Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros episcopos 2//PG. 26. Col. 1032B:1–2; Ibid. Col. 1032C:4; Ibid. Col. 1032D:5. Athanasius Alexandrinus. Sermo de descriptione deiparae [Sp.] 2//PG. 28. Col. 948A:7; Ibid. Col. 948A:8. Athanasius Alexandrinus. Didascalia CCCXVIII patrum Nicaenorum [Sp.]//PG. 28. Col. 1637B:12–13. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad episcopos Aegypti et Libyae 5, 4//Athanasius Werke/hrsg. von M. Tetz. Bd. 1. Teil 1. Lieferung 1. Berlin; New York, 1996. S. 44. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros episcopos 2, 1//Athanasius Werke//hrsg. von H. C. Brennecke, U. Heil, A. von Stockhausen. Bd. 2: Die «Apologien». Lieferung 8. Berlin; New York, 2006. S. 324; Ibid. 3, 2//Op. cit. S. 326. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros episcopos 2, 3–4//Op. cit. S. 324–325; Ibid. 2, 5–3, 1//Op. cit. S. 325; Ibid. 3, 2//Op. cit. S. 326. 31 Epiphanius. Panarion 69, 11, 1//GCS. 37. S. 160:25–31. 32 Ibid. 72, 11, 4//GCS. 37. S. 265:24–266:1. Ср. в подложном сочинении свт. Епифания выражение «вселенское порфировидное одеяние тела» (Христа). 32 Epiphanius. Homilia in laudes Mariae deiparae [Sp.]//PG. 43. Col. 496B:11. И далее то же выражение. Epiphanius. Homilia in laudes Mariae deiparae [Sp.]//PG. 43. Col. 497C:10–13. 33 Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica I, 8, 4//SC. 477. P. 90. О III Вселенском Соборе: Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica VII, 32, 7//SC. 506. P. 116. 34 Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica II, 20, 2–3//SC. 493. P. 82; Ibid. II, 37, 1//SC. 493. P. 162; Ibid. II, 37, 96//SC. 493. P. 188. 37 Asterius Amasenus. Homiliae I–XIV. Homilia VIII, 15, 2:1–4//Asterius of Amasea. Homilies I–XIV/ed. C. Datema. Leiden, 1970. P. 96. 38 Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos I–XVIII. Catechesis VI, 2//Cyrilli Hierosolymorum archiepiscopi opera quae supersunt omnia. Vol. 1. Monaci, 1848. P. 156. 42 Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Joannem XII, 1//Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium/ed. P. E. Pusey. Vol. 3. Oxford, 1872. P. 152:2–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Т. е., обвинение Паламы в том, что он учит о двух Божествах «вышележащем» и «нисходящем». 19 Св. Василий Великий, Adv. Eunom. 2, 1 (PG 29, 656А; 657С), св. Кирилл Александрийский, — см., напр., «De Adoratione in Sp. et ver». (PG 68, 148А); De Trin., dial., 6 (PG 75, 1009). 20 Текст, взятый св. Григорием из того же отрывка, приписанного святоотеческим сборником Афанасию Великому, но относящегося к позднейшей эпохе (см. прим. 8). 21 De Divin. nomin. 5, 1 (PG 3, 816В). 22 Ibid., 1, 1 (585В–588А). 23 Ibid., 5, 2 (816С). 24 Ibid., 9, 6 (953D–956A). 25 De divin. nomin.12, 3 (972А). 26 Ibid., 12, 4 (972АВ). 27 Ibid., 11, 6 (953D–956A). 28 Ер. 2 (1068–1969А). 29 De divin. nomin. 11, 6 (956А). 30 Oratio 41, 3 (PG 36, 431С). Имеется в виду Ис. 40 2. 31 Ср. Nom. Div. 5, 2 (816). 32 Epist. 2 (1069А). 33 Ibidem. 34 Ad Thalass. (PG 90, 637D). 35 Ibid., (644D–645A). 36 Ibid. (324А). Ср. Capit. quinquies centenorum I, 75 (1209С). 37 Ibid. (321А). Cf. 644D. Cp. Capit. quinqu. centen. I, 76 (1212АВ). 38 Adv. Eunom. 5 (PG 29, 772D), св. Василию не принадлежащее. 39 Ав Tit. Hom. 6, 5 (PG 62, 696). 40 Capit. quinqu. centen. IV, 54 (PG 90, 1329), V, 13 (1353В); Ad Thalass. 61, shol. (645A, 645В, С). 41 Adv. Eunom. 5 (PG 29, 769В), св. Василию приписано по ошибке. 42 De Spiritu Sancto, 15 (PG 32, 132В). 43 «De beatitudinibus», Oratio VII (PG 44, 1280С). 44 Ad Thalass. 21 (321А). 45 Слово 72, изд. Никифора Феотоки, Лейпциг, 1770, стр. 415; переиздание Специери, Афины, 1895, стр. 281. 46 Здесь имеется в виду «Святогорский Томос» (PG 101, 1225–1236). 47 Звание «великаго управителя» принадлежало тогда некоему Глабе, одному из четырех верховных судей империи, имеющих голос не только в государственных, но и в церковных делах (см. Кантакузин «История», изд. Боннское II, 91; Томос 1341 года (PG 160, 679–680); Miklosich–Muller «Acta et Diplomata» I, 177). Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Ad Demetr. 30; L ö hr. 2015. P. 77), либо чуть позднее, ок. 413 г. ( Rees. 1988. P. 140; Idem. 1998. Pt. 2. P. 29). Сочинение адресовано девушке Деметриаде из знатного и богатого рим. рода Анициев (см.: Pelag. Ad Demetr. 1, 11, 14, 22), проживавшей в то время в Сев. Африке и с согласия родных собиравшейся принять обет девства (Ibid. 14). Общая тема послания - призыв к святости через нравственное совершенствование (Ibid. 2). Послание содержит фундаментальные положения антропологии и аскетики П. Он подробно рассуждает о силе и качествах человеческой природы, сотворенной Богом с властью свободного выбора (liberi arbitrii potestas), сохранившей в себе природное благо (naturae bonum) и способной преодолеть свои слабости и несовершенства, стяжать добродетели и достичь святости (Ibid. 2-4). В качестве примеров успешной реализации этих благих сил человеческой природы П. приводит ветхозаветных праведников: Авеля, Ноя, Лота, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Иова (Ibid. 5-6). С помощью библейских текстов он показывает, что свободная воля способна как к добру, так и к злу (Ibid. 7-8). Затем, ссылаясь на тексты НЗ, П. переходит к наставлению Деметриады в добродетели девства. Он разбирает соответствующие «деве Христовой» нравственные качества и нормы поведения и дает ей практические рекомендации (Ibid. 9-26). Особенный акцент П. делает на чтении Свящ. Писания и наблюдении за помыслами (Ibid. 27-28). Заканчивается сочинение рассуждением о тщетности и недолговечности мирских благ, о краткости земной жизни и вечных наградах на небесах (Ibid. 29-30). 3. «Книжка о вере» (Libellus fidei ad Innocentium papam; CPL, N 731; текст см.: PL. 45. Col. 1716-1718; то же: Ibid. 48. Col. 488-491; исследование и крит. изд.: Egmond. 2012; также ср.: Idem. 2007), сочинение написано в февр.-марте 417 г., после получения П. известий о его осуждении Иннокентием I, еп. Римским. П. отправил «Книжку о вере» в Рим для доказательства собственного правоверия (см.: Aug. De grat. Christi. I 30. 32). Сочинение содержит краткие разъяснения основных положений христ.

http://pravenc.ru/text/2579904.html

2230 Ibid. I, 10. P. 13, 9 sqq. Cfr.: II, 8. P. 44, 14–15: «Soli sigillum integrum? id est symbolum catholicum, non habentes»; IV, 8. P. 114, 10–11: «Ubi in exterminium fidei corrupta sunt semina»; V, 1. P. 121; I, 12: «Haeretici... veritatis exules, sani et verissimi symboli desertores, de sinu sanetae ecclesiae impiis sensibus depravati». P. 14, 8–10. 2231 De schism. donat. I, 5: «Extraneos esse catholicis sacramentis. P. 7, 13. Cfr.: 1, 10. P. 11, 17–20. 2232 Ibid. I, 10: «Seimus enim haereticorum ecclesias singulorum prostitutas nullis legalibus sacramentis et in se jure honesti matrimonii esse...» P. 11, 18–20. 2233 Ibid. I, 12: «Haereticos... solos habere varia (др. чт.: vana) et falsa baptismata etc.» P. 14, 15 sqq. 2234 Ibid. III, 9: «Nobis et vobis ecclesiastica una est conversatio, et si hominum litigant mentes, non litigant sacramenta... pares credimus et uno sigillo signati sumus nee aliter baptizati quam vos, testamentum divinum pariter legimus, unum deum pariter rogamus, oratio dominica apud nos et apud vos una est». P. 93, 20–94, 3. Cfr.: V, 1: «Pro utrisque illud est, quod et nobis et vobis commune est, ideo et vobis, quia ex nobis existis, denique et apud vos et apud nos una est ecclesiastica conversatio, communes lectiones, eadem fides, ipsa fidei sacramenta, eadem mysteria». P. 121, 13–17. 2235 Ibid. I, 12: «Vobis vero schismaticis, quamvis in catholica non sitis, haec negari non possunt, quia nobiscum vera et communia sacramenta traxistis». P. 14, 22–15, 1. Подробнее о взглядах Оптата на крещение вне Церкви в связи с крещением вообще см.: Ioh. Ernst. Die Ketzertaufangelegenheit in der altchr. Kirche. S. 43–52. 2236 Ibid. I, 11: Catholicam facit simplex et verus intellectus intellegere, singulare ac verissimum sacramentum et unitas animorum. P. 13, 20–21. Cfr.: PL. T. 11, coil. 905D-906B-C. not. 15–17. 2240 Ibid. III, 9: «In parte vestis adhuc unum sumus, sed, in diversa pendemus, quod enim scissum est, ex parte divisum est, non ex toto». P. 93, 17–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

содержанию как нечто вторичное и условное. К. А. никогда не говорил о себе как об ученике Платона или о последователе некой греч. философской школы и неизменно подчеркивал, что он следует лишь «совершенной и истинной варварской философии» ( βρβαρος φιλοσοφα, ν μεθπομεν μες, τελεα τ ντι κα ληθς - Clem. Alex. Strom. II 2. 5. 1), т. е. учению ВЗ и НЗ. Т. о., даже по отношению к имеющим философский характер заимствованиям К. А. из платонической традиции «правильнее говорить о библейской экзегезе, использующей реформированную платоновскую терминологию, а не о платонизме или христианском среднем платонизме» ( Даниелу. 2003. С. 152-153). Опираясь на убежденность в близости платонизма к христианству, К. А. широко использовал идеи платоновской философии в собственных произведениях. Платон является наиболее часто цитируемым К. А. из нехрист. авторов; тексты К. А. наполнены парафразами из платоновских сочинений и аллюзиями к ним (анализ заимствований и влияний см.: Butterworth. 1916; Casey. 1925; Meifort. 1928; Outler. 1940; Wytzes. 1957; Idem. 1960; Wyrwa. 1983; Riedweg. 1987; Даниелу. 2003; Itter. 2009). Представленный в указателе к изданию Штелина (см.: Clem. Alex. Werke. 19802. Bd. 4. Tl. 1. S. 50-53; дополнения: Ibid. S. XXI-XXII) перечень цитат и параллелей свидетельствует, что наиболее часто К. А. обращался к текстам диалогов «Теэтет» (см., напр.: Clem. Alex. Strom. I 10. 48. 3; V 14. 95. 1; 98. 5-8), «Государство» (см., напр: Ibid. I 19. 93. 3), «Законы» (см., напр.: Ibid. II 4. 18. 1; 5. 22. 7), «Федон» (см., напр.: Ibid. I 15. 66. 3; 19. 92. 3-4; III 3. 17. 3-5), «Федр» (см., напр.: Ibid. V 14. 138. 3), «Тимей» (см., напр.: Ibid. V 12. 78. 1; 79. 4; 96. 2); реже встречаются отсылки к диалогам «Политик» (см., напр.: II 4. 18. 2; III 3 19. 4), «Софист» (см., напр.: Ibid. II 4. 15. 1-2; IV 25. 155. 3) и др., а также к «Письмам» Платона (см., напр.: Ibid. V 10. 65. 1-3; 11. 77. 1). Диалоги «Алкивиад II», «Хармид», «Критий», «Эриксий», «Евтидем», «Лахет», «Лисий», «Парменид», «Филеб», «Протагор» К.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Описывая религ. представления Е., Филон отмечает, что они в основном размышляли над вопросами бытия Божия, космогонии и этики (Ibid. XII 80). Члены общины вели аскетический образ жизни ( Euseb. Praep. evang. VIII 11. 11), удовольствие рассматривалось как тяжкий грех, воздержание и победа над страстями понимались как высшая добродетель ( Ios. Flav. De bell. II 8. 2). Основу этики общины составляли предписания закона Моисеева ( Philo. Quod omnis probus. 12. 80), причем забота о соблюдении обрядовой чистоты была чуть ли не первостепенной задачей. В источниках отмечены и этические предписания Е., не содержащиеся в законе Моисея: запрет клятвы ( Ios. Flav. De bell. II 8. 6), отвержение рабства ( Philo. Quod omnis probus. 12. 79; Ios. Flav. Antiq. XVIII 1. 5), отрицание рядом общин возможности вступления в брак ( I dem. De bell. II 8. 13) (по причине его нечистоты ( I dem. Antiq. XVIII 1. 5) и лукавства мн. женщин ( I dem. De bell. II 8. 2; Euseb. Praep. evang. VIII 11. 14)), при этом, однако, допускалось принимать детей на воспитание (Ibid.; Ios. Flav. De bell. II 8. 2). Е. отвергали не только применение, но даже изготовление оружия ( Philo. Quod omnis probus. 12. 78) и считали возможным прибегать к нему лишь для обороны от разбойников во время путешествий ( Ios. Flav. De bell. II 8. 4). По сравнению с Моисеевым законодательством в этике Е. усилено предписание о соблюдении ритуальной чистоты (запрет на прикосновение к Е. из др. классов, заповедь о вкушении пищи, приготовленной только в общине (Ibid. 8. 8), отказ от употребления масла (Ibid. 8. 3), многочисленные предписания ритуальных омовений (Ibid. 8. 5, 9, 10) и проч.). В знак хранимой чистоты Е. носили белую одежду (Ibid. 8. 7). Важнейшая особенность религ. жизни Е. состояла в том, что они не принимали участия в общественном богослужении Иерусалимского храма; возможно, Е. совершали жертвоприношения обособленно, в своих общинах ( Idem. Antiq. XVIII 1. 5; ср.: Philo. Quod omnis probus. 12. 75; однако в нек-рых рукописях у Иосифа в этом месте утверждается противоположное: «...не совершали жертвоприношение отдельно» ( Чемена. 1894. С. 92; Тексты Кумрана. 1971. C. 350. Примеч. 2)). Как бы то ни было, храмовым жертвам Е. не придавали значения очистительных и в качестве таковых понимали только свои обряды, состоящие преимущественно из ритуальных омовений.

http://pravenc.ru/text/190255.html

Metso P.J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. Joensuu: University of Eastern Finland, 2010 (diss). Papathanasiou C. La prassi della comunione frequente secondo l’insegnamento di Nicola Cabasilas//Nicola Cabasilas e la divina liturgia/a cura di Sabino Chiala e Lisa Cremaschi. Bose, 2007. P. 127–138. Salaville S. Le christocentrisme de Nicolas Cabasilas//Echos dOrient. 1936. T. 35. 182. P. 129–167. Spiteris Y. Cabasilas: teologo e mistico bizantino. Nicola Cabasilas Chamaetos e la sua sintesi teologica. Roma: Lipa, 1996. Spiteris Y. Ostatni Ojcowie Kocioa. Kabasilas. Palamas. Warszawa: Wydawnictwo Ksiy Marianów, 2006. Tamburrino F.O., arciv. Secondo la «Vita in Cristo» di Nicola Cabasilas//Simposio Cristiano/edizione dellIstituto di Studi Teologici Ortodossi S. Gregorio Palamas. 1978–1979. P. 243–255.   Ibid. LI, 1//SC. 4 bis. P. 294. Ibid. XXXII, 11//SC. 4 bis. P. 204. Ibid. XXXII, 2.//SC. 4 bis. P. 202. Nicolaus Cabasilas. Explicandum autem ritus celebrationem Divinae Liturgiae persolvendas 9//SC. 4 bis. P. 374. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 3//SC. 4 bis. P. 202. Nicolaus Cabasilas. Explicandum autem ritus celebrationem Divinae Liturgiae persolvendas 9//SC. 4 bis. P. 374. Ibid. Ibid. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 4//SC. 4 bis. P. 202. Ibid. XXX, 15//SC. 4 bis. P. 196. Ibid. XXXII, 4//SC. 4 bis. P. 202. Ibid. XXXII, 8//SC. 4 bis. P. 204. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 12//SC. 4 bis. P. 204. Ibid. То есть через преложение. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 12//SC. 4 bis. P. 204. К подобным выводам пришёл и митр. Каллист (Уэр). Он находит чрезвычайно важным тот факт, что акт преложения помещён Кавасилой в самую сердцевину Евхаристического Жертвоприношения. Митр. Каллист замечает, что в момент освящения хлеб не приносится в жертву, а прелагается в Тело Христово. Интерпретируя идею Кавасилы о преложении, он называет изменения хлеба и вина «обрядом перехода» (rite of passage). См.: Kallistos (Ware), bishop. Not an Image or a Figure: St. Nicolas Cabasilas on the Eucharistic Sacrifice//Le Feu sur la terre. Mélanges offerts au Père Boris Bobrinskoy pour son 80e anniversaire. Paris, 2005. (Analecta Sergiana; vol. 3). P. 149.

http://bogoslov.ru/article/6171850

Так окончил свою жизнь этот редкий человек и неутомимый труженик. Requiescas a labore. Попов К.М. Список печатных трудов проф. П.И. Цветкова//Богословский вестник 1914. Т. 1. 3. С. 13–22 (1-я пагин.). —13— 1 . Обзор апологетических трудов восточных Отцов и учителей церкви в IV и V веках. I. Апологетические труды Евсевия Кесарийского . Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. 1872, XXV, 314–371; II. Апологетические писания Св. Афанасия Александрийского . III. Апологетические писания христианских учителей IV и V веков против Юлиана. Ibid. 637–730. Сочинение на степень магистра богословия. Печатанием не окончено за приостановлением журнала. Часть напечатана в другом журнале, см. 11. 2 . Обзор важнейших церковных событий на Востоке, землях югославянских и в главнейших религиозных обществах Запада за первое полугодие 1873 года. Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения 1873, III (отд. II), 9, 528–540; 10, 575–589; 11, 612–636. 3. Обзор важнейших церковных событий на Востоке, в королевстве греческом и в главнейших религиозных обществах Запада за июль, август и сентябрь настоящего 1873 года. Ibid. 1873, III (отд. Π), 11, 637–650; 1874, III (отд. II), 2, 77–114. 4 . Обзор, важнейших церковных событий на Востоке и в главнейших религиозных обществах Запада за последнюю четверть 1873 года. Ibid. 1874, III (отд. II), 3, 187–208. 5 . Пастырское послание старокатолического епископа Рейнкенса. Ibid. 1874, III (отд. II), 3, 208–225. 6 . Обзор важнейших церковных событий на Востоке, в землях югославянских и в главнейших религиозных обществах Запада за первую четверть 1874 года. Ibid. 1874, III (отд. II), 5, 293–331; 8, 389–419. 7 . Старокатолический синод в Бонне. Ibid. 1874, III (отд. II), 8, 381–388. 8 . Обзор церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада за апрель, май и июнь 1874 года. Ibid. 1874, III (отд. II), 10, 477–528. 9 . К вопросу о воссоединении церквей (Письмо аббата Мишо к издателю «Немецкого Меркурия»). Ibid. 1874, III (отд. II). 10, 529–533.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воздержание 2–25 . All these poems are located together in A and are taken from or loosely based on Polyanthea, «Abstinentia», as follows: 2: «Mater sanitatis est abstinentia, mater aegritudinis voluptas, sine enim carne & vino cito friget Venus... Hier, in Ep.» (p. 2). 4: «Quid prodest tenuari corpus abstinentia, si animus intumescit superbia? Quid virtutis habet vinum non bibere, & ira & odio inebriari? Hier, ad Celantiam» (ibid.). 5–6: «Per abstinentiam non caro sed carnis vitia extinguenda sunt. Sic necesse est, ut artem continentiae quisque teneat, quatenus non carnem, sed vitia occidat... Greg. lib. 20. moral.» (ibid.). 8: «Incassum per abstinentiam corpus atteritur, si inordinatis moribus dim issa mens vitiis dissipatur. Greg, in pastoral.» (ibid.). 9: «Chordam in cithara si minus tenditur, non sonat: quia nimirum tanto quisque sibimet debet moderamine praeesse, ut ad culpam caro non superbiat: & inde ad effectum rectitudinis in operatione subsistât. Greg. 15 mox super illud Versa est in luctum cithara mea [cf Lam. 5.15 ]» (ibid.). 11–15: «Abstinentia est, quae edenda horam non praevenit, ut fecit Ionathas in favo mellis: non lautiora quaerit edere, ut Israelitae in deserto: non accuratius parare, ut filii Eli in Silo: non ad superfluitatem, ut Sodom itae, non v ile quodlibet ut Esau edulium in fame concupivit. Greg, in ho.» (ibid.). 17: «Qui cib is abstinent, & m ala agunt, daem ones imitantur, quibus culpa adest, & cibus deest. Isido, super Amos Prophetam» (p. 3). 23: «Fames quippe in paucis diebus aufert hominem , & libérât e x hac vita poenali: excessus vero ciborum consumit & putrescere facit corpus humanum & macerat aegritudine diuturna, & tunc eum morte crudeli consum it. Chrys. super Epist. ad Heb. ser. 29» (ibid.). 24: «Semper virtuti cibus jejunium fuit: de abstinentia quoque prodeunt castae cogitationes, rationabiles virtutes, salubria consilia... Leo Papa in ser. de jejuni deci. mensi» (ibid.). 25: «Melior est rationabilis quotidiana cum moderatione refectio, quam per intervalla arduum longum que jejunium. Novit immoderata inedia non solum mentis labefactare constantiam, sed etiam orationem efficaciam reddere lassitudine corporis enervatam. Ioan. Cassian. de inst, mo.» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Cassian. Collat. 7. 8). Вместе с тем И. К. P. замечает, что в результате грехопадения в человеческую природу вошел «закон греха» (lex peccati). Этот закон укоренился «в членах всех смертных», т. е. в человеческой природе (Ibid. 23. 11). Он стал противоборствовать «закону ума» (lex mentis; ср.: Рим 7. 23), или «духовному закону» (spiritualis lex; ср.: Рим 7. 14), порабощать чувства людей и склонять их оставить высшее Благо - Бога и созерцание Его - и поработиться земным помыслам ( Ioan. Cassian. Collat. 23. 11-12; 4. 7). Это противоборство плоти и духа было введено в человеческую природу Богом по Его домостроительству (Ibid. 4. 7). Целью этого домостроительства была польза человека, к-рый, видя, что не может делать то, что хочет (т. е. благо), побуждался бы этим к еще большему рвению о добродетели, за чем последовали бы внутренний мир и более высокое духовное состояние. Так в человеке возникла постоянная борьба между плотью и духом и между 2 желаниями - плотским и духовным (Ibid. 4. 7, 11). В результате из духовного человек стал плотским, т. е. таким, к-рый с трудом может исполнить закон Божий (Ibid. 23. 13). Кроме того, упомянутый «закон греха» получил силу от «Божия осуждения» (sententia Dei), к-рому подпал первый согрешивший человек, поэтому все люди связаны «необходимой неизбежностью этого греха» (Ibidem). И. К. Р. замечал также, что людей сделало плотскими «первое проклятие Божие» (Ibidem). Этому осуждению, или проклятию, подвергся весь человеческий род без исключения (Ibid. 23. 12). Все люди отягчены грехом - или только первородным, или также и личным (Ibid. 13. 7). Это есть «проклятая земля» (Быт 3. 17), присутствующая в делах людей и взращивающая им «терния и волчцы» помыслов, иглы к-рых заглушают в них семена добродетелей ( Ioan. Cassian. Collat. 23. 11). Грехопадение ввело в человеческую природу смерть и лишило людей «славы Божией» (Ibid. 8. 25; 13. 7; ср.: Рим 5. 12; 3. 23). Поскольку И. К. Р. разделял т. зр. креационизма в вопросе о происхождении индивидуальной души , полагая, что от родителей передается только тело человека, душа же творится из ничего непосредственно Богом ( Ioan.

http://pravenc.ru/text/471291.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010