13. 11). Согласно И. К. Р., действие божественной благодати выбирает различные пути в зависимости от конкретной ситуации и человеческой способности восприятия, что служит гарантией сохранения самодеятельного характера человеческой воли (Ibid. 3. 12; 13. 15). При этом благодать Божия «всегда содействует нашему произволению, [направляя] его в сторону добра» (Ibid. 13. 13). Бог не делает добро за человека, но содействует ему и направляет его сердце к полезному (Ibid. 3. 12; 13. 8-9). По мысли И. К. Р., не следует так приписывать Господу все заслуги святых, чтобы на долю человеческой природы не оставалось ничего, кроме злого и превратного (Ibid. 13. 12). Человек не подлежал бы никаким похвалам и не имел бы никаких заслуг, если бы Бог одобрял в нем только то, что Сам даровал (Ibid. 13. 14). Чтобы щедрое раздаяние даров благодати не казалось «беспричинным» (irrationabilis), Бог уделяет их как следствие человеческих желания и труда (Ibid. 13. 13). Т. о., согласно И. К. Р., для спасения человеку в равной степени необходимы как свободная воля, так и благодать Божия; ни одну из них нельзя устранять, и обе они находятся в согласии друг с другом (Collat. 13. 11, 9). Даже если люди сами будут желать добродетелей, они всегда будут нуждаться в Божественной помощи для их достижения, подобно тому как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, но нужно, чтобы Бог дал силы для здоровья (Ibid. 13. 9; 10. 11). Никто не может только своим желанием и стремлением достичь совершенства, если Божие милосердие не окажет ему покровительства (De inst. coenob. XII 10, 14). Хотя благодаря врожденному природному благу у людей могут возникать начала благих желаний, последние могут стать совершенными добродетелями только в том случае, если их будет направлять Господь (Collat. 13. 9; 3. 10, 12). Многообразная Премудрость Божия устраивает спасение людей мн. способами и неисследимыми путями, уделяя свою щедрую благодать по мере способности каждого воспринять ее или по мере веры каждого (Ibid.

http://pravenc.ru/text/471291.html

Coel. hier. III,1,2, PG.3, 164D. 165A. 102 9 чинов ангельских: Coel. hier. VI,2, PG.3, 200D. Небесной иерархии посвящено сочинение De coelesti hierarchia, а земной — De ecclesiastica hierarchia (где, главным образом, говорится о священных действиях этой иерархии — таинствах). 103 Coel. hier. X, I, PG.3, 272D-273A; III,2, 165B-C; IV,2, 180B; VII,3, 209A-B; Eccles. hier. I,2, 372C-D; V,1. 501C. 104 Div. nom. V,8, PG.3, 821C-D; Coel. hier. XIII,3, 304C. 105 Div. nom. II,11. IV, 4, PG.3,649B. 697С. 106 Div. nom. 1,3. V,2,8. XII,4, PG.3, 589C. 816C. 821В. 972В. 107 Div. nom. V,1, PG.3, 816В 108 Ibid. VI,1, 856В. 109 Ibid. VIII,3, 892В. 110 Ibid. VII,2, 868В. 111 Делаем ударение на слове: энергий. Энергии и причастия (μετοχα) в Боге, которым причаствует тварь, у восточных мыслителей всегда ясно отличаются от сущности самой в себе (Дионисий Ареопагит, Div. nom. II,7. XI,6. XII,4, PG.3, 645А,956А,972В; См. А. И. Бриллиантов, 222–223). Апофатическое богословие проводит резкую грань между проявлениями энергий Божества, по которым мы познаем Его катафатически, и Его сокровенной сущностью (Div. nom. V,8. 10, PG.3, 824В,825В). Эта грань резко отделяет христианских мыслителей–теистов от пантеистов. Она, конечно, становится еще резче, когда на миротворение смотрят не только, как на проявление энергий (а не сущности), но и как на акт, основанный на свободном творческом намерении, чего, впрочем, у Ареопагита не видим. 112 Div. nom. V,8, PG.3, 824С; Myst. theol. I, 3, 1000D. Эти идеи есть λγοι φσεως, образующие начало в естестве: Div. nom. IV,26, V,7, PG.3, 728С,821В. 113 Div. nom. IV,19, PG.3, 716C-D. 114 Ibid. IV, 32, 732C. 115 Div. nom. IV,23; 30, PG.3, 724D. 725В,728А; 729C. 116 Ibid. IV,35, PG.3, 736A. 117 Eccles. hier. II, III, 5, PG.3, 401A. 118 Ibid. III, III, 7, 8. 11, PG.3, 433D-436A,437A,441A. 119 Ibid. II, III, 5, PG.3, 401В. 120 Coel. hier. I,1, PG.3,120B-121A; ср. Eccl. hier. VI,3, PG.3, 533А. 121 См. выше, с.35, прим.10. 6–9. 122 Myst. theol. III, PG.3, 1033C. 123 Coel. hier. I,2, PG.3, 121B. 124

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Изменение правовой ситуации в Палестине в период рим. владычества и развитие учения о браке привели к иному пониманию запрета прелюбодейства. Несмотря на то что законоучители народа Израилева помнили предписание о наказании прелюбодеев через побиение камнями (Ин 8. 4-5; ср.: Лев 20. 10; Втор 22. 22; Числ 5. 11-31), во времена рим. владычества евр. судам было запрещено приводить в исполнение смертный приговор ( Стерн. 2004. С. 258; ср.: Ин 8. 3-11). Неск. иным стало и отношение к браку - его допускалось расторгать по малозначительным причинам. Иногда раввины одобряли расторжение брака мужем (видимо, на основании Втор 24. 1) потому, что тот нашел более красивую женщину, или потому, что его жена стала немой, пьяницей, эпилептичкой, плохо приготовила обед, или потому, что в течение 10 лет от нее не было детей, либо по взаимному согласию, просто признав брак «ошибкой» (Вавилонский Талмуд, Гиттим 9, f. 90а; Ios. Flav. Antiq. IV 8. 23; XVI 7. 3; Philo. De vita Mos. 75-76; Глубоковский. 1895. С. 19-20). Вместе с тем ключевое место декалога в Моисеевом законодательстве по-прежнему осознавалось с т. зр. иудео-эллинистической философии ( Philo. De dec. 20, 154-155). Важность заповедей, по мнению Филона Александрийского, в том, что в них содержатся основы всех религиозно-нравственных законов (Ibid. 61-63). Первые 5 выражают отношение человека к Богу (Ibid. 64-75, 76-81, 82-95, 96-105, 106-120), 5-я заповедь включена Филоном в эту группу, поскольку родители так же относятся к детям, как Бог - к Своему творению (Ibid. 108). Остальные 5 заповедей рассматриваются Филоном с т. зр. общей морали и имеют целью воспитание как индивида, так и всего общества. Группу повелений, касающихся отношений между людьми, Филон открывает заповедью «не прелюбодействуй» (Ibid. 121-131), к-рая располагается перед заповедью «не убий» (Ibid. 132-134), поскольку семья является основой человеческого общества (Ibid. 128). Желая показать, что все Моисеево законодательство содержится в десятисловии, он кратко излагает суть закона Моисея по рубрикам декалога (Ibid. 154-174), при этом отмечает отсутствие в декалоге угроз наказаний за нарушение заповедей, т. к. Бог желает, чтобы заповеди исполнялись не из страха, а из осознания важности заповеданного (Ibid. 176-177).

http://pravenc.ru/text/171772.html

2203 PL. Т. 11. Col. 1098, 1099, 1100, 1101, 1102 passim. Нужно, впрочем, заметить, что последние рассуждения издателями не считаются принадлежащими Оптату. См. Col. 1097C- 1098А Carolus Ziwsa в своем издании опускает их совсем. 2204 De schism. donat. II, 9: «Dixisti enim, quod, si sacerdos in peccato sit, solae possint dotes operari». CSEL 26. P. 45. 2210 Ibid. V, 1: «Aqua sola et vera ilia est, quae non de loco, non de persona sed de trinitate condita est». P. 120, 20–22. 2211 Ibid. V, 2: «Dicilis enim trinitatem pro nihilo haberi, ubi non interfuerit vestra praesentia». P. 122, 3–4. 2214 Ibid. V, 4. P. 126–127. Cfr.: V, 7. P. 133 sqq.; V, 3: «Nos docuimus caeleste munus unicuique credenti a trinitate conferri, non ab homine». P. 122, 22–23. 2218 Так читает этот стих один Оптат: «Ministri ejus, in quem credidistis». Некоторые латинские кодексы читают: «Ministri ejus cui».– Tischendorf. Novum Testamentum graece 8 , II. P. 471. Греческий текст имеет несколько другой смысл: «Δικονοι, δι’ ν πιστεσατε». 2219 De schism. donat V, 7. Р. 133–137 passim. И заключение: «Vides ergo iam, frater Parmeniane, ex tribus speciebus supra memoratis illam primo tripartitam esse inmotam, invictam et inmutabilem, operantis vero temporariam esse personam». P. 137, 4–7. 2222 Ibid. II, 9: «Hujus sanctae ecclesiae est constituta persona et hanc esse catholicam, quae sit in toto orbe terrarum diffusa, cujus membra et nos inter alios sumus, cujus dotes apud illam ubique sunt». P. 45, 17–20. 2223 Ibid. II, 5: «Quos constat ita sibi connexas et individuas esse, ut intellegatur unam ab altera separari non posse». P. 42, 11–12. 2225 Ibid. II, 1: «Ecclesia una est, cujus sanctitas de sacramentis colligitur, non de superbia personarum ponderatur: ergo hanc unam columbam et dilectam sponsam suam Christus appellat». P. 32, 9–10. Ср. замечания Α. Harnack’a: Optatus. RE 3. Bd. 14. S. 415; Dogmengeschichte 4 , III. S. 45. 2229 Ibid. I, 10: «Paeniteat te talibus hominibus (sc. haereticis) etiam schismaticos adjunxisse... et non attendisti. inter schismaticos et haereticos quam sit magna distantia». P. 13, 14 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Клевета 7. Taken from Faber, ibid., sect. 3 «Sunt aves [Daemonis] praedatores»: «Ut enim novacula barbam citissime radit, sed ea tarde repullulat: ita citissime aufertur fama: difflcillime restituitur.» Клевета 8. Taken from Faber, ibid., No. 5 «Quid faciendum inter detrahentes». The poem is based on the entire sermon. 11. 5–7 cf title. 11. 11–14 cf sect. 1 «Modeste corrige detractorem». 11. 15–16 cf sect. 2 «Alio diverte sermonem». 11. 17–18 cf sect. 3 «Frontem corruga». 11. 19–20 cf sect. 4 «Fuge si potes». 11. 21–22 cf sect. 5 «Obtura aures». 11. 23–28 cf sect. 6 «Claude aures cordis per displicentiam». Клевета 9. Taken from Faber, ibid., sect. 3 «Frontem corruga»: «S. Hie.... in ep. ad Nepotianum ait: Sagitta in lapidem numquam figitur, interdum desiliens percutit dirigentem: ita sane detractori continget si obfirmatas ad sua verba repererit aurium fores.» Published in Bylinin. Клевета 10. Taken from Faber, ibid.: «Ita enim Salomon. Prov. 25 ait: Ventus Aquilo dissipam pluvias, et facies tristis linguam detrahentem.» Published in Bylinin. Клевета 11. Taken from Faber, ibid., sect. 4 «Fuge si potes»: «Capri instar foetent ac fructicum folia depascunt, bonam scilicet aliorum famam.» Клевета 12. Taken from Faber, ibid., No. 6 «Remedia contra detractionem activam et passivam», sect. 3 «Considéra iniurias et noxas detractions»: «Considéra multiplex nocumentum et iniurias quas detractio affert: Uno enim ictu triplex vulnus infert. Unde Bemardus in serm. vocat earn lanceam, quae très uno ictu pénétrât, auctorem, auditorem, absentem.» Клевета 13. Taken from M SE (1603), Dist. 4 «Ex Speculo historiale Vincentii Beluacensis», No. 3 «Beata virgo Maria Imperatricem castissimam, marito fidelissimam, et propter corporalem pulchritudinem multa perpessam a tribulationibus libérât». Published in Eremin and PLDR. Клеветати себе грех есть. Taken from Faber, Dominica 10 Post Pentecosten, No. 7 «Quae sint partes viri humilis», sect. 4 «Humiliter de te loquere ... 3 De te modeste, de aliis honorifice loquere»: «Cave tarnen affingas tibi falsa crimina. Etenim August, serm. 39. de verbis Apostoli ait: Cum humilitatis causa mentiris, si non eras peccator, antequam mentireris, mentiendo efficieris, quod evitaveras. Veritas in te non est, nisi ita te dixeris peccatorem, ut etiam esse agnoscas, haec ille. "

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

16. «Rolling Stone», 19. Marz 1970. 17. Pierre Granini: «Es ist gefahrlich, die Geister zu ver-wirren. Das magische Weltbild der Can», veroffent-licht in: «J. Gulden, K. Humann: «Rock Session I», a.a.O. Глава пятая 1. «Time», 15. August 1975. 2. Jacob Aranza, a.a.O. 3. «Waco Tribune-Herald», 28. Februar 1982. 4. John Rockwell, a.a.O. 5. «Circus», 16. August 1976. 6. ibid. 30. April 1981. 7. ibid. 22. Juni 1978. 8. «Rolling Stone», 25. Marz 1976. 9. ibid. 7. April 1977. 10. Bob Larson: «Rock», a.a.O. 11. Zwei weitere Versionen lauten: «Kids In Satanic Servi-ce» und «Knights In Satanic Service». 12. «Hit Parader», Herbst 1982. 13. Richard Kriese, a.a.O. Глава шестая 1. Т. Kneif: «Rock in den 70ern», a.a.O. 2. ibid. 3. «MetalHammer»4/1984. 4. ibid. 2/1984. 5. ibid. 1/1984. 6. «Desaster» Nr. 6/7, Juli 1984. 7. ibid. Nr. 1/2, Februar 1984. 8. «Diagnosen» 10/1983, Eineandere Version lautet: AC/DC=«Antichrist/Devil Cooperation». 9. Hans-Jurgen Trabert in: COGO, Nr. 27, Juli/August 1980. 10. «Metal Hammer» 4/1984. Глава седьмая 1. John Rockwell, a.a.O. 2. «Rolling Stone», 26. Oktober 1972. 3. «Life», 3. Oktober 1969. Глава восьмая 1. Werner F. Bonin: «Lexikon der Parapsychologie und ihrer Grenzgebiete», Scherz-Verlag, Bern und Mun-chen 1976. 2. Dave Hunt: «The Psychic War», unveroffentlichtes Manuskript, zitiert bei: Samuel Pfeifer: «Gesundheit um jeden Preis?», Brunnen Verlag, Basel 1980. 3. Werner F. Bonin a.a.O. 4. Gerhard Bergmann: «…und es gibt doch ein Jenseits», Schriftenmissionsverlag Gladbeck, 3. Aufl. 1976. 5. Siegener Zeitung vom 29. Marz 1982. 6. Joost A. M. Meerloo: «Rhythmus und Ekstase», Forum-Verlag, Wien 1959. 7. Larson: «The Day Music Died», a.a.O. 8. Encyclopaedia Britannica, Vol. 7, 1965. 9. «Rock & Schwarze Magie» Teil I, a.a.O. 10. Larson: «The Day Music Died», a.a.O. Глава девятая 1. Friedrich W. Doucet: «Geschichte der Geheimwissen-schaften», Wilhelm Heyne Verlag, Munchen 1982. 2. Helge Stadelmann, a.a.O. 3. Os Guinness, a.a.O. 4. Richard Kriese, a.a.O.

http://sueverie.net/nam-nuzhna-tolko-tvo...

Ibid. 1088D, f. 127b. 389 См. выше, с.24. 390 Ambigua, PG.91, 1353B, f.241a. 391 Ibid. 1156D-1157A, f.158b-159a. 392 Ibid. 1305C. 1309A, f.222a. 223a. Quaest. et dubia 3, PG.90, 788B. P.301. 393 Ambigua, PG.91, 1401B, f.258b. 394 Ambigua, PG.91, 1356A, f.241b 395 Ibid. 1353C, f.241a-b; ср. 1361А–В, f.244a (cap. quing. V,98–100). Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 628A, p.213 (cap. quing. IV,331). св. Григорий Нисский, De proposito secundum Deum, PG.46, 288A; р. п. VII,263; св. Григорий Богослов, Or.21, n.1, PG.35, 1084A; р. п. II,143. 396 Ср. Ambigua, PG.91, 1237С,1241В, f.194a,196a. — По учению св. Афанасия Великого, Бог дал человеку образ Свой — Логоса, вложил в него влечение к познанию Бога, — это отражение Бога в человеке, — чтобы человек, познавая Логоса, а в Нем Отца, нашел для себя в этом познании истинное блаженство: De mcarnatione Dei Verbi 11,12, PG 25, 116AB. D; p. n I.2,204–205,206; 13, ibid. 120B; р. п. I,208. 397 Cp. Quaest. ad Tahl. LIX, PG.90, 613C, p.205. 398 Ambigua, PG.91, 1332C,1309D,1280D, f.232b,223b,212a. 399 Ibid. 1097D. B, f.132a,131b. 400 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 257А, p.7 [р. п. II, 29]. Дионисий Ареопагит, см. гл.«Аропагитики», прим. 28. Св. Григорий Нисский, Oratio cat. 6.7, PG.45, 28В,32С; р. п. IV,22,27; In psalm, inscript. I,8,10, PG.44, 480A,540C; р. п. II,52–53,115; De anima et resurrectione, PG.46, 93A-B; р. п. IV,269 (небытие); ibid. 89A; р. п. IV,265; De mortals, PG.46, 528B-C; р. п. VII,522 (злоупотребление). Евагрий, De octo vitiosis cogit., PG.40, 1276D; р. п., с.607; Сар. practica 65, PG.40. 1240В [ср. Cap. practica 12, Прилож., с.57]. Св. Афанасий Великий, Contra gentes 6, PG.25, 12D-13A; р. п. I 2, 131. Св. Василий Великий, hom. ilia quod Deus non est auctor malorum, 3–7, PG.31, 332C-345C; р. п. IV.4 125–135. Блаж. Диадох, Λγος ασκητικς, гл.3, с.24 (издание проф. К. Д. Попова). Авва Дорофей, Doctrina X, 3; XI,5, PG.88, 1725D,1737D; р. п.(Москва 1856), с.122,133. 401 Ambigua, PG.91, 1332А, f.232a. — Бог зла не знает (=не хочет) (Quaest. ad Tahl. XLI, schol.3, PG.90, 412B, p.101 (cap. quing. II,44); Ambigua, PG.91, 1085BC, f.126a-b). Следовательно, оно не существует по естеству. 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

762 Starczewski. «Histor. Rutlien Scriptor.» Vol. I, Berol. et Petropol. 1841 г., I. Gerberst. «Comment. Ser. Moscovit». Pag. 26, XV. Ioan. Lasic, «De russorum religion. Et rilibus narratio» pag. 39; в русск. перев. Орловск. Епарх. Вед. 1866 г. стр. 688. 765 Хойнацкий. Практич. Руков. Черниг. 1879 г., стр. 11. В этом случае, если принять во внимание представленное выше место их « διδαχ τν ποστλων», – русская практика имеет за себя древнее церковное постановление. 766 Игнатий. «ad Ephes.» cap. XXIII Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. V, col. 660; в русск. перев. (Преображ.) «Послания Игнатия» стр. 384. 767 Ириней «Contra Haeres». Lib. I, cap. XXI, n. VI, Curs. Compl. Patrol; Ser:Grace. Tom. VII, ! col. 664–665; Cp. ibid. n. V. Curs. Compl. Patrol. ibid. col 665; в русск. пер. (Преображ) M. 1871, стр. 90–91. 769 Василий Великий. «De sanclo Spirita», cap. XXVII. Curs. Complet. Patrol, Ser. Graec. Tom. XXXII, col. 188; «Твор. Васил. Вел». русск. пер. ч. III. M. 1846. стр. 332. 770 Киприан. «Episl; LVII ad Ianuar», cap. I Curs. Compl. Patrol Ser. Lat. Tom. III. col. 1039. Quomodo autem mundaro et sanctificare aquam potest, qui ipse immundus est. et apud quem sanctus spiritus non esl.. ? «Твор. Кипр» в русск. пер Том I. Киев. 1860, стр. 273. 771 Киприан Ibid. Curs. Comp. ibid. Oportet ergo mundare et sanctificare.aquqm prius a sacerdole, ul, possit baptismo, sno peccata bominis, qui baptizatur. abluere... Cp. в русск. пер. ibid. 772 Тертуллиан. «De Bapt.» cap. V, Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom I, col. 1205; в русск. Перев. Карнеева. Спб. 1847. ч. II, стр. 9–10. 773 Тертуллиан. Ibid. cap. IV, Curs. Compl. Patrolog. Ibid. col. 1203–1204; в русск. пер. Карнеева. ч. II, СПб. 1847 г., стр. 7–8. 774 «Constitul. Apostol». Lib. VII, cap. XLIII. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. I, col. 1044–1045; в русск. пер. стр. 241–242. 776 Василий Великий. «De Spirit. Sanct. Cap. XVII. Curs. Complet. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXII, col.–148. По русск. пер. «Твор. Вас. Вел.» Т, III, стр. 332.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

199. Русская религиозная эстетика XX века о смысле искусства//Stimme der Orthodoxie (=Festschrift fur Fairy von Lilienfeld). – Berlin, 1997. – N 3. – S. 182–184. 200. О студии Милорада Лазича «Естетика Дoмehmujahobux жumuja»//Предисловие к книге: Милорад М. Лазич. Естетика Дoмehmujahobux жumuja. – Подгорица, 1997. – С. 5–9. 201. Das Kunstverstandnis der russischen religiosen Asthetik im 20. Jahrhundert//Stimme der Orthodoxie. – Berlin. 1997. – N 4. – S. 38–40. 202. Эстетический смысл софиологии о. Сергия Булгакова //Введение в храм. – М., 1997. – С. 649–657. 203. The Aesthetic Aspect of Sophiology in Russian Culture at the Turn of the Twentieth Century//Cultural Discontinuity and Recostruction: The Byzantino-Slav heritage and the creation of a Russian national literature in the nineteenth century. – Slavica Norvegica IX. – Oslo. 1997. – P. 46–62. 204. Абстрактное искусство//Культурология. XX век. Словарь. – Спб, 1997. – С. 8–9. 205. Авангард//Там же. – С. 11–15. 206. Концептуализм (в соавторстве с Л.С.Бычковой)//Там же. С. 196–199. 207. Модернизм//Там же. С. 290–291. 208. Психологизмот и илузионизмот во византиската уметност//Пелагонитиса. Списание за православна вера, култура, образование и уметност. – Битола, 1997. – 3/4. – С. 82–90 (македонский язык). 209. Peлuruйjcko-ecmemuчka свест у Pycnju XIX и XX века//Богословлье. – Београд, 1997. – 1–2. – С. 5–17. 210. Non-classical aesthetics as rhizome. «Kornewishche» as non-classical aesthetics//KornewiSHCHe. A Book of Non-Classical Aesthetics – Moscow, 1998. – P. 7–13. 211. «KornewiSHCHe». POST-adaequational avant-scriptum//Ibid. – P. 13–20. 212. The art of our century//Ibid. – P. 49 – 164. 213. The Lexicon of Non-classical Aesthetics and Artistic Culture: The concept of the Project//Ibid. – P. 165 – 167. 214. Kandinsky//Ibid. – P. 185 – 187. 215. POST –//Ibid. – P. 194–196. 216. POST-adaequations//Ibid. – P.197 – 198. 217. Surrealisme//Ibid. – P. 220 – 222. 218. Suprematisme//Ibid. – P. 233 – 247. 219. Неклассическая эстетика как корневище. «КорневиЩе» как неклассическая эстетика//КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. – М., 1998. – С. 7–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Запов. XI. Ср. Ириней Л. «Против Ересей» III, 24,1: «In ecclesia enim, inquit, posuit Deus apostolos, prophetas, doctores, et universam reliquam operationem Spiritus, cuius non sunt participles omnes qui non concurrunt ad Ecclesiam, sed semetipsos fraudant a vita per sententiam malam et operationem pessimam». См..г. Р. Аш(е1, «АН1ш(бя Жгегапея е(йос(г(па1ея «йи» «Мапие1 йе В1яс1рНпе», в «Кеч. В1Ы " с(ие», 59 (1952) 2, р. 219—288. (87) «Учение», Х1,10. (88) 151й., Х1,8. 222 Гл. XI,1. 223 См. J. P. Audet, «Affinites litteraires et doctrinales du «Manuel de Discipline», в «rev. Biblique» 59 (1952) 2, р. 219—238. (88) 151й., Х1,8. 224 «Учение», XI,10. 225 Ibid., XI,8. 226 Ibid., XI,7. 227 Ibid., XIII,3. 228 Ibid., X,7. 229 Ср. G. Dix, «The Shape of the Liturgy». Глава «The Lord’s Supper, or Agape» стр. 82 sq. 230 «Учение» XV,1. 231 Заповедь XI,12. 232 Видение III,1. 233 Лукиан говорит о Перегрине, что он был «пророк и Фиасарх и начальник собрания и все это он один... Они избрали его предстоятелем» (De morte Peregrini, с. 11). И здесь пророческое служение соединяется с другими служениями, но не включает их в себя. 234 «Учение» IX,4. 235 Ibid., X,5. 236 См. K. H. Rengsdorf, «Didaskaloj» в TWNT., B.II, S. 150 sq.; H. Greeven, op. cit. 237 «Строматы», VII,16.. 238 Ориген. «Толк. Посл. к Рим.», IX,2. 239 См. H. v. Campenhausen, op. cit., S. 66. H. Greeven, op. cit., S. 24; «Es ist kaum zu viel gesagt, wenn man feststellt, dass ohne die «didaskaloi » der christlichen Gemeinden die Entstehung einer Uberlieferung und letztlich des Kanons nicht zu denken ist». 240 См. G. Bardy, «l " Eglise et l’enseignement pendant les trios premiers siecles». R. Sc.R., 22 (1932) p. 1—28. 241 См. Commentaire de H.I. «A Diognete». SCH. 33, Paris 1931, p. 266. 242 Послание к Диогнету, XI. 243 Подобие, VIII,11. 244 «Пр. Ересей» II, 28,3. 245 Ibid. 28,6. 246 Ibid., 27,1. 247 «De Praescriptione» VII. 248 «Строматы» 1. 9. 249 Ориген, «Против Цельса», VI,40. 250 Нет никаких оснований всецело отождествлять пастырей и учителей. Если в Еф 4:11 «poimenej»/и «didaskaloi» объеденены одним членом, то это не указывает на идентичность их служений. Учительство входило в служение пастырей, как это следует из требования 1 Тим. 3:2, что епископ должен быть «учителен – didaktikoj». На ряду со служением епископа могло существовать отдельное служение учителя. Еще меньше есть оснований считать, что учительство есть выделение одной из функций апостольства в самостоятельное служение (Ср. K. H. Rengsdorf. op. cit. S. 161).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3728...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010