Сторон княжеских теперь не могло быть более в Новгороде, ибо нельзя стало более выбирать из многих князей; но существование сильных сторон боярских очевидно из рассказов летописца о внутренних делах Новгорода. Под 1342 годом летописец упоминает о смерти посадника Варфоломея, сына Юрия Мишинича; место его заступил прежний посадник Федор Данилович. Вскоре после этого Лука Варфоломеич, как видно сын умершего посадника, против воли Новгорода, не взявши благословения ни у митрополита, ни у владыки, собравши бродячих холопей, пошел за Волок на Двину, поставил городок Орлец и, набравши емчан, опустошил всю землю Заволоцкую по Двине, взял все погосты на щит; потом, отпустивши сына своего Оницифора на Вагу, выехал воевать только с двумястами человек и был убит заволочанами. Когда пришла в Новгород весть о смерти Луки, то черные люди встали на какого-то Андрюшку да на посадника Федора Даниловича, пограбили их домы и села, обвиняя их в убийстве Луки. Федор и Андрюшка убежали в Копорье и сидели там всю зиму до великого поста, когда возвратился с Ваги Оницифор и стал бить на них челом Новгороду. «Федор и Андрюшка заслали убить моего отца», – говорил он. Владыка и Новгород послали архимандрита с боярами в Копорье привести оттуда обвиненных; Федор и Андрей приехали и объявили: «Не думали мы на брата своего Луку, чтоб его убить, не засылали на него». Тогда Оницифор вместе с Матвеем собрали вече у св. Софии, а Федор и Андрей собрали другое вече на Ярославовом дворе; Оницифор и Матвей послали было на это вече владыку, но, не дождавшись его возвращения, ударили на Ярославов двор, были разбиты, Матвей Коска (Козка) с сыном попались в руки врагов, а Оницифор убежал с своими пособниками. Это случилось утром; а после обеда вооружился весь город, разделившись на две стороны; однако владыка Василий с великокняжеским наместником Борисом помирили граждан: крест был возвеличен, а дьявол посрамлен, говорит летописец. После этого, как видно, посадником был избран Евстафий Дворянинец; но в 1345 г. он был лишен посадничества, которое было отдано упомянутому выше Матвею Варфоломеевичу, по всем вероятностям дяде Оницифорову, сыну покойного посадника Варфоломея. «Божиею благодатию, – говорит летописец, – не было лиха между ними», т. е. между старым и новым посадником. Потом, как видно, Матвей опять скоро был свергнут и замещен Дворянинцем, по смерти которого видим в 1348 году посадником опять Федора Даниловича. В 1350 году Федор Данилович был свергнут, и посадничество отдано известному Оницифору Лукиничу, но этим дело не кончилось: скоро Федора выгнали с тремя братьями, пограбили домы их и всю Прусскую улицу; изгнанники отправились сперва во Псков, а потом в Копорье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Колонна превозносил роль Римских понтификов в «переносе» (translatio) империи от одного народа к другому. В своем трактате М. П., заимствуя иногда обширные куски из текста Колонны, трактует те же события с противоположной т. зр., подчеркивая неучастие Церкви в этом процессе. Трактат «О юрисдикции императора в брачных делах» (De iurisdictione imperatoris in causis matrimonialibus) - полемический труд, написанный в 1341 г. и посвященный конфликту Людовика Баварского с папой Римским Бенедиктом XII . Император хотел женить старшего сына Людвига на Маргарите Маульташ, дочери герцога Каринтии и графа Тироля. Однако невеста не смогла добиться безупречного с позиций канонического права развода с 1-м мужем, а кроме того, состояла в кровном родстве с женихом. Это стало причиной попыток понтифика воспрепятствовать бракосочетанию, которое все же состоялось в 1342 г. Труд М. П. имел целью доказать независимость императора в брачных вопросах от власти папы. Трактат с аналогичным названием в это же время написал Оккам. Соч. «Младший защитник» (Defensor minor) было создано М. П. незадолго до смерти (в 1341-1343) как своеобразное дополнение к трактату «Защитник мира» и оправдание его. По-видимому, трактат появился как ответ на критику экклезиологии М. П. со стороны его противников, выступавших в защиту Папского престола. Учение М. П. Под влиянием Аристотеля М. П. признавал 4 вида причин (материальные, формальные, целевые и действующие), а также 2 их качественных состояния (первичные и вторичные). Почти все современные ему авторы, писавшие о власти, концентрировались на целевой первичной причине всякого явления (так, для католич. св. Фомы Аквинского целевая причина земной власти - лучшая форма правления), М. П. в своих рассуждениях делал акцент на непосредственной (вторичной) действующей причине (непосредственная действующая причина земной власти - совокупность граждан) (Defensor pacis. I. VI 10). Такой подход в целом был аналогичен стратегии средневек. медицины. Для М. П. существовали 3 четко отделенные друг от друга сферы жизни: естественная, присущая всему живому; гражданская, присущая всем людям; вечная, присущая только христианам.

http://pravenc.ru/text/2562404.html

Говоря о золотоордынском иге над Русской землёй, следует отметить, что в истории известны “арабские философы половецкого или вообще тюркского происхождения, но никогда не было половецких татаро-монгольских философов, правоведов, теоретиков государственного устройства. Москва, очень охочая к перенятию ценного заграничного опыта, ничего не взяла у Золотой орды в сфере политики и идеологии” 11 . Важным источником, свидетельствующим об отношении золотоордынских ханов к Русской Церкви, являются ярлыки, выданные ханами Русским Митрополитам, которые, подобно князьям, также должны были являться в Золотую орду 12 . Оригиналы ярлыков до наших дней не сохранились, но в древнерусских сборниках сохранилось шесть ханских грамот 1267–1379 годов, которые были переведены на русский. В начале XV века в московской митрополичьей канцелярии при святителе Фотии (1408–1431) было составлено краткое собрание ярлыков, но дошли до нас тексты ярлыков в списке конца 60-х годов XV века 13 . Древнейший из ханских ярлыков Русской Церкви был дан, очевидно, ещё Батыем и затем был подтверждён 10 августа 1267 года ханом Менгу-Тимуром (1266–1280). В ярлыке Менгу-Ти­мура семья священника и все живущие “в едином дому” со священником освобождаются от уплаты поборов в пользу хана 14 . Таким образом, при Менгу-Тимуре положение Русской Церкви уравнялось с положением духовенства в других ранее покорённых татарами странах, где храмы и монастыри освобождались от всех налогов, а представителям ханской администрации не разрешалось расхищать их имущество. В первой половине XIV века, то есть столетие спустя после своего образования, Орда переживает расцвет экономической и политической жизни. Идёт активное развитие городов и городской культуры, более упорядоченной становится работа административных органов, чеканятся полновесные монеты. Немаловажную роль при этом играло поступление серебра за счёт “вы­хо­да” из русских земель. В это время к власти в Золотой орде пришёл хан Узбек-Гийас ад-дин Мухаммед (1313–1342), принявший ислам , став из степного хана мусульманским султаном. При хане Узбеке было приостановлено предоставление льгот Русской Церкви. В 1327 году при нём вспыхнуло восстание горожан в Твери. Поводом к возмущению явилось насилие по отношению к диакону, у которого ханские послы отняли “кобылицу тучну” 15 . Попытка ордынцев предъявить права на “подводу” в отношении церковных людей встретила в Твери единодушный отпор. Можно предположить, что восстание 1327 года в какой-то степени было связано с той политикой по отношению к Церкви, которую проводил на Руси хан-мусульманин Узбек.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Впрочем, у прот. Булгакова мы находим и такие слова, в которых он свидетельствует, что понятие «просопон’» у Гераклида не имеет ничего сходственного с понятием личности вообще. «Что же такое просопон’, – спрашивает о. Булгаков, – это многосмысленное и трудное понятие у Н.? Самое содержательное определение просопон’, которое мы находим у Гераклида, в связи с частыми его ссылками на Флп. 2:67 , есть форма или образ ( μορφ) существования той или другой природы (Le livre d’Heraclide, стр. 147), модальность (и в этом смысле понятие более общее, чем личность, и во всяком случае менее определенное)... Конечно, такое определение слишком абстрактно, оно не содержит в себе понятия живой личности, а лишь образ ее бытия, пустую форму» 1342 . Ввиду такого противоречия, которое вносится прот. Булгаковым в свое воззрение на «просопон’» вообще и в частности на «просопон’» единения, a также для пользы самого дела, мы считаем за лучшее рассмотреть те, приводимые о. Булгаковым выдержки из «Кн. Гераклида», в которых сам Несторий устанавливает свой взгляд на «просопон’» единения. Вот какие слова Нестория мы находим здесь: «просопон’ не существует без сущности, и однако сущность и просопон’ не одно и то же» 1343 . Но у Гераклида есть слова, которые свидетельствуют, что нет тождества у просопон’а и с ипостасью. «Я говорю, – пишет в «Кн. Гераклида» Несторий, – о двух природах, – одной, которая одевает, и другой, которая одевается. Каждая из них познается в различии природ не без просопон’ и ипостаси» 1344 . Из тех и других слов Нестория не только явствует, что понятие «просопон’» отлично от понятий природы и ипостаси, но с таким же отличием от сущности и ипостаси должно быть и «просопон’» единения для двух природ. Впрочем об этом свидетельствует Несторий в «Кн.. Гераклида» и положительным образом. «Единство просопон’ов, – говорит он, – имеет место в просопон’, а не в сущности и не в природе» 1345 . Имея в виду то же самое «просопон’» единения для двух естеств, Божеского и человеческого, Несторий пишет в «Кн. Гереклида»: «Одно и то же просопон’, но не сущности, ибо сущность образа Божия и сущность образа раба пребывают в их ипостасях» 1346 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Должно быть, перенесенные с Запада около этого времени, колокола на Востоке допускались к богослужебному употреблению не без колебания и не совсем охотно. Хотя от XI и XII вв. есть несколько известий об употреблении κδων " οв (колоколов, должно быть, небольшой величины [ 25 ], отсюда через порчу слова — кандия) в церквах Константинополя и Солуни [ 26 ], но еще Вальсамон в XII–XIII b. замечает по поводу бил: «у латинян существует другой обычай созывать народ в храмы, ибо они употребляют один знак, разумею кампан, который называют так от поля (κμπον), потому что, по их словам, как поле для желающего путешествовать не представляет препятствий, так и высокий удар медного кодона разносится всюду» [ 27 ]. (Словопроизводство Вальсамона для κμπανον не бесспорно; другие производят это слово от Кампании, доставлявшей лучшую медь для колоколов). И в начале XV b., Симеон Солунский говорит только о билах. Введенные и распространившиеся так поздно на Востоке колокола были запрещены турками (дозволены в Константинополе только в 1856 г.). — В России о колоколах упоминают летописи с XI b. (впервые с 1066 г.), но, по-видимому, как о большой и дорогой редкости: колокола служат военной добычей, их снимают князья, завоевавшие Киев и Новгород. В XIV b. (под 1394 г.) впервые упоминается о колокольне — в Пскове и о колокольных мастерах — в Москве (под 1342 и 1346 г., в Твери под 1403 г.) [ 28 ]. Вид благовеста к малой вечерне Церковный устав знает следующие виды благовеста (и вообще звона за богослужением): праздничный, воскресный, будничный трех степеней торжественности, постный и похоронный. Из этих видов благовеста (о которых будет сказано подробнее при соответствующих указаниях на них Типикона) [ 29 ] для малой вечерни назначается будничный наименее торжественный — в малый кампан (колокол). Такой благовест положен еще к повечерию, полунощнице и часам, одинаково как будничным, так и праздничным. Благовест сообразуется в торжественности не только с днем, но и со службой. Так как все указанные службы, исключая малую вечерню и полунощницу, одинаковы по строю в праздники и будни, то благовест к ним положен всегда одинаковый и наименее торжественный (по древнейшим уставам студийского типа в праздники эти службы, особенно часы, и вовсе отменялись).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Что ещё успел сделать Хрущёв? «Развенчал» на XX съезде КПСС «культ личности», создал в мipoboм общественном мнении устойчивый миф о «кровожадном тиране» Сталине (тот, что потом подхватили и на все лады разнесли Солженицын, а также Ростовский, Дудинцев и прочие подписанты письма Л.И. Брежневу с просьбой не реабилитировать Сталина), наложил запрет на любое упоминание имени Сталина в позитивном ключе. Причём пошёл на сознательную ложь, заявив: «Когда Сталин умер, в лагерях находилось до 10 млн. человек». На самом деле на 1 января 1953 г. в лагерях содержалось 1 727 970 заключенных, о чём Хрущёву в феврале 1954 г. представили справку, подписанную Генеральным прокурором, Министром внутренних дел и Министром юстиции СССР . В ней содержались точные данные о числе осужденных всеми видами судебных органов за период с 1921 г. по 1 февраля 1954 г. Таким образом, и в докладе ХХ съезду КПСС, и во множестве выступлений Хрущёв исказил истину сознательно, утверждает Сергей Георгиевич Кара-Мурза . Именно поэтому были подорваны позиции просоветских сил на Западе (так, после ХХ съезда тираж газеты французских коммунистов «Юманите» упал с 1 000 000 в 1956 г. до 80 000 экземпляров в 1957 г., а число коммунистов во французском парламенте сократилось со 150 до 7 депутатов ), ухудшились отношения с КНР и социалистической Албанией. «Сократил и реформировал» Советскую Армию, Военно-Морской Флот, органы госбезопасности и внутренних дел, да так, что офицеров – ветеранов Великой Отечественной войны – с их бесценным боевым опытом без пенсии увольняли на «гражданку». 1342 чекиста были преданы суду и приговорены к различным мерам наказания, включая расстрел, а места профессионалов заняли партаппаратчики-хрущёвцы. Были прекращены новейшие опытные разработки и не приняты на вооружение многие перспективные образцы вооружения (так, к середине 1956 г. на консервацию было поставлено 375 боевых кораблей, а на стапелях началась разборка недостроенных кораблей; из запланированных ранее 25 легких крейсеров проекта 68-бис («Свердлов») флот получил лишь 14) . Сократили присутствие советских войск за рубежом, в частности вывели войска из Австрии (1955), Финляндии (1956), Румынии (1958). Порт-Артур по выводу из него советских войск в мае 1955 г. был передан КНР. Прямо запрещена была оперативная разработка партсовноменклатуры, таким образом, руководителей и работников партийно-советских органов вывели из-под действия Закона. В довершение в 1960 г. было упразднено МВД СССР, а органы внутренних дел включили отделами в исполкомы местных Советов .

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/18/...

1342 Справедливости ради следует отметить, что Лактанций по причине своего бинитаризма и Воплощение рассматривает иногда как действие Святого Духа, сошедшего с небес в утробу Святой Девы (Descendens itaque de caelo sanctus ille Spiritus Dei sanctam Virginem, cujus utero se insinuaret, elegit. At illa divino Spiritu hausto repleta concepit, et sine ullo attactu viri repente virginalis uterus intumuit, Div. Inst., IV.12). 1344 Здесь, как и в случае с Новацианом (см. выше, глава IV § 4), соединяются две христологические схемы: «Слово – плоть» и «Слово – человек» (см. Div. Inst., IV.10–13). 1345 Dei virtus in eo ex operibus, quae fecit, apparuit; fragilitas hominis, ex passione quam pertulit. Лишь однажды Лактанций говорит, что Христос обладал«средней сущностью между Богом и человеком» (mediam inter Deum et hominem substantiam gerens, ibid., IV.13). В другом месте Лактанций поясняет, что речь идет не о смешении двух сущностей в нечто третье, но о срединном, посредническом положении Христа: «Он был Богом и человеком, находясь посередине между Богом и человеком» (Fuit igitur et Deus et homo, inter Deum atque hominem medius constitutus, ibid., IV.25). 1346 At illa (sc. sancta Virgo) divino Spiritu hausto repleta concepit, et sine ullo attactu viri repente virginalis uterus intumuit (Div. Inst., IV.12). Creatus est sine opera genitoris. Habebat enim spiritalem patrem Deum; et sicut pater spiritus ejus Deus sine matre, ita mater corporis ejus virgo sine patre (ibid., IV.25). 1347 Cum primum coepit adolescere, tinctus est a Joanne propheta in Jordane flumine, ut lavacro spiritali peccata non sua, quae utique non habebat, sed carnis, quam gerebat, aboleret; ut quemadmodum Judaeos suscepta circumcisione, sic etiam gentes baptismo, id est purifici roris perfusione salvaret. 1348 Est enim fragilis, et subjecta peccato: peccatum autem pabulum mortis est. Itaque idcirco mediator advenit, id est Deus in carne, ut caro eum sequi posset, et eriperet morti hominem, cujus est dominatio in carnem. Ideo carne se induit, ut desideriis carnis edomitis, doceret non necessitatis esse peccare, sed propositi ac voluntatis.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1335 Равным образом административный округ комита Востока был также расширен. 1336 Все это, казалось бы, было ничем иным, как более широким применением тех самых принципов, которые были положены в основу административной реформы; но под этим скрывалось нечто, неизмеримо худшее. Юстиниан надеялся своими указами изменить премии общественного управления, а между тем лихоимство чиновников продолжалось по-прежнему. Императорские законы, обнародовавшиеся с удивительной медленностью 1337 , соблюдались еще хуже. Все пороки, так сурово осужденные в указах 535 года, сохранились и процветали. И для доказательства этого нет надобности во множестве свидетельств историков, – так как Прокопия и Лидуса можно заподозрить в предвзятом осуждении и в ненависти, который в известной степени понижают ценность их сообщений 1338 – но сами официальные акты с поразительной точностью подтверждают рассказы хроникеров, и показывают на сколько бесплодными оставались добрые намерения Юстиниана. Каждая страница Новелл констатирует продолжающееся пороки византийской администрации. В 539 г. император 108. Мост на Сангариосе. выражает сожаление по поводу медленности, с которой вновь назначенные чиновники вступают в управление делами, оставляя вверенный им край в течение многих месяцев в забвении. 1339 Затем в 545, 553 и 556 гг. он указывает, на администраторов, бесстыдно обворовывающих общественное имущество, обращающих в свою пользу большую часть взимаемых ими денег, притесняющих сотней способов подвластных им людей и «в позорной страсти к наживе» заставляющих платить им за разрешение регистрации завещаний, совершение браков и даже за погребение. 1340 В 535 г. с целью сделать действительной ответственность администраторов, Юстиниан решил, что после оставления ими должности они должны оставаться в течение пятидесяти дней в месте пребывания своего управления; но это было совершенно неудачная мера, над которой чиновники открыто смеялись. В 539 г. пришлось прибегнуть к очень сильным выражениям, говорить об оскорблении Величества, чтобы заставить их повиноваться 1341 и, не смотря на это, они так плохо повиновались, что в 545 г. нужно было снова возобновить повеление. 1342 Низшие агенты администрации подражали примеру своих начальников: служащее в канцеляриях охотно шли на подкуп и требовали себе подарков 1343 ; делегаты центральных управлений, чины полиции, которую Юстиниан повелел упразднить, делали то же самое 1344 , и император вынужден был уполномочить своих подданных отказывать в подобных требованиях, хотя бы даже силой. Солдаты являлись для провинций настоящим бичом, а прохождение войск – источником нескончаемых прижимок. 1345 Финансовое управление притесняло выше всякой меры 1346 , а юстиция оставалась такой же, какой было до реформы, т.е. медленной, продажной и испорченной. 1347

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

«Время упадка схоластики. 14 в. Эпоха номинализма. Universalia sunt post rem Связь веры и знания, богословия и философии нарушается. Церковное учение и Аристотель не сходятся в истине. Церковные догматы сохраняют значение не подлежащих сомнению, но недоказуемых из разумных оснований истин. Более основательное изучение Аристотеля приводит к познанию его истинных взглядов, отклоняющихся от того, что в них вкладывать Фома. Поворот к изучению природы —710— 2) Обоснование номинализма Вильгельмом Оккамом (францисканец. † 1347. Doctor invincibilis, venerabilis inceptor) 3) Судьба номинализма Томисты и скотисты (Фома Брадвардин Кентерберийский и Вальтер Охфордский) полемизируют с номинализмом. В 1339 г. за прещение Парижского университета читать по руководствам Оккама. Многие францисканцы, доминиканцы (Арманд Бове † 1340 и Роберт Голькот † 1342) и августинцы (Фома Страсбургский † 1357, Григорий Ри- —712— минский) следуют новому учению. Эдикт Людовика XI в 1473 г. клятвенно обязывает всех профессоров Парижского университета держаться реализма 1481 г. – начало терпимости к номинализму в Париже. Выдающиеся номиналисты 14 в.: Иоанн Буридан (Supra summulos, pons asini gen.), Марсилий Ингенский. Номиналисты, наскучив стеснением умов, стремятся к основанию новых университетов Буридан и основание Венского университета в 1865 г. Марсилий соучастник в основании Гейдельбергского университета (1392 г.). Последний номиналистической схоластик Габргель Биль в Тюбингене Его Коллекториум отпечатан в 1512 г.». Схемы философского развития в средние века составлены автором по Эрдману (Grundriss der Geschichte der Philosophie) и Прантлю (Geschichte der Logik im Abendlande). Переходим к последнему намыленному примеру из новой философии. «Рационализм во Франции и Нидерландах. 17 столетие. Общие данные: Ничтожное развитие реформации во Франции. Кальвинизм и Янсенизм. Большое влияние сочинений Августина. Религиозный индифферентизм и светский скептицизм. Громадное влияние математики на философию. в) Гносеологическое обоснование системы: Dubito de omnibus.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во всяком случае, будучи явлением порядка нравственного, не отрицая, а напротив, именно предполагая присутствие любви к Богу и ближнему в душе «ревнителя», действие силы θυμο’ς в описанном смысле лишено характера какого-либо личного возмездия за оскорбление или нарушение каких-либо внешних прав и преимуществ. Имея в видисправление ближнего 1335 , действие θυμο’ς в указанном смысле оказывается собственно попечительностью ( κηδεμονι’α) о его истинном благе, но ни в коем случае не нарушением этого последнего. Если и приходится такому ревнителю употреблять по отношению к нарушителю славы Божией какие-либо ограничительные и карательные меры, то их значение и цель собственно педагогически-исправительные. В этом отношении они могут быть уподоблены горькому лекарству ( φαρμα’κου ε’δος), неприятному, но необходимому для восстановление здоровья болящего, и собственно в этих видах и предписываемому врачом 1336 . Отличительными качествами проявляющейся в таком направлении силы θυμο’ς являются благоразумие 1337 и справедливость 1338 . Отсюда психическими элементами, входящими в состав анализируемого феномена, оказываются прежде всего негодование в добром, бескорыстном смысле этого слова, а также скорбь о человеке, вызвавшем своим отдельным поступком или целым поведением реакцию силы θυμο’ς 1339 . Описанное нами должное, желательное проявление силы θυμο’ς называется иногда–и нередко – также словам ργη’ 1340 , – т. е. тем самым термином, который специально употребляется для обозначение греховного аффекта, одной из восьми главных, основных «страстей». В этом общем смысле ργη’ отмечает собою то устойчиво возбужденное, напряженное состояние человеческого духа, которое проистекает от избытка и бодрости сил человека 1341 . Само по себе оно не носит в себе нравственной определенности, которая основывается только на направлении воли человека 1342 . При осуществлении цели богоподобия, в подчинении разуму, ργη’ оказывается состоянием не только безгрешным 1343 , но и прямо желательным, как орудие при достижении человеком высших религиозно-нравственных целей – в деле воспитания христианских добродетелей 1344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010