Апостолос Макракис, обладающий сильным характером и мощным темпераментом, оказал огромное влияние на духовное пробуждение Церкви, но он находится в ожесточенном конфликте с иерархическим управлением. Его учение было формально осуждено. Однако его многочисленные сочинения еще распространялись и недавно были переведены на английский язык. В Греции также заметно набирало силу возрождение в области молитвенной и духовной жизни, которое прослеживается и в богословской мысли. Развитие богословия в других православных землях протекало не слишком самобытно; только в Румынии в последние десятилетия возродилась традиция исихазма. В XIX веке преобладало русское влияние. Важность представляет только учебник догматики прежнего профессора Белградского богословского факультета Иустина Поповича (на сербском языке). В частности, в томе II своей незаконченной работы Попович пытался построить свое представление непосредственно на уставе отцов Церкви и богослужебных книг. В целом православное богословие, по-видимому, находится в переходном периоде; оно ищет собственный метод и способ изложения. Время западнической направленности, видимо, подходит к завершению. Следующим шагом должно стать возвращение к патристическим истокам; целеполагание можно обозначить как «неопатристический синтез». Ph. Меуег, Die тн.е. Litt. d. griech. Kirche, 1899. – А. Palmieri, Theologia dogmatic orthodoxa I, Florenz 1911 – N. N. Glubkovskij, Conspectus litterarum russicarum theologicarum (in: Acta Academiae Velehradensis XI, Prag 1922; separat: Warschau 1928) – F. Gavin, Some Aspects of Contemporary Greek Orthodox Thought, London-Milwaukee 1923 – Östl. Christentum, Dokumente, hg.v. N.v.Bubnoff u. H. Ehrenberg, Bd II, 1925 – М. Jugie, Theologia dogmatic Christianorum Orientalium, bes. Bd I, Paris 1926 – G. Florovsky, Die Wege d. russ. Th., Paris 1937 (russ.) – Ders., Westl. Einflüsse in d. russ. Th. (Kyrios 2, 1937, 1–22) – N. Gorodetzky, The Humiliated Christ in Modern Russian Thought, London 1938 – Vl.Lossky, Essai sur la Théologie Mystique de l’Eglise d’Orient, Paris, 1944; dt.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

531       „Wer sich mit der Thora und mit Liebeswerken beschafmigm und seine Kinder begrabt, dem werden alle seine Sünden vergeben» 1. Tractat Berachoth. fol. 5 а. у Wunsche, Der Babylonische Talmud, erster Halbband, 1881, s. 9. 533       Cp В. С. Соловьев. „Вот этого-то крестного пути и не сумело понять тогдашнее иудейство; оно искало знамения, т. е. прямого и непосредственного проявления силы Божией… Ограничиваясь формальной верностью древнему договору, чтобы по условию получить царствие Божие, они (иудеи) не хотели понять и принять того крестного пути, которым царство не получается прямо извне, а сначала усваивается изнутри, чтобы потом проявиться и внешним образом». Собрание сочинений, т. IV, стр. 140. 536       Bousset, Die Religion des Judenthums, s. 117. Здесь невольно припоминаются следующие строки из сочинения гр. Л. Н. Толстого („Царство Божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание. Изд. Вл. Черткова. Лондон, 1898) „Однажды, – говорит Л. Н. Толстой, – он читал из Евангелия нагорную проповедь в присутствии раввина. Выслушивая заповеди Христа, раввин приговаривал: „это и у нас так», „и наши раввины то же заповедали». „Когда же, – продолжает Л. Н. Толстой, – я прочитал: любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас», – то раввин, усмехаясь, спросил: „а исполняют ли это христиане? " … 537       Cp. Gfrörer, Jahrhundert, I, s. 116: „если иудеи ненавидели язычников, то христиан они ненавидели втрое (mit dreifacher Wuth)». 538       В образовании известных религиозно-нравственных понятий, в образовании соответствующей настроенности, вообще в подготовлении почвы, Вильгельм Летц (Lotz) полагает все значение Ветхого Завета. Geschichte und Offenbarung in Alten Testament. Leipzig. 1892, s. 42; Cp. Langen, Das Judenthum in Palästina, s. 8. 539       Cp. A. Redford, Four Centuries of silence, from Maleachito Christ. London, 1886. См. у Otto Die Apokryphen, s. 9, anm. 541       Cp. Baudissin, Studie zur semitischen Religionsgeschichte. Leipzig, 1876, Th. I, s. 54; Sellin, Beitrage zur israelitischen und jüdischen Religionsgeschichte, Heft. II, s. 166.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

217—228 (Der Kampf der Zentralgewalt gegen die Feudalmachte), S. 228—238 (Die Epoche der Eroberungen), S. 238—252, Hohepunktder byzantinischen Machtentfaltung: Basileios II.    За исключением ветхозаветного царя Давида. Интересно, что среди правед­ных патриархов Симеон упоминает Игнатия (наряду с Тарасием и Мефодием). «Огласительные Слова». 5.    TDpavvô. В византийскую эпоху это слово имело значение «узурпатор», «за­хватчик власти», в противоположность законному правителю.    «Огласительные Слова». 9.    «Огласительные Слова». 9.    «Огласительные Слова». 9.    Попытка изобразить пр. Симеона Нового Богослова представителем или идеологом определенного социального класса неизбежно натолкнулась бы на ряд трудностей и противоречий. Например, поверхностный наблюдатель мог бы усмотреть в осуждении Симеоном стремлений царей к единодержавию выраже­ние взглядов византийской земельной знати, боровшейся против такой политики императорской власти, тем более что Симеон и по рождению принадлежал как раз к малоазийской аристократии, наиболее активной и влиятельной части клас­са крупных землевладельцев (как об этом свидетельствует его биограф Никита Стифат — см. «Vie de Symeon...» Orient. Christ. Analec. 12 (1928), 2, 4—5). Но как тогда объяснить его не менее резкое осуждение желания тех же царей стать «ми- родержцами», их стремления к расширению пределов империи? Ведь как раз эта экспансионистская политика македонских императоров поддерживалась и даже в известной степени вдохновлялась малоазийской земельной знатью, как это пра­вильно отмечает Г. А. Острогорский (цит. соч. С. 232). Да и взгляды пр. Симеона Нового Богослова на дьявольский характер собственности и на богатых как на «убийц» бедных вряд ли могли выражать убеждения состоятельных кругов. Но и выразителем интересов бедных классов он тоже не был, в его творениях не вид­но желания социальных перемен, нет программы общественных реформ. Было бы совершенно неправильно «наклеивать» на такого сложного и глубокого духовно­го писателя, каким был пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

IV)». – Из новейших см.: Cigoi, Aloys. Die Unauflosbarkeit der christliechen Ehe und die Ehescheidung nach Schrilt und Tradition. Paderborn, 1895. § 1, S. 1–3. 59 См.: Глубоковский Н. Н., проф. К вопросу о разводе по прелюбодеянию и его последствиях по учению Христа Спасителя//Христианское чтение. 1895. Март–апрель. С. 379; Greve J. Ehescheidung. Leipzig, 1873. S. 211. 61 Здесь весьма спорным представляется выражение διγαμας. Несомненно только, что по ходу речи здесь нельзя иметь в виду брака, который заключается по смерти первого супруга. Одни (Маран) видят здесь сожительство с двумя женами, а отсюда и прелюбодеяние вообще (adulterium). Другие (Тирльби, Ример, Отто) относят это выражение ко второму браку после развода, допущенного по римским законам. Трудно сказать, какое из этих мнений достовернее (см.: Patrologiae Curs. Compl. Ser. Gr., t. VI, Apolog. рго Christ., col. 349, notit 92). Нам кажется, что с большей достоверностью может быть принято последнее мнение, тем более что здесь νμ νθρωπν противополагается Закон Божий, которому, ввиду несогласия с ним закона человеческого, и должны следовать христиане. А это несогласие в более резкой форме сказывалось в свободе разводов и новых браков после расторжения первого супружества. Очевидно, что второй брак разведшейся по какой-либо незначительной вине, как это допускалось в римском праве, ни в каком случае не мог быть одобрен Философом и поэтому он назван им прелюбодеянием. 63 Гл. II, с. 115. Выражение τ λεγμενον πα μν εποδιον δοσα, χωρσθη изъясняют в смысле расторжения брачного союза Launoi, Werkmeister, Lasaulx и др. (Cigoi A. Op. cit. S. 5, Anmerk. 1–3). A. Cigoi, видящий в приведенных словах св. Иустина указание на нерасторжимость брачного союза и оправдание принятой в Римско-Католической Церкви «separatio a mensa et thoro», вынужден сделать такую оговорку: «Впрочем, должно принять во внимание, что брак был заключен в язычестве, и что женщина только перешла в христианство, между тем как муж ее оставался неверующим» (55).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Aus eigener Vernunft und Kraft wollen sie selig werden. Erlösung aus dem Gefängnis des Exils erhoffen sie von Gott für ihr Volk; Erlösung aus der Schuldhaft der Sünde, sodass der Mensch dadurch in eiue neue Stellung zu Gott versetzt wird, kennen sie nicht, am allerwenigsten so, dass sie durch eine besondere That göttlicher Selhstoffenbarung geschehe. Deshalb ist auch das Verständnis für die Opferinstitution mit ihrem Sühnwerk im Judentum erloschen, und die merkwürdige Erscheinung zu beohachten, dass der Sühnegedanke, welchen manche Theologen als «jüdisch» aus dem Christentum ausscheiden möchten, von den Juden selbst als «unjüdisch» oder «heidnisch» abgelehnt wird», как и теперь ветхозаветная идея искупления иногда приравнивается к простому понятию прощении (см. Rev. Prof. А. B. Davidson, The Word «Atone» in Extra–ritual Literature в «The Expositor» 1899, VIIІ, p. 92–103). Вообще, «основная тенденция раввинизма была антижертвенная, насколько дело шло о ценности жертв в примирении с Богом» (А. Edersheim, The Life and Times of Jesus The Messiah I, p. 275, 1 , и у о. M. П. Фивейского І, стрн. 348, 1 ). 2821 Именно по поводу IV (3) Ездр. н Апокалипсиса Варуха D. Somerville говорит (St. Paul’s Conception of Christ, p. 288 и cp. выше); «it іs at present impossible to вау with certainty that the view of transmitted sin and death that Paul teaches was taken from the Rabbinic teaching of his day», при чем в IV (3) Ездр. первородный грех ослабляется резким ударением на моральной автономии человека (Prof. R. H. Charles, А Critical History of the Doctrine of a Future Life, p. 292–293), как в книге Еноха он усвояется воздействию падших духов (р. 183). Нужно еще заметитъ, что даже J. Wellhausen относит Апокалипсис Варуха (по R. H. Charles скомбированный между 100-м и 130 гг. по Р Хр.: см. Art. «Apocalypse of Baruch» в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings I, p. 250 b; The Apocalypse of Baruch, p. LXV; A Critical History of the Doctrine of a Future Life, p. 269–270) ко времени по разрушении Иерусалима (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1991 W. Karl, Beiträge zum Verständnis des Apostels Paulus, S. 16–17. 30. 37 f. и др. Для протестантского понимания Павлова учения в смысле «der Allgonugsamkeit des Glaubens» см. еще Prof. O. Kirn, Art. «Glaube» в «Realencyklopädie» von Prof. A. Hauck VI 3 (Lpzg 1899), S. 676. 1992 На указанных мыслях целиком построено все сочинение Paul Wernle, Der Christ und die Sünde bei Paulus, Freiburg i. B. und Leipzig 1897; см. – в частности – стрн. 15. 29. 30–31. 42–43. 45. 49. 54–55. 62–63. 69–70. 72. 84. 89. 90. 97. 102. 103–105. 109. 111. 113. 114–115. 119. 123. 126–127. 1993 См. Orello Cone, Paul, р. 279. 457: «The exclusion from his (of Paul) eschatological scheme of the generations of men who have lived, or may live after the time of the expected «day of Lord», which he believed would denote the close of the human historical course of affairs, is of importance with reference to the value of his eschatology for Christian theology. The attempt to find in it a doctrine of «the last things» applicable to all men of all the ages of human existence on the earth must evidently he abortive». 1994 Это констатирует и Erich von Schrenck (Die johauneische Anschauung vom «Leben», S. 43. 47), a Rev. Principal A. Robertson утверждает, что даже в самом отрицании обязательности ветхозаветного закона Апостол стремился к обеспечению морали, так как «чрез отказ от греха люди eo ipso становятся рабами праведности, рабами Бога», при чем христианский индивидуализм гарантируется «спиритуализмом», где всякое злоупотребление было бы лишением духовности и отпадением от благодати (Studies in the Epistle to the Romans. 3. Christian Ethics and the Spirit в «The Expositor» 1899, V, p. 346–347. 354–355). Посему и успех был фактически незыблем, как отмечает Rev. John Watson (The Doctrines of Grace. 3. Forgiveness ibid. V, p. 332): «Теология дней Христовых привыкла трактовать прощение в смысле отплаты за известные дела, – и результатом были лицемерие в жизни и ожесточение сердец. Иисус обыкновенно говорил: «отпускаются грехи твои, иди в мире» безнадежно греховному народу, а в результате получалась святость. Римские философы регламентировали все условия и отношения доброго жития, но отсюда являлась изумительная испорченность римского общества; св. Павел всюду проповедовал только благодать Божию, между тем в результате оказалось спасение падшего мира». Однако благовестник чужд всякого эвдемонического самодовольства. «Имея за собою такое прошлое, будучи столь почтенным сам по себе и как иудей и как христианин, почтеннейший из фарисеев и благостнейший из Апостолов, – св. Павел забывает свои подвиги и успехи и в наставлениях своему сыну Тимофею вспоминает лишь свои грехи» (J. Watson, The Doctrines of Grace. 2. Repetence ibid. 1899, ІV, p. 245), конечно, по сравнению с идеалом и ради наиполнейшего его осуществления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Remembering Shahbaz Bhatti: ‘He inspired minorities to peacefully take back their rights’ Islamabad, March 7, 2012 A candle light vigil held for Shahbaz Bhatti. I believe in Jesus Christ, who gave his own life for us and I am ready to die for a cause. I’m living for my community and I will die to defend their rights. These were the words of late Shahbaz Bhatti that echoed with 3,000-plus members of the minority communities and other supporters, who came en masse from around the country to mark his first death anniversary. They had gathered at the Jinnah Convention Centre on Tuesday for a vigil that was organised by the All Pakistan Minority Alliance (APMA). Remembering the former minorities’ minister who was shot dead in sector I-8 last year, APMA Sargodha Youth Coordinator Farrukh Tanveer Chaudry called him a “revolutionary, who at a time when Pakistanis thought their actions can’t bring any change gave everyone hope”. Chaudhry added, “He proved by example that conviction is a powerful tool for revolution.” Reverend Captain Munawar from Lahore noted that Christians have always been treated as second-class citizens, even though they have worked hard and tried their best towards achieving success for Pakistan. He said, “Christians fought in both wars between India and Pakistan, were active in opening the first colleges (FC College Lahore and Gordon College Rawalpindi), have been long associated with healthcare, and literally clean the streets of Pakistan.” Munawar further said that a Christian has never been found to be associated with terrorist acts in the country, but they still remain disempowered and on the fringe of society. Participants showed approval that Shahbaz’s brother Paul has taken over as chairman and is fulfilling the void left by Shahbaz’s untimely death. Paul Bhatti said, “With Shahbaz’s death, the community felt abandoned and rudderless. We have tried to pick up from where he left off to continue his mission.” He added, “At the beginning, I did not think I could succeed him and was very concerned, but now the concerns are fading away and I am increasingly aware of the importance of this duty.” While talking about the ceremony, Ruby Naeem John told The Express Tribune, “I have never attended such a demonstration before and I think the speakers are very right in demanding that we move out of our comfort zone and peacefully elect leaders who can communicate our needs.” John, a teacher at St Mary’s Academy in Lalazaar, spoke on the importance of education for empowerment especially if the youth are to become the leaders of tomorrow. Fittingly, one of the Shabaz Bhatti Foundation’s main objectives is to fight poverty by promoting education and contributing to interfaith dialogue. Paul Bhatti also shared that a vocational school bearing his brother’s name is in the works. The Express Tribune 7 марта 2012 г. ... Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/52041.html

В 1965 г. К. вместе с известными богословами Э. Схиллебексом , К. Ранером , И. Конгаром и др. учредил международный богословский ж. «Concilium» (Собор), к-рый стал трибуной для сторонников активных реформ в Римско-католической Церкви. Продолжая разрабатывать экклезиологические темы, К. стремился к принципу богословско-содержательного и практического соответствия библейскому учению о Церкви, часто обращался к протестант. исследованиям в этой области. Результатом работы стало неск. монографий (Die Kirche. 1967 [etc.]; Wahrhaftigkeit. 1968; Unfehlbar? 1970 [etc.]), вызвавших многолетнюю дискуссию в церковно-общественных и богословско-академических кругах. Особый резонанс получили такие темы, как рукоположение женщин, необходимость строгого соблюдения целибата для католич. духовенства, папская непогрешимость. Реакцией Папского престола стала декларация Конгрегации вероучения от 24 июня 1973 г. «Mysterium ecclesiae» (AAS. 1973. Vol. 65. P. 396-408), призванная «защитить истинное католическое учение о Церкви от некоторых заблуждений современности». Наряду с обстоятельным изложением и подтверждением традиц. представлений об учительной власти и непогрешимости Церкви во главе с Римским епископом в документе католич. богословам (без упоминания имени К.) настоятельно рекомендовалось в ходе исследовательской работы не переходить границ церковного Предания и придерживаться Слова Божия, верно сохраняемого и раскрываемого живым учительством Церкви через Римского понтифика и католич. епископов. В эти годы у К. возникли серьезные богословские разногласия с Йозефом Ратцингером (папа Римский Бенедикт XVI в 2005-2013), занявшим к тому времени консервативную позицию. В 70-х гг. XX в. К. получил широкую известность в связи с многочисленными выступлениями с научными докладами на конференциях, участием в программах общественного телевидения и радио, в открытых дискуссиях по острым проблемам богословия и церковной жизни с представителями церковной иерархии (коллоквиум в Штутгарте в 1977; см.: Um nichts als die Wahrheit: Deutsche Bischofskonferenz contra H. Küng: Eine Dokumentation/Hrsg. W. Jens. Münch., 1978). В центре его научно-богословских интересов в эти годы находились доктринальные темы: христология и ее духовно-практическое значение для современников, для христианско-иудейского диалога; вопросы соотношения совр. европ. философской мысли (в частности нигилизма и атеизма) и богословского знания; совр. прочтение христ. эсхатологии. Посвященные этим темам книги К. «Быть христианином» (Christ sein. 1974), «Существует Бог?» (Existiert Gott? 1978) и «Вечная жизнь?» (Ewiges Leben? 1982), задуманные им как трилогия (см.: H ä ring. 2006. S. 129), завоевали большую популярность.

http://pravenc.ru/text/2462389.html

Предыдущий Следующий Смотри также Yoga and other eastern practices Valery Dukhanin Yoga and other eastern practices Valery Dukhanin In their quest for health, wellbeing, or even the development of esoteric powers, many of our contemporaries are turning their attention to various Eastern practices, particularly yoga. What, however, does this wisdom of sunny India have in store for us? The Difference Between Orthodox Spirituality and Other Traditions Met. Hierotheos Vlachos The Difference Between Orthodox Spirituality and Other Traditions Met. Hierotheos Vlachos The dogmas are the results of decisions made at the Ecumenical Councils on various matters of faith. Dogmas are referred to as such, because they draw the boundaries between truth and error, between sickness and health. Dogmas express the revealed truth. They formulate the life of the Church. Thus they are, on the one hand, the expression of Revelation and on the other act as " remedies " in order to lead us to communion with God; to our reason for being. Can the Gospel of the Blind Man be Used to Support Belief in Reincarnation? Hieromonk Job (Gumerov) Can the Gospel of the Blind Man be Used to Support Belief in Reincarnation? Hieromonk Job (Gumerov) The idea of reincarnation completely contradicts biblical teaching. And as it is appointed unto men once to die, but after this the judgment: So Christ was once offered to bear the sins of many; and unto them that look for him shall he appear the second time without sin unto salvation (Heb. 9:27–28). The emphasis in this citation is on the words that in both the Old and New Testaments are at the theological core of the teaching on human life and death: to die but once. Комментарии Benjamin Chung 17 сентября 2014, 15:00 I had this very problem...someone mentioned that very verse about elias to suggest that reincarnation is truth.....now I know that reincarnation is in fact false! And the proof of it is given here. May truth reign forever! Amen © 1999-2016 Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/73069.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010