ad Tahl. LV, schol.38, PG.90, 569D, p.182; LXV, schol.44. 781B; cp. Ambigua, PG.91, 1080B, f.123b; Cap. de charitate HI,32 [р. п. I,125]. Дионисий Ареопагит, De div. nom. VIII,3, PG.3, 892B. 326 Ambigua, PG.91, 1153A, f.157a. Mystagogia 2, PG.91, 669A, p.496 [р. п. I, 159]. св. Григорий Богослов, Or.18, n.3, PG.35, 988C; р. п. II.3, 83; ср. Or.38, n.10, PG.36, 321A; р. п. III,199. 327 Cap. de charitate III,30 [р. п. I, 125]. 12Quaest. et dubia 61, PG.90, 833B, p.323. 1S Ambigua, PG.91, 1240C-D, f.195a-b. 328 Quaest. et dubia 61, PG.90, 833B, p.323. 329 Ambigua, PG.91, 1240C-D, f.195a-b. 330 Сар. de charitate II,32; III,33 [р. п. I,112,125]. Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 336B, p.55 [р. п. II, 86–87]. 331 Quaest. ad Tahl. XI, PG.90, 292D, p.29 [р. п. II, 52]. Ambigua, PG.91, 1345B, f.237b. 332 Cap. de charitate III,30 [р. п. I,125]. 333 Ambigua, PG.91, 1400C, f.258a; но ср. 1345В, f.237b. 334 К характеристике их греховного настроения см. Cap. de charitate III,5 [р. п. I,121–122]; Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 633C, p.218 (cap. quing. IV, 48); XXVI,341A-B, p.57 [р. п. II, 88] (cap. quing. I,80); XI,293A, p.29 (περι το μη ν) [р. п. II,52]; LXII,653B-C, p.228–229. О деятельности их речь будет ниже, см. гл.«Аскетика», прим. 33–39. 335 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 249В, р.4 [р. п. II,24]. Cap. practica 21, Прилож., с.58. 336 Ambigua, PG.91, 1140A, f.150b. 337 Ibid. 1397A, f.257a; 1245AB, f.197a-b. Cap. de charitate III,30 [р. п. I,125]. 338 Ambigua, PG.91, 1228C, f.189b-190a; ср. 1353А–В, f.241a. 339 Ibid. 1164BC. 1165A. 1397A-B, f.162a. B.257a. Cap. gnost.2.3. Прилож., с.34. 340 Ambigua, PG.91, 1153B, f.157Ъ. Пространство и время — необходимые формы, τα ων ουκ νευ, чувственного бытия: Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 708B, p.259; LXV, 757C. D, p.287. 341 Ambigua, PG.91, 1169B-C, f.164b. 342 Ibid. 1217A. 1412B, f.185a, 262b, ср. 1104А–В, f.134a-b; Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 749B, p.282 (cap. quing. V, 34). св. Григорий Богослов, Or.16, n.5, PG.35, 940BC; р. п. II, 43; Or.14, n.30, 897B; р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

488 Porphyr. De abstinentia ab esu animalium. Lib. IV, cap. 14. В пользу воздержания от вина, таким образом, говорит только пример еви­онитов. 501 А его мнение в настоящем случае тем более заслуживает внима­ния и тем больше имеет цены, что в некоторых других отношениях он поставляет ессеев в связь с пифагорейцами. 504 „Τοτου [т. е. тишины] δ ατιον διηνεκς νψις κα τ μετρεσθαι παρ’ ατος τροφν κα ποτν μχρι κρου“. Bell. jud. II, 8. 5. 507 Мнение об этих воздержаниях ессеев издавна получило, так ска­зать, права гражданства в научной литературе по вопросу об ессенизме и так утвердилось среди большинства исследователей, что они и представить себе не могут ессейскую секту без означенных воздержаний. 508 Основание для отвержения мяса, если таковое было у ессеев, во вся­ ком случае должно было быть иное, чем у новопифагорейцев, так как ес­сеи не верили в переселение душ. 513 Из дошедшего до нас отрывка из сочинения Аполлония о жертвах [См. у Евсевия. Praepar. evang. Lib. IV, cap. 13] видно, что, по учению этого новопифагорейца, Верховный Бог отличен от подчиненных богов, что Он выше всякого соприкосновения с миром, что все земные существа, не только животные, но и растения, осквернены материей, и что, поэтому, Верховное суще­ство должно быть чтимо не жертвами, и даже не мольбами, выражаемыми в словах, но чисто духовным поклонением. 515 Целлер. Die Philos. der Griechen. Bd. III, Abth. II, s. 329. [Во­преки замечаниям, высказанным в (1852 г.) и во II-м (1868 г.) изд.]. 519 Philostr. Vita Apollonii. Lib. V, cap. 42. См. у Целлера в первом издании. Bd. III, s. 550; anm. 3. 522 Плутарх. De defectu oraculor. X. „ναις δ (ψυχας) συμβανει μ κρατεν αυτν, λλ’ φιεμναις κα ναδυομναις πλιν σμασι. θνητος λαμπ κα μοδρν ζων, σπερ ναϑυμασην σχειν“. Также и Филострат. Vita Apollonii. III, 19; III, 7. 18. 523 Целлер. Die Philos, der Griechen. Bd, III, Abth. II, s. 83; cp. ibid. s. 121. anm. 1 [по 2-му изданию]. 532 „Δο ψοχς χειν μς – τν μν λογικν, τν δ λογον“, говорит, напр., Нумений. Новицкий. Постепенное развитие древних филос. учений. Ч. IV, стр. 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

332 «Это, – говорит Низе, – общеизвесгный факт, касательно которого я могу указать на римские рукописи Момзена, 1, 47». Ibid. s. 31. 334 Во 2-ой Макк., напр., V гл. 11 ст., чаще употребляется „διλαμβανειν“ в значении „υπολαμβανειν“. То же самое находится, напр., в нτсколько позднейшей эфесской надписи у Диттенбергера (Syll. 1,329. 20). Далее сравним, XI, 23, в письме Антиоха Евпатора, выражение „του πατρος ημων εις θεους μετασταντος“ с надписью из Гиераполиса: „επει βασιλισσα Απολλωνις – μεθεστηκεν εξς θεους“. Цитовано из Низе. стр. 31. 339 Творения св. священномуч. Киприана, выпуск второй. Труды Киев. Дух. Акад. за 1884. Письма к Фортунату об увещании к мученичеству, стр. 311–313. Прим. Далее: P . g. следует читать – Migne. Patrologie latine. 396 85 апост. прав. «Правила св. Апостол, св. соборов Вселенских и поместных и св. отец, с толкованиями». Изд. Моск. общ. любит. дух. просв. Москва. 1876 г. стр. 158–159. 400 Соч. Епифания Кипрского в русском переводе. Москва. 1863 г. В I т., 254–255 стр., и во II, с. 182, 352, Епифаний ясно говорит об эпохе Маккавеев; во II т., стр. 280, 372, 437 и VI т., стр. 220, он разделяет все книги на признанные каноническими и книги непризнанные всеми за книги Свящ. Писания; в 1 т., стр, 49, 50; VI, 219, 220, 254–256, перечисляя книги Свящ. Пис. Ветх. Зав., призн. всеми за канонические, в числе их не помещает книг Маккавейских. 405 Пространный христианский катихизис православные кафолические восточные церкви, рассм. и одоб. Святейшим Синодом. Москва. 1842 г. 10–12 стр. 407 Tischreden. Bd. 62. s. 131. Е. А. См. у Zöckler’a: „Die Apokryphen des Alten Testaments...” s. 95. 408 „Grund u. Ursach aller durch die röm. Bulle unrechtlich verurt. Artikel u. E. A. 24, 148”. См. у Zückler’a, ibid. s. 95. 410 Взято у Grimm’a: „Kurzgefasstes exegetisches Handbuch zu den Apokryphen d. A. T.“ s. 28. Т. IV. 411 Пелликан говорит (Comment, ad apocryph. libr. p. 332): „Non abs re judicant peritiores quique, hoc libro secundo carere posse ecclesias, sed et mihi quoque a juventute semper hic liber lectus et saepe auditus magnos injecit scrupulos tum ob stili dissim ilitudinem ad reliquos ecclesiaticos libros omnes, tum quia in multis non tantum aliéna, sed et contraria videbam dici libro primo, quae concordare neutiquam poteram“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Introduction// Origen. On First Principles. 2017. Vol. 1. P. XV-LXXXVIII; Grappone A. Annotazioni sulla cronologia delle omelie di Origene//Augustinum. 2001. Vol. 41. N 1. P. 27-58; idem. Annotazioni sul contesto liturgico delle omelie di Origene//Ibid. N 2. P. 329-362; idem. Omelie origeniane nella traduzione di Rufino: Un confronto con i testi greci. R., 2007; idem. Omelie tradotte e/o tradite?//L " Oriente in Occidente. 2014. P. 59-116; Hombergen D. The Second Origenist Controversy: A New Perspective on Cyril of Scythopolis " Monastic Biographies as Historical Sources for 6th-Cent. Origenism. R., 2001; Omelie su Geremia: Lettura origeniana/Ed. E. Dal Covolo, M. Maritano. R., 2001; Origene maestro di vita spirituale/Ed. L. F. Pizzolato, M. Rizzi. Mil., 2001; Bohm T. Origenes - Theologe und (Neu-)Platoniker. Oder: Wem soll man misstrauen - Eusebius oder Porphyrius?//Adamantius. 2002. Vol. 8. P. 7-23; Omelie sull " Esodo: Lettura origeniana/Ed. M. Maritano, E. Dal Covolo. R., 2002; Origene e l " alessandrinismo cappadoce (III-IV sec.): Atti del V Convegno del Gruppo Italiano di Ricerca su «Origene e la Tradizione Alessandrina»/Ed. M. Girardi, M. Marin. Bari, 2002; Асмус М. [В.], диак. Ориген и его гомилии на книгу Бытия: Тематические связи с источниками//БСб. 2003. 12. С. 94-127; он же. Гомилия 1 Оригена Александрийского на Бытие//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2008. Вып. 1(21). С. 17-40; Omelie sul Levitico: Lettura origeniana/Ed. M. Maritano, E. Dal Covolo. R., 2003; Origeniana octava: Origen and the Alexandrian Tradition: Papers of the 8th Intern. Origen Congress, Pisa, 27-31 Aug. 2001/Ed. L. Perrone, P. Bernardino, D. Marchini. Leuven, 2003. 2 vol.; Zambon M. Παρανμως ζν: La critica di Porfirio ad Origene (Eus., HE VI, 19, 1-9)//Ibid. Vol. 1. Р. 553-563; idem. Porfirio e Origene, uno status quaestionis//Le traité de Porphyre contre les Chrétiens/Ed. S. Morlet. P., 2011. P. 107-164; Сагарда Н. И. Ориген// Он же. Лекции по патрологии: I-IV вв./Общ. и научн.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

P. 329-330). Характерно, что в V-VI вв. монахи горы Маклуб, к-рые, видимо, традиционно придерживались «западной», дифизитской христологии, не были склонны подчиняться несторианскому влиянию, господствовавшему в регионе. Феодорит Кирский в «Истории боголюбцев» приводит многочисленные примеры крайних форм аскетизма, распространенных в Сирии и Месопотамии в кон. IV - V в. Это сочинение состоит из 30 кратких биографий сир. подвижников, из к-рых первые 20 глав посвящены отшельникам, к-рые к 437-440 гг., когда Феодорит писал свое сочинение, уже скончались; главы 21-30 содержат биографии отшельников, которые еще были живы ко времени написания «Истории...». Монахи, о к-рых речь идет в главах 14-25, подвизались в пустыне недалеко от г. Кирра, в 60 км к северо-востоку от Антиохии. Мн. отшельники, упоминаемые Феодоритом, полностью отвергали ч.-л. относящееся к цивилизованной жизни: огонь, одежду, жилище. Нек-рые приковывали себя к скалам ( Theodoret. Hist. rel. XXVI 10), надевали на пояс и шею железные цепи-вериги (Ibid. IV 6; XXI 8), замуровывали себя в пещерах или кельях ( Peña e. a. 1980), жили в дуплах деревьев ( Charalampidis. 1995) или настолько тесных хижинах, что нельзя было выпрямиться ( Theodoret. Hist. rel. III 5; XXVII 2), подвизались на столпах (Ibid. XXVI 9; Delehaye. 1923; Peña e. a. 1975; Sansterre . 1989), питались только травами и кореньями, подобно диким животным (т. н. βοσκο, «пасущиеся»: Theodoret. Hist. rel. XVII 6). В одной из мемр, ошибочно приписываемой прп. Ефрему Сирину, говорится о подвижниках, к-рые ввергали себя в огонь или в пасть диких зверей, стремясь, по всей видимости, подражать страданиям мучеников ( S. Patris Ephraemi Syri Sermones duo/Ed. P. Zingerle. Brixen, 1868. Р. 20). По мнению ряда исследователей, подобный ригоризм в телесной аскезе явился наследием раннесир. дуализма, противопоставлявшего дух материи ( Vööbus. Ein neuer Text von Ephraem über das Mönchtum. 1958). Др. ученые, напротив, склонны видеть в строгих телесных подвигах сир. отшельников не пренебрежительное дуалистическое отношение к плоти, а стремление вовлечь не только душу, но и тело в дело спасения, использовать тело как инструмент, дарованный Богом, для достижения совершенства ( Gribomont. 1965; Berti. 2010. P. 154). Сир. агиографическая лит-ра изобилует рассказами о подвижниках, к-рые своими молитвами исцеляли женщин от бесплодия, что трудно примирить с образом аскетов-дуалистов, считающих брак и плотские отношения супругов делом сатаны.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

795 Это нововведение почти современно отделению методистов от гернгутиан и разделению методистов на разряды. См. Southey, II, 215 и Jacoby, I, 90, 91. 796 Типом такого богослужения может служить богослужебное собрание, о котором мы говорили в главе о средствах к распространению методизма. 799 У гернгутиан, в общинах которых Джон позаимствовал вечери любви, вместо воды каждый присутствующий получает 2 чашки чаю. См. Histoire des sectes religieuses, Vol. IV, p. 460. 800 Такова судьба почти всех попыток к восстановлению форм древнехристианской жизни, когда восстановляется только форма без духа, господствовавшего в ней. 801 Сюда между прочим можно отнести систему воспитания детей в методистских школах, которая вела к тому, что в детях развивали ригоризм в самых его крайних пределах, подвергая их всем ужасам нравственных терзаний и лишая даже самых невинных радостей. 804 См. Southey II, 508. Вероятно здесь разумеется бесцельное просиживание или проведение ночей в пирушках, потому что ночи без сна Джон Весли часто проводил, посвящая их молитвенным действиям (См. выше). 807 Величию Джона Весли в данном отношение удивляется даже и Southey, упоминая при том об отсутствии в Джоне Весла честолюбия (Wesley’s Leben В. II, SS. 199, 200) и ставя его выше Бенедикта Нурсийского , Франциска Ассизи и Игнатия Лойолы (ibid. II, 465). 809 По этой последней черте своей он напоминает чистосердечие Магомета, когда без рассуждений изменяет свои взгляды. Известно, что он составил вместе с братом трактаты о безбрачии, во сам не мог воздержаться от брака в женился уже в преклонных летах. См. Southey II, 295, 296 и другие историков методизма. 810 Переход этот легко объясняется тем, что он считал суеверия и легковерие менее опасными, а потому борясь с неверием, он сквозь пальцы смотрит на суеверие. См. Southey II, 399. 811 Хотя сам Джон Весли не был опытным практиком, и его сочинение по медицине The primitive Physic, по словам Southey, представляет собрание различных рецептов по указаниям старух-знахарок. См. Wesley’s Leben II, 326–329. Сравн. с Lecky ibid. и Jacoby I, 331.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

678 Ср. изречение рабби Иудана (III в. н. э.):. изречение рабби Иудана (III в. н. э.): Beresith rabbah XII, 2.eresith rabbah XII, 2. 679 Ср. такие талмудические тексты, как введение к Kinah rabbah 24, f. 6. такие талмудические тексты, как введение к Kinah rabbah 24, f. 6 b, внутренняя колонка., внутренняя колонка. 680 Греч. и ερογραμματες – термин, обозначавший низшую жреческую должность в Древнем Египге; встречается не только у античных авторов (у Лукиана, Иосифа Флавия, астронома Эвдокса), но и в надписях, найденньих на территории Египта – в Канопе и Розетте. 689 Platonis Protagoras 329atonis Protagoras 329 b (пер. там же. Т. 1. С. 212). (пер. там же. Т. 1. С. 212). 690 Как известно, изречения древнееврейских наставников, записанные к началу III в. в составе Мишны и в IV и V вв. в составе палестинской Гемары и вавилонской Гемары, до этого по нескольку веков передавались из уст в уста как утаенное от язычников учение, на письменную фиксацию которого был наложен запрет. 692 Доватур А. И. Платой об Аристотеле//Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966. С. 137–145. Эта статья, небольшая по объему и строго конкретная по теме, дает более насыщенную смыслом историко-культурную перспективу, чем иные книги, трактующие о целых эпохах. 694 Ibid. IV, 2, 10 (Ксенофонт Афипский. Сократические сочинения/Пер. С. И. Соболевского. М.; Л., 1935. С. 142). 696 Cp.: Domseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. 2. Aufl. Leipzig;.: Domseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. 2. Aufl. Leipzig; Berlin, 1925. S. 5.erlin, 1925. S. 5. 700 Стоит вспомнить некоторые наблюдения по этой части, сделанные в свое время Шпенглером, сколь бы ни были сомнительны общие идеи этого толкователя «морфологии культуры». Cp.: Spengler О. Das Untergang des Abendlandes. Umrisse einer Morphologie der Welmgeschichme.oum вспомнить некоторые наблюдения по этой части, сделанные в свое время Шпенглером, сколь бы ни были сомнительны общие идеи этого толкователя «морфологии культуры». Cp.: Spengler О. Das Untergang des Abendlandes. Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte. Bd. I. München, 1920. S. 181.d. I. München, 1920. S. 181.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

2042 Si magnitudinis ejus non est finis, capere ex eo aliquid possumus; Deum tamen totum capere non possumus [Если величию Божьему нет конца, тогда мы можем постичь некую Его часть, но всего Бога мы постичь не можем] (Augustinus Hipponensis. Enarrationes in Psalmos, 144, 6, PL 37, 1872). Ср.: In Joannis Evangelium tractatus 96, 4, PL 35, 1875. 2043 Quaeramus inveniendum, quaeramus inventum. Ut inveniendus quaeratur, occultus est; ut inventus quaeratur, immensus est [Будем же искать то, что нам следует найти, и то что найдено. Тот, Кого мы должны найти, сокровен, дабы мы Его искали; и, будучи найденным, бесконечен, дабы мы искали Его] (Augustinus Hipponensis. In Joannis Evangelium tractatus 63, 1, PL 35, 1803). 2053 Idem. Contra Adimantum, 7, 4, PL 42, 138; 11, PL 42, 141; Contra adversarium leges et prophetarum I, 40, PL 42, 627. 2056 Rohde Er. Psyche, Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen. 2 Aufl. Freiburg im Breisgau, 1898. Bd. II. S. 4–22, 47. Not. 3; Dieterich A. Eine Mithrasliturgie. Leipzig, 1903. S. 95–99; Reitzenstein S. Die hellenistischen Mysterienreligionen, ihre Grundgedanken und Wirkungen. Leipzig und Berlin, 1910. S. 87–89. 2057 Rohde Er. Op. cit. Bd. II. S. 56–61, 60–61. Not.; Bouche-Leclercq A. Histoire de la Divination dans l " antiquite. Paris, 1879. T. 1. P. 354–359. 2059 Rohde Er. Op. cit. Bd. II. S. 68–69. Cp.: Ibid. S. 62–69. Bouche-Leclercq A. Op. cit. T. 2. P. 134–135. сивиллах вообще: Ibid. Т. 2. Р. 133–214. 2060 De long К. Das antike Mysterienwesen in religionsgeschichtlicher, ethnologischer und psychologischer Beleuchtung. Leiden, 1909. S. 203–211, 323–329. 2061 Cicero. De divinatione I, 3, Nisard. Vol. 4. P. 183 ; Bouche-Leclercq A. Op. cit. 1. P. 28–91. 2068 Cicero. De divinatione I, 20–32, Nisard. Vol. 4. P. 192–200; Bouche-Leclercq A. Op. cit. T. 1. P. 57–64. 2069 Philo. Quis rerum divinarum heres sit, 263–266, PhO. Vol. 3. P. 60. Cp.: De vita Mosis I, 51, PhO. Vol. 4. P. 187, 283; Quis rerum divinarum heres sit, 52, PhO. Vol. 3. P. 59, 258–259; De specialibus legibus I, 64–65; IV, 49, PhO. Vol. 5. P. 16, 219–220. См. подр.: Heinisch P. Der Einfluss Philos auf die älteste christliche Exegese. Münster, 1908. S. 42–44; Bréhier E. Les idées philosophiques et religieuses de Philon d " Alexandrie. Paris, 1908. P. 189–196.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

337 Пристав упоминается еще в послании м. Ионы еврейскому князю Михаилу Андреевичу 1450 г. «и аз, сыну, до тех попов своего пристава послал» (А. И. I, 50). 344 В одной грамоте новгородского архиепископа 1577 года говорится; «и недельщики и доводчики своих хоженых и от поруки у них не емлют ничего». (А. И. I, 197). 350 Так в наказной памяти митрополичих дел приставу Митьке Иванову повелевается ему в Соли Вычегодской и Луской Пермце объявить монастырям и приходам, чтобы постились и совершали молебствие по случаю войны с турками и крымскими татарами (А. Э. IV, 229). В памяти митрополичих дел Матвею Лобанову о запрещении скоморохам и медвежьим поводчикам промышлять играми в Устюжском и Соль-Вычегодском уездах повелевается ему по всем волостям и погостам названных уездов попам и дьяконам и всем православным христианам вычитать святительский указ «по многие дни», «и с памяти велеть им списывать списки, и заказ учинить крепкой, чтоб отнюдь скоморохов и медвежьих поводчиков отнюдь не было». (А. Э. IV, 98). 351 А. И. I, 200, стр. 368. О данных приставах монастырям говорится во многих грамотах: А. И. I, 119, 125. А. Э. I, 82, 110, 113, 154, 159, 189, 198, 329, 368 и др. 367 В ней между прочим сказано: «по нашему великаго государя указу софейскаго дому твой преосвященнаго архиепископа дворецкой Пантелей Семенов сын Быков написан по Вологде по выбору... а в софейском дому у тебя велено ему Пантелею быть по прежнему». (А. до Ю. б. II, 56-III). 368 У патриарха, например, кроме собственно патриарших палат еще находились при его доме палаты: дворянская, подьяческая, колидничья. каретная, скатертная, хлебодаренная, кормовая, сушиленная, каменные сараи, житный двор, пивоварня, приспешная, поварня и другие службы, – также разные подворья в Москве и других местах и несколько богаделен (Снегирева «памят. моск. древн. стр. 166, 198, 200); все эти палаты находились в ведении и распоряжении дворецкого. 369 В делах патриаршего дворцового приказа упоминаются следующие лица: певчие дьяки первой, другой и середней станицы, подьяки меньшие двух станиц, писцы, книгописцы, златописцы, иконописцы, живописцы, серебряники, золотых дел мастера, басманники, кузнецы, столяры, резцы, каретники и т. д. Упоминаются также различные мастера и работники: подкеларники, портные мастера, свитошпики, свешники, чашники, судовые, скатертники, приспешники, повара, поваренные по мясом, хлебенные, квасоваренные, пивовары, гвоздари, истопники, дровосеки, конские мастера, конюхи, водовозы, сторожа сытные, погребные, казенные, разрядного приказа, дворцовые, ночные, сушиленные, бартники, прудовые и т. п. (ibid. стр. 199); надзор за всею массою этих лиц и за их работами лежал на ответственности дворецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

3091 Нил C. De octo vitiosis cogitationibus, col. 1410A. Cp. И. Кассиан. De coenobior. Institut, lib. V. c. XIY, col. 229C: haec est nobis prima contentio, haec nostra velut in Olympiacis certaminibus prima probatio gulae ventrisque concupiscientiam desiderio perfectionis exstinguere. 3104 Максим И. IV, 10. Θιλοκαλ., σ. 378. Ср. Григорий Н. De vita Moysis. T. XLIV, col. 373D. Е. Ф. Начерт., стр. 324. 3125 Авва Исаия. De mundi renuntiatione, c. I. T. LX, col. 1141C. Cp. Or. IX, c. I, col. 1133D–1134A. 3132 Gr. XIV, col. 865C. Ср. Исаака С. Λ. XXVII, σ. 175: Бог радуется, что за уклонение от пути Божия сам человек заложил на себя епитимию, что служит знаком покаяния. 3136 Бл. Феодорит. Relig. Hist. c. XXVIII, col. 1488D–I489A. Cp. Apoplithegm. Patxmm, § 18, col. 92C. (Verba Seniorum IV, 5, col. 865AB). Pratum Spirituale, c. CXLI, col. 190B; c. X, col. 126C. 3137 Gr. VII, col. 805AB; cp. ibid., col. 804C. Cp. Симеон Н. Б. Cap. pract. et teolog. § 64, col, 637. 3149 Тертуллиан. De cultu feminarum, lib. II, c. XIII. T. I, col. 1332AB. В высшей степени интересно и знаменательно, что приготовление к мученичеству посредством подвигов (путем усиленной молитвы, постепенного увеличение пощений, ночных бдений, слезного плача, вследствие постоянного воображение будущих мучений) практиковались на Афоне даже и в XIX веке. Это определенно сообщается, напр., относительно преподобномученика Евфимия (замученного в Константинополе 22 Марта 1814 года), мучеников Игнатия, Акакия и особенно славянина Онуфрия. Старец Никифор сказал последнему: «я принимаю тебя, но с тем, чтобы ты до мученичества подвизался здесь так, как бы терпел мученические страдания». Во исполнение этого завета Онуфрий вкушал только самое ничтожное количество хлеба, полагал в сутки до 4000 земных поклонов для «умерщвления плоти» своей. См. Е. Порфирий. 1-ое путешествие, отд. 2-ое, стр. 329–330, 332–333, 334, 335. Приготовлением к мученичеству занимались специально особые духовники, святогорские старцы, которые назывались «мученикотворцами» (стр. 334). Старец Григорий называется, напр., в мученических актах «опытнейшим, божественным приготовителем четырех мучеников» (стр. 345). Они практиковали приготовление методическое» (стр. 338. Ср. Его же. Книга бытия моего. Т. III, стр. 67), «строго аскетическое» (стр. 340), связанное с решительным преодолением прежней страстности. С особенною строгостью практиковался усиленный и чрезмерный пост до полного «измождения телесных сил», «πρи бесчисленных поклонах земных и поясных» (стр. 337. Ср. стр. 338).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010