Часть сольвычегодских крестов в драгоценных окладах именовалась в архивных документах как «благословенные», другая часть как «напрестольные». Подобные кресты XVI–XVII веков, находившиеся в храмах в разных регионах Руси 1335 , некоторыми исследователями отождествлялись 1336 , другие авторы относили благословенные к напрестольным крестам, но при этом их особо выделяли, акцентируя внимание на круглой рукояти креста в его нижней части 1337 . Вкладные надписи на некоторых новгородских богослужебных крестах XVI–XVII веков свидетельствуют, что они одновременно являлись благословенными и напрестольными 1338 . Архивные документы сохранили сведения о благословенных крестах-мощевиках, отмеченных как в храмах, так и в горницах Строгановых. В описи сольвычегодского домового Благовещенского собора упомянуты вкладные от Никиты Григорьева сына Строганова «три креста благословенные, обложены серебром золочёным басменным, а на крестах Распятие» 1339 . В храме «под колоколы» Благовещенского собора имелся «крест благословеной, серебром обложен басмою» от Никиты Строганова 1340 . Скорее всего, богослужебные кресты назывались благословенными, так как они использовались, когда священник произносил благословение по окончании службы при отпусте (отпуске) 1341 . В то же время кресты, которые находились среди домашних святынь, также назывались «благословенными» или «благословящими», так как они были получены в благословение от родителей и ближайших родственников. Подобные кресты-мощевики, богато украшенные драгоценными окладами, в XVI–XVII веках нередко приносились в благословение новорождённому при крещении 1342 , благословенные кресты изготавливали для хором государя жалованные мастера серебряного дела 1343 . Наряду с иконами благословенные кресты входили в число других домашних святынь: являясь семейными реликвиями, в последующем они могли поступать в виде вкладов в храмы. О богатейших крестах и других святынях в строгановских хоромах в Сольвычегодске даёт представление деловая запись 1611 года. Здесь были «кресты золотые и серебряные с каменьем и жемчугом и пелены и киоты образовые с створками окладные и простые и всякий образовый приклад и образы простые на золоте и краске и складни» 1344 . В хоромах Максима Максимовича Строганова по описи 1627 года наряду с иконами имелся: «Божия милосердия крест серебрян, золочен, чеканное дело з жемчюги и с каменьем, на нем распятие Господне Нашего Исуса Христа, позади креста на глади подпись святым мощам, сорочка – бархат червчат на золоте, низан жемчюгом» 1345 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

1) Все сношения императорского правительства с Иерусалимскою Патриархиею передать в исключительное ведение Святейшего Синода. 2) Учредить из Русской Духовной Миссии, со всеми находящимися в ее заведовании сооружениями и учреждениями, ставропигию Святейшего Синода. 3) Возложить на Русскую Духовную Миссию все сношения Святейшего Синода с Патриархиею, заведование всеми казенными благотворительными учреждениями и право исправления всех треб относительно русских поклонников. 4) Возложить на консула все сношения с светскою местною властью и полицейский надзор над русскими подданными и поклонниками. В заключение остается еще определить, какую среди всего этого роль играет Православное Палестинское Общество. Оно делает то, чего не могут или не желают делать ни Патриархия, ни министерство иностранных дел, ни Духовная Миссия. Патриархия, несмотря на латинскую и протестантскую пропаганду, не считала возможным принять энергические меры для распространения православных школ, – Общество учредило пока 6 школ на 500 воспитанников. Министерство иностранных дел, или, вернее, Палестинская Комиссия не находила возможным улучшить материальный быт наших паломников, – Общество устраивает новое, на 400 поклонников, подворье, со всеми хозяйственными приспособлениями, которых не имелось в старых приютах 1341 . Духовная Миссия, по составу своему, не имела возможности заботиться, насколько бы то было желательно, духовным руководительством паломников, – Общество, приняв на себя расход по увеличению Миссии, именно обратило особое внимание на пополнение этого пробела. Будучи вполне далеко от мысли какой-либо политической агитации и от вмешательства в посторонние дела, Общество, возлагая упование на помощь свыше, будет и в будущем продолжать свою деятельность в том же духе, пока полное устройство наших иерусалимских дел не ограничит его деятельность, обратив его в передаточную инстанцию пожертвований, которые из России идут в Святую Землю. Два последние года прожил я почти частным человеком в Иерусалиме, и это было не первое мое посещение Святого Града 1342 . Без предвзятой мысли, без личностей, без злобы отнесся я к тому, что видел, и вывод виденного счел долгом, насколько было в моих силах, по приказанию Вашего Высокопреосвященства, изложить письменно с полной откровенностью не только как духовному пастырю, но как духовному отцу. Буду счастлив, если изложенное уяснит, что есть темного в наших иерусалимских порядках; буду считать прожитое не напрасным, если по воле Всевышнего и с Вашего архипастырского благословения неустройство иерусалимских наших дел устранится.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   Надо теребить свое сердце разными возбудительными помышлениями. А так оставлять его — оно зарастет тернием и волчцами — нечувствием, нерадением и невниманием.    Благослови Господи вашего гимназиста!    Умница Беличка — чего ради себе не вздумает, все оставивше, поискать покоя в Господе Иисусе Христе, в Коем все сокровища, душу удовлетворяющие, сокрыты.    Благослови вас Господи! Спасайтесь!     Ваш богомолец Е. Феофан. Письмо 1342. Должно благодарить Бога и за геенну. Отрешиться от греха в нашей власти    Милость Божия буди с вами!    Очень рад, что гимназист ваш доставил вам удовольствие.    Как св. отец благодарен за геенну?! — По сознанию, сколь великое для нас благо в том, что Бог открыл нам о геенне. Если и зная, что есть геенна, мы так беспечно грешим, что бы было, если б не знали о том? — Теперь все же иной грешит — грешит, — и призадумается.    В нашей ли власти отрешиться? — В нашей. Если захочешь, все сможешь. Ибо если захочешь, взыщешь, взыскав, взмолишься, — взмолившись помощь получишь, — а с сею помощью все возможно. Так говорит Апостол: все могу о укрепляющем мя Христе Господе. Но конечно — не вяло надо просить и не кое-как надеяться, — а то и другое сильно, глубоко, вседушно.    Здоровье мое исправно. Глаз пока еще держится.    Спасайтесь! Благослови вас Господи и красавиц ваших!     Ваш богомолец Е. Феофан. Письмо 1343. Сущим в болезни. Не надо насиловать течения событий    Милость Божия буди с вами!    Поздравляю и вас с праздником, — и с наступающим новым годом!    Даруй вам Господи всего хорошего и утешительного и по духовным и по житейским порядкам и обстоятельствам.    В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению. Что приходит нетерпеливость, это дело человеческое. Придет, — отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтобы было что терпеть. Если не чувствуется тяготы, то и терпения нет. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием ее сбросить; то тут ничего нет грешного. Это естественное чувство! Грех начнется, когда вследствие сего чувства — душа поддастся нетерпеливости и начнет склоняться к ропотливости. Пришло чувство, надо его прогнать. Бога же поблагодарить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5. Авва Лот, посетив авву Иосифа, сказал ему: «Отец мой! по силе моей я исполняю малое молитвенное правило, соблюдая умеренный пост, занимаюсь молитвою, поучением и безмолвием, стараюсь наблюдать чистоту, не принимая греховных помыслов: что надлежит мне еще сделать?» Старец встал и простер руки к небу: персты его соделались подобными десяти возжженным светильникам. Он сказал авве Лоту: «Если хочешь, — будь весь, как огнь. Не возможешь соделаться монахом, если не будешь пламенеть весь, как огнь» [ 1342 ]. Благодатное осенение умной молитвы, при котором инок начинает ощущать в себе веяние необыкновенной тишины, стяжавает опытное познание сердечного безмолвия, с особенным удобством отталкивает приближающиеся к нему греховные помыслы и ощущения, — есть первая степень преуспеяния в умной молитве. На ней не должно останавливаться подвижнику: должно, при помощи плача, стремиться к большему преуспеянию, которому нет предела. Умная молитва — жилище Небесного Царя: в этом дворце чертогам нет числа; за и обширными чертогами следуют другие, более великолепные и обширные чертоги. 6. Брат спросил авву Иосифа: «Если настанет гонение, куда лучше бежать, в мир или в пустыню?» Старец отвечал: «Поди туда, где живут православные, и поместись близ них» [ 1343 ]. 7. Брат хотел выйти из общежительного монастыря и избрать жительство отшельника. Он открыл намерение свое авве Иосифу и просил у него совета. Старец сказал ему: «Живи там, где видишь, что нет ничего вредного для души твоей, и где ты можешь пребывать в мире». Брат отвечал: «Я мирствую и в общежитии и в отшельничестве». Старец сказал на это: «Положи помыслы твои как бы на весы, и где видишь больше пользы для души твоей, где достигаешь большего смирения, там и живи» [ 1344 ]. 8. Один из старцев пришел к другому старцу, возлюбленному своему, чтоб вместе с ним посетить авву Иосифа. Пришедший сказал хозяину: «Прикажи ученику твоему, чтоб он приготовил в дорогу с нами осла». Хозяин отвечал: «Пригласи его, и он сделает по желанию твоему».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Дело в том, что из практики последующего времени известно, что московские великие князья не давали жениться своим удельным братьям до тех пор, пока у них не рождался наследник (особенно характерн в этом плане пример Василия III, Долго не имевшего сыновей). Вероятно, нечто подобное существовало и в XIV в. Очевидно, Иван Красный смог начать планировать свою женитьбу только после того, как к этому приступил его старший брат. Свадьба Ивана Красного состоялась, как мы видели, зимой 1341 г. Что же касается матримониальных планов Семена, они оказались расстроенными. Нам остается лишь гадать – почему его помолвка так и не завершилась венчанием – то ли невеста не захотела выходить замуж при еще живой первой жене будущего супруга (хотя и постриженной в монахини), то ли слишком малым показалось московскому князю приданое. Как бы то ни было, сложилась ситуация, когда у великого князя все еще не было наследника, а у его брата мог вот-вот появиться долгожданный продолжатель московской династии. Но брак удельного князя продолжался очень недолго. Уже через год летописец помещает известие о смерти жены Ивана Красного Феодосии зимой 1342 г. Стоит заметить, что это произошло после возвращения Семена Гордого из поездки в Орду 353 . При этом укажем, что известия о смерти Феодосии нет в московском летописном своде конца XV в., отразившем великокняжеское летописание. Все это заставляет поставить вопрос – нет ли определенной связи между смертью Феодосии, пробывшей в браке с Иваном Красным всего несколько месяцев, и отсутствием у Семена Гордого наследников мужского пола? Примечательно, что повторно Иван Красный смог вступить в брак лишь через три года, причем одновременно с великим князем, равно как и их младший брат Андрей. Под 1345 г. летописец поместил известие, что они «вси трие единаго лета женишася» 354 . Для нас в этих рассуждениях важен итог – после долгих споров и проволочек, судебных разбирательств в Орде Семен Гордый все же вынужден был уступить несостоявшемуся тестю Нижний Новгород и Городец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец, и в Египте многие верующие пошли за Диоскором, традиционно подчиняясь авторитету Александрийского владыки 1340 . Лишь латинский Запад практически оказался незатронутым влиянием монофизитства и в знаменитом «Томосе к Флавиану» св. Льва Великого выразил свое уравновешенное христологическое credo, равно противостоящее крайностям Нестория и Евтихия 1341 . Таким образом, совсем немного времени спустя после умиротворения несторианской смуты христианский Восток опять был расколот на два враждующих лагеря. Чаша весов в борьбе Православия с новой ересью не раз колебалась. Сначала Евтихий был осужден на Поместном Константинопольском Соборе (448) под председательством Флавиана, затем Диоскор, пустив в ход политические и церковные интриги, восторжествовал на «разбойничьем соборе» 449 года 1342 . Блж. Феодорит вновь оказался в центре событий. Как один из ведущих богословских умов и авторитетнейших пастырей Сирии, «он не молчал и говорил много и смело, увещевая христиан “Востока” не воспринимать ничего из нечестивых догматов» 1343 , а поэтому и стал одной из первых жертв набирающей силу монофизитской ереси: сначала ему повелено было императорским указом не покидать Кир, а затем он был низложен (вместе с Домном Антиохийским и Флавианом Константинопольским) на «разбойничьем соборе». Престарелый Кирский пастырь мужественно перенес этот удар и в одном из своих посланий писал относительно случившегося: «Твое благочестие негодует и гневается на приговор, несправедливо и без суда произнесенный против нас; а меня это именно и утешает. Ибо если бы я был осужден справедливо, тогда я скорбел бы, как подавший судьям законные к тому поводы. Поскольку же с этой стороны совесть моя чиста, то я радуюсь и ликую и за эту несправедливость надеюсь на отпущение грехов» 1344 . Однако он не оставляет борьбы и апеллирует в Рим, призывая св. Льва к роли третейского судьи, причем взывает к нему «как к предстоятелю известного церковного округа, долженствующему участвовать во вселенском определении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

О дальнейших приключениях Бильбо говорить почти нечего. Кольцо помогло ему ускользнуть от орков. Он и дальше пользовался им, чтобы помочь друзьям в трудные минуты, но не показывал никому. По возвращении домой, он говорил о кольце только с Гэндальфом и Фродо и был уверен, что во всем Шире никто, кроме них не подозревает о его существовании. И рассказ о своем путешествии он показывал только Фродо. Верный меч Шершень Бильбо повесил над камином, а бесценную кольчугу из драконьей сокровищницы, подаренную гномами, предоставил Маттом Дому в Микорыте. Зато старый плащ с капюшоном лежал дома в комоде, а кольцо на изящной цепочке всегда было в кармане у хоббита. Бильбо вернулся домой 22 июня 1342 года на пятьдесят втором году жизни, и с тех пор в Шире не происходило ничего примечательного до того дня, когда господин Сумникс начал готовиться к празднованию своего стоодиннадцатилетия - в 1401 году по счету Шира. С этого момента и начинается наша история. О Летописях Шира Роль, сыгранная хоббитами в великих событиях конца Третьей Эпохи, пробудила в них интерес к собственной истории. Шир вошел в состав Воссоединенного Королевства. По этому поводу устные предания были собраны и записаны, положив начало Летописям Шира. Некоторые знатные хоббиты оказались причастны к великим делам, и теперь во многих семьях старательно изучались древние истории и легенды. В конце первого столетия Четвертой Эпохи в Шире насчитывалось уже немало библиотек, содержащих множество исторических трудов и хроник. Среди них отличались хранилища в Недовышках, в Смеалищах и в Брендинорье. Наше повествование о конце Третьей Эпохи заимствовано, главным образом, из Алой Книги Западного Крома хранившейся в Недовышках, в доме Очарованов, потомственных Дозорных Западного Крома. Предположительно, это подлинный личный дневник Бильбо, бывший с ним в Дольне. Фродо вернул его в Шир, существенно дополнил, а в 1420-21 годах дописал историю Войны. Она составила отдельный том, который и хранился вместе с тремя другими, переплетенными в красную кожу, подаренными дядей племяннику при расставании. Позже к этим четырем томам добавился пятый с комментариями, генеалогией и другими материалами, касающимися хоббитов - членов Братства Кольца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В равной мере любопытно, если думать о намерениях евангелистов в целом, сравнить то, что говорится тут о воскресении, с тем, что каждый из них говорит в необычайном повествовании, завершающем евангелия. Можно предполагать, что повествование Марка тут намеренно лаконично и неинформативно или же сокращено путем редакторского вмешательства в первоначальный материал (я склоняюсь к последнему, однако нам нет нужды опережать доводы из 14–й главы); рассказы о воскресении Иисуса у Матфея и Луки совершенно не вяжутся с нормальным современным западным восприятием того, о чем идет речь в представленном отрывке. Мы, конечно, могли бы сказать, что Матфей и Лука попросту включили в настоящий отрывок традиционный материал, хотя он и не соответствует тому, что было для обоих евангелистов кульминацией их повествования; однако такой довод выглядит довольно слабовато. Лука, в конце концов, успешно отредактировал версию Марка, касающуюся ответа Иисуса, сделав это очень осторожно; по–видимому, по ходу дела он мог внести сюда и другие изменения, если бы полагал, что этот текст противоречит рассказу о воскресении самого Иисуса, который предложен в главе 24 1342 . Тот факт, что Лука этого не делает, – а подобное можно сказать и о Матфее, – показывает, что здесь не все так просто. Это единственный случай у каждого из евангелистов, когда Иисус высказывается о том, что есть воскресение из мертвых; предположить же, что евангелисты попросту не обратили внимания на то, что эта столь важная часть учения противоречит тому, что они намеревались сказать об Иисусе, – это было бы слишком наивным. Иисус не «ушел на небеса» на Пасху; когда это происходит (и в Евангелии от Луки и в Деяниях Апостолов), Лука настойчиво говорит, что это не то же самое событие, что воскресение. Даже если бы мы думали, что такое разделение искусственно, Лука, по меньшей мере, не предполагает, что «воскресение» Иисуса состоит в том, что он поднялся на небеса и стал ангелом; нет никаких причин приписывать подобное мнение и Матфею.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РУССКИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Русские По представлениям господствовавшим до Октябрьского переворота 1917 г. под понятием " русские " ( " триединый русский народ " ) объединялись великороссы, малороссы ( украинцы ), белороссы ( белорусы ). Часть ученых этнологов и сегодня рассматривают украинцев и белорусов как субэтносы русского народа. Данный вопрос заслуживает отдельного рассмотрения. Ниже понятие русские будет использоваться в узком смысле, применительно к великорусской части русского народа (восточных славян ). Русские (самоназвание), великороссы, крупнейший по численности народ в Российской Федерации . Численность в Российской Федерации (тыс. человек, перепись 1989 ) - 119865,9 (81,5% населения). Расселены по всей территории Российской Федерации. За пределами Российской Федерации русские живут (тыс. человек) на Украине - 11355,6 (22% населения), в Казахстане - 6227,5 (37,8% населения), Узбекистане - 1653,5 (8% населения), Белоруссии - 1342 (13,2% населения), Киргизии - 916,6 (21,5% населения), Латвии - 905,5 (37,6% населения), Молдавии - 562 (13% населения), Эстонии - 474,8 (30% населения), Азербайджане - 392,3 (5,5% населения), Таджикистане - 388,5 (7,6% населения), Литве - 344,5 (9,3% населения), Туркмении - 333,9 (9,4% населения), Грузии - 341,2 (6,3% населения), Армении - 51,5 (1,5% населения), а также в США (1,0 млн. человек), Канаде и ряде других стран (всего около 1,4 млн. человек). Учитывая низкий уровень рождаемости (существенно ниже воспроизводства)и масштабные переселенческие процессы произошедшие после распада СССР , вышеприведенные цифры о численности русского населения устарели и нуждаются в уточнении. Русские говорят на русском языке славянской группы индоевропейской семьи. Русский алфавит - вариант кириллицы . Большинство верующих - православные, в том числе старообрядцы . Этническая история

http://drevo-info.ru/articles/1698.html

Как видно, были евреи, которые из личных побуждений переходили в христианскую веру, но без истинного убеждения, а только казались христианами, на самом же деле тайно держались прежнего своего вероисповедания. Эти евреи, по словам Вальсамона в толковании настоящего правила, больше всего делали то, за что подвергались обвинениям по каким-нибудь преступным делам и, желая избежать их или не платить долгов, обращались в христианство 1340 . Но причиною такого мнимого перехода в христианство было и то, что вследствие одного закона императора Льва Исаврянина (717–741) евреи принуждены были креститься и, следователено, из страха должны были принимать христианскую веру 1341 . А это было противно духу христианства, которое осуждает насилие человеческой совести и вообще осуждает всякий род вероисповедного прозелитизма 1342 . По тем или другим упомянутым побуждениям, евреи обращались в христианство, в действительности же было то, что обращение их производило соблазн в церкви, ибо они втайне осуждали христианскую веру, субботствовали и исполняли все, что и прежде, как евреи. Против этого соблазна издано настоящее правило, которое повелевает таковых евреев не считать за христиан, не признавать за ними никаких прав, ни церковных, ни гражданских, не крестить детей их. Относительно этого последнего, т.е. что не следует крестить детей этих мнимообращенных в христианство евреев, Вальсамон в толковании настоящего правила замечает, что и турки (A­ γαρηνο) нечто подобное тому, что и евреи, делали, и приводили своих детей к христианским священникам для крещения, смотря на крещение не как на таинство, но как на некое телесное лекарство ( δι θεραπεαν σωματικν) 1343 . В толковании 84 правила Трулльского собора Вальсамон разъясняет, как это завелось у турок. Во время патриарха Луки (1156–1169) пришли в Константинополь некоторые из турок, заявляя патриаршему синоду, что они христиане, ибо в детстве были крещены в своей земле христианскими священниками. На вопрос же, как это могло случиться, когда они следуют мухаммедову закону, отвечали, что существует у них обычай ( συνθει στι) крестить своих детей у православных священников ( παρ ορθοδξων ερων) потому, что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит как собака ( κατ κνας ζειν), пока не получит христианского крещения. Из этого собор заключил, что крещения, требуемого у христиан неверными, ищут последние не с добрым православным намерением, но ради телесного лечения, и не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, но как некое лекарство и чародейство ( ς φαρμακεαν επψδν). Таковое крещение, совершенно естественно, синод патриарший не мог признать правильным и потому определил, чтобы те турки, буде пожелали бы, были вновь крещены 1344 . Решение свое этот синод обосновал по аналогии на 8 правиле седьмого вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010