403 Прямые указания на это находим у Тертулл. (II в.) De praescr. haeret. с. 40, у Златоуста in Genes homil. 48 n. 6; у Зенона веронского (III в.) Liber 1 Tit. 11 de spe, fid. et. charit. n. 4; у блаж. Августина – De bono conjug. c. 8 n. 21. De genes ad litt. IX c. 7. См. Православн. Догматич. Богословие преосв. Макария, т. II, стр. 485 – 486, изд. 1868 г. 407 Григор. Богослов, повествуя о торжестве совершения брака Олимпиады, говорит: «и я присутствую духом и волею и вместе совершаю празднество и сочетаваю юные руки рукою Бога». (Письм. 57). Он же называет себя сочетателем. Твор. Св. Отец, рус. пер., т. 3 стр. 288. 410 Мефод. Патарск. в своей книге: «Пир десяти дев», изображая небесное торжество обручения девственницы со Христом и пользуясь для этого образами, взятыми из употребительного в то время церковного венчания брака, влагает в уста девственницы, между прочим, такие слова: «обхожу со Христом окрест безначального и бессмертного Царя» (без сомнения, тут разумеется обхождение кругом престола). См. выше цит. место. Григорий Бог . называет себя невестоводителем, Тв. св. отц. т. 3, стр. 288. 411 Клим. Алекс. Paedagog. III, с. II; Strom. III, 21, § 12. Тертулл. ad uxor, liber II, c. 8. 9. Bac. Велик Бесед. на Шестоднев VII, в Тв. Св. Отц. V, 132. Амвр. Медиол. epistol. 70 ad vigil. Златоуст, in Genes hom. 48 п. 6. Подробные цитаты приведенных свидетельств и других см. у преосв. Макария. Прав. Догм. Богосл. т. II, стр. 484–485 и в «Прибавления к изданию твор. Св. отец», в ст. «О церков. благосл. и венчании брака», ч. 17, стр. 221–232. 415 У нас, напр., Оршанский, см. «Духовной суд и семейное право» в Журн. Гражд. и Торгов. права, 1872 г. 3 и 4 кн. 416 Только в IX в. установлением императора Льва философа. Неволин История рос. гражд. законов, I, § 93. 425 См. об этом статью «К истории литургической стороны таинства брака». Катанского, в «Христ. Чтении». 1880 г. ч. 1. стр. 104. 427 Jus Graeco-Rom. Leunclav. libr. II. Novell A. Kom. XI p. 145 p. Указанн. постановл. A. Комн. см. в Приб. Тв. Св. От. 17 т. стр. 241–244.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

Марк. De baptism., col. 1016D. Исихий. lib. cit. II, 13, col. 1516. 2729 Интересно сопоставить след. места из Макария E. H. IV, с. 3, col. 473С, где упоминаются νψις, σπουδη и προσοχ и Homil. XVI, C. IX, col. 620В, а также Исаака С. Λ. XXXVIII, σ. 244 и Λογ. LX, σελ. 360, Λογ. XXVI, σελ. 168. 2732 Василий B. Homil. С 41, T. XXXI, col. 200B. Cp. ИсаакС. Λ. XXXVIII, σ. 244. Макарий Е. H. IV, c. III, coli 473C. Антоний B. Lib. cit col. 974C. 2746 1Кор.12:10 . Евр.5:14 . Puм.14:I . Cllfr.·Grimm, ρ. 95. Антоний B. Interrogationes, col. 1096D–1098A. Cp. Макарий E. De patientia et discretione, c. XIII, col. 876B. De elevatione mentis c. III, col. 892B. H. IV, c. I, col. 472D. Исаак C. Λ. XXXVIII, σ. 243, 244. Verba Senior. I, 12, col. 856C; X, 59, col. 922C; X, 20, col. 915D–916A. (Cp. Древн. Патерик, § 24, стр. 195–196) X, 91, col. 928D–929A. Древн. Патерик, XXI, 9, стр. 475; § 26, стр. 476. 2747 Макарий E. De patientia et discretione, c. XIII, col. 876B. Cp. H. IV, c. I. col. 472D. De elevatione mentis c. III, col. 892B. 2749 Verba Senior. I, 12, col. 856C: custodire, et semetipsum considerare, et discretionem habere, haec tria operationes sunt animae. 2750 Марк П. De baptism. col. 1016D. Cp. Apophthegm., § 29, col. 117C. Verb. Senior. I, 12, col. 856C. 2751 Ср. Макарий Е. De patientia et discretione, c. IX, col. 872C. Cp. De libertate mentis, c. V, col. 940A. 2756 Cp. E. Игнатий (Брянчанинов). О терпении. T. 1, стр. 318: «самоукорение есть обвинение себя в греховности, общей всем человекам и в своей частной». Ср. Зрение греха своего. Τ. II, стр. 126. 2759 Ср. Исаак C. Λ. LX, σ. 360. Cp. Ε. Ф. Начерт., стр. 205: «подвиг трезвения или бодрствования – самый важный и начальный в духовной жизни». 2761 Ср. Макарий E, Lib cit. De perfectione in Spiritu c. XIII, col. 849C. Cp. И. Кассиан. De coenobior. instit. lib. V, c. XIV, col. 229B: Studium mentis. 2775 Cp. И. Златоуст. Non esse ad gratiam condonandum, c. IV. In Genes. Homil XI, c. II. T. LIII, col. 93. Cp. Нил C. Tractat, ad Eulogium.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

II, c. 9)?    Paedagog. III, c. II; Strom. III, 21, § 12.    Epist. Himerium Tarrac. cap. 4.    Epist. ad Victricium Rothomag. cap. 6.    De praescr, haeret, c. 40. В другом месте: sufficit inter ista, si Creatoris magna sunt apud Apostolum sacramenta, minima apud haereticos. Sed ego autem dico, inquit, in Christum et ecclesiam. Habet interpretationem, non separationem Sacramenti. Ostendit figuram sacramenti ab eo praeministratum, cujus erat utique sacramentum (Adv. Marcion. V, 18).    ... τ τα σεμνα του γαμου εκπομπεεις μυστρια?... υπ τς τυ θεου ροπς συγ­κροτομενοι... (in Genes. homil. XLVIII, n. 6).    De Abraham. I, cap. 7… gratiam solvat; et ideo, quia in Deum peccat, sacramenti coelestis amittit consortium.    Haec conjugalis affectus duos homines sacramento venerabili unam cogit in carnem (L. 1, Tr. II, de spe, fide et char. n. 4).    De bono conjugal. c. 18, n. 21; cfr. c. 24, n. 32.    De Genes. ad litt. IX, c. 7; cfr. de pecc. Orig. XXXIV, n. 39; XXXVII, n. 42.    Renaudot. de la perpetuite... T. V, liv. 6, chap. 1; Asseman. Bibl. Orient. T. III, part. I, p. 356; T. III, part. II, p. 319 et squ.    Смысл молитвы такой: «Господи, Боже наш! Как сии сочетавающиеся лица украшены теперь, во имя Твое, венцами; так, силою Твоего благословения, венчай и укрась супружеский союз их славою и честию, да пребудет этот союз честным и славным и ненарушимым до конца их жизни, и да сияют они взаимною верностию и чистотою нравов, как светлыми венцами».     Εκαστος γαρ τ διον απλαβεν. αρα γαμος εστιν οτος γινμενος κατα Χριστν, γαμος πνευματικς και γννησις πνευματικ,.., πνευματικς ολος…, in Ephes. hom. XX, n. 5.    См. выше примеч. 1491. 1496. 1500. И еще: ut in Deo nubas secundum legem et Apostolum, si tamen vel lioc curas, qualis es, id matrimonium postulans, quod iis, a quibus postulas, non licet habere, ab episcopo monogamo, a presbyteris et diaconis… (Тертулл. de monog. c. XI).    Васил. вел. на шестод. бесед. VII, 5; Григор. Богосл. письм. к Прокоп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

c. XXIX, col. 1132В. Максим И. Lib. cit. IV, 33, col. 1056. 2779 In Genes. Homil. V, c. II. T. LIII, col. 50. Cp. Conciones VII de Lazaro. IV, c. IV, col. 1011. 2780 Григорий Б. называет совесть внутренним, собственным судялищем. (Or. XXXVI, С. VIII. T. XXXVI, col. 276С), а по его достоинству неложным судилищем. Or. XVI, c. V. T. XXXV, col. 941A. 2821 Ср., напр., Нил C. Sermo in effatum illud Evangelii, quod dicit: Nunc qui habet sacculum, tollat, etc. c. IV, col. 1269B. 2823 Он же. Lib. cit., col. 1269В. Cp. Peristeria Sect. IV, c. I, col. 825C. Apophthegm. Patrum, col. 165B, § 9, 10. И. Кассиан, Collat. XIV, c. X, col. 972A. 2824 Λ. LVI, σ. 336. Cp. Λ. I, σ. 5–6. Λ. XXX, σ. 189–190. Λ. XI, σ. 65. И. Златоуст. In Genes. T. LIII, col. 323–324. In Ep. ad Ephes. T. LII, col. 152. 2830 И. Златоуст. De precatione 1. T. L, col. 775. Cp. слова И. Златоуста, Приведенные y Максима И. T. ХСИ, col. 809А. Ср. Григорий H. De or. Domin. T. XLIV, col. 1124A. 2839 Подобную же мысль выражает и препод. И. Кассиан. По его словам, как устроение (structura) всех добродетелей стремится к совершенству молитвы (ad orationis perfectionem), так и сами они ни в коем случае не могут быть твердыми и постоянными (firma vel stabilia), если не будут соединены и скреплены вершиною этой добродетели (nisi hujus culmine haec omnia fuerint colligata atque compacta). Как без добродетелей нельзя успешно приобрести постоянства в молитве, так и без этого последнего невозможно в точности выполнить добродетели. Collat. IX, c. II, col. 771В-772А. 2848 Изречение «старца». Yerba Seniorum. XII, 12, col. 942D (cp. Патерик, §15, стр. 287): assidua oratio cito corrigit mentem. 2859 Ср. проф. Лопатин. Метод самонаблюдение в психологии. Вопр. фил. и психол. 1902. Март-Апрель, стр. 104O: связь психического с физическим «одинаково обнимает и низшие явления психической сферы и самые высшие. Мы не знаем таких фактов внутренней жизни, для которых мы имели бы решительное основание не предполагать абсолютно никакого физического коррелята». 2868 Cp. Исаак C. Λ. LVI. c. 336. Cp. И. Кассиан. De coenobior. instit. lib. V, C. XXI, col. 239B.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Ambros . tom. IV. in Apoc. de vision. III. p. 650. August . Opp. tom. V. Enarr. in Ps. 40 . tom IX. de civit. 6. Lib. XXII. p. 890. – tom. VI. Enarr. in Psal. 103. Ser. IV. p. 485. – Athan . Alex. tom. II. quaest. ad Antioch. p. 392. Chrisost . Tom. XI. Homil. XX in Epist. ad Ephes. p. 147. August . Tom. VI. Enarrat. in Psal. 138. p. 965. Damascen . Tom. II. in Epist. Paul. ad Ephes. p. 191. Cyrill . Alex. Glaphir. in Genes. p. 12. – Cf. Clem. Rom. Ep. II. ad Cor. c. 14: « Церковь есть тело Христово, ибо Писание говорит: «и сотвори Бог… мужа и жену». Муж есть Христос, а жена – Церковь », Schanz 563. 79 Святые отцы и учители Церкви, как, наприм., Iust . Dial. c. Tryph. n. 63. Theop . Послания к Автолику lib. II. n. 14. Orig . De orat. n. 20. C. Cels. ib. III. n. 52 строго разграничивают между Церковью как «телом Христовым» и Церковью (­ моментом Церкви) как только «собранием» или «обществом» верующих; – разграничивают в том именно смысле, что наименование Церкви «обществом» или «собранием» верующих есть, по их мнению, не собственное, но ограниченное и узкое для «полноты Наполняющего все во всем», и что оно означает только один из моментов определения Церкви. Св. Иустин мученик прямо говорит о том, что верующие имеют «одну синагогу (собрание) и одну Церковь », т.е. что первая не есть последняя и последняя не есть первая. Ср. М. Филар . Слова. IV. 183: «Христианство соединяет нас, братия, союзом более тесным , нежели общество просто человеческое, – союзом не только единой власти, взаимных нужд, общей пользы, но и союзом единой жизни . По учению апостольскому и церковному, все мы под главою Христом едино тело есмы». Ср. IV. 324. См. введение, а также у Klientoth ’a 213–4; 238–42. 82 Iust . Dial. c. Tryph. n. 63. – Из западных богословов, потрудившихся над разъяснением вопроса об отношении И. Христа к христианству, выдается Schleirmacher Fr. Der chr. Glaube. Reutling. 1828. 1-er Bd. § 18. 1. См. также Voigt . Fundamentaldogmatik. Gotha. 1874. S. 350. 83 Очень жаль, что, подобно некоторым другим, и этот главнейший член христианского вероучения так извращен и так дерзко попран различными сектантами, что мы, православные, точно начали страшиться называть Господа И.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

1430 Святой Иоанн Златоуст представляет при этом Бога так говорящим к Адаму: “какого снисхождения заслуживаешь ты, забывший Мою заповедь и дерзнувший предпочесть словам Моим даяние жены? Ибо хотя и жена дала, но Моя запо­ведь и страх наказания достаточны были для того, чтобы удержать тебя от вку­шения. Или ты не знал, или не ведал? Потому-то, заботясь о вас, Я и предсказал, чтобы вы не подверглись сему, – так что, хотя жена настроила тебя к нарушению заповеди, но и ты не безвиновен. Ты обязан был иметь еще большую веру в Мою заповедь и заботиться не только о том, чтобы самому не вкусить, но чтобы и жене показать величие преступления, ибо ты глава жены и для тебя она создана. А ты извратил порядок, и не только ее не исправил. но и сам пал вместе с ней”. И далее замечает с своей стороны: “Рассмотри и слова мужа: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел ( Быт. 3:12 ). Тут нет никакой необходимости, никакого принуждения, но избрание и свобода: только дала, а не принудила, не заставила” (in Genes. homil. XVII, n. 4. 5). 1432 Блажен. Августин говорит: “кто дерзнет сказать или верить, чтобы Бог не имел силы воспрепятствовать падению ангела, или человека? Но Бог восхотел лучше предоставить это их собственной свободе” (de civit. Dei XIV, 26). И в другом месте, решая тот же вопрос, зачем Бог попустил падение человека, отвечает: “я не могу проникнуть в глубину Его намерений, и сознаюсь, что эти вещи превышают мои силы” (de Genes. ad litt. lib. II). 1434 Apud Phot. Biblioth. cod. CCXXIX, p. 1548. Таже мысль встречается у святого Амвросия (de parad. cap. VIII, n. 41). 1435 Мы уже замечали, что отступать от буквального смысла Моисеева сказания о первобытном состоянии и падении наших прародителей нет никакого основания. А потому ложно мнение енкратитов (apud Clem. Strom. III, 12, 13), манихеев (apud Augnstin. de morib. Manich. c. XIX) и других еретиков последующего времени, будто заповедь Божия Адаму и Еве состояла собственно в запрещении им супружества, и грех их – в поступке против этой заповеди,– когда, напротив, известно, что Бог, как только сотворил первых людей, мужчину и женщину. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ), и тогда же преподан им закон супружества: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт. 2:24 ). Все это было еще до искушения от змия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

190 Язык их (богов Вавилонских) выстроган художником... и не могут говорить (Послан. Иерем. ст. 7. срав. ст. 58). Рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии ( Ис. 10:10 ). Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными? (Иерем. 8:19). И ныне прибавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, – полная работа художников ( Осии 13:2 ). Истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих ( Мих. 5:13 ). 192 Theophil ad Autolyc. lib. II; Isidor. Pelus. lib. III, epist. 112; Basil Magn. contra Evnom. lib. V et de Spir. Sancto cap. 16; Cyrill. adversus Julian. lib. 1; Chrysost. homil. in Genes. VIII; Theodoret.,in Genes, quaest. 19; August. de Trinit. lib. 1, cap. 7 и друг. 193 Святой Иоанн Златоуст (in Psal. 50) замечает, что языческие идолы называются иногда в Писании богами – ο κατ τιμν, οτε χριτι προσηγορας, λλ δα τν πτν τν πλανηθντν κα οτως καλεσντν. Известно также, что в Писании имя богов приписывается иногда царям, правителям, судьям и священникам ( Исх. 22:28 ; Пс. 81и 6; 135:2 и др.). По отношению к этим-то богам Моисей и мог именовать Всевышнего Богом богов и Господом господей, а не по отношению только к богам или истуканам языческим. 196 Augustin. contra Faustum lib. X, с. 10; Lactant. Inatit. lib. I, c. 3; Orosius-presbyt. Histor. lib. VI, c. 1, pag. 986 in tom. 31. Patrolog. curs, compl. Святой Иустин называет это всеобщее предание и верование – καθολικ δξα, lib. de monarchia Dei, cap. 1. 198 Tertull. Apolog. с. 17; item de testimonio animae c. II et VI; а в русск. переводе . Карнеева, изд. в Спб. 1847 г. смотр, стр. 42, 194–197 и 203. Ту же мысль повторяют: Минуций Феликс : Audio vulgus, cum ad coelos manus tendunt, nihil aliud, quam Deus dicunt: et Dews magnus est, et Deus verus est, et si Deus dederit. Vulgi isti naturalis sermo est, an Christiani confitentis oratio? (Octav. cap. 18); Арнобий (ad gentes lib. II) и подробнее Лактанций (Divin. Instit. lib. II, c. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

600 См.: Hilar. Comment. in Matth., c. XIX, nr. 2, col. 939–940, Migne, t. IX; Ambros. Hexaemer. nr. 19, c. VII, col. 219; Апостольские Постановления. Кн. VI, гл. XIV; «Против ересей» Епифания Кипрского . Кн. 2, ерес. LIV, гл. IV и др. 601 «...Τν νμον παρβης τν σρκα τν σην». In epistol. 1 ad Thessal, cap. IV, homil. V, nr. 2, col. 425. Migne, t. LXII. В русск. перев.: Беседа V на Первое посл. к Фессалоникийцам. С. 85. 604 См.: Homil. XIX. Epist. ad Corinth. Migne, t. LXI, col. 154–155. В русском переводе: Беседа XIX на Первое посл. к Коринфянам. Ч. I, с. 331. 610 См.: Ibid. S. 49. – Cp.: Schwane J. Dogmengeschichte der patristischen Zeit. Münster, 1866. S. 1121–1124. – В противоположном смысле, т. е. в смысле расторжения брака по вине прелюбодеяния, понимают учение Иоанна Златоуста Launoi, Werkmeister (Neue Untersuchungen über die Ehescheidung. 1806. S. 68), Batz (Harmonie der neuesten bayerischen Ehescheidungs Gesetze mit Gotteswort. 1816 S. 112) и др. Launoi, приведя слова: I) homil. XVI in Genes.: «Audi iterum Christum dicentem discipulis: Dico enim vobis: Omnis, qui dimiserit uxorem suam, excepta, causa stupri, facit illam adulterari»; II) Беседа на III гл. прор. Исаии: «Ei, qui haberet uxorem compertam fornicationis, permisit a se repellere...» и III) homil. XVII in Matth. «Si quidem reliquit viro unum expulsionis modum, dicendo, excepta causa fornicationis», – замечает: «Haec tria doctoris tanti loca funiculum triplicem efficiunt, qui ne a magistris nodum in scirpo quaerentibus facile abrumpetur». Op. Laun. Opp. T. I, pars II, p. 831. См.: Cigoi A. Op. cit. S. 44, прим. 2. 613 См.: In cap. VIII Genes., homil. XXVI, nr. II, col. 232. Patr. Curs. Compl. Migne, t. 53; in Matth. homil. LXII, nr. 2, col. 599. Migne, t. LVIII; in Matth. homil. XVII, nr. 4, col. 259 Migne, t. LVII. 614 «Σφδρα παχθς εναι δκει, τ γυνακα, πσης κακας γμουσαν, χειν νχεσθαι νημρον Θηρον δι παντς νδον συγκεκλεισμνον». Patr. Curs. Compl. Ser. Graec., Migne, t. LVIII, in Matth. homil. LXII, nr. 2, col. 599.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

573 Эту мысль о всеобщности Промысла Божия Премудрый весьма характерно выражает в следующем обращении к Богу: «Ты любишь все существующее и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как бы сохранилось то, что не было призвано Тобою» ( Прем.11:25–26 )? 592 Облич. себе самому и испов. Твор. Св. Отцов, XII, 216. Снес. Златоуст. In epist. ad Coloss. с. 2. homil. 5; In Ioann, homil. 18. n. 2. 601 Август. De civit. Dei, lib. V. с. II . Григор. Велик. Lib. XXVII. с. 18. n. 35 in cap. 37. Иов. 606 Златоуст. In Acta Apost. homil. 23. η. 4. In 2 Epist. adTimoth. c. 4. homil. 8. n. Феодорит. In cap. 38 Ezechielis. Дамаск. De fid. orthodox. lib. 2. c. 29. 607 Ориг. In genes. homil. 3. n. 2. Bacia. Вел. Quod Deus non est auct. mal. n. 4 et Дамаск. De fid. orthodox. lib. II. c. 29. 616 Афанас. Contr. gent. n. 7. Васил. Велик. Quod Deus non est auct. mal. n. 6. Август. De genes. contr. Manich. lib. II. c. 29. 622 О том, что молитву должно предпочитать всему. Твор. Св. Отц. Твор. Васил. Велик. ч. V. стр. 388 и 339–341. 623 Можно заметить, впрочем, что немалозначительным поводом к развитию и распространению теории мирового самоуправления послужило учение Лейбницево о мире, как наилучшем творении Божием, и о предустановленной гармонии мировой. Последователи Леибниневы – вольфианны, принявши за несомненное, что мир создан Богом наилучшим, отсюда прямо пришли к тому заключению, что мир не нуждается ни в какой сторонней поддержке, так как это свойственно только произведениям несовершенным, нуждающимся в своем сбережении, а также в улучшениях и поправках. К такому же выводу пришли они и признав в мире предустановленную гармонию, причем казалось им совершенно лишним делом или даже вредным вмешательством всякое действие Божие, обращенное на мир. Но сам Лейбниц вовсе не считал необходимыми подобных выводов из своего учения о мире наилучшем и о предустановленной в нем гармонии, а напротив, прямо и решительно исключал их, утверждая, что Бог есть существо абсолютное, а потому вне Его не должно быть ничего такого, что бы не зависело от Него. Читать далее Источник: Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. В 5 томах. Второе изд. – Киев : тип. Корчак-Новицкого,/Т. 3. 1889. – 523 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Св. Василий Великий . Бес. XVI. Твор. т. IV, стр. 245–246. (изд. 3). Ср. Прот. Евном. кн. II. Твор. т. III, стр. 68. 70. S. Joannes Chrysostomus. In. Matth. hom. 1, § 3. (Ed. Montfaucon. t. VII, p. 8): ονκ ν τος προοιμοις δε μνον λλ κα δι παντς το Εαγγελου τν λλων στν υψηλτερος etc. Cf. Homil. LXXX, § 3. (t. VII p. 867); In 1 cap. Genes, homil. III, § 2 (t. IV, p. 21); homil. II, § 3 (t. IV, p. 14–15); In Joan. homil. I, § 5 (t. VIII, p. 17) и мн. др. S. Ambrosius. De institutione Virginis. Lib. 1, c. 7, § 48 (T. II, p. 260. Edit. monach. Ben. ord.): docuit hoc Joannes, qui mystica magis scripsit. etc.;-De sacramentis. Lib. III. c. 2, § 11 (T. II, p. 364): in libro Evangelii, qui scribitur secundum Joannem, qui vere prae ceteris vidit magna mysteria, et designavit et declaravit... Omnes quidem sancti Evangelistae, omnes Apostoli praeter proditorem, omnes sancti; tamen sanctus Joannes, majore quadam tuba fudit aeterna mysteria. Quidquid locutus est, mysterium est.-Expositio Evangelii secundum Lucam. (T. I, p. 1262): Nemo enim, audeo dicere, tanta sublimitate sapientiae majestatem Dei vidit et nobis proprio sermoni referat. Transcendit nubes, transcendit virtutes coelorum etc. и др.-Соттепт. ad. Luc. Lib. X, c. 23, § 130: Joannes ergo qui plenins divina penetravit mysteria. S. Gregorius. Moralium. Lib. XVXI in cap. 39 Beat, Iob. § 94. t. I, p. 1039 (Bibl, max, vet. patr): quartum proculdubio animai Joannem per aquilam designans, qui volando terram deseruit, quia per subtilem intelligentiam interna mysteria etc. Augustinus, ln Joan. Tractat. XXXVI, p. 543 (Bibl. max. vet. p.): S. Joannes Apostolus non immerito secundam inteligentiam spiritalem aquilae comparatus, altis multoque sublimius aliis tribus erexit praedicationem suam etc. и мн. др. Hieronymus Advers. lovinian. Lib. Ï Joannes vero noster quasi aquila ad superna volat. et ad ipsum patrem pernit, dicens: in principio etc. Hilarius. Pictavor. Episcop. De Trinitate. lib. X, p. 1062 (Ep. mon. ord. S. Ben.): Joannes maxime spiritualium causarum praedicator. Cf. Lib. VI, p. 908. Eulgmius Zigaben Comment. in quatuor Evangelia. t. XIX, p. 663 (Bibl. max. vet. p.): Siquidem quum in coena super pectus Domini recubnisset, talem hausit sententiam, qualem nemo alius sortitus est. Et vere de coelo tonuit et de penetpalibus exclamavit: non tanquam alte dociferans, sed quasi de rebus altis clamans etc. Cf. Niceta Paphlagon. Oratio IV in laudem sancti ac celebrissimi Apostoli Evangelistae Joannis Theologi T. XXVII, p. 394 (Bibl. max. vet. p.): quis ita terrenis superior sese extulit, parique coefestibus celsitudine evasit? Coelestis Verbi tuba, sonora, concinna, mellitis veritate sonis, omnem graecorum sermones vanitatem silentio damnans, omnique oratorum et philosophorum multiplici consonantia modulata organa theologiae tuae alto tonitruo sopiens atque omnem verbo dignum animum ad se trahens etc. Cf. p. 396. Paschasius Ratbert. In Matth. Eveng. Lib. IV. T. XIX, p. 467 (Bibl, max. vet. p.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010