Порядок уровней: corpus, sidera, anima, mens. Ср.: Poque S. L’expression de l’anabase plotinienne dans la prédication de saint Augustin et ses sources//Recherches augistiniennes. Paris, 1975. P. 10. 15 Iam ergo post tantum languorem, post tantos morbos, difficultates, labores, redeat anima humiliata ad id ipsum et sit in illa ciuitate, cuius participatio eius in id ipsum. 16 Qualis est ista aqua? Torrens est? fluit cum impetu, sed transitura est. Torrentes autem dicuntur fluuii qui repentinis imbribus crescunt; magnum habent impetum; quisquis incurrerit trahitur, sed in quo dominus non est. 17 Quae est aqua sine substantia, nisi aqua peccatorum sine substantia? Peccata enim non habent substantiam; egestatem habent, non substantiam. 18 Considerent ergo omnes peccata sua, uideant si habeant substantiam ipsa peccata. Propter quid irritauit ominum peccator? Sed non uides peccatum tuum antequam facias, uel iam fecisti considera: duleedo hujus saeculi ad tempus fauces indulcat. In magnam amaritudinem postea conuertitur... 19 Lucra tua cogitas, damna tua non cogitas? De arca gaudes, de corde non plangis? Abundas nescio quid in arca tua, sed uide quid eminutum sit in corde tuo. Cun aperucris arcam, inuenics solidos qui non erant; bene, quia gaudes esse ibi quod ibi non crat. Attende arcam cordis; erat ibi fides, et non est. Si hac gaudes, quare hac non plangis? Plus perdidisti quam acquisisti. Vis uidere quid perdideris? Nec naufragio tibi posset auferri. 20 νυπστατον δ δωρ τ μ ν τινα ποστναι ατ χωρς το Χριστο δνασβαι. ε δ τν χαχαν σηµανοι τις νυπστατον δωρ, ητον νυπστατον ερσναι τν χαχαν τ μ εναι οσαν κα δαν πστασιν συμβεβηκς γρ οσα ν τος νεργοσιν φσταται, καν αυτν παρξιν οκ χουσα. (Muhlenberg Ε. Psalmekommentare aus der Katenenuberlieferung. Bd. II. Berlin, 77. Frg. 1160.) 21 Cotidie se sanctus offert, cotidie apparet et non uacuus apparet; non est enim uacuus qui de plenitudine cius accepit. Non erat uacuus Dauid, qui ait: Repletum est gaudio os nostrum (Psal 125:2), quia gaudium fructus est Spiritus sancti. Et sicut de plenitudine Verbi nos omnes accepimus, quemadmodum dixit Ioannes (Ioan 1:16): ita etiam Spiritus sanctus de plenitudine sua repleuit orbem terrarum. Non crat uacuus Zacharias, qui repletus est Spiritu sancto, et prophetabat aduentum Domini Iesu (Luc 1:67). Non crat Paulus uacuus (cf. Rom. 15:29 ), qui cuangelizabat in abundantia et repletus erat, accipiens odorem bonae suauitatis ab Ephesiis, placentem Deo hostiam (Ephes 5:2). Non erant Corinthii uacui, in quibus abundabat Dei gratia, iuxta eiusdem Apostoli testimonium ( I Cor. 1:7 ). – Ambr. Exp. ps. 118.20.54 (CSEL 62, 471, AO 10, 364).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   Kerygma Petri, fr. 6 (TU XI 1, S.22).    Cf. Iob 28: 22: «Аввадон и Смерть говорят: только ушами нашими мы слышали слух о ней» (пер. М. И. Рижского).    Hermas, Similitudines IX 16, 6.    Kerygma Petri fr. 7 v. Dobschutz (TU XI, S. 22).    Kerygma Petri, fr. 8; Cf. Act. 3: 7; 17: 30.    Cf. Is. 11: 7.    То есть, чистое и пригодное в пищу животное — Lev. 11: 3.    e)nerghtikon. Sylburgius предлагает чтение e)uergetikon благодетельной.    Cf. Aristoteles, fr. 193 Rose.    Kerygma Petri, fr. 2 Dobschutz.    Cf. Mt. 23: 8.    Hebr. 5: 12; Col. 2: 8.    Пс. 118: 125; 118: 66; 147: 9.    Принятый перевод этого пассажа в Синодальном издании таков: «Не сделал он того никакому другому народу, и суда его они не знают».    Sext. Emp., Pyrrh. Hyp. I, 12.    Iob 11: 2.    Barnaba, Ep. 6, 10.    Clem. Rom., I ad Cor. 48, 5—6.    Cf. Iudas 22—23.    II Cor. 11: 14.    Cf. Origen., in Exod. XI, 6: «Не следует только из-за имени автора сразу отвергать и учение».    Cf. Mt. 13: 25.    I Tim. 6: 16.    e)pimiktoj (добавлен, при-мешан) в рукописи. Чтение e)pikthtoj, однако, было принято большинством издателей как менее двусмысленное.    Cf. Gen. 15: 5; Philo, Quest. in Gen. III 3; Strom. V 8 sq. (где Климент повторяет эту мысль).    Cf. Plato, Rep. VII 534 e.    Cf. Heb. 1: 1.    Pindar., fr. 205 Snell.    Cf. Philo, Quaest. in Gen. I 91. См. т.ж.: Nicomachus, Introd. Arithm. II 9 ,3; Jamblichus, In Nicom. Arithm., P. 75, 11—15 Pistelli.    Арифметическую последовательность составят числа 6 — 9 — 12, геометрическую 6 — 8 — 9 — 12, гармоническую 6 — 8 — 12.    Aristoxenus, fr. 84 Wehrli. Согласно этому автору, было три музыкальных стиля: e)narmonikon, diatonon, xrwmatikon. См.: Aristoxenus, Elementa rhythmica, ed. L. Pearson (Oxford, 1990).    Terpander, fr.1 Bergk (Fr. 1 Diehl, Anth. Lyr. II 2).    Пс. 21: 1; I Cor. 10: 26.    Cf. Io. 1: 17; Sap. 9: 17—18.    MS: sunalogoi logou tou­ kuriakou­. Исправление, предложенное O. Stahlin: ei)sin a)logoi ktl.    Sophocles, fr. inc. 695.    Cf. Eph. 2: 20.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

V. M. 25,1. Этот визит похоже имел место после того, как Паулин продал свои поместья, что началось в 393 г. (P. Fabre. Saint Paulin..., р. 35) и перед ер. 1 Сульпицию, написанным в начале 395 г. (J.T. Lienhard. Op. cit., р. 178). 15 К 396 г. Сульпиций уже знал " Житие Антония " и другую аскетическую литературу. 16 V. M. 25, 4-5. 17 F V. M. 25, 2-3; D II, 14. 18 Paulinus, ep. 1,1; 5, 5-7.> 19 Paulinus, ep. 24, 1-4. Значение обращения Сульпиция к аскетизму склонны преуменьшать потому, что он не смог столь радикально порвать со своим прошлым, как это сделал Паулин (J. Fontaine. Vie..., Vol. I, р. 42 ff.; cf. J.T. Lienhard. Op. cit., р.98). За Сульпицием, как известно, остался Примулиак и потому Руссель-Эстев указывает, что, поскольку Паулин, как священник, материально поддерживался церковью, то Сульпиций, как человек светский, имел необходимость сохранить некоторое количество земли для обеспечения собственного существования (Deux exemples d " e vange lisation en Gaule a la fin du IVe siecle: Paulin de Nole et Sulpice Se vere. Fe de ration historique du Languedoc me diterrane en et du Roussillon, 43e Congres. Montpellier. 1971, pp. 93-94). Ср.: ситуацию Августина в Тагасте. 20 Общий обзор этой проблемы см.: J. Fontaine. Vie... Vol. I, р. 32-40, а также: Leclerq, DACL XIV, 2, cols. 781-798. Однако, идеи Фонтэна нуждаются в уточнении по четырем, как минимум, позициям: 1) Мы не должны особо ориентироваться на Элюзо Паулина (ер. 1,11), ибо в это время (394-395 г.) Сульпиций вовсе необязательно уже поселился в Примулиаке; 2) Из сообщения Сульпиция в D I, 27, 2 и Chron II, 41, 3 можно сделать вывод о том, что он переехал из Галлии южнее Луары, т.е. из области административного диоцеза Аквитания; см.: A. Chastagnol. Le Diocese civile d " Aquitaine au Bas-Empire. Bulletin de la Societe nationale des Antiquaires de France. Paris, 1970, pp. 272-290, esp. 282-287; 3) Примулиак никак не мог входить в церковный диоцез Тулузы, как это утверждает Фонтэн, потому, что епископа сульпициева диоцеза звали Гавидий (Chron II, 41, 4), в то время, как епископом Тулузы в 405 г. был Экзуперий, а его предшественником Сильвий (см. L. Duchesne. Fastes episcopaux. Vol I. Paris,1907, р. 307; 4) Из ер. 28, 3 Паулина можно сделать вывод о том, что: а) провинция Нарбонская I располагалась между Примулиаком и Нолой и б) Примулиак, возможно, не входил в состав I Нарбонской провинции, так как Виктор вернулся " из Нарбонской ... к тебе (т.е. к Сульпицию - А.Д.) " , перед этим посетив Нолу. Если мы добавим к этому другие факты, приведенные Фонтэном, особенно сообщение в Тулузу в ер. 3, 3 Сульпиция и тот факт, что посыльный из Бордо принес письмо в Примулиак, идя по дороге из Нолы в Бордо, то область западнее тулузского диоцеза становится самым вероятным для местом для поисков Примулиака. 21

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Когда, напр., Агриппа I желал показать иудеям свою преданность их религии, то он для этой цели избрал, как самое наилучшее средство, уплату издержек за нескольких назореев (Josephus Flavius. Antt. XIX, 6, § 1). Равным образом, во время следующего путешествия св. Павла в Иерусалим Ап. Иаков и пресвитеры, предвидя возмущение против него иудеев, которые наслышались о нем, что он всех иудеев, живуших между язычниками учит отступлению от Моисея, говоря, чтоб они не обрезывали детей своих, и не поступали по обычаям, – как наилучший способ фактического опровержения этих слухов, предложили ему взять на себя издержки четырех назореев и очиститься с ними; и узнают все, добавляют они, что слышанное ими о тебе не справедливо, но что и сам продолжаешь соблюдать закон ( Деян.21:20–24 ). В данном случае Ап. Иаков и пресвитеры потому не предложили св. Павлу принять на себя самый обет назорейства, – что было бы особенно целесообразно и действенно, – что ему нужно было поспешить своим опровержением слухов (верно соберется народ, ибо услышат, что ты пришел), между тем как самый краткий срок, на какой можно принимать обет назорейства, продолжался тридцать дней. – Mischna Nasir. 1:3. Cf. Josephus Flavius. De bello Judaico. II, 15 § 1. – По крайней мере, Мишна не упоминает периода, короче этого, для временного обета. – Ср. Фаррар. Жизнь и труды св. Ап. Павла. Цит. изд., стр. 1027, прим. 1855. 778 Определить точно период времени, на который св. Павлом был дан обет назорейства, довольно трудно. Из вышеприведенных цитат из Мишны и Иосифа Флавия, видно, что обычным периодом для назорейства в то время был период в 30 дней. Такую именно продолжительность этого кратчайшего срока обета раввины основывали на числовом значении слова в ( Чис.6:5 ). (ом. Oehler. Nasiräat у Herzog " a, cit. op., Band X, S. 206). Если это был действительно обычный у тогдашних иудеев период, то св. Павлу отступать от него не только не было нужды, но и прямо было не целесообразно. 780 Подробное описание гавани можно найти у Ioseph.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15 Cat 22.28—38 16 Cat 22.41—43. 17 Cat 22.66—67 18 Cat 22.56—58. 19 Cat 22.70—73 20 Cat 22.74—81 21 Cat 22.88—104 22 Cat 22.275—295. 23 Euch 2.41—46 " cf. Euch 1.114—117. 24 Hymn 20.126—139. 25 Cat 22.299—308. 26 Euch 2.47—73 27 Proem 44—47 28 Hymn 56.4—17 29 Vie 30.3—5 30 Cat 22.312—320 31 Euch 2.77—98. 32 Euch 2.102—117. 33 Euch 2.126—185. 34 Euch 1.156—161. 35 Euch 2.225—233. 36 Euch 2.268—272 37 Cat 34.22—25 38 Cat 34.36—57. 39 Cat 34.68—70. 40 Vie 30.3—15. 41 Vie 34.2—4. 42 Vie 34.4—6. 43 Vie 34.12—22. 44 Cat 1.16—37. 45 Cat 1.171—177. 46 Cat 1.182—184 47 Cat 9.397—398. 48 Cat 3.303—306; Cat 2.376—384. 49 Cat 12.212—223. 50 Cat 26.109—113; 42—43 51 Cat 4.547—562; Cat 14.198—201; Cat 26.308—312. 52 Cat 30.221—227. 53 Hymn 2.51—69. 54 Hymn 14.75—95. 55 Hymn 14.109—112. 56 Cat 6.358—368. 57 Cat 2.421—424. 58 Гипотеза о «мессалианском», или «полу-мессалианском», или «умеренно-мессалианском» характере «Духовных Бесед» отстаивалась некоторыми учеными XX века и отвергалась другими. Не желая входить в подробное рассмотрение этого вопроса, как не имеющего прямого отношения к предмету нашей работы, скажем только, что, по нашему мнению, «Духовные Беседы» и другие творения, приписываемые пр. Макарию Египетскому, но написанные, вероятно, в Сирии в конце IV-haчaлe V века, представляют сплошной поток древней монашеской мистической духовности, совершенно православной в своих истоках, но частично уклонившейся в историческом развитии и ставшей тем, что часто называют «радикальным» или «народным» мессалианством. Только это духовное и богословское уклонение с его странными верованиями и обычаями было осуждено Соборами, в то время как «макарьевские» писания являются в своей большей части полемическими произведениями против мессалианских уклонений. См. по этому вопросу: Jean Meyendorff. Messalianism or Anti-Messalianism. A Fresh Look at the «Macarian Problem» — Kyriakon. Festschrift Johannes Quasten. Vol.11, pp. 585—590. MunsterWestf. (s. а.). Недавно вопрос о мессалианстве макарьевских творений вновь был поднят немецким ученым Клаусом Деппе в его ученом труде Der Wahre Christ. См. Библиографию. Но автор идет дальше. Не утверждая существования какой-либо исторической связи между пр. Симеоном Новым Богословом и мессалианством, он хочет, однако, доказать духовное тождество не только пр. Симеона, но и «исихазма» XIV века с «мессалианским движением» (стр. 387). Поистине, приходит в голову пословица: Кто хочет доказать слишком многое, ничего не доказывает! Что же нас касается, родство духовности пр. Симеона с духовностью «Духовных Бесед» есть для нас отрадное явление, так как хорошо показывает укорененность пр. Симеона в мистическом предании древней Церкви, в том, что в ней есть лучшего. См. также: Catecheses t. 1, р. 39. п 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

13. Хоружий (2005) — Хоружий С. Опыты из русской религиозной традиции. М.: Парад, 2005. 14. Dewart (1966) — Dewart L. The Future of Belief. New York, 1966. Cf. The Future of Belief Debate/Ed. by Gregory Baum. New York, 1967. 15. Grillmeier (1978) — Grillmeier A. Hellenisierung — Judaisierung des Christentums als Deuteprinzipien der Geschichte des kirchlichen Dogmas: Mit ihm und in ihm. Christologische Forschungen und Perspektiven. Freiburg, 1978. 16. Harnack (1895) — Harnack A. von History of Dogma. Boston, 1895. 17. Harnack (1900) — Harnack A. von. Das Wesen des Christentums. Aufl. 2. Leipzig, 1900. 18. Harnack (1909) — Harnack A. von. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Tübingen, 1909. 19. Harnack (1981) — Harnack A. von. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Wiesbaden, 198. (=Leipzig, 1924). 20. Lotz (1992) — Lotz D.W. The achievement of Jaroslav Pelikan//First Things/Religion and Public Life. 1992. P.45–61. 21. Markschies (2012) — Markschies C. Does It Make Sense to Speak about a «Hellenization of Christianity» in Antiquity?//Church History and Religion Culture. 2012. Vol.92. No. 1. P.5–34. 22. Pelikan (1950) — Pelikan J. From Luther to Kierkegaard: A Study in the History of Theology. Concordia Pub. House, 1950; 19632 . 23. Pelikan (1975) — Pelikan J. Continuity and Creativity. Commencement Address at St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, Crestwood, New York, May 24, 1975. URL: (дата обращения: 14.03.2023). 24. Pelikan (1969) — Pelikan J. Development of Christian Doctrine: Some Historical Prolegomena. New Haven: Yale University Press, 1969. 25. Pelikan (1993) — Pelikan J. Christianity and Classical Culture. The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism. Gifford Lectures at Aberdeen, 1992–1993. L., New Heaven, 1993. 26. Pelikan (1997) — Pelikan J. The Predicament of the Christian Historian. Expanded version of lecture delivered at the Princeton Center of Theological Inquiry, Princeton, NJ//Reflections. 1997. Vol.1. P.196–211.

http://bogoslov.ru/article/6194213

   Euripides, Antiopa, fr. 206    Plato, Crito 46 b    Реминисценция известного положения платоновского Протагора «никто не творит зла по своей воле».    Имеется в виду usucapio — институт римского права.    Homerus, Odyssea I, 3.    Эпитет Одиссея у Гомера. Cf. Ilias I, 31, etc.    Cf. Plato, Gorgias 486 d.    Текст испорчен. Перевод передает общий смысл.    Ct. Prov. 22: 20—21    Cf. Plato, Rep. VII 534 e.    Plato, Politicus 261 e. Однако у Платона нет никаких указаний на то, что чужеземец из диалога Политик был пифагорейцем. Скорее всего, он был софистом.    Plato, Theaetetus 184 c.    Pindarus, fr. 170 b (отрывок 180 Гаспаров).    Источник неизвестен    Gorgias, fr. 8 DK.    Это высказывание Климента является элементом его полемики с гностиками, которую он ведет на протяжении всех Стромат    Cf. Plato, Rep. X 613 a-b; Theaetetus 176 b.    Cf. Euripides, Bacchae.    В тексте послания: «поэт». Возможно, ошибка или сознательная коррекция самого Климента или позднейшего редактора.    Tit. 1: 12—13; Epimenides, fr. B 1 DK    Plato, Protagoras 343 a.    Plato, Protagoras 343 b.    Aristoteles, fr. 3 Rose; Chamaeleon, fr. 36 Koepke.    Odyssea, VIII 351.    То есть, не мудрецом, но только любителем мудрости. Пифагор едва ли был учеником Ферекида.    В действительности, Зенон основатель стоической школы был учеником Зенона Киника.    Протагор софист, также как и Демокрит, происходил из Абдер, но был вероятно старше последнего. Метродор же действительно был учеником Демокрита    О предсказании Фалесом солнечного затмения говорят многие античные писатели. Полагают, что это могло быть затмение, состоявшееся 28 мая 585 года до н. э. (48-я Олимпиада).    Это суждение очень странное. Хотя происхождение Гомера и не раз обсуждалось в эллинской литературе, среди наиболее приемлемых мест назывались обычно различные города малоазийского побережья. Вероятно, Климент опирается на местную Александрийскую традицию или же допускает искажение сознательно.    Epicurus, fr. 226.    Plato, Symp. 209 d-e. Текст в этом месте несколько неясен и цитата неточна. В диалоге Платона Диотима рассуждает о законах и законодателях, детьми называя добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

182. это не в его силах… он не достоин (лат.). 183. V. Μ. 27, 2. 184. Ibidem. 185. D. III, 14. 186. D. III.4. 187. N. Μ. с. 20, 2; D. II, 7, 3. 188. О процессе присциллианистов и роли Мартина в нем см. BABUT, Priscillien et le priscillianisme, p. 168 sq. (освещение событий очень субъективное); DELΕHAYE, о. с. p. 61 sq. 189. Apud Parisios — leprosum miserabili facie horrentibus cunctis osculatus est atque benedixit. V. Μ. c. 18, 3. 190. У паризиев — прокаженного с отталкивающей внешностью (все кругом были от него в ужасе) поцеловал и благословил (лат.). 191. Confessiones, lib. X, c. 35, n. 57. 192. D. II,9,6. 193. Ер. III. 14. Cf. Ер. ΙΠ, 11: totus semper in Domino misericordiae visceribus afluebat. 194. весь всегда в Господе, истекал из глубин милосердия (лат.). 195. Dubitavit paene quid mallet, quia nec hos deserere nec a Christo volebat diutius separari… lacrimasse perhibetur Ер. III, 11. В основе, может быть, лежит Филип. 1, 21–25. 196. Он почти усомнился, что предпочесть, потому что ни этих людей покидать, ни от Христа быть отделенным долее не хотел… говорят, заплакал (лат.). 197. erba spiritualiter salsa, D. II, 10. 198. Ер. II, 13. 199. Ер. II, 12. 200. Homini illiterate V. Μ. 25, 8. Ср. для контраста характеристику Присциллиана в хронике того же Сульпиция: «plus iusto inflatior profanarum rerum scientia» Chr. II, 46, 5. 201. сверх меры гордый знанием суетных предметов (лат.). 202. Quam acer, quam efficax erat, quam in absolvendis scripturarum quaestionibus promptus et facilis: me ex nullius unquam ore tantum scientiae, tantum (ingenii) boni et puri sermonis audisse. V. Μ. C. 25, 6 203. сколь усерден, сколь деятелен он был, сколь быстро и легко излагал сложные вопросы Писания: никогда, не из чьих уст я не слыхивал столько учености, столько глубокой проницательности и такой чистоты речи (лат.). 204. Ср. его литературное Ер. III, 1–3; D. I, 23. 205. Sermo incultior legentibus displiceret V. Μ. Prol. 1. 206. читателям не понравится необработанный слог (лат.). 207. Ib. 3 и c. 1, 4.0

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

413 По данному вопросу см.: Jeremias J. Le baptême des enfants pendant les quatre premiers siècle. Le Puy-Lyon, 1967, pp. 25–30; 52–55; 112–125. 417 См.: Didier J. C. Le baptême des enfants dans la tradition de l " Église. Paris-Tournai, 1960, pp. 45–53. 435 См.: CumontF. Les mystères de Mithra, pp. 13–34; Graillot H. Le culte de Cybèle mère des dieux, Paris, 1912. 437 Mart. Регр., 9, 1; 21, 1–2; Geste, 85; Lopuzanski G.//Antiquités classiques, 20, 1951, P- 46. 439 Термы Каракалы в Риме включали в себя стадион, палестру, гимнасий, библиотеку, залы для бесед, литературных чтений и музицирования, театр. См.: Homo L. Rome imperiale et l " urbanisation de l " Antiquité. Paris, 1951, p. 460. 443 Paed., II, 116. Наблюдение Климента получило подтверждение археологической находкой: была обнаружена ваза в форме туфли с надписью: «Сопровождай меня» (Dictionnaire des Antiquités, III, 1828, figure 4968). Существует исследование о проституции в античности: Herter H. Jahrbuch für Antike und Christentum, 3, 1960, S. 70ßl 11. 449 Евсевий. Церковная история, V, 10, 1. О школе в Александрии см.: Bardy G. Aux origines de l " école d " Alexandrie//Recherches de science religieuse, 27, 1937, p. 65. 453 По данному вопросу мало специальных исследований. В частности, см.: Bardy G. La conversion au christianisme, pp. 117–161. 464 1 Apol., 15; 2 Apol., 2, 12; Tatien. Orat., 29; Ириней. Против ересей, III, 4, 1; Tertullien. Apologet., 45–46; Ad Scapulum, 1; Minucius Félix. Octavius, 38, 6; Cyprien. De bono pat., 3; Origène. Contra Celsum, III, 44. 465 Justin. 1 Apologie, 65, 1; Minucius Félix. Octavius, 9, 31; Lactance. De divinis institutionibus, 5, 15; Cf.: Clément d " Alexandrie. Paed., III, 12. 468 Tertullien. Apolog., 39, 8. См. также: Ignace. Ad Eph., 10, 3; Clément d " Alexandrie. Stroma tes, VII, 14; 5, 14. 484 Анализ этих отношений см. в работе: Festugière A. J. Le monfe gréco-romain au temps de Notre-Seigneur, 2, Paris, 1935, pp. 23–41. 500 Carcopino J. La vie quotidienne à Rome, p. 238. На основании его работы мы описываем зрелища.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

206 Hygini Fabulae, 30: Herculis athla XII ab Eurystheo imperata; сравн., впрочем, Daremberg-S aglio, V, 86. 216 Henzen, Acta fr. Arv., pag. III; cf. Preller-Jordan, I, 126. По Вёльфлину, 12 iuvenes casti Нумы у Валерия Антиатского (Arnob. V, 1) соответствуют им, по крайней мере, в отношении символики чисел. 218 Virg. Aen. I, 393. На упоминаемых Виргилием bis senos – cygnos смотрят как на вариацию 12 коршунов. 223 Nissen, Gr. u. R. Metrologie, y Iw. Müller, I, 694–695; Cagnat, Cours d’epigraphie latine (1898), p. 33. 225 Varrol. I. V., 6, 34. Считается примечательным и то, что катилинарии, по Sall. Cat. 43, 2, составили план поджечь Рим именно в 12 местах. 226 Некоторые сведения о прочих числах даны у Lüttich’a , стр. 21 особ. 25 слл., у Wölfflin’a в статье Das Duodecimalsystem, стр. 537слл., и в статье Zur Zahlensymbolik, у Ziehen в Bursian-Kroll Jahresbericht üb. D. F. d. kl. A. (Bd. 140, 1908, стр. 71 слл., отдел “Heilige Zahlen”), а также в упомянутой брошюре проф. И. Шляпкина. В дополнении к библиографии о числе 3 и 7 следует указать на библиографические (очень, впрочем, немногое) сообщения Дильса (Diels) в Arch. Für Gesch. d. Philos., hrsg. Von Stein, Bd. X (N. F. III Bd.), 1897, s. 233. Sittl в Archäologie der Kunst (1895), s. 863, по вопросу о Zahlensymbolik указывает A. Nagele, Pr. d. Staatssoberrealsch. in Marburg 1886. 1887. Lehmann в книге Aberglaube und Zauberei (ausg. Von Petersen, 1898)говорит о числах в философии оккультизма, опиравшейся от части на античных основаниях(стр. 164 слл., 172. и друг.). Нельзя также не упомянуть книги: Die Mysterien des Mithra von Cumont, deutsche Ausgabe von Gehrich, 1903. 232 Idem, 20. Узенер, в виду вероятно подобных соображений, говорил, что измерения пространства (в длину, ширину и высоту) и периоды времени – прошлое, настоящее и будущее – суть абстракции: для народа они так же не существовали, как и Аристотелевы формулы: начало, средина и конец (Usener, Dreiheit, 348). С приведенным возражением трудно согласиться: указанные нонятия едва ли могут быть совершенно чужды и сознанию мало развитого, не привыкшего к отвлеченному мышлению человека. Притом, знаменательным было число 3 и для многих образованных людей древнего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010