Нечто подобное допускают и римские католики, при пользовании историческими свидетельствами о таинствах. Против протестантов они усиливаются обыкновенно выставлять, относительно каждого из таинств, такие свидетельства, в которых бы встречалось слово таинство и главным образом стараются о том, чтобы набрать таких мест побольше числом и древнее по времени. Правда, приводят много и других, самых разнообразных данных для подтверждения учения о том или другом таинстве, как именно таинстве; но при этом все-таки продают особенное значение тем местам, в которых встречается наименование того в ли другого священнодействия таинством. В объяснение того факта, что в творениях отеческих не встречается ни формулы седмеричного числа таинств, ни даже (у многих отцов) наименования большинства таинств таинствами, указывают на disciplina arcani и чрез то дают понять, что, по их мнению, отцы прилагали к таинствам μυστριον=sacramentum в том же смысле, как и мы, но только не хотели, по особенным причинам, говорить пред всеми, сколько именно христианских таинств и какие они у христиан. В последнее время некоторые из римских католиков стараются отрешиться от подобного приема, как показывает сочинение Грене 9 . Автор этого сочинения, задавшись мыслию проследить употребление слова sacramentum в творениях западных отцов до Августина включительно 10 , приходят к тому заключению, что это слово в отеческом языке имело весьма широкий и разнообразный смысл. Но и Грене придает более значения, чем сколько следует, усвоению этого наименования таинствам; по его мнению, отцы, между прочим, через самое приложение этого слова к некоторым из таинств, выражали мысль о присутствии в этих священнодействиях особенной благодати, освящающей человека чрез чувственные знаки. Таковы два господствующих на западе взгляда на рассматриваемый предмет, одолженные своим происхождением характеристическим особенностям протестантства и римского католицизма. Римские католики, по свойственной им склонности смешивать временное с вечным, изменяемое с неизменяемым. стараются возвесть самую форму, какую с течением времени получило учение о таинствах, на степень учения, данного, – с самого начала существования Церкви, – в предании, но до времени сохранявшегося in disciplina arcani. Протестанты также, хотя держатся совсем другого взгляда на этот предмет, но согласно с католиками смотрят на позднейшую форму учения о таинствах не как на форму, а как на новый элемент, привносящий нечто будто бы существенное в содержание веры, словом, как на новый догмат, новое учение, не бывшее прежде в сознании церковном или предании. Таким образом, при всем различии, те и другие сходны между собою в том, что не различают, смешивают форму в содержание богооткровенного учения о таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Св. Кирилл, впрочем, объясняет молитву Господню уже после крещения, в " тайноводственных " словах, как читаемую за Литургией - огласительные слова св. Кирилла и суть такие предкрещальные беседы. Их содержание подлежит хранению в тайне. " Но вот тебе приказание: заучивай, что сказано, и соблюдай вовек. Не почитай сего обыкновенными беседами. Поэтому, когда произносится огласительное учение, если будут допытываться у тебя, что говорили учащие, ничего не рассказывай стоящему вне. И передаем тебе тайну и надежду будущего века... Вот ты стоишь уже на самом пределе. Смотри - не разглашай произносимого, - не потому что оно не достойно повествования, но потому что слух недостоин слышания " . Должна быть строгая постепенность, " стройный порядок " в изложении и усвоении спасительных истин " . Оглашение есть строение и по порядку должны полагаться камни, и угол должен быть связан с углом. Поспешность опасна и от преждевременного слышания грозит помрачение ума. Тайна предкрещального учения должна быть соблюдаема не только от внешних, но и от оглашенных. И потому сообщаемый и разъясняемый в это время Символ надлежит " памятью начертывать в сердце " , повторять его устно, не записывая на бумагу, и читать его тайно, чтобы кто не подслушал. Эта disciplina arcani, распространяющаяся в Церкви, в особенности в IV веке, имеет пастырский и педагогический смысл и может быть отражает Александрйскую теорию о ступенях ведения. Возможно, что в ней отразилась и практика древних языческих мистерий... Она относится не столько к учению, сколько к формулам и обрядам. С этим связано и самое выражение: тайноводство, μυσταγωγια . Предкрещальное оглашение имеет содержание по преимуществу догматическое. " Великое приобретение - изучение догматов, и потребна для этого трезвенная душа " . В изложении догматов св. Кирилл следует порядку крещального символа или исповедания, которое с полным разумением крещаемым предстоит произнести у святой купели. Самый текст символа по disciplina arcani не приводится целиком в беседах (кстати заметить, Созомен в своей истории опустил Никейский символ, " чтобы не прочли его непосвященные " ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1435...

Августи 12 перечисляет различные выражения, которые служили для обозначения одного и того же правила: πκρυψις, σιωπ, προσηγορα, τ κρβδην, δημοσευτον, μυστριον, γνσις, πητα, μυστηριοκρυψα, δγμα, τρπος παιδεας, occultatio, reticentia sacrorum, silentium sacrum, arcanum. Наконец, в веке, во время богословских споров сочинили новое отличительное название: disciplina arcani 13 . Не все писатели разделяют мнение, что это правило церковное произошло первоначально от меры предосторожности от врагов возникающей Церкви. Одни искали его происхождения в каком-то подражании мистериям языческих религий 14 , другие – в преданиях и обычаях еврейского народа 15 ; но оба эти мнения опровергаются самою историей и духом Христианской Церкви. Дальнейшее исследование христианских символов укажет на новые разъяснения настоящего происхождения правила о тайне. Но, если проследить в творениях церковных писателей то, что в христианском учении подлежало этому правилу, то мы увидим, как доказали исследования о церковных древностях 16 , что это правило обнимало следующе восемь предметов: 1) Таинство Крещения. 2) Таинство Миропомазания. 3) Таинство Рукоположения. 4) Таинство Причащения. 5) Литургию. 6) Учение о Св. Троице. 7) Символ веры и 8) Молитву Господню. Все, что относилось до этих восьми предметов тайны, передавалось только одним посвящённым христианам, и disciplina arcani соблюдалась столь же строго при изустном учении, как и при письменном изложении. Достаточно двух примеров, чтобы разъяснить, до какой степени это правило исполнялось строго и осторожно. Созомен в XIX главе своей церковной истории избегает выписать Никейский Символ веры , потому что книга его, говорит он, может попасть в руки людей, непосвящённых в таинства веры. Такое же опасение высказывает и Василий Великий : „На что непозволительно даже и смотреть, прилично ли было бы учение о том выставлять на показ письменно?“. При таком воззрении на важность этого церковного правила необходимо было обратить особое внимание для избежания всякого его нарушения. Каждое неловкое слово, каждый неудачный оборот речи могли неожиданно нарушить это правило, между тем как вся неловкость заключалась бы только в излишней их ясности. Оттого требовалось найти особые, условные слова и выражения, которые передавали бы известную мысль совершенно ясно для посвящённых и в то же время оставались бы для непосвящённых загадочными и непонятными. „Мы темно беседуем с непосвящёнными о Божественных таинствах“, говорит блаженный Феодорит 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если, по словам католиков, в римских катакомбах дано решение вопросов о главенстве папы, почитании икон, пресуществлении святых даров, по разным частным пунктам церковной практики, то это нисколько не мешало и сторонникам противоположного направления призывать подземный Рим на очную ставку с надземным и доказывать очевидный контраст первохристианских воззрений с позднейшими католическими доктринами. Нравственно-религиозный, доказательный и апологетический характер стали присваивать произведениям христианского искусства не в первый период его существования, как было нами выше сказано, но уже впоследствии. С таким характером всего меньше и при том же с самого начала могли появиться произведения катакомбного, гробничного искусства, имевшие ближайшее отношение к погребальной обстановке. Они получили это значение главным образом в открытых храмах, сделавшись воспитательным орудием в руках церкви. Disciplina arcani или стремление скрывать, держать в тайне от непосвященных, т.е. язычников, а частью и от оглашенных, предметы веры и культа, несомненно была одной из главных причин, сильным доводом в пользу символического направления произведений первохристианской живописи, но она не была во всяком случае единственным источником для происхождения последнего. Известно, что это правило (disciplina arcani) простиралось на сравнительно незначительное лишь число догматических истин и обрядовых форм, касалось главным образом таинств крещения и причащения, а между тем, к области этих последних принадлежит относительно ничтожная доля изображений в живописном круге катакомб. Исключительно символическому пониманию этих сюжетов противоречит и то обстоятельство, что одно и то же изображение повторяется несколько раз в одной и той же галерее, кубикуле и на смежных локулах. Почему оказывалось такое предпочтение одним сюжетам перед другими, – с точки зрения исключительно одного символизма объяснить невозможно и трудно угадать, каким идеям хотели дать ход, выдвигая именно эту группу изображений, этот род сюжетов предпочтительно перед другими?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Указание на это событие, без сомнения, содержится уже в повествовании Моисея о смешении языков в Вавилоне. Тем не менее, не смотря на все искажения и повреждения, остатки истинной и первоначальной религии преемственно сохранялись в семействах жрецов, каковы, напр., эвмолниды в Афинах и элевзисы, которые в disciplina arcani несомненно умели скрывать первоначальные восточные ερο λγοι . Конечно, некоторые предания первобытного человечества, говорит Крейцер, могли быть искажены до неузнаваемости; но эта судьба могла постигнуть только такие вещи, которые не входили в жреческое предание, потому что считались несущественными и не находившимися ни в какой связи с главным религиозным учением о единстве Божием и бессмертии души; напротив все те истины, которые принадлежали к сказаниям аграрной цивилизации, сохранялись в disciplina arcani совершенно неповрежденными. Такие положения, на которых основывается благо человечества и непоколебимые твердыни гражданского общества, суть вечный свет, который никогда не должен потухать в храмах, хотя из зал их он и выходит то слабее, то сильнее, то ярче, то бледнее. Поэт, который вел бы себя только в духе антропоморфизма (каков напр., Гомер), мог бы, пожалуй, игнорировать эти положения, но чрез это он еще не допустил бы существенных изменений. Оригинальная мысль, рожденная божественным лучем света во внутреннейшем существе человека и облеченная в удачный образ, никогда не может погибнуть; частные затемнения она может терпеть; но поскольку она носит в себе жизненный принцип духа, снова явится ум, который поймет ее во всей ее сущности; снова пробудится первоначальное воззрение и будет выражено умно и интересно каким либо гениальным мыслителем или поэтом“. Меринг в своих „Grundsäzte der Selbstvoraussetzung“ (§ 37) также защищает основные положения супранатуралистической гипотезы о происхождении религии в роде человеческом, когда, подобно Лессингу, первоначальное взаимоотношение между Богом и человеком он сравнивает с непосредственным воспитывающим попечением родителей по отношению к детям и согласно с этим понимает первооткровение прямо как речь, беседу или наставление, посредством которых Бог посвящает человека в систему своих божественных мыслей , в свои тайны , и чрез это основывает религию в собственном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Св. Кирилл, впрочем, объясняет молитву Господню уже после крещения, в " тайноводственных " словах, как читаемую за Литургией — огласительные слова св. Кирилла и суть такие предкрещальные беседы. Их содержание подлежит хранению в тайне. " Но вот тебе приказание: заучивай, что сказано, и соблюдай вовек. Не почитай сего обыкновенными беседами. Поэтому, когда произносится огласительное учение, если будут допытываться у тебя, что говорили учащие, ничего не рассказывай стоящему вне. И передаем тебе тайну и надежду будущего века... Вот ты стоишь уже на самом пределе. Смотри — не разглашай произносимого, — не потому что оно не достойно повествования, но потому что слух недостоин слышания " Должна быть строгая постепенность, " стройный порядок " в изложении и усвоении спасительных истин " Оглашение есть строение и по порядку должны полагаться камни, и угол должен быть связан с углом. Поспешность опасна и от преждевременного слышания грозит помрачение ума. Тайна предкрещального учения должна быть соблюдаема не только от внешних, но и от оглашенных. И потому сообщаемый и разъясняемый в это время Символ надлежит " памятью начертывать в сердце " повторять его устно, не записывая на бумагу, и читать его тайно, чтобы кто не подслушал. Эта disciplina arcani, распространяющаяся в Церкви, в особенности в IV веке, имеет пастырский и педагогический смысл и может быть отражает Александрйскую теорию о ступенях ведения. Возможно, что в ней отразилась и практика древних языческих мистерий... Она относится не столько к учению, сколько к формулам и обрядам. С этим связано и самое выражение: тайноводство, μυσταγωγια. IV. Правило веры. Предкрещальное оглашение имеет содержание по преимуществу догматическое. " Великое приобретение — изучение догматов, и потребна для этого трезвенная душа " В изложении догматов св. Кирилл следует порядку крещального символа или исповедания, которое с полным разумением крещаемым предстоит произнести у святой купели. Самый текст символа по disciplina arcani не приводится целиком в беседах (кстати заметить, Созомен в своей истории опустил Никейский символ, " чтобы не прочли его непосвященные " ).

http://sedmitza.ru/lib/text/537867/

Кирилла и суть такие предкрещальные беседы. Их содержание подлежит хранению в тайне. «Но вот тебе приказание: заучивай, что сказано, и соблюдай вовек. Не почитай сего обыкновенными беседами. Поэтому, когда произносится огласительное учение, если будут допытываться у тебя, что говорили учащие, ничего не рассказывай стоящему вне. И передаем тебе тайну и надежду будущего века… Вот ты стоишь уже на самом пределе. Смотри — не разглашай произносимого, — не потому что оно не достойно повествования, но потому что слух недостоин слышания». Должна быть строгая постепенность, «стройный порядок» в изложении и усвоении спасительных истин». Оглашение есть строение и по порядку должны полагаться камни, и угол должен быть связан с углом. Поспешность опасна и от преждевременного слышания грозит помрачение ума. Тайна предкрещального учения должна быть соблюдаема не только от внешних, но и от оглашенных. И потому сообщаемый и разъясняемый в это время Символ надлежит «памятью начертывать в сердце», повторять его устно, не записывая на бумагу, и читать его тайно, чтобы кто не подслушал. Эта disciplina arcani, распространяющаяся в Церкви, в особенности в IV веке, имеет пастырский и педагогический смысл и может быть отражает Александрйскую теорию о ступенях ведения. Возможно, что в ней отразилась и практика древних языческих мистерий… Она относится не столько к учению, сколько к формулам и обрядам. С этим связано и самое выражение: тайноводство, μυσταγωγια. IV. Npabuлo веры. Предкрещальное оглашение имеет содержание по преимуществу догматическое. «Великое приобретение — изучение догматов, и потребна для этого трезвенная душа». В изложении догматов св. Кирилл следует порядку крещального символа или исповедания, которое с полным разумением крещаемым предстоит произнести у святой купели. Самый текст символа по disciplina arcani не приводится целиком в беседах (кстати заметить, Созомен в своей истории опустил Никейский символ, «чтобы не прочли его непосвященные»). Текст символа, объясняемого св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

См. Sanctus Basilius Magnus.DeSpirituSancto , 67 и 26. [Там же. С. 335—336 и С. 273]. 72 См. Ibid . 25. [Там же. С. 273; также С. 352. — Прим. перев. ]. 73 «Догмат умалчивается, а проповедь обнародывается» Там же. С. 334. — Прим. перев. 74 «Ужели не дозволять нам одного речения, которое дошло к нам от Отцев» 75 Там же. С. 336. — Прим. перев. 76 Cf. Dörries Н. DeSpirituSancto, . — Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht, 1956; Jungmann J.A. DieStellungChristiimliturgischenGebet . — 2. Auflage. — Münster I W, 1962. — S. 155 ff., S. 163 ff.; Dom Amand D. L’ascèse monastique de Saint Basile . — Éditions de Maredsous, 1949. — P. 75—85. Очень полезны и содержательны подстрочные примечания в критическом изданиях трактата " О Святом Духе» (De Spiritu Sancto), сделанные Чарльзом Ф. Джонсоном (С. F. H. Johnson, Oxford, 1892), и Бенуа Прюше (Benoit Pruche. Op. cit . in: Sources Chrétiennes. — Paris: Les Éditions du Cerf , 1945. — 17). O «тайном учении» ( disciplina arcani ) см. O. Perler O., s.v. Arkandisciplin , in: Reallexikon für Antike und Christentum. — Bd. I. — Stuttgart, 1950. — S. 671—676. Joachim Jeremias. Die Abendmahlsworte Jesu . — Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht, 1949. — S. 59 ff., S. 78 ff., где «тайное учение» (disciplina arcani), по утверждению автора, можно обнаружить уже в структуре текста Евангелия, и даже присутствующее в иудаизме; cf. резкую критику этого положения, in: Hanson R.P.C. Tradition in the Early Church . — London: SCN Press, 1962. — P. 27 ss. 77 Псевдобиблицизм — ложное и буквальное толкование текста Библии — Прим. перев. 78 SanctusBasiliusMagnus.Epistulae ,189, 3. «Итак, человек Божий, поелику не от человек ты принял Евангелие Христово или научился ему, но сам Господь из судей сея земли возвел тебя на кафедру Апостолов, то подвизайся подвигом добрым, уврачуй недуги в людях, если коснулась кого болезнь арианского безумия; обнови древние следы отцов и продолжением непрерывных сношений старайся назидать на том основании любви к нам, которое уже положил. Ибо таким образом можем мы быть близкими между собою духом, хотя по месту жительства на земле весьма удалены друг от друга» (Письмо 189 (197). К Амвросию, епископу Медиоланскому

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3032...

[v]1. Shepherd of tender youth, [v]Guiding in love and truth [v]Through devious ways; [v]Christ, our triumphant King, [v]We come Thy name to sing; [v]Hither our children bring [v]To shout Thy praise! [v]2. Thou art our Holy Lord, [v]The all–subduing Word, [v]Healer of strife! [v]Thou didst Thyself abase, [v]That from sin " s deep disgrace [v]Thou mightest save our race, [v]And give us life. [v]3. Thou art the great High Priest; [v]Thou hast prepared the feast [v]Of heavenly love; [v]While in our mortal pain [v]None calls on Thee in vain; [v]Help Thou dost not disdain [v]Help from above. [v]4. Ever be Thou our Guide, [v]Our Shepherd and our Pride, [v]Our Staff and Song! [v]Jesus, Thou Christ of God [v]By Thy perennial Word [v]Lead us where Thou hast trod, [v]Make our faith strong. [v]5. So now, and till we die, [v]Sound we Thy praises high, [v]And joyful sing: [v]Infants, and the glad throng [v]Who to Thy church belong, [v]Unite to swell the song [v]To Christ our King! §67. О «тайном учении». Disciplina Arcani Richard Rothe: De Disciplinae Arcani, quae dicitur, in Ecclesia Christ. Origine. Heidelb. 1841; и его статья на эту тему в первом издании Herzog (vol. I. 469–477). С. A. Gerh. von Zezschwitz: System der christl. kirchlichen Katechetik. Leipz. 1863, vol. I, p. 154–227. См. тж. его статью во втором издании Herzog, I. 637–645 (сокр. в Schaffs «Rel. Enc.»). G. Nath. Bonwetsch (из Дорпата): Wesen, Entstehung und Fortgang der Arkandisciplin, in Kahnis» «Zeitschrift für hist. Theol.» 1873, pp. 203 sqq. J. P. Lundy: Monumental Christianity. N. York 1876, p. 62–86. См. тж. A. W. Haddan in Smith & Cheetham, I. 564–566; Wandinger, in Wetzer & Welte, new ed. vol. I. (1882), 1234–1238. Более старые диссертации на эту тему: Schelstrate (1678), Meier (1679), Tenzell (1863), Scholliner (1756), Lienhardt (1829), Toklot (1836), Frommann (1833), Siegel (1836,1. 506 sqq.). Публичное богослужение начиная с середины II и до конца V века делилось на поклонение катехуменов (новообращенных) 423 и поклонение верующих 424 . Первое включало в себя чтение Писания, проповедь, молитву и пение, оно было доступно для некрещеных и кающихся. Второе состояло из святого причастия с сопровождающей его литургией; на нем могли присутствовать только собственно члены церкви. Перед его началом новообращенные и неверующие покидали собрание по приказу диакона 425 , и двери закрывались или охранялись.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

425 Μ τις τν κατηχουμνων, μη τις τν κροωμνων, μη τις τν απστων, μ τις τεροδξων, «пусть никого из новообращенных, пусть никого из слушателей, пусть никого из неверующих, пусть никого из иноверцев здесь не останется». Const. Apost. viii. 12. См. также Златоуст Нот. in Matt, xxiii. 426 De Praescr. Haer., c. 41: «Quis catechumenus, quis fidelis, incertum est (то есть, среди еретиков); pariter adeunt, pariter orant, etiam ethnici, si supervenerint; sanctum canibus et porcis margaritas, licet non veras (так как y них нет подобающим образом проводимых таинств) jactabunt». Но это относится не ко всем еретикам, и тем более не к манихеям, которые уделяли таинственности причастия гораздо большее внимание, чем католики. 428 Ученый иезуит Эмануэль фон Шельстрат впервые использовал этот аргумент в Antiquitas illustrata (Antv. 1678) и De Disciplina Arcani ( Rom. 1683 ), но его доводы опровергает лютеранин W. Ernst Tentzel, Dissert, de Disc. Arcani, Lips. 1683, 1692. Тенцель, Казобон, Бингем, Рот и Цецшвиц, однако, неправы в том, что сводят Disc. Arc. только к обрядам, исключая из него догму. См. особенно Кирилла Иерусалимского , Katech. XVI. 26; XVIII. 32, 33. 431 Данное соответствие очень заметно по использованию в церкви таких терминов, как μυστριον, σμβολον, μησις, μυσταγωγεν, κθαρσις, τελεωσις, φωτισμς (о крещении) и др. О греческих мистериях, особенно элевсинских, см. Lobeck, Aglaophanus, Königsberg 1829; несколько статей: Preller, in Pauly, Realencyklop. der Alterthumswissenschaft III. 83 sqq., V. 311 sqq., Zeitzschwitz, I.c. 156 sqq., и Lübker, Reallex. des class. Alterthums, 5 th ed., Erler (1877), p. 762. Лобек опровергает высказанное Уарбертоном и Крезером мнение, что в греческих мистериях распространялась тайная мудрость, особенно традиции первобытного откровения. 436 Киприан говорит о ежедневных жертвах. Ер. 54: «Sacerdotes qui sacrificia Dei quotidie celebramus». О том же говорит Амвросий, Ер. 14 ad Marceil., и древнейшие литургические труды. Но существовали разные обычаи, что, помимо прочего, удостоверяет Августин. Ер. 118 ad Januar., с. 2: «Alii quotidie communicant corpori et sanguini Dominico; alii certis diebus accipiunt; alibi nullus dies intermittitur quo non offeratur; alibi sabbato tantum et dominico; alibi tantum dominico». Святой Василий говорит (Ер. 289): «Мы причащаемся четыре раза в неделю, в День Господень, в четвертый день, в день подготовки [пятницу] и в субботу». Златоуст жалуется, что мало кто участвует в ежедневных причастиях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010