Soldevila F. Els primers temps de Jaume I. Barcelona, 1968; Linehan P. The Spanish Church and the Papacy in the XIIIth Cent. Camb., 1971; idem. Spanish Church and Society, 1150-1300. L., 1983; Lacarra J. M. Aragón en el pasado. Madrid, 1972; idem. Historia del reino de Navarra en la Edad Media. Pamplona, 1975; Linage Conde A. Los orígenes del monacato benedictino en la Península Ibérica. León, 1973. 3 vol.; Moreta Velayos S. Rentas monásticas en Castilla: Problemas de método. Salamanca, 1974; Gutton F. L " Ordre d " Alcantara. P., 1975; O " Callaghan J. F. The Spanish Military Order of Calatrava and its Affiliates.

http://pravenc.ru/text/674995.html

По сим уважениям, долгом поставляю представить при сем Св. Синоду в подлиннике упомянутую печатную статью на французском языке на 30 страницах, с указаниями и замечаниями на оную, прописанными выше. Иметь всё это в виду, может быть, небесполезно для дел и ныне; а в будущем оно, вероятно, уяснит хотя отчасти и обличит злобные нападки на священное дело воссоединения и бедную мою личность – а этой личности не долго уже бороться в сей временной жизни. 30. Выписка из книги на французском языке «Рим», о том же ROME. XLVII. La mère Makrena an couvent de la Trinité-des-Monts. – Histoire de son martyre. – Visite de l’auteur à cette sainte abbesse. Rome, le 28 mars. Je souffrais l’autre jour d’un de ces accès de tristesse vague que vous m’avez reprochés si souvent, et comme vous n’étiez plus là pour conjurer le mal par votre amitié et votre tranche gaieté, je résolus d’aller chercher des consolations auprès de cette pieuse abbesse dont je vous ai parlé déjà, qui trouve de saintes et salutaires paroles pour guérir les misères de l’âme. M me Eugenie de Bouchot, portière de la Trinité-des-Monts, me reçut, comme toujours, avec une aimable bienveillance; mais elle m’avertit que M me de Coriolis n’était pas libre dans ce moment. «Je l’attendrai, si vous voulez bien le permettre», lui dis-je. Elle me conduisit alors au parloir du premier étage, grande pidèe, pavée de vilaines briques grossières, n’ayant pour tous meubles que des chaises de paille, une table et un secrétaire en bois de noyer, pour tout ornement qu’une petite statue de la sainte Vierge, placée entre deux vases de verre bleu, et quelques gravures pieuses, le tout reluisant de propreté. C’est dans cette modeste chambre que la supérieure de la Trinité-des-Monts reçoit parfois des personnages de la plus haute distinction, prélats, cardinaux, princes, ambassadeurs, qui viennent lui demander des renseignements et des conseils. J’ouvris l’Imitation de Jésus-Christ, qui se trouvait sur la table, et je lus plusieurs chapitres de cet excellent livre.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

159 Паульсен, Введение в философию, стр. 2: «Животное видит и слышит, имеет, пожалуй, представления и воспоминания, но оно не останавливается на них; они приходят и уходят разъединённо, как они сложатся в естественном ходе вещей они имеют своё значение лишь как мотивы для воли. В человеке интеллектуальна деятельность вырывается из услужения потребностям, в нем пробуждается теоретический интерес; он собирает и рассматривает доставляемые восприятием элементы и не успокаивается до тех пор, пока не свяжет их в единое совокупное содержание вещей». 160 История вопроса о свободе воли довольно подробно изложена в монографии Фонсегрива: < Fonsegrive, А. > Essal sur le libre arbitre, Paris, 1887: о положении этого вопроса в современной философской литературе можно составить довольно ясно представление по сборнику статей О свободе воли в Труд. москов. психол. общ., вып. 3, Москва, 1889. 161 Этот предельный пункт объяснения в человеке существует не в отношении себя самого, а только в отношении других людей, внутреннего мира которых мы не ведаем. Если бы нашёлся такой человек, который в отношении себя самого решительно был бы не в состоянии объяснить, почему ему захотелось сделать известное дело, и всё-таки сделал его, то, по верному замечанию Шеллинга, он в этом случае и на этом основании не мог бы приписывать себе безусловную свободу воли, потому что в отношении себя самого он не имел бы никакого права остановиться пред последним объяснением своего поступка, что он сделал известное дело просто по глупости, – Untersuchung. über das Wesen d < er > menschlich. Freiheit, Werke, Bd. VII, Abth. I., S. 382. 162 Kritik d < er > rein < en > Vernunft, S < ämmtl. > Werke, Bd. III, S. 372–373, 380–385. Срав. толкование свободы у Шопенгауэра. Свобода воли и основы морали, р < ус. > пер., Спб., 1887, стр. 211–216, сравн. стр. 67–70, 84–89. 163 Переписка Спинозы, р < ус. > пер. Спб., 1891, стр. 365. Срав. определение свободы у Шеллинга, Untersuchung. < über d < as > Wesen d < er menschl. > Freiheit, S. 384

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сборник «Urbi et Orbi» произвел сильное впечатление. А. Блок пережил недолгое, но страстное увлечение поэзией Брюсова: о книге он написал две восторженные рецензии; стихотворная техника мэтра, его культ рифмы, богатство ритмики, vers libre, звуковые сочетания — повлияли на его лирику. «Урбанизм» Брюсова открыл для Блока новую область «городских тем». Еще более горячим поклонником Брюсова был А. Белый: он подражал ему, боролся с ним, «преодолевал» его. Летом 1904 года, в Шахматове, главной темой бесед между Блоком и Белым была поэзия Брюсова. В «Воспоминаниях о Блоке» Белый пишет: «Отношение нас, молодежи, к поэзии Брюсова было двусмысленно: ведь вожаком признавали мы Брюсова; мы почитали слияние поэта с историком, с техником; он был единственным „мэтром“, сознавшим значение поднимаемых в то время проблем. В. Иванов, не живший в России… блеснул, озадачил, очаровал, многим он не понравился; и — он уехал; его мы не знали; Бальмонт не играл никакой уже роли; З. Гиппиус уходила в „проблемы“, отмахивалась от поэзии; Ф. К. Сологуб, как поэт, не приковывал взоров… Брюсов был для нас единственным „мэтром“, бойцом за все новое, организатором пропаганды; так, в чине вождя и борца подчинялись ему… Был Брюсов — „фигурой“, самый контур его, как создателя „Urbi et Orbi“ — значительней прочего; „Urbi et Orbi“ — завоевание страны… В „приеме“, как тигр в камышах, залегал, притаившийся Брюсов, чтобы в прыжке явить подлинный, устрашавший нас облик сурового мага… Я знаю, что Брюсов действительно увлекался магизмом; и раньше еще он забрел в спиритизм; он не брезгал сомнительной атмосферой гипнотических опытов; гипнотизировал он, заставляя служить себе, гипнотизировал долго меня, Соловьева и Эллиса». Белый, только что написавший статью «О теургии», ждал сочетания поэзии с мистикой; ему казалось, что под брюсовской «техникой» таится черная магия, что автор «Urbi et Orbi» мечтает о соединении поэзии с магией; что линия его враждебна «соловьевской» линии, которую бережно охраняли Белый, Блок и Сергей Соловьев. Брюсов понимал, что «Золото в лазури» Белого и «Стихи о Прекрасной Даме» Блока основаны на недоступном ему мистическом опыте; что «младшие» воспевают явление Вечной Женственности, видят зори и слышат звуки, которых он не видит и не слышит. И он не скрывал своей зависти и обиды. В сборнике «Urbi et Orbi» помещено послание «Младшим» с эпиграфом из Блока: «Там жду я Прекрасной Дамы». Оно трогательно по наивному выражению ревности мага к тайному знанию юных «посвященных». Они Ее видят! Они Ее слышат! С невестой жених в озаренном дворце! Светильники тихое пламя колышат, И отсветы радостно блещут в венце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

1220  Etude sur 1’oeuvre de la rédemption. I. Le fondement historique. Theologie du Nouveau Testaments. Tome second. L’enseignement des Apotres par Jules Bovon professeur à la Faculté de théologie de 1’Eglise èvangelique libre du canton de Vaud. Lausanne. 1894. Page 320–326. 1221  Просветитель, или обличение ереси жидовствующих, Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого, изданное в Православном Собеседнике. Казань. 1855. Стр. 47, 385 и далее, 391. 1223  Книга о вере единой, истинной, православной, и о святой Церкви Восточной... Москва. 1648, глава 30. 1224  Полное заглавие этого сочинения следующее: Ordo temporum a principio per periodos oeconomiae divinae historicas atque propheticas ad finem usque ita deductus ut tota series et quarumvis partium analogia sempiternae virtutie ac sapientiae cultoribus ex scriptura V. et N. T. tanquam uno revera documento proponatur. Stutgardiae. Anno 1741. 1225  Ordo temporum. Cap. VII. Pag. 296–326. Ср. изложение системы Бенгеля у Оберлена: Der Prophet Daniel und die Offenbarnng Iohannis. Basel. 1854. S. 367–381. 1227  Частные недостатки системы Бенгеля указаны у его последователя хилиаста Оберлена в его известном сочинении: Der Prophet Daniel und die Offenbarung Johannis... S. 369–372. 1231  Все эти сведения были сообщены в Правительственном Вестнике, см. также Вера и Разум, 1898 г., май. III, 254–258 стр. 1233  Migne. Patr. Curs. Compl. Ser. gr. T. VIII. Col. 1824. Adnotationes Feuardentii in lib. V Contra haereses Irenaei. 1234  Слово Святого Ипполита об антихристе. Москва 1868 г. Стр. 70. У Невоструева же мы заимствовали и некоторые из вышеприведённых сведений о мухаммеданстве. Стр. 60–72. 1237  Сочинения Преподобного Максима Грека , изданные при Казанской Духовной Академии. Часть первая. Стр. 131 и следующая. Слово второе о том же к благоверным на богоборца пса Моамефа, в нём же и сказание страсти о кончине века сего. 1238  Antichristus Mahometes, ubi non solum per S. sanctam Scripturam, verum etiam per omnes alios probandi modos demonstratur Mahometem esse antichristum. Arastel. 1666. Около этого же времени вышло в свет сочинение Валлиха под заглавием: Beschreibung Türkischer Religion, Leben, Wandel und Tods Mahomets und Vergleichung beider Orientalischen und Okzidentalischen Antichristen. 1659.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

человека благородных, возвышенных, но – правда – ложных принципов. Каждое заблуждение, конечно должно иметь вредные последствия; таковые последствия, с точки зрения современного атеиста, должна иметь и религиозная вера, но он видит для нее много смягчающих обстоятельств – он признает, что эта, с его точки зрения, pia fraus полезнее и благотворнее того «не знаю», которое только единственно он может сказать в ответ на вековечные вопросы. Затем, современный мыслитель, не принимающий положительной религии, libre penseur, вообще говоря, не столько атеист или пантеист, сколько скептик, – он во всем сомневается и в глубине души у него всегда таится сомнение – точно ли выбранное им мiponohuмahue есть наилучшее? Будучи в глубине души скептиком, мыслитель понимает прекрасно, что для житейского обихода очень недостаточно одной скептической философии, что нужно нечто положительное, нужны некоторые устои и что такие устои можно находить в религии. Конечно, религия с ее мистицизмом, откровением, догматами в его глазах есть тормоз для свободного исследования истины, но с другой стороны он признает, что она заключает в себе много добрых правил, освящает требования морали, и что в конце концов догматы религии не хуже догматов любой философии. Отсюда и служитель религии, будет ли он служителем церкви или только ученых, защищающим религиозные начала, в глазах современного атеиста является лицом, вполне заслуживающим уважения, – он видит в нем разномыслящего собрата (собрата по занятиям философскими вопросами), и в его глазах этот собрат является даже окруженным некоторым возвышенным ореолом: он защитник умирающих идеалов – возвышенных, благородных, но умирающих, он – жертва святой иллюзии. Современный мыслитель, конечно, считает себя несколько выше этого собрата, молящегося тени, но он слишком развит для того, чтобы не оценить достоинств святой молитвы. Человек, молящийся небу об очищении своего сердца и оправдании своего духа, не виноват в том, что небо не слышит его, потому что оно пусто; если небо не может, то люди должны оценить благородный характер его молитвы. Во имя этого и многих иных по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как всеобщий двигатель, причиняющий все образы бытия, Бог сообразуется с их природой, причем остается различие и на долю особой причинности чрез свободу, относительно которой даются такие, напр., неясные и неточные определения, что Deus voluntatem non ex necessitate ad unum determinat (de potentia, qu. 3, cp. de Malo, q. 6. S. Th. 1a, 2ae, q. 10, a. 4, q. 113, a. 3), хотя тем не менее Deus est causa liberi arbitrii (la, q. 19, a. 12, a d 3). 110 «Sic Deus est causa actionis cuius libet inquantum dat virtutem agendi; et inquantum conservat eam, et inquantum applicat actioni, et inquantum eius virtute omnia alia virtus agit (De potentia, q. III, a 7). 111 Garrigou-Lagrange. Dieu. 6 ème ed., épilogue; его-же Promotion physique в Dict. de Théol. Cath., t. XIII, I. 1936; ряд статей в Revue Thomiste, Recherches de science rel., Revue de Phil, и др. его противником яbляemcяd’Alès. Providence et libre arbitre, статья Providence в Dict. Apolog. II. Cp. полемические труды Schneemann. S. J. в его истории конгрегаций de auxilio, Fribourg, 1881 и Dummermuth. O. P. St. Thomas et doctrina praemotionis physicae. Paris, 1886. Synavé. Prédetermination non nécessitante et préd. nécessitante в Revue Thomiste и др. статьи в названных журналах (литература, см. в Molinisme P. C. Th, X, 2, 2179–2183). F. H. Guillermin. De la grace suffisante(Revue Thomiste, 1901–3). 112 Oportet omnium voluntatum et electionum motus in divinam voluntatem reduci, non autem in aliquam aliam causam, quia solus Deus nostrarum voluntatum et electionum causa est (Contra gentil., 1. III, c. XCt). 113 ...«non repugnat libertati quod Deus est causa actus liberi arbitrii (la q. 19. a, 12, ad. 3). 114 Вот, основной текст (Ia, IIae, q. 10, a. 4): quia igitur voluntas est activum principium non determinantur ad unum, sed indifferenter se habens ad multa, sic Deus ipsam movet, quod non ex necessitate ad unum determinat, sed remanet motus eius contingens et non necessanus, nisi in his ad quae naturaliter movetur. De Potentia, a.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1658 . Dalmais l.-H. L’oeuvre spirituelle de Saint Maxime le Confesseur. Notes sur son développement et sa signification//Supplément de La vie spirituelle. 1952. 21. 216–226. 1659 . Dalmais l.-H. St Maxime le Confesseur et la crise de l’origénisme monastique//Théologie de la vie monastique 1 .600). P. 1961. 411–421. 1660 . Dalmais l.-H. L’héritage évargien dans la synthèse de saint Maxime le Confesseur//StPatr. B. 1966. 8. 356–363. (TU 93). 1661 . Dalmais l.-H. Maxime le Confesseur//DS 1980. 10. 836–847. 1662 . Dalmais l.-H. L’innovation des natures d’après S. Maxime le Confesseur (à propos de Ambiguum 42)//StPatr (Papers Presented to the 7 th International Conference on Patristic Studies held in Oxford 1975/Ed. Livingstone E. A.) 1984. 15:1. 285–290. 1663 . Dalmais l.-H. La manifestation du Logos dans l’homme et dans l’Église. Typologie anthropologique et typologie ecclésiale d’après Qu. Thai. 60 et la Mystagogie//Maximus Confessor 4 .1694). 13–25. 1664 . Dalmais I.-H. Les lignes essentielles de la vie spirituelle selon S. Maxime le Confesseur//StPatr 1989. 18:2. 191–196. 1665 . Dalsgaard Larsen В. Les traités de l’âme de saint Maxime et de Michel Psellos dans le Parisinus Graecus 1868//Cahiers de l’lnstitut du Moyen Âge grec et latin. København 1979. 30. 1–32. 1666 . Des Places E. Maxime le Confesseur et Diadoque de Photicé//Maximus Confessor 4 .1694). 29–35. 1667 . Doucet M. Vues récentes sur les «métamorphoses» de la pensée de saint Maxime le Confesseur//Science et Esprit. Montréal. 1979. 31. 269–302. [Критика общей позиции А. Риу и Ж. М. Гаррига, находящих в воззрениях преп. Максима процесс «самокоррекции», связанный с течением жизн. событий]. 1668 . Doucet М. Est-ce-que le monothélisme a fait autant d’illustres victimes? Réflexions sur un ouvrage de F. M. Léthel//Science et Esprit. Montréal. 1983. 35. 53–58. 1669 . Dragas G. D. The church in Saint Maximus’ mystagogy//Irish Theological Quarterly. 1987. 53:2. 113–129. 1670 . Farahat K. La doctrine sur la grâce et le libre arbitre chez St. Maxime le Confesseur//ST 1987. 39:6. 100–113.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Протоиерей Арсений Рождественский Список сочинений, на основании которых написано исследование Bosf. Dictionnaire d " Histoire Ecclésiastique. Par Jean-Augustin Bost, Pasteur. Paris. 1884. Cart. L’Armée du Salut à Neuchatel. Par y. Cart, Pasteur. Neuchatel. 1883. Брошюра. 1–22 стр. C-tesse de Gasparin. Lisez et jugez. Armée-soi-disant-du Salut. Sixième édition. Genève. 1884. Брошюра. 1–77 стр. Discours. L’Armée du Salut. Son présent, son passé et son avenir. Discours prononce à Londres le 4 février, 1881 par le général de L’Armée du Salut. 1–15 стр. Impartialité. Nouveaux et importants documents concernant l " Агтéе du Salut. 1883. Брошюра 1–24 стр. Jugements. Quelques jugements portés sur l " Агтéе du Salut. Брошюра 1–15. L’Armee du Salut. En somme qu’est – се done que l " Агтее du Salut? Брошюра. 1–7. La République Française. Газета. La Vie Sainte. La Vie Sainte ou се qu " enseigne l " Агтéе du Salut sur la Sanctification. Paris. Брошюра. 1–57 стр. L» Eclair. Газета. Le Figaro. Газета. L’lntransigeant. Газета. Le Matin. Газета. Le Mémorial Diplomatique. Журнал. Le Patriote illustré. Журнал. Le Temps. Газета. Lortsch. L’Armée du Salut et les églises. Par. D. Lortsch, pasteur de l " église libre de Nimes. Genève. 1891. Брошюра 1–30. Ord. et Reg. Ordres et Règlements pour les officiers de l’Armée du Salut, Par le général. Paris. I–XVI, 1–508 стр. Ord. ef Reg. pour les Soldats. Odres et Règlements pour les Soldats de l’Armée du Salut. Paris. 1890. Брошюра. 1–63 стр. Peyre-Courant. E. Peyre-Courant, avocat, à la cour de Paris. L’Armée du Salut à Paris. Paris. 1889. 1–109 стр. Peyron. Réflexions et Expériences d’un Salutiste. Par Albin Peyron. Deuxième édition. Paris. 1–302 стр. Pilatte. Un coup d’ail dans le Salutisme. Par Léon Pilatte. Paris. 1885. Брошюра. 1–96 стр. Pressensé. L " Armée du Salut. Статья в Revue Politique et Littéraire. 1883, 9. Saint-Lanne. Dictionnaire illustré des contemporains. Par Emile Saint-Lanne. Paris. 1891. Бутс. В трущобах Англии. Перевод с английского под редакцией и с предисловием Р. П. Сементовского. СПБ. 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010