7 О традиции «блуждающих монахов» см., в частности: Caner D. Wandering, Begging Monks. Spiritual Authority and the Promotion of Monasticism in Late Antiquity. Berkeley ; Los Angeles ; London: University of California Press, 2002. (Transformation of the Classical Heritage; pt. 33). Рец.: Козлов А. С. Новая книга о ранневизантийском монашестве//Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2010. 3 (79). С. 266–270. 13 Apophthegmata patrum (collectio alphabetica). De abbate Carione. 2 (p. 249.46); Vita Lazari in monte Galesio (sub auctore Gregorio monacho) (p. 510, col. 2). 19 Pseudo-Macarius. Sermones 64 (collectio B). Hom. 54.1.1.3; Theodorus Studites. Με­γλη κατχησις. Cat. 25 (p. 174.7–8). 22 Isidorus Pelusiota. Epistulae de interpretatione divinae scripturae. Lib. 1. Ep. 1.2–7; cf. Nicolaus Catascepenus. Vita sancti Cyrilli Phileotae (e codice Athonensi Caracalli 42). 21.1.15–17. 25 Ephraem Syrus. Ad imitationem proverbiorum (p. 215.8–9); Macarius Macres. Encomium in Gabrielem archiepiscopum Thessalonicae. 609. 28 Historia monachorum in Aegypto. Proem. 20–21; Neophytus Inclusus. Το Βιβλον τς Θεοσημεας (p. 358.91–92). 33 Philotheus Coccinus. De expugnatione Heracleae. 31, 692; Vita Sabae iunioris. 32.14; Vita Isidori patriarchae. 25.30; Encomium Gregorii Palamae. 15.78; 24.41; 37.45; 41.3. 36 Sancti Pachomii vita quarta (e codicibus Monacensi gr. 3 et Athoo Lavrensi E 182). 8 (p. 413. 2). 42 Иногда оно может означать смерть. Synaxarium Ecclesiae Constantinopoleos. Synaxarium mensis Decembris. Dies16.7.91. 44 Idem. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae) (PG 31 col. 920); cf. Joannes Chrysostomus. Ep. ad monachos [Sp.]. 142–145. 50 Theodorus Studites. Μεγλη κατχησις. Cat. 61 (p. 432.17); Cat. 95 (p. 685.9); Sermo­nes Catecheseos Magnae. Cat. 48 (p. 132.34–35); Cat. 60 (p. 167.3); Cat. 92 (p. 65.11); Parva Catechesis. Cat. 37.8. 54 Joannes Climacus. Scala Paradisi. Or. 1 (col. 633); cf.: Joannes Damascenus. Vita Barlaam et Joasaph [Sp.] (p. 178.23).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   Eumelos, fr. 16 Kinkel.    Solon, fr. 1, 1 Diehl (13, 1 West).    Od. XIV, 187.    Euripides, Aigeus fr. 1.    Theognis, 509—10.    Panyassis, Heracleia fr. 14,1.5 Kinkel, 19, 1.5 Bernabe (cf. V. J. Matthews. Panyassis of Halikarnassos: Text and Commentary. Leiden, 1974, p. 76).    Opera et dies 57—8.    Hippol. fr. 429.    Od. XVII 286—7.    Euripides, fr. inc. 915.    Callias, fr. 20 CAF.    Menander, Pwloumenoi, fr. 345 Koerte.    Antimachos, fr. 1 Kinkel.    Cf. Agias Troezenius, Nostoi, fr. 8 Kinkel (8 Bernabe).    Hesiodus, Opera et dies, 702—3 (пер. Вересаева).    Semonides, fr. 6 Diehl.    Epicharm., fr 24 DK.    Euripides, Antiope, fr. 196,4—5.    Diphilos, fr.118 CAF (II).    Poseidippos, fr. 30 CAF (III).    Cf. Epist. XIII, 360 d.    Euripides, fr. inc. 916.    Diphilos, fr. 88 CAF (II).    Euripides, Alc. 1159—60 (пер. И.Анненского).    Theodectos, fr. inc. 16, 3 TGF.    Bacchylides, fr.25 Snell.    Moschion, fr. inc. 10 TGF.    Aristophanes, fr. 600 CAF.    Anacreon, fr. 28 Diehl.    Euripides, Hippol. pr., fr. 431 (Cf. Stob. Flor., 63, 25, где этот фрагмент приписывается Софоклу).    Hippas, fr. 6 DK.    Alcmaion, fr.5 DK.    Ant. 651.    Xenophon, Cyroped. V 3, 9.    Euripides, Thelephos fr. 719.    Thrasymachos, fr. 2 DK.    Orpheus, fr. 230 Abel; 226 Kern (фр. 111 Лебедев).    Heraclitus, fr. 36 DK (66 Marcovich).    Athamas, cf. Thesleff, Introduction p. 11. Это единственный сохранившийся фрагмент из произведений неопифагорейца из Посейдонии.    Empedocles, fr. 6, 1; 17, 8; 21, 9 DK (150, 31, 124 Bollack).    [Plato] Antioch., 367 b-c.    Menander, Dij e)xapatw@n, fr. 111 Koerte.    Euripides, Oinomaos, fr. 574; Phoenix, fr. 811.    Hypereides, fr.195 Blass-Jensen.    Isocrates, Panegyricus, 141.    Andocides, De pace (III), 2.    Theognis, 119—124 (пер. В.Вересаева).    Medea, 516—519 (пер. И.Анненского).    Hypereides, fr.196 Blass-Jensen.    Cypria, fr.22 Kinkel.    Это высказывание из Геродота I, 155.    Ant. 911—912 (пер. Ф.Зелинского).    Herodotes, III, 119.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

latin., ed. ALV, XX, 1, p. 286, 287). 15 Постановл. Апост. кн. VIII, гл. 34, в русск. перев. И. Н. Казань, 1864, стр. 294, 295. – Сн. Canones Hippolyti XXI, 217–219, XXV, 223 – XXVII, 245; Aegyptische Kirchen Orannag, 30, 32 (de Lagarde) (Ache1is, Die ältesten Quelten des orientalischen Kirchenrechtes. Erstes Buch. Die Canones Hippolyti. In: Texte und Untersuchungen von Gobbardt und Harnack, Bd. VI Heft 4. Leipzig 1891, S. 122, 124–133). – Testamentum Domini nostri Jesu Christi (edidit I. Rahmani. Moguntiae 1899) lib. I c. 22 cf. lib. II c. 24. 16 Это мнение разделяют, например, Bona (De divina psalmodia. 1677. Cap. VI, pag 197, 198), Binghamus (Origines sive antiquitates ecclesiasticae, vol. V Halao 1727. Lib. XIII cap. IX § 10 pag. 311). – Иначе думают Binterim (Die vorzüglichsten Denkwürdigkeiten der Christ-katolischen Kirche. Bd. IV, Th. I. Mainz 1827, S. 368–370), Suarez (De horis canonicis. Cap. V 8. Migne, Theolog. curs. compl. T. XVIII col. 47, 48). 19 Дмитриевский , А. «Описание литургич. рукописей». Т. П Εχολγια, Киев 1901, стр. 35. – Тураев, «Часослов эфиопской церкви», Спб. 1897, стр. 35 (Записки Императ. Академии Наук, по историко-филологич. отделению. Т. I, 7). 21 Canones Hippolyti XXV § 223, 223–238 XXVII § 244, 245. Ägypt. КО. c. 60, 62 (Achelis, Canones Hippolyti, S. 124–133) – Василий В. Правила, простр. излож. Ответ на вопр. 37 («Творения», изд. Москов. Дух. Акад. Т. IX, ч. 5, Москва 1858, стр. 178–180). 30 Паломничество по святым местам конца IV века – Peregrinatio ad loca sancta saeculi IV exeuntis – гл. 34 («Правосл. Палест. Сборник», вып. 20-й т. VII, п. 2. Спб. 1889, стр. 39, 139, 140). 40 Canones Hippolyti XXV, 233–238 XXVII 244, 245. Ägypt. КО. c. 62 (Achelis, Canones Hippolyti, S. 124–133). 41 След. Псалтирь. M. 1898, л. 2. – Сн. «Известие учительное» в Служебнике. – Симеон Солунский , Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных, гл. 263, 264 (Писания св. отпев и учителей церкви, относящ. к истолков. правосл. богослужения, т. II, Спб. 1856, стр. 398–401). 43 Binmerim, Op. cit. IV, I, S. 355: Mamuminumзive laudes pro hoc cantatur, quia Dominus mane surrexit. Et dixit Evangelista: prima autem sabbathi Maria Magdalena venit mane, cum adhue tenebrae essent, tertia die resurrexit, quae lucescit ad prima sabbathi. Quia et angeli et homines et aves quae jussit super terram, omnes in illa hora Deum collaudant, et tune animas justorum, qui in inferno erant, in ipsa resurrectione liberavit, quia mane surrexit. Prima autem pro quid cantatur? quia tune fuit concilius datus contra filium Dei, quomodo cum perderent judaci. – Cf. Canones Hippolyti XXVII 244–245; Ägypm. КО. c. 62 (Achelis S. 131–133); Testamentum II, 24. 44 Binterim, IV, 1. S. 356. – Cf. Peregrinatio, 24; hora decima – quod appellant hie licinicon, nam nos dicimus lucernaie (Пр. Палест. Сборник, в. 20 стр. 39). 49 Св. И. Златоуст, «Творения» в русск. переводе, т. IV, кн. 2, Спб. 1898 (изд. Спб. Дух. Акад.), стр. 819. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Лов духовный. Taken from Faber, Dominica 4 Post Pentecosten, No. 2 «Piscatio Evangelica quomodo fieri debeat». The poem is loosely based on the Gospel for the day, Luke 5.1–11 which describes the call of Peter, James and John, though Andrew is not mentioned in this passage. Simeon " s poem therefore corresponds more closely to the parallel account in Matt. 4.18–20 which does include Andrew. Лов духовный 2. Taken from Faber, ibid., sect. 1 «Mittant rete in dexteram». 11. 1–6 cf Gospel for the day, Luke 5.1–11. The reference to casting the net on the right side of the boat is taken from the post-Resurrection appearance of Christ recorded in John 21.1–6. 11. 11–18 cf Faber: «Piscatores ergo animarum mittant rete ad dextram navigii partem, uti monuit Dominus loan. 21. hoc est, habeant rectam intentionem cum fieri piscatores hominum volunt. Recta autem intentio est, collimare ad Dei gloriam et animarum salutem.» 11. 19–30 cf Faber: «Sinistra, collimare ad opes honores, gloriam vanam, quietem aliaque commoda: quae ducit ad sinistram iudicis futuri, seu ad sortem reproborum. Et sicut discipuli nihil ceperunt, quoad miserunt rete in dextram: ita frustra laborant, qui ob temporalia tantum commoda fiunt Sacerdotes et Concionatores.» Ловитва . Taken from Faber, In Festo S. Andreae, No. 2 «Homines comparantur piscibus», sect. 3 «Capiuntur variis astibus»: «Sicut pisces capiuntur hamo, sic capiuntur hom ines in tempore malo; ait Sapiens Eccles. Capiuntur [pisces] esca modica, sub qua latet hamus; similiter et homines, dum ad voluptatem tantum, licet modicam, attendunt, hamum vero latentem non vident, capiuntur a Diabolo. ... Ambulat Diabolus iuxta mare huius mundi, et capit heu innumeros, quia escam porrigit gustui placentem, sed quae mox hamum remorsus infîgat, et ad extremum mortem inferat.» Лож в духовных. Taken from Faber, Dominica 4 Post Pascha, No. 6 «Qua ratione diabolus doceat omnem falsitatem», sect. 1 «Docet mentiri»: «Nihilo magis licitum est mendacium iocosum; quia et ipsum turpe in omnium ore, magis tarnen in ore clerici aut religiosi; quod quidam vir saecularis ingeniöse notavit in religioso itineris comité. Cum enim hic repente saecularem compellans diceret: En illic volantem asinum. Suspexit alter praeproperis et nimium credulis oculis. Quern irridens ille: O te simplicem, inquit, qui credas asinum volare posse! Cui alter: Ignosce mihi qui tuis verbis deceptus sum, ne mireris velim quod suspexerim: facilius enim credebam asinum volare posse, quam mentiri religiosum. "

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   Philolaus, fr. 14 DK, cf. Plato, Gorgius, 493 a.    Pindar., fr. 137 a Schroeder.    Те, кому мы обязаны учреждением мистерий, не иначе как еще в древности поняли намек о том, что непосвященный в Аиде будет валяться в грязи. Посвященный же поселится среди богов (Федон, 69 с).    Phaedo, 66 b.    Phaedo, 64 a.    Phaedo, 65 c-d.    Rep. I 328 d, 329 c.    Phaedo, 62 b.    Cf. Phaedo, 114 b-c (текст у Климента несколько изменен).    Phaedo, 62 b.    Politicus, 273 b-c (с небольшими изменениями).    Politicus, 273 b. (Этот пассаж у Платона непосредственно предшествует предыдущему.)    Leg. II 653 c-d.    Epinomis, 973 d.    Heracleitos, fr. 49 (Marcovich), 21 DK; cf. Plato, Gorgias, 492 e.    Намек на Истинного Бога, которого Маркион называл Странником или Инородцем.    Euripides, fr. inc. 908.    TGF, adesp. fr. 111. Я переставил вторую и третью строки местами.    TGF, fr. 112.    Euripides, Iphigenia at Aulis, 161—3.    Euripides, Antiope, fr. 211.    Euripides, Supplices, 269—70.    FPG I, 200; cf. Plutarchus, Moralia, 286 d-e.    Cf. Apollonius, Mirabilia, 46.    Mt. 8:22. «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов». Далее Климент предлагает метафорическое понимание этого пассажа.    Cf. Col. 3: 1,5.    Этому положению следовали николаелиты, см.: Strom. II 118, 3.    Cf. Mt. 6: 24.    Ephes. 4: 20—24; 5: 1—4; 5.11.    Ср. высказывания Тертуллиана (Adversus valentinianos, 4, 2) и Иринея (Adversus haereses I, 11, 1), где также говорится о семени некой древней доктрины, от которой «зачали» валентиниане. Это вербальное сходство весьма примечательно. О возможном смысле пассажей Иринея и Тертуллиана см. статью: Quispel G. Valentinus and the Gnostikoi. — Vigiliae Christianae 50 (1996), p. 1—4, однако это место там не упоминается.    Io. 8:34. Однако это слова Иисуса. Возможно, в тексте лакуна.    I Joh. 1: 6—7.    Согласно Епифанию (Panarion 45, 2) таких воззрений придерживались гностики севериане.    Cf. Mt. 5: 25. Точный текст таков: «Мирись с соперником своим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье (…) и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда пока не отдашь до последнего кодранта». Как видим, толкование этого пассажа Климентом существенно изменяет контекст и смысл евангельской заповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Khrugma Petrou, fr. 9 E. von Dobschutz.    Cf. Tryphon, periU tropwn VIII p. 728, 12 ff. Walz.    Cf. Prov. 1: 1—6.    Apollodorus, Bibliotheca I 7, 2, 6.    Климент говорит нечто подобное несколько раз в других местах (Strom. I 102, 3; 136, 4 etc.) Гностическая жизнь и портрет истинного гностика до мельчайших деталей описываются им в седьмой книге Стромат.    Hermas, Visiones II 1, 3 sq.    Ср. с высказыванием Валентина выше (Strom. VI 52, 3).    Cf. Josephus, Antiquitates Judaicae IV 8, 48 (A. Resch, Agrapha, p. 302 f., n.13).    Cf. Mt. 16:17.    Как отмечает O. Stahlin, эта аналогия может восходить к Филону Александрийскому (Quis rerum div. heres, 167).    Эта терминология восходит к Платону. toU h(gemonikon, платоновский «кормчий души», переводится в дальнейшем как разум.    katalhyij понимание, схватывание.    Cf. Exod. 20: 3—6.    Так сказано в тексте. Однако речь идет о четвертой заповеди: Exod. 20: 8.    Как показывает сравнение с Eusebius, Prep. Evang. XIII 12, 9—12 этот пассаж является выдержкой из какого-то сочинения Аристобула.    Cf. Prov. 8: 22.    Pseudohippocr., I, p. 444 Lipsius.    Aristoteles, fr. 282 Rose; cf. Aetius, Placita V 185 Diels (Dox. Gr. , p. 429).    Cf. Philolaus, fr. 20 DK.    8 ­­ 2 x 2 x 2.    Qeoj e)n sarkiw? thUn dunamin e)ndeiknumenoj, cf. Irenaeus, Adv. Haer., I 14, 6.    Имеется в виду дигамма (?), обозначающая звук [w], не сохранившийся в классическом греческом, однако присутствующий в древнем языке. Дигамма является буквенным обозначением числа шесть, а также используется в манускриптах как лигатура для записи сочетания [st].    Cf. Mt. 27: 45.    Rev. 21: 6; Io. 1: 3.    Terpander, fr. 5,2 Diehl (Anth. Lyr. Gr. II p. 5).    MS: spermata, исправлено на основании текста Филона: shmata.    Solon, fr. 19 Diehl (27 West).    Gen. 2: 4: a(uth h(bibloj genesewj kaiU tw­n e)n au)toi­j, o(te e)genetö h(­? h(mera? e)poihsen o(qeoUj toUn ou)ranoUn kaiU thUn ghn.    Cf. Gal. 5: 19; Col. 3: 5.    Ier. 3: 9; 2: 27.    Empedocles, fr. 39, 2—3 DK.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

481 В тексте упомянуты еще pragmatici, по это сейчас признается глоссой: Amelotti Μ., Costamagna G. Alle origini del notariato... P. 15. 482 N. 44.1–2; С. 8.11.12 (а. 440); D. 42.4.7.13; 47.10.15.7; Cf.: Sachers К. Tabellio 11 PWRE. Stuttgart, 1932. Bd. IV. S. 1849. 484 Mitteis L. Reichsrecht und Volksrecht in den ostlichen Provinzen des römischen Kaiserreichs. Leipzig, 1891. S. 171. 485 По мнению Галло, дошедший текст, вероятно, эксцерпирован из более пространной конституции, из которой компиляторы Codex repetitae praelectionis использовали и другие фрагменты – С. 4.2.17; 4.20.18; 4.30.14 (cfr. 10.22.5; 1.4.21); 4.30.15 (?); 5.15.3. См.: GalloF. Riflessioni sulla funzione della scripturain С. 4.21 .17//Studi in onore di Biondo Biondi. Milano, 1965. Vol. 2. P. 413, n. 1. 488 На практике более употребительными были все же кодекс и новеллы, нормы которых стали в конце концов превалировать над всеми остальными. Что же касается дигест и конституций, то они болыпе использовались с учебными целями. См.: Archi G. G. Giustiniano legislatore. Bologna, 1970. 490 В аналогичных терминах и с явной ссылкой на конституцию в Inst. 3. 23 рг. (там, где говорится о табеллионатных документах купли-продажи) также запрещается совершать сделки, nisi et coinplationes acceperint et fuerint partibus absoluta. Фраза буквально переведена одним из крупнейших юристов VI в. Феофилом в его парафразе: ε μ κα coinplationes παρακολουθσωσιν... κα πολυθ τ συμβλαια τος μρεσιν//Institutionum graeca paraphrasis Theophilo antecessori.../Ed. C. Ferrini. Berolini, 1884–1897. P. 352. 491 Döger F. Zur mittelalterlichen Privaturkunden//Dölger F Byzantinische Diplomatik. Ettal, 1956. S. 339–340; Cf.: Zepos P.J. H παραδοσις δι εγγρφου ν τ βυζαντιν κα τ μεταβυζαντιν δικαι// Τμος επ ςακοσιετο Αρμενοπολου Θκσσαλονκη, 1952. Σ. 216–217. 492 Т. е. полагает Зепос, речь идет о развитии греческого античного хирографа, который, «несмотря на все трудности, сохранился в римскую эпоху» (Zepos P. J. Η παρδοσις... Σ 216, σημ. 49). По мнению Бруннера, требование подписи свидетельствует о том, что имеются и виду только то документы, «контекст» которых был аллографичен, т. е. писан чужой рукой (Brunner Н. Zur Rechtsgeschichte dor römischen und germanischen Urkunde. Berlin, 1880. I. S. 58–59), но Дэльгер считает, что привлеченные Бруннером места из Кодекса и Институций можно понять так, что письменное соглашение, правда, могло быть написано чужой рукой, но затем должно было быть подписано лицом, от которого документ исходит, или же должно было быть целиком написанным им (и, стало быть, подписанным), чтобы иметь законную силу. См.: Dölger F. Zur mitlelalterlichien Privaturkunden. S. 349. Anm. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 Сократ: 1, 6. Для этого же, между прочим, всякому из верных, отправляющемуся в область другой церкви, давались от епископов представительные грамоты, в которых они отмечались, как достойные церковного общения. Без этих грамот не дозволялось епископам принимать в общение незнаемых людей, особенно чужих клириков (ад. 12. 33. IV всел. 11. 13). 13 Так как в древней Церкви не было обычно, чтобы лица, имеющие священный сан, оставались без места службы, то и отрешение от места редко определялось в наказание виновным; а – или временное только запрещение, или уже совершенное извержение из сана (Кирил. алекс. прав. 1–3). 14 Justin. по. 123, 20. Запрещение священнодействия называется в правилах также отлучением духовных лиц; тождество этих наказаний видно из того, что а) отлучение начинается за легкие преступления (ап. 43. 55) и б) оно отличается от извержения из сана, которое полагается уже после того отлучения и за важнейшие преступления (ап. пр. 6. 30). cf. Balsamon. ad can. 79 carthag. et ’Zonar. ad can. 16 nicaen. 15 Так поступлено было с Новатом, (S. Cypriani ер. 49. ad Cornel.), с Арием (Socrat. 1, 6), Несторием (act. concil. ephes.), и др. 16 Cod. Theodos. lib. 16. de episc. Иногда, по лишении сана, виновные заключались в монастыри. Nov. 123. cap. 20. cf. Photii nomoc. tit. 9. cap. 10. schol. Balsamon. 21 На этом-то основании Киприан доказывал, что крещение от еретиков не имеет благодатной силы: ибо они не имеют власти отпускать грехи, – и потому после еретиков снова должно крестить. «Так как, говорит он, в крещении всем отпускаются грехи, то Господь в Евангелии дает нам видеть, что только чрез тех они отпускаются, которые имеют Св. Духа. Ибо, по воскресении, посылая учеников на проповедь , Господь сказал им: приимите Дух Свят… и пр. Следовательно тот только может крестить, кто имеет дар Св. Духа». Ер. 69. 76. ad Magnum, idem in ep. 73 ad Jubajanum. 22 Особенно против поспешных разрешений восставал св, Киприан, доказывая, что такие разрешения не дают грешникам мира с Богом, а разрушают его и вредят их спасению (ер. 10 ad clerum. 15 ad marlyr., de lapsis et alibi). Св. Амвросий, также обличая поспешное допущение кающихся к св. тайнам, говорит: «некоторые только для того идут на покаяние, чтобы приобщиться. Они не столько разрешают себя, сколько связывают священника: ибо не слагают со своей совести вины, а только возлагают вину на совесть священников, которым сказано: не дадите святая псом, не пометайте бисер…» (de poenit. lib. 2. cap. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

17 Iophon, fr. 1 TGF. Иофон трагик был сыном Софокла. 18 [Homerus] Margites, fr. 2 Kinkel. 19 Hesiodus, fr. 193 Rzach; Opera et dies, 649. 20 Cf. Philo, De congr. 77. Первая из многочисленных, как правило, анонимных, цитат из Филона Александрийского. Подробнее об этом см. серию работ Анневиес ван ден Хук, прежде всего, ее монографию: Clement of Alexandria and His Use of Philo in the Stromateis (Vigiliae Christianae Suppl. 3). Leiden, 1988. (Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность проф. Хук за интересную дискуссию и копию ее книги, которую она мне презентовала). О методах цитирования Климента и его обращении с источниками см. подробнее предисловие к этому тому. 21 Gen. 11:30; 16:1—16 22 Philo. De congr. erud. gr. 20, 43—7. 23 Сократический вопрос о том, можно ли «научиться мудрости» часто обсуждался классическими авторами. См., например, диалоги Платона (Meno, 71 a; Protagoras 328 c, etc.) или Никомахову этику Аристотеля (Ethica Nicom. VI 1139 b 25). Однако источником Климента здесь по прежнему является сочинение О связи с греческими науками Филона (De congr., 34—37). 24 Неточная цитат из Plato, Rep. VI, 424 a. 25 Cf. Anaxarchus, DK 72 B 1. Анаксарх был последователем Демокрита и спутником Александра Македонского 26 Hesiodus, fr. 197 Rzach. 27 Текст этого предложения содержит лакуну. Общий смысл, однако, ясен. 28 В действительности, вольный пересказ места из послания к Коринфянам Климента Римского (Clem. Rom. Ad I Cor. 48, 4—5). Примечательно, что эти же слова далее Климентом приписываются Варнаве (Strom. VI 64, 2). 29 Нечто подобное говорится у Секста Эмпирика (Авд. Мих. II:12). 30 Ст. Topica, IV, 126 a 30 31 Euripides, Phoenissae, 470—472. Контекст этого пассажа таков: У истины всегда простые речи. Она бежит прикрас и пестроты. И внешние ей не нужны опоры, А кривды речь недуг в себе таит, И хитрое потребно ей лекарство. (Финикиянки, 469—74; перевод И. Анненского) 32 Euripides, fr. 56; 439. 33 Очевидно, какой-то апокриф, см. A. Resch. Agrapha, TU 30 (1906) 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

См. R.Devréesse, Le méthode exégetique, 221; cf. H. Pappas, “Theodore of Mopsuestia’s Commentary on Psalm 44 (LXX): A Study of Exegesis and Christology”. GOTR 47, 1-4 (2002), pp. 55-79. См. пролог Диодора Тарсийского к его толкованию на Псалмы, где он объясняет эти понятия: Σχλια ες τος Ψαλμος. ΒΕΠΕΣ 82, pp. 11-15; а также ценное исследование P. Ternaut, “La θεωρα d’Antioche dans le cadre des sens de l’Écriture”. Bibl 34 (1953), pp. 135-158; 354-383; 456-486. См. In epistolam ad Galatas, 4,24//H.B.Swete, Theodori Mopsuesteni in epistolas B. Pauli Commentarii, Vol. 1, pp. 73-74, тот же текст в PG 66, 908; cf. Commentarius in Oseam prophetam, 4,5. PG 66, 148B. Подробно эту проблему рассматривает Bradley Nassif, “Spiritual Exegesis in the School of Antioch”//Br.Nassif, (ed.), New Perspectives on Historical Theology. Essays in Memory of John Meyendorf. Grand Rapids, Michigan/Cambridge, U.K., 1996, pp. 343-377, специально о критике аллегорического метода толкования см. 367-370. См. Fr.McLeod, Theodore of Mopsuestia (Early Church Fathers). London&New York: Taylor & Francis Routledge, 2009,рр. 19-21. Ив. Димитров, „История на новозаветното тълкуване. Тълкуване на евангелията през век на Изток”. Духовна култура 8/1995, 4, 14. Об остальных наиболее видных представителях так называемой Антиохийской школы см..: С.Риболов, „Видни представители на Антиохийската духовна традиция преди св. Йоан Златоуст (личности, съчинения и влияния)”. Supplementum на БМ – 1600 години от Успението на св. Йоан Златоуст. София, 2008, pp. 163-210. R. Bultmann, Op. cim.,p. 126. См. также Л.Тенекеджиев, Утвърждаване на апостолското предание през век. Богословската мисъл през първите три века,т. София: Добротолюбие, 2008, 101-113, который рассматривает иерархизацию и историзацию благочестия христианскими апологетами века. Fr.McLeod, The Roles of Christ’s Humanity in Salvation. Insights from Theodore of Mopsuestia. Washington: The Catholic University Press, 2005,рр. 17-23. Фредерик Мак-Леод даже объясняет энергичный акцент антиохийских богословов на историчности библейских событий как реакцию на скепсис императора Юлиана (331/332 – 26 июня 363) относительно историчности евангельского рассказа (ibid., р. 20).

http://bogoslov.ru/article/3223573

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010